закон об экстрадиции что это

Статья 10. Экстрадиция

1. В соответствии с законами Сторон и положениями заключаемых ими договоров об экстрадиции подкуп иностранного должностного лица должен быть отнесен к категории преступлений, по которым осуществляется экстрадиция.

2. Если Сторона, которая ставит экстрадицию в зависимость от существования договора об экстрадиции, получает запрос об экстрадиции от другой Стороны, с которой она не имеет договора об экстрадиции, то она может рассматривать данную Конвенцию правовым основанием для экстрадиции в отношении деяний, связанных с подкупом иностранного должностного лица.

3. Каждая Сторона предпринимает все необходимые меры, чтобы обеспечить экстрадицию или судебное преследование своих граждан за совершение подкупа иностранного должностного лица. Сторона, которая отклоняет просьбу другой Стороны об экстрадиции конкретного лица, виновного в подкупе иностранного должностного лица, только на основании того, что это лицо является ее гражданином, должна передать дело своим компетентным органам для судебного преследования данного лица.

4. Экстрадиция лиц, обвиняемых в подкупе иностранного должностного лица, осуществляется в соответствии с условиями, изложенными во внутреннем законодательстве, применимых договорах и механизмах каждой из Сторон. В тех случаях, когда Сторона ставит экстрадицию преступника в зависимость от наличия «двойной криминализации», это условие будет считаться выполненным, если преступление, влекущее за собой требование об экстрадиции, соответствует признакам, описанным в статье 1 данной Конвенции.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Уголовное право, исполнение наказания

07.05.2018г.

Что такое экстрадиция? Разъясняет аппарат прокуратуры Свердловской области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области М.М. Гладских.

Вопросы выдачи (экстрадиции) лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора регламентированы Европейской конвенцией о выдаче от 13 декабря 1957 года, дополнительным протоколом к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 года, вторым дополнительным протоколом к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 года, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, иными нормами международного и российского права, регулирующих вопросы выдачи лиц для уголовного преследования.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Выдача лица может быть произведена в случаях:

если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

В 1 квартале 2018 года правоохранительными органами на территории Свердловской области установлено (задержано) 15 лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств, с целью привлечения к уголовной ответственности либо исполнения назначенного судом наказания. Подавляющее большинство лиц указанной категории разыскивалось правоохранительными органами стран бывшего Советского Союза (преимущественно Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения).

По результатам рассмотрения материалов о выдаче разыскиваемых, установленных на территории Свердловской области в 1 квартале 2018 года, Генеральной прокуратурой Российской Федерации решения о выдаче правоохранительным органам иностранных государств для привлечения к уголовной ответственности либо исполнения приговора суда приняты в отношении 3 разыскиваемых, 2 лица переданы сотрудниками ФКУ СИЗО № 1 г.Екатеринбурга ГУФСИН России по Свердловской области представителям правоохранительных органов иностранных государств для осуществления уголовного преследования.

В исправительных учреждениях Свердловской области по приговору российского суда отбывает наказание 19 осужденных, находящихся в розыске за иностранными государствами. Контроль за исполнением приговоров российских судов в отношении указанных осужденных осуществляют прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Источник

Упрощенная процедура экстрадиции

закон об экстрадиции что это. закон об экстрадиции что это фото. картинка закон об экстрадиции что это. смотреть фото закон об экстрадиции что это. смотреть картинку закон об экстрадиции что это.

11 августа 2017 г. на сайте Министерства юстиции Республики Молдова появился пресс-релиз 1 об одобрении исполнительным органом Молдовы проекта закона, устанавливающего упрощенный порядок экстрадиции во исполнение Третьего дополнительного протокола (далее – Третий протокол) к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. (далее – Конвенция). Месяцем ранее Третий и Четвертый протоколы к указанной Конвенции были ратифицированы Украиной.

В Российской Федерации, несмотря на очевидную необходимость введения подобной процедуры, Третий протокол не получил поддержки. Хотелось бы выразить свою точку зрения по этому вопросу.

Процедура выдачи лиц по Третьему протоколу
Процедура выдачи лиц, находящихся в международном розыске за преступления, является весьма трудоемким процессом, включающим в себя экстрадиционную проверку на трех уровнях органов прокуратуры (район – субъект – Генеральная прокуратура РФ), запросы огромного количества документов от государства – инициатора розыска, проведение мероприятий по избранию меры пресечения и содержанию лица под стражей до его выдачи и т.д.

Срока экстрадиции лица как такового нет, он ограничен лишь сроком содержания под стражей в соответствии с квалификацией его действий по российскому законодательству и отнесением к той или иной категории преступлений. Комплект документов и сроки их направления в Генеральную прокуратуру РФ не зависят от тяжести совершенного преступления, однако по преступлению, относящемуся к категории средней тяжести, выдача происходит в два раза быстрее, чем за тяжкое, так как предельный срок содержания под стражей за преступление средней тяжести составляет 6 месяцев. Задержанный за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления становится заложником бюрократического процесса, так как его дело откладывается в дальний ящик только потому, что его можно содержать под стражей до года. Этому способствует и практика избрания/продления лицу меры пресечения в виде заключения под стражу: на 40 суток (в соответствии со ст. 16 Конвенции), далее сразу до полугода, а затем и до года.

Первоначальное согласие лица на его экстрадицию практически не влияет на сроки экстрадиции в отсутствие активной защиты против выдачи.

Третий протокол закрепляет упрощенную процедуру экстрадиции, в соответствии с которой, в случае если лицо дает надлежаще оформленное согласие на свою выдачу государству – инициатору розыска, у государства, инициировавшего экстрадиционную проверку, возникает право без соблюдения всех формальностей ускорить процедуру выдачи такого лица.

При согласии лица и государства – инициатора розыска с применением ускоренной процедуры выдачи общий срок экстрадиции существенно сокращается и включает в себя:
1) 10 суток с момента временного задержания лица на выражение согласия на экстрадицию в упрощенном порядке и уведомления запрашивающего государства (в случае если инициатор розыска, несмотря на согласие лица, отказывается от применения ускоренного порядка экстрадиции, компетентные органы данного государства должны заранее в максимально короткие сроки выразить свой отказ на использование такой процедуры);
2) 20 суток с даты получения согласия на направление уведомления от запрашиваемой стороны о согласии на применение упрощенного порядка экстрадиции;
3) 10 суток с даты получения решения от запрашиваемой стороны на экстрадицию.

Таким образом, сроки экстрадиции лица сокращаются в 4,5 раза в случае розыска лица за совершение преступления средней тяжести, и в 9 раз в случае розыска лица за совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений.

Также Третим протоколом закрепляется правило о том, что если лицо пропустило 10-дневный срок на выражение согласия со своей экстрадицией, то указанный срок для заявления согласия не является пресекательным до момента направления государством – инициатором розыска требования о выдаче лица в общем порядке экстрадиции.

Плюсы и минусы упрощенной процедуры экстрадиции
У введения в России института упрощенной процедуры экстрадиции имеются как сторонники, так и противники.

Основными аргументами противников 2 данной процедуры являются:
1) невозможность обжалования решения о выдаче и отзыва своего согласия на упрощенную процедуру экстрадиции;
2) возможность отказа от правила конкретности (то есть уверения запрашивающей стороны о привлечении лица только за то преступление, за которое оно было экстрадировано);
3) возможные злоупотребления властями запрашиваемой стороны, связанные с обманным получением согласия лица, и, как следствие, увеличение числа выданных лиц по политическим мотивам.

Каждый из доводов заслуживает внимания, однако практика по экстрадиционным делам показывает существенную необходимость во введении подобного упрощенного порядка в Российской Федерации.

За время моей работы в прокуратуре районного звена и в адвокатуре большое количество задержанных по разным причинам интересовались ускоренной выдачей. Как правило, это предприниматели, владельцы среднего бизнеса, которые находились в розыске за совершение преступления экономического характера. Они понимали, за что были объявлены в розыск, и считали это либо недоразумением, либо рейдерским захватом со стороны компаньонов по бизнесу и во всех случаях выражали готовность максимально ускорить свое отправление в инициировавшее их розыск государство, для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Часть лиц предлагали самостоятельно или под конвоем проследовать в отдел полиции запрашиваемого государства, однако во всех случаях, при отсутствии обстоятельств, исключающих выдачу, в отношении указанных лиц избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу и инициировалась длительная процедура экстрадиции.

В результате таких действий лица, фактически согласные на свою выдачу в скорейшие сроки, попадают в российские СИЗО, где ожидают выдачи вплоть до истечения предельных сроков содержания под стражей.

В моей адвокатской практике был случай, когда коммерсант долгое время пытался добиться своей выдачи, направлял ходатайства в Генеральную прокуратуру РФ, однако добиться реакции самостоятельно не представилось возможным. Только после направления аргументированных жалоб на выявленное нарушение порядка экстрадиции и содержания лица под стражей коммерсант был спешно выдан запрашиваемой стороне.

Что касается возможных злоупотреблений со стороны российских властей – нашими правоохранительными органами и без введения упрощенной процедуры экстрадиции систематически нарушаются права лиц, задержанных для обеспечения выдачи. Например, с завидной регулярностью нарушается правило 39 Регламента Европейского Суда по правам человека, запрещающего выдачу лица, что неоднократно отмечалось ЕСПЧ.

Более того, злоупотребления со стороны российских властей при упрощенной процедуре экстрадиции должны исключаться участием адвоката и переводчика, о чем говорится в ч. 2 ст. 4 Третьего протокола. В связи с этим предупреждение нарушения прав лиц, экстрадируемых в упрощенном порядке, ложится на плечи института адвокатуры, что является позитивным моментом, так как адвокатом экстрадируемый в общем порядке обеспечивается лишь на стадии избрания/продления меры пресечения.

Кроме того, от сроков экстрадиции напрямую зависят сроки содержания лиц под стражей в российских СИЗО. Сокращенные сроки содержания задержанных в рамках экстрадиционной проверки уменьшат расход бюджета государства.

По моему мнению, российской правовой системе необходима ратификация Третьего дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. Институт упрощенной экстрадиции является современным правовым инструментом, обеспечивающим гуманность к задержанному лицу и предоставляющим ему право выбора на ускорение процесса его передачи государству – инициатору розыска.

2 См., например: Косарева А.Е. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб, 2005.

Источник

Что такое экстрадиция?

Экстрадиция — это инструмент правовой взаимопомощи государств. Логика проста: если гражданин совершил преступление в своей стране и пытается избежать наказания, скрываясь в другой, то такое государство вправе выдать нарушителя по запросу пострадавшей стороны. При этом выдача возможна только в строго определенных случаях и в отношении конкретных преступников. Нельзя просто так взять и экстрадировать человека, основываясь на голословных (пусть и официально предъявленных) обвинениях. Все нарушения должны быть подтверждены и доказаны — только тогда возможна экстрадиция.

И еще — абсолютно все имеют право на юридическую помощь и защиту. Неважно, справедливы ли обвинения в адрес иностранного гражданина. Если он (или вы) попал в ситуацию, когда ему грозит экстрадиция, адвокат потребуется незамедлительно. Слаженная работа со специалистом облегчит ситуацию и, возможно, приведет к смягчению или даже снятию обвинений (если они действительно были безосновательны) и отказу в экстрадиции.

Что означает и как регулируется экстрадиция

Для граждан России первостепенными являются законы Российской Федерации. Российских правонарушителей судят по внутренним нормативно-правовым актам, наказание и его исполнение также основываются на кодексах и законах РФ. Но что же делают с иностранным гражданином или человеком, не имеющим гражданства, в случае совершения им уголовного преступления? Нарушителя выдают в ту страну, гражданином которой он является — экстрадируют.

Экстрадиция — это выдача преступников. В русской правовой терминологии понятие «экстрадиция» не применяется. У нас речь идет именно о выдаче лица, совершившего преступление (ст. 13 УК РФ). Суть этих понятий едина, и подразумевает она передачу иностранного гражданина, совершившего преступление, под правовую ответственность той страны, на территории которой зафиксировано правонарушение.

Другой вариант — экстрадиция в родную страну преступника с целью осуждения и приведения в исполнение приговора по законам родины правонарушителя. Выдача касается только тех людей, которые совершили уголовные преступления. Административные и гражданские нарушения не являются основанием для экстрадиции.

Выдача преступников проводится при строгом соблюдении внутренних правил и законов. Во-первых, экстрадиция — это право, а не обязанность сторон. Государство вполне может отказать в выдворении правонарушителя, если сочтет запросы принимающей стороны неправомерными и незаконными. Во-вторых, есть серьезное ограничение. Большинство стран не выдает своих граждан. Правонарушителей судят и наказывают по своим законам. Касается это и Российской Федерации.

Если в Россию поступит запрос об экстрадиции русского гражданина, то запрашивающая сторона получит однозначный отказ — нарушителя будут судить по законам РФ. Выдача российского гражданина — это прямое нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 61 Конституции РФ). Если же россиянин совершает уголовное преступление за пределами РФ, то наша сторона потребует его экстрадиции. Отвечать за свои противоправные действия нарушитель будет уже в России (ст. 12 УК РФ).

Экстрадиция существует в рамках правовой помощи стран. Это подтверждает право, а не обязанность сторон выдавать преступников. Свободная выдача возможна только в случае заключения соответствующего двустороннего соглашения между сторонами или же участия в международной конвенции. У России такие соглашения заключены с 65 государствами. Если между странами нет договоренности об экстрадиции, то выдача производится по запросу и только после того, как экстрадирующая сторона тщательно изучит материалы дела. Более того, для выдачи необходимо соблюдение определенных условий:

Вывод таков: экстрадировать можно только иностранных граждан, которые совершили преступление в стране, требующей выдачу правонарушителя. Причем рассматриваются преступления государственного характера, а не частные обвинения. Страны, участвующие в экстрадиции, соблюдают принцип «двойной подсудности». Это значит, что преступления, совершенные в одном государстве, должны классифицироваться как преступления и в другом.

И еще один (очень важный) нюанс: гарантия неприменения смертной казни. В России смертная казнь запрещена, поэтому к преступникам, выдаваемым российским государством, применять такую меру наказания нельзя. Если же в обменивающихся странах мораторий снят, то применять подобное наказание не запрещается.

Каков порядок экстрадиции иностранного гражданина

Экстрадиция возможна только тогда, когда вина преступника доказана. Это значит, что запрашивающая сторона должна предоставить все подтверждения и доказательства совершения преступления. Если же правонарушитель уже был осужден за преследуемое деяние, то основанием для выдачи будет вынесенный приговор. Не допускается экстрадиция тех лиц, вина которых не была доказана и которые подвергаются безосновательному преследованию и ограничению свободы.

Есть законные основания, по которым российские органы могут отказать в экстрадиции. Вот основные причины:

Как же проходит сама процедура экстрадиции? Есть два направления экстрадиции — выдача жителей России для судебных разбирательств внутри страны и выдворение иностранных граждан (и лиц без гражданства) для наказания в рамках правого поля другого государства. Более того, разделяют и действия исполнителей в зависимости от цели экстрадиции. Российские органы экстрадируют нарушителей как для возбуждения уголовного дела и осуждения, так и для исполнения наказания иностранным гражданам, уже осужденным в России. Во втором случае подразумевается, что отбывать наказание преступник будет в своей стране.

Решение о выдаче правонарушителя принимает Генеральный прокурор РФ или же его заместитель (ст. 462 УПК РФ). Сама процедура экстрадиции проходит так:

Передача правонарушителя принимающей стороне производится только по поручению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Исполнители, в свою очередь, ждут решения от Генерального прокурора РФ. В некоторых случаях возможна отсрочка выдачи (недостаточно доказательств для признания вины) или же временная экстрадиция. Выдача преступника производится не навсегда, а лишь для участия в следственных экспериментах или в судебном процессе.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Закон об экстрадиции что это

УПК РФ Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

2. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

3. Выдача лица может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

4. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

5. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со статьей 463 настоящего Кодекса.

(часть пятая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

6. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

(часть шестая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

7. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *