заключение федерального государственного экологического надзора что это
Заключение федерального государственного экологического надзора что это
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:
федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;
регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:
1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):
следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:
поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;
водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;
водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;
внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;
производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:
в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;
в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;
в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;
производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;
производственных объектов, являющихся:
пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;
морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;
объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);
объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;
объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;
производственных объектов, на которых эксплуатируются:
ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;
радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:
к объектам I категории;
к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;
производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:
вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);
классификации промышленных объектов и производств;
соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).
В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).
4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).
8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;
2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.
10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.
11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заключение федерального государственного экологического надзора что это
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
от 28 июня 2019 года N 347
В целях урегулирования действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора и по выдаче заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства
утвердить методические рекомендации по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства согласно приложению к настоящему приказу.
Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
от 28 июня 2019 года N 347
Методические рекомендации по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства
2. Рекомендации определяют процедуру осуществления федерального государственного экологического надзора и выдачи заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении:
2.1. объектов капитального строительства, расположенных:
2.1.1. в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
2.1.2. на континентальном шельфе Российской Федерации;
2.1.3. во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;
2.1.4. на землях особо охраняемых природных территорий;
2.1.5. на искусственных земельных участках на водных объектах;
2.2. объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
3. Федеральный государственный экологический надзор в отношении объектов, указанных в пункте 2 рекомендаций, осуществляется путем проведения внеплановых выездных проверок по месту размещения таких объектов территориальным органом Росприроднадзора, осуществляющим полномочия на соответствующей территории либо иным территориальным органом по поручению центрального аппарата Росприроднадзора.
Выдача заключения органа федерального государственного экологического надзора осуществляется территориальным органом Росприроднадзора, на территории осуществления полномочий которого размещены объекты, указанные в пункте 2 рекомендаций, либо иным территориальным органом по поручению центрального аппарата Росприроднадзора.
4. Основанием для проведения проверки является поступление в Росприроднадзор (его территориальный орган) заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя, физического лица о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий (заявления о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора) (пункт 1.1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
5.1. данные о юридическом лице (наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН), физическом лице (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, ИНН);
5.2. наименование и адрес (местонахождение) объекта капитального строительства;
5.3. период производства работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
6. Заявления могут направляться в территориальный орган Росприроднадзора, осуществляющий полномочия на соответствующей территории, в иной территориальный орган, либо в центральный аппарат Росприроднадзора.
7. В случае поступления заявления от юридического лица, физического лица в территориальный орган Росприроднадзора, осуществляющий полномочия на соответствующей территории, такой территориальный орган в течение 3 рабочих дней с момента получения заявления информирует центральный аппарат Росприроднадзора о получении заявления и направляет его копию.
8. В случае поступления заявления от юридического лица, физического лица в центральный аппарат Росприроднадзора центральный аппарат Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с момента получения заявления обеспечивает направление заявления в территориальный орган, осуществляющий полномочия на соответствующей территории, либо дает поручение иному территориальному органу Росприроднадзора.
9. В случае поступления заявления от юридического лица, физического лица в территориальный орган Росприроднадзора, не осуществляющий полномочия на соответствующей территории, такой территориальный орган в течение 3 рабочих дней с момента получения заявления:
9.1. информирует центральный аппарат Росприроднадзора о получении такого заявления и направляет его копию;
9.2. направляет заявление в территориальный орган Росприроднадзора, осуществляющий полномочия на соответствующей территории.
10. Центральный аппарат Росприроднадзора в течение 3 рабочих дней после поступления информации в случаях, указанных в пунктах 8, 9.1 рекомендаций, вправе принять решения:
10.1. о направлении поручения о проведении проверки в иной территориальный орган Росприроднадзора, не осуществляющий полномочия на соответствующей территории;
10.2. о включении в состав комиссии по проведению проверки сотрудников центрального аппарата Росприроднадзора.
11. В течение 7 рабочих дней после получения территориальным органом заявления уполномоченное должностное лицо территориального органа Росприроднадзора осуществляет подготовку проекта приказа о проведении внеплановой выездной проверки.
При наличии соответствующего поручения в указанный проект приказа в качестве лиц, уполномоченных на проведение проверки, включаются представители центрального аппарата Росприроднадзора.
Приказ подписывается руководителем (заместителя руководителя в соответствии с распределением полномочий) территориального органа Росприроднадзора.
12. Проверка проводится в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, Положения и Регламента.
13. При осуществлении федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 2 рекомендаций, предметом проверки является соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы.
14. Перед проведением проверки должностное лицо Росприроднадзора, уполномоченное на проведение проверки, рассматривает имеющиеся в распоряжении Росприроднадзора материалы и документы, относящиеся к проверяемому объекту, в том числе:
14.1. выданные заключения государственной экологической экспертизы;
14.2. проектную документацию на строительство, реконструкцию объектов, указанных в пункте 2 рекомендаций, в отношении которой получено заключение государственной экологической экспертизы.
15. В ходе проведения проверки должностное лицо Росприроднадзора, уполномоченное на проведение проверки, при необходимости запрашивает у проверяемого лица документы и (или) информацию, необходимые для достижения целей проверки, в том числе:
15.1. материалы, содержащие информацию о выполнении мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, в том числе мероприятий по:
15.1.1. очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов;
15.1.2. предотвращению аварийных сбросов сточных вод;
15.1.3. охране атмосферного воздуха;
15.1.4. оборотному водоснабжению (для объектов производственного назначения);
15.1.5. охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;
15.1.6. сбору, утилизации, обработке, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов;
15.1.7. охране недр (для объектов производственного назначения);
15.1.9. минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;
15.1.10. рациональному использованию и охране водных объектов;
15.1.11. сохранению водных биологических ресурсов (в том числе по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, по воспроизводству водных биологических ресурсов) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);
15.2. информацию о выполнении программы производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях;
15.3. акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).
16. В случае если по результатам проверки установлено, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществлены физическим лицом, юридическим лицом в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнены все мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренные проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы, должностное лицо Росприроднадзора, проводившее проверку, готовит заключение органа федерального государственного экологического надзора, которое прилагается к акту проверки.
17. Заключение органа федерального государственного экологического надзора содержит:
17.1. данные о юридическом лице (наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН), физическом лице (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, ИНН);
17.2. наименование объекта капитального строительства, указанного в пункте 2 рекомендаций, и его адрес (местонахождение);
17.3. реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации;
17.4. период производства работ по строительству (реконструкции) объекта;
17.5. основание выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора (часть 7 статьи 54, пункт 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
17.6. вывод заключения (информация об осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы);
17.7. реквизиты приказа об утверждении заключения.
18. Рекомендуемая форма заключения органа федерального государственного экологического надзора приведена в приложении к рекомендациям.
19. Заключение органа федерального государственного экологического надзора оформляется в 2 экземплярах и подписывается должностным лицом, проводившим проверку.
20. Заключение органа федерального государственного экологического надзора утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя в соответствии с распределением полномочий) территориального органа Росприроднадзора, проводившего проверку.
21. Один экземпляр заключения органа федерального государственного экологического надзора вручается (направляется) проверяемому лицу вместе с экземпляром акта проверки. Второй экземпляр заключения хранится в территориальном органе Росприроднадзора.
22. Копия заключения органа федерального государственного экологического надзора и копия приказа об его утверждении в течение 5 рабочих дней после подписания направляется территориальным органом в центральный аппарат Росприроднадзора.
23. В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований, указанных в пункте 13 рекомендаций, должностные лица Росприроднадзора выдают предписание физическому лицу, юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и принимают меры по надзору за устранением выявленных нарушений.