залом на коньке что такое
Залом на коньке что такое
Добрый вечер, Виктория!
Благодарим Вас за обращение в нашу компанию!
8 Марта магазины компании «Твизл» работают до 18:00 без перерыва на обед. Все остальные дни работаем в обычном режиме с 10:00 до 21:00 без перерыва на обед.
Всегда рады Вас слышать!
С Уважением, Михаил.
С Уважением, Михаил.
Добрый вечер, Анастасия!
Благодарим Вас за обращение в нашу компанию!
Размеры и полнотные группы у данных брендов очень близки и, приблизительно, в 50% случаев размеры полностью совпадают!
В 40% случаев, также приблизительно, размеры различаются на половину размера и в оставшихся 10% размеры могут отличаться на целый размер! Это происходит по причине различных по ширине, длине и объёму голеностопов!
Чтобы ответить на Ваш вопрос, мы рекомендуем заказать «обратный звонок» с сайта twizzle.ru и спросить специалиста Михаила, и уже в живом диалоге правильно определить Ваш размер.
Ждём Вашего решения!
С Уважением, Михаил.
С Уважением, Михаил.
С Уважением, Михаил.
Добрый день, Юля!
Благодарим Вас за обращение в нашу компанию!
Ваш вопрос крайне сложный для его полного понимания без дополнительных вопросов и, соответственно, для ответа на него и дачи объяснений в письменном виде!
Рекомендации.
Вы заказываете с сайта twizzle.ru «обратный звонок» и спрашиваете специалиста Михаила.
Всегда рады Вас слышать!
С Уважением, Михаил.
Доброе утро, Арина!
Благодарим Вас за обращение в нашу компанию!
Для грамотного ответа на Ваш вопрос, нам необходима следующая информация:
— из какого Вы города и имеется ли возможность приезда в наши магазины;
— сколько Вам лет, рост и вес;
— насколько серьёзно занимаетесь фигурным катанием и какой год;
— как часто тренировки;
— сколько по времени идут тренировки;
— какие элементы (прыжки) освоены на хорошо;
— модель и размер фигурных ботинок;
— покупали новые или в состоянии б/у;
— имеют ли ботинки запас на вырост;
— сколько по времени Вы их использовали;
— всегда ли происходило сползание языка;
— сползание происходит на обеих ботинках или на каком-то одном;
— сползание происходит сразу в начале тренировки или по истечении некоторого времени.
Ждём Вашего решения, информации и возможных вопросов.
С Уважением, Михаил.
Добрый день, Ольга!
Благодарим Вас за обращение в нашу компанию!
Коньки (лезвия) поменять можно!
Рекомендуем следующие модели:
— Ultima Mirage UB10;
— Ultima Aspire UB20/UB25;
— MK Galaxy.
Всегда рады Вас слышать!
С Уважением, Михаил.
Обращайтесь к профессионалам
Если возникает необходимость подогнать ботинки по ноге или вернуть их к жизни
Публикация в журнале «Московский фигурист» №38 (2015)
Существуют тысячи производителей повседневной обуви, так что есть большой шанс подобрать среди них себе идеальную пару, хотя иногда это и не так легко. Профессиональные фигурные коньки и ботинки для фигурного катания представлены же в России всего пятью-шестью наиболее популярными производителями, а значит, и типами колодок. Однако если вам не удалось среди этих пяти марок найти идеально подходящую по ноге колодку, то не стоит отчаиваться: существует довольно много возможностей внести индивидуальные правки с учетом особенностей ноги фигуриста.
Может понадобиться каждому
Основные и базовые этапы подгонки ботинок включают в себя термоформовку, локальное выдавливание, растяжку и индивидуальные анатомические стельки. Однако не стоит формовать и растягивать ботинки сразу после покупки. Пассивная примерка все равно не покажет всех проблем, которые могут возникнуть при раскатке новых ботинок. Если есть такая возможность, то лучше всего на новом коньке сначала покататься, выявить проблемные места и только после этого обращаться к специалисту, так как даже у простых, казалось бы, операций есть свои нюансы, о которых знает опытный мастер.
Первое, с чего следует начать индивидуальную подгонку ботинок, — это термоформовка. Сейчас многие фигурные ботинки включают слои из пластичного материала, который при нагревании размягчается, а при застывании плотнее садится по вашей ноге. От производителя ботинок зависит, какие термопластичные материалы используются, где именно располагается этот слой (например, только в боковинах ботинка, в пяточной части, языке) и как нужно проводить термоформовку. Например, полностью формуются ботинки и некоторые коньки фирм Graf и Jackson, для их формовки используются специальные конвекционные печи, поставляемые производителем ботинок. У Risport подлежит формовке только внутренний слой (и только в ботинках последних лет выпуска!), и производитель рекомендует использовать для формовки только специальное устройство, которое разогревает ботинок изнутри. Ботинки Edea в принципе запрещено ставить в печь, греть их можно только локально. Однако наличие у ботинка термофор мующегося слоя еще не говорит о том, что термоформовку необходимо делать всем: если ботинок хорошо сидит сам по себе, то формовать его вовсе не обязательно. Также не стоит расстраиваться, если после первой формовки не все село идеально: если соблюдается технология, то формовку можно повторить несколько раз (опять же в зависимости от марки ботинка). Мы рекомендуем формовать ботинки после установки лезвий, так как в ботинке без лезвия положение ноги немного отличается от того, которое будет на льду. При полной формовке очень важно соблюсти температурный режим, чтобы не навредить конькам, особенно следует избегать локальных перегревов, поэтому эта операция проводится в специальных конвекционных печах, поставляемых производителями коньков. Также и время нагревания должно быть строго ограничено: если оставить ботинки в печи дольше положенного, может, например, начать отклеиваться подошва. Температурный режим у разных производителей несколько отличается, также он зависит и от самой печи и подбирается мастером индивидуально по степени размягчения ботинка, но в среднем это пять-семь минут при температуре +70-90°.
При надевании ботинок важно поставить пятку на место, опустив ее до самого конца. Дальше ботинки плотно зашнуровываются — плотнее, чем обычно для катания. Потом наступает самый важный этап: мастер должен плотно обжать ботинки руками вокруг ноги. После этого фигурист должен не шевелиться около 15 минут до полного остывания ботинок.
Прибегнуть к локальному выдавливанию можно как в моделях с термоформовкой, так и в классических кожаных моделях. Обычно оно используется для выдавливания косточек в боковинах ботинка. В зависимости от материала ботинка проблемное место можно сначала разогреть, а потом с помощью специальных клещей или пресса продавить в нужных местах и зафиксировать на несколько минут, пока ботинок не остынет.
Также фигурные ботинки, как и любую кожаную обувь, можно довольно сильно растянуть, причем не только в ширину, но и в длину. В ширину ботинки можно растянуть более чем на 1 см, что в России должно быть очень актуально, так как в среднем наша ступня шире стандартной европейской колодки. Растяжкой ботинок в длину можно воспользоваться, если, например, до конца сезона остался один месяц, а у ребенка неожиданно выросла нога. Однако долго так кататься не стоит и к новому сезону все равно понадобится новая пара ботинок.
Немалую роль в подгонке ботинок играют и индивидуальные анатомические стельки. Недорогие модели ботинок и коньков обычно комплектуются самыми простыми стельками, не имеющими выраженной поддержки свода стопы. В верхних моделях используются анатомические стельки, но сделаны они все равно под некую усредненную ногу. Индивидуальные анатомические стельки имеют выраженную поддержку стопы, причем их жесткость, направление поддержки и многое другое подбирается индивидуально. Такая стелька равномерно распределяет удары и вибрацию, снижая нагрузку на колени и позвоночник. Также индивидуальная анатомическая стелька помогает оптимизировать работу мышц, отодвигая предел усталости и снижая риск травм.
Бывают случаи, которые требуют и более серьезной доработки — например, ботинок всем удобен, но задник оказался слишком высоким и не позволяет правильно вытянуть ногу. Или кромка языка оказалась слишком жесткой и натирает старую мозоль. Однако эти проблемы тоже разрешимы: профессиональный обувщик может и укоротить задник, и добавить вместо натирающего шва мягкий кожаный валик с держащей форму мягкой набивкой.
Реанимация ботинок
Прежде чем говорить об устранении неполадок, возникших в процессе эксплуатации конька, стоит упомянуть, что случаи эти довольно редки и с той или иной проблемой к нам обращаются от силы пару раз в год. Но в любом случае будет полезно знать, что делать в случае той или иной поломки, а еще лучше — как ее предотвратить. Долгая жизнь ботинка очень сильно зависит от его правильной эксплуатации. Многие «травмы» ботинка происходят от неправильного его подбора, неправильной шнуровки и неправильного хранения. Часто, если ботинок велик, фигуристы пытаются это компенсировать очень тугой шнуровкой, что может привести к поломке и вырыванию крючков, а нога все равно останется недостаточно зафиксированной. А вот проблемы с заминанием языка возникают из-за того, что владельцы коньков ленятся расшнуровывать их до конца. Если язык один раз замялся, то это будет происходить всегда, а если каждый раз его силой вытаскивать на место, то он может и оторваться. Правильная шнуровка должна быть тугой до крючков, а выше ботинок шнуруется уже свободно — так, чтобы между голенью и языком был зазор в полтора пальца.
На том, что после катания надо протирать лезвия коньков и надевать на них специальные чехлы-сушки, чтобы избежать появления ржавчины, мы даже не будем останавливаться. При хранении стоит также следить за тем, чтобы ботинок не перегревался: нельзя сушить его у батареи, оставлять в жаркое время года в машине. Перегрев, во-первых, влияет на термоформующийся слой в ботинке, который может размягчиться и принять совсем неожиданную форму, во-вторых, это также может привести к отклеиванию подошвы и каблука.
Если все же проблемы возникли, опытный мастер может устранить практически все вышеперечисленные проблемы. Даже вырванные с корнем крючки можно поменять: распарывают шов, ставят металлическую вставку, в которой сверлят отверстие под новый крючок, и незаметно зашивают. Запасные крючки от производителей ботинок у нас всегда имеются в наличии. Заломы ботинка также можно устранить: в месте залома, под подкладку, вставляют специальный термопластичный материал. При желании таким же способом можно сделать ботинок более жестким — это может быть актуально для людей с большим весом.
Также актуальным для людей с большим весом или для партнеров-парников, поднимающих над собой двойной вес, может быть укрепление каблука. Это тоже несложная операция: вместо обычных шурупов, использующихся для установки лезвия, берут четыре винта, которые проходят через весь каблук насквозь и сверху закрепляются гайками. При поломке каблука также возможна его замена на новый из любого желаемого материала — наборный или, например, пластиковый, обтянутый кожей. А если тренер сочтет это необходимым, можно также нарастить или укоротить каблук.
Если вы катаетесь не первый год в одной и той же паре ботинок, но хотите поменять лезвия или если покупаете б/у коньки, опасение может вызвать наличие отверстий от ранее установленных лезвий. На самом деле все эти отверстия легко устраняются: раньше использовали эпоксидный клей, сейчас лучше всего работает двухкомпонентный состав по типу холодной сварки.
«Тюнинг»
О сохранности внешнего вида желательно задуматься сразу после покупки коньков или ботинок: существуют специальные защитные ленты, которые предохраняют ботинок от случайных ударов лезвием и от истирания (обычно это кожа на внутренней носовой части ботинка около подошвы). Так ботинки сохранятся в наилучшем виде для выступлений или для последующей перепродажи. Если сколы и царапины все-таки появились, у нас в магазине можно найти специальную, устойчивую к воде и истиранию замазку для коньков, выпускающуюся в белом и черном цвете. Для юных модниц можно дополнительно провести «тюнинг» ботинка: добавить стразы, аппликации и т.п.
Конечно, что-то из описанного выше можно сделать и самому при наличии определенных навыков, но надежнее обратиться к профессиональному мастеру-обувщику, специализирующемуся на ботинках и коньках для фигурного катания. Если у вас возникли какие-либо проблемы по подгонке и ремонту ботинок, вы всегда можете обратиться к нам, в сеть магазинов «Фигурист». Время работы мастера можно уточнить по тел. (495) 641-8282 (с 10.00 до 20.00 с понедельника по субботу и с 10.00 до 18.00 в воскресенье).
Досье
Цветков Борис Леонидович
Технолог обувного производства.
Образование: Московский механико-технологический техникум легкой промышленности.
Опыт работы: с 1985 года — ателье индивидуального пошива обуви при Госснабе; с 2002 года — собственная мастерская, специализирующаяся на ортопедической и анатомической обуви и индивидуальном пошиве; с 2012 года — магазин «Фигурист» на Ленинском проспекте — специалист по заточке и установке лезвий, ремонту и подгонке фигурных ботинок.
Фигурные коньки для спорта и удовольствия
Для начала расставим приоритеты. Зачем вам коньки? Рассмотрим возможные варианты.
Вариант 1. Раз-два в месяц погонять с друзьями или прокатиться на свежем воздухе в целях «людей посмотреть и себя показать».
Вам понадобятся фигурные коньки для массового катания. Изготавливаются из натуральной или искусственной кожи, а также из пластика. Естественно, коньки из натуральной кожи дороже, и в данном конкретном случае (при выездах раз-два в месяц, да и то зимой) вполне можно обойтись кожзаменителем.
Коньки из кожзаменителя бывают не только белые или черные (под кожу), но и самых разных веселеньких расцветок и стилизаций «под». Под «джинсу» например:
В общем, простор для модниц и модников. Поверхность ботинка покрывается специальным водонепроницаемым составом. Иногда ботинок утеплен изнутри искусственным мехом.
Пластиковые коньки. Продаются со съемным сапожком с утеплителем, что позволяет комфортно кататься даже в сильный мороз.
На российском рынке коньки для массового катания в основном представлены следующими фирмами: Roces (Италия), K2 (США) и Nordway (Китай).
Вариант 2. Вы покупаете коньки для регулярных выходов на лед с дальнейшей перспективой разучить начальные элементы фигурного катания.
Тут разговор будет посерьезнее. Прежде всего разберем, что такое собственно «фигурный конек». Конек состоит из ботинка и лезвия (изначально именно лезвие называли «коньком»).
Фигурный ботинок имеет каблук, не для красоты, как подумали девушки, а для правильного распределения центра тяжести.
Лезвия изготавливаются из хромированной стали; чем профессиональнее коньки, тем качественнее сталь лезвий.
Коньки начального уровня продаются с установленными лезвиями. Поэтому будьте бдительны, при примерке обращайте внимание на «центровку», нога не должна заваливаться набок.
а) лезвие установлено правильно; б) лезвие установлено неправильно
Ботинок кожаный, но не слишком жесткий, лезвия начального уровня (отличие в расположении и величине зубцов).
Но! Все равно начинающим нужно начинать (простите за тавтологию) с полупрофессиональных коньков. Ведь на первых порах, когда вы еще ничего не умеете, жесткий ботинок будет причинять массу неудобств, не позволит вам «раскататься». Вы не сможете нормально сгибать колени, приседать и т. д., а потому лишите себя всех базовых навыков. Потом, когда вы сами почувствуете необходимость сменить коньки, а также если вы действительно захотите продолжать заниматься, поменяете коньки на профессиональные.
Вариант 3. Вы уверенно катаетесь, делаете или пытаетесь делать сложные вращения, дорожки шагов, прыгаете или разучиваете многооборотные прыжки, а там. кто знает, Сочи 2014.
Профессиональные лезвия изготавливаются из стали высокого качества, долго держат заточку. Зубцы располагаются перекрестно, два нижних увеличенного размера (это нужно для освоения и выполнения многооборотных прыжков).
Отдельно нужно сказать про коньки для танцев на льду. Ведь не все же хотят прыгать! Ботинок танцевальных коньков отличается более высоким каблуком и, напротив, более низким голенищем. Лезвия тоньше (около 2,5 мм, в то время как обычное лезвие имеет толщину около 4 мм), с небольшими зубцами и короткой пяткой. Все отличия обусловлены особенностями танцевальных элементов, где упор делается на скольжение и шаги.
Шнуровать конек в верхней части, там, где крючки, лучше с захлестом сверху вниз, так лучше фиксируется шнурок, и шнуровка не ослабевает.
При примерке тщательно зашнуруйте конек и попытайтесь пройтись: нога не должна заваливаться набок, вихляться.
И о главном. Начинать заниматься фигурным катанием можно в любом возрасте, важно ведь что? Желание. Сейчас в Москве даже проводят соревнования для взрослых любителей, там катаются люди всех возрастов и совершенно разного уровня.
Постарайтесь побыстрее оторваться от бортика, ведь только без поддержки вы сможете почувствовать свои ноги и лед под ними. Поймайте равновесие, оттолкнитесь ребром конька (не носком, где «вредные» для новичка зубцы), сгибайте колени, на заваливайтесь назад, наоборот, нагните корпус немного вперед.
Большое интервью с техспециалистом ISU Александром Кузнецовым о лезвия и ботинках в фигурном катании
«Некоторые полагают, что мучения — часть процесса»: техспециалист ISU о поломке коньков Медведевой и работе со Слуцкой
Ботинки и лезвия в фигурном катании ломались всегда, утверждает тренер и технический специалист Александр Кузнецов, который 12 лет нёс персональную ответственность за коньки семикратной чемпионки Европы и двукратной чемпионки мира Ирины Слуцкой. В интервью RT он рассказал, почему Евгении Медведевой не стоило рисковать и заканчивать чемпионат России со сломанным ботинком, вспомнил историю о том, как консультировал трёхкратную чемпионку мира Мао Асаду, и объяснил, почему лучшее — враг хорошего, когда речь идёт о профессиональной спортивной обуви.
Крошечная каморка с точильным станком на катке «Сокольники», которая уже много лет является рабочим кабинетом Александра Кузнецова, даст фору любому спортивному музею. На стенах и на полу вперемешку потрёпанные ботинки Саши Коэн, Ирины Слуцкой и Натальи Линичук, на дверном косяке — пришпиленное булавкой бумажное сердечко, на котором рукой Мао Асады выведены слова благодарности на русском языке. Вместо дверной ручки — лезвие, прикрученное к деревянному полотну. А прямо над станком на стене раритет: круто изогнутые вытянутой улиткой и потемневшие от времени и фигурнокатательных невзгод английские коньки позапрошлого века.
«Не происходит ничего необычного»
— Судя по количеству поломанных лезвий на вашем верстаке — это проблема не из редких?
— Увы. Происходит это, как правило, по одной и той же причине: не выдерживает конструкция конька. Нижняя часть ботинка по идее должна представлять собой очень жёсткую плоскость, которая не позволяет подошве каким-либо образом деформироваться. Но представьте, что конструкция не очень прочна, а вы — Андрей Чувиляев, парник с двухметровым ростом и весом в 90 кг, и приземляетесь с прыжка на зубец и перекатываетесь на полный конёк. Нагрузка на изгиб лезвия в этом случае неимоверно велика. Вот оно и пытается сломаться. Для танцоров эта проблема не слишком актуальна, поскольку нагрузки намного меньше и фигуристы используют более короткие лезвия.
— Потому что делают более сложные шаги?
— Не только. В танцах партнёрам нужно располагаться очень близко друг к другу. Плюс — множество мелких движений. Всё это требует высокой манёвренности, поэтому крайне важно, чтобы лезвие не выступало за периметр ботинка. А сам он, получается, выполняет страховочную роль. У одиночников же лезвие становится длиннее по мере того, как человек растёт, увеличивается стопа и, соответственно, расстояние между средней и пяточной стойкой. Поэтому приходится постоянно заниматься подгонкой.
— Проблема выбора длины ботинка и длины лезвия в фигурном катании вообще сложноразрешимая?
— Когда в этом сезоне у фигуристов начали в достаточно массовом порядке ломаться ботинки, вам как специалисту стало сразу понятно, что происходит?
— Конечно. Парадокс в том, что не происходит ничего необычного. Просто в последние несколько лет пресса начала уделять фигурному катанию слишком пристальное внимание, чуть ли не под лупой его рассматривать: Александра Трусова прыгнула то, Анна Щербакова — сё, танцоры сделали открытый прокат, парники ошиблись на разминке. Плюс — костюмы, причёски. О чём ещё можно написать? О! Ботинки сломались!
— Хотите сказать, что так было всегда?
— Конечно. Канадец Кевин Рейнольдс как-то поменял в течение сезона девять пар ботинок — мне об этом сами канадцы рассказывали. У меня в практике был случай, когда взрослый фигурист сменил с июля по ноябрь три пары ботинок одной фирмы. К этапу Гран-при в Москве парень сломал третью пару и встал на ботинки фирмы, о которой вообще не думал, начиная сезон. Мне же он сказал, что новые ботинки нравятся ему гораздо больше, чем те, что использовал прежде.
— Я ни разу не слышала, чтобы проблемы с ботинками были у Юдзуру Ханю.
— У него есть свой личный мастер. Думаю, что проблем с инвентарём у японца не меньше, чем у остальных фигуристов, просто это не выносится на публику. Хотя я иногда помогал ремонтировать ботинки Дайсукэ Такахаши и Такахико Кодзуки. Ботинки вообще летят часто: неправильно поставлены лезвия, какой-то заводской брак, излишние нагрузки. Я сам был фигуристом, тренером, специалистом по точке и установке коньков и могу сказать, что ботиночный инвентарь крайне несовершенен. В отличие от хоккейного, кстати. Каждый раз, когда иду в спортивный магазин, у меня слюни текут. Я вижу огромное количество моделей, новых материалов. Пластики, композиты, фиберглассы. Те же конькобежцы, шорт-трекисты, горнолыжники используют ботинок феноменально. Они делают слепок, создают 3D-модель и льют обувь по стопе.
— Почему же тогда это не делается в фигурном катании?
— Существует небольшой набор компаний, которые занимаются подобным производством, но они достаточно консервативны. Хотя уверен, что некоторые фирмы уже готовят какие-то революционные предложения.
— Компания, которая первой решит эту проблему и выбросит продукцию на рынок, заработает миллиарды?
— На самом деле эта проблема вряд ли решаема кардинально. Потому что существуют разные ноги, различные стили катания. Помните ботинки для «школьных» фигур? Они должны были быть максимально мягкими, «тряпочными», чтобы фигурист мог управлять всеми своими микродвижениями, как он хочет. Изначально ботинки для фигурного катания были высокими сапогами с огромным количеством крючков. Потом они становились всё ниже и ниже и в конечном итоге превратились чуть ли не в кроссовки. Язык ботинка тоже несёт абсолютно разные функции. Раньше он был совсем тоненьким, как декорация. Сейчас же составляет треть верхней части ботинка.
— Фигуристы жалуются на то, что в некоторых моделях такой язык становится основной причиной сильных наминов на подъёме ноги.
— В месте внутреннего слома ботинок начинает сильно давить на голеностоп. Соответственно, на передней части подъёма возникают даже не намины, а огромные шишки и наросты. Это безумная боль. Парадокс: фирмы, которые производят ботинки для фигуристов, постоянно стараются придумать что-то лучшее, но в реальности получается, что лучшее — враг хорошего. Поэтому думающие фигуристы всегда отмечают, в какой модели им было комфортнее всего кататься, чтобы при необходимости можно было заказать конкретную пару из прежней серии.
Знаю, например, что для Стефана Ламбьеля до сих пор ежегодно делают три-четыре пары модели сезона-2003/04, Серёжа Воронов использует ботинки, в которых катался десять лет назад. Многие действительно считают, что тот инвентарь, который был когда-то, намного лучше, чем то, что предлагается фигуристам сейчас.
— Мне рассказывали, что многие магазины, торгующие в России инвентарём для фигурного катания, начинали свой бизнес с того, что по дешёвке закупали у производителей некондиционные ботинки — брали их даже не поштучно, а на вес.
— Я бы охотно поверил, но у меня нет никаких оснований утверждать, что дело обстоит именно таким образом.
— А случалось брать ботинок в руки и понимать, что это некондиция?
— Да. В таких случаях я стараюсь сразу объяснить клиенту: если хотите быть уверенным в том, что вашего ребёнка правильно обучают, нужно иметь инвентарь соответствующего качества. Поэтому настоятельно рекомендую пойти и поменять этот ботинок, пока я не сделал в нём первую дырку. Люди, которые торгуют ботинками в магазине, иногда, наверное, слышат мою фамилию, и не думаю, что с восторгом относятся к этому. Но у них задача продать товар, куда-то его пристроить, и если не получается сделать это в Москве, значит, обувь уедет в Воркуту, в Челябинск, в Муром и так далее. А моя задача — чтобы дети и взрослые катались на нормальном инвентаре.
«Это как играть в баскетбол в боксёрских перчатках»
— Ари Закарян как-то рассказывал, как Тацуки Мачида раскатывал при нём новую пару ботинок, и, когда снимал её в конце дня, из ботинок текла кровь. Это издержки профессии?
— Скорее, это индивидуальная история каждого спортсмена. Есть люди, которые уверены на 100% в своём инвентаре, точно знают, какая модель им нужна, десятки раз в ней катались. Соответственно, они выходят и могут начинать исполнять нормальные элементы на новых ботинках в ходе первых тренировок. А есть такие, кто постоянно занимается экспериментаторством: где-то что-то спортсмен сам услышал, или кто-то из родителей сказал, что условная Пападакис в таких ботинках и лезвиях катается и чемпионаты мира выигрывает, значит, и его ребёнок во что бы то ни стало должен в таких же кататься.
— Это разновидность мазохизма?
— Нет, это разновидность глупости. Просто некоторые искренне полагают, что мучения с ботинками — часть обязательного процесса. Но это неправильно. Хотя многие спортсмены любят брать максимально тесную обувь. Чтобы ботинок после раскатки сидел на ноге предельно плотно. Рома Костомаров вообще босиком катался, чтобы более тонко ощущать лёд. Это как слепые стачивают себе подушечки пальцев, чтобы на ощупь чувствовать любую неровность. А вот родители, напротив, любят заказать супер-пупер-стельку, которая в их понимании должна правильно формировать стопу. Но это как играть в баскетбол в боксёрских перчатках.
— И где же та самая золотая середина?
— Каждый должен жить собственным умом. Когда я работал видеооператором у Жанны Громовой и в первый раз поточил Ире Слуцкой коньки, она вышла на лёд и полтренировки плакала, потому что не могла исполнить ни одного элемента. Потом в слезах призналась, что ей безумно остро. Я тут же взял соответствующий инструмент, затупил лезвие. Тогда я был более свободен в своих экспериментах. Мог резать ботинки, вставлять в них какие-то металлические детали, укрепляя проблемные места, перекрашивать, менять крючки.
Когда Жанна Фёдоровна увидела, как и что я делаю, она сказала: «Кузнецов, я буду заниматься своей тренерской работой, а на тебе лежит ответственность за весь инвентарь. Что считаешь нужным, то и заказывай. Но если у нас будут проблемы с лезвиями или ботинками, это будут твои проблемы».
Агентом Слуцкой тогда был Андраш Шалаи (чемпион мира в танцах на льду 1980 года. — RT), он работал в IMG и мог купить всё что угодно. Покупал для нас точильные станки, американские, стоимостью как автомобиль «Жигули». И мы изумительным образом сотрудничали лет десять.
— Много раз видела на общественных катках, как мастер загоняет конёк в станок — и процесс заточки идёт сам по себе. Вы же точите коньки на глаз. Почему?
— Я вообще не поклонник автоматов и полуавтоматов, хочу чувствовать руками, что именно и зачем я делаю. На автомате мастер вынужден полностью пройти весь цикл, то есть снять определённый слой металла безо всяких целей. И очень быстро начинаешь понимать, что, пять раз поточив лезвие на автомате, его нужно просто выбросить, потому что кривые стали слишком пологими. Я пытаюсь делать набор тех же манипуляций, но очень бережно. Но вы же не видите у меня ореола над головой? А раз его нет, почему бы мне не делать ошибки? Например, семи танцевальным парам, занявшим первое, шестое, седьмое и далее места, коньки на чемпионате Европы точил я. А потом ко мне в «Сокольники» приходит родитель и говорит, что у его ребёнка задняя часть лезвия соскакивает. И я понимаю, что камешком я недоработал.
— А Елизавета Туктамышева вообще коньки не точит.
— Саша Самарин тоже по полгода с этим не обращается. Таким же у Жанны Громовой был Серёжа Добрин — мы его, помню, уговаривали перед чемпионатом то ли России, то ли Европы поточить коньки, потому что прошло полгода с момента последней заточки. У меня были спортсмены, которые ездили точить коньки к великому Эдуарду Плинеру, а на следующий день возвращались перетачивать. Но это говорит не о том, что Плинер плохо точил коньки, а о том, что запросы у всех разные.
Когда Татьяна Анатольевна Тарасова работала с Мао Асадой в Москве, она как-то попросила, чтобы я пришёл к ним на своеобразный референдум — чтобы помочь понять, что происходит с коньками. Это была очень смешная ситуация, в которой участвовало около десятка человек: сама Мао, её мама, Тарасова, переводчица, тренер по ОФП, агент. Они звонили в Японию, оттуда им говорили: посмотрите левый ботинок. Я смотрел и отвечал: да, мне кажется, что её должно заваливать внутрь, из-за этого она срывает флип и сальхов, а кроме того, не может встать на наружное ребро при исполнении лутца.
Когда я предложил попробовать немного изменить баланс, Мао сказала, что это может нарушить заход на тройной аксель, а этот прыжок был её фирменным элементом. В общем, мы много раз звонили в Японию и обратно, всё это переводилось с японского на русский, с русского на английский, и в конечном итоге было решено не заниматься перестановкой, чтобы не лишиться тройного акселя. Потерять его означало бы в японском понимании потерять лицо.
«Очень не люблю запах металлической пыли»
— Уверена, вас коснулись разговоры в ходе декабрьского чемпионата России о том, могла ли Евгения Медведева довести соревнования до конца, несмотря на поломавшийся накануне короткой программы ботинок. Что думаете по этому поводу?
— Кататься на таких ботинках Женя могла бы. Она, собственно, и каталась — в короткой программе. Но когда у спортсмена внезапно и очень резко происходит какое-либо событие, связанное с инвентарём. Михаэль Шумахер, наверное, мог доехать на неисправном болиде Ferrari до финиша, если осталось полкруга. Но если 30 или 60 кругов, он просто сошёл бы с дистанции, понимая всю тщетность усилий.
— Иначе говоря, Медведева была права, отказавшись катать произвольную программу?
— Дело в том, что любая, даже небольшая проблема с инвентарём на уровне сложных элементов даёт иногда абсолютно отрицательный результат. Если условная Мария Ласицкене штурмует планку на высоте двух метров, она должна быть уверена, что с каждым шипом у неё всё в порядке. Как только в голове спортсмена возникают сомнения, нарушается весь ход двигательных действий.
Женя — опытный человек с железным характером, прекрасно умеющий анализировать. Безусловно, она могла собраться на тот прокат и сделать кое-как все свои прыжковые элементы с не слишком удачными S-образными выездами, за которые получила бы свои «минус один», «минус два» и оказалась бы на шестом или седьмом месте. Оно ей надо? На чемпионате России в женском одиночном катании нельзя кататься неидеально.
— На соревнованиях я постоянно вижу вас в качестве технического специалиста ISU. Знаю, что в своё время вы защитили диссертацию, получили учёную степень и, наверное, могли бы вполне успешно заниматься не только тренерской, но и преподавательской деятельностью. А вместо этого предпочитаете точить коньки. Почему?
— Когда в семье два тренера, а на дворе какой-нибудь 1989 год, кто-то один должен зарабатывать деньги. Я был директором областной детско-юношеской спортивной школы по фигурному катанию, помимо директорской зарплаты получал деньги за то, что на полставки работал тренером. Плюс — надбавки за учёную степень, за тренерскую категорию, за звание мастера спорта. Но когда мой друг, к сожалению, уже покойный, предложил мне поработать слесарем-инструментальщиком в кооперативе по производству значков, я начал зарабатывать в десять раз больше.
Моя жена тогда плакала даже из-за этого несоответствия. Мама тоже уговаривать пыталась бросить фигурное катание и пойти к ней инженером на фабрику «Парижская Коммуна», на которой она проработала 62 года. Но я дома сразу сказал, что люблю фигурное катание и буду заниматься тем, чем хочу. Собственно, всю жизнь я занимаюсь именно тем, чем хочу, и получаю от этого огромное удовольствие. От возни с коньками и ботинками в том числе. Хотя, по правде говоря, очень не люблю запах металлической пыли.
Орфография и пунктуация сохранены. Фотографии: Елена Вайцеховская.
Фрагмент не вошедший в интервью
. — Когда сидишь у борта техническим специалистом, существует какой-то человеческий фактор, который заставляет отнестись к фигуристу более или менее лояльно?— Такого не бывает. Все попытки подумать в процессе турнира о каких-то личных связях, приводят к тому, что лично я начинаю совершенно неосознанно судить человека более строго. Приходится контролировать именно этот момент. У нас есть всегда «серая зона», на самом деле. Сейчас все обсуждают, например, докрутил фигурист прыжок, или нет, сколько именно он недокрутил. А это очень тонкая материя. Если вдруг случается так, что ты засчитал самому первому спортсмену немного недокрученный прыжок, значит, и всем остальным ты точно так же должен подобный недокрут засчитать. Да, вы можете мне сказать, что новая судейская система необъективна. У меня тоже были такие мысли, когда я стал первым от России техническим специалистом ISU в одиночном и в парном катании в 2003-м. Сейчас же скажу, что это зависит не от системы, а от конкретных судей.
— Насколько помню, в правилах допустим видеопересмотр недокрутов на приземлении, но ничего не сказано по поводу преротейшн. Которые были, если не ошибаюсь, еще у ХХХ, с его риттбергером.
— Который на самом деле был лутцем? И ХХХ так же делал этот прыжок. Но: вопрос о преротейшне сейчас вообще не стоит. Потому что, как только мы войдем в эту воду, мы там все потонем. Останется разве что выставить датчик на лезвие, и отслеживать, сколько времени лезвие находится в воздухе вне соприкосновения со льдом.
— Но есть же очевидные вещи.
— По поводу преротейшнов? Есть. Но мы их не судим. Меня, как технического специалиста, гораздо больше смущает другая вещь: когда, заходя на тулуп, фигурист делает на льду подворот и с зубца прыгает аксель.
Орфография и пунктуация фрагмента сохранены.