закят аль фитр что это
Закятуль-фитр
قال جلال الدين المحلي في كتابه شرح المحلي
Имам Джалалуддин аль-Махалли в своей книге «Шарх аль-Махали» пишет:
«Разновидностью обязательного «са’а» (мера веса) являются продукты питания (как, например, пшеница, кукуруза, бобы и т. д.), которые облагаются закатом в виде одной десятой части. А также достаточно для закатуль-фитра са’ сыра, согласно более верному мнению. Также молоко и творог тем, у кого они являются основным продуктом питания.
В каждом населенном пункте обязательно выплачивать закатуль-фитр с основного продукта питания (например, если это хлеб, то закатуль-фитр выплачивают пшеницей), а согласно слабому мнению, – из продуктов питания человека, а также существует мнение, что человек вправе выбрать любой из продуктов питания»
[См.: Шарх Аль-Махалли, т. 2, с. 46].
قال النووي في كتابه روضة الطالبين
Имам Ан-Навави в своей книге «Равзат ат-талибин» говорит:
«Для закатуль-фитра обязательно нужно выплатить са’, и он равен 5 ритлям и 1/3 ритля (мера веса, равная 432 гр.), таким образом, 1 са’ равен 685 дирхамам и 5/7 дирхама (2кг 400г)»
[См.: Равзат ат-талибин, т. 2, с. 301].
قال الشرنبلالي الحنفي في كتابه مراقي الفلاح
«Ученый мазхаба имама Абу Ханифа Аш-Шурунбулали в своей книге «Марак Аль-фалах» говорит:
«Милостыня фитра–это половина са’а (1728 гр) пшеницы или пшеничной муки, а также полный са’ фиников, изюма или ячменя, и он (са’) равен 8 ритлям –3456 гр). Также разрешено выплатить стоимость закатуль-фитра любого из этих перечисленных продуктов. Если продукты питания в изобилии, то выплата их стоимости предпочтительнее, так как их стоимость лучше удовлетворяет нужды бедняка. А если время бедственное, то лучше пшеницей, ячменём и другим съестным, чем стоимостью»
[См.: Марак Аль-фалах, с. 273].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• По мнению имама Аш-Шафии, са’ равен 2304 граммам (2,04кг). В нем четыре мудда, он составляет 576 граммов, и он установлен (зафиксирован) в качестве каффарата. А по мнению имама Абу-Ханифа, са’ равен 3456 граммам (3,25кг), а половина са’ –1728 граммам, и в качестве каффарата в этом мазхабе достаточно выплатить половину са’а.
Отдел фетв, Муфтият РД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Выплата закята аль-фитр
Закят аль-фитр, который ещё называют фитр садака был предписан во втором году пророческого переселения в Медину, то есть в том же году, когда верующим был предписан пост месяца Рамадан.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подробно разъяснил мудрость предписания выплаты закята аль-фитр. Как приводится в достоверных хадисах, закят аль-фитр это очищение для постящегося от пустословия и сквернословия, а также помощь беднякам и малоимущим. Это то, что помогает им ничего не просить в праздничный день, радует и веселит их, делает их счастливыми участниками праздника.
Приводит Абу Дауд и Ибн Маджа в своих сборниках «Сунан», что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:
( فرض رسوال الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر طُهرة للصائم من اللغو الرفث، وطُعمة للمساكين، من أدها قبل الصلاة في زكاة مقبولة ، ومن أداها بعد الصلاة فهي صدقة من الصدقات)
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предписал закят аль-фитр как очищение для постящегося от пустословия и сквернословия, и как угощение для бедняков. У того, кто выплатил эту милостыню до праздничной молитвы, это принятый Аллахом закят, а у того, кто отдал его после молитвы, это одно из добровольных подаяний».
Закят аль-фитр обязан выплачивать каждый мусульманин, владеющий пропитанием для себя и своей семьи сверх одного дня и ночи. Мусульманин выплачивает закят аль-фитр за себя и за всех, кто находится на его содержании, то есть за жену и малолетних детей обоих полов. Если родители, братья и сёстры так же находятся на его содержании, то он выплачивает закят аль-фитр и за них. Не обязательно выплачивать закят за ребёнка, который находится в утробе матери, но если ребёнок родится до захода Солнца последнего дня Рамадана, то за него необходимо выплатить закят аль-фитр, потому что этот ребёнок родился в Рамадан. Если ребёнок родился после захода Солнца последнего дня Рамадана, то за него закят аль-фитр не выплачивается. Дополнительно человек может выплатить закят аль-фитр за слугу, гостя и друга, но это не обязательно.
Размер закят аль-фитр за каждого человека составляет один са’ продуктов, которые широко распространены и употребляются в пищу населением конкретной страны или региона, например, финики, пшеница или мука, а также рис, изюм и другие продукты питания. Са’ – это мера веса, установленная Пророком (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников).
Приводят два шейха Аль-Бухари и Муслим, что Абу Саид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы отдавали закят аль-фитр одним са’ из продуктов».
В наше время мера са’ не используется, и мы применяем современную меру весов. Один са’ равен примерно двум с половиной килограммам пшеницы. Можно дать больше, за это человеку будет дарована награда от Всевышнего Аллаха.
Действительно, какая польза бедняку от пяти килограммов пшеницы и что он будет с ними делать, когда ему не во что одеть свою семью?! Я понимаю, что негативных отзывов на эту публикацию, возможно, будет немало, но истина важнее всего, ведь ислам пришёл с заботой о бедняке, для того, чтобы помочь ему спастись от нищеты.
Меня очень удивляет позиция одного из учёных университета «Аль-Азхар», который сказал:
( مما ابتلانا الله به في هذا الزمن، أن كل من هب ودب، صار يطاول الأئمة الكبار، والعلماء الثقات، الذين أفنوا زهرة أعمارهم، وكل حياتهم في البحث العلمي، فترى في كل عام عند الحديث عن زكاة الفطر، من يتطاول على أئمة أفتوا بجواز إخراجها نقودا، فيزعم أن من يقول بهذا الرأي فهو يخالف السنة)
«Беда, которую наслал на нас Аллах в это время, заключается в том, что каждый, кто летает и ползает (то есть все кому не лень), позволяет себе оспаривать великих имамов, надёжных учёных, которые посвятили самые лучшие свои годы и всю свою жизнь поиску знаний. Каждый год, когда речь заходит о выплате закята аль-фитр мы наблюдаем как некоторые нападают на великих имамов и выносят фетву о том, что можно отдавать закят аль-фитр деньгами. Они утверждают, что высказывающий это мнение (отдавать закят аль-фитр продуктами) противоречит сунне!»
Нужно понять, что в древности люди мололи пшеницу у себя дома, потому что не было фабрик, и бедняку была польза от любого объёма пшеницы, которую он получал в качестве милостыни, но в наше время пшеницу дома не перемолоть. В выплате закята аль-фитр есть выбор, и доводы о выплате его стоимости деньгами очень ясные, и их следует принять, как лучший из вариантов для бедняков и малоимущих.
Я расскажу вам о том, как я лично видел, как отдавали закят аль-фитр в досточтимой Мекке. Я жил в Мекке с 1980 по 1985 годы и в это время готовил свою докторскую диссертацию в университете Умм Аль-Кура. Я находился рядом с Запретной мечетью утром праздничного дня и наблюдал за теми, кто отдавал закят аль-фитр пшеницей, считая это единственно верным способом, и они говорили, что нельзя закят аль-фитр выплачивать деньгами. Я наблюдал очень странное явление, больше походящее на издевательство! С одной стороны сидели торговцы пшеницей, а с другой бедняки. Человек, желающий отдать закят аль-фитр, приходил к торговцу, покупал у него пшеницу и отдавал её одному из бедняков. Этот бедняк шёл к этим же торговцам и продавал им полученную пшеницу, но уже за непомерно низкую цену и с большим убытком для себя. Потом приходил другой человек и снова покупал эту пшеницу у этого торговца и, конечно же, торговец продавал её за много большую цену по сравнению с той, за которую он приобрёл её у бедняка. В результате этих действий в прибыли остались только торговцы пшеницей, а бедняки в убытке. Подобная форма выплаты закята аль-фитр, на мой взгляд, является издевательством над шариатом, потому что бедняку не нужен этот продукт, и он вынужден обменивать его на деньги таким путём.
Исходя из сказанного становится понятным, что давать закят аль-фитр деньгами в наше время предпочтительнее, так как пророческий хадис говорит, что закят аль-фитр должен избавить малоимущих от просьб, обращённых к зажиточным людям. Что сегодня будет просить нуждающийся, пшеницу? Конечно, нет. Нуждающемуся нужны деньги, чтобы приобрести продукты и одежду для членов своей семьи.
Закят аль-фитр нужно отдавать неимущим и малоимущим, которым не хватает на жизнь заработной платы. При этом малоимущий человек, имеющий пропитание на день и ночь праздника Ураза-байрам, может сам выплатить закят аль-фитр и может его получить от других людей.
Лучше всего, чтобы человек сам раздавал свой закят аль-фитр, также можно поручить раздачу закята аль-фитр другому человеку от его имени. Если есть нуждающиеся в населённом пункте, где проживает выплачивающий милостыню, то ему стоит выплатить закят аль-фитр в данном населённом пункте или поручить выплату милостыни другому человеку. Не воспрещается человеку выплачивать закят аль-фитр своим дальним родственникам из числа неимущих, или же иным лицам из числа бедняков, проживающих в другом населённом пункте.
Пост в Рамадан. Урок 3. И’тикаф. Закят аль-фитр.
И’тикаф
فصلٌ: الاعتكافُ سُنَّةٌ في كلِّ وقتٍ، ورمضانُ آكدُ، والعشرةِ الأخيرةِ آكدُ لطلبِ ليلةِ القدرِ، ويمكنُ أنْ تكونَ في جميعِ رمضانَ، وفي العشرةِ الأخيرةِ أرْجى، وفي أوتارهِ أرْجى، وفي الحادي والثالثِ والعشرينَ أرجى، ويُكثِرُ في ليلةِ القدْرِ: اللهمَّ إنكَ عفوٌّ تحبُ العفوَ فاعفُ عني
И’тикаф[1] является сунной в любое время, особенно в Рамадан, особенно в последние десять дней, чтобы застать ночь Предопределения[2] (Лейлатуль-Кадр). Ночь Предопределения может быть любой ночью месяца Рамадан, но в последние 10 дней наиболее вероятно, еще вероятнее в нечетные дни, вероятнее всего – 21-е или 23-е.[3]. В ночь Предопределения хорошо часто повторять:
اللهمَّ إنكَ عفوٌّ تحبُ العفوَ فاعفُ عني
«О Аллах! Ты Прощающий, любишь прощать, так прости меня!» (Аллахумма инна-ка ’афуввун тухибб-уль-’афва фа’фу ’анни)
Как совершать и’тикаф
وأقلُّ الاعتكافِ لُبْثٌ وإنْ قلَّ، بشرطِ النيةِ وزيادتهِ على أقلِّ الطمأنينةِ، وكونُهُ مسلماً، عاقلاً، صاحياً، خالياً منَ الحدثِ الأكبرِ، وفي المسجدِ ولوْ متردِّداً في جوانبهِ، ولا يكفي مجردُ المرورِ
Наименьший и’тикаф – остановиться с намерением, чтобы остановка была бы дольше, чем задержка в намазе[4]. [Совершающий и’тикаф] должен быть мусульманином, разумным, находиться в сознании, у него должно быть полное омовение. [Совершается и’тикаф] в мечети, даже если зашел и сразу вышел, однако просто пройти насквозь недостаточно.
والأفضلُ كونُهُ بصوم، وفي الجامعِ، وأنْ لا ينقُصَ عنْ يومٍ.
Лучше всего, если [совершающий и’тикаф] держит пост и совершает его в джума-мечети[5] не меньше дня.
ولوْ نذرَ الاعتكافَ في المسجدِ الحرامِ أو الأقصى أوْ مسجدِ المدينةِ تَعيَّنَ، لكنْ يجزئُ المسجدُ الحرامُ عنهما، بخلافِ العكسِ، ويجزئُ مسجدُ المدينةِ عن الأقصى، بخلافِ العكسِ، ولوْ عيَّنَ مسجداً غيرَ ذلكَ لمْ يتعيَّنْ
Если дал обет совершить и’тикаф в мечети Харам[6], аль-Акса[7] или в мечети Медины, нужно совершать его только там. Однако и’тикаф в мечети Харам заменяет и’тикаф в двух других, но не наоборот. И и’тикаф в мечети Медины заменяет и’тикаф в Аль-Акса, но не наоборот. Если дал обет совершить и’тикаф в любой другой мечети – можно совершить его в любой мечети.
ويفسُدُ الاعتكافُ بالجماعِ، وبالإنزالِ عنْ مباشرةٍ بشهوةٍ
И’тикаф нарушается половым актом, оргазмом от прикосновений и ласк.
وإنْ نذرَ مدةً متتابعةً لزمهُ، فإنْ خرجَ لما لا بدَّ منهُ كأكلٍ وإنْ أمكنَ في المسجدِ، وشربٍ إنْ لمْ يمكنْ فيهِ، وقضاءِ حاجةِ الإنسانِ، والمرضِ والحيضِ ونحوِ ذلكَ لمْ يبطلْ
Если дал обет совершать и’тикаф подряд в течение какого-то времени, обязательно сделать это. И’тикаф не нарушается выходом из мечети по необходимости, например, чтобы поесть, даже если это можно сделать в мечети, или попить, если это невозможно сделать в мечети, справлением нужды, наступлением болезни, менструации и подобными вещами.
وإنْ خرجَ منَ المسجدِ لزيارةِ مريضٍ، أوْ صلاةِ جنازةٍ أوْ صلاةِ جمعةٍ، بطَلَ اعتكافُهُ
Если вышел из мечети, чтобы навестить больного или совершить джаназа-намаз или пятничный намаз, и’тикаф нарушается.
وإنْ خرجَ لمنارةِ المسجدِ وهي خارجةٌ عنهُ ليؤذِّنَ جازَ إنْ كانَ هوَ المؤذنُ الراتبُ، وإلا فلا
Если поднялся на минарет мечети, который стоит отдельно от нее, чтобы сделать азан, то не нарушается, при условии, что [человек] работает в ней муаззином. Если нет, то нарушается.
وإنْ خرجَ لما لا بدَّ منهُ فسألَ عنِ المريضِ وهوَ مارٌّ ولمْ يعرِّجْ جازَ، وإنْ عرَّجَ لأجلِهِ بطلَ
Если вышел по необходимости, например, спросить о здоровье больного, и сделал это по пути, не сходя с него, то можно. Если специально свернул для этого, нарушается [и’тикаф].
وتحرُمُ المباشرةُ بشهوةٍ
[Совершающему и’тикаф] запретны прикосновения со страстью.
ويحرُمُ على العبدِ والزوجةِ دونَ إذنِ سيدٍ وزوجٍ
Запретен [и’тикаф] рабу и замужней женщине без разрешения хозяина и мужа.
Закят аль-фитр
تجبُ على كلِّ حرٍّ مسلمٍ، إذا وجدَ ما يؤديهِ في الفطرةِ فاضلاً عنْ قوتهِ وقوتِ من تلزمُهُ نفقتُهُ وكسوتُهُم ليلةَ العيدِ ويومَهُ، وعنْ دَيْنٍ ومسكنٍ وعبدٍ يحتاجهُ
Обязателен для для каждого свободного мусульманина, если он обладает тем, что отдать[8] сверх достаточного количества еды и одежды для себя и тех, кого он обязан обеспечивать, на ночь и день праздника, также сверх необходимого для выплаты долга[9], расходов на жилье и раба, в котором он нуждается.
فلوْ فضلَ بعضُ ما يؤديهِ لزمهُ إخراجهُ
Если того, что сверх достаточного, хватит лишь на часть закят аль-фитр, обязательно отдать эту часть.
ومنْ لزمتهُ فطرتُهُ لزمتهُ فطرةُ كلِّ منْ تلزمُهُ نفقتهُ، منْ زوجةٍ وقريبٍ ومملوكٍ، إنْ كانوا مسلمينَ ووجدَ ما يؤدي عنهم، لكنْ لا تلزمُهُ فطرةُ زوجةِ الأبِ المعْسرِ ومستولدتهِ، وإنْ لزمتْهُ نفقتُهُما
Каждый, кто обязан выплатить закят аль-фитр, должен выплатить его и за всех, кого обязан содержать: за жену, близких родственников, рабов, если они мусульмане и есть то, что отдать за них. Однако он не обязан отдавать закят аль-фитр за жену отца, если отец бедный, или рабыню, которая родила от отца ребенка, несмотря на то что обязан содержать их.
ومنْ لزمَهُ فطرةٌ ووجدَ بعضها بدأ بنفسهِ، ثمَّ زوجتهِ، ثمَّ ابنهِ الصغيرِ، ثمَّ أبيهِ، ثمَّ أمهِ، ثمَّ ابنهِ الكبيرِ
Если того, что есть, не хватит всем, надо отдать сначала за себя, потом за жену, затем за несовершеннолетнего сына, затем за отца, затем за мать, затем за совершеннолетнего сына[10].
، ولوْ تزوجَ مُعسرٌ بموسرةٍ أوْ بأمةٍ، لزمتْ سيدَ الأمةِ فِطرةٌ لأمتهِ، ولا تلزمُ الحرةَ فطرةُ نفسها، وقيلَ يلزمُها
Если бедный человек женат на богатой или на рабыне, за которую закят аль-фитр отдает ее хозяин [он не должен отдавать за них]. И не должна свободная женщина отдавать [закят аль-фитр] за себя. Слабое мнение: должна.
[سببُ زكاةِ الفطرِ ومقدارها]:
Время выплаты и размер закят аль-фитр
سببُ الوجوبِ إدراكُ غروبِ الشمسِ ليلةَ الفطرِ، فلوْ ولِدَ لهُ ولدٌ، أوْ تزوجَ، أو اشترى قبلَ الغروبِ وماتَ عقبَ الغروبِ لزمتْهُ فطرتهمْ، وإنْ وُجِدوا بعدَ الغروبِ لم تجب فطرتهم
[Закят аль-фитр становится обязательным] с закатом солнца дня перед праздником[11]. Если у него родился ребенок или он женился или купил рабыню до заката и умерли[12] после заката, за них обязательно отдавать закят аль-фитр. Если же [рождение, женитьба или покупка] произошли после заката, то не должен отдавать.
ثمَّ الواجبُ صاعٌ عنْ كلِّ شخصٍ، وهوَ خمسةُ أرطالٍ وثلُث بغداديةٌ، وبالمصريِّ أربعةٌ ونصفٌ ورُبْعٌ وسبعُ أوقيةٍ، منَ الأقواتِ التي تجبُ فيها الزكاةُ منْ غالبِ قوتِ البلدِ، ويجزئ الأقِطُ واللبنُ لمنْ قوتُهمْ ذلكَ، فإنْ أخرجَ منْ أعلى قوتِ بلدهِ أجزأهُ، أوْ دونه
Закят аль-фитр – это са’[13] с каждого человека (это 5 1/3 багдадских ритлей, а в мисрийских ритлях это 4 3/4 [ритля] и 1/6 оккии) еды, с которой выплачивается закят, наиболее распространенной в данной местности[14], также дозволено [отдать] сыр[15] и молоко тем, у кого они являются основной едой. Если отдаешь той едой, которая дороже наиболее распространенной, то можно, если дешевле – нельзя.
ويجوزُ الإخراجُ في جميعِ رمضانَ، والأفضلُ يومَ العيدِ قبلَ الصلاةِ
Можно отдать закят аль-фитр в течние всего Рамадана, но лучшее время – в день праздника до праздничного намаза[16].
ولا يجوزُ تأخيرها عنْ يومِ الفطرِ، فإنْ أخَّرَ عنهُ أثمَ ولزمهُ القضاءُ
Не разрешается отдавать закят аль-фитр позже дня праздника[17]. В этом случае на человека ложится грех и ему обязательно восполнить[18].
[Закят аль-фитр выплачивается в пользу нуждающихся (мискин) и бедных (факир). По шафиитскому мазхабу не разрешается выплачивать закят аль-фитр деньгами, однако это дозволено по ханафитскому мазхабу[19]]
[1] Шариатское определение и’тикафа – пребывание в мечети мусульманина, достигшего возраста различения, с намерением на это. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Не прикасайтесь к вашим женам, когда совершаете и’тикаф в мечетях » (Бакара, аят 187) (Тахрир аль-Масалик).
[2] О ней Всевышний Аллах сказал, что эта ночь «лучше тысячи месяцев» (Кадр, аят 3), то есть поклонение и благие дела, совершенные в эту ночь, лучше поклонения и благих дел тысячи месяцев. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Кто проведет эту ночь в молитве с верой и надеждой на награду, тому простятся грехи всей предыдущей жизни» (Приводят Бухари и Муслим) (Шарх).
[3] Впрочем, многие ученые говорят, что это 27-е число (Мугни и др.).
[4] Фиксация тела в руку’, после выпрямления и т. д.
[5] Из-за большого джамаата во время намаза и из-за отсутствия необходимости прерывать и’тикаф, выходя на пятничний намаз (Шарх).
[7] В Аль-Кудс (Иерусалиме).
[8] В качестве закят аль-фитр, т. е. 1 са’ еды (см. далее).
[9] Однако сильное мнение шафиитского мазхаба состоит в том, что наличие долга не является препятствием для выплаты закят аль-фитр (Тахрир аль-Масалик).
[10] Если он он не может сам обеспечивать себя из-за сумасшествия или других причин (Тахрир аль-Масалик).
[11] Т. е. с магриба начинается день праздника Ид аль-фитр, и с этого же момента наступает обязательное время для выплаты закят аль-фитр.
[12] Ребенок, жена или рабыня.
[14] Если основная еда – это хлеб (как в России), отдавать закят аль-фитр нужно пшеницей.
[16] Ведь смысл закят аль-фитр – накормить бедных в день праздника Ид аль-фитр.
[17] Окончание дня – это наступление времени намаза магриб.
[18] Отдав закят аль-фитр как можно быстрее.
[19] Поэтому многие шафииты в наших условиях берут мнение ханафитского мазхаба. Однако возможен другой вариант: бедным и нуждающимся отдается пшеница, затем покупается обратно (цена не обязательно должна соответствовать реальной цене пшеницы). Таким образом, соблюдается условие шафиитского мазхаба, а нуждающиеся получают деньги.
Закят аль фитр что это
Кто обязан выплачивать закят аль-фитр и в каком размере его выплачивают?
Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние больше, чем необходимо для обеспечения себя (а также для тех кто находится под их опекой) питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении.
Ее размер составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении – примерно, 200 тенге на наши деньги).
Ибн Умар рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба» (Бухари и Муслим).
Кому нужно раздавать закят аль-фитр?
Эту милостыню раздают тем же людям, которые имеют право на получение закята.
Если у меня есть несовершеннолетние дети, должен ли я выплачивать милостыню от их имени?
Да, вы должны это сделать. Если же у них есть какое-то свое имущество или деньги, то закят аль-фитр выплачивается оттуда.
Когда нужно выплачивать закят аль-фитр?
Закят аль-фитр можно раздавать в любой день месяца Рамадан, до дня праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам).
Ибн ‘Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать закят аль-фитр перед выходом на праздничную молитву» (Сахих аль-Бухари).
Какой крайний срок раздачи закят аль-фитр?
Эту милостыню нужно постараться раздать до праздничного намаза Ураза-Байрам.
Каково значение милостыни аль-фитр?
Таким образом нуждающимся людям дается возможность провести праздник наравне с другими, а постящиеся таким образом очищают свой пост от ошибок, которые они возможно допустили.
Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Каким образом лучше раздать эту милостыню – лично нуждающимся людям или можно отдать в мечеть или организации, которые занимаются помощью нуждающимся?
Предпочтительно раздать садака аль-фитр лично нуждающимся людям, но можно и через мечеть или какую-то организацию. Передавая свою милостыню организации, вы тем самым, делаете их своим представителем (вакиль) по выплате садака аль-фитр. Ваша милостыня будет выплачена тогда, когда организация будет распределять собранные средства среди нуждающихся. Соответственно, какое-то неисполнение ими обязательств будет считаться, что вы не исполнили обязанности по выплате закят аль-фитр. Так что вам следует поинтересоваться относительно того, когда этот фонд или благотворительная организация будет распределять собранные средства.
Если праздник прошел, а я не раздал закят аль-фитр, что будет?
Вам нужно раскаяться в этом и раздать его как можно скорее, поскольку в хадисе сказано, что «Пост Рамазана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закят-аль-фитр он (пост) будет вознесён на небеса», т. е. закят-аль-фитр способствует принятию нашего поста.
Закят аль фитр что это
1. Положение закятуль-Фитра.
2. Кому выплачивают закятуль-Фитра?
3. Кто должен выплачивать закятуль-Фитр?
4. За кого выплачивать закятуль-Фитр?
5. С чего выплачивают закятуль-Фитр?
6. Когда выплачивают закятуль-фитр?
7. Закятуль-Фит|р деньгами.
8. Возмещается ли закятуль-фитр?
9. Выводы.
1. Положение закятуль-Фитра
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Представляю вашему вниманию отрывки из шарха нашего шейха на «Умдатуль Ахкам» имама ‘Абдуль-Гъаний аль-Макъдиси.
«Сказал Ибн аль-Мунзир: «Единогласны все те, от кого сохранилось знание, что закят аль-фитр является обязательным. Сказал Исхакъ: «Это единогласие ученых»». Передал Ибн Къудама в «аль-Мугъни». Сказал аль-Байhакъи: «Сошлись ученые на том, что закят аль-Фитр является обязательным». Ибн аль-Мунзир также передал единогласие в «аль-Ишраф», как об этом сказал имам ан-Науауи…»
2. Кому выплачивают закятуль-Фитра?
«Сказал (аль-Буhути) в «Шарх мунтаhа аль-Ирадат»: «И выплачивают его, т.е закят аль-Фитр, так-же, как и закятуль-мал. Это согласно общему значению (аята): «Милостыня дается лишь бедным». Пришел текст с ограничением, затрагивая лишь бедняков. Если пришла фраза «бедняк» и «нищий» в одном контексте, то их смысл единый. Сказал Ибн ‘Аббас: «Посланник Аллаhа ﷺ вменил в обязанность закят аль-Фитр как очищение для постящегося от праздных речей и сквернословия, а также для кормления бедняков». Передал Абу Дауд и Ибн Маджа. А остальные (шесть) участников списка (денежного) закята не нуждаются в еде в этот (праздничный) день, по этому, надо ограничиться лишь нищими и бедняками. Затем я нашел подтверждение этому у Ибн Къайима, где он сказал: “И из его из руководства было то, что он ﷺ отдавал эту садакъу (закятуль-фитр) строго беднякам, и не делил он ее на восемь видов… и никто из сподвижников и тех, кто после них, не делали такое…”» Конец (слов аль-Буhути)».
Я добавлю: Сказано в марказе №55594:
«Если упомянутый сын живет не самостоятельно, а находится в числе твоих домочадцев, которых ты обеспечиваешь, то не разрешается тебе отдавать ему закатуль-фитр. А если он живет самостоятельно (отдельно от вас) и он бедный, как ты об этом упомянул, то здесь ты можешь отдать ему (закятуль-фитр)».
3. Кто должен выплачивать закят?
فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم صَدَقَةَ الْفِطْرِ
أَوْ قَالَ رَمَضَانَ — عَلَى الذَّكَرِ وَالأُنْثَى ، وَالْحُرِّ وَالْمَمْلُوكِ : صَاعاً مِنْ تَمْرٍ
أَوْ صَاعاً مِنْ شَعِيرٍ بُرٍّ, عَلَى الصَّغِيرِ وَالْكَبِيرِ
Посланник Аллаhа ﷺ вменил обязанность закят аль-фитр — или Рамадана — мужчине, женщине, свободному и рабу са’ фиников или са’ ячменя…
«Кто должен выплачивать закят? Или является ли долг препятствием? Она вменена в обязанность каждому свободному, разумному, совершеннолетнему мусульманину, который способен раздобыть себе на дневной рацион, он (обязан выплатить) за себя и тех, кого он обязан содержать. Сказал аш-Шафи’и: «Опекун выплачивает за своего ребенка и умалишенного и тех, кого он обязан содержать… Каждый, кто застал полумесяц Шауаля и у него есть своя еда и еда тех, кого он обеспечивает (хотя-бы) на день и ночь, он должен выплатить с него закят за себя и за них… А если у него лишь свой и их рацион (равный одному) дню, то такие ничем не обязаны… А если кто-то из тех, кого он должен содержать имеет возможность отдать закят, то я не разрешаю ему оставлять выплату закята… Не выплачивается закятуль-фитр кроме как за муслима. Человек должен выплатить закятуль-фит|р за каждого, кого он обязан содержать, будь это взрослые или маленькие (дети)»».
≡ Сказал ан-Науауи: «Нет заката на том, кто ничего не имеет».
≡ Сказал аль-Буhути: «Долг не препятствует выплате закятуль-фитра».
«Если у сироты есть возможность, то он должен отдать закятуль-фит|р. Сказал имам Ибн Къудама: «Сирота тоже обязан давать ( закятуль-фит|р). Его опекун выплачивает из его (т.е сироты) имущества, и мы не знаем никого, кто-бы противоречил в этом вопросе»»… Закят не требуют с раба или ребенка, за них должен выплачивать их опекун.
Если кто-то не в состоянии дать закятуль-фитр, то близкие или друзья могут выплатить его за него. Халид аль-Муслих.
4. За кого выплачивать закятуль-Фитр?
«Пришло от Асмы бинт Аби Бакр, что во времена пророка ﷺ она выплачивала за своих домочадцев, где были и рабы и свободные, двумя муддами пшеницы, или одним са’ом (т.е 4 мудда) фиников. Муд и cа’, это именно те, которые они использовали в торговле между собой. Передал ат-Т|ах|ауи в «Шарх ма’ани аль-Асар» и ат-Т|абарани. Сказал аль-Альбани: «Иснад хороший, на условиях Муслима». Поэтому, заключение Му’авии (т.е что можно выплачивать двумя муддами) не противоречит тексту (хадиса), на против, его заключение соответствует тексту. Причина уравнивания одного мудда пшеницы из Шама к двум муддам (остальной пищи) заключалась в хорошем качестве пшеницы Шама…
Я добавлю: Абу Са’ид аль-Худри не был согласен в этом с Му’авией, да будет доволен ими Аллаh.
≡ Сказал аш-Шафи’и: «Опекун выплачивает за своего ребенка и умалишенного и тех, кого он обязан содержать… Каждый, кто застал полумесяц Шауаля и у него есть своя еда и еда тех, кого он обеспечивает (хотя-бы) на день и ночь, он должен выплатить с него закят за себя и за них…»
Передается от ‘Усмана, что он давал закятуль-фитр за ребенка в утробе, но группа ученых послабила это сообщение. Это дело остается желательным, но не обязательным.
См Ибн ‘Усеймин «Маджму аль-Фатауа» 18/263
Шейх сказал: «Сказал имам Малик: «Лучшее из-то, что я слышал (об этом): человек должен давать закят за тех, кого он обязан содержать…» Сказал Ибн аль-Къассар: «Ученые различных городов не разногласили, что господин должен отдать закят аль-Фитр за своего раба мусульманина»».
5. С чего выплачивают закятуль-фитр?
«Закят дают тем, чем запасаются и питаются. Некоторые ученые добавили третье условие: чтобы оно было из того, что взвешивается, как сыпучее тело. Если им запасаются, но не питаются обычно, то не годиться. Если обычно им питаются, но им нельзя запасаться, то не годиться тоже. И по этой причине ячмень сегодня не является тем, чем обычно питаются. Сказал имам Малик: «Выплачивается из того, чем обычно питаются»».
Я добавлю: сегодня люди находят наглости выплачивать закятуль-фитр зерном и пшеницей! Они ссылаются на хадис Ибн ‘Умара и Абу Са’ида, где пришли такие слова как: пшеница, ячмень, финик, творог, изюм. Они либо намеренно не осознают реальности фикъhа, либо намеренно уклоняются от закята закятуль-фитра, в силу своей жадности и страха, что они на один день их стол останется без телятины. Прошу защиты у Аллаhа от этого.
Неужели сегодня мы обычно едим пшеницу (я не говорю о пшеничной каше) или зерно? Или ячмень? Или может нашим основным рационом является изюм и финик? Изюм и финик является десертом, а не обычным рационом.
≡ Сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Къайравани аль-Малики в своем послании на маликитский фикъh:
«… обязательно надо отдавать закятуль-фитр из того, что обычно бывает в рационе, даже если это мясо или масло, но выплачивается это весом са’а пшеницы».
≡ Сказал Ибн ‘Усеймин:
«И достоверно, что все то, что является обычным рационом, будь это зерновые культуры, плоды, мясо и тому подобное, годиться (для закат аль-фитра).
См. Ибн ‘Усеймина в «Зад аль-Мустакъни» 6182.
Но некоторые не включили мясо в этот список говоря, что мясо не является основным, мясо является дополнением. Они также говорят, что еще одна из причин запрета давать мясо как закят аль-фитр, это то, что им нельзя запасаться, оно быстро портится, как об этом говорил Ибн Джибрин. В некоторых хадисах пришел «творог», а мы знаем, что творог долго не храниться без холодильника. А если сушить его с солью, то тогда его просто так не поешь в качестве рациона, т.е если в этом случае мы сумели сохранить творог как запас, тогда теряется возможность свободного его употребления, так как он соленый.
Уважаемый доктор шариатских наук Мухаммад аль-Хабдан сказал, что если та или иная местность принимает трапезу обычно мясом, курицей или рыбой, то они дают закят аль-фитр именно этим.
Наш шейх тоже сказал: «Упомянутый рацион в данном хадисе (т.е хадисе Ибн ‘Умара) и в следующем хадисе Аби Са’ида, не является неким ограничением вида трапез, однако это было упомянуто лишь в качестве примера. Если выплатить закят тем, что входит в хукм (упомянутых видов еды), чем обычно питаются и запасаются, то закят засчитывается».
6. Когда выплачивают закятуль-фитр?
Передал аль-Бухари и Муслим, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, сказал:
أمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة
…и было приказано выплачивать (закятуль-фитр) до выхода людей к праздничной молитве.
فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصَّائِمِ مِنْ اللَّغْوِ وَالرَّفَثِ وَطُعْمَةً لِلْمَسَاكِينِ ، مَنْ أَدَّاهَا قَبْلَ الصَّلَاةِ فَهِيَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ وَمَنْ أَدَّاهَا بَعْدَ الصَّلَاةِ فَهِيَ صَدَقَةٌ مِنْ الصَّدَقَاتِ
«Посланник Аллаhа ﷺ вменил в обязанность закятуль-фитр как очищение от пустословия и сквернословия для постящегося, и для кормления бедняков. Кто выплатил ее до (праздничной) молитвы, то закят его принимается, а кто выплатил после молитвы, то это обычная садакъа».
≡ Сказал аль-хафиз аль-‘Иракъи в «Тасриб»: «Лучше время для выплаты закята, это время перед праздничной молитвой, как об этом говорили четыре имама».
Сподвижники давали за два дня, как это передал Аль-Бухари. У шафиитов можно платить на протяжении всего Рамадана. Лучше всего давать закятуль-фит|р между праздничным намазом и Фаджром, если это возможно, как об этом сказал имам Ибн Баз у себя в «Маджму аль-Фатауа» 14/203.
Обязательное время выплаты этого закята, это после захода солнца последнего дня Рамадан, и вплоть до праздничной молитвы, как сказал имам Ибн Къудама.
7. Закятуль-Фитр деньгами
Не дается закятуль-фитр деньгами, даже если на этом был ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Абу Ханифа, аль-Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури, да будет доволен ими Аллаh. Мнение этих имамов противоречит очевидному хадису, а ведь все ошибаются кроме пророка ﷺ. Все сподвижники поступали таким образом, как мы уже передали это от Ибн ‘Умара, Абу Са’ида, Ибн ‘Аббаса и Асмы бинт Аби Бакр, да будет доволен ими Аллаh.
Другое дело, когда есть нужда дать закят деньгами, как тот случай, когда бедная семья в тяжелом положении, и отправить им еду никак не получается, в таком случае им начисляется сумма, что-бы те потом взяли то, что входит в категорию закятуль-фит|ра: рис, гречка, мясо, пшеничная каша, овсянка, перловка, макароны, картошка и т.д. Это мазhаб ханбалитов, и на этом шейхуль-ислям Ибн Теймийя.
8. Возмещается ли закятуль-фитр?
Если человек не выплатил закятуль-фитр по забывчивости, или не знал, или проспал, или не успел, или думал, что закятуль-фитр не уаджиб, ссылаясь на Ибн ‘Абдиль-Барра, то он может возместить свой закятуль-фитр и отдать после ‘ид-намаза. Ведь Господь сказал: «Господь наш! не взыщи с нас если мы позабыли или ошиблись…». А также в хадисе: «Всевышний простил этой умме ее (грехи) по забывчивости, ошибки и то, к чему их принудили».
См. Ибн Баз в «Маджму» 14/217, Ибн ‘Усеймин в «Нур ‘аля ад-Дарб». 18/271.
Если человек намеренно не выплатил ее до ‘ид-намаза, а выплатил ее после ‘ид-намаза, может ли он возместить? Маликиты, шафииты и ханбалиты считают, что если человек намеренно, без уважительной причины не выплатил закятуль-фитр до праздничной молитвы, то он попадет в грех, он должен возместить закятуль-фитр. У х|анафитов нежелательно отлаживать закятуль-фитр, они не ограничили время выплаты закята праздничной молитвой.
См. Кувейтская энциклопедия фикха. 43/41. Также в постоянном комитете фетв КСА 9/373.
≡ Шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худейр сказал:
من لم يخرج زكاة الفطر في وقتها وهو قبل الصلاة يوم عيد الفطر فإنه آثم عليه التوبة والاستغفار، وقضاؤها بحيث يخرجها بعد قضاءًا، هذا إذا كان عامداً، والناسي لا شيء عليه غير القضاء، والله الموفق
«Тот, кто не выплатил закятуль-фитр своевременно, т.е до праздничной молитвы ‘ид, попадает в грех, он должен покаяться и попросить прощение (у Аллаhа). После этого он должен отдать закят как возмещение. Это если было намеренно. А если забыл, то на нем нет ничего кроме возмещения».
≡ Сказал ‘алляма Ибн Баз, да помилует его Аллаh, в «аль-Маджму»:
الواجب عليك إخراجها بعد الصلاة، والحمد لله، مع التوبة والاستغفار، أخرجها بعد الصلاة والحمد لله قضاءًا، والسنة إخراجها قبل صلاة العيد إذا تيسر، وإذا أخرجها الإنسان قبل العيد بيوم أو يومين كما فعله الصحابة فلا بأس؛ لأن الوقت ضيق، ما بين صلاة الفجر وصلاة العيد وقت ضيق، ليس كل أحد يستطيع ذلك، فإذا أخرجها قبل الصلاة بيوم أو يومين فلا بأس
«Ты обязан выплатить его до (праздничного) намаза, и хвала Аллаhу, на тебе покаяние и просьба о прощении. (Если ты не сделал это) тогда уже выплати его после молитвы в качестве возмещения. Сунна, выплачивать до праздничной молитвы, если это возможно. Если человек выплатил ее за два дня до праздника, как это делали сподвижники, то нет проблем, ведь мало времени между утренней и праздничной молитвой, мало кто успеет…»
≡ Сказал Ибн Къудама: « А если он не выплатил (закятуль-фитр) вовремя, то он в грехе. Он должен возместить его».
Как мы видим, все четыре мазhаба на том, что человек должен возместить этот закят за все пропущенные годы, так как это право бедняков, а их права надо возвращать.
См. аль-‘Аббадий аль-Ханафи в «Аль-Джауhара ан-Нейрийя» 1/135, Шамсуддин ат-Т|арабилси аль-Малики в «Мауаhибуль-Джалиль» 2/376, Мухаммад аш-Ширбини аш-Шафи’и в «Мугъниль-Мух|тадж» 2/112, Ибн Къудама ль-Х|анбали в 3/177, аль-Мардауи аль-Х|анбали в «Аль-Инсаф» 9/386.
Но имам Шамсуль-Хакъ ‘Азим Абади сказал, в шархе Абу Дауда: «И (большинство) ученых заявили, что (закятуль-фитр) принимается вплоть до праздничного дня, однако хадис (Ибн ‘Аббаса) опровергает их».
9. Выводы
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам