запах миро что это

Православная Жизнь

Смирна вместе с ладаном упоминается среди даров волхвов и встречается не единожды на страницах Священного Писания, однако, в отличие от ладана, она имеет несколько иное символическое значение.

Прежде чем говорить о символике смирны, расскажем об этом благовонном ингредиенте. Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя – мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). И, собственно, под этим именем более известна в источниках вплоть до нашего времени, а потому мы будем оперировать именно этим названием.

Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький». В арамейском и арабском языках это слово звучит как murr, в иврите – mor.
Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.

Интересно также отметить, что в древнегреческом языке родственное слово μῠρον (мюрон) стало общим термином для обозначения духόв и вообще благовоний.

Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).

Это небольшое, около 4 метров, дерево с шипами и ярко-красными цветами. Произрастает в Аравии (Оман, Йомен), на прилегающих островах (например, Сокотра), в засушливых областях Северо-Восточной Африки (Джибути, Эфиопия, Сомали, Кения).

На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок, застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.

Как видим, область произрастания коммифоры мирровой и способ добычи ее благовонной смолы во многом совпадают с территорией произрастания и методом обработки ладанного дерева (тем более что это растения-родственники, как мы уже говорили), но коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.

Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.

И действительно, древесный, теплый запах мирровой смолы, в отличие от ладана, более горький (напомним происхождение самого слова: мирра = горький), да и на вкус мирра горьковата.

Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.

В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)» [1]. Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.

В Библии мирра упоминается в Книге Исход среди других веществ, из которых Господь велел Моисею составить священное миро для помазания (об этом составе мы расскажем отдельно в одном из следующих очерков).

Поклонение волхвов. Мозаика. Византия. XI век.Греция. Афины, монастырь Дафни

Также мирра (смирна) была одним из даров волхвов Младенцу Христу (Мф. 2:11), и если золото, согласно ряду толкований, означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому, кто готовится к погребению. Очевидно, что древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.

Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.

Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).

И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).

Положение во гроб. Плащаница. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки

В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).

Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным. В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года.

Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому, но позволят хотя бы ощутить строгий и непростой аромат.

Дмитрий Марченко

1. Цитируется по: Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Под общей редакцией С. Л. Утченко. М., 1972.

Источник

Миро: что это такое?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое миро.

Миро в Ветхом Завете

В истории Русской Церкви

В современной практике Русской Церкви

Миро — благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина.

Миро переводится с греческого как «ароматное масло».

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

Фото Юлии Маковейчук

Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

Алавастр — круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов.

Миро в Ветхом Завете

Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход:

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

Смирна — смола, получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом.

Сикль — в разное время вес сикля = 11,17–12,2 г.

Кассия — ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии.

Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена:

Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния — переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей.

В истории Русской Церкви

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь.

В современной практике Русской Церкви

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси

Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной — Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро.

Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (само стоятельной) церкви — Патриарх (4) или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата.

Миро варится в специ альной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие.

В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4) . Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.

В русской православной традиции миро используется для совершения таинства Миропомазания (таинство, соединенное в своем чинопоследовании с таинством Крещения), освящения храма и антиминса (антиминс — плат для совершения Литургии). Во времена монархии миро применялось при помазании на царство.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

Источник

Каждый из нас наверняка не раз слышал выражение «Одним миром мазаны». Что же оно означает? Некоторые могут предположить, что речь идет о благовонной мирре. Но так ли это?

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

Мирра представляет собой смолу низкорослых деревьев семейства Burseraceae. Она делится на 2 вида — горькая и сладкая (опопанакс). Горькую мирру собирают с деревьев Commiphora mirrha (Commiphora abissinica), которые выращивается для нужд экспорта в Сомали и на юге Аравийского полуострова (Оман, Йемен). Сладкая мирра же добывается из деревьев Commiphora erytharaca.

Запах этой ароматной смолы теплый и сладкий, бальзамический, к которому примешиваются камфорно-лекарственные, пряные и смолистые нотки.

С давних пор способ добычи мирры претерпел не много изменений. Человек делает на дереве небольшой надрез специальным инструментом. Оттуда вытекают капли древесной смолы, которые при взаимодействии с воздухом застывают «слезами» на коре. Спустя две недели их собирает сборщик, а после этого кусочки ароматического вещества сортируются и оцениваются.

Аравия славилась на весь мир как родина большинства употребляемых в древние времена ароматов. Геродот в V в. до н.э. писал: «Аравия — единственная страна, которая производит благовония: мирру, кассию и корицу… благовонные деревья, охраняют разноцветные крылатые змеи небольшого размера». А Диодор Сицилийский во второй половине II в. до н.э. утверждал, что вся Аравия источает тончайший аромат, и даже моряки, проходящие мимо ее берегов, могут почувствовать сладкий запах, который дает здоровье и энергию.

Именно оттуда ароматическая смола попала в Египет. Мирра наряду с уже упомянутой кассией использовалась при бальзамировании тел фараонов. Измельченную смесь этих двух благовоний с добавлением других веществ помещали в тело умершего после того, как из него были удалены органы.

Любовь к этому благовонию приобрели и иудеи во время своего египетского рабства. Мирра, по всей видимости, была для древних евреев чем-то поистине драгоценным, так как входила в число даров, принесенных тремя волхвами младенцу Христу. Невозможно не упомянуть и изысканную «Песнь Песней», которая изобилует упоминаниями этого благовония: «Твои масти приятны для обоняния, имя твое мирровое масло», «Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает».

О том, насколько мирра была популярна в Древней Греции можно судить хотя бы по тому, что любые благовонные вещества греки называли словом «myron». Истинные сибариты не удовольствовались наружным употреблением этого вещества, а добавляли его также и в вино наряду с цветами и медом.

В Древнем Риме популярностью пользовались духи под названием «susinum», в состав которых входили лилии, мед, бегеновое масло, масло кальмуса, корицы, шафрана и мирры.

Пряные кусочки ароматной смолы начали завоевывать Ближний Восток, начиная с 1500 г. до н.э. Оттуда они попали в Китай. Мирра упоминалась в книге, которая датируется IV в.н.э. как лекарственное средство. Ее употребляли для улучшения кровообращения, заживления ран, болезненных опухолей и других болезней, связанных с застоем крови.

Спустя века ее лечебным свойствам отдавал должное великий ученый Средней Азии — Абу Али ибн Сина, более известный в Европе как Авиценна. В своем знаменитом трактате «Канон врачебной науки» он посвятил ей отдельную главу, где указал, что она «полезна от расслабления желудка». Ученый также рекомендовал для «сведения следов язв», избавления от неприятного запаха изо рта и подмышек, а также при многочисленных женских болезнях.

К сожалению, столь популярная в древности, сейчас она не пользуется большим спросом. Это можно объяснить тем, что в старину ценились именно смолы, так как именно они обладали устойчивым ароматом. В то время еще не были изобретены средства для «удержания» эфирных масел в составе парфюмерии.

В наше время к помощи этой смолы прибегают поклонники древнеиндийской медицинской системы — аюрведы. Считается, что ее аромат идеально подходит для медитации, несет свет и стимулирует рост позитивной энергетики. Не брезгуют миррой и стоматологи, признающие альтернативные методы лечения. Они рекомендуют это вещество при кровоточивости десен, пародонтозе, стоматите.

Что такое миро и где его найти?

Но вернемся к поговорке о «мазаных одним миром». Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, это: «Поговорка о нескольких лицах или вообще о людях, отличающихся какими-н. одинаковыми (неодобрительными) свойствами; то же, что „одного поля ягоды“».

В данном случае говорится о мире, священном масле, которое используется в христианских обрядах. Некоторые люди думают, что слова «миро» и «мирра» — это синонимы. Однако это не так.

Слово «миро» созвучно «мирре» именно благодаря его происхождению от греческого слова «μύρον», о котором уже говорилось выше.

Миро упоминается в Священном Писании: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти…»

Эта священная смесь использовалась только в религиозных обрядах, в том числе и для освещения новых храмов, а раньше еще и для помазания на царство (отсюда выражение «помазанник Божий»).

Помазан миром был и сам Иисус Христос при крещении его Иоанном Крестителем.

В наше время в православной Церкви основным составляющим священного мира является елей — оливковое масло самого лучшего качества, смешанное с белым вином и еще 40 ингредиентами. В их число входят ладан, розовое, гвоздичное и лимонное масло и др. Варение священного мира в церкви представляет собой настоящий ритуал. И процесс его приготовления строго регламентирован.

Миропомазание совершается после таинства крещения. Это таинство заключается в том, что священник крестообразно мажет человека миром — лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. Считается, что таким образом, на окрещенного снисходит божественная благодать.

Что касается широко известного явления мироточения, то о его природе до сих пор ведутся ожесточенные споры. Верующие люди уверены, что «плачут» божественные лики, являя людям Божью скорбь в связи с трагическими событиями и во времена упадка веры.

Скептически настроенные люди считают, что оно происходит благодаря ухищрениям священнослужителей. Либо из-за того, что икона, постоянно находясь в храме, накапливает в себе ароматические масла, а потом они конденсируются на ее поверхности.

Известен случай, когда Петр I лично взялся за разоблачение мироточивой иконы. Отношения духовенства и царя в то время не ладились, священнослужители исподволь пытались настроить народ против государя. И когда в одной из церквей весьма некстати заплакала мироточивыми слезами икона, монарх решил брать ситуацию в свои руки. Священный лик был доставлен во дворец и детально осмотрен в присутствии канцлера и наиболее приближенных придворных. В результате этого были замечены небольшие углубления напротив глаз иконы. В них было обнаружено «несколько густого деревянного масла», которое, видимо, от тепла свечей размягчалось и стекало.

Впрочем, верующих людей подобные свидетельства не смущают.

Вне зависимости от своего происхождения и предназначения благовония и ароматические масла, как и прежде, шлют свой эфемерный привет из глубины веков. Ведь человеку во все времена свойственна была тяга к окружению себя приятными вещами и запахами.

Источник

Запах миро что это

Оглав­ле­ние

Ми́ро (греч. μύρον (мирон) — бла­го­вон­ное масло, бла­го­во­ние) – 1) аро­мат­ное веще­ство, пред­став­ля­ю­щее собой смесь бла­го­вон­ных веществ ( 1Пар.9:30 ); 2) святое миро – особая (аро­ма­ти­че­ская) смесь рас­ти­тель­ных масел, души­стых трав и бла­го­вон­ных смол (всего – до 50 веществ), исполь­зу­е­мая в Пра­во­сла­вии при совер­ше­нии опре­де­лен­ных свя­щен­но­дей­ствий; 3) чудо­твор­ное миро – веще­ство миро­то­че­ния.

запах миро что это. запах миро что это фото. картинка запах миро что это. смотреть фото запах миро что это. смотреть картинку запах миро что это.

В совре­мен­ной прак­тике миро исполь­зу­ется для совер­ше­ния Таин­ства Миро­по­ма­за­ния (также в слу­чаях, когда при­об­ща­ются к пра­во­сла­вию ино­слав­ные хри­сти­ане); для освя­ще­ния храмов и анти­мин­сов.

Уста­нов­ле­ние таин­ства Миро­по­ма­за­ния вос­хо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. В пер­во­на­чаль­ной Церкви каждый ново­кре­ще­ный полу­чал бла­го­сло­ве­ние и дар Свя­того Духа через воз­ло­же­ние рук апо­стола или епи­скопа. Впо­след­ствии с умно­же­нием хри­стиан из-за невоз­мож­но­сти личной встречи каж­дого ново­кре­ще­ного с епи­ско­пом руко­по­ло­же­ние было заме­нено Миро­по­ма­за­нием.

В Пра­во­слав­ной Церкви Миро­по­ма­за­ние совер­шает свя­щен­ник, однако само миро (бла­го­вон­ное масло) при­го­тов­ля­ется епи­ско­пом, и в совре­мен­ной прак­тике правом при­го­тов­ле­ния мира обла­дает только глава авто­ке­фаль­ной Церкви (пат­ри­арх, мит­ро­по­лит).

В Москве Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси совер­шает чин миро­ва­ре­ния обычно один раз в два года и затем освя­щен­ное миро рас­сы­ла­ется на при­ходы, таким обра­зом, бла­го­сло­ве­ние пат­ри­арха полу­чает каждый, кто ста­но­вится членом Церкви.

Бла­го­слов­ляет начало чина Пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. В среду Кре­сто­по­клон­ной сед­мицы Вели­кого поста учи­нён­ный епи­скоп совер­шает водо­свят­ный моле­бен и освя­ще­ние при­го­тов­лен­ных для миро­ва­ре­ния веществ. Затем бла­го­во­ния сме­ши­ва­ются с елеем и наста­и­ва­ются в тече­ние сле­ду­ю­щих двух седмиц.

Чин миро­ва­ре­ния совер­ша­ется на Страст­ной сед­мице в Малом соборе Дон­ского мона­стыря. В поне­дель­ник Страст­ной сед­мицы Пат­ри­арх совер­шает молитвы на начало чина миро­ва­ре­ния и зажи­гает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро дово­дят до кипе­ния и потом варят на малом огне, посто­янно пере­ме­ши­вая его. Миро варится в тече­ние трех дней: в Вели­кий поне­дель­ник до вечера, весь Вели­кий втор­ник и утро Вели­кой среды. Все это время свя­щен­ники по оче­реди читают Святое Еван­ге­лие, а диа­коны пере­ме­ши­вают миро вес­лами. Освя­ще­ние мира совер­ша­ется Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом в Вели­кий чет­верг за Боже­ствен­ной литур­гией в Храме Христа Спа­си­теля, после Евха­ри­сти­че­ского канона при откры­тых Цар­ских вратах.

В Кре­сто­вом храме хра­нится сосуд — ала­вастр, с уже освя­щён­ным миром с апо­столь­ских времён. При освя­ще­нии нового мира пат­ри­арх добав­ляет в каждый сосуд из ала­вастра немного древ­него мира и попол­няет его ново­освя­щён­ным миром.

^ Освя­ще­ние мира

Среди многих свя­щен­но­дей­ствий и молит­вен­ных после­до­ва­ний, кото­рыми Цер­ковь Хри­стова сооб­щает бла­го­дат­ные дары своим чадам, есть одно свя­щен­ное дей­ствие, совер­ша­е­мое один раз в несколько лет самим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси. Это при­го­тов­ле­ние Мира (миро­ва­ре­ние) и освя­ще­ние его. Это свя­щен­но­дей­ствие имеет чрез­вы­чайно важное зна­че­ние, ибо через святое Миро в таин­стве Миро­по­ма­за­ния Цер­ковь сооб­щает своим новым членам бла­го­дат­ный дар Духа Свя­того.

Еще пророк Моисей, по гла­голу Божию, впер­вые излил Миро на голову брата своего Аарона, воз­водя его в сан изра­иль­ского пер­во­свя­щен­ника, и пророк Самуил совер­шил то же дей­ствие над Саулом и Дави­дом, пома­зуя их на цар­ство. Пер­во­свя­щен­ники и цари, по закону, а про­роки по чрез­вы­чай­ному пове­ле­нию Божию при­ни­мали это таин­ствен­ное пома­за­ние от руки других про­ро­ков или пер­во­свя­щен­ни­ков в зна­ме­ние нис­хо­дя­щего на них Духа Божия, кото­рым свя­щен­но­дей­ствуют свя­ти­тели и вещают про­роки. Еврей­ское слово Мессия и гре­че­ское Хри­стос озна­чают в пере­воде на рус­ский язык – Пома­зан­ник. В тро­я­ком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явив­ше­муся в образе Сына Чело­ве­че­ского, как про­року Своего Небес­ного Отца, как Царю Изра­иля и Все­лен­ной от колена Дави­дова и, нако­нец, как Пер­во­свя­щен­нику Бога Все­выш­него, Кото­рый Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заклю­чен­ном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетлен­ною печа­тью дара Духа Свя­того выхо­дя­щему из купели и самого имени хри­сти­а­нина. Оно освя­щает все пре­столы и анти­минсы храмов, на кото­рых должна совер­шаться таин­ствен­ная Жертва Хри­стова.

Обряд при­го­тов­ле­ния свя­того Мира начи­на­ется на Кре­сто­по­клон­ной сед­мице Вели­кого поста с под­бора масла и вина, бла­го­вон­ных трав и аро­ма­тов, необ­хо­ди­мых для варе­ния Мира. В первый же день страст­ной сед­мицы духо­вен­ство соби­ра­ется в особой миро­вар­ной палате, где при­го­тов­лены сереб­ря­ные котлы и сосуды. Пат­ри­арх, бла­го­слов­ляя начало обыч­ных молитв, освя­щает воду, при пении тро­па­рей на соше­ствие Свя­того Духа и Успе­ние Бого­ро­дицы и кропит все веще­ства, из кото­рых должно обра­зо­ваться Миро. Он вли­вает эту воду в котлы, а свя­щен­ники льют масло и вино, и кладут горя­щие угли; Пер­во­свя­ти­тель же, после крат­кой молитвы к Гос­поду Иисусу Христу о совер­ше­нии начи­на­е­мого дела, кото­рое бла­го­слов­ляет именем Пре­свя­той Троицы, отхо­дит, оста­вив диа­ко­нов и свя­щен­ни­ков, про­дол­жа­ю­щих миро­ва­ре­ние в тече­ние трех дней при непре­рыв­ном чтении свя­того Еван­ге­лия. В Вели­кую среду в при­го­тов­ля­е­мое Миро кладут аро­маты и раз­ли­вают его в две­на­дцать боль­ших сосу­дов по числу апо­сто­лов Хри­сто­вых.

Самое освя­ще­ние совер­ша­ется во время литур­гии Вели­кого чет­верга. Перед чте­нием часов Пат­ри­арх со всем духо­вен­ством идет в миро­вар­ную палату за при­го­тов­лен­ными сосу­дами Мира, и свя­щен­ники тор­же­ственно несут их в собор­ный алтарь, где ставят вокруг жерт­вен­ника, а хор поет во время шествия: «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш, иже пре­мудры ловцы явлей, нис­по­слав им Духа Свя­таго, и теми улов­лей все­лен­ную: Чело­ве­ко­любче, слава Тебе».

Это тор­же­ствен­ное пере­не­се­ние, две­на­дцати сосу­дов руками иереев повто­ря­ется на вели­ком входе перед Свя­тыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освя­щено на пре­столе. Впе­реди всего шествия идет стар­ший архи­манд­рит или епи­скоп и несет под осе­не­нием двух рипид, как бы под кры­льями херу­ви­мов, дра­го­цен­ный ала­васт­ро­вый сосуд, полный Мира. Он напо­ми­нает о том ала­вастре с дра­го­цен­ным Миром, кото­рый излила на голову и ноги Иисуса каю­ща­яся жена, испол­нен­ная любви к Спа­си­телю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сто­ро­нам пре­стола, а первый ала­вастр Пат­ри­арх при­ем­лет в цар­ских вратах и ставит на тра­пезу. Когда должно совер­шаться освя­ще­ние Святых Даров, он откры­вает посте­пенно каждый сосуд и бла­го­слов­ляет крест­ным зна­ме­нием во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа. Потом вслух всей церкви про­из­но­сит молитву освя­ще­ния над Миром, взывая к Гос­поду Мило­серд­ному и Отцу светов, «да даст ему бла­го­дать тай­но­дей­ствен­наго слу­же­ния, подобно Моисею, Саму­илу и апо­сто­лам, и нис­по­слет Духа Свя­таго на Миро сие, сотво­рив его пома­за­нием духов­ным, хра­ни­ли­щем жизни, освя­ще­нием душ и телес и елеем радо­ва­ния, вос­си­яв­шаго из Вет­хого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духов­ного совер­шен­ства все выхо­дя­щие из бани Кре­ще­ния были при­знаны граж­да­нами и домаш­ними Божи­ими от святых анге­лов и страшны были демо­нам. Да будут они людьми избран­ными, цар­ским свя­щен­ством, наро­дом святым, запе­чат­лен­ным таин­ством и нося­щим в серд­цах своих Христа, дабы сотво­ри­лась в них оби­тель Пре­свя­той Троицы.

Затем Пат­ри­арх обра­ща­ется к моля­щимся с жела­нием мира и после при­зыва диа­кона пре­кло­нить главы опять при­сту­пает к пре­столу и втайне бла­го­да­рит Бога, даро­вав­шего ему бла­го­дать слу­же­ния. Он просит об изли­я­нии и на него самого освя­ще­ния, подобно Миру, ибо Миро изли­ян­ное есть само Имя Христа, Еди­но­род­ного Сына Божия, в кото­ром бла­го­ухает весь види­мый и неви­ди­мый мир. По воз­гла­ше­нии славы Пре­свя­той Троице, он еще трижды бла­го­слов­ляет крест­ным зна­ме­нием каждый из сосу­дов, кото­рые после литур­гии тор­же­ственно пере­но­сятся в хра­ни­лище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изоб­ра­жа­ю­щего таин­ственно пома­за­ние и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и дей­ствия освя­ще­ния Мира при­над­ле­жат соб­ственно к таин­ству Миро­по­ма­за­ния, ибо одни архи­ереи имеют высшую власть запе­чат­ле­вать хри­стиан в вере по при­меру апо­сто­лов; и освя­щают Миро для всей Церкви, дабы впо­след­ствии свя­щен­ники могли сооб­щать при самом Миро­по­ма­за­нии бла­го­дат­ный дар Духа Свя­того. Святое Миро, раз­ли­ва­ясь по всей Церкви из одного бла­го­дат­ного источ­ника, содер­жит ее в нераз­рыв­ном союзе мира печа­тью Имени Хри­стова, в залог общего спа­се­ния во едином Гос­поде Иисусе Христе.

^ Миро­ва­ре­ние (исто­рико-литур­ги­че­ский очерк)

иерей Ана­то­лий Тре­пачко

Свя­щен­ный обряд при­го­тов­ле­ния и освя­ще­ния свя­того мvра – редкое тор­же­ствен­ное свя­щен­но­дей­ствие очень пора­зило меня в мою быт­ность сту­ден­том семи­на­рии. Хотя это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в при­сут­ствии архи­ерея, кото­рый с духо­вен­ством совер­шает водо­освя­ще­ние и кроп­ле­ние святой водой заго­тов­лен­ные веще­ства, где сна­чала варится масло и вино, где архи­ерей сам кладет под котлы дрова и раз­во­дит огонь, где после этого свя­щен­ники читают Еван­ге­лие, а диа­коны раз­ме­ши­вают, я, не будучи обла­чен в сан свя­щен­ства, когда поз­во­ля­лось, читал книгу Псал­тирь.

Упо­треб­ле­ние свя­того мvра в Церкви Хри­сто­вой вос­хо­дит ко вре­ме­нам апо­столь­ской древ­но­сти. В книге «Пас­тырь» мужа апо­столь­ского Ермы мы уже нахо­дим ука­за­ние на таин­ство мvро­по­ма­за­ния. В тво­ре­ниях св. Иринея Лион­ского, уче­ника мужа апо­столь­ского св. Поли­карпа Смирн­ского, уже прямо содер­жится неко­то­рый намек на тот знак, через кото­рый сооб­щался в его время Св. Дух в таин­стве мvро­по­ма­за­ния. А в чем выра­жался этот види­мый знак таин­ства – это опре­де­ленно ука­зано Ори­ге­ном, что «дар бла­го­дати Духа обо­зна­ча­ется через образ елея» (per olei imaginem).

Оче­видно, так же рано нача­лось и особое при­го­тов­ле­ние и освя­ще­ние мvра. Св. Кирилл Иеру­са­лим­ский в тай­но­вод­ствен­ном слове о мvро­по­ма­за­нии весьма ясно сви­де­тель­ствует о суще­ство­вав­шем в его время особом освя­ще­нии мvра через при­зы­ва­ние Свя­таго Духа. «Но смотри, не поду­май, – гово­рит он, – что это есть мvро про­стое. Как хлеб Евха­ри­стии, через при­зва­ние Свя­таго Духа, есть уже хлеб не про­стой, но тело Хри­стово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что при­зы­ва­ние могло совер­шаться лишь свя­щен­ными дей­стви­ями и молит­вами. Яснее и подроб­нее об этом гово­рит св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит в своем тво­ре­нии «О цер­ков­ном свя­щен­но­на­ча­лии». При­сту­пая к подроб­ному объ­яс­не­нию всех дей­ствий св. мvра, он так опи­сы­вает его освя­ще­ние или совер­ше­ние: «По совер­ше­нии обхож­де­ния по всему храму с бла­го­уха­нием и по пении псал­мов и по чтении боже­ствен­ных словес, таким же обра­зом и здесь, как в при­ча­ще­нии, чины несо­вер­шен­ных отлу­ча­ются. Потом свя­щен­но­на­чаль­ник, приняв мvро, постав­ляет его на боже­ствен­ный жерт­вен­ник, два­на­де­ся­тию свя­щен­ными кри­лами покро­вен­ное, при пении от всех, свя­тей­шим гласом, бого­дух­но­вен­ных про­ро­ков песней бого­дух­но­ве­ния, и испол­нив над ним совер­ши­тель­ную молитву во всех свя­тей­ших для освя­ща­е­мых (людей) совер­ше­ниях, его упо­треб­ляет на всякое почти свя­щен­но­на­чаль­ное совер­ше­ние».

Таким обра­зом, по опи­са­нию св. Дио­ни­сия, освя­ще­ние мvра совер­ша­лось на литур­гии верных, когда из храма выхо­дили несо­вер­шен­ные, т.е. огла­шен­ные, каю­щи­еся и другие. Освя­ще­ние совер­шал епи­скоп на святом пре­столе, при чем мvро при­кры­ва­лось рипи­дами. Самое освя­ще­ние состо­яло из свя­щен­ных пес­но­пе­ний, кото­рые пелись всею цер­ко­вью, и совер­ши­тель­ной молитвы, кото­рую читал над мvром сам епи­скоп. Эти общие и суще­ствен­ные черты освя­ще­ния мvра оста­ются неиз­мен­ными до нашего вре­мени.

Что же каса­ется до состава мvра и пред­ва­ри­тель­ного при­го­тов­ле­ния этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подроб­но­стей обо всем этом в столь раннюю пору исто­рии Церкви. Несо­мненно, что состав этот полу­чался от сме­ше­ния раз­лич­ных аро­ма­ти­че­ских веществ, но каких именно, как из них состав­ля­лось сме­ше­ние, и чем сопро­вож­да­лось при­го­тов­ле­ние его – это едва ли могло быть строго опре­де­лено в такое раннее время. Св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит лишь кратко заме­чает, «что состав мvра есть некое собра­ние бла­го­ду­ши­стых веществ, богатно в себе имущее бла­го­вон­ныя каче­ства».

В тво­ре­ниях Симеона Солун­ского (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохра­ни­лось заме­ча­тель­ное и весьма важное в этом отно­ше­нии изло­же­ние чина мvро­ва­ре­ния и чина мvро­осв­ще­ния. И то и другое совер­ша­лось самим пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, первое – в Вели­кую Среду, а второе – в Вели­кий Чет­верг на Страст­ной неделе. Поря­док этих свя­щен­но­дей­ствий, а равно сопро­вож­дав­шие их пес­но­пе­ния и молитвы пред­став­ля­ются почти тож­де­ствен­ными с совре­мен­ными нам. Вот фак­ти­че­ская сто­рона этого любо­пыт­ного изло­же­ния Симеона Солун­ского.

У нас на Руси упо­треб­ле­ние св. мvра совре­менно самому при­ня­тию хри­сти­ан­ства. «Мы кре­ща­ю­ща­гося мажем мvром и маслом» гово­рит пре­по­доб­ный Фео­до­сий в своем посла­нии о вере варяж­ской. До поло­вины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а поль­зо­ва­лась полу­чен­ным из Кон­стан­ти­но­поля. Осно­ва­нием для такого заклю­че­ния служит извест­ное посла­ние Мит­ро­по­лита Фотия к свя­щен­ни­кам во Псков. Неко­то­рые из Псков­ских свя­щен­ни­ков того вре­мени упо­треб­ляли при таин­стве мvро­по­ма­за­ния мvро латин­ское. Мит­ро­по­лит Фотий (1408–1431) счел нужным запре­тить такой непо­хваль­ный обычай и, между прочим, в своем посла­нии пове­лел Псков­ским свя­щен­ни­кам «кре­ще­ние тво­рити по пра­ви­лам святых отец… да потом мажите мvром вели­ким, еже идет из Царь­града, еже искони оттуду при­я­сте по роду пра­во­слав­ныя веры».

Рус­ская Цер­ковь, полу­чив полную само­сто­я­тель­ность от Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха, вместе с сво­бод­ным избра­нием себе и постав­ле­нием мит­ро­по­лита все­рос­сий­ского, начала сама же при­го­тов­лять и все потреб­ное для цер­ков­ной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохра­ни­лось несо­мнен­ное изве­стие о том, что в этом году в Москве совер­шено было при­го­тов­ле­ние мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохра­ни­лись памяти царя Миха­ила Фео­до­ро­вича в Апте­кар­ский приказ об отпуске разных соста­вов пат­ри­арху Фила­рету Ники­тичу «в мvрное состав­ле­ние». Для этой цели из Апте­кар­ского при­каза отпу­щены были: янтарь добрый, корица, пере­трун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напря­ный корень и гуляф­ная (розо­вая водка). Для этой же цели из келей­ной пат­ри­ар­шей казны выданы были смирна и кассия.

С этого вре­мени начи­на­ются довольно частые изве­стия о состав­ле­нии мvра в Москве, а в 1710 году опре­де­лено было совер­шать это состав­ле­ние через три года на чет­вер­тый. При­го­тов­ле­ние необ­хо­ди­мых для мvра веществ пору­ча­лось обык­но­венно опыт­ному апте­карю. От усмот­ре­ния апте­каря зави­сели коли­че­ство и самый подбор состав­лен­ных частей мvра. Раз­но­об­ра­зие их полу­ча­лось почти всякий раз довольно зна­чи­тель­ное, в зави­си­мо­сти от того, что извест­ный апте­карь при­зна­вал необ­хо­ди­мым, «для луч­шаго бла­го­вон­наго духу». Так в 1667 году упо­треб­лено было для состав­ле­ния мvра 53 веще­ства, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 раз­лич­ных души­стых веществ.

Самое мvро­ва­ре­ние про­из­во­ди­лось в Москве, глав­ным обра­зом, в Кре­сто­вой пат­ри­ар­шей палате, кото­рая и назы­ва­лась поэтому Мvро­вар­ною. Самое мvро­ва­ре­ние начи­на­лось в Вели­кий Поне­дель­ник, а в Вели­кий Чет­верг перед литур­гией совер­ша­лось тор­же­ствен­ное пере­не­се­ние мvра в Успен­ский собор для хра­не­ния в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участ­во­вал и сам госу­дарь.

В 1675 году Мос­ков­ский Собор, для еди­но­об­ра­зия, запре­тил епар­хи­аль­ным архи­ереям совер­шать у себя мvро­ва­ре­ние. Вместе с этим собор указал в Москве заго­тов­лять мvро для всей Рус­ской Церкви и отсюда без­платно брать его всем архи­ереям для нужд каждой епар­хии по словам: «туне при­я­сте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совер­шать мvро­ва­ре­ние и в Киеве – в при­лавр­ской тра­пез­ной церкви.

Самый поря­док освя­ще­ния мvра совер­шался и совер­ша­ется в Рус­ской Церкви по осо­бому «чину», совер­шенно отлич­ному от изло­жен­ного у Симеона Солун­ского. Глав­ною осо­бен­но­стью явля­ется то, что в нем не про­во­дится раз­ли­чие между мvро­ва­ре­нием и мvро­освя­ще­нием, оба эти свя­щен­но­дей­ствия пред­став­ляют одно нераз­дель­ное целое, так что с окон­ча­нием пер­вого окан­чи­ва­ется и второе. По этому чину тре­бу­ется прежде всего устрой­ство соот­вет­ству­ю­щей печи, но не в опре­де­лен­ной церкви или палате, а просто «на месте непро­ход­нем». В неделю кре­сто­по­клон­ную вели­кого поста, вино, дере­вян­ное масло и все веще­ства должны быть на месте мvро­ва­ре­ния. В Лаза­реву Суб­боту при­го­тав­ли­ва­ются составы – толкли «зелья», кото­рых пола­га­ется, по силе воз­мож­но­сти, побольше. В Верб­ное Вос­кре­се­ние все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совер­ша­ется все­нощ­ное бдение. Утром в Вели­кий Поне­дель­ник начи­на­ется мvро­ва­ре­ние, кото­рое совер­ша­ется вместе с мvро­освя­ще­нием.

В избран­ном месте, где уже все при­го­тов­лено, обла­ча­ется архи­ерей, свя­щен­ник и диакон. По обла­че­нии вли­вают в котлы вино и елей и начи­нают совер­шать особое молеб­ное пение. За началь­ными молит­вами и 50‑м псал­мом поют «Бог Господь.…по сем тро­парь празд­ника Пяти­де­сят­ницы: «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тро­парь празд­ника Успе­ния Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы: «В рож­де­стве дев­ство сохра­нила еси…». По освя­ще­нии воды архи­ерей читает молитву: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Еди­но­род­ный помози ми греш­ному, сие дело, мною начи­на­ю­ще­еся, о Тебе самом совер­шити, во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа». Поют канон молеб­ный Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы, после канона архи­ерей читает молитву первую Васи­лия Вели­каго из вечерни Пяти­де­сят­ницы, по сей молитве архи­ерей делает отпуст и по отпу­сте окроп­ляет водой все веще­ства для мvро­ва­ре­ния. Затем под­кла­ды­вает под котлы дрова и обык­но­венно воз­жи­гает огонь. С этого момента посто­янно чере­ду­ются свя­щен­ники и диа­коны в обла­че­ниях. Свя­щен­ники читают Еван­ге­лие, чтецы читают книгу Псал­тирь, диа­коны мешают в котлах масло и вино.

В Вели­кий Втор­ник, совер­шенно в том же порядке совер­ша­ется другое молеб­ствие. Поется Канон Иоанну Кре­сти­телю, «тво­ре­ние Иосифа», и чита­ется молитва водо­свя­тия «Велий еси Гос­поди…», с ответ­ству­ю­щею заме­ною слова «вода», словом «мvро», потом чита­ется Апо­стол и Еван­ге­лия из чина освя­ще­ния воды.

В Вели­кую Среду, вли­вают вино взамен выки­пев­шого и в при­го­тов­ля­е­мое мvро кладут в котлы все, кроме аро­ма­тов, при­го­тов­лен­ные веще­ства. Вече­ром мvро­ва­ре­ние окан­чи­ва­ется, мvро из котлов пере­ли­ва­ется в особые кор­чаги, окроп­лен­ные пред­ва­ри­тельно святой водою, и, когда мvро осты­нет, в него вла­га­ются аро­маты (бла­го­вон­ные масла). Совер­шенно уже при­го­тов­лен­ное мvро раз­ли­ва­ется в две­на­дцать сосу­дов, по числу две­на­дцати апо­сто­лов, кото­рые одни имели право низ­во­дить на кре­ща­е­мых бла­го­дать Свя­таго Духа через воз­ло­же­ние рук, вскоре потом заме­нен­ное мvро­по­ма­за­нием и запе­ча­ты­ва­ются. В это время над мvром архи­ерей читает молитву из чина на освя­ще­ние храма, с соот­вет­ствен­ною заме­ною слов. В Москве сосуды ста­ви­лись на стол и остав­ля­лись за печа­тью сино­даль­ного риз­нич­ного до чет­верга. В Киеве сосуды остав­ля­лись до чет­верга на пре­столе тра­пез­ной Киево-Печер­ской Лавры церкви. В Москве ста­но­вили сосуд с мvром, уже освя­щен­ным прежде. Сосуд для хра­не­ния мvра – круг­лый, без ручки, с узким длин­ным горлом, назы­ва­ется ала­вастром. По пре­да­нию, ала­вастр при­слан из Кон­стан­ти­но­поля со святым мvром в первые века хри­сти­ан­ства на Руси и вместе со все­рос­сий­ской мит­ро­по­лией пере­не­сен из Киева в Москву. В нем в непри­кос­но­вен­но­сти хра­нится пре­ждео­свя­щен­ное мvро, кото­рое таким обра­зом нико­гда не изся­кало на Руси.

Чин освя­ще­ния мvра совер­ша­ется в Вели­кий Чет­вер­ток. Пред литур­гией, архи­ерей в полном обла­че­нии, в пред­не­се­нии запре­столь­ного креста, свечей и рипид, при коло­коль­ном звоне идет с духо­вен­ством в мvро­вар­ную палату. Здесь он вру­чает ала­вастр стар­шему по руко­по­ло­же­нию свя­щен­но­слу­жи­телю, а сосуды с при­го­тов­лен­ным мvром раз­дает другим свя­щен­но­слу­жи­те­лям, и шествие тем же поряд­ком тор­же­ственно воз­вра­ща­ется в собор, при пении тро­паря Пяти­де­сят­ницы: «Бла­го­сло­вен еси Христе Боже наш…». В соборе ала­вастр с пре­ждео­свя­щен­ным мvром ста­вится на жерт­вен­нике, а другие сосуды – на при­го­тов­лен­ных местах около жерт­вен­ника. Начи­на­ются часы и Боже­ствен­ная литур­гия.

На литур­гии, во время вели­кого входа, во главе шествия стар­ший свя­щен­но­слу­жи­тель по руко­по­ло­же­нию несет ала­вастр, осталь­ные свя­щен­но­слу­жи­тели – сосуды с мvром, в сопро­вож­де­нии диа­ко­нов с рипи­дами, кади­лами и све­чами. В святых дверях архи­ерей при­ни­мает ала­вастр и ставит его на святой пре­стол, осталь­ные свя­щен­но­слу­жи­тели, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сто­ро­нам пре­стола. После слов архи­ерея: «И да будут мило­сти вели­каго Бога…», совер­ша­ется самое освя­ще­ние мvра – при отвер­стых цар­ских дверях, подобно тому, как и при освя­ще­нии даров при архи­ерей­ском слу­же­нии. Диакон, взойдя на амвон, не начи­нает обыч­ной екте­нии, а стоит молча. В это время архи­ерей откры­вает сосуды с мvром и трижды бла­го­слов­ляет каждый из них. Про­то­ди­а­кон воз­гла­шает: «Вонмем», другой диакон – «Гос­поду помо­лимся», все нахо­дя­щи­еся в алтаре поют: «Гос­поди поми­луй», и архи­ерей читает молитву освя­ще­ния мvра: «Гос­поди мило­сти и Отче светов», в кото­рой просит о нис­по­сла­нии Свя­таго Духа на мvро, чтобы Гос­подь сотво­рил его пома­за­нием духов­ным, хра­ни­ли­щем жизни, освя­ще­нием душ и телес, елеем радо­ва­ния. После этой молитвы архи­ерей желает: «Мир всем», и когда диакон пред­ло­жит главы пре­кло­нить, а певцы от лица народа про­поют: «Тебе, Гос­поди», архи­ерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в кото­рой бла­го­да­рит Гос­пода, что даро­вал ему быть слу­жи­те­лем сей тайны. Затем архи­ерей бла­го­слов­ляет трижды каждый сосуд с мvром и закры­вает их, а диакон гово­рит екте­нию: «Вся святыя помя­нувше.…». По окон­ча­нии литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тели, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», отно­сят мvро в сосу­до­хра­ни­тель­ницу. Здесь в каждый сосуд освя­щен­ного мvра вли­ва­ется из ала­вастра по несколько капель пре­ждео­свя­щен­ного мvра и допол­ня­ется в него вновь освя­щен­ным мvром, чтобы нико­гда не изся­кал этот свя­щен­ный источ­ник. Отсюда риз­ни­чий раз­дает святое мvро по епар­хиям, по мере тре­бо­ва­ния.

Святое мvро упо­треб­ля­ется: 1) при таин­стве мvро­по­ма­за­ния; 2) при освя­ще­нии вновь устро­ен­наго храма, для пома­за­ния анти­минса, пре­стола и стен и 3) при тор­же­ствен­ном вен­ча­нии царей на цар­ство.

иеро­мо­нах Мака­рий Маркиш
Миро для свя­щен­ного пома­за­ния упо­ми­на­ется еще в Библии, в вет­хо­за­вет­ной Книге Исход; упо­треб­ля­лось оно для пома­за­ния как бого­слу­жеб­ных при­над­леж­но­стей, так и свя­щен­ни­ков. В наше время миро изго­тов­ля­ется и освя­ща­ется ста­рей­шими архи­ере­ями каждой из Помест­ных Церк­вей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добав­ля­ется немного мира преж­него изго­тов­ле­ния. Оно рас­пре­де­ля­ется по епар­хиям, а из епар­хий – по при­хо­дам и хра­нится на святом пре­столе, подле даро­хра­ни­тель­ницы с запас­ными Свя­тыми Дарами, в изящ­ном гер­ме­тич­ном сосуде. Будем пом­нить, что в этом малень­ком фла­коне есть доля мира, изго­тов­лен­ного и освя­щен­ного еще в апо­столь­ские вре­мена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *