запрет на экспорт бензина к чему приведет
Бензин встает на месте
Запрет на экспорт топлива из России может остановить рост цен на АЗС, но не решит проблемы с рентабельностью производства бензина и едва ли будет действенен в долгосрочном периоде. Мера позволит Правительству успокоить рынок, а в это время начнет работать обновленный демпфирующий механизм, который должен снять ценовое напряжение.
По словам вице-премьера Александра Новака, запрет на экспорт ряда нефтепродуктов, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, сейчас обсуждается в Правительстве, наряду с увеличением нормативов продажи бензина на бирже до 15% от объемов его производства. В Минэнерго концептуально поддерживают введение временных ограничений на поставки бензина за границу.
Запрет экспорта, как и увеличение биржевых продаж, напрямую на стоимость топлива не влияют, но эти меры приведут к росту предложения бензина на внутреннем рынке и должны оказать давление на цены. Подорожание топлива пытаются сдерживать, создавая искусственный профицит бензина на внутреннем рынке.
Кроме этого, запрет на экспорт окажется серьезной демонстрацией решимости правительства идти до конца в деле сдерживания роста розничных цен на топливо. Нефтяным компаниям уже обещали применить эту меру. Впервые запрет угрожали ввести в 2018 году, и этого оказалось достаточно, чтобы шторм на топливном рынке спал. Но сейчас ситуация сложилась немного иная, рост экспортных поставок бензина за границу с начала года совсем незначительный, а товарные запасы бензина в стране уже превысили 1,7 млн тонн.
Аналогичного взгляда придерживается руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов, который уверен, что ограничительные меры, такие как запрет экспорта бензина, являются нерыночными механизмами и не желательны для экономики. Проблемы дефицита бензина в РФ нет, есть вопрос низкой рентабельности реализации в условиях политики сдерживания розничных цен, подчеркнул А. Усов.
Кроме этого, если запрет будет введен, то он может иметь и негативные последствия для некоторых нефтеперерабатывающих предприятий, которые изначально ориентированы на экспорт, например, НПЗ в Ленинградской, Рязанской и Нижегородской области. Потеряет в доходах от экспорта и бюджет. В 2020 году экспортная пошлина на нефтепродукты принесла в казну 256,4 млрд рублей.
Тем временем
Цены на нефть могут вырасти до 74 долларов за баррель из-за сокращения ее общемировых запасов в хранилищах, сообщает Bloomberg, цитируя экспертов Citigroup и Международного энергетического агентства (IEA).
Рост цен на нефть спровоцирует увеличение стоимости автомобильного топлива в Европе, что в свою очередь окажет некоторое давление на внутренний рынок России, поскольку возрастет привлекательность поставок бензина за границу. Негативный эффект от этого должен частично нивелировать демпфирующий механизм, новые параметры которого заработают с 1 мая этого года.
Эксперт оценил идею запретить экспорт бензина
Ограничение экспорта бензина, которое обсуждается сейчас российскими властями, не даст расти ценам на топливо на АЗС во время повышенного сезонного спроса, при этом компании-экспортеры бензина из-за этой инициативы потеряют в доходах, сообщил РИА Новости руководитель направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Александр Амирагян.
«Инициатива Правительства по введению временного запрета на экспорт бензина обеспечит перенаправление этих объемов на внутренний рынок, что может вызвать снижение внутренних оптовых цен. Это, в свою очередь, сдержит дальнейший рост розничных цен на фоне сезонного роста спроса», — сообщил А. Амирагян.
«При этом компании, специализирующиеся на экспортных поставках бензина, потеряют в доходах, так как, во-первых, им придется поставлять топливо на менее экономически привлекательный внутренний рынок, и, во-вторых, они вынуждены будут перенастраивать логистику поставок, ранее ориентированную преимущественно на экспорт», — считает эксперт.
Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты и ослабление курса рубля в 2021 году привели к тому, что экспортные поставки бензина стали намного выгоднее, чем продажа на внутреннем рынке. В результате выросла рублевая экспортная цена бензина, что вызвало рост биржевых цен в России до рекордных значений. Это негативно сказывается и на розничном рынке топлива, особенно на независимых АЗС.
На этом фоне Минэнерго подготовило проект о запрете экспорта из России бензина и легких дистиллятов сроком на три месяца для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в периоды пикового спроса и ремонта на НПЗ. Ограничение может распространяться на бензины марок Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и другие, а также некоторые виды легких дистиллятов.
Как отметили в министерстве, проект о запрете экспорта бензина незамедлительно вынесут на обсуждение правительства, если того потребует ситуация на рынке.
Демпфер не работает. Экспорт бензина из России нужно запретить
Правительство России готово прибегнуть к крайним мерам и ввести запрет на экспорт бензина, чтобы не допустить рост цен на этот вид моторного топлива. При этом нефтяники в стране способны полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, но угроза резкого роста цен сохраняется. Демпфирующий механизм не способен обеспечить стабильность на российском рынке нефтепродуктов. Ценообразование на российские нефтепродукты зависит от ситуации на внешних рынках. С этой зависимостью необходимо покончить.
Мера крайняя или исключительная
Проект об ограничении экспорта бензина из РФ будет рассмотрен в правительстве на этой неделе, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.
«Это одна из мер, достаточно крайних, для того, чтобы обеспечить необходимый объем нефтепродуктов на территории РФ», — заявил вице-премьер.
Минэнерго России в апреле подготовило проект постановления о запрете на экспорт из России бензина и легких дистиллятов сроком на три месяца для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в период пикового спроса и ремонтов на НПЗ. Бензин и другие легкие дистилляты вносятся в перечень товаров, экспорт которых по решению правительства может быть ограничен или запрещен.
В конце апреля Правительство разработало проект постановления о временном запрете экспорта бензина. Он предусматривает полный запрет экспорта этого вида моторного топлива — от низкооктанового прямогонного до высокооктанового — сроком на три месяца. В случае необходимости срок действия запрета может быть изменен по инициативе трех ведомств: Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Министерство энергетики в прошлом году перед началом автомобильного сезона рекомендовало нефтяникам ограничить экспорт бензина. Однако эта мера не носила характер официального запрета. В этом не было необходимости, поскольку из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, спрос на моторное топливо внутри страны был крайне низким.
В интервью представителям СМИ Новак выразил уверенность, что на этой неделе законопроект будет рассмотрен правительством, а депутаты Государственной думы во время весенней сессии примут необходимые изменения в Налоговый кодекс. По заявлениям официальных лиц, указанные в законопроекте нормы фактически заработали с 1 мая, несмотря на то, что соответствующие изменения в Налоговый кодекс не приняты.
В конце января этого года Министерство энергетики рекомендовало нефтеперерабатывающим предприятиям — в составе ВИНК и независимым — нарастить объемы производства в феврале-апреле с целью обеспечить потребности внутреннего рынка и увеличить запасы товарного бензина к 1 мая до 1,6-1,7 млн т. В конце января запасы товарного бензина в России составляли менее 1,2 млн т. Нефтяники с поставленной задачей справились. Согласно оценкам ЦДУ ТЭК, по состоянию на 3 мая запасы товарного бензина достигли 1,73 млн т. Этого объема достаточно для обеспечения спроса во время автомобильного сезона.
Нехватки бензина не существует
По данным ЦДУ ТЭК, производство бензина в России в первом квартале составило 9,89 млн т. Среднесуточный выпуск бензина уменьшился на 2,8% относительно января-марта 2020 г.
Объем экспорта нефтепродуктов из России в марте по сравнению с февралем вырос на 13%, до 12,9 миллиона тонн, а бензина — на 33,8%, до 645,3 тысячи тонн, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС).
«Относительно дизеля у нас в принципе вопрос не стоит, а относительно автомобильного бензина — сегодня у нас достаточно объемов накопленных запасов… 1,7 миллиона тонн, по отношению к январю месяцу запасы увеличены где-то на 500 тысяч тонн. Это нам позволяет говорить о том, что компании на сегодняшний день выполняют рекомендации правительства, чтобы обеспечить необходимый объем запасов», — отметил вице-премьер.
Утвержденная правительством в июне 2020 года энергетическая стратегия России на период до 2035 года предполагает, что в ближайшие 15 лет потребление бензина в стране вырастет лишь на 4-5%, до 36,7-37,1 млн т/год по сравнению с 35,2 млн т — в 2018 г. По оценкам авторов стратегии, возможности российских НПЗ и ГПЗ по производству бензина будут значительно превышать потребности внутреннего рынка, в результате чего экспорт бензина к 2024 г. может повыситься в 2-2,5 раза по сравнению с показателем 2018 г., до 8,4-9,2 млн т/год, а в последующие десять лет — увеличиться еще вдвое, до 17,9-19,9 млн т/год.
Нехватки бензина в России не существует. Объемы производства позволяют полностью удовлетворить существующий и будущий спрос, но угроза роста цен сохраняется.
Скорректированный демпфирующий механизм
Правительство опасается, что моторное топливо, бензин в первую очередь, может резко подорожать предстоящим летом — в период пикового спроса. Подорожание моторного топлива повлечет за собой рост цен на товары первой необходимости, включая продовольствие, и как следствие разгонит инфляцию, что после пандемии может вызвать социальное недовольство.
С целью недопущения подорожания бензина и других видов топлива правительство приняло решение скорректировать демпфирующий механизм.
Демпфирующий механизм был создан для сдерживания роста цена на моторное топливо на внутреннем рынке в России. Если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует производителям нефтепродуктов часть этой разницы. Если цены внутреннего рынка выше экспортных, то производители нефтепродуктов обязаны перечислить часть сверхприбыли, полученной от продаж внутри страны.
Согласно законопроекту, условная цена бензина будет поэтапно снижаться до 2023 года, а после — индексироваться на 3%. Ежегодная индексация цены, заложенной в механизм демпфера для дизельного топлива, с 2022 года снизится до 3% с 5%.
Условная цена бензина до конца этого года составит 52 300 рублей за тонну, в течение 2022 года она будет равна 55 200 рублям за тонну, в 2023 году — 56 900 рублям, в 2024 году — 58 650 рублям. А условная цена для дизельного топлива в нынешнем году сохранится на уровне 50 700 рублей за тонну, в течение 2022 года она будет равна 52 250 рублям за тонну, в 2023 году — 53 850 рублям, в 2024 году — 55 500 рублям за тонну.
Регулируя условные цены на моторное топливо, правительство надеется добиться стабильности цена на внутреннем рынке нефтепродуктов — подорожание бензина и дизеля не должно превышать темпы инфляции.
Принятие и реализация законопроекта, согласно финансово-экономическому обоснованию, может потребовать расходов федерального бюджета в размере 13,8 миллиарда рублей в 2021 году, 42,4 миллиарда рублей в 2022 году, 85,5 миллиарда рублей в 2023 году, 125,9 миллиарда рублей в 2024 году.
Демпфирующий механизм является несовершенным и не может обеспечить стабильность на российском рынке нефтепродуктов.
Покончить с зависимостью от внешнего рынка
Демпфирующий механизм является частью процесса ценообразования внутри России, но напрямую зависит от ситуации на внешнем рынке нефтепродуктов, вне зоны влияния российского правительства. Цены на международном рынке подвержены большой волатильности. Кроме того, постоянно существуют риски изменения курса российского рубля по отношению к иностранным валютам — стабильность национальной валюты не является приоритетом Министерства финансов и Центрального банка РФ.
Компенсации со стороны государства и перечисления нефтяников, в случае получения сверхприбыли, рассчитываются на основе котировок нефтепродуктов, предоставляемых иностранным агентством Argus, что является крайне рискованным во время обострения отношений между Россией и Западом.
Необходимо совершенствовать механизмы ценообразования, увеличивать объемы биржевой и внебиржевой торговли за рубли, использовать котировки российских ценовых агентств для контроля ситуации на внебиржевом рынке. Это позволит покончить с зависимостью от внешнего рынка и сведет к минимуму риск неконтролируемого роста цен на моторное топливо на российском рынке, когда объемы производства значительно превышают внутренний спрос.
Если внутренний рынок станет приоритетным для российских производителей нефтепродуктов и будет покончено с зависимостью от внешнего рынка, то отпадет необходимость запрещать экспорт бензина в преддверии пика спроса.
Бензин встает на месте
По словам вице-премьера Александра Новака, запрет на экспорт ряда нефтепродуктов, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, сейчас обсуждается в правительстве, наряду с увеличением нормативов продажи бензина на бирже до 15% от объемов его производства. В минэнерго концептуально поддерживают введение временных ограничений на поставки бензина за границу.
Запрет экспорта, как и увеличение биржевых продаж, напрямую на стоимость топлива не влияют, но эти меры приведут к росту предложения бензина на внутреннем рынке и должны оказать давление на цены. Подорожание топлива пытаются сдерживать, создавая искусственный профицит бензина на внутреннем рынке.
Кроме этого, запрет на экспорт окажется серьезной демонстрацией решимости правительства идти до конца в деле сдерживания роста розничных цен на топливо. Нефтяным компаниям уже обещали применить эту меру. Впервые запрет угрожали ввести в 2018 году, и этого оказалось достаточно, чтобы шторм на топливном рынке спал. Но сейчас ситуация сложилась немного иная, рост экспортных поставок бензина за границу с начала года совсем незначительный, а товарные запасы бензина в стране уже превысили 1,7 млн тонн.
Аналогичного взгляда придерживается руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов, который уверен, что ограничительные меры, такие как запрет экспорта бензина, являются нерыночными механизмами и не желательны для экономики. Проблемы дефицита бензина в РФ нет, есть вопрос низкой рентабельности реализации в условиях политики сдерживания розничных цен, подчеркнул Усов.
Кроме этого, если запрет будет введен, то он может иметь и негативные последствия для некоторых нефтеперерабатывающих предприятий, которые изначально ориентированы на экспорт, например, НПЗ в Ленинградской, Рязанской и Нижегородской области. Потеряет в доходах от экспорта и бюджет. В 2020 году экспортная пошлина на нефтепродукты принесла в казну 256,4 млрд рублей.
Цены на нефть могут вырасти до 74 долларов за баррель из-за сокращения ее общемировых запасов в хранилищах, сообщает Bloomberg, цитируя экспертов Citigroup и Международного энергетического агентства (IEA).
Рост цен на нефть спровоцирует увеличение стоимости автомобильного топлива в Европе, что в свою очередь окажет некоторое давление на внутренний рынок России, поскольку возрастет привлекательность поставок бензина за границу. Негативный эффект от этого должен частично нивелировать демпфирующий механизм, новые параметры которого заработают с 1 мая этого года.
Правительство рассмотрит запрет на экспорт бензина из России
Минэнерго обратилось в правительство с предложением выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры запрета экспорта бензина. Об этом вечером в пятницу, 30 июля, заявил глава ведомства Николай Шульгинов (его слова передала пресс-служба).
«В принципе этот инструмент мы рассматриваем дополнительно, потому что спрос растет и нам необходимо обеспечить в полном объеме внутренний рынок», — заявил чуть ранее вице-премьер Александр Новак, курирующий в правительстве вопросы топливно-энергетического комплекса.
Биржевая цена автомобильного бензина марки «Премиум-95» (АИ-95) в европейской части России достигла исторического максимума 22 июля, превысив отметку 60 тыс. руб. за тонну. Бензин марки «Регуляр-92» (АИ-92) также подорожал на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) до рекордных 57,6 тыс. руб. за тонну.
Тогда Шульгинов предупредил, что ведомство может ввести полный запрет на экспорт бензина из России. «В случае сохранения биржевых цен на нынешних рекордных уровнях на следующей неделе будет запущен процесс запрета на экспорт бензина, а также может быть рассмотрен вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объемы и уровни цен в оптовом звене», — заявил он. Позже он уточнил, что запрет на экспорт, если он будет введен в ближайшие дни, будет действовать не менее трех месяцев.
После этого предупреждения биржевые цены снизились, но незначительно и ненадолго. В понедельник, 26 июля, АИ-95 подешевел на 1%, до 59,2 тыс. руб. за тонну, а АИ-92 — на 0,5%, до 57 тыс. руб. По итогам торгов в пятницу, 30 июля, бензин этих двух марок, наоборот, подорожал на 0,65% (до 58,94 тыс. руб.) и 0,36% (57,55 тыс. руб.) соответственно, следует из данных биржи.
Почему подорожал бензин
Участники рынка называют несколько причин роста оптовых цен на бензин, который продолжается на фоне увеличения нефтяных котировок.
Биржевые цены напрямую не влияют на стоимость бензина на АЗС: их рост ограничен инфляцией. Но в России действует демпферный механизм, в соответствии с которым крупные производители топлива получают повышенные выплаты из бюджета для сдерживания цен на розничном рынке. В итоге крупным нефтяным компаниям, в составе которых есть НПЗ и АЗС, не так страшен рост оптовых цен, но это грозит большими убытками и может привести к банкротству независимых сетей АЗС. Поэтому одним из инициаторов ввода запрета на экспорт бензина до 1 октября стал Российский топливный союз (РТС), который объединяет такие независимые сети.
Сколько в России производят бензина и кто главный экспортер
В первом полугодии 2021 года производство бензина в России увеличилось на 7,6%, с 18,53 млн до 19,95 млн т. При этом поставки на внутренний рынок росли вдвое быстрее — на 16% (до 17,39 млн т), а на экспорт, наоборот, сократились в 1,5 раза, до 2,418 млн т, следует из данных Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК).
Согласно данным ЦДУ ТЭК, самые крупные экспортеры бензина из России — «Сургутнефтегаз» (почти 75 тыс. т в июне 2021 года), «Роснефть» и ее «дочка» «Башнефть» (63,5 тыс. т) и «Фортеинвест» (42,9 тыс. т), принадлежащий семье Михаила Гуцериева. Еще 22,5 тыс. т экспортировала «Газпром нефть». Данные ЦДУ ТЭК включают показатели по общему объему экспорта бензина класса К5 («Евро-5») и К2 («Евро-2»), но К2 в соответствии с техрегламентом не классифицируется как топливо, указывает представитель «Роснефти». Ее «дочка» Ангарская НХК направила на экспорт в июне 45,7 тыс. т К2, а объем экспорта бензина «Евро-5» «Роснефти» составил лишь 18,1 тыс т, добавляет он. Это чуть более 2% от общего объема производства автобензинов компании.
В пресс-службе «Роснефти» сообщили, что увеличивают объем производства топлива «даже в условиях отрицательной рентабельности розничного сегмента». По данным компании, ее доля в совокупной объеме биржевых продаж с начала года составила 46% по бензину и 42% по дизельному топливу. В «Роснефти» также отметили, что компания обеспечивает стабильную работу крупнейшей в России сети собственных АЗС, в которую входят около 3 тыс. заправок. «Таким образом, компания в одиночку несет основную часть нагрузки, которая должна быть распределена между всеми участниками топливного рынка, так как поддержание стабильности и удовлетворение растущего спроса возможно исключительно за счет совокупного увеличения объемов производства и суммарных отгрузок на внутренний рынок, что достижимо при условии увеличения маржинальности переработки», — пояснила пресс-служба компании. Представители «Сургутнефтегаза» и «Фортеинвеста» отказались от комментариев, РБК направил запрос в пресс-службу «Газпром нефти».
Куда экспортируют бензин из России
Наибольший объем экспорта традиционно отправляется на европейский рынок через порты Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского морей и по железной дороге в Польшу, отмечает руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая. В первом полугодии 2021 года туда было отгружено 1,4 млн т бензина (58%). На втором месте страны бывшего СССР (788 тыс. т, или более 32,5%), еще около 218 тыс. т поставлено на азиатские рынки, в основном в Монголию (191 тыс. т).
«Временный запрет на экспорт бензина не окажет существенного эффекта на финансовые показатели крупнейших российских вертикально интегрированных компаний, поскольку практически весь производимый в России бензин (около 90%) поставляется на внутренний рынок», — говорит старший аналитик по нефтегазовому сектору инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин. Среди крупных нефтяных компаний в более уязвимом положении находится «Сургутнефтегаз», у которого экспортные поставки занимают достаточно большую долю, добавил он. В мае доля экспортных поставок компании составила около 60% от общего объема произведенного бензина, однако в июне она сократилась до 40%.
Сейчас компании обязаны продавать на бирже минимум 11% произведенного бензина. На прошлой неделе Николай Шульгинов сказал, что в случае сохранения рекордно высоких оптовых цен этот норматив может быть увеличен сразу на 4 п.п., до 15%. Но 28 июля он уточнил, что пока речь идет об увеличении до 12% вне зависимости от решения по запрету экспорта бензина. «Сейчас уже речь идет об увеличении минимального объема продаж бензина на бирже до 12%. Совместный приказ [Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы] уже на выходе», — отметил министр.
Насколько запрет экспорта — эффективная мера
Последний раз запрет на экспорт бензина из России вводился десять лет назад, во время топливного кризиса 2011 года. Тогда власти ввели заградительную экспортную пошлину на бензин и нафту в размере 90% от пошлины на нефть. Такая же мера обсуждалась в 2018 году, но не была реализована.
Еще в мае Минэнерго рассматривало введение нового запрета на экспорт бензина в качестве «крайней меры реагирования и влияния на рыночную ситуацию», говорил Павел Сорокин. Но 26 июля он сказал, что уже готова вся «нормативка» (нормативная база) для введения этого запрета. Для этого бензин включили в перечень товаров, которые «существенно важны для внутреннего рынка, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта». Такой перечень устанавливается постановлением правительства № 877 от 15 декабря 2007 года. «Смотрим детали и ежедневную динамику: последние два дня на бирже и объемы выросли, и цены стали идти вниз», — отметил замминистра.
Из-за ведения запрета на экспорт предложение бензина на внутреннем рынке вырастет на 120–350 тыс. т, или на 4–11% от уровня текущего спроса, отмечает Лишневецкая. В этом случае произойдет очень существенное снижение оптовых цен — на 6–7 тыс. руб., вероятнее даже больше, прогнозирует она. На оптовые цены также повлияет увеличение норматива биржевых продаж, добавляет Кирилл Бахтин.
Падение оптовых цен негативно отразится на маржинальности НПЗ — потери в марже составят около 30%, но нефтепереработка останется прибыльной, считает руководитель проектов ИГ «Петромаркет». Кроме того, снижения оптовых цен на 6 тыс. руб. относительно текущего уровня окажется достаточно для того, чтобы торговля бензином в мелкооптовом и розничном каналах перестала быть убыточной, замечает она.
Но если под запрет экспорта кроме бензина попадет еще и нафта, то в стране ежемесячно окажутся «заперты» примерно 1,75 млн т прямогонного бензина (этот бензин запрещен к обращению на территории России техническим регламентом Таможенного союза), который экспортируется с НПЗ, включая заводы, перерабатывающие газовый конденсат, и еще около 50 тыс. т бензина газового стабильного с предприятий газопереработки и нефтехимии, говорит Лишневецкая. Месячная потребность внутреннего рынка в нафте составляет 400–600 тыс. т (она ограничена мощностями пиролиза нефтехимических предприятий, перерабатывающих именно это сырье). «Отсутствие возможности хоть куда-то «пристроить» избыточную нафту не оставит производителям никакого иного выхода, кроме как сократить объемы переработки нефти», — предупреждает эксперт. В этом случае, по оценкам ИГ «Петромаркет», загрузка НПЗ сырьем может снизиться на 8,5 млн т в месяц (около 37%).
Ранее эксперты отмечали, что в случае запрета экспорта только бензина у нефтяных компаний может появиться стимул снизить его производство и увеличить на соответствующий объем выпуск нафты для ее последующего экспорта. Но нафта тоже включена в правительственный перечень товаров, на экспорт которых может накладываться временный запрет.