заповедь с обетованием что это
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 6:2
Свт. Иоанн Златоуст
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием
Свт. Феофан Затворник
Чти отца твоего и матерь; яже есть заповедь первая в обетовании
Второе основание и побуждение к повиновению родителям для детей берет Апостол в заповеди закона чтить отца и матерь. Кто искренно почитает родителей, тот как решится оказать им непослушание? — И кто не оказывает послушания, тому кто поверит, что он почитает родителей? Почитание родителей — внутреннее чувство; дела послушания им — обнаружение внутреннего почитания. Но как послушание возможно и не из почитания, а или по страху, или по расчетам каким, например, о наследии, то Апостол хорошо поставил в основу послушания закон почитания, чтоб видно было, кто есть истинный оказыватель послушания.
«Но в каком смысле сказано: Яже есть заповедь первая? — Апостол называет эту заповедь первою не в отношении к порядку, а в отношении к обетованию» (святой Златоуст).
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием
Блаж. Феофилакт Болгарский
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием
Блаж.Иероним Стридонский
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием
Может быть, у апостола так сказано потому, что для выходящего из Египта народа Десятословие было первым законом, и каждая заповедь Десятословия должна быть называема первою заповедью по сравнению с теми, которые потом написаны в законе.
Комментарий на Послание к Ефесянам.
Амвросиаст
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием
На Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием
Заповедь с обетованием
Страхи, которые многие испытывают по отношению к “Русскому Маршу”, выразил известный писатель Борис Акунин: “в стране, где живет много наций, любое политическое движение с этническим уклоном чревато погромами, а то и распадом страны”
Да, там еще много дурного. Действительно, заигрывания с нацистской символикой и исполнение “полета Валькирий” Рихарда Вагнера как-то сложно воспринять как проявление русского национального самосознания. У нас есть богатая национальная традиция классической музыки, в том числе, различных патриотических мелодий, подходящих к случаю, и почему организаторы предпочли им музыку композитора, который прочно ассоциируется с немецким национал-социализмом, непонятно.
Как сказал Патриарх при освящении обелиска, “Для чего это нужно? Это сделано для того, чтобы мы основали себя единым народом во времени и пространстве. Мы не можем жить в отрыве от нашей истории. Мы не можем считать, что нашему государству немногим более восьмидесяти (или, как иногда говорят, немногим более двадцати) лет. Мы – наследники тысячелетней истории. И если мы осознаем эту связь с историей и национальными героями, мы проникаемся чувством достоинства, без которого не может существовать народ.
Мы должны собрать воедино сонм тех, кто потрудился ради России и через этот подвиг смотреть на нашу историю. Тогда у нас не будет «иванов, не помнящих родства». У нас не будет людей, пренебрежительно относящихся к этой стране и этому народу. Мы будем чтить прошлое и созидать будущее.
Заповедь с обетованием
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исход 20:12).
Однажды умудрённого сединой верующего старца спросили: «Что значит почитать отца и мать? В чём должно выражаться почтение к родителям, согласно Библии?» Недолго думая, этот пожилой человек дал простой ответ: «В детстве — проявляйте послушание, в зрелом возрасте — искреннюю заботу. Во все дни — уважение и любовь!» Мудрый совет, не так ли?
Когда мы читаем пятую заповедь в Святом Божьем Законе, мы проникаемся её глубоким смыслом. Она уникальна тем, что заметно отличается от остальных. Вы уже обратили внимание на обетование (обещание), содержащееся в ней? Оказывается, Бог вознаграждает долголетием тех, кто её соблюдает. И если хотите жить — примите это к сведению.
Более того, следование этой заповеди — важный компонент не только в достижении долголетия. Посмотрите на библейский текст, который чуть больше сообщает нам о сути Божьего обещания, данного Им в пятой заповеди: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Второзаконие 5:16). Согласитесь, для многих качество жизни куда важнее продолжительности. Ведь несчастная жизнь может превратиться в тяжкое бремя. Но когда Сам Бог предлагает счастливое долголетие, почему бы не воспользоваться этим даром? Да и рецепт простой — «Почитай отца и мать».
К сожалению, наше время охарактеризовано в Библии совсем другими словами. Апостол Павел предрекал: «Люди будут… родителям непокорны, неблагодарны… жестоки, не любящие добра» (2 Тимофею 3:2, 3.) И в этом — наша общая вина. Каждое поколение передаёт следующему то, что оно получило от предыдущего. Следовательно, то, что мы наблюдаем сегодня, закладывалось вчера. Так каким окажется завтра?
Дорогие родители, детские сердца открыты и податливы. Они вырастут такими, какими мы их воспитаем. Если ребёнок растёт в атмосфере нарушения нравственных стандартов, он не станет руководствоваться ими, став взрослым. И наоборот, кто сеет добро в душу ребёнка, тот будет пожинать добро и во все дни своей жизни. Об этом пятая заповедь. Как видите, она и для детей, и для родителей, то есть — для каждого из нас!
Однажды отец оставил пятилетнего ребёнка дома одного. А ребёнок вышел и отыскал отца в пивной. Удивлённый отец спросил сына: «Как ты меня нашёл?» «По следам», — ответил малыш. Отец прошёл по свежему снегу, а сын — за ним.
Каждый из нас оставляет в жизни следы, по которым идут наши дети. Пусть же они будут такими, которые не уведут их на путь зла. Пусть они принесут нашим детям долголетие, а нам самим — счастливую старость!
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 6:1
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 1-3 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле
Гомилии на Послание к Ефесянам.
Свт. Феофан Затворник
Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно
«Как художники, изображая тела, начинают с головы, потом переходят к шее, и наконец — к ногам, точно так поступает блаженный Павел в речах своих. Сказав прежде о муже и жене, теперь приступает говорить о детях, потому что над женой господствует муж, а над детьми муж и жена — вместе. Итак, слушай, что говорит он: чада, послушайте родителей своих о Господе» (святой Златоуст).
Послушание — основная обязанность детей в отношении к родителям, естественное следствие физической и нравственной зависимости, в какой состоят дети от родителей. Христианский характер получает оно, когда, кроме того, исполняется о Господе, то есть Иисусе Христе, в духе Христовом, ради Христа, из предваряющего всестороннего послушания Христу Господу, или, как в начале сказано, в страхе Господни.
Словом: о Господе и то сказывается, что это послушание благоугодно Господу, и то внушается, что в случае, если воля родителей будет несогласна с волею Господнею, то дети могут и не послушать их, чтоб не преслушать Господа. Святой Златоуст говорит: «О Господе, то есть на это есть воля Господня. — Бог, говорит, повелел так. Но как поступить, если бы приказания были безнравственные? Хотя весьма трудно ожидать, чтобы какой-нибудь отец, даже самый бесчестный, стал приказывать своим детям что-либо безнравственное, впрочем, и для подобного случая Апостол дает наставление, сказав: о Господе, то есть так, чтобы исполнением воли родителей тебе не оскорбить Бога. Например, если отец будет эллин или еретик, то уже не следует во всем слушаться его, потому что это не о Господе (то есть слушаться по предметам эллинства и еретичества)».
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Ст. 1-9 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия
Далее Апостол говорит о женах, мужьях, детях, отцах, слугах и господах потому, что относительно этого Евреи клеветали на него, а также и некоторые из язычников, может быть даже и Ефесяне. Итак, написал это к Ефесянам с целью защитить себя и показать, что он заботился о них более, чем об иудеях и язычниках.
Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе
Как скульптор, воспроизводя фигуру человеческого тела, сначала создает голову, потом шею и, наконец, ноги; так и Павел, сказав о муже — первом начале, и жене — втором начале, теперь говорит о третьем начале — детях. Ибо над женой властвует один муж, а над детьми и жена. Итак, повинуйтесь, говорит, родителям, но в Господе, то есть когда повеления их согласны будут с законом Господним. Потому что, если отец побуждает к нечестию: или желает сделать дочь свою продажной, или сына хочет научить постыдному образу действий, — такие повеления противны Господу, и им не должно повиноваться.
ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием
И по естеству это, говорит, справедливо и законом повелевается. Как же он говорит, что это — первая заповедь? Ведь не эта первая заповедь, а: не убий, не прелюбодействуй. Но заметь, что он присовокупил: с обетованием. Ибо те первые заповеди не говорят об обетовании и воздаянии, потому что они содержат в себе запрещение зла, а не повеление делать добро; и никакой награды нет тому, кто только воздерживается от зла. Эта же заповедь, так как касается совершения добра, первая и содержит обетование. И замечательный порядок. Как только законодатель отклонил людей от злых деяний, он, намереваясь ввести их к совершению благих дел, на первом месте поставил почтение к родителям. Так как они — первые после Бога благодетели для нас, как источники жизни, то по справедливости пусть первыми наслаждаются нашими плодами.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Блаж. Иероним Стридонский
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость
В двух значениях может быть это понятно: должно ли, чтобы дети повиновались своим родителям в Господе, или должно, чтобы дети своим родителям повиновались в Господе. Но и то и другое должно иметь место: т.е. как то, чтобы мы повиновались тем родителям, которые родили нас в Господе (каковыми были Павел и другие апостолы), и исполняли то, что они нам прикажут; так и то, чтобы мы повиновались в Господе тем родителям, от которых мы по плоти рождены, и исполняли то, что не противно воле Божией.
Комментарий на Послание к Ефесянам.
Блаж. Феодорит Кирский
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость
Толкования на послания святого Павла.
Амвросиаст
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость
Этот закон дан детям: поскольку родители обеспечивают само их существование, дети должны слушаться их. Ведь справедливо, чтобы они относились с почтением к тем, через кого они существуют.
На Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П.
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость
Ст. 1-4 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны раздражать своих детей несправедливою строгостью.
Глава VI
Отношение детей к родителям и родителей к детям (1–4). Отношения между господами и рабами (5–9). Борьба христиан с злыми духами (10–20). Заключение (21–24)
Слов пятой заповеди: «доброй, которую Господь тебе дает» ( Исх.20:12 ) Ап. не приводит, потому что они ограничивают приложение заповеди только областью народа Израильского ( «тебе» ), а Апостол имеет в виду дать наставление всем детям всех наций. – Заметить нужно, что из этого обращения к детям видно, что в Апостольской церкви и дети принимали крещение и обучались христианской вере. Еще Ап., как и ветхозаветное Десятословие, обещает награду детям за послушание здесь, на земле, а не на небе. Это само по себе в большинстве случаев бывает, но, конечно, не исключает и возможности противоположного: очевидно, Ап. имеет в виду при этом, что воля Божия хочет именно здесь на земле наградить послушного своим родителям ребенка.
Более обстоятельное изображение послушания, какое должен раб-христианин оказывать своему господину.
Обещание награды послушному рабу вполне согласно с учением Самого Господа Иисуса Христа ( Мф.24:46, 47 ). Такое обещание награды именно от Господа на небе, а не на земле было необходимо в виду того, что жизнь раба во всяком случае была тяжела и услуги раба не всегда в достаточной степени оценивались его господином.
«Наконец» – правильнее: «в остальном», «что касается остального». Ап., очевидно, многое бы хотел сказать ефесянам, но все это многое он сосредоточивает в следующем далее увещании – запастись достаточными силами для борьбы с духами злобы, для которой они должны находить помощь у Господа Иисуса Христа.
В частности, Ап. просит у ефесян молитв о нем самом, чтобы ему было дано свободно высказать все, что нужно, пред римскими судьями, чтобы на него смотрели как на посланника Христа и предоставили ему свободно высказать повеления его Господина, Царя-Христа, как позволяется другим посланникам выражать желания приславших их царей.
В заключении Ап. сообщает читателям, что подробности о положении Апостола в Риме сообщит им Тихик (см. Деян.20:4 ). – «Неизменно» – εν αφθαρσία – нетленно. Любовь ко Христу должна быть неистленная, неподдающаяся никаким разрушающим влияниям.
По Эвальду, это – «заповедь «первостепенная» во всем ветхозаветном обетовании» ( εν επαγγελία ), т. е. в откровении В. Завета
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»