записки охотника тургенев что входит
Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы
Рассказы сборника «Записки охотника» Тургенева были написаны в период с 1847 по 1851 гг. и печатались по очереди в журнале «Современник». Единым сборником «Записки охотника» вышли в 1852 году.
Исторический контекст
Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.
Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.
«Яков Турок поёт». Иллюстрация Б. М. Кустодиева к рассказу «Певцы»
Взгляды Тургенева
Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.
Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.
История создания сборника «Записки охотника»
Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.
В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.
Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.
Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».
Заголовок
Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».
Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»
Цензура
Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.
Цикл «Записки охотника» — состав сборника
Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».
«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883
Влияние на литературу и историю
По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.
Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.
«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883
Природа и язык
Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.
«Записки охотника» были переведены на все европейские языки.
«Записки охотника»: краткое содержание сборника рассказов Тургенева
Меню статьи:
С 1847-го по 1851 год Иван Тургенев был занят написанием цикла произведений. Тексты писатель объединил под общим названием «Записки охотника», краткое содержание которых мы и рассмотрим в этой статье.
Литературоведы затрудняются определить жанр произведений, вошедших в сборник. В литературной критике тексты попеременно называют то очерками, то рассказами.
Отдельное внимание в литературной критике уделяется фигуре рассказчика. Тургенев описывает рассказчика молодым барином по имени Петр Петрович. Герой увлечен охотой, путешествует по разным селениям и описывает собственные впечатления от увиденного. В очерках (рассказах) читатель знакомится с образами крестьян, помещиков, а также наслаждается пейзажными отступлениями.
Центральные персонажи «Записок охотника»
В цикле произведений Тургенева выделяется фигура Петра Петровича, рассказчика. Также примечательным является образ Ермолая. Мужчина – 45-летний охотник, отличающийся беззаботностью и добродушием. Ермолай служит у соседа рассказчика – консервативного помещика. Герой снабжает кухню хозяина разнообразной дичью, а также составляет Петру Петровичу компанию на охоте. Когда-то у Ермолая была жена, но мужчина отличался грубым поведением с супругой.
Далее мы обратимся непосредственно к краткому содержанию «Записок Охотника» Тургенева.
Краткая характеристика сюжета рассказов из «Записок охотника»
«Хорь и Калиныч»
Здесь происходит знакомство Петра Петровича и местного помещика по фамилии Полутыкин. Направляясь в поместье этого героя, рассказчик знакомится также с Хорей – крестьянином Полутыкина. Хотя проживает вместе с семьей в лесной избушке вот уже 25-й год. По дороге Петр Петрович встречает еще одного крестьянина – Калиныча. Тот тоже служит у помещика. Хоря – рациональный прагматик, тогда как Калиныч – мечтательный романтик. Суть рассказа – в полемике между этими двумя образами жизни.
«Ермолай и мельничиха»
В рассказе описана ночная охота, в которой принимали участие Петр Петрович и Ермолай. Здесь читатель знакомиться с Ермолаем. Ночь застала охотников в разгаре деятельности, и приятели находят для ночлега мельницу. Арина – женщина, работавшая на мельнице, – навещает путников. Ермолаю понравилась Арина – да так, что мужчина пообещал прогнать супругу ради девушки. Петр Петрович вспомнил, что Арину когда-то купил помещик, чтобы девушка прислуживала в петербургском имении. В дальнейшем, девушка была выкуплена мельником.
«Малиновая вода»
Название рассказа повторяет наименование ключа, у которого оказался одним жарким днем Петр Петрович. У источника герой встретил двух старичков. Первый – Степушка, второй – Михаил, которого прозвали Туманом. Степушка описан нищим и безродным крестьянином, которого рассказчик повстречал у Митрофана, служившего садовником. Михаил делится воспоминаниями о графе, который нынче скончался. Графу нравилось давать пиры. К рассказчику и компании подходит другой крестьянин – Влас. Мужчина сообщает, что помещик не уменьшил оброк. Это расстроило Власа, так как несчастный совсем беден.
«Уездный лекарь»
Пришла осень, и Петра Петровича свалила болезнь. В это время рассказчик оказался в уездном городе, в гостиничном номере. Сюда же был приглашен и лекарь. Петр Петрович беседовал с доктором, и тот сообщил пациенту об одном случае из врачебной практики. Одна из пациенток лекаря – Александра – была неизлечимо больна. Врач долго старался вылечить девушку, но безуспешно. Во время лечения, между тем, врач и Александра полюбили друг друга. Лекарь обручился с умирающей девушкой. Вскоре женой доктора стала дочь одного купца.
«Мой сосед Радилов»
Петр Петрович охотится с Ермолаем. Герои наталкиваются на запущенный сад. Владелец сада – Радилов, один из соседей Петра Петровича. Охотники обедают у Радилова, который знакомит гостей с семьей и родственниками, а также соседями. Радилов рассказывает о жизни, о смерти супруги, о том, как заболел горячкой и слег в госпитале в Турции… Рассказчик убежден, что человек способен вынести много несчастий. Однако узнать, что трогает душу помещика, Петру Петровичу не удалось. Некоторое время спустя Радилов уезжает с сестрой покойной жены, оставив матушку в одиночестве.
«Однодворец Овсянников»
Здесь читатель знакомится с 70-летним Лукой Петровичем Овсянниковым. Герой представляет образ помещика строй закалки. Проживает Лука с супругой, но не считает себя аристократом или помещиком. О Луке Петр Петрович узнает во время обеда у Радилова. Овсянников склонен к воспоминаниям о былом, о предках, тоскуя по прошлым «золотым» временам.
«Лыгов»
«Бежин луг»
Вечерняя охота обернулась для Петра Петровича тем, что герой заблудился. В поисках правильного пути рассказчик наткнулся на равнину под названием «Бежин луг». На равнине пылает костер, у которого греются парнишки – крестьянские дети. Мальчики пасут коней. Петр Петрович тоже подсел к костру. Юноши поведали рассказчику массу историй о местных легендах и ужасах, о помещике, о родителях и сказках… Один из мальчиков – Павлуша – отправился за водой, а вернувшись, сказал, что видел ожившего утопленника. Это был знак: вскоре Павлуша упал с коня и погиб.
«Касьян с Красивой Мечи»
Петр Петрович и кучер возвращаются с охоты. Навстречу путникам идет похоронная процессия. Умер плотник Мартын. Повозка рассказчика ломается, это вынуждает странников остановиться в ближайшем селении. Здесь Петр Петрович встречает Касьяна, которого наградили прозвищем «Блоха». Касьян одалживает путникам собственную повозку, а Петр Петрович и кучер тем временем собираются поохотиться. Рассказчик стреляет по птицам – для развлечения. Касьяну не нравится эта затея, потому что мужчина считает недобрым делом проливать кровь просто так. Касьян занимается лечением птиц, а также ловит раненых соловьев. Кроме того, герой пустил к себе в дом Аннушку, которая осталась сиротой.
«Бурмистр»
Автор знакомит читателя с помещиком, которого зовут Аркадий Пеночкин. У него как раз гостит наш рассказчик. Пеночкин хорошо образован, начитан, а кроме прочего – завидный жених. Помещика отличает строгость, но в то же время и справедливость. У помещика есть деревня – Шипиловка, где делами заведует бурмистр. Автор описывает бурмистра – Софрона Яковлевича – как человека предприимчивого, потому что тот, хорошо справляясь с делами, втайне от хозяина приторговывал землей, продавал лошадей, а также жестоко обращался с крестьянами.
«Контора»
Пошел дождь, загнавший Петра Петровича в деревню, а там – в контору. Оказалось, что здание принадлежит некой Елене Лосняковой. В конторе 7 сотрудников, которыми руководит госпожа Лоснякова. Петр Петрович узнает, что местное купечество дает взятки главному в конторе – после хозяйки – Николаю Еремеичу, надеясь договориться с Лосняковой. У Николая есть счеты с местным доктором, который допустил ошибку в его лечении.
В отместку, Николая запрещает Павлу – лекарю – жениться на Татьяне, невесте Павла. В результате, Татьяна изгоняется из конторы Лосняковой.
«Бирюк»
Разразившаяся в лесу гроза застала Петра Петровича врасплох. К счастью, охотник повстречал местного лесника, который позволил нерадивому путнику остановиться у него. Лесника зовут Фома, а прозвище мужчине дали – «Бирюк». Вместе с Фомой проживает дочка 12-ти лет. Супруги у Фомы нет, так как та убежала от мужа с другим кавалером. Фома остался один с двумя детьми. Возле избы лесник заприметил вора. Вор – простой нищий бедолага, который стал жаловаться на Фому, обвиняя в жестокости. Петр Петрович хотел было попросить лесника отпустить бедняка, но Фома сделал это сам.
«Два помещика»
Писатель рассказывает о двух приятелях Петра Петровича, которые часто составляли герою компанию на охоте. Первого – Вячеслава Хвалынского – автор называет добрым человеком, генералом в отставке. Впрочем, Хвалынский любит общаться только с равными по статусу людьми. Вячеслав – скряга, хозяйство ведет плохо. Помещик живет без супруги, но внимание женщин любит. Второго помещика – Мардария Стегунова – рассказчик характеризует, как консерватора, сторонника старого стиля жизни. Мардарий – хозяйственный, ответственный барин, в противоположность приятелю.
«Лебедянь»
Рассказчик вспоминает события пятилетней давности, как приехал на ярмарку в Лебедянь. Здесь Петр Петрович познакомился с князем Н., а также поручиком в отставке Хлопаковым. Последний часто жил на «пансионе» у имущих друзей. Петр Петрович желает купить лошадь. Барышник Ситников – местный торговец лошадьми – продает коней слишком дорого. Внимание барышника отвлек князь Н. Тогда рассказчик поехал к Чернобаю. Персонаж служил заводчиком лошадей, однако продал Петру Петровичу плохого коня, не желая брать товар обратно.
«Татьяна Борисовна и ее племянник»
50-летняя вдова Татьяна отличается свободомыслием. Героиня, между тем, не выезжает из имения, мало общается с соседями. События 8-летней давности рассказывают, что вдова взяла на воспитание Андрюшу, который был сыном погибшего брата Татьяны. Андрюша имел талант к рисованию. Один из немногих приятелей вдовы – Беневоленский, служивший в качестве коллежского советника, – давал советы по поводу искусства. Однако герой плохо разбирался в этом предмете. Советник увозит Андрюшу в Петербург. Когда Беневоленский умирает, мальчик снова возвращается к Татьяне. Андрюша живет на иждивении у вдовы, считая себя художником. Впрочем, ехать в Столицу мальчик не намерен.
«Смерть»
«Певцы»
На улице стоит невыносимая жара, толкающая Петра Петровича посетить питейную. Заведение содержит некий Николай Иванович. Здесь Петр Петрович наблюдает забавные состязания Яшки-Турка и рядчика. Последний поет песни, а посетители подпевают. После исполнения грустной песни, победителем признали Яшку. Рассказчик прослезился, когда паренек исполнял песню. Боясь разочароваться, Петр Петрович покинул кабак.
«Петр Петрович Каратаев»
Снова писатель возвращает читателя в прошлое: на 5 лет. Петр Петрович, когда останавливался в доме почты, узнал Петра Каратаева. Петр направлялся в Москву на службу. Во время беседы с рассказчиком, Каратаев рассказал немного о себе. У мужчины была возлюбленная – Матрена. Каратаев влюбился в крепостную девушку. Но хозяйка Матрены не согласилась продать девушку Петру. Тогда Каратаев решает выкрасть невесту. Все шло хорошо, однако Матрена для куража поехала в родное село, где была узнана. На Каратаева пожаловались. Чтобы выплатить деньги за проступок, Петр задолжал многим людям. В результате, Матрена снова оказалась у хозяйки – добровольно, а Каратаев разочаровался в жизни. Некоторое время спустя Петр Петрович столкнулся с Каратаевым в московской бильярдной.
«Свидание»
Березовая роща укрыла Петра Петровича от жаркого солнца: уставший путник уснул. После пробуждения рассказчик заметил, что вблизи сидит красивая девушка-крестьянка. Героиню зовут Акулина. Девушка расплакалась, потому что возлюбленный – капризный камердинер Виктор, служивший у местного помещика, – известил девушку о скором отъезде.
Дорогие любители русской литературы! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения “Отцы и дети” Ивана Тургенева
Виктор собирается отсутствовать год. Камердинер проявляет безразличие к Акулине. Девушка убегает, испугавшись Петра Петровича, который намеревался утешить ее.
«Гамлет Щигровского уезда»
Очередная поездка Петра Петровича породила очередную историю. Рассказчик остановился у Александра Г***. Герой – помещик и страстный охотник. Петра Петровича мучила бессонница, поэтому хозяин ночью решил поведать визитеру кое-что о себе. Родина хозяина дома – Курская область. Образование завело Александра в Германию. Там герой полюбил девушку – дочь одного преподавателя, но испугался и уехал. Путешествия по европейским городам закончились для Александра возвращением на родину. В супруги помещик взял дочь вдовствующей соседки. После смерти жены Александр устроился на службу в городе. К концу жизни помещик осознал, что ничего не достиг в жизни, не сделал ничего значительного. Вместо имени, попросил Петра Петровича звать его «Гамлет».
«Чертопханов и Недолюскин»
Петр Петрович, поохотившись, возвращается домой. По дороге рассказчику встретились Пантелей Чертопханов и Тихон Недолюскин – приятели. Первый описан как гордый человек, который любил всех задирать. Общаться с простыми крестьянами Пантелей не желал. Отец второго получил дворянство за офицерскую службу. Тихона устроили работать на чиновничий пост. Когда отец умер, Тихон успел послужить на разных должностях. В конце концом, Тихон получил деревню от одной госпожи. Недолюскин отличался ленью и мягкотелостью. Приятели познакомились, когда Пантелей заступился за Тихона.
«Конец Чертопханова»
У Пантелея была возлюбленная по имени Маша. Девушка ушла от Чертопханова, и уже два года мужчина был одинок. После ухода Маши, вскоре умирает Тихон. Приятель завещал Пантелею имение. Наследство Пантелей пустил на достойный памятник для Тихона. Однажды Чертопханов стал свидетелем жестоких издевательств над евреем. Мужчина спас жида. За это тот наградил Чертопханова лошадью, за которую спаситель обязывался выплатить еще 250 рублей. Пантелей полюбил коня, дал животному имя.
Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения “Ася” Ивана Тургенева, которое вызвало восторг у многих читателей.
«Живые мощи»
«Стучит»
Петр Петрович с крестьянином по имени Филофей направляются в Тульскую губернию. Мужчины собираются купить там дробь. Но повозка – по вине уснувшего кучера – угодила в реку. С трудом, но путники выбрались из ловушки. Петр Петрович задремал, пробудившись от шума колес. За странниками мчались какие-то мужики, который Филофей принял за разбойников. Догнавшие повозку пьяницы попросили денег и ушли. В одном из тульских кабаков – после этого случая – Петр Петрович заметил тех же мужиков. Вскоре путники узнали, что по дороге в Тулу был убит купец.
«Лес и степь»
Записки охотника
1852 (отдельное издание)
Запи́ски охо́тника — цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 году в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
Содержание
Список рассказов
Окончательный свой состав сборник получил только в издании 1874 года: автор включил в него три новых рассказа, написанных на основе ранних замыслов, в своё время оставшихся нереализованными.
Ниже после названия рассказа указывается в скобках первая публикация.
Издание «Записок охотника» в Советском Союзе
В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).
Наиболее исправными с точки зрения текстологии являются два советских академических издания «Записок охотника»:
Примечания
Экранизации
Ссылки
Андрей Колосов • Три портрета • Бретёр • Петушков • Дневник лишнего человека • Два приятеля • Затишье • Записки охотника (цикл) • Муму • Постоялый двор • Яков Пасынков • Переписка • Фауст • Ася • Призраки • Довольно • Вешние воды • Степной король Лир • Первая любовь
Безденежье • Где тонко, там и рвётся • Нахлебник • Завтрак у предводителя • Холостяк • Месяц в деревне • Провинциалка
Стихотворения в прозе • Литературные и житейские воспоминания
Евгений Базаров • Павел Петрович Кирсанов • Николай Петрович Кирсанов • Дмитрий Николаевич Рудин • Елена Николаевна Стахова • Фёдор Иванович Лаврецкий
Полезное
Смотреть что такое «Записки охотника» в других словарях:
Записки охотника — Жарг. шк. Шутл. 1. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Дневник. /em> По названию сборника рассказов И. С. Тургенева. Максимов, 148 … Большой словарь русских поговорок
Записки ружейного охотника Оренбургской губернии (Аксакова) — начаты в 1850 г.; первое издание появилось в 1852 г. (Москва). Об этой многочитаемой и многолюбимой книге И. С. Тургенев писал в Современнике : всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии, во всей ее красоте и силе, всякий, кому… … Словарь литературных типов
ЗАПИСКА — Записки охотника. Жарг. шк. Шутл. 1. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Дневник. /em> По названию сборника рассказов И. С. Тургенева. Максимов, 148. Записки сумасшедшего. 1. Жарг. шк. Шутл. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Жарг. шк. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок
Тургенев, Иван Сергеевич — знаменитый писатель. Род. 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Т. и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его Сергей Николаевич, отставной полковник кирасир, был… … Большая биографическая энциклопедия
Тургенев Иван Сергеевич — Тургенев (Иван Сергеевич) знаменитый писатель. Родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его Сергей Николаевич,… … Биографический словарь
Тургенев Иван Сергеевич — знаменитый писатель. Род. 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Т. и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его Сергей Николаевич, отставной полковник кирасир, был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона