замещающий онтогенез что это
Замещающий онтогенез что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В статье описана суть метода замещающего онтогенеза. А так же особенности его применения в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Статья:
В современном мире заметно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в результате чего становится больше коррекционных школ для их обучения. При этом каждый из специалистов старается помочь ребенку социализироваться в обществе, быть таким как все. Но для многих становится вопросом: «Как именно помочь ребенку, какой подход к нему найти для того чтобы получить положительный результат в его развитии и была видна динамика?»
Поэтому психологи, логопеды, неврологи утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты, и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть нам важно найти более эффективное направление работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таковым является метод замещающего онтогенеза в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (УО) легкой степени.
Методика была создана в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005). Более подробно раскрывает суть метода А.В. Семенович, которая основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины «сенсомоторная коррекция», «двигательная коррекция».
Так как в основе метода лежит нейропсихологический подход, то мы бы хотели построить коррекционную логопедическую работу с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) легкой степени (1 вариант обучения). Каждый педагог понимает, что ребенок обучаем, и каким бы он не был, необходимо ему дать образование. Для этого необходимо знать его особенности, то есть психолого – педагогическую характеристику.
Для данного контингента характерно: сужение объема зрительного восприятия, затруднения в ориентировании. Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована. Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления. Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).
Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.
Работу с такими детьми ведется многими специалистами, но для нас важно именно логопедическое воздействие. Поэтому мы рассмотрим и проанализируем направления метода на основе нейропсихологического подхода.
Цель метода замещающего онтогенеза (МЗО) — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка. Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.
Программа по МЗО включает в себя дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания». Правильный ритм дыхания у детей является основой произвольной саморегуляции. Ритмичное дыхание обеспечивает хорошее самочувствие, энергетический тонус, развивает концентрацию внимания. Ритмирование организма через дыхание — основа нейропсихологической коррекции СДВГ (по Сиротюк А.Л.).
«Растяжки» позволяют скорректировать мышечный тонус, нарушения которого может являться как показателем, так и причиной нарушений психического развития или здоровья ребенка (гипо- или гипертонус). Всем известно такое явление, как ходьба или даже бег «на цыпочках» ребенка раннего возраста.
Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («Ползание») направлено на формирование координации движений. Включает упражнения на ползание вперед, назад, вправо и влево. С помощью МЗО формируется база для полноценного «включения» психических функций (внимание, память) в овладение школьными знаниями.
Таким образом, мы можем применить МЗО в логопедической работе, но стоит учитывать, что МЗО, как и любой другой метод, имеет противопоказания, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом. И при этом важно правильно построить сам процесс работы, учитывая его индивидуальные особенности. А так же применить комплексный подход и заинтересованность родителей.
Список литературы
Метод замещающего онтогенеза (групповые занятия)
Мне очень много задают вопросов по проведению групповых занятий по нейропсихологическому сопровождению развития ребенка( метод замещающего онтогенеза), я решила немного описать наши занятия, чтобы было понятно родителям.
Занятия проходят два раза в неделю, если ребенок дошкольник-вместе с родителями. На групповых занятиях используем «метод замещающего онтогенеза». Что это такое?
Развитие мозга…
Для того, чтобы пояснить этот метод нужен небольшой экскурс по теме развития мозга.
Условно головной мозг разделен (по Александру Романовичу Лурия- основателю отечественной нейропсихологии) на три блока.
I — «я хочу»
I блок – энергетический «я хочу», формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет
Блок наследственных программ действия, отвечает за тонус мозга, необходим для выполнения любой психической деятельности, уровень бодрствования.
Первый блок мозга участвует в организации внимания, памяти,регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
II блок – «я могу»
II блок – «я могу», формируется от 3 до 7-8 лет.
Блок приема, переработки и хранение информации.
Признаки несформированности 2-го блока:
III блок – «я должен»
III блок – «я должен», формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.
Блок программирования, регуляции и контроля:
Признаки недостаточной сформированности 3 блока мозга:
Психические функции не даны ребенку с рождения, они преодолевают долгий путь, начиная с внутриутробного развития.
Развитие ребенка в норме…
В норме развитие ребенка (онтогенез) должно быть таким:
Как нарушения онтогенеза влияют на психические процессы?
Сейчас у детей очень часто наблюдается нарушение законов онтогенеза.
Кроме того, часть детей появляются на свет:
Очень часто в наши дни младенцы долго лежат на спине, не переворачиваются с боку на бок. Затем они очень быстро переворачиваются, почти сразу садятся, мало ползают и через очень короткое время встают. Иными словами, некоторые этапы ребёнок просто не проходит.
Родители радуются, как их дети всё быстро делают. А у детей при этом имеется гипер- или гипотонус, они ходят на носочках.
Такие дети всё время стремятся сбросить это напряжение, но оно сохраняется у них до 8-9 и даже до 12 лет.
Что такое «Метод замещающего онтогненеза (МЗО)»?
МЗО – это помощь в развитии мозга и настройке функционирования структур мозга. Коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.
На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.
Для этого есть специальные упражнения:
-двигательный репертуар («ползание»),
Эти упражнения формируют базу для полного включения всех психических функций.
Теперь вы понимаете, чтобы ваш ребенок получил полноценное развитие всех блоков мозга, просто необходима работа специалиста и групповые занятия по нейропсихологическому сопровождению развития ребенка.
Вопросы можно задать ниже в комментариях или прямо на страничке группы отправить личное сообщение.
Ирина Шалыгина — психолог по комплексной коррекции детей, ведущая терапевтических групп.
Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ
Марина Роттер
Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ
Использование метода замещающего онтогенеза в работе логопеда ДОУ
Идеология метода основывается на теории Александра Романовича Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Любовь Семёновны Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдается двигательным методам, которые активизируют и восстанавливают и пространственные взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Следовательно создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов.
В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. Созревание различных структур мозга неодновременно. Основная цель МЗО – развитие нейро-психо-саматического обеспечения онтогенеза.
Нейропсихологическая коррекция представляют собой трехуровневую систему, Каждый из уровней имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три функциональных блока мозга.
1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные методики. Основная мишень – когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы; инициируется и закладывается фундамент всех интегративных (подкорково-корковых, внутри-и межполушарных) систем мозга.
2-й ФБМ- блок приема и переработки информации
Обеспечивает взаимодействия с собой и внешним миром. Главной мишенью является преодоление асинхронии и искажений различных операциональных (когнитивных навыков и автоматизмов) факторов. Происходит создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, памяти, пространственных представлений)и межфункциональных взаимодействий (письма, соматорефлексии, мышления). Приоритетны методы когнитивной коррекции, направленные на автоматизацию, стабилизацию, повышение функциональной возможности подкорково-корковых, внутри – и межполушарных взаимодействий ребёнка
3-й ФМБ-блок программирования, регуляции и контроля. Корригируются и формируются интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия, закрепляются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания. Коррекция направлена на формирование функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно—тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребёнка.
Разделы книги соответствуют уровням психической деятельности, формируемым у ребенка. Требования к применению МЗО подразумевают единовременное включение в коррекционный процесс упражнений из I, II и III разделов. Время и количество применения методов изменяется в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания уделяется отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему. Автоматизмы I уровня с успехом переходят в программы II и III уровней как составляющие любого из упражнений.
Работать можно с детьми (и не только с детьми) всех возрастов, начиная с 4 лет, с любым типом онтогенеза: от «супернормы» до крайней «патологии». Частично можно применять и раньше в адекватном возрасту варианте.
Существуют ограничения и противопоказания для применения МЗО. Детям с повышенной эпилептической готовностью. не рекомендуют заниматься по этой программе дома, а так же в условиях детских учреждений без постоянного клинического сопровождения эпилептологом. Сопровождения требуют дети с генетическими синдромами. С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью (только при сопровождения ведущего специалиста) и детям с бронхиальной астмой.
На базе «метода замещающего онтогенеза» разработан ряд программ. В них отражены поурочные схемы нейропсихологической коррекции. Каждая из программ реализуется по единому плану,который предполагает:
-предварительную диагностику и динамическое обследование детей в середине работы и по её завершению.
-занятия с детьми проводятся в течении 2,5-3 месяцев с периодичностью два раза в неделю (в целом 20-25 занятий)
-дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопровождение ребёнка или (в тяжелых случаях) предварительные встречи в индивидуальном режиме.
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания
-оптимизирует газообмен и кровообращение
-вентиляцию всех участков легких
-массаж органов брюшной полости
-способствует оздоровлению и улучшению самочувствия
-успокаивает и способствует концентрации внимания.
Способствует формированию базовых составляющих произвольной саморегуляции
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям.
Основным является полное дыхание, т. е сочетание грудного и брюшного. Выполняется сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Изолированно, затем с движением. Все упражнения выполняются по 3-5раз.
Далее примеры применения МЗО.
3е занятие. Ребенок выполняет дыхательные упражнение, скоординированные с движением. По команде взрослого «вдох» ребенок одновременно с вдохом поднимает прямую руку (ногу).
12-е занятие (середина)
Дыхание через одну ноздрю. Работает правая рука, левая лежит на левом колене. Дыхание медленное, глубокое. Выдох через широко открытый рот.
«носочки-пятки-2» по команде взрослого «вдох-выдох»
— повышают угол обзора, расширяют зрительное поле,
-помогают устранить синкинезии.
В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета (яркого наконечника ручки)по пяти основным направлениям: право, влево, вниз, вверх, к переносице; четырем вспомогательным (диагональным направлениям)на трех уровнях:
-голова всегда фиксирована.
-темп медленный (от 3 до 7 секунд)
-фиксация в крайних положениях.
-на расстоянии вытянутой руки ребенка;
-на расстоянии согнутой в локте руки ребёнка;
-около переносицы ребёнка.
-последовательность: лежа-сидя-стоя, с постепенным усложнением заданий.
Сначала движения выполняет взрослый, затем ребёнок самостоятельно.
Лежа. С помощью взрослого. Выполняется на трех уровнях.
Сидя. С помощью взрослого. Рот открыт. Язык двигается за глазами. 3 уровня.
Стоя. Ребёнок самостоятельно перемещает ручку. Рот открыт,язык двигается: глаза вправо-язык вверх, глаза влево-язык вниз, глаза вверх-язык вправо, глаза вниз- язык влево.
— основаны на естественном движении
-должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения
-способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок
-способствуют оптимизации мышечного тонуса
-повышает уровень психической активности.
«Цыганочка» ребенок попеременно стучит ладонями по коленям и пяткам. Повторяет отраженно за взрослым.
Правое колено-правая ладонь, левое колено-левая ладонь, правое колено-левая ладонь, левое колено –правая ладонь, правая пятка-правая ладонь, левая пятка- левая ладонь, правая пятка-левая ладонь, левая пятка-правая ладонь.
Упражнения двигательного репертуара
предоставлены в определенном порядке и
-повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития.
Происходит постепенное освоение пространства собственного тела. Отработка таких понятий, как «верх-низ», «впереди- позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета.
Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).
Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно.
Ползание на животе. Отталкивание двумя руками одновременно, ноги неподвижны.
-одноименные рука и нога
-разноименные рука и нога
-ноги наперекрёст, руки параллельно
(одноименные рука и нога, разноименные)
-хождение у стены. Руки наперекрёст, ноги наперекрёст (одноименные рука и нога, разноименные)
Программа «нейропсихологическое сопровождение развития детей 3-5 лет».Авторы: Колганов Сергей Николаевич; Фридрих Ирина Алексеевна.
Продолжительность курса составляет 16 занятий, рассчитана на ежедневное выполнение, каждое занятие должно выполняться 7-14 дней в зависимости от возраста, возможностей и успехов ребёнка. Дети до 5 лет выполняют упражнения с помощью взрослого. Дополнительные упражнения можно выполнять одновременно с основной программой, и в свободном режиме в зависимости от возможностей ребёнка. Многие упражнения и задания сопровождаются стихотворной речью, что способствует благоприятному эмоциональному фону и развивает речевую активность ребёнка.
Упражнения основного блока включают: дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на фитболе, игровой массаж, растяжки, ползание на спине и животе, хождение на четвереньках. Важна четкая повторяющаяся структура занятий, упражнения выполняются в том порядке, в котором они представлены.
Авторы Колганова Валентина Станиславовна, Пивоварова Елена Викторовна, Колганов Сергей Николаевич, Фридрих Ирина Алексеевна разработали следующие программы:
Программа «Развитие пространственных представлений детей 5-12 лет» Курс 24 занятия, 3-5 дней ежеднев. выполн.
Программа «Рисование двумя руками для детей 5-12 лет»
Курс 20 занятия, 3-7 дней ежедневного выполнения
Программ «Логопедические упражнения для детей 5-7лет»
Курс составляет 24 занятия, 3-7 дней ежедневн. выполнения
ПрограммМ. Е. Евлампиевой, Т. Н. Ланиной, М. В. Черенковой
Курс занятий с детьми 5 – 10 лет состоит из двух основных
частей и осуществляется двумя группами специалистов
составляет 20 занятия. (2,5-3 месяца)
Анна Владимировна Семенович предлагает каждому, кто стремиться к качественному использованию МЗО, применить его к себе, поскольку самонаблюдение – наиболее надежный метод овладения любым материалом»
Метод замещающего онтогенеза
Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребёнка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему.
Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга». (А.В. Семенович)
1-й уровень – «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.
2-ой уровень – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.
3-й уровень – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка.
Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на результатах нейропсихологической диагностики.
Замещающий онтогенез что это
Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т е включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.
Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа Иными словами, в организме происходит постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности
Периодизация развития организма человека, введенная К Бером еще в прошлом веке (1826), в дальнейшем получила широкое распространение Она легла в основу современных представлений об этапах (стадиях, фазах) развития организма
В отечественной и мировой практике выделены 4 основных этапа психофизического развития в детском возрасте — от рождения до 14 лет Первый этап — ранний (от 0 до 3 лет), второй — дошкольный (от 4 до 6 лет), третий — школьный (от 7 до 10 лет), четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет). Помимо изложенных этапов в медицинской литературе часто используется понятие «дети» и «подростки» К подростковому периоду относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет.
Процесс онтогенеза в детском возрасте включает, кроме того, так называемые критические периоды, или переходные от одного этапа развития к другому Принято выделять 3 критических периода I — от 2 до 4 лет, II — с 7 до 8 лет и III — пубертатный — 12—14 лет. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Для клинической медицины они представляют большой интерес, так как эти изменения обусловливают повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения.
Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС. Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания.
К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.
В психогенезе раннего возраста были дополнительно выделены следующие этапы: период новорожденное/ли (возраст 1—1,5 мес); младенчество ( infancy ) — период до 1 года; ползунковый период ( toddlery ) — 2-й и 3-й годы жизни. Были определены и критические периоды — пренатальные и раннего детства: 15—25-я и 28-я недели беременности, III триместр беременности (30—40 нед), предродовой период (3—5 дней перед родами) и роды, этап новорожденность (1—1,5 мес), возраст 6—8 мес, возраст 15—17 мес и возраст 2,5-3,5 лет.
Приведенная периодизация вначале была выделена психологами и врачами эмпирически, но затем она нашла подтверждение в специальных нейропсихологических, нейроморфологических и нейрофизиологических исследованиях [Боровова А. И., Галкина Н. С., 1992; Строганова Т. А., 1995; Hersckowitz N., 1990].
С точки зрения нейроморфологии, критические периоды раннего детства представляют собой как бы пик происходящих на соответствующем этапе структурных преобразований. Так, критический период 15—28 нед внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга, 28 нед — закладке структур коры головного мозга. Психологически- III триместр беременности характеризуют как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.
Предродовой период и роды соединяют в себе гибернацию, или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.
Критический период, относимый к возрасту 6—8 мес, определяется началом дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования первичной привязанности, избирательной «улыбки» и элементарных социальных предпочтений.
Критический период в возрасте 15—17 мес определяется появлением первичной мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку людьми. В рассматриваемый критический период появляются описанные особенности, но их формирование в его пределах, естественно, не заканчивается и их развитие продолжается и в более старшем возрасте. Необходимо также отметить, что в 15—17 мес происходит интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 нед беременности и продолжается до юношеского возраста— 18—20 лет). Этому соответствуют и существенные перестройки биологических мозговых ритмов, что отражается на электроэнцефалографических характеристиках.
Последний критический период раннего онтогенеза, как уже указывалось, относится к возрасту 2,5—3,5 лет. Он определяется как период формирования самосознания, полного обособления Я и индивидуальности. На этом этапе ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения. Но наиболее знаменательным для этого периода являются изменения, связанные с переходом от полной и частичной симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Не случайно этот период иногда называют «революционным» и «первым пубертатным кризом» [Бадалян Л. О., 1975; Манова-Томова В., Пирвов Г., 1981; Wolff S., 1989].
Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.
Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко.
В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.
Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.
В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).
Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A., Chess S., 1982].
К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно. относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.
Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.
Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.
Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш. Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.
В. В. Ковалев (1981) выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.
Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).
В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям [Ануфриев А К Козловская Г В 1985; Циркин С. Ю., 1995].
В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении [Козловская Г В Горюнова А. В., Римашевская Н. В., 1986]. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам [Циркин С. Ю., 1995 ].
Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям [Ковалев В. В., 1982].
Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем возрасте.
Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:
Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
Искажения и другие нарушения психического развития