запасные святые дары что такое
Запасные святые дары что такое
ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ – Дары Святые, сохраняемые для причащения ими вне литургии больных и умирающих. Обычай оставлять и посылать Святые Дары для причащения больных был широко распространён в ранней церкви, причём этим занимались диаконы. В православной традиции Запасные Дары заготовлялись и освящались в Великий четверг. Правила и способ приготовления Запасных Даров, принятые в РПЦ, содержатся в «Учительном известии» Служебника. Согласно этим правилам, для приготовления Запасных Даров должен быть использован отдельный Агнец, который изымается на проскомидии по обычному чину и освящается на литургии одновременно с тем Агнцем, на котором служится литургия. После прочтения анафоры этот дополнительный Агнец полагается на антиминсную губу и напаяется Святой Кровию со лжицы, причём так, чтобы Агнец не размок. После этого Агнец помещается в кивот и хранится там до окончания литургии. Затем происходит высушивание Агнца: разворачивается антиминс, на него поставляется дискос, на который полагается Агнец, совершается каждение вокруг престола, Агнец раздробляется св. копием на мелкие частицы, по правую руку от священника кладётся кирпич или плоский камень со стоящим на нём сосудом с горящими углями (либо используется другой источник тепла, например, маломощный электрический нагреватель), над которым необходимо держать дискос с частицами Запасных Даров и просушивать их, регулярно переворачивая св. копием во избежание подгорания. В случае порчи Запасных Даров их необходимо потребить за ближайшей литургией. Если же Запасные Дары отсыреют, их просушивают повторно. В другие дни года приготовление Запасных Даров в Древней Руси было редким явлением и даже прямо запрещалось. Известен случай, когда во время моровой язвы 1552 г. в Новгороде закончились Запасные Дары, заготовленные в Великий четверг, архиепископ Серапион отправил к Макарию Московскому гонца с вопросом, как быть в этом случае, на что был получен ответ о возможности освящения Запасных Даров в иной день. С конца XVII в. возможность освящения Запасных Даров не только в Великий четверг, но и в любой другой день года, когда совершается полная литургия, была официально закреплена в «Учительном известии». В настоящее время Запасные Дары заготавливаются священниками по мере необходимости. В храмах, где литургия совершается ежедневно, существует практика оставлять частицу Агнца, смоченную Святой Кровию, до утра следующего дня (когда она потребляется и заменяется новой). В связи с появлением герметично закрываемых дароносиц распространился обычай отдельного хранения Запасных Даров только под видом Святой Крови – для причащения тяжелобольных и младенцев.
Запасные дары
Запасные дары. Запасные дары – евхаристические дары, употребляемые при приобщении больных и обычно уготовляемые в великий четверток. Для них назначается второй агнец, который вынимается по тому чину, какой бывает на литургии преждеосвященных даров. По освящении даров священник полагает агнец на антиминсную губу, напояет его св. кровию над чашею со лжицы с большим опасением и искусством, чтобы не очень перемочить агнец и чтобы не уканула куда-либо животворящая кровь от излишества. Засим агнец полагается в кивот, обыкновенно до конца литургии. По окончании ее, священник вынимает агнец из кивота и высушивает его таким образом. Раскрывает антиминс и на него на дискосе полагает агнец, который раздробляет копием на мелкие части. Затем берет чистый плитяной камень или кирпич и полагает его при крае антиминса, на правой стороне от себя. На этот камень ставит сосуд с горящими углями и над ним держит дискос с раздробленными дарами. Так предписывается приготовлять запасные дары в тех храмах, в которых служба совершается не ежедневно. Но, где литургия бывает каждый день, там можно обходиться без сушения даров, и нет надобности приготовлять двух агнцев. Можно часть одного агнца, напоив божественною кровью, оставлять до утра другого дня, храня его ради смертных случаев (Учительное Известие, Служеб.). Запасные дары должны быть хранимы в храме, на престоле в ковчеге; держать их на дому священнику запрещается (Инструкция благочин., парагр. 14).
Обычай иметь и приготовлять запасные дары восходит к глубокой древности. Его существование в древней церкви подтверждается как рассказом Дионисия Александрийского о некоем Серапионе, для приобщения которого дары были отправлены в ночное время с одним мальчиком (Евсевий, Церк. история, VI, 44), так и употреблением в III и следующих веках так называемых дарохранительниц (см. это слово). В частности, обычай приготовлять запасные дары в великий четверг был известен русской, церкви в XIV ст., как об этом можно судить по ответам митрополита Киприана игумену Афанасию. Приготовление их в другое время было явлением очень редким и вызывалось обстоятельствами из ряда вон выходящими, так что летописцы отмечают это наряду с важнейшими событиями в религиозной и общественной жизни русского народа. Так, напр., в новгородской летописи под 1552 г. после рассказа о моровой язве встречается следующее прибавление: «и яко таково попущение бысть: еже агнец вынимают в великий четверток на весь год на причащение православным христианам и тех агнцов во всем граде по всем церквам не стало и нечем православных христиан причащати, а служебными дарами везде не изоспели; и о том священницы всего града приходили к архиепископу, и архиепископ Серапион повелел имати запасный агнец у себе на соборной церкви во святей Софии, а сам о том послал гонца к Москве к митрополиту Макарию: аще тот агнец в соборной церкви изойдет и где та благодать взяти на причащение православным христианом?»
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
АРХИВ: Монахиня Ксения (Митренина). Причащение запасными Дарами: часто задаваемые вопросы
На фото: Один из многочисленных катакомбных храмов. Дом в селе Корякино Бельковского района Рязанской области. В левой заколоченной части дома находилась домовая церковь, в ней до 1949 года совершались тайные богослужения (источник).
В катакомбной Церкви священников было меньше, чем приходов. Поэтому миряне причащались запасными Дарами. Священник заранее передавал их в приход или кто-то приезжал к нему и забирал частички — большой запас, чтобы хватило надолго.
Такие поездки были опасны, поэтому чаще Святые Дары перевозили женщины: монахини или просто благочестивые мирянки. Они привлекали меньше внимания, чем мужчины. Священнику они оставляли исповеди, написанные остальными прихожанами. Иногда даже договаривались о времени, когда священник откроет эти записки и прочитает разрешительную молитву – примерно в это же время община служила обедницу и причащалась. Но чаще всё это совершалось в разное время.
Сейчас в истинно-православной Церкви священников тоже меньше, чем приходов. И причащение запасными Дарами практикуется всё чаще. Это позволяет не принимать в качестве «пастырей» неподходящих людей и не пользоваться услугами перебежчиков — кандидат в священники постепенно сам вырастает в общине.
За последний год мне приходилось рассказывать нескольким разным общинам и отдельным людям, как это организовано у нас. Вот ответы на часто задаваемые вопросы:
Как их перевозить. Перевозить Дары на большое расстояние можно на себе или в сумке. С ними нельзя заходить в «народное подтроние», т.е. в туалет. При перевозке на самолете Дары лучше сдать в багаж, иначе на досмотре могут возникнуть проблемы: не всякую тару пропустят в салон.
Как с ними обращаться. Как правило, с Дарами обращается только один член общины, обычно самый уважаемый или умелый. Это бывали и мужчины, и женщины. Очень важно следить за тем, чтобы ни одна крошка не упала и не потерялась.
Где хранить. Святые Дары обычно хранят возле икон в специально выбранной для этого дарохранительнице. Любители софринского золота ужаснутся, но в большинстве известных мне общин в качестве такой дарохранительницы используется прозрачная стеклянная банка. Это очень удобный сосуд, но эту конкретную банку больше ни для чего нельзя использовать до конца ее дней. Святые Дары не принято хранить в комнате семейной пары, также не принято служить в такой комнате обедницу.
Чаша и лжица. Для причащения нужны чаша и ложечка, которые больше не смогут использоваться ни для чего другого. Они бывают разные. Чаша не должна быть большой. Но нужно, чтобы туда помещалось нужное количество частиц. Они хранятся обычно недалеко от Даров.
Где достать чащу и лжицу. Иногда люди покупают серебряный сосуд. В ювелирных магазинах есть серебряные стаканчики подходящей формы. И ложечки тоже, даже с крестами. В бедных общинах используется хрустальный стаканчик. Но важно помнить, что при первом применении он освящается, поэтому его нельзя использовать ни для каких других целей, только для богослужения.
Как происходит причащение. Служится обедница, а человек, ответственный за Святые Дары, готовит чашу для причащения (это можно делать во время чтения обедницы, а можно после чтения, в соответствующий момент службы). Он смешивает немного горячей воды с вином, наливает это в чашу, после чего аккуратно опускает туда нужное число частиц — по количеству причащающихся (есть и более сложный способ подготовки вина с водой, заимствующий некоторые элементы из богослужения со священником). Затем этот человек причащается сам и причащает всех остальных.
Если человек служит и причащается один, то всё поставить на столик нужно заранее, а приготовить (смешать вино с водой, налить в чашу и опустить частицу) надо перед самым причастием. Затем можно прочитать молитву «Верую, Господи, и исповедую. » и причаститься.
Как мыть чашу. После причащения людей он потребляет из чаши остатки вина. Затем заливает в чашу горячую воду, омывая стенки, после чего выпивает эту воду. Повторяет несколько раз, омывая также и ложечку, выпивая воду после омовения, пока стенки не очистятся. Здесь важно, чтобы эта вода никуда не выливалась.
Плат. Во время причастия используется плат, как в церкви. После службы в него заворачивают чашу.
Святые Таины
Святы́е Та́ины — евхаристические Хлеб и Вино, преложенные Духом Святым в Тело и Кровь Христовы.
Преложение (пресуществление) хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы составляет основное содержание главного богослужения Церкви — Божественной Литургии: «В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его – освящение верных, которые получают чрез (приобщение) Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное»1.
Учение Церкви о Святых Таинах
Для совершения Евхаристии Православная Церковь использует «хлеб пшеничный, квасный, чистый, сколько возможно; и вино, не смешанное с другою какою-нибудь жидкостью, и чистое само в себе» (в практике Русской Церкви используется исключительно красное вино, в иных Поместных Церквах допускается употребление розового или белого); также «во время приношения вливается и вода»2; евхаристические хлеб и вино с водой приготавливаются священником во время проскомидии. Ключевым моментом Божественной Литургии, когда происходит собственно преложение хлеба и вина во Святые Таины — Тело и Кровь Христову, — является эпиклеза (молитвенное призывание Духа Святого на Дары); согласно догматике Православной Церкви, «после сих слов немедленно бывает пресуществление: хлеб пременяется в истинное Тело Христово, а вино в истинную Кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору»3. Церковь учит, что, сохраняя внешний вид, вкус и иные чувственно воспринимаемые признаки хлеба и вина, Святые Таины, тем не менее, являются Телом и Кровью Христовыми и ничем иным: «По освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина»4.
Святые Таины могут раздробляться и разделяться, но в каждой частице, сохраняющей вид хлеба и вина, Христос присутствует всецело Плотью, Душой и Божеством. Молитва Божественной Литургии говорит об этом: «Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающиися освящаяй»5.
Запасные и Преждосвященные Святые Дары
Святые Таины употребляются для причащения во время Божественной Литургии, но могут они также сохраняться и после богослужения для приобщения больных (т. н. запасные Святые Дары). Обыкновенно они приготовляются на Литургии Великого Четверга и хранятся в особом сосуде, именуемом дарохранительницей, на престоле в алтаре, но при необходимости могут быть заготовлены в любой день. Во время Великого Поста в будние дни полная Литургия не может совершаться6, и потому для причащения установлено особое богослужение — Литургия Преждосвященных Даров. Святые Таины для такой Литургии заготавливаются на воскресном богослужении.
Почитание Святых Таин в Православной Церкви
Поскольку Святые Таины — Тело и Кровь Самого Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, им подобает воздавать бо́льшую честь, чем любой иной святыне. Хотя в Православной Церкви не существует традиции внелитургического поклонения Святым Дарам (подобной сложившейся в католицизме практики адорации); тем не менее, согласно церковному учению, «Телу и Крови Господней в таинстве Евхаристии должно воздавать особенную честь и Боголепное поклонение; ибо каким мы обязаны поклонением Самому Господу нашему Иисусу Христу, таким же Телу и Крови Господней»7.
В современной практике во время полных Литургий поклоны перед Святыми Дарами обычно совершаются:
Во время Литургии Преждеосвященных Даров совершается целый ряд земных поклонов; во время переноса Святых Таин с жертвенника на престол действующий Типикон предписывает особо: «егда Божественныя преносятся Тайны, вси людие поклонение богоподобное, и певцы ниц падше, Христу Богу в тайнах Сущему, творят»8.
Практика поклонения Телу и Крови Христовым окончательно сложилась уже в период зрелого Средневековья. В XIV в. мы находим ее уже вполне оформившейся; святые этого периода уже были вынуждены бороться с злоупотреблениями этой практикой, когда боголепное поклонение воздавалось еще не пресуществленным хлебу и вину во время Великого входа. Так, например, св. Николай Кавасила пишет: «А кто из припадающих к ногам священника, когда он входит с дарами, покланяется и обращается к несомым дарам как бы к самому Телу и Крови Христовой, тот поступает несправедливо… Во время этого входа дары бывают еще не священнодействованные и несовершенные»9.
ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ
[ ], Дары Святые, сохраняемые для причащения ими вне литургии больных и умирающих. Обычай оставлять и посылать Св. Дары для причащения больных был широко распространен в ранней Церкви, причем этим занимались диаконы ( Iust. Martyr. I Apol. 67. 5).
В правосл. традиции З. Д. заготовлялись и освящались в Великий четверг. Правила и способ приготовления З. Д., принятые в РПЦ, содержатся в «Учительном известии» Служебника, в гл. (Служебник. [Т. 2]. С. 558-563). Согласно этим правилам, для приготовления З. Д. должен быть использован отдельный Агнец, к-рый изымается на проскомидии по обычному чину и освящается на литургии одновременно с тем Агнцем, на к-ром служится литургия. После прочтения анафоры этот дополнительный Агнец полагается на антиминсную губу и напаяется Св. Кровию со лжицы, причем так, чтобы Агнец не размок. После этого Агнец помещается в кивот и хранится там до окончания литургии. Затем происходит высушивание Агнца: разворачивается антиминс, на него поставляется дискос, на к-рый полагается Агнец, совершается каждение вокруг престола, Агнец раздробляется св. копием на мелкие частицы, по правую руку от священника кладется кирпич или плоский камень со стоящим на нем сосудом с горящими углями (либо используется др. источник тепла, напр. маломощный электрический нагреватель), над к-рым необходимо держать дискос с частицами З. Д. и просушивать их, регулярно переворачивая св. копием во избежание подгорания. В случае порчи З. Д. их необходимо потребить за ближайшей литургией. Если же З. Д. отсыреют, их просушивают повторно.
В др. дни года приготовление З. Д. в Др. Руси было редким явлением и даже прямо запрещалось (см.: Ответы еп. Нифонта Новгородского (1130-1156) // ПДРКП. С. 28). Известен случай, когда во время моровой язвы 1552 г. в Новгороде закончились З. Д., заготовленные в Великий четверг, и архиеп. Серапиону пришлось отправить к свт. Макарию Московскому гонца с вопросом, как быть в этом случае, на что был получен ответ о возможности освящения З. Д. в иной день ( Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. С. 210-211). С кон. XVII в. возможность освящения З. Д. не только в Великий четверг, но и в любой др. день года, когда совершается полная литургия, была официально закреплена в «Учительном известии». В наст. время З. Д. заготавливаются священниками по мере необходимости.