залечь на дно в брюгге чем закончился
Найти скрытый смысл
«в Брюгге»
Уже десяток лет с уст любителей современного кино не сходит имя Мартина МакДоны, уже отпраздновавшего в этом году своё 50-летие, но снявшего всего-то три фильма. Это и сложная постмодернистская драма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», и необузданная в своей харизме комедия «Семь психопатов», и странная, неторопливая картина «Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges), влюбившая в себя многих.
При просмотре этого фильма некоторые зрители просто не знают, что чувствовать. Вот пытаешься расслабиться под наркоманский диалог о войне чёрных и белых карликов, а вот уже смотришь на бездыханное тело убитого ребёнка. Действительно тяжело прочесть замыслы автора, скрывающиеся за пеленой рассеивающих внимание шуток и слёз, но стоит всё же попытаться раскопать психологическую и философскую составляющую этого кино.
Центральный символ картины — вынесенный в название город Брюгге. Это туристическое местечко словно было законсервировано в XII—XV веках. Городу чудом удалось избежать бомбёжек в годы Второй мировой, потому он и является местом, где сохранились самые старые здания в Бельгии.
Но в тоже время Брюгге — провинция, «дыра» — как любит поговаривать Рей, главный герой картины. Местечко не представляет хоть какой-то ценности, кроме культурной. Да и его старые здания ценны только тем, что они старые, а во времена своей постройки не имели никакого значения.
Именно такое видение рисует нам Мартин МакДона. Режиссёр даёт со всех сторон осмотреть город, увековечивает в объективе камеры чуть ли не все имеющиеся достопримечательности, потому что именно Брюгге является ключом для понимания проблематики фильма.
В центре сюжета находятся три персонажа: киллер-неудачник Рей, мудрый убийца Кен и их злобный босс Гарри. Характер и мировоззрение каждого из героев напрямую связано с тем, как они относятся к Брюгге. Так, Рей — это юнец, лишённый какого бы то ни было жизненного опыта, кроме боевого. У него нет выработанных принципов или устоявшихся мнений. Зритель ничего не знает о его прошлом, о том, кем неудачник был до того, как стать киллером. МакДона мельком пробрасывает только один клочок информации о мировоззрении персонажа — Рей не любит всё, что напоминает ему о вьетнамцах, и поэтому злится от жалоб канадца на дым.
Говоря о войне между чёрными и белыми, Рей признаётся, что воевал бы на стороне вьетнамцев — таким образом, то немногое, что смотрящие могли узнать о герое, обесценивается, ибо наш неудачник действительно ни в чём не уверен. Все свои решения он принимает по ходу истории, исходя из сложившихся в данный момент обстоятельств, не черпая ничего из своего опыта. Его жизнь будто началась несколько дней назад. И данный психотип ничего не знающего о прошлом человека полностью рифмуется с его отношением к Брюгге.
Что-то старое, застрявшее в средних веках, отталкивает Рея. Он не умеет любоваться прошлым, зато всегда открыт к чему-то новому. Пытается приударить за только что встреченной бельгийкой или подружиться с карликом. И на удивление, оба действия герою удаются, с едва знакомыми людьми у Рея складываются добрые, тёплые отношения. Это говорит об умении персонажа не только принимать решения на ходу, но и делать это правильно.
Гарри, главный злодей фильма, является полным антиподом героя. Босс показан настоящей, взрослой личностью с полноценной жизнью за плечами. Зрители видят злодея вне бандитской среды, в кругу большой семьи. Смотрящие знают его прошлое, ведь Гарри сам просто упивается детскими воспоминаниями о старом местечке в Бельгии. Мужчина одержим Брюгге, восхищён его стабильностью и больше всего боится, что к городу проложат новую автостраду, портящую вид. И в той же степени, в которой он любит этот памятник старины, Гарри чтит привычный для себя набор устоев и понятий, которых Рей, опять же, полностью лишён. Один из таких, уложившихся в сознании довольно-таки доброго злодея, клишированных принципов, — убийца ребёнка должен умереть. Данное непреклонное мнение не только запускает сюжет второй половины фильма, но и подчёркивается тем, что у Гарри много маленьких детей. И в итоге, из-за убеждения в истинности своих устоявшихся правил, злодей пускает себе пулю в голову.
Жизненный принцип Гарри губит его, и двух, а то и трёх человек в придачу. И главное, что босс совершает ошибку всего лишь из-за карлика-бабника-наркомана-расиста, случайно принятого за ребёнка. Таким образом, преданность Гарри его жизненным принципам не оправдывает себя, зацикленность на прошлом никому не приносит ничего хорошего, так же как и старинная красота Брюгге не несет в себе никакой пользы.
Третьим же героем является Кен. Он совмещает в себе черты других двух центральных персонажей. Кен — опытный убийца, со своими принципами. Пытается быть хорошим человеком, и потому порой сожалеет о пролитой крови. У киллера есть прошлое за спиной, что подтверждается историей о погибшей в далёком 1976 году жене, и символ, связывающий его с минувшим — обручальное кольцо, до сих пор надетое на левую руку. Кен любит Брюгге, любуется его каналами, но не боготворит город. Во время скабрезного диалога с Гарри по телефону, из которого выясняются истинные цели поездки, киллера начинает бесить окружающая его «сказка». Через меняющееся отношение к Брюгге, МакДона показывает, что Кен может выбирать что-то новое.
Таким непривычным для старика решением было желание пристроить Рея в организацию, из-за такого же необдуманного выбора киллер отказывается убивать друга. По ходу фильма Кен отказывается от привычного, устоявшегося уклада жизни, начинает смотреть на вещи по-новому. Кульминацией линии героя становится самоубийство, благодаря которому киллер спасает Рея. Можно заметить, что после падения с башни Кену оторвало левую руку, ту самую, на которую надето кольцо, память о давно погибшей любви. Тем самым персонаж отрекается от прошлого, становится другим человеком, и из исполнителя, убивающего всех без разбору, перевоплощается в героя.
Как читатель уже мог понять, центральная тема фильма заключена во вражде устоявшегося и незапланированного, старого и нового, и проблематика эта сокрыта во всех аспектах сюжета. Большинство персонажей и их диалогов дополняют понимание тематики, и весь фильм в совокупности работает на выявление внутреннего конфликта главного героя.
Кино начинается с того, что Рей убивает невинного ребёнка и не знает как после этого жить самому. Прошлое терзает его изнутри, убийца пытается отдалиться от навязчивых мыслей, но те всё равно его достают. Эти переживания также аллегорично отображаются через отношения Рея с городом, из которого киллер уезжает на поезде, но волею судеб всё равно возвращается. Парень хочет покончить с собой, не в силах жить дальше с такими воспоминаниями, но в финале приходит к тому, что прошлое надо отпустить и жить по-новому.
Фильм завершается словами раненого Рея о том, что он хочет жить, а произойдёт ли это, или герой умрёт на операционном столе, МакДоне уже не важно. Значение имеет лишь то, что герой стал другим, принял новое для себя решение. Автор говорит устами своего героя:
«Может это и есть ад? Целая вечность в Брюгге»
«Залечь на дно в Брюгге»: любить или ненавидеть?
«Залечь на дно в Брюгге» — это фильм, который вы либо горячо возненавидите, не увидев в нем никакого смысла, либо полюбите до глубины своей души, хотя объяснить толком, за что именно, вряд ли сможете. Это одна из трех легендарных полнометражных работ английского сценариста, режиссера и продюсера Мартина Макдонаха, также подарившего нам «Семь психопатов» и «Три билборда на границе штата Эббинга, Миссури».
Стоит отметить, что своеобразные «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», хоть и нашли свой круг преданных почитателей, однако оказались гораздо менее популярными у широкой публики, чем гораздо более прямолинейные и очевидные «Три билборда на границе штата Эббинга, Миссури», в которые Макдонах как будто специально засунул все злободневные темы в расчете на «Оскар». Поэтому можно с достаточно высокой степенью уверенности сказать, что если вам понравились «Три билборда…», то эти две картины вам, вероятнее всего, «не зайдут». А если после просмотра оскароносного фильма вам захотелось чего-то более вкусного, изысканного, странного и неоднозначного – то не поленитесь оценить другие работы режиссера.
Почему именно Брюгге?
Тема отношения к этому городу муссируется на протяжении всего фильма очень активно. С одной стороны – Кен и Гарри, которым это место кажется сказочным, волшебным и атмосферным. С другой – Рэй, воспринимающий Брюгге исключительно как тюрьму. Невыносимую, отвратительную, мрачную, подавляющую.
Рэя экскурсии по городу-сказке не увлекают ни в малейшей степени
И если Кен искренне наслаждается временем, проведенным в этом городе, с удовольствием посещает достопримечательности и интересуется историей Брюгге, то Рэй ищет каких-нибудь более развязных развлечений, которые помогут ему хоть ненадолго отключиться от мыслей о ненавистном французском городе. К слову, считающимся одним из самых красивых и живописных городов Европы с обилием памятников истории, сохранившихся с глубокого Средневековья.
Кен с удовольствием посещает храмы, музеи и другие достопримечательности Брюгге
Мартин Макдонах, который выступил здесь не только как режиссер, но и как сценарист (он в принципе снимает фильмы только по своим сценариям), очень любит путешествовать: и по Европе, и по Штатам, и по другим уголкам нашей планеты. И во время посещения Брюгге он, по его словам, испытал два противоречивых ощущения: с одной стороны, красота этого города вызывала у него неподдельный восторг. С другой стороны, сказочные улочки, мощеные мостовые и старинные здания наводили на него буквально ужасающую скуку, вызывающую желание как можно скорее вернуться к более привычным пейзажам.
Положительных персонажей здесь не будет
Собственно, сценарии первых двух студийных работ Макдонаха тем и интересны, что положительных персонажей в них нет в принципе. Никаких образов светлых непорочных героев или героинь, отстаивающих правду и добро в этом злом жестоком мире, сохраняющих свои принципы, несмотря ни на что, любящих до одурения и готовых пойти за дорогих им людей хоть на край света. И даже никаких персонажей, которые сначала ведут себя, как злодеи, а потом оказывается, что у них просто тяжелая жизнь, а вообще они чуть ли не святые и очень, очень хорошие (как в «Трех билбордах…»).
Карлик Джимми — расист-кокаинщик с бредовыми идеями о войне между черными и белыми
Кто-то назовет такой подход парадом уродов. Кто-то – реалистичностью. Дело в том, что такой отказ от персонажей с нимбом на голове, источающих яркий свет и повергающих других во тьму, делает каждого героя гораздо лучше различимым. В этом сумраке, не озаренном ликом достойного подражания идеала, все остальные персонажи оказываются вполне неплохо освещенными. И мы можем рассмотреть их со всеми оттенками и полутонами, с рельефом, с отбрасываемыми ими тенями.
Герои, на которых сложно навесить ярлыки
«Толкаю наркоту бельгийским киношникам», — отвечает Хлоя на вопрос о том, чем она занимается
Бессмысленный круговорот смертей
Гарри, персонаж Рейфа Файнса, вписался в атмосферу Брюгге на удивление гармонично
К слову, в изначальной версии сценария Рэй все-таки выжил после перестрелки в Брюгге и вернулся в Лондон, однако мыслей о том, чтобы покончить с собой, не оставил.
Идея о самоубийстве как повод для смеха
Пожалуй, лучший совет, который можно дать для получения удовольствия от просмотра этого фильма – не забывать о том, что он относится к жанру черной трагикомедии. Все, происходящее на экране, априори представляет собой в некоторой степени фарс. В том числе, навязчивые мысли Рэя о самоубийстве.
«Мне нельзя, значит, а тебе можно?» — спрашивает Рэй у Кена о своем собственном убийстве
«Залечь на дно в Брюгге» — это, возможно, кинематографический аналог «современного искусства», ставшего притчей во языцех. Вы не найдете здесь четкой главной идеи, которую можно будет выразить в паре предложений и принять во внимание. Скорее, вы можете получить удовольствие от восприятия всего этого в целом, как нелепой абстрактной картины, которая, казалось бы, странна и нелогична, но почему-то продолжает притягивать ваше внимание и не позволяет оторвать от нее взгляд.
Залечь на дно в Брюгге
Spoilers, sweetie! Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте! |
Залечь на дно в Брюгге | |
---|---|
«Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges) — чернушная криминальная трагикомедия Мартина Макдонаха 2008 года про злоключения бандитов-англичан, вынужденных пережидать в Бельгии шумиху от неудачного убийства. При просмотре складывается впечатление, что режиссёр планировал выжать максимум одновременно из обеих составляющих трагикомедии, в результате чего у него получились даже не эмоциональные качели, а гигантские американские горки, вроде тех, что устанавливают в Диснейлендах — комедийные сцены с неполиткорректными матерящимися преступниками, как будто бы перекочевавшие из фильмов Тарантино или Гая Ричи, без переходов сменяются на жутко депрессивные и серьёзные. Именно благодаря этому контрасту фильм получил признание, хотя и не получил кассового успеха. СодержаниеСюжет [ править ]Двое бандитов, Рэй и Кен, выполняя указание своего босса Гарри Уотерса, приезжают из Лондона в маленький бельгийский городок Брюгге после недавно совершённого дела. Старый тихий город вызывает умиление у Кена, но Рэй считает его ужасно скучным, из-за чего он постоянно брюзжит и срывается на прохожих. Пытаясь избавиться от скуки, Рэй знакомится с актёром-карликом по имени Джимми, приехавшим в Брюгге на съёмки, и гуляющей неподалёку от съёмочной площадки девушкой Хлоей, с которой Рэй назначает свидание вечером следующего дня. Правда, после этого с Рэем и Кеном связался босс, напомнив в грубой форме, что приказывал сидеть в номере отеля и ждать звонка, запретив выходить на улицу. Рэй уговаривает Кена подождать звонка без него. На свидании в ресторане Рэй устраивает драку с супругами-посетителями ресторана, а ещё узнаёт, что Хлоя не участвует в съёмках фильма, а продаёт труппе наркотики. Дома у Хлои на Рэя нападает её бывший парень Эйрик, но Рэй легко отбивается. Хлоя говорит, что они с Эйриком периодически грабят туристов таким способом, но за этот случай она просит прощения. Хлоя везёт Эйрика в больницу, а Рэй забирает из её дома револьвер и наркотики, после чего уходит. Кен, услышав это, идёт в бар, где встречает сначала Джимми, а потом и Рэя. Захватив с собой украденные Рэем наркотики и проституток, которых нашёл Джимми, компания отправляется в номер Джимми, чтобы весело провести время и порассуждать о том, кто на какой стороне будет воевать в войне чёрных против белых. Гарри гонится за Рэем и несколько раз попадает в него из пистолета. В итоге погони Гарри и Рэй оказываются на площади, где снимают кино. Гарри стреляет в Рэя ещё раз, но пуля, пройдя навылет, попадает в голову Джимми. Гарри, принимая мёртвого Джимми за ребёнка, стреляет себе в голову. Приезжает «скорая помощь», медики начинают оказывать помощь Рэю, но неизвестно, успешно ли. Персонажи [ править ]Тропы [ править ]Залечь на дно в БрюггеBlueprint Pictures, «В Брюгге» (англ. In Bruges ), в российском прокате «Залечь на дно в Брюгге» — кинофильм Мартина Макдонаха 2008 года. Премьера фильма состоялась в январе 2008 года на кинофестивале Сандэнс. Сразу же после выхода на экраны фильм попал в список «250 лучших фильмов по версии IMDb». СодержаниеСюжетВо время своего первого задания наёмный убийца Рэй случайно убивает мальчика. В связи с таким поворотом дела его нервный и постоянно сквернословящий босс Гарри срочно посылает его вместе со старшим коллегой Кеном в Брюгге и велит там дожидаться дальнейших инструкций. В то время как Кен с удовольствием знакомится с достопримечательностями и средневековыми зданиями города, Рэй находится в большой печали, его гложет чувство вины из-за невинно убитого ребёнка. Как-то вечером, когда Рэй забрёл на съёмки фильма с актёром-коротышкой Джимми, у него начинается знакомство с Хлоей, местной наркоторговкой и воровкой, которая работает по совместительству помощником производства. На следующий вечер, в момент романтического разговора, Эйрик, прежний любовник Хлои, промышляющий ограблениями туристов, нападает на Рэя, но Рэй разоружает и частично ослепляет его. Прежде, чем поезд Рэя успел отъехать сколько-нибудь далеко от города, его арестовывают за то, что накануне вечером он напал на канадскую пару, и препровождают назад в Брюгге. Кен и Гарри встречаются в баре у входа на лестницу на колокольню Брюгге; там Кен объявляет, что Рэй заслуживает шанса на выкуп, и предлагает свою жизнь в обмен на Рэя. Разъярённый Гарри говорит, что ему жаль, что Кеном сделан такой выбор, и стреляет ему в ногу. Тем временем, Хлоя освобождает Рэя под залог из тюрьмы, и двое встречаются в рыночном баре у колокольни. Но Эйрик сообщает Гарри местоположение Рэя, и Кен нападает на Гарри, чтобы воспрепятствовать ему идти за Рэем, но тогда Гарри стреляет Кену уже в шею. Оставляя умирающего Кена, Гарри бежит вниз по лестнице, чтобы сразить Рэя. Смертельно раненный, Кен ползёт обратно к вершине колокольни и выпрыгивает, падая на площадь недалеко от Рэя. Залечь на дно в БрюггеСатира, честь и раскаяние. Брюгге — это старинный европейский город, сохранивший средневековый шарм. В своем готическом наследии он несёт сказочную умиротворенность: в нем легко потеряться во времени, забыться и поддаться рефлексии. По старинным каналам плавают белые лебеди, и доживающие пенсионеры. Над всем городом возвышается старая башня, предназначенная когда то давно выявить надвигающуюся издали опасность, а теперь ставшая одним из символов Брюгге. Вся эта характерная атмосфера могла бы послужить для классической романтической истории с финалом на вершине легендарной звонницы. Однако она послужила истории куда более ценной: истории про двух совершенно разных товарищей — наемных убийц, которые в силу возраста, с разных сторон поддались размышлению о делах прошлых. Брюгге в фильме отведена приятная для него роль: создать образ уютного города. При этом он вызывает разные чувства у разных героев: более опытным и пожилым Кену и Гарри, он кажется сказкой наяву; молодому Рэю он противен. Все это происходит из опыта самого Мартина Макдонаха — сценариста и режиссера фильма, у которого после посещения остались двойственные чувства. Да, с одной стороны это и вправду красивое и очаровывающее место, а с другой стороны, оно наводит тоску. Мартин решил передать свои ощущения через образы двух главных героев. Кен — образованный и явно повидавший многое, культурно богатый человек. Он видит город, как что то выбивающиеся из общей череды — гуляя по нему, он получает удовольствие от одного его созерцание. Рэй, другого склада ума и характера. Он более молодой, активный, в конце концов у него все еще болит сердце от свежей раны. Брюгге — как город который подталкивает к рефлексии, негативным образом сказывается на его состоянии. Это само по себе интересно, взглянуть на одно и тоже место, но с разных перспектив. Вообще, в фильме создаётся необычное настроение: европейское, но с британским сердцем. Выходит теплая и уютная европейская комедия, по которой гуляет британский сквозняк. Конечно, такое сочетание подкупает зрителя. Если в начале достаточно тепло, то чем дальше развивается история, тем холоднее становиться. Это отображается визуально: в начале преобладает день, к концу — ночь. А также погодно: начиная с солнечного дня, и заканчивая темной заснеженной улицей. Драматическая сторона картины лучше всего раскрывается через его музыкальную составляющею. Это ясно видно при взгляде на название композиций: «Маленький мертвый мальчик», «Мое самоубийство твоего убийства», «Последний приговор» и другие. При их прослушивании отслеживается вторая, после сатирической, сторона истории — трагическая. Классическая игра на виолончели и пианино, придают сцене более глубинный смысл, расширяя её и одновременно освобождая от четких рамок. При этом она редко звучит в забавные моменты. Лишь в конце, в момент самого продолжительного экшена, саундтрек разбавляется электронной гитарой и барабанами, тогда она просто задаёт ритм. Юмор ленты строиться на диалогах между персонажами и их взаимодействии. В постановке их движений есть что то смешное. Почти всегда это резкие движения заканчивающие диалоги — знак восклицания в конце речи героев. Они не всегда смешные, как в том же финале, но всегда запоминающиеся. Мой любимый момент банален, но я ничего не могу с собой поделать: каратэ-удар по карлику, олицетворяет всю крутость подобной постановки. В целом в фильме достаточно запоминающихся сцен, в этом его очевидный плюс — каждая из них насыщена информацией. Информацией разного рода: внутренними переживаниями героев, диалогами, перестрелками, или драками. Диалоги тоже комплексные: в них есть и личные мотивы героев, и жёсткая сатира, и лёгкий юмор. Вот один из десятка подобных разговоров и монологов: — Ты говнюк. Ты говнюк и всегда им был. И единственное, что когда-либо изменится, так это то, что ты станешь ещё большим говнюком. Ну, может ещё таких же нарожаешь. — Не трогай моих детей, они тут ни при чём! Забери свои слова про моих родных мелких говнюков! — Хорошо, про мелких говнюков забираю. — Оскорблять моих сраных детей! Да ты все границы переходишь! — Я уже забрал свои слова. но ты всё равно говнюк. При этом они смотрятся гармонично, особенно когда речь идёт о двух, по сути, убийцах. Еще тут очень помогает яркая актерская игра: акценты, мимика, тон. Советую насладиться всем этим в оригинале. Особенно приятно слушать диалог между Колином Фарреллом с тяжёлым ирландским говором и манерной речью карлика-американца. Так что же конкретно рассказывается через музыку и многочисленные диалоги? Прежде всего вопросы морали, из которых вытекают сквозные темы: «Что значит честь в кругу наемных убийц?», «Какую плату несёт в себе человек, совершивший убийство невинного?». Если углубиться в тему морали, то выходит что именно молодой Рэй главный герой картины. В себе он несёт те же качества что и фильм в целом — иронию, боль и терзания. Его друг, Кен, помогает ему выжить с серьёзной душевной раной, стараясь по всякому ему помочь: вводит в церкви, музеи. Кен старается вылечить своего товарища через искусство, не предполагая что сам город действует на Рэя негативно. Потому что Брюгге — это и есть своеобразное произведение искусства, подталкивающее к глубокой рефлексии. Антагонистом истории выступает «человек чести», Гарри Уотерс. Не трудно догадаться, что именно с честью, главному герою и предстоит сойтись в финале. И тут мы видим, как показательно ко всей истории это сражение происходит — герой убегает от антагониста, так же как он бежал от своего наказания до этого. Макдонах преподносит это в свойственной ему ироничной манере, в которой прослеживается, однако, четкая нота трагизма. Мы видим как Рэя все таки настигает его наказание, но при этом, мы видим что и самого Гарри оно достигло. Почему же, ведь последний все делал согласно чести? Тут Мартин показывает другую сторону медали — суровая кара, далеко не всегда правильное решение. К этому же выводу пришел и сам Рэй, и спасший его до этого Кен. Строжайшая мера, не исправит сделанных ошибок, а значит и выход остаётся один: переступить через боль и жить дальше. Раскаяние приходит в череде следующих позитивных поступках. Тут ещё надо понимать что Мартин Макдонах не Фёдор Достоевский, и излагает сюжет в своем стиле. Он использует сатиру — в которой отражает архетипы; образ города — в котором заключено настроение ленты; музыку — которая передает трагизм. Это фундамент его изложения, дальше идут детали: переход через цвет, погоду и время суток. Выходит комплексная конструкция, с простым и понятным изложением. «Залечь на Дно в Брюгге» быстро стала пособием по тому как рассказать известную всем тему, по новому и не изменяя авторскому стилю. Благодаря этому истории про двух застрявших в Брюгге убийц, греет не смотря ни на что — она показывает как принять ошибку, иронизирует, шутит и доносит свою мысль.
|