застывшая музыка что это такое

Застывшая музыка

Архитекту́ра (лат. architectura — строительство, зодчество, от греч. αρχι — старший, главный и греч. τέκτων — строитель, плотник) — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек.

Содержание

Архитектура как область человеческой деятельности

Вплоть до новейшего времени в разные исторические эпохи разные элементы формулы Витрувия были главенствующими, отвечая на запросы своего времени. После периода модернизма (не путать с модерном), с распространением современных строительных материалов и технологий, с кризисом «единой эпохи» и возникновением принципа разности культур, архитектурная форма почти неизбежно стала отрываться от функции. Форма стала зависеть не от материала, как во времена Витрувия, а от семиотических претензий заказчика или автора-архитектора, и формула Витрувия стала уделом студентов и «классицистов».

Профессия

В XX веке архитектурная профессия окончательно разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство», ведающее проектированием крупных городских районов или конгломератов разновеликих и разнофункциональных объектов. В конце XX века из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась урбанистика как самостоятельная дисциплина, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.

К концу XX века наблюдается изменение значения термина «архитектор» в сторону его обобщения на другие профессии. Архитекторами, в общем случае, называют специалистов, отражающих желания заказчиков в реально технически выполнимые требования. Это относится как к строительству, так и к другим областям деятельности, таким как программирование или судостроение.

Искусство

В XX веке архитектурное развитие, стимулированное цивилизационной рефлексией, пошло в сторону симбиоза с сопряжёнными областями человеческой деятельности. «Архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье. «Архитектура как инженерия» породила направления функционализм и хай-тек. В связи с крахом парадигмы модернизма и кризисом позитивизма возник Деконструктивизм (например, Заха Хадид) как постмодернистская реакция на предшествующий конструктивизм, и т. д. В настоящее время актуальными архитектурными течениями являются неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, условно объединенные в категорию неомодернизм.

За заслуги в области архитектуры присуждается Притцкеровская премия. A главные архитектурные премии в России присуждатся на ежегодной выставке Арх Москва.

Результаты разделения профессии на ветви «Архитектура» в понимании «объем» и «Градостроительство» проявляются в начале XXI века в крупных и крупнейших городах: развитие городов без планирования последствий для всех составляющих город элементов породило немало проблем, одной из которых является самая болезненная проблема — скоростные транспортные связи между районами городов.

Основные области архитектуры

Ключевые понятия архитектуры

Источник

Архитектура — застывшая музыка

Архитектура — застывшая музыка
Из сочинения «Лекции по философии искусства» (1842) немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854).
Шеллингу принадлежит сама эта формула, ныне широко известная, но мысль уподобить архитектуру музыке встречается и раньше. Так, французская писательница Жермена де Сталь (мадам де Сталь) в своем романе «Коринна» (1807) пишет, что архитектура собора святого Петра в Риме подобна «непрерывной и закрепившейся музыке». Схожая мысль есть и у И. В. Гете в его «Изречениях в прозе», где он говорит, что «архитектура — это онемевшая музыка».
Видимо, афоризм Шеллинга есть парафраз двух последних, одинаковых по смыслу высказываний.

Смотреть что такое «Архитектура — застывшая музыка» в других словарях:

застывшая музыка — архитектура, зодчество Словарь русских синонимов. застывшая музыка сущ., кол во синонимов: 2 • архитектура (6) • … Словарь синонимов

Архитектура — застывшая музыка — крыл. сл. Выражение Гете (беседа с Эккерманом 23 марта 1829 г.), являющееся парафразой изречения греческого поэта Симонида Кеосского (556 469 гг. до н. э.): «Живопись немая музыка, а поэзия говорящая живопись». В «Изречениях в прозе» Гете говорит … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Застывшая музыка — Архитектура (лат. architectura строительство, зодчество, от греч. αρχι старший, главный и греч. τέκτων строитель, плотник) одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая… … Википедия

Архитектура — (от греч. architekton строитель) синтетическое пространственное искусство, заключающееся в планировании и строительстве отдельных зданий и складывающихся из них разномасштабных ансамблей, в формировании ландшафтов, создании локальных… … Эстетика. Энциклопедический словарь

архитектура — См … Словарь синонимов

АРХИТЕКТУРА — Живопись искусство, на которое можно смотреть; скульптура искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура искусство, сквозь которое можно пройти. Дэн Райс Архитектура это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Фридрих Шеллинг Дом… … Сводная энциклопедия афоризмов

Архитектура — У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) … Википедия

Информационная архитектура — (англ. Information architecture, часто сокращается до «ИА») сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе. Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации … Википедия

зодчество — См … Словарь синонимов

Источник

Архитектура как «застывшая музыка»: здания, которые можно слушать

Гете называл архитектуру застывшей музыкой – в этом смысле показательна цитата из его Фауста: «Звучит триглиф, звучат колонны, свод, и дивный храм как будто весь поет», – и это не просто образ: обе области искусства, архитектура и музыка, действительно тесно связаны между собой и созвучны друг другу. Музыка невидима, а архитектура неслышима, но ассоциативно можно «видеть» музыку и «слышать» архитектуру.

Американский музыкант Дэвид Бирн прошел большой путь от игры в клубе CBGB в трущобах Нью-Йорка до аншлага в Карнеги-холл. Связь музыки и того пространства, в котором ее исполняют, интересовала его всегда – не так давно музыкант даже представил свою книгу «Как действует музыка». О том, как музыка меняется в угоду конкретному пространству, где она будет исполнена, он размышлял во время своего выступления на TED Talks. Бирн уверен, из-за ревербераций в таких залах, как Карнеги-холл, музыка должна была быть несколько менее ритмичной и более текстурной. Вместе с тем, джазовые ансамбли раньше играли на речных судах и в клубах, в небольших помещениях, где люди танцевали, кричали и выпивали. Поэтому такая музыка должна была быть достаточно громкой, чтобы ее было слышно.

Вместе с тем, верно и другое: музыка не только подстраивается под пространство, в котором ее будут играть, но и формирует его. В 1877 году британский историк искусства Уолтер Патер заметил: «Все искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», и архитектура, конечно, не исключение – построенная на ритмах и гармонии, она состоит из эквивалентных аккордам элементов: колонны, аркада, трифорий, галереи и прочее. Статья на эту тему была, в частности, у Architectural Review – Architecture Becomes Music. Мы расскажем о выдающихся архитектурных проектах, задуманных как «застывшая музыка».

Кардиффский оперный театр, Манфреди Николетти

Настоящий оперный театр в Кадиффе – проект, реализованный архитектурным бюро Захи Хадид. Вторым лауреатом конкурса тогда стал итальянский архитектор Манфреди Николетти, который представил проект, созданный под большим влиянием традиционной итальянской оперной архитектуры, – Sea Wave. Вопреки названию, «волна» это не только буквальная волна Кадиффского залива, на берегу которого должно было разместиться здание, но и звуковая волна, которая разливается мелодией над слушателями. Прозрачная стеклянная крыша выполняет роль купола, запечатывает музыку, отгородив ее от агрессивной внешней морской среды. Вместе с тем, она минимизирует длину звуковых волн, увеличивая тем самым гибкость звучания всего ансамбля.

Свой концертный зал Манфреди Николетти спроектировал чуть позже и в Казахстане. Он не столь музыкален внешне, но и здесь можно проследить, как архитектурная форма складывается под влиянием музыки. Если при фронтальном осмотре здание кажется излишне грубым или резким, то при взгляде сверху оно напоминает раковину моллюска – раньше их использовали в том числе в качестве музыкальных инструментов.

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Нереализованный проект Кадиффской оперы Манфреди Николетти

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Проект концертного зала Манфреди Николетти в Казахстане

Experience Music Project, Фрэнк Гери

Проект Фрэнка Гери в Сиэтле – это симбиоз изобретательного дизайнерского взгляда на осязаемый объект и мелодии, под воздействием которой он родился, а именно виртуозной игры гитариста Джими Хендрикса. Вдохновением для формы музея даже послужила гитара Хендрикса Fender Stratocaster, которую он разбивал после каждого концерта. Впрочем, законченное здание «звучит» как оркестр, играющий на нескольких инструментах: саксофоне, ударных и пианино. Отказавшись от законов классической архитектуры, неутомимый экспериментатор Гери выразил музыкальную экспрессию в архитектурной форме: свою симфонию «играет», переливаясь на солнце, не только облицовка из нержавеющей стали, но и вся архитектура музейного центра: каждая из его частей спроектирована под влиянием формы того или иного музыкального инструмента, причем образ меняется в зависимости от точки зрения. Вместе с тем, в музее нет стен, и посетители легко могут переходить от одного экспоната к другому (и даже пробуя играть на них) – получается цельная музыкальная мелодия. Правильная акустика помещений (чтобы здание «звучало» не только снаружи, но и внутри) была для архитектора самой главной проблемой – из-за изогнутых крыши и стен добиться чистого звучания внутри было непросто.

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Experience Music Project – саксофон

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Experience Music Project – ударные

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Experience Music Project – гитара

Другой проект архитектора Фрэнка Гери – здание Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Сердце одной из самых сложных акустических площадок мира – орган необычной формы, над которым Гери трудился вместе со звуковым проектировщиком Мануэлем Розалесом. Над установкой сложного музыкального инструмента они трудились целый год, но результат превзошел все ожидания – после первой репетиции музыканты концертного зала сказали: «Мы остаемся здесь». Причудливая форма здания это звук нетипичного органа, выраженный в архитектуре.

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери

Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер

Совсем по-другому звучит построенный в стиле каталонского модерна концертный зал в Барселоне – Дворец каталонской музыки. Внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО он является единственным в Европе концертным залом с естественным освещением – свет проникает в помещение сквозь красочные витражи, которые богато украшают потолок и стены. На фасаде здания – бюсты Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Баха, Бетховена и Вагнера, но самое главное, это скульптурные композиции, олицетворяющие полет валькирий из оперы Вагнера. Подобно Вагнеру это здание и звучит: чувственно, но не чересчур пышно, гармонично, но не скупо.

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер

Павильон Philips «Электронная поэма», Ле Корбюзье и Янис Ксенакис

Один из самых наглядных примеров того, как музыка рождает архитектуру и наоборот, это павильон Philips, спроектированный Ле Корбюзье для Международной выставки в Брюсселе в 1958 году. Над ним архитектор работал вместе с композитором и архитектором, греком по происхождению, Янисом Ксенакисом. К моменту начала работы над проектом павильона Ксенакис уже сформулировал своеобразную авторскую гипотезу о том, как музыка обретает архитектурную форму. Он говорил: «Архитектура охватывает трехмерное пространство, в котором мы живем. Выпуклые и вогнутые поверхности имеют большое значение как для звуковой, так и для визуальной сферы. Главное здесь – соблюдение пропорций. В идеале архитектура должна заботится не об украшательстве, а только о пропорциях и объемах».

О том, что при проектировании павильона композитор и архитектор использовал идеи из собственной оркестровой музыки, он говорил напрямую. На тот момент Ксенакис уже написал свое самое известное музыкальное произведение – «Метастазис». Оно начинается знаменитым глиссандо – медленно поднимающимся звуком струнных, – и достаточно взглянуть на схематичное изображение павильона Philips, чтобы уловить выдающееся сходство в музыкальной форме и форме каркаса здания. Сегодня эти сходства угадываются и в других архитектурных произведениях, например, в форме нового здания Музея дизайна в Лондоне (проект архитектурного бюро OMA).

Источник

Презентация » Застывшая музыка»

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение. Киевский Софийский собор

Белокаменный храм во Владимирской области (недалеко от Боголюбова), выдающийся памятник зодчества владимиро – суздальской школы. 1158 году церковь освещена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII в. Камень церкви Покрова отличается исключительной белизной. Церковь Покрова на Нерли

Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну воплотилась в светлом образе этого храма. Его созерцание вызывает у нас чувство тихой грусти и умиротворения.

Не менее глубокое впечатление оставляет образ Реймсского собора во Франции- архитектурного памятника XIII в. Лёгкая ажурная громада собора, его строгая композиция, величественный интерьер, слияние архитектурных форм в едином движении ввысь порождают ощущение бесконечного развития. Синтез зодчества и ваяния воспринимается как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства. В нём ощутимо живое биение творческой мысли.

Здесь торжественно и мощно звучит орган

На протяжении шести веков жителей Кёльна объединяла одна цель- построить Кёльнский собор. В Кёльне, одном из самых богатых и политически значимых городов тогдашней Германии, считали нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор- и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) — один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве, один из первых каменных шатровых храмов в России. Коломенское было символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне. Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском… Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый. Г. Берлиоз Церковь Вознесения в Коломенском

Он рвётся ввысь, торжественен и строен, Певучей силой камень одарён,- Для Бога он иль не для Бога строен, Но человеком был воздвигнут он. И нет в нём лицемерного смиренья,- Безвестный зодчий, дерзостен и смел, Сам стал творцом – и окрылил каменья, И гордость в них свою запечатлел… В.С. Шефнер

Софийский собор в Полоцке

Дмитриевский собор Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые.

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре г. Сергиев- Посад Московской области. Основан в XIV веке Преподобным Сергием Радонежским. Ансамбль монастыря включает в себя более 50 зданий различного назначения.

Московский Кремль Кремль – сердце Москвы. Это древний памятник культуры и зодчества, и место государственной власти, и просто одно из красивых мест города. Кремль – древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы – реки.

В древности на месте Кремля шумел сосновый бор, и поэтому холм назвали Боровицким. Уже 1156 г. по велению князя Юрия Долгорукого здесь выросли крепостные стены, и Кремль был укреплён валом. Слово же «Кремль» или «Кремник», как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-1340 гг.

Войти в Кремль можно через Троицкие или Боровицкие ворота, но прежде полюбуйтесь его стенами и башнями… Их возвели итальянские мастера Антонио Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1485 – 1495 гг. Зубцы кремлёвской стены напоминают ласточкины хвосты, они прикрывали стрелков, защищавших Кремль во время вражеской осады. Островерхие шатры на башнях возвели в XVII в русские мастера.

Ансамбль Московского Кремля составляют памятники русской архитектуры 15-17 веков- соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, колокольня «Иван Великий», Грановитая палата, Теремной дворец, здание Сената, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата.

Синтез зодчества и ваяния воспринимается как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства. В нём ощутимо живое биение творческой мысли.

Практическая работа • Какие чувства вызывает у вас созерцание этих храмов? Сравните свои впечатления с приведёнными выше высказываниями. • Почему храм Покрова на Нерли вызывает ассоциацию со свечой? • Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой? • Какие знакомые вам музыкальные произведения созвучны образам храмов? • Послушайте фрагменты русской и западноевропейской духовной музыки. Что в них общего, а что их различает? • Почему эти памятники архитектуры и музыки можно отнести к неоспоримым шедеврам, представляющим идеалы красоты?

Домашнее задание: Создать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент).

Литература Г.П. Сергеева «Искусство» 8-9 класс (Москва «Просвещение» 2015). Е.И. Львова, Н.Н. Фомина (Санкт-Петербург) диск « От зарождения до 17 века».

Выполните тестовые задания. К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные, по вашему мнению, ответы необходимо отметить, записав в тестировании. За каждый правильный ответ Вы получаете по одному баллу. Максимальное число баллов –15- соответствует «5»

Как называют памятники архитектуры? а) Архитектурный шедевр; б) символ красоты; в) культурный памятник. 2. Как называют церковь Покрова на Нерли? а) Поэма, запечатлённая в камне; б) религиозный памятник; в) здание духовного назначения. 3. Как называется церковь Вознесения в Коломенском? а) Шатровый храм; б) однокупольный храм; в) многокупольный храм. 4. В каком веке был построен Реймсский собор? а) 10 век; б) 13 век; в) 4 век.

. Какие чувства вызывает образ Реймсского собора? а) Движение ввысь; б) ажурная громада; в) скромный собор. 6. Сколько веков строили Кёльнский собор? а) 3 века; б) 5 веков; в) 6 веков. Где находится Кёльнский собор? а) Франция; б) Германия; в) Россия.

. 8. Где находится Дмитриевский собор? а) Санкт-Петербург; б) Новгород; в) Владимир. 9. Элементы какого стиля присутствуют в декоре Дмитриевского храма? а) Модерна; б) конструктивизма; в) скифского «звериного стиля». Мария- Ясыня- кто она? а) Монахиня; б) супруга Всеволода- большое гнездо; в) учительница.

ОТВЕТЫ 1. а ; б; в. а ;б; в. а б; а; б в б в в б

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Номер материала: ДВ-236822

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

В России предложили учредить День семейного волонтерства

Время чтения: 2 минуты

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Класс: 5

Презентация к уроку

Тема полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.

Тип урока: виртуальная экскурсия.

Форма урока: интегрированный урок.

Ведущий метод: проблемно-поисковый.

Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

I. Введение. Марк Витрувий Поллион.

Марк Витрувий Поллион, живший в Древнем Риме ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он обозначил жёсткие требования, предъявляемые к образованию людей, решивших связать себя с этим видом деятельности. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь?

“. он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах. ”

Есть ли какие-то предположения? О людях какой профессии идёт речь? (Мнения ребят)

II. Эксперимент. Поиск точек соприкосновения.

Фраза “Архитектура – это застывшая музыка” принадлежит немецкому философу Фридриху Шеллингу. Так что же общего у музыки и архитектуры? Проведём простой эксперимент. Музыкальный фрагмент, который вы сейчас услышите, посвящён известному архитектурному сооружению. Во время его звучания постарайтесь запомнить свои ощущения.

Слушание: “Пирамиды” (египетская этническая музыка)

Опишите услышанное (древность, что-то большое, тяжёлое, тёмное; характер грозный, мрачный; похоже на восточные мелодии).

Перед вами несколько архитектурных сооружений. Есть ли в каком-то из них “отзвуки” только что услышанной музыки? (Египетские пирамиды) Есть другие мнения? (Ответы ребят)

Коротко обоснуйте свой выбор. Что стало главными факторами для определения? (Время, страна, соответствие воображаемому событию, внутреннее ощущение и т.д.).

Верно. Вместе с музыкой мы получили не только настроение, но и информацию, которую смогли “прочитать” в архитектуре. Поскольку это произошло, давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства родственные связи.

III. Сопоставление элементов выразительности.

За время своего существования человечество научилось многому, удивительным образом сблизив мастерство архитектора и композитора. Перед вами небольшой “архитектурный” фотоальбом. Слева на слайде 12 элементов музыкальной речи, полоса внизу страницы будет отвечать за “перевод” музыкальных понятий на язык архитектуры, а в центре вы увидите фотографии, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. Попробуйте посмотреть на них глазами музыканта и ответить на вопрос: почему я остановила свой выбор именно на этих изображениях?

застывшая музыка что это такое. застывшая музыка что это такое фото. картинка застывшая музыка что это такое. смотреть фото застывшая музыка что это такое. смотреть картинку застывшая музыка что это такое.

Поиск соответствий и предполагаемый вариант обсуждения:

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание, всего “в меру”;

фактура (мелодия и аккомпанемент, аккордовая, полифоническая) – слева есть главное и второстепенное (мелодия и аккомпанемент), а справа ощущение созвучия, аккорда;

ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор, пентатоника) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним;

тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты, можно представить народный музыкальный инструмент;

темп (движение) – отражение происходящего;

регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

орнаментика (украшения) – “кружевное” здание, очень обильно, с выдумкой украшено;

форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

IV. Музыкальные театры.

Так же, как в музыке, у каждого архитектурного сооружения свой проект и своё предназначение: в одних удобно жить, в других принято совершать молитву, в третьих – предаваться зрелищам. Как вы думаете, что изначально отличает жилой дом от театра? (Величина здания, наличие в театре сцены, разница в оформлении, дом – это личная территория, на которую можно запретить вход посторонним) Не прозвучал ещё один важный момент. Чтобы дать вам подсказку, я прибегну к древнему способу – подброшу монету (монета должна упасть на пол). В чём ещё отличие? Есть ответ? (Нет. ) В таком случае, давайте вновь прибегнем к книге Витрувия, который в I веке до н.э. пишет об архитекторах прошлого:

Устраивая театры, древние устанавливали в нишах под скамьями медные сосуды, звучащие с определённой высотой звука, составляя из них музыкальные созвучия. Попадая в унисон со звучанием сосуда, голос актёра становился более ясным и приятным”.

Думаю, это изобретение смело можно назвать первым в истории человечества рукотворным микрофоном. Оно говорит не только о музыкальной грамотности архитекторов, но и о владении древними людьми наукой о звуке, именуемой “акустика”. Так что ещё отличает театр от любых других зданий? (Громкость извлекаемых в нём звуков, акустика) Верно. Причём, звучание театров не бесконтрольно, как, например, в пещере, где мы услышали бы многократно повторяющееся эхо от каждого слова. По сути, здание любого театра – большой музыкальный инструмент. Но причём же здесь монета?

Перед вами один их крупнейших античных театров в греческом городе Эпидавр, построенный в 4 веке до нашей эры. История этого сооружения неожиданна и удивительна: в те далёкие времена здесь. лечили людей. Театр, как считали древние греки, был просто необходим для выздоровления. Представления, в которых участвовали актёры, хор и танцовщики, прописывали пациентам Эпидавра, как лекарства, дополняя ими обычные методы врачевания. Древнегреческие архитекторы позаботились о том, чтобы каждый зритель получал лечение в равной степени: шёпот актёров, звон падающей монеты, каждый шорох на сцене – даже они не ускользали от слуха посетителей.

А как вы с точки зрения современного человека оцениваете подобные методы лечения искусством? Были ли древние греки в чём-то правы или они заблуждались? (Древнегреческие врачи при помощи театра отвлекали человека от мрачных мыслей и болезни, поднимали искусством настроение и показывали героев, которым нужно подражать) Верно! И грядущие века лишь утвердят человечество в эффективности этих методов.

Перед вами современные известнейшие музыкальные театры разных стран. Лучшие академические музыканты и оперные певцы мира мечтают выступать на их сценах. У каждого зала своё неповторимое звучание, а это целиком и полностью заслуга великих архитекторов. Для того, чтобы оценить их мастерство не обязательно ехать за границу.

V. Храмы: молитва в камне.

Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой. И совсем не важно, что остаётся по ту сторону: повозки, запряжённые лошадьми, или метро; не имеет никакого значения, что высится по соседству – средневековые замки или небоскрёбы, потому что время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями.

Слушание: Григорианский хорал “Отче наш” (лат. “Pater Noster”)

Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)

Верно. Звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке. Продолжая наш разговор о музыке и архитектуре, мы просто не могли не заглянуть туда, где все виды искусства тесно связаны между собой.

Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Григорианский хорал, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. В начале IX века в служение католической церкви вводится самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”.

Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.

Слушание: И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор

Но ведь вы чувствовали что-то. Опишите свои чувства (сосредоточенность, покой, равновесие). Согласна, но это не ответ на мой первый вопрос. Как вы думаете, главная мысль этой прелюдии высказана как повествование, вопрос или утверждение? (сначала как повествование, а потом как утверждение) А как вы это поняли? (По настроению – в конце оно было торжественное, звучало несколько голосов, а вначале только один). Так о чём эта музыка? (. ) Замечаете? Как будто не достаёт чего-то очень важного. Мы забыли о символах! Давайте обратим внимание на то, где, в каком регистре возникла идея, тема разговора, и что с ней происходило дальше?

Сокращённое повторное слушание фрагмента (1:15)

Далее учитель комментирует смену регистров, в которые перемещается тема:

— Это тема. Она звучит достаточно высоко. Вступил второй голос где. (ниже) Он почти точно повторяет начало. И ещё голос в среднем регистре. А вот и басы вступили.

Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор)

Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.

А о чём рассказывают православные храмы?

Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

“Здесь городу начало. Стоять ему в веках”

Знакомы ли вам эти слова? (Да, они высечены на камне у главного храма нашего города – у храма святых Бориса и Глеба)

Верно, памятник этот сооружен на месте, где более трёхсот лет назад с Павловской крепости начиналась история Борисоглебска. Именно здесь стояла первая деревянная часовня в честь этих святых князей.

“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки)

Слушание: Красный звон звонницы Спаса-Евфимиевского монастыря (г.Суздаль),

С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”

(исп. певческая капелла Санкт-Петербурга, дирижёр А.Чернушенко)

. Хочется немного помолчать, правда. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)

В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

Звучание музыки сопровождал видеоряд. Он противоречил содержанию или находился с ним в едином целом? (В едином целом) Какие виды искусства легли в основу видеоряда? (Живопись – иконы, росписи; архитектура – купола, внутреннее пространство храма) А что их объединяло с музыкой? (Праздник Благовещение)

Подводя итог нашему сегодняшнему исследованию, мне бы хотелось, чтобы вы рассмотрели музыку и архитектуру с позиции новых знаний и обратили внимание на процесс рождения музыкального произведения и архитектурного сооружения. Как проявляется “архитектурность” в музыке и “музыкальность” в архитектуре?

VI. Домашнее задание.

Подготовьте устное сообщение о музыкальности архитектуры нашего города, описать одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *