запотевают стекла в машине изнутри что во влажную погоду
О запотевании стёкол…
Наверняка все сталкивались с такой проблемой как запотевание стёкол в машине…Вот об этом нашел в интернете статейку, может камуто будет интересно, кто то возмёт под заметку…
На улице – холод, слякоть, и дождь снова пошел… А в салоне автомобиля – сухо, тепло и уютно. Но едва захлопывается дверца за четвертым пассажиром, стекла запотевают и обзорность сводится к нулю. Учимся с этим бороться.
Запотевшие стекла в автомобиле – проблема довольно серьезная, хотя обсуждение этой темы вызывает обычно иронические ухмылки и замечания типа «пить надо меньше». Ухудшение обзорности самым непосредственным образом сказывается на безопасности движения. Пока на улице держится плюсовая температура, окна достаточно протереть салфеткой или просто рукой – лишь бы дотянуться из-за руля. Но с приходом морозов любая влага на стекле превращается в лед, убрать который так просто уже не удастся. А значит, последние осенние дни – самое время устранить источник проникновения влаги в машину и привести в порядок систему отопления и обдува стекол.
Неоспоримый факт – влага, соприкасаясь с более холодными стеклами автомобиля, конденсируется и превращается в видимые глазом капельки.
Чтобы устранить проблему, нужно разобраться с факторами, ее вызывающими. Во-первых, это повышенная влажность внутри салона. Прежде всего, влага содержится в воздухе, выдыхаемом водителем и пассажирами. Полностью исключить дыхание, понятное дело, нельзя. Но, если люди не будут разговаривать, количество пропускаемого через их легкие (и увлажняемого) воздуха уменьшится. Уместно сказать, что присутствие нетрезвых пассажиров в самом деле активизирует процесс запотевания стекол. Этому есть объяснение: выдыхаемые пары спирта, благодаря гигроскопичности оного, «по пути» дополнительно впитывают влагу из организма.
Еще один источник влажности – мокрые коврики, шумоизоляция, обивка сидений. Испаряясь из ткани, вода насыщает воздух и тут же «пересаживается» на окна. Владелец просто сбит с толку: и «печку» включил, и вентилятор, а со стекол течет! А все дело в том, что движение теплого воздуха стимулирует процесс испарения. При этом хозяин автомобиля иногда даже не догадывается, что его машина требует капитальной просушки. Если обивка пола и полка под задним стеклом мокрые «хронически», значит, пришло время позаботиться о герметизации салона в местах проникновения дождевой воды: по уплотнителям стекол, выхода антенны, поводков стеклоочистителей и т.п.
В автомобилях, оснащенных климат-контролем, воздух может увлажняться потому, что образующийся при его работе конденсат не выводится наружу через засорившееся сливное отверстие. Соприкасаясь с задержавшейся в воздуховодах водой, проходящий по ним воздух «мокреет», и влага попадает в салон. Чтобы разобрать торпедо и прочистить отверстия, конечно, потребуются время и средства, но прозрачность окон того стоит. Впрочем, эта неисправность из разряда редких.
Не пускайте воду к стеклам:
Одно из правил – не позволять влаге оседать на стеклах. Штатная система вентиляции автомобиля способна как минимум защитить лобовое стекло (а иногда – и передние боковые). Если обдув результатов не приносит, в современных иномарках нужно проверить состояние воздушного фильтра салона. Довольно часто именно его загрязнение ухудшает вентиляцию, из-за чего стекла интенсивно потеют даже на автомобилях с самыми совершенными системами микроклимата. Кроме того, иногда свободному проходу воздуха к соплам и стеклу мешают заклинившие приводы заслонок системы вентиляции, перераспределяющие воздушные потоки.
Водители старых машин в помощь основной системе обдува часто устанавливают дополнительный вентилятор, направленный на лобовое или заднее стекло в месте, наиболее важном для обзорности. Помогает также элементарный обдув лобового стекла холодным воздухом с улицы, поступающим через поворотную форточку (если она предусмотрена конструкцией). Естественно, забор воздуха в систему вентиляции при «потении» стекол нужно осуществлять не из салона, а с улицы. Окна интенсивно запотевают при включенной системе рециркуляции воздуха в салоне.
Для уменьшения влажности воздуха полезно включать кондиционер. В холодное время года, если позволяет конструкция, его можно включать параллельнос с «печкой» – этого бывает достаточно.
Замечено также, что на чистое стекло влаги осаживается намного меньше, поэтому зимой опытные водители моют окна теплой водой с мылом или даже чистым спиртом. По их свидетельству, при повышенной склонности к запотеванию, одной такой процедуры хватает на 2-3 часа, в зависимости от размеров салона и количества пассажиров.
Можно только позавидовать автолюбителям, если лобовые стекла их машин оснащены встроенным электрическим обогревом. Естественно, и передний, и задний обогрев нужно включать при первых же признаках появления влаги на стеклах.
В каталогах производителей есть и жидкие и аэрозольные средства, препятствующие запотеванию окон. Однако выбор и применение «антиперспирантов» для стекла – дело тонкое. Дело в том, что некоторые препараты оставляют на стеклянной поверхности жирный слой – настолько заметный, что, прикоснувшись к нему рукой, можно затем оставить отпечатки пальцев на обивке сидений. Если такой продукт нанесен на автомобильные стекла, через которые водитель наблюдает за дорогой, разводы и блики создадут весьма серьезные осложнения, особенно в темное время суток.
В то же время качественные средства, примененные согласно инструкции, совершенно невидимы (поэтому они и не требуют удаления по окончании сезона). Даже если в необогретом салоне разместились четыре-пять человек, такие препараты не дают влаге задерживаться на обработанном стекле. Как ни странно, найти в продаже средства против запотевания стекол при подготовке статьи оказалось достаточно сложно, хотя осень в самом разгаре.
Чтобы предохранить окна от запотевания и обмерзания, бывалые водители натирают стекло глицерином. Однако при ночных поездках этот способ нужно применять с осторожностью, поскольку слой глицерина на стекле создает блики.
В прежние времена, если запотевшие стекла начинали замерзать, шоферы натирали стекло солью, завернутой в тряпочку. В мороз около 10° С такую процедуру приходилось время от времени повторять. Способ плох тем, что стекло остается мокрым, а затекающая под торпедо и за обшивку дверей соленая влага провоцирует коррозию. В зоне действия «печки» соль на стекле высыхает, оставляя белые разводы – «солончаки».
Самый «безвредный» народный способ – держать приоткрытым одно из окон. Но в таком случае неизбежен некоторый температурный дискомфорт.
Принцип действия антизапотевателей:
Препараты работают по принципу изменения поверхностного натяжения. Нанесенная на стекло влагоотталкивающая пленка за счет низкого поверхностного натяжения не дает формироваться микрокаплям и удерживаться им на поверхности стекла, т.е. оседающая влага тонким ровным слоем расплывается по поверхности стекла.
Действуют такие средства, как правило, в два этапа. Сначала антизапотеватель очищает стекло (практически все марки обладают чистящими свойствами), а затем нанесенный и растертый слой препарата создает защиту от влаги. Если стекло грязное, эффективность действия антизапотевателя ухудшается из-за неравномерности образующейся пленки.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЛОБОВОЕ СТЕКЛО ПОТЕЕТ ИЗНУТРИ?
Лобовое стекло запотевает не только при дождливой погоде. Конденсат может появляться и в сухую погоду. Причина – в высокой влажности воздуха.
Прогревайте авто без пассажиров.
Включайте подсос наружного воздуха.
Если в автомобиле есть кондиционер, включите его. Направьте воздух на стекло. Рекомендуется перекрыть отверстия в центральной части, чтобы конденсат испарился быстрее. Будьте аккуратны! Если на улице холодно, от потока горячего воздуха стекло может треснуть. Поэтому этот способ не универсален.
Регулярно очищайте стекла изнутри. Сначала очистите их с использованием автохимии, затем насухо вытрите, не задевая стекло руками.
Используйте специальную автохимию для защиты от конденсата. Такие средства создают на стекле водоотталкивающую пленку. Выбирайте средства хорошего качества, иначе есть риск столкнуться с невысыхающими жирными полосами.
ПРИЧИНА 2: ЗАГРЯЗНЕННЫЙ ФИЛЬТР САЛОНА
Забившийся грязью салонный фильтр – одна из самых распространенных причин запотевания стекол. Он значительно ухудшает вентиляцию в автомобиле, в результате может появиться излишняя влажность.
Решение: своевременно меняйте салонный фильтр. Желательно менять его каждые 20 тыс. км.
ПРИЧИНА 3: НЕПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА КЛИМАТ-КОНТРОЛЯ
Бывает, что сливное отверстие климат-контроля засоряется, и конденсат не удаляется из системы. В результате на стеклах оседают капли воды.
Решение: что делать, если лобовое стекло потеет из-за неисправности в работе кондиционера или климат-контроля? Просто прочистите сливное отверстие прибора.
ПРИЧИНА 4: ЗАБИЛИСЬ ДРЕНАЖНЫЕ ОТВЕРСТИЯ
В норме лишняя влага удаляется из воздуха салона через вентиляцию. Под капотом автомобиля есть специальные дренажные отверстия, через которые конденсат выводится наружу. Когда эти отверстия забиваются, лишняя жидкость не уходит. Она скапливается и в какой-то момент может протечь через фильтры. Результат – повышенная влажность в салоне и конденсат на стеклах
Чаще всего проблема с дренажными отверстиями возникает после осени, когда в подкапотное пространство попадают листья и грязь.
Решение: проверьте, не забились ли дренажные отверстия под капотом. Если нужно, прочистите их.
ПРИЧИНА 5: ПРОМОКШИЙ САЛОН
Ворсовые и тканевые коврики, обивка сидений – все это отлично впитывает и сохраняет в себе влагу. Когда водитель включает «печку», температура в салоне поднимается, и влага начинает испаряться. На лобовом стекле образуется конденсат.
Решение: используйте резиновые коврики (хотя бы во влажную погоду) и следите, чтобы на них не было трещин. После мойки тщательно просушивайте напольное покрытие.
ПРИЧИНА 6: ПРОМОКШАЯ ШУМОИЗОЛЯЦИЯ
Если автомобилю приходилось преодолевать водные преграды (в том числе – глубокие лужи) – весьма вероятно, что у него намокла шумоизоляция. Многие штатные шумоизоляционные материалы хорошо впитывают воду и сохраняют ее, что ведет к повышенной влажности в салоне.
Что делать: если лобовое стекло потеет из-за промокшей шумоизоляции, нужно снять шумоизоляцию и высушить ее.
КАК ПРАВИЛЬНО ОЧИЩАТЬ ЛОБОВОЕ СТЕКЛО?
Используйте салфетки либо губку из микрофибры.
Наиболее эффективно вытирать автостекла по диагонали – так останется меньше разводов.
Зимой очищать стекло ото льда нужно не только для обзора. Снег на стекле и капоте тает, и вода может протечь через радиатор.
Что делать если потеют окна в машине?
На днях попалась эта статья на глаза — вот решил вынести на всеобщее обозрение коллег-автолюбителей!) Практикуем, комментируем, делимся мнениями и впечатлениями…
В процессе эксплуатации машины стоит быть готовым ко всему и уметь быстро реагировать на проблемы. Одна из них — запотевание стекол в машине.
Многие автолюбители не знают, как действовать в такой ситуации и ограничиваются протиранием поверхности стекла с помощью тряпки или вовсе обходятся рукавом. Но существуют более действенные способы.
Так почему потеют окна в машине? Что делать, чтобы избавиться от проблемы? Реально ли изготовить антизапотеватель в домашних условиях? Рассмотрим каждый из моментов подробнее.
Почему потеют стекла в машине: причины
Автолюбители часто принимают запотевание окон в машине как должное, не задумываясь о причинах.
На самом деле их несколько:
• Высокая влажность воздуха. В случае продолжительной стоянки в дождь или зимой влажность в салоне становится такой же, как и на улице. Человек садится в машину и наполняет пространство теплым и влажным воздухом из легких, что приводит к оседанию капель воды на поверхности стекол. Итог — создание тонкой «пленки», ухудшающей обзор, и исключающей возможность управления автомобилем. Многие также интересуются, почему зимой потеют окна в машине. Здесь причина — разница температур в салоне и на улице, из-за чего на стеклах образуется конденсат.
• Мокрые коврики под ногами. Часто стекла запотевают из-за ковриков, повышающих влажность в салоне. Причины — попадание воды вместе с ногами, нарушение целостности уплотнителей на дверях автомобиля, повреждение уплотнителя лобового стекла и так далее.
• Течь радиатора. Вода в салоне часто появляется при появлении течи с радиатора, расположенного под приборной панелью. Распознать проблему удается по жирной структуре пленки на стеклах. В этом случае протирание сухой тряпкой бессмысленно.
• Загрязнение салонного фильтра. Автолюбители часто забывают про фильтрующий элемент, установленный на входе в салон и очищающий воздух от загрязнений. Если длительно не менять или не чистить фильтр, то он забивается, что ухудшает проводимость воздуха. Итог — попадание в салон загрязненного воздуха с повышенной влажностью.
• Загрязнение воздуховодов, заделка кузовных клапанов. После ремонта кузова ходы для вентиляции могут оказаться заделанными.
• Вещи в багажнике. Запотевание часто связано с загрузкой багажника вещами, что ухудшает циркуляцию воздуха.
Как бороться с запотевшими окнами?
Если стекла запотели, сделайте следующее:
1. Откорректируйте настройки климатической системы. Как только появились первые признаки запотевания, включайте обдув теплым воздухом и направляйте поток на поверхности стекол. Плюс — наличие в машине кондиционера, способного высушить воздух за несколько минут.
Перед включением убедитесь, что установлен обычный режим циркуляции. Если этот способ не спасает, проверьте состояние салонного фильтра. При его загрязнении требуется замена. Если причина — течь в печном радиаторе, то теплым воздухом, кондиционером или протиранием тряпкой проблему не решить. Здесь стоит использовать способы, которые описаны ниже.
2. Применяйте специальные средства. В последние годы рынок насытился сотнями разных антизапотевателей, выполненных в виде салфеток, аэрозольных составов и жидкостей. Их принцип заключается в покрытии поверхности пленкой, на которой не скапливается влага, что и улучшает обзорность. Для достижения результата средства наносятся на сухие и чистые поверхности. Главная сложность — подобрать подходящий вариант (читайте дальше).
3. Вспомните о народной мудрости. Если нет желания тратить средства на специальные средства, а классические методы борьбы с запотеванием не спасают, допускается применение народных средств. Один из вариантов — обработка проводится смесью спирта и глицерина, газетами, табаком и так далее (про это читайте дальше).
4. Используйте антизапотевающие пленки. Еще одно решение проблемы — покрытие поверхности специальной пленкой. Похожие изделия применяются для покрытия оптики на автомобилях. Нанесение и выбор такой защиты стоит доверить профессионалам.
Как еще убрать влагу из салона? Выделим ряд дополнительных методов:
1. Открывайте окна и проветривайте автомобиль. Если дело происходит летом, то влага устраняется быстро. Зимой ситуация хуже, ведь в салон может попасть вода или снег, а после закрытия дверей и прогрева салона происходит испарение жидкости и ее оседание на стеклах. Также проверьте салон на факт наличия влажных тряпок — убирайте их в багажник.
2. Старайтесь не разговаривать в автомобиле. Главный источник запотевания стекол, как правило — дыхание людей в салоне. Вот почему при поездке большой компанией стекла быстро запотевают. Особенно так происходит, когда в не далеком прошлом компания бурно отдыхала и употребляла алкоголь. Помните запотевшие стекла в машине, это первый сигнал сотруднику ГИБДД для остановки вашего автомобиля. В такой ситуации стоит перенастроить системы обдува (об этом упоминалось выше) и попросить пассажиров помолчать.
3. Нарушение вентиляционных клапанов. В данном случае стоит проверить воздуховоды, предварительно изучив их конструкцию.
Применение средств от запотевания стекол: лучшие варианты и способы применения
Как упоминалось, рынок предлагает множество современных средств, помогающих справиться с запотеванием стекол.
Выделим лучшие варианты:
Антитуман – антизапотеватель.
Который выпускается в баллоне емкостью 320 мл. Цена — 2-2,5 доллара.
Преимущества Turtle Wax CLEAR VUE ANTIFOG:
• Надежная защита от появления влажной пленки на стекле;
• Экономичность применения;
• Повышение эффективности при совместном применении со средством «Антидождь». В этом случае прозрачность стекла улучшается, что повышает уровень безопасности;
• Возможность применения в ванной, на окнах в кухне, на зеркалах.
Для применения сделайте следующее:
• Обрабатывайте поверхность досуха с помощью чистой тряпки;
• Наносите состав с применением хозяйственной губки;
• Протирайте стекла до обеспечения достаточной прозрачности.
Atas Rox.
Популярное в кругах автолюбителей средство, в основе которого лежат мощные антистатические вещества. Цена — 2-2,5 доллара США.
Преимущества:
• Высокая скорость нанесения;
• Эффективность за счет наличия в составе особых антистатических элементов;
• Обеспечение видимости на протяжении длительного времени, в любую погоду;
• Возможность применения на дверных стеклах, окнах, для шлемов и так далее.
Применение:
• Очищайте поверхность от грязи и пыли;
• Наносите небольшой количество состава, удерживая баллончик на расстоянии 20-25 см.;
• Распределяйте средство по поверхности с помощью мягкой ткани.
Ombrello VISIO.
Антизапотеватель из Германии, который отличатся надежностью, и гарантирует защиту на срок до 4-х месяцев.
По заявлению производителей средство долго удерживается на поверхности и обеспечивает видимость в течение длительного времени (в том числе зимой, когда температура опускается ниже нуля). Стоимость — 13-14 долларов США.
Преимущества:
• Одного флакона хватает на обработку 50 квадратных метров поверхности, что в итоге экономно для автолюбителя;
• Пленка держится в течение четырех месяцев;
• Состав сделан в Германии, что гарантирует результат;
• Вредные испарения или неприятный запах отсутствуют;
• В Ombrello VISIO нет спирта, воска, силикона или вредных красителей;
• Применение изделия не вызывает раздражений на коже;
• Допускается обработка пластиковых и резиновых поверхностей;
• Может применяться на тонированных поверхностях;
• Пленка пропускает солнечный свет;
• Ombrello VISIO устраняет никотиновые отложения и жир, а также играет роль антистатика.
Принцип нанесения такой же, как и у описанных выше антизапотевателей.
Как сделать антизапотеватель в домашних условиях?
Сегодня придумана масса способов борьбы с запотеванием стеклянных поверхностей внутри автомобиля.
Они условно делятся на две категории:
1. Простые;
2. Сложные.
Простые.
К таковым относится:
• Соль. Наполняйте небольшие пакеты из бумаги солью и раскалывайте их возле стекол машины. Как вариант, используйте пакетики из-под чая. Чем больше соли в салоне, тем лучше она действует. Способность такого средства впитывать влагу известно давно. Остается проверить действие на практике.
• Картошка. Разрезайте картошку на несколько долек и обрабатывайте стекла автомобиля. После протирайте поверхности с помощью полотенца. Благодаря такой обработке, запотевание исключено.
• Лимон. Этот фрукт несложно найти на полках продуктовых магазинов. Но мало кто знает, что он эффективен в борьбе с высокой влажностью в салоне. Разрезайте лимон на две половинки, протирайте стекла и обработайте их полотенцем. С этого момента окна не будут потеть.
• Газета. Опытные автолюбители раскладывают на «торпеде» автомобиля и около заднего стекла газеты. Особая структура бумаги гарантирует быстрое впитывание влаги и исключение запотевания.
• Крем для бритья. Некоторые средства для бритья спасают от накопления влаги на стеклах. Все, что требуется — нанести состав тонким слоем и протереть полотенцем или бумагой. После такой обработки на окнах машины остается тонкая пленка, которая исключает запотевание.
• Кофе. Набирайте кофейные зерна в пакет с отверстиями или в небольшую пластиковую емкость, после чего расставляйте по салону. Такое средство эффективно убирает влагу и гарантирует приятный аромат.
• Памперс. Оказывается, детские подгузники — надежные спасители в борьбе с запотеванием стекол. Если машина остается на улице длительное время, разверните в углах (возле стекол) памперсы. Поверхность не будет потеть.
• Акварельная бумага. В случае, когда запотевание связано с мокрыми ковриками (зимой или осенью), рекомендуется подложить под ноги бумагу или газету.
• Зубная паста. Это средство подходит для защиты фар (не для окон). Здесь достаточно обработать поверхность пастой и протереть тряпкой. Для повышения эффективности обработка производится несколько раз.
• Мыло. Опытные автолюбители знают, что лучшее решение в вопросе запотевания стекол — мыло. На окна автомобиля «рисуйте» клетки со сторонами в 1,5-2 сантиметра, после чего мягкой тряпкой обрабатывайте поверхность. Итог — тонкая пленка на стеклах, которая защищает от запотевания.
Сложные.
Такие рецепты подразумевают применение нескольких ингредиентов. Для приготовления потребуется 250 мл чистой воды, эфирное масло (10 капель), уксус (2 ст. ложки).
Также потребуется пульверизатор (компактный), ткань без ворса и воронка.
Процесс приготовления, следующий:
• Доводите воду почти до кипения и переливайте в емкость;
• Добавляйте в жидкость эфирное масло и уксус, после чего перемешивайте состав;
• Оставьте жидкость, пока она не остынет до комнатной температуры;
• Заполняйте пульверизатор с применением воронки и наносите состав на стекла изнутри автомобиля. С этого момента окна не будут запотевать в течение месяца, а запах порадует водителя и пассажиров. Как только эффективность средства снизилась, процедура повторяется.
Итоги
Запотевание окон в машине — вовсе не проблема, если правильно распознать причину и своевременно принять меры.
При этом стоит использовать современные или народные средства, гарантирующие прозрачность окон и отсутствие конденсата в любую погоду.
Если вы используете свой метод борьбы с запотевшими стеклами в автомобиле, поделитесь им в комментариях, многим будет интересно.
Вечно потеющие стекла и затхлый запах в салоне. Откуда в машине повышенная влажность и как с ней бороться?
Начнем с того, что от потеющих стекол может страдать даже владелец совершенно исправного автомобиля. Все дело в конденсате, который появляется из-за перепада температур и высокой влажности воздуха окружающей среды. Салон то остывает во время стоянки, то нагревается от «печки» во время поездок. Теплый воздух обеспечивает испарение воды, а при снижении температуры влага оседает на стеклах.
Если же стекла потеют постоянно, имеется характерный запах, скорее всего, причины повышенной влажности не только в окружающей среде и случайно заносимой внутрь влаге. Как минимум это может быть связано с тем, что штатная система обдува и вентиляции по каким-то причинам не справляется со своими обязанностями в полной мере. И здесь в первую очередь следует задаться вопросом: когда в последний раз менялся салонный фильтр? Именно это частенько является причиной таких явлений.
Так что если проблема запотевания вдруг стала явной и повторяется изо дня в день, имеет смысл для начала просушить салон (достаточно теплого воздуха от штатной «печки», который подается в течение нескольких часов). Если это не поможет, следует проверить систему отопления и вентиляции или отыскать источник повышенной влажности в салоне.
Ну а как оперативно бороться с запотеванием стекол? Точно не при помощи тряпок и салфеток (ими вы лишь будете гонять воду по стеклу и оставлять на нем разводы). Лучше всего использовать кондиционер, который «подсушит» воздух. Если же кондиционера нет или он не работает (а зимой в условиях низких температур он как раз бездействует), придется обходиться теплым воздухом от «печки», но время очистки стекол значительно увеличится. Могут помочь немного приоткрытые окна…
Не забудем про специальные средства, предотвращающие запотевание. Названия и упаковки разные, но суть примерно одна: на стекло наносится тонкий слой водоотталкивающей пленки, которая действует достаточно продолжительное время. При этом важно помнить о следующих нюансах. Перед нанесением средства стекло надо обезжирить и тщательно вымыть, иначе вы просто размажете грязь и не получите должного эффекта. Избыточный слой средства может создавать блики, а в случае с некоторыми средствами он сам по себе может быть жирным.
Наш вердикт
Даже если у вас свежий и исправный автомобиль, вы можете столкнуться с повышенной влажностью в салоне, если затягиваете с заменой салонного фильтра, а зимой не особо заботитесь о том, чтобы отряхнуть от снега ноги при посадке внутрь. Техника в возрасте может иметь проблемы с работой системы вентиляции и обдува, а также с дренажными системами, что обязательно обернется повышенной влажностью в салоне. Здесь стоит напомнить, что это чревато не только вечно потеющими стеклами. Последствия могут быть гораздо хуже и затронуть электрику автомобиля, а также привести к коррозии кузова внутри автомобиля. Так что при первых признаках проблемы ее лучше не игнорировать.