занятия афк что это
Адаптивная или лечебная физкультура: что выбрать для ребенка
23 сентября 2021 года
Физическая культура — неотъемлемая часть развития каждого ребенка. Как говорят, движение — жизнь, но для детей с особенностями развития, движение — это не просто путь к физической активности и повышению мышечного тонуса, а еще и средство реабилитации. Для этого в столичных детских центрах реализуются программы адаптивной и лечебной физической культуры (АФК и ЛФК). В этих двух направлениях помогла разобраться педагог дополнительного образования особого семейного центра «Дом детей» Анастасия Санникова.
Родители центра «Дом детей» часто обращаются с вопросом о комплексе реабилитационных мероприятий, которые входят в программу развития ребенка.
«Но много — не значит хорошо. Каждый воспитанник в „Доме детей“ регулярно проходит оценку физического развития, двигательных возможностей, а также медицинское обследование. Поэтому занятия назначаются только исходя из полученных данных. Но у ребенка обязательно есть ЛФК или АФК, иногда и то, и другое», — рассказывает педагог.
Что же лучше и в чем разница
ЛФК относится к медицинской дисциплине. И здесь ключевое слово — лечебная, потому что основной упор идет на лечение, немедикаментозное восстановление и профилактику двигательных функций, улучшение работы отдельных систем и органов, нервной системы. По сути, это комплекс упражнений, направленный на решение конкретной задачи, например, увеличение подвижности сустава, изменение формы стопы (плоскостопие), нарушение осанки. Специалисты ЛФК работают с детьми, ориентируясь на индивидуальную программу развития, что позволяет к каждому подобрать соответствующий комплекс.
Специалисты АФК также работают на основе диагностических программ, которые оценивают двигательные возможности ребенка. Но данное направление относится к педагогической дисциплине; в отличие от ЛФК, она затрагивает не только проблемы двигательного восстановления, но и вопросы социализации, коммуникации, восприятия себя и других.
«Например, в программу АФК в „Доме детей“ входит как развитие физических возможностей, так и коррекционно-развивающие игры, спортивные игры, терренкур, релаксационная гимнастика. То есть АФК — это скорее профилактика и поддержание двигательной активности, возможность выплеснуть эмоциональное напряжение в игре или просто отдохнуть и погулять», — объясняет Анастасия.
Однако некоторые частные задачи АФК, безусловно, имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, и при выборе реабилитационной программы всегда следует ориентироваться на компетентное мнение специалистов, а не только на собственные пожелания.
Справочно:
В центре «Дом Детей» предоставляются услуги семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями и тяжёлыми множественными нарушениями развития. По вопросу зачисления ребёнка в учреждение можно обратиться за консультацией в особый семейный центр по телефону: 8 (499) 141-45-13 с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.
Сейчас в столице работают четыре особых центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с реабилитацией детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Значение и особенности адаптивной физической культуры (АФК)
Основной целью АФК как вида физической культуры — является максимальное укрепление здоровья и физического развития двигательных и психофизических способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
АФК имеет строго индивидуальный характер занятий и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Дети с проблемами интеллекта и детского церебрального паралича осваивают не сложные гимнастические упражнения. Программа по АФК адаптирована под каждого ребенка индивидуально, учитывая диагноз детей, (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом.
Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить здоровье.
Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.Для решения поставленных задач с детьми ежедневно проводятся следующие мероприятия:
упражнения на расслабление мускулатуры и плечевого пояса;
упражнения на согласованность работы рук и ног;
упражнения для всех групп мышц;
дыхательные упражнения и релаксация;
упражнения на координацию: равновесие и меткость;
упражнения на укрепление мышц свода стопы;
комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки;
В работе с детьми используют следующие принципы:
Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его заболеванию.
Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.
Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.
Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.
Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.
Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.
Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.
Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.
Что такое адаптивная физическая культура
Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.
Теория адаптивной физической культуры
Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.
Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.
Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
Функции адаптивной физической культуры
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
Общие методические принципы:
Специальные методические принципы:
Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Методы реализации
Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап
Адаптированная физкультура для детей
В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.
С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.
Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.
Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.
Чем отличается адаптивная физическая культура от лечебной физической культуры
Адаптивная физическая культура – понятие более молодое в отличие от лечебной физической культуры. Если ЛФК – это метод лечения и средство реабилитации, который использует методики физического воспитания, то адаптивная физическая культура – это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также спортивное направление (т.е. адаптивный спорт).
Обе дисциплины базируются на теории и методике физической культуры, однако ЛФК больше оперирует медицинскими понятиями, такими как «лечение», «физическая реабилитация», «выведение в ремиссию», тогда как АФК спортивными и педагогическими – «социальная реабилитация», «компенсация утраченных функций», «самореализация».
Адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности.
Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от лечебной физической культуры.
Однако некоторые частные задачи АФК имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом, в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФК, это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. И это очень важно отражать для специалистов физического воспитания.
педагогом дополнительного образования Маликовым А.В. 31.10.2018
Научная электронная библиотека
Фирилёва Ж. Е., Загрядская О. В.,
4.2. Адаптивная гимнастика
Адаптивная гимнастика рассматривается как часть адаптивной физической культуры, направленной на восстановление, укрепление и поддержание здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения адаптации организма человека, социализации и интеграции его в общество. В домашней реабилитации адаптивная гимнастика играет немаловажную роль. Она способствует формированию двигательной сферы пациента, восстановлению утраченных бытовых навыков движений, что улучшает оздоровление, формирует интересы, мотивы, потребности, развивает высшие психические функции, самореализацию и индивидуальные способности человека.
Методика адаптивной гимнастики базируется на социально-методических принципах адаптивной физической культуры, обусловленных типичными и специфичными нарушениями двигательной сферы людей, перенёсших инсульт. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий – основа частных методик адаптивной физической культуры. Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-х гг. ХХ столетия, этот принцип и сегодня остаётся ведущим в отечественной дефектологии (Л.В. Шапкова, 2004). Суть принципа заключается в том, что педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических недостатков, но и на активное самосознание, мотивацию для преодоления трудностей на пути восстановления утраченных функций.
Коррекционно-развивающая направленность характерна для всей восстановительной работы постинсультных осложнений. Корреционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического выздоровления, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений.
Устойчивость позы стояния, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соразмерять и регулировать движения ногами, руками, туловищем и головой в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий – это те свойства, которые необходимы людям, перенёсшим инсульт, для нормальной жизнедеятельности. Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств.
Постоянно действующей задачей на каждом занятии является восстановление основных локомоций – позы сидения, позы стояния, движений рук и ног, ходьбы и других естественных движений.
Коррекционно-развивающее направление гимнастики имеет широкий диапазон решения основных педагогических задач:
1. Коррекция основных движений руками, ногами, туловищем, головой, позы сидения, позы стояния, ходьбы.
2. Коррекция основных социально-бытовых движений – хватания, застёгивания, удержания и манипулирования различными бытовыми предметами.
3. Коррекция и развитие функции равновесия.
4. Коррекция и развитие координации движений
5. Коррекция и развитие общей физической подготовленности.
6. Коррекция и профилактика соматических нарушений.
7. Развитие психических процессов – память, внимание, быстрота реагирования и др.
Специалист по адаптивной физической культуре самостоятельно проводит педагогическую диагностику по состоянию отдельных двигательных функций. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать способы, методы и приёмы коррекции и развития утраченных двигательных функций у лиц, перенёсших инсульт.
При работе специалист-педагог опирается на следующие принципы (по Л.В. Шапковой, 2004), которые мы модернизировали к постинсультным больным:
Одной из форм организации адаптивной гимнастики в постинсультном периоде является физическая реабилитация. Физическая реабилитация может реализовываться в форме занятий в лечебных учреждениях и в форме самостоятельных занятий дома, на улице или в специальном помещении. На занятиях применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (гимнастическая палка, мячи различных размеров и предназначений, кубики и др.). Могут быть использованы гимнастические снаряды (гимнастическая скамейка и стенка, фитболы, стул и др.).
Большое внимание уделяется на разработку ограниченных движений, с успехом применяется суставная гимнастика. Поскольку движение руками поддаётся коррекции с большим трудом, применяются упражнения мелкой моторики и манипулятивной функции рук. Манипулятивная функция нужна для самообслуживания, для овладения профессиональными навыками.
Самым важным является оппозиционный хват большого пальца. существуют следующие виды хвата кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевый и оппозиционный. В занятиях адаптивной гимнастикой необходимо отрабатывать все виды хватов.
В тренировку навыков самообслуживания входят: захваты ложки, вилки, застёгивание пуговиц, кнопок, молний, складывание кубиков, мозаики, рисование, набор номеров телефона, закрывание-открывание кранов, причёсывание волос и т.п. В занятиях можно использовать шитьё, склеивание, резание ножницами, печатание на клавиатуре, а также восстановление навыков письма.
Аномальное распределение мышечного тонуса после последствий инсульта быстро приводит к развитию контрактур и деформации, что тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить с помощью физических упражнений и вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразными являются упражнения на расслабление, на растягивание, с потряхиванием мышц. К вспомогательным упражнениям можно отнести:
Иммобилизаторы используют как для разгрузки (воротнички, корсеты, валики), так и для коррекции патологических зон (лангеты, шины, аппараты). Указанные средства используют 3–4 раза в день. Длительность процедуры зависит от тяжести поражения и переносимости аппаратов пациентом, но не более чем 30 минут.
При изучении деятельности человеческого мозга и психики учёные отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Существует мнение, что рука человека является как бы выходом из головного мозга и исполняет его функции. На этом основано много научных исследований, указывающих на то, что при развитии мелкой моторики ребёнка развивается речь, мышление, а в дальнейшем и формируются умения и навыки письма (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1983; С.О. Филиппова, 2000).
Так, выдающийся невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. М.М. Кольцова (1998) указывает на то, что у ребёнка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляции слогов, и всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренированности движений пальцев. М.С. Рузина (1998), рассматривая привычный набор занятий по развитию мелкой моторики (плетение, лепка, нанизывание бусинок и колец, рисование узоров) указывает, что пальчиковый игротренинг может оказывать воздействие на развитие всех пальцев рук, также улучшить речь и мышление.
Пальчиковую гимнастику (упражнения мелкой моторики) на начальном этапе обучения лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, потом уже в положении, согнув руки перед собой на уровне груди. По мере освоения упражнений в дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении пациента.
Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно разделить (классифицировать) по следующим признакам (Ж.Е. Фирилёва, 2006):
Упражнения по направленности работы мышц пальцев рук можно выполнять двумя руками одновременно, раздельно каждой кистью и чередуя выполнение упражнения каждой рукой.
Упражнения с проявлением мышечной силы:
Упражнения на растягивание мышц и связок пальцев рук (гибкость):
Упражнения на подвижность в суставах:
Упражнения на координацию движений:
Работа пальцев по различным поверхностям:
Упражнения пальцами с предметами:
Образное выполнение упражнений пальчиками:
Упражнения пальчиками под музыку.
Выполняются любые упражнения и комплексы упражнений пальчиками под специально подобранную музыку.
Самомассаж пальчиками: