закон о едином федеральном информационном регистре что это значит
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 168-ФЗ
«О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 21 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Президент Российской Федерации
Решено создать федеральный регистр сведений о населении страны. Его оператором выступит ФНС. Служба будет вести централизованную базу данных о россиянах, а также об иностранцах и апатридах, которые признаны беженцами, временно или постоянно проживают в РФ либо работают в ней.
В новый информресурс, в частности, включаются следующие сведения о физлицах:
— ФИО, дата и место рождения и смерти, гражданство и семейное положение;
— реквизиты паспорта и документов об образовании, квалификации, ученой степени и ученом звании;
— данные о постановке на налоговый и воинский учет, в службе занятости, о регистрации в системах обязательного страхования;
— учетная запись на Едином портале госуслуг.
Информация будет поступать в регистр по СМЭВ. Новый ресурс позволит получать полные и достоверные сведения о физлицах, повысит оперативность и качество принимаемых решений в сфере госуправления.
Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»
Часть 14 статьи 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2024 г.
Часть 10 статьи 8, пункт 7 части 1 и часть 5 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2026 г.
Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 июня 2020 г., в «Российской газете» от 11 июня 2020 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 24 ст. 3742
История рассмотрения и принятия Федерального закона
Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем
08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».
В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.
Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.
Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.
Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.
До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025
Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных. Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию. Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам.
Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.
В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.
Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной. Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций. Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.
В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.
На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна. Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений.
Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий.
Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.
Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится. Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества. Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Что такое единый регистр сведений о населении и зачем он необходим
Государственная Дума 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. Он будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов. Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений.
Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.
На вопросы читателей официального сайта и социальных сетей ГД отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн
— Государство будет собирать еще больше сведений о гражданах?
Нет. Все сведения, которые поступают в эту базу, — это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино.
Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны.
Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии.
— Какая польза от этого регистра?
— Как будут защищены данные?
Из Федеральной налоговой службы ни разу за всю ее историю сведения не утекли, что говорит о достаточно высоком уровне защищенности.
Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур.
— Кто будет иметь доступ к регистру?
Государственные органы, каждый — в части своей компетенции. Иными словами, если кто‑то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС.
Нотариусы не будут иметь доступа к этой базе данных, но при совершении нотариальных действий обязаны будут сверяться с этими данными, отправив запрос. Это нужно для того, чтобы все нотариальные действия совершали, удостоверившись в подлинности представленных документов, сведений.
— Зачем нужна еще одна база, если есть Госуслуги?
Госуслуги это не база, это портал обратной связи государства и граждан. Здесь другой формат.
Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним.
В частности, когда мы говорим о выплатах на детей. Президент обозначил, что не нужно людям самим ходить со справками. Например, известно, что у человека есть второй ребенок, и он должен получить меры поддержки. Когда в этой базе будут собраны данные, там будут видны и люди наиболее нуждающиеся.
— Что делать, если я не хочу, чтобы данные обо мне собирали в этом регистре?
— А что делать, если там ошибка?
— Почему ФНС станет оператором единого регистра?
Федеральная налоговая служба — самое продвинутое цифровое ведомство в стране, которое работает с большим количеством баз, даже тех, которые не относятся к его деятельности, — например, с базой данных ЗАГС.
Мы понимаем, что ФНС — это орган, который сегодня в состоянии не только разработать эту систему, но и эффективно ее вести и сопровождать.
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Какую опасность несет Единый федеральный информационный регистр (ЕФИР)
Какую опасность несет Единый федеральный информационный регистр (ЕФИР)
Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» несет в себе серьезнейшие риски. Его нельзя принимать в нынешнем виде.
Такую точку зрения в своей статье и в эфирах на радио и ТВ высказывает ведущий специалист в области IT-индустрии и искусственного интеллекта Игорь Станиславович Ашманов.
Нас разбудят в другой стране: завтра налоговая получит все сведения о вас и вашей семье
Этот текст представляет собой записку, которую я на прошлой неделе направлял разным организациям и людям, имеющим отношение к правам человека и развитию ИТ в нашей стране. В ней рассматриваются политические, правовые и технические риски законопроекта ПФЗ № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации…» (далее – Законопроект или ЕФИР).
Сейчас законопроект прошёл два чтения, с третьего чтения его вернули обратно в Госдуму; третье чтение планируется 21-го мая, в четверг. Скорее всего, законопроект будет принят.
В законопроекте декларируется создание ЕФИР – единого федерального регистра, содержащего сведения о гражданах в единой базе данных, управлять которой будет Федеральная Налоговая Служба. Создаваться ЕФИР должен постепенно, вступить в строй полностью – примерно к 2024-2025 году.
Изучение текста законопроекта приводит к заключению, что в текущем виде он создаёт серьёзные риски для прав граждан России, нарушает существующие федеральные законы. Подробнее – ниже.
1. Общие соображения
2. Политические риски
По сути, никаких разумных объяснений того, зачем нужен новый закон, гражданам не предлагается.
«Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учёта персональных данных и личной конфиденциальной информации».
Можно ожидать дальнейшего возрастания недовольства как верующих, так и религиозных организаций.
Вывод: принятие законопроекта будет медийным аналогом пенсионной реформы. С точки зрения медийного и политического воздействия на умы граждан РФ создаётся ещё один сильный повод для разжигания ненависти к власти и чиновникам, к дальнейшему «расторжению общественного договора» между властью и народом.
3. Юридические риски и противоречия
4. Угрозы правам личности
Сведения из Регистра могут быть представлены (стр. 29, ст. 11): органам госвласти, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусам, физлицам (в их собственном отношении), по запросам судов, прокуратуры, дознания и следствия, полиции-фсб и прочих, ФССП, ФНС. Порядок предоставления определяется правительством.
Хотя в законопроекте предусмотрена возможность для гражданина получить данные о себе из ЕФИР (и даже, возможно, скорректировать «неверные данные»), но не предусмотрена возможность запретить их использование и передачу вовне по внутренним решениям оператора Регистра, а также удалить данные о себе.
Невозможность удалить или изменить информацию о себе прямо нарушает права и свободы граждан Российской Федерации и закон 152-ФЗ, как уже сказано выше.
Автор записки лично в своей семье сталкивался с похищениями детей и имеет острую аллергию к хранению и публикации данных о детях. Закрытость информации о детях – важный вопрос для всех. Угрозы детям и семье – типовой метод криминала. Хотим ли мы дать дополнительные информационные инструменты преступникам?
Нам кажется, что большинство россиян не захотят иметь где-то не зависящую от них базу данных, в которой довольно многие из управленцев и обслуживающего персонала (чиновники, ИТ-клерки, системные администраторы и программисты) смогут посмотреть, кто их дети, как они выглядят, где живут и где учатся (а значит, бывают каждый день).
А ведь в этой единой базе Регистра всё будет ещё более подробно: можно будет посмотреть, кто родители, кто жена, кто сестра, кто её родители, кто её дети и т.п.
5. Технические угрозы
6. Как стоило бы сделать
Вывод: законопроект нужно вернуть на доработку; в него следует внести довольно много исправлений, обеспечивающих снятие юридических противоречий, защиту прав граждан и снижение политических правовых и технических рисков, описанных выше.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 21 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Федеральный регистр сведений о населении
Федеральный регистр сведений о населении представляет собой совокупность сведений о населении Российской Федерации, сформированных в соответствии с настоящим Федеральным законом на основе сведений о гражданах Российской Федерации, об иностранных гражданах и лицах без гражданства, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, которые содержатся в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами.
Статья 3. Принципы функционирования и ведения федерального регистра сведений о населении
Организация функционирования федерального регистра сведений о населении основывается на принципах:
1) законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, применения организационных и технических мер по обеспечению безопасности содержащихся в федеральном регистре сведений о населении персональных данных;
2) непрерывности ведения федерального регистра сведений о населении;
3) полноты, актуальности и достоверности сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении;
4) применения унифицированного формата записи в федеральном регистре сведений о населении при его формировании, ведении и предоставлении сведений из федерального регистра сведений о населении.
Статья 4. Цели формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, использования содержащихся в нем сведений
1. Целью формирования и ведения федерального регистра сведений о населении является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.
2. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, используются в целях:
1) совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций, в том числе в электронной форме;
2) реализации государственной политики в сфере социально- экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
4) официального статистического учета населения;
5) реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Российской Федерации, полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также полномочий органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
6) составления и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в иных целях государственного и муниципального управления;
7) осуществления полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;
8) совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Статья 5. Правовое регулирование в области учета сведений о населении Российской Федерации
Правовое регулирование в области учета сведений о населении Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, иных федеральных законов и состоит из настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Статья 6. Физические лица, сведения о которых включаются в федеральный регистр сведений о населении
В федеральный регистр сведений о населении включаются сведения о следующих физических лицах:
1) о гражданах Российской Федерации;
2) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, либо признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность.
Статья 7. Сведения, включаемые в федеральный регистр сведений о населении
2. В федеральный регистр сведений о населении включаются:
1) сведения о физическом лице:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
е) пол и в случае его изменения иной пол;
ж) сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака;
з) гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств;
и) сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
к) сведения об обращении гражданина Российской Федерации в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
а) записи акта о рождении;
б) записи акта о смерти;
в) документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
г) документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
д) сведений о регистрационном учете гражданина Российской Федерации и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации;
е) сведений о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации;
ж) сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
з) сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
и) сведений о постановке на воинский учет граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете;
к) сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
л) сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
м) документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания;
о) записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.
Статья 8. Порядок формирования и ведения федерального регистра сведений о населении
2. В федеральном регистре сведений о населении не допускается использование сведений, отнесенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, за исключением сведений, указанных в частях 12 и 15 настоящей статьи.
3. Федеральный регистр сведений о населении формируется и ведется на основании сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона.
4. Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту, актуальность и достоверность сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, несут органы и организации, направляющие указанные сведения. Уполномоченный орган несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за своевременное и корректное формирование записей федерального регистра сведений о населении и внесение в них изменений, а также за сохранность сведений, включенных в федеральный регистр сведений о населении, и их соответствие сведениям, направленным в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона.
5. Уполномоченный орган до включения в федеральный регистр сведений о населении сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, осуществляет их сопоставление между собой и со сведениями, ранее включенными в федеральный регистр сведений о населении, в целях исключения неточностей.
6. При обнаружении неточностей в сведениях, полученных уполномоченным органом в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, уполномоченный орган посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня обнаружения таких неточностей, направляет запрос в электронной форме в орган или организацию, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона и направившие сведения для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, для проверки указанных сведений и направления уточненных сведений.
7. В случае получения предусмотренного частью 6 настоящей статьи запроса орган или организация, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения запроса, направляет в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в уполномоченный орган уточненные сведения после их проверки. В случае, если неточности, указанные в части 6 настоящей статьи, являются следствием недостоверного или неполного отражения сведений в государственной информационной системе, из которой органом или организацией, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, направляются сведения для включения в федеральный регистр сведений о населении, исправление таких сведений осуществляется указанными органом или организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок формирования и ведения соответствующей государственной информационной системы.
8. Сведения об одном физическом лице, включаемые в федеральный регистр сведений о населении, образуют одну запись федерального регистра сведений о населении. Запись федерального регистра сведений о населении в федеральном регистре сведений о населении идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. При внесении изменений в запись федерального регистра сведений о населении номер указанной записи не изменяется. В случае внесения изменений в сведения, указанные в части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, содержащиеся в записи федерального регистра сведений о населении, изменяемые сведения указанной записи сохраняются в хронологическом порядке.
9. При формировании записи федерального регистра сведений о населении и внесении в нее изменений в федеральном регистре сведений о населении формируется информация о дате и времени внесения сведений в федеральный регистр сведений о населении и наименовании органа или организации, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона и направивших эти сведения. Сформированная и (или) измененная запись федерального регистра сведений о населении подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа. Порядок формирования записей федерального регистра сведений о населении и внесения в них изменений, включая порядок действий в случае обнаружения неточностей в сведениях, полученных уполномоченным органом при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении, а также порядок формирования и использования номера записи федерального регистра сведений о населении и порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении определяются Правительством Российской Федерации.
10. Сведения, содержащиеся в записи федерального регистра сведений о населении, могут быть изменены по обращению физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя путем изменения соответствующих сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
11. При формировании и ведении федерального регистра сведений о населении в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивается подтверждение подлинности и целостности записей федерального регистра сведений о населении, а также действительности усиленных квалифицированных электронных подписей, которыми такие записи федерального регистра сведений о населении подписаны. Записи федерального регистра сведений о населении, а также иные сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат постоянному хранению, их изъятие, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 и 15 настоящей статьи, и уничтожение не допускаются.
12. В целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите отдельных физических лиц в федеральном регистре сведений о населении предусматриваются формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных физических лицах, обособленно. Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений федерального регистра сведений о населении определяются Президентом Российской Федерации.
13. Уполномоченный орган обязан обеспечить защиту записи федерального регистра сведений о населении во избежание несанкционированного доступа к ней, ее случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты. Запись федерального регистра сведений о населении подлежит восстановлению на основании сведений, направляемых в уполномоченный орган органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона. Запись федерального регистра сведений о населении должна быть восстановлена полностью. Частичное восстановление записи федерального регистра сведений о населении допускается в исключительном случае, если уполномоченным органом были исчерпаны все возможные способы получения сведений о физическом лице в целях восстановления записи федерального регистра сведений о населении. Перечень способов получения сведений о физическом лице в целях восстановления записи федерального регистра сведений о населении и правила их применения, в том числе порядок взаимодействия с органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, для получения указанных сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При восстановлении записи федерального регистра сведений о населении в данной записи делается отметка с указанием даты (дат) и времени ее восстановления, наименования органа или организации, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона и направивших сведения о физическом лице для восстановления записи федерального регистра сведений о населении, фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности уполномоченного лица уполномоченного органа, восстановившего запись федерального регистра сведений о населении. Восстановленная запись подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени уполномоченного органа. При восстановлении записи федерального регистра сведений о населении номер данной записи не изменяется.
14. В целях реализации настоящего Федерального закона уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных осуществляет обезличивание персональных данных, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении. Обезличенные персональные данные, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, хранятся и обрабатываются в государственной информационной системе, указанной в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обособленно от записей федерального регистра сведений о населении. Перечень обезличенных персональных данных, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, определяется Правительством Российской Федерации.
15. Федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, органами внешней разведки Российской Федерации, органами государственной охраны и иными органами, уполномоченными на решение задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в рамках реализации полномочий указанных органов, установленных законодательством Российской Федерации, и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в федеральный регистр сведений о населении могут вноситься предусмотренные частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведения, ранее не учтенные в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также обрабатываться записи федерального регистра сведений о населении. Перечень указанных в настоящей части федеральных органов исполнительной власти определяется указом Президента Российской Федерации.
Статья 9. Информационное обеспечение в области формирования и ведения федерального регистра сведений о населении
1. Формирование и ведение федерального регистра сведений о населении, включая сбор, обработку, хранение, получение, использование и защиту сведений о населении Российской Федерации, осуществляются в государственной информационной системе, функционирование которой обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
2. Порядок функционирования государственной информационной системы определяется Правительством Российской Федерации.
3. Государственная информационная система должна обеспечивать:
1) сбор и обработку сведений для их включения в федеральный регистр сведений о населении, а также сохранность указанных сведений;
2) доступ к сведениям, содержащимся в федеральном регистре сведений о населении, предоставление таких сведений в электронной форме;
3) информационное взаимодействие государственной информационной системы с иными государственными и муниципальными информационными системами, в том числе с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
4) автоматическую передачу сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в единую систему идентификации и аутентификации;
5) осуществление контроля достоверности, полноты и актуальности федерального регистра сведений о населении;
6) осуществление контроля подлинности и целостности записей федерального регистра сведений о населении;
7) применение усиленной квалифицированной электронной подписи при формировании записей федерального регистра сведений о населении и внесении в них изменений.
4. Оператором государственной информационной системы является уполномоченный орган.
5. Оператор государственной информационной системы осуществляет:
1) создание и эксплуатацию государственной информационной системы, а также обработку сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в том числе персональных данных;
2) обеспечение бесперебойного ежедневного и круглосуточного функционирования государственной информационной системы;
3) защиту сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне при их обработке в государственной информационной системе;
4) подтверждение подлинности и целостности записей федерального регистра сведений о населении, а также действительности усиленных квалифицированных электронных подписей, которыми такие записи подписаны первоначально, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 8 настоящего Федерального закона;
5) обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении;
6) предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
6. Защита сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, включая персональные данные, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за их применением.
7. Для обеспечения защиты сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, включая персональные данные, в ходе создания, эксплуатации и развития государственной информационной системы оператором государственной информационной системы осуществляются:
1) применение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к защите сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении;
2) разработка и внедрение системы защиты сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении;
3) применение сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств защиты информации, в том числе средств криптографической защиты информации, а также аттестация государственной информационной системы на соответствие требованиям о защите информации;
4) защита сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, от несанкционированного доступа;
5) обеспечение безопасности межведомственного информационного взаимодействия при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении, включая выполнение требований федерального органа исполнительной власти в области связи, являющегося оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия по обеспечению ее безопасности;
6) обеспечение неизменности сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, при их хранении и передаче.
Статья 10. Органы и организации, осуществляющие направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:
1) о выдаче и замене документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка;
2) о выдаче и об изъятии паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
3) о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации и об их аннулировании;
4) о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, о его замене и аннулировании;
5) о выдаче удостоверения беженца, свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, проездного документа лицу, признанному беженцем на территории Российской Федерации;
6) о постановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность;
7) о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
8) о выдаче иностранным гражданам разрешений на работу или патентов, об их продлении или аннулировании;
9) о подаче гражданином Российской Федерации или его законным представителем в порядке, установленном федеральным законом, письменного уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа либо об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;
10) о принятых решениях по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, обратившихся с соответствующим заявлением на территории Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения о постановке на воинский учет, снятии с воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения об учетной записи физического лица в единой системе идентификации и аутентификации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении информацию о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания, содержащуюся в федеральной информационной системе государственной научной аттестации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:
1) о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных физическим лицам, содержащиеся в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»;
2) о документах об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации;
3) об апостилях, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:
1) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц, в том числе в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход;
2) о регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения о выдаче, приостановлении действия, об изъятии удостоверения личности моряка.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:
1) о постановке гражданина Российской Федерации на регистрационный учет в государственное учреждение службы занятости в целях поиска подходящей работы или снятии с указанного учета;
2) о постановке гражданина Российской Федерации на регистрационный учет безработных граждан или снятии с указанного учета.
9. Пенсионный фонд Российской Федерации обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:
1) о регистрации физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования (страховой номер индивидуального лицевого счета);
2) о внесении изменений в сведения о регистрации физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
10. Фонд социального страхования Российской Федерации обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения о регистрации физического лица в Фонде социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя или снятии его с регистрационного учета.
11. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования обязаны направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения о постановке на учет, снятии с учета, восстановлении на учете в едином регистре застрахованных лиц.
12. Оператор федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния:
1) о государственной регистрации рождения, установления отцовства и о внесении исправлений или изменений в записи актов о рождении, об установлении отцовства;
2) о государственной регистрации смерти и о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти;
3) о государственной регистрации заключения и расторжения брака и о внесении исправлений или изменений в записи актов о заключении и расторжении брака;
4) о государственной регистрации перемены имени и о внесении исправлений или изменений в записи актов о перемене имени;
5) о регистрации компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства акта гражданского состояния в отношении гражданина Российской Федерации или в отношении его несовершеннолетнего ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.
13. Направление сведений, указанных в частях 1-12 настоящей статьи, осуществляется в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
15. Порядок направления указанных в частях 1-12 настоящей статьи сведений, включая сроки их направления и перечень составляющей их информации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении
1. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, предоставляются:
4) многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг для использования в целях, указанных в пункте 1 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, в части сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг;
5) избирательным комиссиям, комиссиям референдума для использования в целях, указанных в пункте 7 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;
6) нотариусам для использования в целях, указанных в пункте 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;
7) физическому лицу или его законному представителю в части сведений, составленных в отношении данного лица, и сведений о запросах, указанных в части 4 настоящей статьи, направленных в уполномоченный орган в отношении данного лица, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
2. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, осуществляется оператором государственной информационной системы, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона, в электронной форме бесплатно.
3. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, в целях, указанных в пунктах 2, 4, 5 и 6 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, предоставляются обезличенными.
4. Уполномоченный орган сообщает сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, по запросам суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере внутренних дел, направленным в целях осуществления функций и полномочий указанных органов, а также по запросам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
5. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, физическим лицам, указанным в пункте 7 части 1 настоящей статьи, осуществляется с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации после прохождения указанными лицами процедур идентификации и аутентификации в единой системе идентификации и аутентификации. Сведения о детях, не достигших совершеннолетия, не предоставляются родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав.
7. Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в том числе перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Общие требования по приведению сведений о населении Российской Федерации, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах, в соответствие со сведениями, содержащимися в федеральном регистре сведений о населении, определяются Правительством Российской Федерации.
9. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, используются органами, организациями и лицами, указанными в пунктах 1-6 части 1 настоящей статьи, исключительно в целях реализации установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий соответствующих органов, организаций и лиц.
11. Внесение изменений в состав и способы предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, и изменение перечня органов, организаций и лиц, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Статья 12. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Особенности формирования и ведения федерального регистра сведений о населении и использования содержащихся в нем сведений в переходный период
1. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2025 года устанавливается переходный период.
2. При первоначальном направлении органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, предусмотренных частями 1-12 статьи 10 настоящего Федерального закона сведений для формирования федерального регистра сведений о населении могут быть использованы способы, отличные от способа, предусмотренного частью 13 статьи 10 настоящего Федерального закона. При использовании способов направления сведений для формирования федерального регистра сведений о населении, отличных от способа, предусмотренного частью 13 статьи 10 настоящего Федерального закона, оператором государственной информационной системы, органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, должны обеспечиваться требования о защите сведений, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
3. На переходный период Правительство Российской Федерации определяет:
1) порядок первоначального включения сведений в федеральный регистр сведений о населении, а также взаимодействия органов и организаций, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, уполномоченного органа и оператора государственной информационной системы при первоначальном включении указанных сведений в федеральный регистр сведений о населении;
2) порядок первоначального приведения сведений о населении Российской Федерации, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах, в соответствие со сведениями, содержащимися в федеральном регистре сведений о населении;
3) сроки одновременного использования федерального регистра сведений о населении и государственных информационных систем органов и организаций, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, при организации межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций;
4) сроки направления сведений для формирования федерального регистра сведений о населении органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, отличные от сроков, предусмотренных установленным в соответствии с частью 15 статьи 10 настоящего Федерального закона порядком;
5) иной, отличный от ежедневного и круглосуточного, режим функционирования государственной информационной системы;
6) порядок и сроки проведения органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации;
7) сроки перехода субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на использование сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в целях, определенных пунктом 3 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Статья 14. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
4. Часть 14 статьи 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2024 года.
5. Подпункт «и» пункта 2 части 2 статьи 7, часть 2 статьи 10, пункты 5 и 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года.
6. Часть 10 статьи 8, пункт 7 части 1 и часть 5 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2026 года.
8. До 1 января 2023 года нормативные правовые акты Российской Федерации не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра сведений о населении в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений о населении, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации В. Путин