запуск mvp что это
Что такое MVP и зачем он нужен для разработки сайта
Сегодня поговорим о том, что такое MVP, и почему он нужен при запуске сайта. Разберемся в видах MVP и распространенными ошибками при его запуске. В конце статьи ищите гайд по запуску минимальной жизнеспособной версии продукта.
Что такое MPV
MVP (minimal viable product) – минимально жизнеспособный продукт. Используется, чтобы запустить бета-версию продукта, получить первых клиентов и обратную связь от них. MVP помогает понять, интересен ли аудитории ваш продукт.
Чтобы вам было проще «въехать», давайте посмотрим на схему.
Пример – сервис для аренды квартир Airbnb. Его основатели Брайан Чески и Джо Геббиа решили сдать квартиру в Сан-Франциско. Для этого они создали сайт с предложением об аренде и нашли клиентов. В итоге сырой сайт AirBed and Breakfast превратился в Airbnb, которым пользуются больше 3 млн человек. Так выглядела одна из первых версий Airbnb:
Так сайт выглядит сейчас:
Проверка жизнеспособности продукта – своеобразный цикл:
Используйте MVP, чтобы получить обратную связь от клиентов. Это поможет найти слабые места продукта и улучшить их или отказаться от создания чего-то нового.
Виды MVP
Разделим MVP на два вида: с созданной бета-версией и без нее.
Сначала поговорим о тех случаях, когда бета-версия есть.
MVP Флинстоуна. В этом случае создается иллюзия, что продукт автоматизирован, и весь функционал работает. На самом деле, обслуживание осуществляется вручную, как в мультике про Флинстоунов.
Пример – компания Zappos, самый популярный интернет-магазин обуви в США. Его создатель Ник Свинмурн не был уверен, что интернет-магазин обуви «выстрелит».
Чтобы проверить идею, он создал сайт с продажей обуви, но товар не закупал. Когда люди оформляли заказ, Ник шел в обувной магазин и покупал обувь, а потом пересылал почтой клиенту. Интернет-магазин стал популярным, Ник автоматизировал процессы. Его идея оказалась прибыльной.
MVP Консьержа. Отличие от предыдущего в том, что у продукта нет автоматизации. Клиент знает, что общается с реальными людьми. Вот как это работает.
Пример – сервис онлайн-бронирования StyleSeat. Портал объединяет парикмахеров, мастеров маникюра, бровистов и др. специалистов с клиентами. Сайт работал через форму обратной связи. Поначалу Мелоди и Дэн, создатели сайта, вручную обзванивали клиентов, помогали им с записью и слушали отзывы о продукте. Через полгода StyleSeat вышел из бета-тестирования и стал автоматизированным ресурсом. Сейчас рыночная стоимость компании – 78 млрд долл.
С одной функцией. Суть такого MVP в том, что компания выпускает продукт с одной работающей функцией.
Пример – сервис для прослушивания музыки Spotify. В 2006 году Spotify вышел на этап бета-тестирования. Сервис позволял слушать музыку через интернет, а не компакт-диски. Разработчики общались с пользователями и улучшали функционал приложения: добавляли новых артистов, улучшали ИИ. Сейчас Spotify оценивается в 8,4 млрд долл.
Теперь поговорим о случаях, когда бета-версии продукта нет.
Презентация с помощью видео. Вы создаете видео, в котором рассказываете, как ваш ресурс поможет клиенту решить проблемe. Для этого не нужно тратить время и деньги на запуск MVP.
Пример – облачное хранилище DropBox. В 2008 году основатели хранилища записали видео, в котором рассказали о возможностях сервиса. Людей заинтересовала идея облачного хранилища, поэтому бизнес-идея воплотилась в реальность. Вот первое видео о DropBox.
Лендинг с презентацией. Вы пишите о продукте, показываете скриншоты и объясняете его пользу для клиента. Есть и другой вариант: создаете лендинг несуществующего продукта. Если клиентам будет интересно ваше предложение, они сделают заказ или выйдут на связь.
Пример – сервис отложенных постов для социальных сетей Buffer. Его создатель Джоэл Гаскойн рассказал о функционале Twitter. Заинтересованные пользователи могли перейти на целевую страницу и ознакомиться с функциями сервиса. На странице с оплатой он оставил форму обратной связи. Так Джоэл получил обратную связь и первых клиентов. В 2016 году компанию Buffer оценили в 25 млн долл. Вот как выглядел лендинг Buffer:
Лендинг с презентацией напоминает Kickstarter, сайт для привлечения денег по схеме краудфандинга (народные пожертвования). Если аудитория готова купить продукт, идея реализуется. Разница в одном: создание MVP и конечного продукта ведется на деньги разработчика, а не на средства, собранные через пожертвования.
Как MVP помогает при запуске сайта с услугой
Вы экономите. На запуск MVP нужно потратить деньги. Но! Вдруг услуга, которую вы хотите продвигать, не нужна клиентам? Или конкуренция такая, что для получения прибыли придется вложить большой бюджет в разработку?
Комментарий размыт, в нем нет точных цифр, но все равно понятно: MVP помогает сэкономить.
Если ваш продукт окажется востребованным, вы отобьете вложения в разработку минимальной жизнеспособной версии и получите обратную связь, которая поможет улучшить готовый продукт.
Поймете, нужен ли аудитории ваш продукт. Например, вы решили создать сайт для учета финансов. В бета-версию вы добавляете функции подсчета расходов, доходов, процентов по ипотеке и функционал по бухгалтерскому учету. Не все пользователи поймут, для чего эта функция, а кто-то и вовсе начнет знакомство с сайтом с этого раздела, запутается и уйдет. Благодаря обратной связи через MVP вы поймете, что функция бухгалтерского учета лишняя, приложение станет проще.
Получите потенциальных клиентов. Так было с DropBox и Buffer. Рассказывайте о создании нового ресурса, приглашайте людей на тестирование. Некоторые станут вашими клиентами и помогут распространить информацию о продукте.
Получите инвесторов. Пример – украинско-американский стартап Restream. Это облачный многопотоковый сервис, который позволяет транслировать контент на YouTube, Facebook, Twitch, Linkedln и др. В 2014 году его основатели Андрей Суржинский и Александр Худа создали MVP, который помог привлечь бизнес-ангела. В августе 2020 года создатели получили еще 50 млн. долл. инвестиций.
Алексей Завадский, продуктовый менеджер в медицинском агрегаторе meds.ru, рассказал, как его компании удалось выйти на рынок Нигерии, страны с самым высоким ВВП в Африке. Работа над MVP заняла 9 месяцев. Бюджет на запуск составил 35 тыс. долл. без учета работы программистов.
Сайт jimeds ближе всего к клиентообразующему, но еще ближе к готовому рабочему продукту, который просто нужно улучшать и дорабатывать.
При запуске мы столкнулись со сложностями: выходим на рынок, где никогда не были. Поэтому нужно работать с текущим менталитетом, у которого много своей специфики.
Рекомендации молодым компаниям – щупать рынок на практике и не опускать руки. Принимать обдуманные, но максимально быстрые решения. Чем больше гипотез вы протестируете за короткий срок, тем больше шанс найти оптимальное решение проблемы.
Вот еще один пример. Алексей Задубовский придумал приложение для борьбы с гиподинамией, недостаточной подвижностью. Его продукт должен помочь людям, которые ведут сидячий образ жизни, и напомнить им, что нужно периодически вставать из-за стола и двигаться.
Продумывая MVP, я в первую очередь опирался на нечто среднее между моим личным представлением приложения, и ожиданиями людей, которых я опрашивал (коллеги, родственники).
В итоге я остановился на будильнике, так как функционал ежечасных уведомлений на телефоне меня устраивал. Но я не мог сказать: «Просто установите на будильнике уведомления и будьте здоровы». Людям надо было показать, что мое приложения работает. В итоге я создал MVP, который суммировал мое видение и ожидания пользователей, о еще и с оглядкой на будущий функционал.
Ошибки при запуске MVP
Перенасыщенный функционал отпугнет пользователя. Человек не захочет разбираться в чем-то новом и смотреть гайды на YouTube. Ему неинтересен ваш сайт, пока он не видит в нем пользы для себя.
MVP, который не решает проблему пользователя. Например человеку нужен финансовый помощник с расчетами ставок по кредитам и напоминалками, а ваш сервис помогает следить только за доходами и расходами. Проблема клиента не решена → клиент уходит.
Продукт решает незначительную проблему. Нет смысла тратить деньги на запуск продукта, который не улучшит жизнь клиента.
Неправильное определение целевой аудитории. Выражение «наш продукт предназначен для широкой аудитории» – заблуждение. Тот же учет финансов нужен тем, кто следит за деньгами. Поэтому точно определяйте ЦА, чтобы не показать продукт «чужой» аудитории.
Продукт для себя, а не для клиента не поможет заработать. Ваша цель – быть полезным для человека, тогда вы сможете получить клиентов и обратную связь.
Отсутствие плана и стратегии продвижения – залог провала. Допустим, вы запустили MVP, а что делать дальше? Нужно читать отзывы тестировщиков, дорабатывать продукт, выпускать новые версии и искать площадки для рекламы. Если выпустить MVP и ждать потока клиентов – ничего не получится, вы потратите деньги впустую.
Отсутствие бюджета тоже может стать проблемой. Вы выпускаете MVP, чтобы протестировать сервис или программу. Если постоянно масштабировать рекламные кампании и привлекать новых людей в команду, финальная версия продукта так и не выйдет, или прибыль не покроет затраты на разработку.
Отсутствие работы над обратной связью. Если не прислушиваться к мнению клиентов, они уйдут.
Желание довести до идеала = провал. Сделать идеальную платформу или программу не получится: доработки нужны всегда. Если зацикливаться на мелких улучшениях, бюджет уйдет впустую. Лучше выпустить продукт на рынок, получить обратную связь и приступать к улучшениям.
Увы, это далеко не полный перечень ошибок, которые можно допустить даже во время разработки MVP. Единственный способ их избежать – сразу обратиться за помощью к профессионалам.
Специалисты TexTerra работают с сайтами любой сложности и всегда учитывают особенности пользовательского опыта, чтобы создать продукт, нужный аудитории. Грамотная оптимизация под поисковые системы, качественные заявки, продуманный дизайн – разрабатываем не просто «странички в интернете», а надежные инструменты для постоянного получения прибыли.
Чек-лист: как запустить MVP
Теперь поговорим о том, как самостоятельно подготовить MVP.
Слабые стороны
Сильные стороны
Узкая география ЦА
Угрозы
Возможности
Блокировка сервиса в других странах
Продвижение молодых артистов за процент
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
MVP: как создать минимально жизнеспособный продукт
Создание минимально-жизнеспособного продукта — MVP — помогает бизнесу снизить риски при разработке нового продукта и проверить его востребованность. В статье рассказали, как сделать и запустить MVP
Владислав Мокроусов
Представьте: вы потратили много времени на разработку продукта, учли все детали и запустили его на рынок. Но уже в первую неделю после запуска вы понимаете, что продукт не попадает в целевую аудиторию, новые клиенты быстро уходят, а расходы продолжают увеличиваться.
Запуск MVP позволяет избежать этих проблем и предусмотреть возможные решения. Рассказываем, что такое минимально жизнеспособный продукт и как его внедрять.
Что такое MVP
MVP — Minimum Viable Product — ранняя версия будущего проекта, которая позволяет при минимальных затратах собрать максимум практических данных о том, как с продуктом взаимодействуют клиенты.
Компания запускает сервис для совместного поиска жилья и планирует выпустить его на рынок. Она создает одностраничный сайт и предоставляет доступ к нему пользователям. Проектная команда наблюдает за поведением клиентов, обрабатывает информацию, анализирует реакцию, делает необходимые изменения и адаптирует продукт под потребности аудитории.
Создание MVP позволяет протестировать продукт на практике и проанализировать результаты. Это выгодно, когда вы запускаете стартап и хотите понять, в какую сторону лучше развиваться, намерены снизить затраты или не уверены в эффективности бизнес-идеи. MVP применяется для создания любого продукта, но чаще используется в ИТ для разработки программного обеспечения и цифровых сервисов.
Как запуск MVP ускорил развитие WhatsApp
С чего все началось. В мессенджере WhatsApp на момент публикации не было функций для отправки сообщений. Создатели WhatsApp хотели создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании, за рулем, в спортзале. Когда пользователи указывали статус, их контакты получали всплывающее уведомление.
Что сделали. Разработчики быстро заметили, что пользователи стали использовать статусы для общения, и выпустили новую версию WhatsApp, в которой было больше функций, связанных с отправкой сообщений. В результате небольшая пользовательская база выросла всего за несколько дней до 250 000 человек.
Результат. К 2015 году сервис стал самым популярным приложением для обмена сообщениями в мире. Сейчас WhatsApp используют более двух миллиардов человек по всему миру, а начался проект с MVP.
Создание MVP: пошаговое руководство
Процесс запуска минимально жизнеспособного продукта включает восемь этапов.
Разберемся, какая задача на каждом этапе и что нужно делать.
Этап 1. Определить проблему пользователя
Задача. Понять, для чего нужен продукт, определить его основную ценность для пользователя.
Клиенты бизнес-центра часто уезжают в командировки, и парковочные места остаются свободными. Бизнес-центр не может привлечь временных арендаторов того, что им негде парковаться, и теряет потенциальный доход.
Бизнес-центр запускает приложение для аренды парковочных мест. Оно позволяет водителям искать свободные места для парковки и арендовать их на время. Теперь у компании появился удобный инструмент для снижения издержек на период командировок постоянных арендаторов. Приложение стало полезным, потому что создатели проекта точно определили проблемы целевой аудитории.
Как действовать. Опросите своих потенциальных клиентов, выявите основные проблемы и боли, с которыми они сталкиваются. Изучите обратную связь от пользователей на сайтах и в социальных сетях конкурентов.
Этап 2. Определить ядро целевой аудитории
Задача. Создать подробный профиль пользователя: возраст, образование, работа, доход, привычки и хобби. Описать все детали, которые могут повлиять на выбор клиента в будущем.
Мобильный оператор хочет расширить клиентскую базу и создает приложение с дополнительными бонусами для активных клиентов. Перед началом разработки компания проводит исследование своей аудитории и определяет конкретные стимулы, которые повышают активность и вовлеченность пользователей. Например, большое количество семейных клиентов позволяет компании сделать специальные скидки для звонков родственникам. Так оператор укрепляет лояльность и привлекает новых клиентов.
Как действовать. Проведите опрос через сервисы по изучению целевой аудитории. Проанализируйте социальные сети клиентов, изучите их предпочтения, проблемы и цели. Используйте данные сервисов веб-аналитики, организуйте глубинные интервью с клиентами.
Этап 3. Изучить конкурентов
Задача. Определить и проанализировать основных игроков на рынке. Изучить основные характеристики конкурентов: их стратегические и финансовые цели, маркетинговые кампании, динамику продаж, прибыль и слабые места.
Банк создает приложение для пользователей с индивидуальным личным кабинетом. Перед запуском разработки он оценивает эффективность подобных приложений у своих конкурентов. Руководители проекта анализируют основные услуги, интерфейс, бонусные программы, клиентский сервис и систему обратной связи — все функции приложений других банков. После этого анализа проектная команда определяет характеристики собственного продукта и переходит к следующему этапу.
Как действовать. Проанализируйте трех самых крупных игроков на рынке, определите их долю, оцените свою способность предложить новый продукт. Изучите сайты, новости, видео, интервью и оценки, посетите презентации и конференции с участием конкурентов.
Этап 4. Провести SWOT-анализ
Задача. Определить сильные и слабые стороны продукта, потенциальные возможности и угрозы.
Например, банк создает сервис по инвестированию для физических лиц. Сервис будет включать обучающие материалы, советы экспертов, программы лояльности и личные счета пользователей. Проектные менеджеры проводят анализ, выделяют сильные и слабые стороны проекта, внешние возможности и угрозы.
На основе SWOT-анализа банк разрабатывает стратегию запуска нового продукта, фокусируется на клиентах с высоким доходом и создает собственные программы лояльности
Как действовать. Соберите все преимущества вашего продукта по сравнению с конкурентами, проранжируйте их от более значимых к менее значимым. Удалите из списка лишние пункты, оставьте только те характеристики, которые повлияют на развитие продукта. Укажите все проблемы, которые имеют ваши бизнес-процессы.
Соберите всю информацию о динамике рынка и поведении конкурентов. Не включайте в список незначительные факторы. Используйте результаты анализа для составления стратегии развития продукта.
Этап 5. Определить путь пользователя
Задача. Сделать простым и понятным путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Проектная команда проходит все шаги пользователя самостоятельно и определяет моменты, когда пользователь нуждается в подсказке или дополнительной информации.
Логистическая компания создает сервис для привлечения водителей к выполнению грузоперевозок. Водитель пользуется этим сервисом в таком порядке: регистрируется, вносит свои личные данные, выбирает удобную доставку, управляет заказом и получает вознаграждение. После описания всех шагов разработчики могут приступить к определению функций для каждого из них.
Как действовать. Создайте образы разных типов клиентов, определите все этапы и взаимодействия пользователя, обсудите с командой возможные помехи для клиента в процессе достижения его цели на сайте. Устраните помехи с помощью изменения карты пользователя.
Этап 6. Определить основные функции будущего продукта
Задача. Прописать ключевые функции продукта для каждого шага пользователя, определить приоритетность функций и объем минимально жизнеспособного продукта.
В предыдущем пункте мы описали путь водителя на сервисе логистической компании. Теперь для каждого шага проектная команда прописывает конкретные функции. На этапе регистрации водитель может ввести номер телефона или электронную почту.
На следующем этапе он загружает паспортные данные, информацию о своей квалификации и опыте работы. Все основные шаги и функции пользователя разработчики собирают в единую карту для отображения его полного маршрута на сервисе. Карта помогает расставить приоритеты в использовании функций и определить объем MVP.
Как действовать. Составьте карту взаимодействия пользователя с продуктом. Определите функцию для каждого этапа и расставьте все функции по приоритету. Расположите самые востребованные функции в начале списка, редкие — в конце. Приоритетные функции будут формировать минимально жизнеспособный продукт.
Этап 7. Выбрать методологию разработки
Задача. Выбрать один из итеративных способов разработки. Lean, Scrum, Kanban, экстремальное программирование — все эти методологии позволяют дорабатывать продукт на протяжении всего процесса разработки.
Строительная компания оптимизирует процесс закупок. Сотрудники привыкли обрабатывать классические типовые запросы, но они не могут справиться с нетипичными заказами. Методология Kanban позволила разделить все закупки на разные типы и классы. Разработчики добавили дополнительную функцию для нетипичных запросов.
Как действовать. Изучите основные характеристики методологий разработки программного обеспечения. Определите масштаб и стоимость проекта, риски, сложность и скорость реализации. Проанализируйте стратегические цели развития продукта и выберите подходящую методологию для вашего проекта.
Этап 8. Протестировать продукт
Задача. Провести альфа- и бета-тестирование для совершенствования продукта. Устранить все технические проблемы и оценить реакцию рынка.
Банк создает новый сервис для юридических лиц. Новый продукт тестируют внутренние тестировщики, сами члены проектной команды, разработчики, сотрудники банка. После этого реальные клиенты начинают пользоваться сервисом. Банк собирает обратную связь и делает необходимые доработки.
Как действовать. После завершения разработки пользуйтесь продуктом внутри команды на протяжении 3—4 дней. Потом дайте доступ к продукту реальным пользователям на 2 недели. Проанализируйте все полученные данные, доработайте продукт и снова протестируйте
Запуск продукта
После прохождения всех этапов и перед запуском продукта компания устанавливает метрики успеха MVP. Это могут быть финансовые результаты или количество активных пользователей сайта.
После запуска компания измеряет метрики и понимает, дает ли итоговый MVP ожидаемый результат. Дальнейшее развитие продукта зависит от обратной связи со стороны пользователей.
Оценка MVP и доработка продукта
После обработки первичной информации и устранения проблем проектная команда продолжает выполнять новые итерации и улучшать продукт. Менеджеры обрабатывают данные о поведении пользователей, оценивают эффективность продукта и могут вернуться к любому из этапов создания MVP.
Минимально жизнеспособный продукт помогает компаниям минимизировать издержки при запуске новых продуктов. MVP позволяет оценить потенциал проекта, выявить его позитивные и негативные стороны, оценить прогресс в развитии продукта и получить обратную связь от пользователей в короткие сроки.
Сейчас читают
Визуализация юридических данных: что это и как помогает победить в суде
Визуализация данных, или Legal Design, — прием, который помогает донести позицию в суде быстро и понятно. В статье рассказываем, как применять визуализацию в судебных спорах, чтобы выигрывать самые сложные дела
Средний доход на пользователя: что это такое, как и зачем его считать
Рассказываем, чем бизнесу поможет знание ARPU — среднего дохода на пользователя, как его рассчитать и что сделать, чтобы увеличить этот показатель
Преимущества и недостатки каналов прямой коммуникации
E-mail, СМС, мобильные и веб-пуши, мессенджеры, чат-боты — это каналы прямой коммуникации с клиентом. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Описываем особенности каналов во всех подробностях
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания