заколающий вола то же что убивающий человека
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ис. 66:3
Свт. Кирилл Александрийский
Беззаконник же жряй ми телца, яко убиваяй пса: и приносяй семидал, яко кровь свиную: даяй ливан в память, аки хулник. И тии избраша пути своя, и мерзости их, яже душа их изволи
Прп. Ефрем Сирин
Жряй ми телца, яко убиваяй мужа, и закалай в жертву агнца, яко закалаяй пса. Это подобно сказанному у Малахии; и требуху (помет) раскидаю на лица ваши (Мал. 2:3). Пророки называют скверными жертвоприношения Иудеев. Исаия уподобляет их трупам людей и псов, а Малахия, последний из пророков, считает их пометом животных, и как бы с гневом бросает его в лицо приносящим. И тии избраша пути своя, и мерзости (идолы) их, яже душа их изволи, то есть такими жертвами услаждается душа Иудеев, и они пребывают в обольщении.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Блж. Иероним Стридонский
По уничтожении алтаря и храма земного, построенного рукою человеческою, справедливо отменяются и жертвы у иудеев, чтобы они не могли сказать: мы не столь неразумны, чтобы думать, что Бог может ограничиваться местом, но в отделенном для жертвоприношения месте приносим Богу жертвы, предписанные законом. Итак Обитатель неба или вернее Творец всего, говорящий, что Он не имеет храма на земле, принимает, вместо храма, человека смиренного и покойного и трепещущего пред словами Его, согласно с оным [изречением] апостола: храм Божий есте и Дух святый живет в вас. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог. Храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор. 3:16-17). Следовательно, кто смирен и покоен и трепещет пред словами Божиими, на того взирает Господь, и можно понимать как сказанное о нем то, что предрекается под лицом земли: земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу (Пс. 75:9-10). Ибо обитатели ее, вместо которых μετωνομιχώς (метонимически) называется земля, принимая во внимание суд Божий, стараются о покое от злых дел, и сидя в доме, покоятся вечною субботою, чтобы не двигаться к рабскому делу греха, как некогда строители башни двигали ноги свои от востока и оставили возшедший свет истины. Они не слушали того, что говорится Каину: согрешил еси, умолкни (Быт. 4:7), но [жили] согласно с Притчами Соломона (Притч. 1:33): «слушающий Бога будет жить безопасно и будет спокоен от страха пред всяким злом». Смиренный же и бедный и сокрушенный духом есть тот, о коем написано: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Мф. 5:3). И в другом месте: блажен разумеваяй на нища и убога (Пс. 40:1). И еще: Дух Господень на Мне. Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя (Ис. 61:1). Следующего же затем по изданию вульгаты: беззаконик же, в еврейском нет, но просто присоединяется и говорится: закалающий вола подобен убивающему человека, что и в другом месте написано: милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения (Ос. 6:6). И Малахиею [написано]: сия, яже ненавидех, твористе, покрывасте слезами олтарь Мой. Еще ли достойно призрети на жертву вашу и прияти приятно из рук ваших (Мал. 2:13)? Пусть слушают иудеи, что Бог ищет не жертв, а духа приносящих. И закалающий мелкий скот подобен, говорит, убивающему пса. Поэтому и чрез Моисея написано: да не принесеши мзды блудничи ниже цены песии в доме Бога твоего (Втор. 23:18). И прекрасно сопоставляются пес и блудница, потому что то и другое существо похотливо. И вместе с тем мы должны обратить внимание на то, что не сказано: „закалающий овна подобен закалающему пса“, но говорит: [подобен] убивающему пса. Это слово не прилагается к жертвоприношениям, но к тому, что умерщвляется непозволительным образом. Приносящий дар и жертву подобен приносящему свиную кровь, что воспрещается также и Законом (Лев. 11); (Втор. 14), — таковы жертвы иудеев. Приносящий ладан подобен богохульствующему или благословляющему идола. Может быть и следующий смысл: после Сына Моего, который пришел кротким и нищим, сидя на осленке, Я не хочу мяс, гнушаюсь жертв и жертвенных приношений иудейских, отвергаю тени Закона, потому что Мне приятна истина Евангелия. Если же так говорится, что после света Евангелия прежнее богопочитание остается в облаке; то что ответят те верующие из иудеев, которые думают, что они без вреда для себя могут приносить телесные жертвы?
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.
Лопухин А.П.
Они избрали собственные свои пути… а не пошли по пути заповедей Божиих, правильное исполнение которых требовало, прежде всего, соответствующего внутреннего настроения, вместо которого у них были налицо совершенно иные, противоположные мысли и чувства. За все это Господь изрекает Свой праведный суд на беззаконников, о чем и говорится в следующем стихе.
Толковая Библия.
Книга пророка Исаии, глава 66 Исаия, гл 66
Так говорит Господь: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Где же построите вы дом для Меня и где место покоя Моего? Ибо все это сотворила рука Моя, и все это было, – говорит Господь. – А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. Беззаконник же, закалывающий вола, – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам в память – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути и душа их находит удовольствие в мерзостях их, так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал – и не было отвечающего, говорил – и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне». Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: «Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: „Пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселье ваше“. Но они будут постыжены». Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим. Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слышал такое? Кто видел подобное этому? Возникала ли страна в один день? Рождался ли народ в одночасье, как Сион, – едва начал родами мучиться, родил сынов своих? «Доведу ли Я до родов и не дам родить? – говорит Господь. – Или, давая силу родить, заключу ли утробу?» – говорит Бог твой. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ибо так говорит Господь: «Вот, Я направляю к нему мир, как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень». И откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и негодование Свое – с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякой плотью, и много будет пораженных Господом. «Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо, и мерзость, и мышей, – все погибнут, – говорит Господь. – Ибо Я знаю деяния их и мысли их. И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей. И они возвестят народам славу Мою, и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу – на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах – на святую гору Мою, в Иерусалим, – говорит Господь, – подобно тому как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, – говорит Господь, – ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, – говорит Господь, – так будет и семя ваше, и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, – говорит Господь, – и будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти».
Толкование на Исаия 66:3
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Исаия 66:3 / Ис 66:3
Ефрем Сирин (
Жряй ми телца, яко убиваяй мужа, и закалай в жертву агнца, яко закалаяй пса. Это подобно сказанному у Малахии; и требуху (помет) раскидаю на лица ваши (Мал. 2:3). Пророки называют скверными жертвоприношения Иудеев. Исаия уподобляет их трупам людей и псов, а Малахия, последний из пророков, считает их пометом животных, и как бы с гневом бросает его в лицо приносящим. И тии избраша пути своя, и мерзости (идолы) их, яже душа их изволи, то есть такими жертвами услаждается душа Иудеев, и они пребывают в обольщении.
Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.
Иероним Стридонский (
Заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их
По уничтожении алтаря и храма земного, построенного рукою человеческою, справедливо отменяются и жертвы у иудеев, чтобы они не могли сказать: мы не столь неразумны, чтобы думать, что Бог может ограничиваться местом, но в отделенном для жертвоприношения месте приносим Богу жертвы, предписанные законом. Итак Обитатель неба или вернее Творец всего, говорящий, что Он не имеет храма на земле, принимает, вместо храма, человека смиренного и покойного и трепещущего пред словами Его, согласно с оным [изречением] апостола: храм Божий есте и Дух святый живет в вас. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог. Храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор. 3:16−17). Следовательно, кто смирен и покоен и трепещет пред словами Божиими, на того взирает Господь, и можно понимать как сказанное о нем то, что предрекается под лицом земли: земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу (Пс. 75:9−10). Ибо обитатели ее, вместо которых μετωνομιχώς (метонимически) называется земля, принимая во внимание суд Божий, стараются о покое от злых дел, и сидя в доме, покоятся вечною субботою, чтобы не двигаться к рабскому делу греха, как некогда строители башни двигали ноги свои от востока и оставили возшедший свет истины. Они не слушали того, что говорится Каину: согрешил еси, умолкни (Быт. 4:7), но [жили] согласно с Притчами Соломона (Притч. 1:33): «слушающий Бога будет жить безопасно и будет спокоен от страха пред всяким злом». Смиренный же и бедный и сокрушенный духом есть тот, о коем написано: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Мф. 5:3). И в другом месте: блажен разумеваяй на нища и убога (Пс. 40:1). И еще: Дух Господень на Мне. Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя (Ис. 61:1). Следующего же затем по изданию вульгаты: беззаконик же, в еврейском нет, но просто присоединяется и говорится: закалающий вола подобен убивающему человека, что и в другом месте написано: милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения (Ос. 6:6). И Малахиею [написано]: сия, яже ненавидех, твористе, покрывасте слезами олтарь Мой. Еще ли достойно призрети на жертву вашу и прияти приятно из рук ваших (Мал. 2:13)? Пусть слушают иудеи, что Бог ищет не жертв, а духа приносящих. И закалающий мелкий скот подобен, говорит, убивающему пса. Поэтому и чрез Моисея написано: да не принесеши мзды блудничи ниже цены песии в доме Бога твоего (Втор. 23:18). И прекрасно сопоставляются пес и блудница, потому что то и другое существо похотливо. И вместе с тем мы должны обратить внимание на то, что не сказано: „закалающий овна подобен закалающему пса“, но говорит: [подобен] убивающему пса. Это слово не прилагается к жертвоприношениям, но к тому, что умерщвляется непозволительным образом. Приносящий дар и жертву подобен приносящему свиную кровь, что воспрещается также и Законом (Лев. 11); (Втор. 14), — таковы жертвы иудеев. Приносящий ладан подобен богохульствующему или благословляющему идола. Может быть и следующий смысл: после Сына Моего, который пришел кротким и нищим, сидя на осленке, Я не хочу мяс, гнушаюсь жертв и жертвенных приношений иудейских, отвергаю тени Закона, потому что Мне приятна истина Евангелия. Если же так говорится, что после света Евангелия прежнее богопочитание остается в облаке; то что ответят те верующие из иудеев, которые думают, что они без вреда для себя могут приносить телесные жертвы?
Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их
В этих двух стихах заключается самое решительное осуждение лицемерного и бездушного обрядоверия, которое вместо искомого оправдания пред Богом влечет за собой только еще большее осуждение. Место это, по своему содержанию и тону, весьма близко напоминает подобное же место из пролога книги пророка Исаии (Ис. 1:11−15). Пророк не щадит здесь красок, чтобы возможно сильнее изобразить всю бесплодность и даже «мерзость» в очах Божественной правды подобного рода жертв: он или сравнивает их с прямыми преступлениями, даже с человекоубийством («закалающий вола — то же, что убивающий человека…»), или ставит на одну доску с тем, что считалось у евреев нечестным и гнусным (Втор. 14:8; ср. Мф. 7:6).
Они избрали собственные свои пути… а не пошли по пути заповедей Божиих, правильное исполнение которых требовало, прежде всего, соответствующего внутреннего настроения, вместо которого у них были налицо совершенно иные, противоположные мысли и чувства. За все это Господь изрекает Свой праведный суд на беззаконников, о чем и говорится в следующем стихе.
Вопрос: В Ис.66:3,сказано, что убийство волов приравнивается к человекоубийству и спасения за такой поступок не получат люди. Означает ли это, что и кушать говядину- не рекомендует Бог?»
Мир вам, Юлия Викторовна!
Очень не рекомендую вам пытаться читать Библейских пророков, если вы хотя бы на первый раз не прочитали первые пять книг Библии, потому что все, что написанное у пророков выстроено на основании законов и высказываний Пятикнижия. Именно в Пятикнижии находятся настоящие ключи к тому, о чем говорят пророческие книги. Кстати, по этой же самой причине многие исследователи последней книги Библии «Откровение» не в состоянии увидеть истинный смысл видений Иоанна Богослова, ведь все, что Бог показал ему, строилось на смыслах и символах, заложенных в ранних книгах Библии.
Вот в вашем случае, например, сделанный вывод не просто не верен, но и вреден для тех людей, которые ищут спасения во Христе. Давайте попробуем увидеть заинтересовавшие вас слова на фоне Пятикнижия?
Таким образом, через пророка Исайю Господь Бог говорит о богослужении, которое совершают для Него Его люди. Однако Господь Бог сообщает Своим людям, как Он видит то, что они делают: по форме жертвоприношений и служения они вроде правы, но по сути они совершают служение не Ему, а бесам.
Приносят в жертву вола? Но сердца их такие грязные и жестокие, что Бог это видит как принесение в жертву человека.
Приносят в жертву агнца? Но с таким отношением к Богу, словно нечистого пса мучают удушением.
Воскуряют правильно составленную смесь фимиама? Но делают это вне правильных отношений с Творцом, поэтому все это выглядит как молитва идолам.
. они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их.
Как объяснить это? Ну возьмем для примера наш с вами разговор. Я пишу вам о том, как понимать выше процитированный отрывок Писания. Вы прочитаете и, к примеру, решите, что принимать не станете, потому что вам это. ну просто не нравится, не хочется менять свои привычные взгляды, не хочется лишний раз напрягаться, а в некоторых случаях ведь вообще жизнь придется поменять. Вы решаете, что даже изучать эту тему не станете, чтобы разобраться, так ли оно на самом деле, как было сказано в ответе, но просто останетесь при своем мнении. Затем с этим своим мнением вы пойдете совершать какое-то служение для Бога: петь в церковном хоре, молиться за других людей, помогать бедным, рассказывать о Христе, проповедовать и пр., служений много и по новозаветным канонам все они рассматриваются как жертва Богу. Вот и получится, что вы выбрали свой путь в противовес пути Божьему, и тогда любая ваша жертва для Него может начать выглядеть как убийство человека, удушение пса, свиная кровь, молитва идолу. Кстати, и мои жертвы будут перед Небом выглядеть точно так же, если я, называясь именем Христа, начну упрямо выбирать свои пути-понималки, находя в этом удовольствие. Не дай нам Бог оказаться на этой широкой и просторной дороге! (Матф7:14)
Книга пророка Исайи, глава 66 Исайя, глава 66
Истинное служение Богу
Так говорит Господь :
а земля — место, где утвердил Я стопы Свои.
Где же вы построите Мне Храм
и какое найдете место, где пребывал бы Я?
Всё это рукой Моей создано
человека смиренного и сокрушенного духом,
того, кто внемлет трепетно словам Моим.
кто приносит в жертву быков и убивает людей Здесь через пророка Исайю Господь осуждает смешивание несовместимых и противоречащих друг другу элементов языческих обрядов и предусмотренных законом жертвоприношений (ср. 57:3–13; 65:2–7). Друг. возм. пер.: убивающий вола — всё равно что убивающий человека … » value=»*»> :
они могут ягненка в Храме заколоть,
а могут и пса задушить;
могут дар хлебный возложить,
но могут и кровь свиную пролить;
таковые ладан Господу воскуряют
и истуканов славят.
Все они решили идти своим путем:
мерзкое по нраву им.
чего боятся они, то и наведу на них —
ведь взывал Я к ним, а они не отвечали,
говорил — не слушали,
творили они, что Я считаю злом,
избрали, что Мне неугодно».
Грядущее освобождение и восстановление Сиона
Выслушайте же слово Господне
вы, кто трепетно Ему внимает!
и изгоняют из-за имени Моего, говорят:
«Пусть явит Господь славу Свою,
посмотрим тогда на вашу радость!» —
таковых посрамление ждет.
Доносится гул из города,
слышен голос Или: звук ; то же ниже в этом стихе. » value=»*»> из Храма —
воздающего врагам Своим!
Еще и схваток не было у нее, а уже родила;
разрешилась от бремени сыном!
Слыхал ли кто о таком?
Возникает ли страна в один день?
Рождается ли народ в одночасье?
А к Сиону, матери вашей,
едва схватки пришли,
как дети уже родились!
«Доведу ли до схваток дело, —
а потом не дам разрешиться?»
Я — Тот, Кто дарует жизнь?» —
радуйтесь с ней все, кто любит ее;
Она насытит вас, как младенцев,
у груди ее утешитесь,
безмерно насладитесь молоком,
коим полна ее грудь.
Ибо так говорит Господь :
«Благоденствие потечет к ней рекой,
будет она кормить вас,
Как родная мать свое дитя утешает,
будет Иерусалим утешением вашим!»
Увидите это, и обрадуется ваше сердце,
сила Господня явит себя на рабах Его,
а негодование — на Его врагах.
Последний суд и торжество правды Божьей
Вот Господь грядет в огне,
словно вихрь — колесницы Его,
в ярости изольет Он гнев Свой,
в языках пламени изобличение Свое явит.
Совершит огнем и мечом Господь
Свой суд над всеми живущими;
«Как новое небо и земля новая,
которые Я творю, пребудут предо Мной, —
так пребудет вовек потомство ваше и ваше имя.
И тогда в новолуние за новолунием
и из субботы в субботу
все живущие станут приходить
А когда будут выходить из города — увидят трупы людей, что восстали против Меня, и червь, пожирающий их, не исчезнет, и пламя, сжигающее их, не угаснет, мерзостью будут они для всех живущих».
c) 66:3 Здесь через пророка Исайю Господь осуждает смешивание несовместимых и противоречащих друг другу элементов языческих обрядов и предусмотренных законом жертвоприношений (ср. 57:3–13; 65:2–7). Друг. возм. пер. : убивающий вола — всё равно что убивающий человека …
k) 66:18 Синтаксис этого предложения труден, иные переводят: (знаю) Я их дела и мысли, приду Я и соберу народы…