заключение цпмпк о создании специальных условий гиа что это
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Москвы
Предоставление услуги «Запись на ЦПМПК г. Москвы» осуществляется исключительно в электронном виде на Портале mos.ru строго через Личный кабинет родителя, законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя) обучающегося. Подача заявления из Личного кабинета ребенка, третьих лиц не допускается.
Запись к руководителю ЦПМПК г. Москвы
Контакты ЦПМПК г. Москвы
8 (499) 322-34-30
info.cpmpk@mcko.ru
Руководитель ЦПМПК г.Москвы: Дониченко Ольга Георгиевна
Время удобное для обращения: 1, 2, 4 среда, 16:00-18:30
ул. Долгоруковская, д.5 (вход со стороны ул. Фадеева, д.2)
Обратная связь
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ ЦПМПК г. МОСКВЫ
График работы ЦПМПК г. Москвы
Адрес
День приёма
Время приёма
ул. Долгоруковская, д. 5 (вход со стороны ул. Фадеева, д. 2)
2-й Верхний Михайловский проезд, д. 9а
Зеленоград, корпус 1128
Режим работы ЦПМПК г. Москвы – КРУГЛОГОДИЧНО
Обследование обучающихся проводится согласно предварительной электронной записи на Официальном сайте Мэра Москвы MOS.RU
https://www.mos.ru/pgu/ru/services/link/1450/
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОНФЛИКТНАЯ КОМИССИЯ
В случае несогласия родителей (законных представителей) с заключением ЦПМПК г. Москвы и возникновении спорных вопросов, родитель (законный представитель) имеет право обжаловать решение в межведомственной конфликтной комиссии в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 28.05.2015 №245 «О межведомственной конфликтной комиссии центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы».
Основанием для проведения заседания межведомственной конфликтной комиссии является письменное обращение родителей (законных представителей) обучающегося. Родитель (законный представитель) обращается с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК г. Москвы.
Прием заявлений на проведение межведомственной конфликтной комиссии на бланке установленного образца производится на территории ЦПМПК по адресу Долгоруковская, д.5.
Межведомственная конфликтная комиссия проводится ежемесячно, 3 среда. О дате, времени и месте проведения комиссии родитель (законный представитель) информируется дополнительно. Дата заседания комиссии не может быть назначена позднее одного месяца со дня поступления письменного обращения родителей (законных представителей) обучающегося.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦПМПК г. МОСКВЫ
Работа ЦПМПК г. Москвы осуществляется на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее – Положение о ПМПК), приказа Департамента образования и науки г. Москвы от 11.11.2021 № 678 «О совершенствовании работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы».
Основными направлениями деятельности комиссии* являются:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Комиссия имеет право**:
1. запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
2. осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания обучающихся в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей).
* п. 10 приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
** п. 12 приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Перечень документов, необходимых для прохождения ЦПМПК г. Москвы, размещен на Портале mos.ru на странице «Запись на ЦПМПК г. Москвы» https://www.mos.ru/pgu/ru/services/link/1450, а также на сайте Московского центра качества образования (далее – МЦКО) в разделе «ЦПМПК г. Москвы» https://mcko.ru/pages/vzaim_mskobr.
Решение о проведении обследования онлайн принимается на территории ЦПМПК Долгоруковская по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 5, на основании письменного заявления родителя (законного представителя) обучающегося.
Для прохождения обследования онлайн оборудование со стороны обучающегося должно отвечать следующим техническим требованиям:
Заключение цпмпк о создании специальных условий гиа что это
Запись на получение консультации или заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях, специальные условия при проведении государственной итоговой аттестации.
Услуга доступна родителям (законным представителям) и работникам образовательных организаций.
Для прохождения обследования и консультирования присутствие ребенка в ЦПМПК обязательно (кроме услуги: консультирование работников образовательных организаций).
Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для прохождения комиссии необходимо оформить медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса.
Перед подачей заявления о предоставлении услуги необходимо проверить актуальность сведений, размещенных в личном кабинете, о Вас и Вашем ребенке (в том числе документы) и при необходимости скорректировать их.
Для получения консультации предоставление медицинского заключения о состоянии здоровья не требуется.
Прием заявлений осуществляется в течение всего календарного года.
В случае возникновения вопросов о порядке прохождения ЦПМПК г. Москвы можно обратиться по телефону: +7 (499) 322-34-30.
Письмо Минпросвещения России от 25.02.2019 N 07-1267 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования»)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 25 февраля 2019 г. N 07-1267
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, разработанные Федеральным ресурсным центром психолого-медико-педагогической комиссии.
Директор департамента
Е.А.СИЛЬЯНОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОМИССИЙ О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации в составлении заключений о необходимости создания специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Особое внимание уделено обеспечению стандартизованного подхода при проведении обследования с целью определения выше указанных условий.
В методических рекомендациях приводятся конкретные методики и образцы документов, которые могут быть использованы при проведении обследования.
В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрено определение специальных условий сдачи государственной итоговой аттестации за курсы основного общего или среднего общего образования.
Понятие «условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития» обучающихся при проведении государственной итоговой аттестации» поименовано в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 и N 190/1512 соответственно.
Несмотря на то, что многие психолого-медико-педагогические комиссии сегодня проводят обследования с целью определения специальных условий сдачи государственной итоговой аттестации, алгоритм такого обследования не ясен, отсутствует единообразие в формулировках, которыми пользуются специалисты при формировании заключений. Это, зачастую, осложняет процедуру государственной итоговой аттестации для детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации при проведении обследования с целью определения условий сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Методические рекомендации будут также полезны специалистам региональных центров обработки информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК
В ЧАСТИ ГИА
В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.
ПМПК работает в полном соответствии с ФЗ-273, Положением о ПМПК и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе «Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части ГИА для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью и др.» данного документа.
Задачи, стоящие перед ПМПК в части ГИА:
— комплексная диагностика психофизических особенностей развития и возможностей обучающихся с целью определения необходимости создания условий при проведении ГИА;
— подбор условий при проведении ГИА, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, возможности обучающихся.
В соответствии с частью 16 статьи 2 ФЗ-273 к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. При этом согласно части 1 статьи 79 ФЗ-273 содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Учитывая, что исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются ПМПК лицами с ОВЗ, отсутствует, ПМПК принимает решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения в ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения.
Согласно пункту 23 Положения о ПМПК заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) обучающихся рекомендательный характер.
Предоставленные родителями (законными представителями) обучающихся рекомендации ПМПК являются основанием для создания ОИВ особых условий для обучения и воспитания детей.
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября
2018 г. N 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования»
II. Формы проведения ГИА и участники ГИА
11. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
III. Итоговое собеседование по русскому языку
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
— проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
— беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
— увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;
— организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
— присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
— использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;
— оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА);
— привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА);
— оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
— копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
— выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
Рекомендации по организации и проведению итогового
собеседования для органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих государственное
управление в сфере образования
(Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 29 декабря 2018 г. N 10-987 «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году»)
Основанием для изменения минимального количества баллов за выполнение всей работы для данной категории участников итогового собеседования являются соответствующие рекомендации ПМПК.
Ниже приводится таблица, которая может быть рекомендована ПМПК в использовании при определении необходимости изменения минимального количества баллов за выполнение всей работы для отдельной категории участников итогового собеседования.
Категории участников итогового собеседования с ОВЗ,
инвалидностью, особенности психофизического развития
которых не позволяют выполнить им все задания
итогового собеседования
Методические рекомендации
по подготовке и проведению государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего
образования в 2019 году
(Приложение 12 к письму Рособрнадзора от 29 декабря 2018 г. N 10-987 «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году»)
Таблица 1. Формы проведения ГВЭ, доступные для выбора разным категориям участников ГВЭ
2. Проведение ГВЭ для участников с ОВЗ, инвалидностью
Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ, инвалидностью увеличивается на 1,5 часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, выдачу ЭМ участникам ГВЭ, заполнение ими регистрационных полей бланков). При продолжительности выполнения экзаменационной работы 4 часа и более организуется питание обучающихся.
Для каждого участника организуется отдельное рабочее место для подготовки к ответу. Участники ГИА могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи (наличие медицинского документа, рекомендаций ПМПК), а также необходимое техническое оборудование для выполнения заданий (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, лупа или иное увеличительное устройство, специальные чертежные инструменты и др.).
Обучающиеся с НОДА и дисфункцией речевого аппарата, тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей) могут выполнять письменную работу на компьютере.
При проведении ГВЭ могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ необходимую техническую помощь (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении) с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
При проведении экзамена для слепых обучающихся предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер без выхода в сеть «Интернет» (при необходимости), а также информации по сдаваемому учебному предмету.
Для проведения экзамена для слабовидящих обучающихся ЭМ предоставляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
3. Особенности ЭМ ГВЭ (письменная форма)
Общие требования к ГВЭ по русскому языку
Таблица 3. Распределение ЭМ материалов по категориям участников ГВЭ по русскому языку
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100-ые номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400-ые номера вариантов ЭМ).
Участники ГВЭ с ОВЗ:
1. Обучающимся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение (100-ые и 400-ые номера вариантов).
2. Слепым обучающимся, слабовидящим и поздноослепшим обучающимся, владеющим шрифтом Брайля, предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием (600-ые номера вариантов) или сочинение (300-ые и 600-ые номера вариантов). ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы. ЭМ переведены на шрифт Брайля.
3. Глухие обучающиеся, участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам, с ТНР могут выбрать изложение (сжатое или подробное по выбору выпускника) с творческим заданием (500-ые номера вариантов) или сочинение (200-ые номера вариантов). ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ.
При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.
4. Для обучающихся с РАС предлагается диктант с особыми критериями оценивания (700-ые номера вариантов).
В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и литеры должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям.
ГВЭ по русскому языку в форме сочинения
Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.
ГВЭ по русскому языку в форме изложения
с творческим заданием
Задание предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту, творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена).
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения ГВЭ-9 по русскому языку специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.
Слабослышащим и позднооглохшим обучающимся, глухим обучающимся, участникам ГИА с ЗПР, обучающимся по адаптированным основным образовательным программам, с ТНР после второго чтения текста участникам предоставляется текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст изложения и обучающиеся приступают к написанию изложения.
ГВЭ по русскому языку в форме диктанта
Таблица 4. Распределение ЭМ по категориям участников ГВЭ по математике
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября
2018 г. N 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования»
II. Формы проведения ГИА и участники ГИА
10. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
III. Итоговое сочинение (изложение)
19. Итоговое сочинение (изложение) проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Рособрнадзором.
20. Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:
— обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья;
— дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
— проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
— организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
— беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
— присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки;
— использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
— оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающем аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
— привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);
— оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);
— копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);
— выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
Методические рекомендации
по автоматизированной процедуре проведения государственного
выпускного экзамена по образовательным программам среднего
общего образования в 2019 году
(Приложение 2 к письму Рособрнадзора от 29 декабря 2018 г. N 10-987 «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году»)
Таблица 1. Формы проведения ГВЭ, доступные для выбора разным категориям участников ГВЭ