запорожцы о чем то смеются
Статья : Над чем смеялись «Запорожцы» со знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
“…Это «классик на полке». Но мне кажется, что настанет время, когда Репин оживет, когда его снимут с полки и взглянут а него по-новому…”
Александр Бенуа, 1889 г.
И.Е.Репин (1844—1930)
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Классик, снятый с полки
Знакомый хрестоматийный сюжет репинских «Казаков» (так называли современники «Запорожцев»), как и всякая классика, у многих в памяти поистерся. И не каждому произведению дано пережить ренессанс. Однако счастливо удалось избежать забвения знаменитому полотну Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Неоднозначно воспринимавшиеся при жизни художника они и поныне притягивают к себе любопытных исследователей, желающих узнать, над чем же так смеялись запорожцы, и что именно хотел сказать их автор.
Родился Илья Ефимович Репин 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии, в семье военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов, с 13ти лет стал учиться у чугуевского иконописца Бунакова, затем занимался церковными росписями и писал иконы. Потом был Петербург, Академия художеств, рано пришедшие слава и зрелость мастера, путешествия по России и Европе, персональные выставки и «передвижники».
В Москве, где художник поселился в 1877м, он одновременно работает сразу над несколькими картинами. В 1880м колесит по Украине и югу России, собирая материал для «Вечорниц» и задуманных «Запорожцев». Первый же карандашный набросок «Запорожцев» датирован художником: “Абрамцево. 26 июля 1878 г.”
А было ли письмо?
Как известно, в основе сюжета полотна легенда о том, как запорожцы, во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко, в ответ на ультиматум султана Османской империи Мухаммеда IV написали знаменитое письмо, где в весьма крепких выражениях отвергли предложение турков сдаться. Подписались всем кошем Запорожским. Эпистолярий сей вряд ли покидал пределы Запорожья, а свои ответы туркам казаки предпочитали давать залпом гармат. Наводит на сомнение о подлинности письма также и то, что существует несколько его версий, датированных разными годами – от 1600го до 1713го, подписанных разными атаманами – Сирко, Захаренко и др. И адресаты в этих вариантах тоже отличались – Ахмед II, Мехмед IV, Махмуд.
Естественно, оригинал не сохранился. Одни источники утверждают, что копия знаменитого письма в 1870х годах попала в руки екатеринославского этнографа Якова Новицкого, который передал ее украинскому историку Дмитрию Яворницкому, а тот, как курьез, зачитал текст своим гостям, среди которых был и Репин. По другим сведениям, историк Николай Костомаров опубликовал в журнале один из не столь соленых вариантов. Сам Репин вспоминал: “Мне тогда указал на это письмо Мстислав Прахов. Хотя оно с детства было знакомо мне. В Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа. И когда соберутся гости у «батюшки», письмо часто читается вслух подгулявшей компании”.
Как бы там ни было, но Репин загорелся идеей, вовлекая в нее всю семью. Дочь Вера вспоминала, как отец вслух перечитывал гоголевского «Бульбу». Маленькому сыну Репина Юрию даже выбрили голову, оставив оселедец, одевали в жупан, малороссийскую рубаху и широкие шаровары. Часто играли в запорожцев: сам Илья Ефимович был Бульбой, дочери Вера и Надя – Остапом и Андрием.
Эскиз – первый вариант «Запорожцев», Третьяковская галерея
Писал с натуры
Весна 1880 года. Днепр, Хортица – часами бродит художник по острову, находит медные пуговицы и пряжки, старинные монеты. Обосновавшись в Покровском, на месте Чертомлыцкой Сечи, Репин много работал. В Капуливке писал могилу Ивана Сирко, побывал в Николаевке, Томаковке, Старом Кайдаке, Грушевке, Синельникове, зарисовал почти все запорожские церкви, их убранство, казацкие знамена и войсковые клейноды. В черниговском имении Василия Тарновского – Качановке, он сделал множество зарисовок предметов казацкой старины из богатой коллекции, собранной владельцем усадьбы. Нашел интересные типажи.
Стремясь в портретах передать национальный характер, художник придает своим героям черты окружающих. Например, тот же Василий Тарновский – меценат и предводитель Борзнянского и Нежинского уездов Черниговской губернии – позировал в роли хмурого казака. А кучер Тарновского, щербатый и вечно пьяный Никишка, выступает в образе казака Голоты. Репин зарисовал его, когда они с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.
Колоритный, в самоуверенной позе казак – поляк Иван Ционглинский, преподаватель питерской рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств.
Нависший над всеми скалой раненый казарлюга – одесский художник Николай Кузнецов, шутник и силач, академик Академии художеств, профессор, грек по национальности. За ним стоит молодой красавчик – внучатый племянник композитора Михаила Глинки. Эта парочка, Глинка с Кузнецовым, по замыслу художника должны были представлять собой хрестоматийных Андрия и Остапа.
Прототипом Тараса Бульбы стал профессор Петербургской консерватории Александр Рубец. Сам он был родом из Стародуба и являлся потомком знатного польского рода. Талантливый музыкант и педагог прекрасно играл на многих инструментах, воспитал тысячи учеников и собрал большую коллекцию народных песен.
Изза Бульбы уныло выглядывает худой, длинноусый казак – Федор Стравинский, музыкант, солист Мариинского театра, отец композитора Игоря Стравинского.
А вот беззубого сморщенного дедка с люлькой Репин подсмотрел в случайном попутчике на пристани нашего Александровска.
Безусый бурсак, подстриженный под макитру, – молодой художник Порфирий Мартынович. Репин в жизни его никогда не видел, а писал с гипсовой маски. Молодой художник, когда с него (живого) снимали маску, усмехнулся, и усмешка так и осталась в гипсе, перейдя затем на полотно.
Для центральной фигуры кошевого атамана Сирко Репин долго искал подходящий образ, остановившись на генерале Михаиле Драгомирове, герое русскотурецкой войны, командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии киевском генералгубернаторе.
А вот персонаж, изображающий татарина, рисовался Репиным с настоящего студентататарина.
Полуголый вояка – педагог Екатеринославской народной школы Константин Белоновский, чей обнаженный торс символизирует любителя азартных игр, так как казаки снимали рубашки, чтобы некуда было прятать карты.
Обладатель шикарной лысины, словно протыкающий собой в приступе смеха полотно, – Георгий Алексеев – предво дитель дворянства Екатеринославской губернии, автор трудов по нумизматике. Репин, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их, однако Алексеев позировать не соглашался. Яворницкий, пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, тихо посадил художника сзади, и тот быстро зарисовал доверчивого нумизмата в нужном ракурсе. Говорили, что, узнав себя уже в Третьяковке, Алексеев потом был долго обижен на обоих.
Еще один центральный персонаж – писарь, он же – сам Дмитрий Яворницкий. Кстати, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Тот приехал позировать в весьма хмуром настроении. Но Репин подсунул Яворницкому журнал с карикатурами, просмотрев несколько страниц которого, он заулыбался.
Известно также, что позировали для «Запорожцев» и Гиляровский, и Мясоедов, и МаминСибиряк, и другие известные люди. Это исследование еще не завершено.
Второй вариант «Запорожцев», Харьковский художественный музей
И хвалили, и ругали
Увлеченно работая, Репин на время отложил другие картины. Неожиданный поворот внесло знакомство художника со Львом Толстым, переросшее в многолетнюю дружбу. Осенью 1880го Толстой увидел эскиз к «Запорожцам» и раскритиковал картину, заметив, что “В ней непременно должна быть серьезная, основная мысль. А здесь ее нет”. Сразу найти верное решение не получилось, но и оставить «Запорожцев» Репин уже не мог: “…вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться – веселый народ. Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ. ”
Позднее художник пришел к выводу, что Толстой был во многом прав. Это должна быть не просто жанровая сцена, а эпическая поэма о национальном достоинстве, воспевающая ум, отвагу, лукавый юмор народа, шуткой отвечающего на вызов врага, державшего в страхе полЕвропы. На время художник оставляет начатое. В 1882 году Репин в Петербурге вновь возвращается к «Казакам». Вносит много изменений, вместе с форматом меняя композицию, колорит, переставляя фигуры. Немного отодвигая казаков назад, позволяет зрителю охватить взглядом гораздо большее пространство, как бы помогая представить себе всю Запорожскую Сечь. Работа длилась более десяти лет. Первый законченный эскиз маслом, который Репин подарил Яворницкому, появился в 1887 году. Позже Яворницкий продал его коллекционеру Павлу Третьякову, и сейчас эскиз находится в Третьяковской галерее в Москве.
Впервые «Запорожцы» по явились на юбилейной выставке Репина в Академии художеств в 1891 году. Эта, основная версия, подверглась как восторженным отзывам, так и жесткой критике за «историческую недостоверность». Больше всех досталось казачку, которого Репин писал со своего сына Юрия, и «белой свитке», упрямо стоящей спиной к зрителям. Пришлось автору пожертвовать сыном, а вот свитку переписывать не стал, оставшись при своем мнении.
Досталось Репину и от украинских историковнационалистов, обвинявших художника в создании карикатурного образа казаков. Многих обижал образ валяющегося рядом с псом пьянчужки, чью лишь безвольно торчащую руку видит зритель в левом нижнем углу.
Хвалили же Репина за психологизм, с которым он передал нюансы смеха на лицах – от едва намеченной улыбки писаря, хитрого прищура атамана, до неудержимого хохота Бульбы, который звучит раскатом в ушах. А художник Игорь Грабарь считал, “что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный «атлас смеха»”.
Наше все
Все же основной вариант картины ждала счастливая участь. После успеха в России, а затем и за границей, ее купил сам Александр III за 35 тысяч рублей. Говорили, что сосватал полотно императору картинный атаман Драгомиров. После 1917 года картина вошла в собрание Русского музея в Петербурге. Однако существует еще один вариант репинских «Казаков», который он начал в 1889 году, да так и не закончил. Хранится эта менее знаменитая версия в Харьковском художественном музее.
Исправьте ошибки в приведенных предложениях?
Исправьте ошибки в приведенных предложениях.
1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством.
2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.
Жажда к славе была самым важным качеством героя.
В своем сочинении я хотел рассказать о значении спорта и о том, почему я его люблю.
Исправьте ошибку употребления причастия в предложении : Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным?
Исправьте ошибку употребления причастия в предложении : Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.
Исправить ошибки?
1. группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану.
2. В этой картине привлекает внимание весёлые лица запорожцев и яркая окраска их одежды.
3. К нам присоединились ещё много колонн.
4. Те, кто уже бывали тут раньше, показали новичкам санаторий.
6. Я вас поздравляю от всего класс и от всей души.
Написать сочинение на тему почему важно заниматься спортом?
Написать сочинение на тему почему важно заниматься спортом.
Левитан стремился показать на своих картинах не только красивый вид, но и передать всю трогательность русской природы.
Какая грамматическая ошибка в предложений?
Сочинение на тему почему я люблю заниматься спортом помогите пожалуйста?
Сочинение на тему почему я люблю заниматься спортом помогите пожалуйста.
Есть ли грамматические ошибки в этих предложениях.
Сочинение на тему почему я люблю заниматься спортом?
Сочинение на тему почему я люблю заниматься спортом.
Сочинение на тему «Почему важно анализировать свои ошибки»?
Сочинение на тему «Почему важно анализировать свои ошибки».
Сочинение на тему почему люблю заниматься спортом?
Сочинение на тему почему люблю заниматься спортом.
Сочинение на тему : «Чем я больше всего люблю заниматься и почему» Сочинение по плану : 1) Тезис 2)Доказательства 3)Вывод?
Сочинение на тему : «Чем я больше всего люблю заниматься и почему» Сочинение по плану : 1) Тезис 2)Доказательства 3)Вывод.
Я люблю заниматься бадминтоном или про спорт люблю заниматься спортом или гулять.
Летом я ездил к бабушке в деревню. Я вставал очень рано. На столе меня уже ждал стакан холодного деревенского молока. Потом я выходил из дома и помогал дедушке тоскать дрова или шёл купаться с друзьями на речку. Когда я возвращался домой, вся сем..
Пословицы следующие : 1. Любишь кататься – люби и саночки возить. 2. Любишь медок – люби и холодок. 3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 4. Век живи – век учись. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. Поговорки следующие : 1. Береги платье снову.
Я невзлюбил его с первого взгляда После школы ему несдобровать Он недоумевая смотрел на Лизу четвертое я не знаю.
Красота вокруг, лепота, глаз радуется. Как мы видели, пленных казанцев казнили поголовно именно в качестве мятежников против законного государя. Некоторые из этих грамот назначены были в половецкиевежи, другие — к русским князьям. Или это усталост..
1. Твой голос во мне пробуждает странный трепет. (странный) 2. Никто не видел заехавший вчера во двор грузовик. (вчера).
Устраните ошибки, связанные с нарушением управления
1.Важно следить и анализировать процессы, происходящие в современном обществе.
2.Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.
3.Каждый день я поливал и любовался любимым цветком.
4.Ученые сравнивают и наблюдают за жизнью животных.
5. Многие ребята мечтают и стремятся к полетам в космос.
6. Он не оплатил за проезд в автобусе.
7.Запорожцы о чем-то смеются.
8.Мать беспокоилась за сына.
10.Благодаря неожиданного случая мне удалось поменять билет на самолет.
11.Согласно приказа директора школы со следующего года вводится обязательная школьная форма.
12.По завершению строительства рабочие перешли на новый объект.
1.Важно отслеживать и анализировать процессы, происходящие в современном обществе.
2.Слушатели передачи ожидали и надеялись встретиться с известным телеведущим.
3.Каждый день я поливал любимый цветок и любовался им.
4.Ученые наблюдают за жизнью животных и сравнивают их.
5. Многие ребята мечтают о полётах в космос и стремятся к этому.
6. Он не оплатил проезд в автобусе.
7.Запорожцы над чем-то смеются.
8.Мать беспокоилась о сыне.
10.Благодаря неожиданному случаю мне удалось поменять билет на самолет.
11.Согласно приказу директора школы со следующего года вводится обязательная школьная форма.
12.По завершении строительства рабочие перешли на новый объект.
Малоизвестные факты о картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Запорожцы», пожалуй, одно из самых фундаментальных и шедевральных творений мастера, на которое он затратил огромное количество энергии, душевных сил, любви, ну и конечно же времени. Писал Репин свое творение с небольшими перерывами почти 13 лет, а именно с 1878 по 1891 год. «Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, — говорил живописец, — а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев».
А теперь все же хотелось бы вернуться к истории написания картины.
Уникальный замысел картины
Как-то летом 1878 года 34-летний Илья Репин гостил в подмосковном доме известного мецената Савы Мамонтова в Абрамцеве, знаменитого своим гостеприимством и дружбой со многими прославленными историческими личностями России. Так вот, однажды за вечерним чаем, в обществе талантливых молодых людей, Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану.
Казаков немало разозлил ультиматум султана: не гоже было им чужакам служить. И недолго думая, решили они ответ писать султану турецкому, при том без дипломатического этикета, а по-народному, не стесняясь в выражениях. Дословный текст которого не особо корректно было бы воспроизводить сейчас.
Сам же Репин, хорошо знавший историю казачества запорожского, как-то писал: «Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!»
На присутствующих гостей это письмо произвело немалое впечатление. А что уж тут было говорить о тонкой душе художника. Такой колоритный народный юмор казацкого письма мгновенно запал в душу Илье Ефимовичу, который сам был родом из Украины, и который не по наслышке знал о легендарных подвигах запорожского казачества, олицетворявшего собой в глазах общества образ свободолюбивого, жизнерадостного, непокоренного народа.
Красноречивость этого письма настолько затронула воображение художника, что в нем почти сразу же возникло непреодолимое желание запечатлеть в живописи дух того времени и создать несокрушимые и мужественные образы народных героев Запорожской вольницы. Именно там, в Абрамцеве, живописец набросал свой первый графический эскиз древесным углем, который и предопределил композицию будущего гениального творения. К слову, первый эскиз художника к этому полотну на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее.
Для убедительной исторической правды и, чтобы проникнуться духом того героического времени, Репину немногим позже пришлось предпринять еще одну поездку на Кавказ и Кубань. Там он напишет множество этюдов с изображением потомков казаков, переселившихся туда из Запорожской вольницы после ее распада, а так же с упоением будет слушать художник рассказы о легендарных дедах-сечевиках, передаваемых из поколения в поколение.
И что весьма любопытно, Репин в процессе работы постоянно лепил из глины небольшие фигурки казаков в различных позах и компоновал их в разных вариациях, дабы добиться оригинального построения картинной плоскости. Тщательнейшая продуманность чувствовалась в каждом образе, в каждой детали и мелочи. А после того как картина была готова, удовлетворенный своей работой мастер заявил: «. я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». И это поистине было так.
И наконец, завершенные «Запорожцы» были выставлены на юбилейной экспозиции работ Ильи Репина в 1891 году, которую устраивала Академия художеств по случаю 20-летия творческой деятельности живописца. Удивительное душевное состояние автора и его отношение к своим героям моментально передавалось зрителям. Полотно было очень тепло принято публикой и получило высокую оценку в прессе, которая так прокомментировала это событие: «Всмотритесь пристальнее и вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту».
Легендарные образы запорожских казаков и реальные люди, позировавшие художнику.
Группа казаков, изображенных на переднем плане, максимально приближена к зрителям, которые становятся как бы непосредственными участниками происходящего. А динамика движения этой массы фигур, крепко объединенная эмоциональной связью, создает ощущение нерушимого единства, мощной духовной близости атамана Ивана Серко и его побратимов.
А теперь о самом интересном. Для большинства образов запорожцев Репину позировали его знакомые и друзья, весьма знаменитые исторические личности: для писаря — историк-этнограф Д. Яворницкий, для Тараса Бульбы — профессор Петербургской консерватории А. Рубец, для есаула — солист Мариинского театра Д. Стравинский; в образе запорожца с повязкой на лбу можно узнать художника Н. Кузнецова. Казак в высокой черной шапке писался с В. Тарновского, украинского коллекционера и мецената, а персонаж, опустивший кулак на спину соседа,— с художника Я. Ционглинского. Полуголый запорожский вояка — приятель Репина, педагог народной школы К. Белоновский. И даже затылок запорожца, развалившегося на бочке спиной к зрителю, списан с натуры друга.
БОНУС. Первая версия картины «Запорожцы»
Ну и наконец, хотелось бы предоставить читателю детальный просмотр первой версии «Запорожцев», являющейся хотя и не такой знаменитой, но не менее ценной.
Изначально «первых» Запорожцев у Репина выкупил известный русский меценат Павел Третьяков. А уже после революции в 1933 году из Третьяковки картину передали на Украину в качестве паритетного обмена между музейными собраниями двух республик. С тех пор творение гениального живописца хранится в Харьковском музее.
И как видим, суть и замысел первого и второго варианта картины неизменны, а вот образы. На второй вариант полотна художник забрал самые удачные находки и типажи.
Эти работы являются идеальным примером «завороженного мига», когда гениальный живописец силой своего мощнейшего таланта переносит к нам «в сегодня» сцену далекого прошлого со всеми ее атрибутами и героями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
- запорожская сечь что это такое
- запорошило глаз что делать