запретная зона о чем 2020
«Этот фильм помогает понять, кто мы». Режиссер – о новом белорусском кино «Запретная зона»
Чернобыль в Минске, три десятка диких собак и «народный» бар из аптеки. О новом белорусском фильме «Запретная зона» рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» режиссер Митрий Семенов-Алейников.
История – не об аварии. О чем тогда?
Премьера ленты состоится 23 апреля. Это первый белорусский художественный фильм, затронувший тему Чернобыля, но она здесь — не главная. Кино поднимает вопросы, с которыми мы сталкиваемся каждый день, только в будничных декорациях. Это — о любви и ревности, о том, как сделать выбор и нести ответственность, о цене жизни и смерти.
— История держит в напряжении все время, а потом — финал, которого ты не ждешь. И не такой, после которого разочарование, а тот, что заставляет задуматься. Герои случайно становятся преступниками. Останутся ли они при этом людьми, которые думают не только о личных интересах? А если речь пойдет о больших деньгах? — приоткрывает интригу режиссер.
По сюжету, после чернобыльской трагедии прошло всего три года. Шестеро студентов отправляются в путешествие на плоту по реке Припять и случайно заплывают в зону отселения. Монстров они там не встретят, но с дикими собаками и мародерами познакомятся. Съемочная команда общалась с ликвидатором, чтобы убедиться, могло ли в жизни случиться то, что происходит в фильме.
— 1980-е для меня — это эпоха, которую интересно было стилизовать. Годы перестройки. Время, когда СССР находился на грани распада, и люди думали, что теперь. Будет ли смысл в привычной системе? Герои фильма понимают, что мир поменялся, и то, чему их учили в детстве, уже не работает. Нужно искать новые ориентиры, — делится Митрий Семенов-Алейников.
Интересно, что у каждого из шести персонажей — свой уникальный характер, и он будет раскрываться по-разному. Есть даже любовный треугольник, что только добавляет драматизма.
Как Минск стал одним из прообразов чернобыльской зоны
Фильм снимали в основном под Минском и в самой столице. Другие локации — детский заброшенный лагерь по дороге на Заславль, завод им. С. М. Кирова и живописный берег реки Вилия под Сморгонью.
— Удивился, когда узнал, что там еще никто не снимал кино, — фантастически красивое место! Мы нашли разрушенный железнодорожный мост времен Первой мировой войны. Эти бетонные руины стали входом в зону отселения, а минский завод — прообразом заброшенного города. Там много строений, похожих на обычные малоэтажные домики, — рассказывает режиссер.
А вот аутентичный вино-водочный магазин без стеклопакетов и рекламы в современном Минске было сложно найти. Но съемочная команда сделала его из…аптеки, что в жилом районе Серебрянка.
— Аптека оказалась такой колоритной, что нам достаточно было только одну из стен перекрасить. И вынести столики на улицу, чем сразу привлекли внимание местных жителей. Некоторые таинственным образом внедрились в массовку и стояли, пили квас вместе с актерами. Я еще подумал: о, какой фактурный к нам пришел дядя, с бородой, в кожаной куртке! А он, оказывается, просто мимо проходил, — вспоминает Митрий.
35 собак в одном кадре? Запросто!
В фильме снимались 35 собак, которые должны были изображать диких животных, населяющих зону. Этот эпизод, по словам режиссера, стал одним из самых сложных:
— Мне говорили, что я придумал невозможное, и собакам, чтобы ужиться на одной площадке, надо чуть ли не год есть из одной миски. А тут их еще и не двое, а больше трех десятков. Но нам повезло. Нашли питомник, где у дрессировщика обитают вместе сразу 50 четвероногих, и они все друг друга знают.
Конечно, все равно рисковали. Кому-то в «стае» могло что-то не понравиться, началась бы «заваруха», а рядом ведь — актеры.
Еще один эпизод, который Митрий называет «адским», — съемка сцены на плоту. Сначала молодые люди плывут по течению туманным утром, отдыхают, а потом — взрывы, паника и прыжки врассыпную в воду.
— Мы сделали невозможное — другая команда уже утонула бы. А если без шуток, то снимали на реальном течении, — отмечает режиссер. — Плот с актерами отплыл — всё, его не вернешь на исходную. Пришлось делать буксир, чтобы управлять им с моторных лодок. Куда поместить оператора и остальную съемочную группу? Тоже на лодки. Нас набралось там человек 20. Еще два судна курсировали вокруг и создавали туман. Не туда повернули, не то сказали — всё сначала. А для этого 15–30 минут подготовки. У некоторых начиналась истерика, но я чувствовал, что это будут исторические кадры.
Съемки проходили и на болоте, куда ставили оператора вместе с аппаратурой. Каждую минуту можно было уйти под воду.
Кастинг как испытание
В «Запретной зоне» снимались актеры из Беларуси и России. На главные роли выбирали медийных, узнаваемых артистов, чтобы помочь белорусскому фильму стать коммерчески успешным. Поэтому Лиду и Артура воплотили на экране Дарья Мельникова («Стальная бабочка», «Папины дочки») и Александр Головин («Елки», «Сволочи»).
— Кастинг проходил не просто. Сначала в Минске, где для меня осталось загадкой, почему некоторые актеры то ли не чувствовали конкуренцию, то ли, наоборот, не верили в свои силы. Но ведь «я стою с красивым лицом» на режиссера не действует. Мне нужно видеть, на что человек способен. Я беру его на работу. Может, мне понадобится, чтобы он полдня бегал, плакал и рыл землю голыми руками. Когда проводил отбор, то ломал мебель, чтобы включить их, увидеть, как они ведут себя в страхе и как справляюся со стрессом. В Москве почему-то было проще. Люди стол заливали слезами, выкладывались, знали все реплики наизусть. Тем не менее, и в Беларуси я нашел хороших актеров. В том числе, удивительного ребенка, который не играл, а жил в кадре, — Никиту Провалинского. Он воплотил образ брата главного героя, — говорит М. Семенов-Алейников.
Почему говорят об американской версии фильма
Если загуглить название ленты, то поисковик предлагает еще одну «Запретную зону» о Чернобыле, только американского производства. Некоторые зрители путаются, но режиссер все объяснил:
— В первоначальной версии наше кино называлось «Против течения», но дистрибьюторы предложили другой вариант. Он случайно совпал с американским. Да, там тоже группа подростков. Но они отправляются в город, зараженный радиацией, причем с кучей монстров, а не в лесную чащу. Это типичный хоррор. Ничего общего с ним у белорусского фильма нет.
Успешное белорусское кино – какое оно?
Митрий Семенов-Алейников — представитель молодого поколения белорусских режиссеров. Именно его короткометражные ленты «Одной крови» и «Франка» стали участниками и призерами известных международных кинофестивалей, в том числе в Каннах.
— Последние лет пять я вижу движение вперед в белорусском кино, но связанное, скорее, с независимыми режиссерами. Они делают честное, актуальное кино, у которого есть свое мнение. Да, это сложно, особенно, если замахнуться на полный метр. Но многое решает желание и умение выйти на нужных людей, собрать команду. У меня это удалось. Каждый понимал, что нужно делать по максимуму, несмотря на ссоры и споры. К фильму, который ты создаешь, нужно относиться так, будто он войдет в историю, будет чем-то большим, что осталось после тебя, — уверен Митрий.
Справочно
Фильм создан благодаря государственно-частному партнерству.
Фото из архива съемочной группы
ТОП-3 О МИНСКЕ
Лаборатория и новый хирургический корпус. Какие еще объекты в сфере медицины открылись в 2021 г.
Пиксельная сетка, фонтаны и сани — как преобразится главная елка столицы на Октябрьской площади
Коммунальные службы показали в деле арсенал средств уборки снега
Санкции ЕС затрагивают белорусский экспорт на 250-300 млн долларов в год
Об экспертной оценке влияния санкций Евросоюза против Беларуси на экспорт продукции рассказал заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой в проекте «Вопрос номер один» на телеканале «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
По словам Д. Крутого, матрица поставок в Европу составлена с учетом санкционного давления и анализа по предприятиям, находящимся в соответствующих списках. По товарам и услугам, не попавшим под санкции, никакого падения не планируется, и сейчас обеспеченность экспортными заявками на следующий год составляет примерно 50 %.
— По той группе, которая находится в санкционном списке, по оценкам экспертов, это примерно 250-300 млн долларов в год — это, в первую очередь, энергетическая и нефтехимическая группа — планируется снижение поставок, — сказал Д. Крутой.
В связи с этим задачей номер один для отечественных предприятий он назвал переориентацию поставок на рынки Китая и России, а также Африки.
Читайте также:
Смотрите также:
Контракты на поставку нефти в Беларусь на 2022 год практически подписаны — Крутой
Контракты по нефти для Беларуси на следующий год уже практически подписаны. Об этом рассказал заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой в проекте «Вопрос номер один» на телеканале «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com
Д. Крутой назвал достигнутые договоренности с Россией по природному газу и по нефти на 2022 г. стабилизирующим фактором развития белорусской экономики в следующем году.
— Энергетика является одним из базовых условий развития нашей республики, — отметил заместитель главы Администрации Президента.
Д. Крутой сообщил, что объем по нефти ожидается на уровне текущего года, уточнив, что в бюджете заложен более консервативный сценарий: переработка нефти в объеме 12,5 млн т. Но целевой сценарий — это 16-17 млн т. Часть нефти поступит железнодорожным транспортном, часть — трубопроводным.
— Поэтому два наших завода (НПЗ. – Прим. авт.) в следующем году будут в полном объеме обеспечены нефтью, — добавил заместитель главы Администрации Президента.
Читайте также:
Смотрите также:
Нетрезвого автомобилиста остановили на ул. Сурганова
Сотрудники отдела ГАИ Советского РУВД столицы 4 декабря вблизи дома № 40 на ул. Сурганова остановили автомобиль «Лада», водитель которого оказался нетрезв. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
Физическое состояние автолюбителя вызвало подозрение у инспекторов ДПС. Его доставили на освидетельствование. При проведении экспертизы в выдыхаемом воздухе минчанина выявлено 0,99 промилле алкоголя.
Мужчина пояснил госавтоинспекторам, что накануне вечером выпил водки, а на следующее утро сель за руль и поехал на работу, но был остановлен.
В отношении нарушителя начат административный процесс, автомобиль доставлен на охраняемую стоянку.
Смотрите также:
Дмитрий Крутой рассказал о результатах в экономике Беларуси и о санкционном давлении
Экономика Беларуси в этом году работает хорошо. Об этом, а также о наличии мобилизационных планов на любой сценарий рассказал заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой в проекте «Вопрос номер один» на телеканале «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фото president.gov.by
По словам Д. Крутого, экономика страны сейчас показывает хорошие результаты и в сфере производства, и в экспорте, и в доходах, и в занятости.
— По всем ключевым, базовым параметрам экономика в этом году работает хорошо, — сказал заместитель главы Администрации Президента.
Д. Крутой отметил, что единственная серьезная угроза экономической безопасности республики — это санкционное давление.
— Но я считаю, что пока с санкционным давлением мы справляемся хорошо. У нас есть мобилизационные планы на любой сценарий. И поэтому я не вижу пока каких-то глобальных проблем именно по этой теме, — добавил Д. Крутой.
Недавно стало известно о согласовании уровня цен на российский газ для Беларуси в 2022 г. — 128,52 доллара за 1 000 кубометров. Сейчас газ на европейских рынках стоит в разы дороже. Это не только огромное конкурентное преимущество.
— Те договоренности с Российской Федерацией, которые достигнуты и по газу, и по нефти, потому что по нефти тоже уже контракты практически подписаны на следующий год, являются стабилизирующим фактором развития нашей экономики в следующем году, — сказал Д. Крутой.
По его данным, с учетом работы первого энергоблока БелАЭС на полную мощность в следующем году прогнозируется экономия природного газа на сумму приметно 200-250 млн долларов.
— По сути, только экономия на газе в следующем году перекроет весь отрицательный эффект по санкционным позициям в торговле с Европейским союзом, — заявил Д. Крутой.
Читайте также:
Смотрите также:
30 лет вместе. Белорусский союз женщин отметил юбилей!
В Минске состоялся гала-концерт фестиваля народного творчества «Сузор’е»
Исчезновение Мэйси. История советской разведчицы, пропавшей в Чикаго в 1963 г. при загадочных обстоятельствах
Уроженка Минска, разведчица-нелегал Мария Доброва пропала в 1963 году в Чикаго при загадочных обстоятельствах. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Попытка вербовки
14 мая 1963 года, Чикаго. В номер разведчицы-нелегала М. Добровой, действующей в США под псевдонимом Мэйси, постучали. Поскольку в комнате была установлена советская прослушка, разговор для истории сохранился.
На пороге стояли трое мужчин в костюмах. Старший представился агентом ФБР Рональдом Брайтоном.
— Вы мисс Глен Морреро Подцески? — спросил он.
Именно под этим именем Мария еще в 1954 году прибыла в Америку. По легенде ее отец — американец кубинского происхождения, мать — француженка. Якобы детство провела в Колумбии, потом жила в Париже. Естественно, с документами у разведчицы было всё в порядке.
Усевшись в кресло, Брайтон сообщил: он всё знает о ее тайной деятельности в США. В ответ на недоумение женщины перед ней выложили на стол снимки, на которых Мария на ограде церкви на 190-й улице Нью-Йорка ставит косую черту. На следующей фотографии советский резидент Маслов, осуществляя тайниковую операцию, стирает эту черту, что было явным знаком подтверждения контакта. Далее показали фото их встречи. Продемонстрировали и другие документальные доказательства ее вины и предложили выбор: долгое расследование, пожизненное заключение и дезинформация в Москву о том, что резидентуру сдала она, или… крупная сумма денег и продолжение работы, теперь в роли двойного агента.
— Решение непростое, — выдохнула Мария. — Мне нужен час, чтобы всё обдумать.
— Хорошо, — ответили ей. — Только помните: выходы из отеля блокированы, у дверей номера наши люди.
Когда незваные гости ушли, Доброва закурила, медленно подошла к балконной двери, распахнула ее. В лицо ударил весенний чикагский ветер, пахнущий липой и автомобильной гарью.
Не сойти с ума
М. Доброва появилась на свет в 1907 году в Минске. В 1920-м семья переехала в Петроград. Потом в жизни девушки был музыкальный техникум по классу вокала и фортепиано, преподавание музыки в одной из петергофских школ, где прозвучал судьбоносный совет коллеги углубленно заняться иностранными языками на высших курсах при академии наук. Она вышла замуж за офицера-пограничника. В 1934 году у них родился сын.
В 1937-м мужа перевели на Дальний Восток. Там он пропал без вести. Вдобавок на руках у Марии умер сын от тяжелой формы дифтерии. Чтобы не сойти с ума от горя, она обратилась в военкомат с просьбой отправить ее в Испанию в качестве военного переводчика. Там шла гражданская война, просьбу удовлетворили. Почти два года девушка находилась в горячей точке, вернулась с орденом Красной Звезды на груди.
После начала Великой Отечественной вполне могла продолжить карьеру переводчика, но осталась в блокадном Ленинграде. Все 872 дня осады города на Неве работала в госпитале санитаркой.
В конце войны вспомнили о ее заслугах в Испании, пригласили в МИД и на четыре года отправили в посольство СССР в Колумбии в качестве референта.
По возвращении послужной список пополнился кандидатской диссертацией на лингвистическую тему.
Дамский салон
Летом 1951 года Доброву вызвали в разведотдел Ленинградского военного округа. Шла холодная война, и готовилась широкомасштабная заброска нелегалов на Запад. Пройдя спецподготовку, Мария отправилась в страны Европы, чтобы легализовать свою легенду. Знакомилась с традициями и образом жизни, бытом, практиковалась в разговорном английском, французском. В Париже прошла курсы косметологов. Оказавшись в 1954-м в США, продолжила учиться этой профессии. Много времени уделила получению лицензии на открытие косметического салона в Нью-Йорке. Целью было сделать его респектабельным заведением, чтобы привлечь в качестве клиенток жен политиков и высокопоставленных чиновников. Дамочки, нежась на оздоровительных процедурах, выпив бокал вина, могли доверительно поведать о служебных тайнах мужей. Благодаря тому, что на открытие салона выделялись большие средства от советской резидентуры Нью-Йорка, удалось провести эффективную рекламную акцию. Всю косметику закупали в Париже. Вскоре у мисс Глен Морреро Подцески не было отбоя от клиенток. В заведение повалили модницы со всего города. Захаживали и барышни-военные. Однажды офицер-связист ВМФ разболтала о суперсекретной базе, с которой велось электронное наблюдение за кораблями и подводными лодками, курсирующими в Южном полушарии. Позже на фоне приближающегося Карибского кризиса леди стали более политизированы и говорили только о том, что слышали от осведомленных мужей. Например, некая Марианна, жена адмирала, как-то сообщила: военные корабли приводят в повышенную боевую готовность. Личный состав отзывают из отпусков. Возможна война с Советами.
В тот период Доброва стала куратором важного агента Диона, сотрудника Госдепартамента США. Он рассказал, что Кеннеди утвердил план ЦРУ о внезапном вторжении на Кубу. А до этого запланирована экономическая блокада острова, широкая антикубинская пропаганда, разведывательно-диверсионные акции, не исключающие физического уничтожения Кастро.
Доброва передавала в Центр через Вену бесчисленное количество важной информации. И главное, оставалась вне подозрений, пока ее куратором не стал полковник ГРУ Дмитрий Поляков, начальник секретариата представительства СССР при Военно-штабном комитете ООН (в реальности заместитель резидента ГРУ по нелегальной работе в США).
Кто предал
В середине 1950-х, работая в должности офицера для поручений при представительстве СССР в Военно-штабном комитете ООН, Поляков обратился к резиденту ГРУ генерал-майору Ивану Склярову. Просил выделить крупную сумму на лечение тяжелобольного сына. После запроса в Москву генерал отказал коллеге. Сын умер. Поляков затаил обиду. И, заняв более высокий пост, начал мстить не обидчику, а всем без разбора, стал предателем. 8 ноября 1961 года предложил свое сотрудничество сразу ФБР и ЦРУ. Выдал 47 фамилий советских разведчиков.
Дмитрий Поляков
Сведения он приносил порциями. Формировал списки американских агентов ГРУ. На нелегалку Доброву указал 7 июня 1962-го. Условие у Полякова было одно. Его миссия в США заканчивалась. Он уезжал в Москву на должность старшего офицера третьего управления ГРУ, курировавшего деятельность разведаппаратов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Поэтому требовал от ФБР до его отъезда не производить слежки за рассекреченными им шпионами, а тем более арестов, чтобы подозрение на него не пало. Да и после его отбытия в СССР нужно выждать несколько месяцев и только потом начинать операцию по нейтрализации советской разведывательной сети. Так американцы и сделают, чтобы сохранить действующего ценного агента, занявшего в Москве высокий пост. В провале советской резидентуры Лубянка обвинит Маслова, ставшего вместо уехавшего Полякова заместителем резидента, ведущим работу с нелегалами в США.
Перед отбытием невыявленного предателя в представительстве СССР при ООН устроили пышный прием. Пригласили генералов и офицеров США, Великобритании, Франции и КНР. Не забыли позвать высоких чиновников Секретариата ООН, иностранных дипломатов, военного атташе в Вашингтоне. Всё было обставлено шикарно, с похвалами, подарками, благодарностями. Приближалась развязка.
Бегство
Первым ФБР арестовало Маслова. Он успел оставить условный сигнал для Добровой о провале. Разведчица уничтожила шифротаблицы и тайнописные копирки. Сожгла улики, доказательства. Отправила беспокойную шифровку в Москву. Ей ответили: покиньте Нью-Йорк, выезжайте в Канаду, куда давно и заблаговременно проложен маршрут, там ее ждали. Было положительное решение Центра о ее возвращении в Москву из Оттавы через Амстердам.
За домом Марии в Нью-Йорке уже явно следили. В машине «Плимут» возле подъезда она увидела двоих мужчин в костюмах. «Плимут» тогда был типичной разъездной маркой для сотрудников ФБР.
12 мая 1963 года, в понедельник, Мэйси, она же Мария, рано утром отправилась будто в молочный магазин с продуктовой сумкой в руках, что не вызвало подозрений наблюдавших за ней. В толпе свернула к метро, доехала до нужной станции и через 40 минут уже сидела в автобусе, следующем в Чикаго. Оттуда до Канады рукой подать.
Через двое суток, преодолев 1 240 км, прибыла на место, поселилась в чикагской трехзвездочной гостинице на севере города. Вечером спустилась в кафе поужинать, и сердце ее похолодело. В холле в скучающих позах стояли двое мужчин, явно пришедших по ее душу.
Через витражное стекло она увидела рядом с гостиницей у обочины две машины с агентами. Мария спешно поднялась в свой номер. Установила записывающее устройство в вентиляционном окошке под потолком. На бумаге описала его местонахождение, название гостиницы, номер, положила лист в конверт с выведенным каллиграфическим почерком канадским адресом резидентуры. Вышла в коридор и бросила письмо в почтовую шахту возле лифта. Так конверты со всех этажей попадали в почтовый ящик в фойе. Она думала: если ее арестуют, то в руки коллег попадет хотя бы запись разговора с аргументами ФБР. Тогда в Москве узнают, в чем ее обвиняют, где утечка. Вскоре в дверь номера постучал агент Рональд Брайтон.
Момент истины
Когда незваные гости ушли, оставив на столе фотографии, на которых запечатлена встреча Добровой с Масловым, и другие компрометирующие снимки, женщина закурила. Медленно подошла к балконной двери, распахнула ее. Что она вспоминала в те минуты? Детство в Минске? Войну в Испании? Блокадные дни в Ленинграде? Когда окурок был затушен в пепельнице, она переступила заграждение и прыгнула в вечность.
Дежурившие полицейские быстро убрали ее бездыханное тело с мостовой. Коллеги разведчицы благодаря ее письму нашли записывающее устройство в вентиляционном окошке. Но звуковая запись не могла зафиксировать ее гибель. Последние слова на ней — просьба к агентам ФБР дать час на размышление. Поэтому для Москвы она просто пропала. Поляков доложил, что М. Доброва переметнулась на сторону врага и где-то живет под чужим именем. Также все последующие аресты в Нью-Йорке, сделанные по его наводке, он списал на ее предательство. В отделе кадров ГРУ она 23 года значилась как «безвестно отсутствующая». На деле все считали ее изменницей, выдавшей западной спецслужбе десятки людей.
Поляков занимал должность военного атташе при посольствах СССР по всему миру. Получил звание генерал-лейтенанта. Только в 1986-м вышли на его след, арестовали 7 июля. Тогда узнали подлинную историю М. Добровой и то, что она погибла еще в мае 1963-го, не предав никого.
27 ноября 1987 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Полякова к расстрелу. Приговор привели в исполнение 15 марта 1988-го.
В мае 1988 года президент США Рейган во время переговоров с Горбачевым предложил обменять Полякова на кого-то из советских разведчиков, отбывающих наказание в США. Просьба запоздала.
Еще материалы рубрики:
Прокурорские работники Центрального района напомнили учащимся, что грозит закладчикам дурмана
Представители прокуратуры проводят тематические информационные и классные часы в учреждениях среднего специального образования Центрального района, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
На таких встречах прокурорские работники рассказывают о своей профессии, полномочиях, об условиях приема на службу в ведомство, демонстрируют тематические видеофильмы.
Кроме того, проводят с учащимися и профилактическую работу, делая особый акцент на противодействии наркомании и незаконном обороте дурмана.
— Сегодня наркодилеры полем своей деятельности избрали интернет-пространство, где активно используется схема реализации дурмана посредством закладок, — говорит старший помощник прокурора Центрального района Марина Прудникович. — Завуалированная вербовка с элементами убеждения, гарантия быстрого и «честного» заработка — и ребята оказываются «на крючке».
В качестве примера спикер привела один из последних случаев, когда сотрудники наркоконтроля задержали 15-летнюю школьницу, которая хранила с целью сбыта более 0,04 г особо опасного психотропного вещества альфа-PVP. В отношении десятиклассницы возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 328 УК Республики Беларусь. Дожидаться приговора суда девушка будет в камере следственного изолятора.
Ребята слушали выступление прокурорского работника, затаив дыхание, а после буквально засыпали ее вопросами.
— К сожалению, среди причастных к незаконному обороту наркотиков все чаще встречаются несовершеннолетние, которые верят, что останутся неуловимыми, что вот таким способом смогут разбогатеть. Увы, это далеко не так — ребята попросту ломают свои судьбы, лишают себя молодости, заставляют страдать родителей и близких, — продолжает М. Прудникович. — А уголовная ответственность за распространение наркотических средств и психотропных веществ, между прочим, наступает с 14 лет.
Фото предоставлены прокуратурой Центрального района
Смотрите также:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Гений, феномен, «поветовый да Винчи»: рассказываем о Язэпе Дроздовиче
Этого самобытного художника, археолога, писателя, этнографа современники считали чудаковатым. А сегодня его многие называют гением, погибшим в нищете, и феноменом, который необходимо изучать. Подробнее о творчестве Язэпа Дроздовича — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Язэп Дроздович
Сатурняне с огромными и доверчивыми детскими глазами, величественный, словно сошедший со страниц Книги книг «Пророк», бредущие куда-то работяги-марсиане, фантастические пейзажи далеких планет… Картины Я. Дроздовича, многие из которых находятся в экспозиции и запасниках Национального художественного музея Беларуси, удивительны. Они составляют только часть обширного наследия, долгое время остававшегося мало востребованным и разбросанного по разным уголкам бывшей империи под сенью двуглавого орла.
Осколки разбитого зеркала
В Национальном художественном музее два года назад состоялось открытие нового раздела постоянной экспозиции, всегда привлекающей посетителей. Размещенную в зале белорусского искусства конца XIX — первой половины ХХ века «Вселенную Язэпа Дроздовича» расширили живописными и графическими работами из запасников и тактильными картинами, предназначенными для людей с нарушением зрения.
«Нам хотелось показать все грани творчества этой одаренной личности, — подчеркивали организаторы. — Язэп Дроздович — феноменальное явление для белорусской культуры. В деревне, где родился мыслитель, многие даже не знали, почему день сменяется ночью. Он объяснял людям самые элементарные вещи и то, как устроена Вселенная.
Даже его книга написана в виде вопросов и ответов. Язэп Нарцизович был очень предан своей малой родине и писал на беларускай мове. Наследие Дроздовича можно сравнить с разбитым зеркалом, осколки которого есть в Беларуси, Польше, Литве, и мы теперь его собираем».
Нет, как известно, пророков в своем отечестве. Несколько лет назад в Национальном художественном музее Беларуси побывал директор Лувра. Именитый гость, по сведениям очевидцев, довольно спокойно осматривал экспозицию, в том числе самые драгоценные «жемчужины», однако оживился и очень впечатлился, увидев «Сатурнянку» нашего земляка. Он признал в ее авторе мастера с необычайно редким и самобытным дарованием.
Сегодня Я. Дроздовича всё чаще сравнивают с грузинским гением Нико Пиросмани и великим литовцем Чюрлёнисом. А белорусский художник, современник Дроздовича, Петр Сергиевич называл его «нашим маленьким поветовым Леонардо да Винчи».
По свидетельствам его биографов, Дроздович оказался не только талантливым живописцем и скульптором, но еще и писателем, поэтом, учителем, этнографом, фольклористом, философом, хиромантом, археологом, театральным деятелем, астрономом-любителем и основателем белорусской теоретической астрономии.
«Дух зла»
Космические сны
Язэп (Иосиф) Нарцизович Дроздович родился в октябре 1888-го на хуторе Пуньки Дисненского уезда Виленской губернии (ныне Витебская область) в семье обедневшего шляхтича-арендатора. Многодетная мать пятерых сыновей и дочки потеряла мужа, когда малышу было 2 года, и ей пришлось сменить немало мест жительства.
Детство впечатлительного мальчика прошло в живописных окрестностях Голубицкой пущи. Язэп учился в Дисненской гимназии и увлеченно делал зарисовки местных пейзажей. В 18 лет он переехал в Вильно и поступил в художественную школу профессора живописи Ивана Трутнева, которую в 1904 году признали лучшей в России.
Отучившись четыре года, в 1910-м парень попал в армию. Первую мировую войну художник, окончивший курсы фельдшеров, встретил в медсанбате, где порой приходилось оказывать помощь 500 пациентам в день. Там заболел брюшным тифом. Вернулся в армию лишь через семь месяцев.
Революцию Дроздович принял с энтузиазмом, с оптимизмом приветствовал Первый Всебелорусский конгресс, создав на своей малой родине народную библиотеку и любительский театр. А в 1919-м переехал в Минск, стал учителем рисования в Белорусской высшей женской школе.
Кипучая энергия и тяга к творчеству не позволяли деятельной натуре белорусского самородка ограничиваться только преподаванием. Дроздович поработал иллюстратором в литературных издательствах, художником-декоратором в Обществе белорусского искусства и в государственном театре, организовал культурно-просветительское общество «Малиновка».
В Минске Язэп Нарцизович создал серию уникальных изображений исторических районов города — Замчища, Верхнего города, Татарского предместья, исследовал русло Немиги, проводил раскопки в Заславле. Однако в конце 1920-х вновь перебрался в Вильно. Именно в этот период заинтересовался небом и звездами, ему начинают сниться сны о далеких мирах и живущих там диковинных существах, которые он рисует по памяти. Так появляются нереалистичные шедевры, до сих пор не до конца разгаданные искусствоведами.
Город на кольце Сатурна
Вернувшись на малую родину в начале 1930-х, Дроздович создал большое количество графических и живописных произведений. Он собирал и записывал фольклор, составлял диалектические словари, занимался археологией, разрисовывал ковры. Но, не понятый людьми, считавшими его чудаком, постепенно превратился в маргинала и одинокого человека, избравшего стезю вечного странника.
По ночам художник совершал во сне астральные путешествия на далекие звезды и планеты, а увиденное там зарисовывал, воплощал в графике и живописи.
Известны более 100 произведений Дроздовича на космическую тематику, составивших три больших цикла: «Жизнь на Луне», «Жизнь на Марсе» и «Жизнь на Сатурне». На основе своих сомнамбулических снов художник возводит на других планетах целые города с необычной архитектурой, создает таинственные природные ландшафты, рисует их странных жителей…
Картина: «Соsmopolis. Порт Небесного Простора на кольце Сатурна», художник Язэп Дроздович, 1931 год, 49 х 61 см, холст, масло.
Где находится: Национальный художественный музей Беларуси.
Приобретена: в 1960 году передана из Музея Великой Отечественной войны.
Именно этой теме посвящена одна из знаковых картин Я. Дроздовича «Соsmopolis. Порт Небесного Простора на кольце Сатурна», написанная в 1931 году.
— Работа сейчас экспонируется на выставке, посвященной 100-летнему юбилею Виленского белорусского музея имени Ивана Луцкевича, — рассказывает искусствовед Ольга Архипова. — Оригинальный, мрачный, непохожий на другие небесные тела Сатурн был любимой планетой Дроздовича. Художник-астроном полагал, что у нее имеются и «цельнотелые обручи» (сердцевинный и верхний), и «разрозненнотелые». И на первых есть жизнь, в чем-то похожая на земную.
Даже сам жанр «Космополиса» определить трудно: то ли это космический реализм, то ли метафизическая живопись, сюрреализм или живописное фэнтези? Картина яркая, эффектная, необычная, мастерски написанная, будоражащая воображение.
…Вечный странник трагически умер в пути в 1954 году. Потерявшего сознание дядю Язэпа нашли на дороге крестьяне. Его отвезли в Подсвильскую больницу, где вскоре он скончался. Похоронен художник в деревне Липляны Глубокского района.
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
Спасатели пришли на помощь косуле, попавшей в полынью
В Браславском районе косуля попала в полынью примерно в 50 м от берега и не могла выбраться. Животному помогли люди. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в МЧС.
Работники МЧС 4 декабря с помощью спасательной доски и веревки извлекли косулю из воды и передали в национальный парк «Браславские озера». Там осмотрели спасенного зверя (он не пострадал) и выпустили в естественную среду обитания.
Фото и видео МЧС
Смотрите также: