заупокойное богослужение что это перед родительской субботой
Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу.
Парастас – (греч. «ходатайство», «стояние») – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот. По структуре такая служба построена по типу утрени. Служится обычно вечером в пятницу или накануне особых памятных дней, например, накануне отпевания священнослужителя или по случаю трагического события. Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).
Кратко об особенностях парастаса:
После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо «Бог Господь…» — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…»
Примечание. После «Аллилуиа» и тропарей на парастасе поются «непорочны», разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии — «Блажени непорочнии в путь…», припев: «Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)», на 2-й статии — «Твой есмь аз, спаси мя», припев: «Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих».
После тропарей на панихиде (а на параста́се после «непорочных») поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обре́те источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…»
Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).
На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой (или — покой), Господи, души усопших раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…»
После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память».
Некоторые примеры схем совершения парастаса:
Что за служба парастас?
Церковные богослужения делятся не только на вечерние и утренние, как многие думают. К ним относятся и заздравные молебны, и панихиды за упокой. Особенное место в молитве за усопших православных христиан занимает служба с интересным названием «парастас». Что это и чем она отличается от остальных?
Значение в православии
В переводе с греческого языка слово «парастас» означает «стояние, ходатайство». Это особая большая заупокойная служба, Великая панихида, которая служится в храмах несколько раз в году, накануне родительских суббот (особых поминальных дней). Служится парастас всегда вечером в пятницу, на Всенощном бдении.
Обычные панихиды, которые служатся после каждой литургии в храме, по сути своей являются сокращенным вариантом парастаса. Великая панихида отличается тем, что на ней поется 17 кафисма и канон «Воду прошед». Соответственно, эта служба длинее и глубже обычной панихиды.
Чтимые стихословия в народе принято считать исключительно заупкойоными, что привело к порождению множества страхов и суеверий вокруг этих молитв. Так, канон «Воду прошед» часто считают чуть ли не мистическим по воздействию на человека, в то время как в его тексте можно увидеть призыв к покаянию, искреннее исповедание веры, прошение ко Творцу о милости к грешным людям.
Все присутствующие на службе следом за хором поют припевы с призыванием Божьего благословения и прошениями о спасении.
Важно! В традиции нашей Церкви принято совершать парастас и дома, так называемым мирским чином. Это делается на особые поминальные дни по смерти близкого человека (3, 9, 40).
Зачем нужно заказывать парастас
Молитва за усопших имеет большое значение как для них самих, так и для оставшихся в живых родственников. Православная вера учит нас тому, что усопший человек не умирает, не исчезает, а только переходит в другую жизнь, духовную.
И пока его душа находится в ожидании своей окончательной участии, молитвы ближних очень помогают. Господь любит каждого из нас, даже самого последнего грешника. В Евангелии тому есть подтверждении в притче о блудном сыне. Несмотря на то, что блудный сын ушел от своего любящего отца, последний принял его с распростертыми объятиями после покаянного возвращения.
Усопших христианин за порогом вечности уже не имеет возможности покаяться, но православная вера учит, что до наступления Страшного Суда по молитвам Церкви и близких возможно облегчить участь души человека.
Хорошо, когда человек уходит к Богу после искреннего покаяния, примирившись со всеми. Но для тех, кто по каким-то причинам не успел этого сделать, важность молитвы близких многократно возрастает. Парастас — именно та служба, которая позволяет проявить милосердие живых в отношении своих умерших близких.
Когда служится парастас
Заупокойные богослужения в виде панихид и проскомидий совершаются весь богослужебный год, поэтому поминать своих умерших родственников мы можем практически на любом богослужении. А служба парастаса является особенной, и проводится накануне Родительских суббот, а именно:
Подать записочку с именами близких на поминовение можно в свечном киоске в любом храме.
Важно! На записке нельзя писать имена некрещенных людей, представителей других вероисповеданий, самоубийц.
Богослужебные особенности парастаса
Поскольку парастас является более длительной службой, она несколько отличается от обычной панихиды. Так, после обычного начала службы вместо шестопсалмия читают Псалом Давида 90, за которым следует великая заупокойная ектения. Также читаются тропари «Глубиною мудрости».
За тропарями следуют «непорочны», а завершает их припев «Благословен еси Господи». Далее следует еще одна заупокойная ектения, но на этот раз малая, с седаленом «Покой, Спасе наш». Далее следует знакомый нам из утренних молитв 50-й псалом.
Далее читаются каноны, где каждая песня сопровождается не тропарями, а припевом «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих».
Заканчивается любая панихида, как и парастас, служением литии, Трисвятым и ектинией. В самом конце звучит отпуст и поется «Вечная память».
Парастас
Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение. Парастас — это особая заупокойная служба на утрени, совершается она в пятницу, предваряющую наступление Вселенской Родительской субботы (Мясопустной, в канун Великого Поста, второй, третьей и четвёртой седмиц Четыредесятницы, Троицкой, перед днём рождения Церкви, памятью схождения Святого Духа на апостолов).
Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу). Содержание этого стихословия, ошибочно считающегося «сугубо заупокойным» — исповедание веры, скорбь об отступлениях от Закона, данного Творцом, просьба о милости и снисхождении к немощам человеческим. Памятуя о том, что «несть человек, иже поживет, и не согрешит», и присутствующие на службе верующие от своего лица вместе с хором повторяют припевы «Спасе, спаси мя» и «Благословен еси Господи».
Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).
Почему усопшим необходимы наши молитвы?
Парастас — это возможность продолжения пути к вечному благу по молитвам живущих для тех, кто ожидает дня последнего Суда, не имея возможности к дальнейшему покаянию. Православие утверждает возможность изменения к лучшему загробной участи человека. Главным средством для этого становится Проскомидия — поименное поминовение на Литургии. Священные узы любви позволяют и совершаемые нами дела веры — милостыню, церковную и домашнюю молитву посвятить Богу от лица усопших. Парастас по усопшим — это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким.
Последование Парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся
Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).
После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны. Непорочны разделяются на 2 статии.
Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».
Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
После первой статии – малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».
Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».
Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
Сразу после этого поются тропари по непорочных:
«Благословен еси, Господи…
Святых лик обрете источник жизни…».
После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» – егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».
По 3-й песни катавасия – ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».
По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».
После малой заупокойной ектении – кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».
По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».
Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».
После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.
Далее последование подобно, как в обычной панихиде.
ПАРАСТАС — заупокойное богослужение
Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).
Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.
В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.
Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.
Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.
Родительские субботы
Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января)
Роди́тельские суббо́ты – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.
Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.
В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что церковные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.
Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам.
Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. Особого не в плане какого-то другого, а в плане усиленного. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ умерших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше рвение, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может простить все грехи умершего человека.
В родительские субботы православному христианину, по возможности, нужно посетить заупокойную литургию и панихиду, молиться во время богослужения не только за наших близких, но и за все умерших православных христианах (по церковнославянски – «от века усопших»), после этого посетить кладбище и там совершить уже частную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, прочитать 17 кафизму Псалтири. Это самое главное. А насчет трапезы – церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. Во всем. И не забывайте: главное в этот день – молитва.
Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот?
Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром).
Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?
Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника.
Зачем в храм приносят еду?
Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души.
Следует трезво относиться к традиции приносить еду “на канун”, исходя из современных реалий. Батюшкам при всём усердии не скушать 30 батонов хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.