заяц отвечает на вопрос кто или что

Урок русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?»

Презентация к уроку

Тип урока: урок изучения нового материала.

Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

I. Организационный момент

Начинаем урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд №1)

А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.

Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа.(слайд №2)

III. Словарная работа.

Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)

Вы можете назвать записи на доске словами? Почему?

А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв стали словами? Что надо для этого сделать?

Составьте из этих букв слова.

Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и ставит ударение.

Давайте проверим написанное.(слайд №4)

Поднимите руку у кого так же?

IV. Введение в новую тему

Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте стихотворение, а потом ответите мне на несколько вопросов. (Слайд № 5)

1. Актуализация знаний

Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет смысл и значение )

2. Формулирование темы.

Действительно все слова имеют значение. Одни из них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО? (Слайд №6)

3. Открытие нового знания

Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово в нем (Существительное)

Правильно! Именно так называются все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Кто уже догадался какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?

Теперь немного поиграем (слайд № 9)

Я называю вам слова, и если они отвечают на вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО? подпрыгиваете.

Будьте внимательны, я буду вас сбивать.

Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб, самолет, ворона, птица, сказка, писатель.

А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и красивее.

IV. Первичное закрепление.

Открыли учебники на стр.34. задание № 48. Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)

Кто?Что?
ЧеловекДом
МамаГород
ЩенокМашина
КитДерево
КузнечикКосмос

V. Самостоятельная работа

А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два ученика по очереди выполняют у доски)

Проверьте. Кто считает иначе?

А теперь давайте вспомним, что еще мы можем делать со словами? (Разбирать, делить на слоги, ставить ударение, составлять предложения)

Совершенно верно составлять предложения. А что такое предложение и чем оно отличается от набора слов.

Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня записано предложение или набор слов? Как из этих слов сделать предложение?

Запишите получившиеся предложения.

Скажите есть ли в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)

Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? – мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)

Поставьте сверху, над этими словами карандашом вопросы.

VII. Подведение итога урока.

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание. Дидактический материал № 34 (карточки с домашним заданием)

№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или ЧТО?

Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель.

Образец: (кто?) Света, (что?) конфета, …

Источник

Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие – на вопрос «что?»

Цели и задачи урока:

1) Познакомить детей с понятием имя существительное.

2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к словам, умение находить имена существительные в тексте.

3) Развивать речь детей, умение думать, анализировать, высказывать свои мысли и доказывать их примерами.

3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма элементов букв.

4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику.

5) Воспитать умение работать в паре: советоваться с товарищем, уметь выслушать его мнение.

— Какие задачи поставим перед собой?

(Слайд 2, кроме того на партах у каждого ребенка напечатан план урока)

2. Введение в новую тему. Актуализация темы.

На доске перепутаны картинки (девочка, собака, заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с названием предметов на картинке (работа в паре).

Какой вывод вы сделаете?

Д.: Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на вопрос что?

3. Открытие новых знаний:

а) Беседа по новому материалу.

— Ребята, а что означают эти слова?

— Что означают эти слова?

б) Самостоятельное выведение учащимися правила.

Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, называются именами существительными. А как вы думаете, почему их так назвали?

в) Работа со словарными словами.

— Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это за слова?

Известный писатель Максим Горький говорил: “Человек – это звучит гордо”.

— А как вы понимаете эти слова? Что значит быть человеком? Настоящим человеком? А в наше время надо ли накапливать знания? Для чего?

— А какой группе нужно отнести слово Москва? (На доску). Почему?

Что обозначает это слово? Почему оно написано с большой буквы? На что ещё надо обратить внимание при записи этого слова?

— А кто из вас знает, как называется главный город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в переводе означает это слово?

— А к какой группе слов отнесёте слово Сыктывкар? Почему?

— Какие имена существительные ещё вы бы добавили в каждый столбик?

г) Первичное закрепление.

— У вас на партах лежат листочки. Предлагаю поиграть в игру, которая называется “Четвёртый лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать слова-предметы, посоветовавшись со своей парой, найти лишнее слово-предмет и выписать его в тетрадь.

— Объясните, почему вы выделили это слово?

— Какой вывод можно сделать по этому заданию?

4. Практическая часть урока.

а) Задание по выбору.

— Скажите, что вы там увидели?

1 группа заданий – поставить вопросы к именам существительным (слова распределены по группам)

Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?

2 группа заданий – выбрать слова и записать по столбикам:

Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета, газета, Света.

3 группа заданий – подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.

Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти слова.

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.

— Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.

— А теперь те, кто не испугался 3-го задания? Прочитаем слова с вопросами.

Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)

Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля, сын)

— Запишите эти слова с вопросом.

Вывод: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, (имена существительные).

5. Подведение итогов урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие слова мы будем называть именами существительными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Оказывается, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто называют одушевлёнными, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – неодушевлёнными. (Слайд 8). А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

— Какие упражнения вам понравились? Кому было трудно на уроке?

— Довольны ли вы своей работой на уроке? Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы поставили перед началом вашей работы? Добились ли этого? Оцените свою работу на листочках.

6. Домашнее задание.

— Упр.34 с.18 или составить задание для товарища “Четвертый лишний”.

Приложение

1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.

2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.

3. Работа со словарными словами.

4. Просмотр иллюстраций.

6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.

7. Самостоятельная работа.

8. Игра “ Волшебное превращение”.

9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Маша, огонь, лошадь, корова.

Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.

Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.

Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?

Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?

Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета, газета, Света.

Подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.

Источник

Заяц отвечает на вопрос кто или что

Тема: Имя существительное

Ход урока

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов.

На какие группы можно разделить эти слова?

Слова- названия признаков предметов:

Слова— названия действий предметов.

На какой вопрос отвечают слова каждой группы?

Запишите слова-названия предметов первого столбика.

Выделите в словах изученные орфограммы.

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи.

Каждая часть речи что-либо обозначает: или предмет, или признак предмета, или действие предмета.

Каждая часть речи имеет своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и другие.

Рассмотрите схему «Части речи».

Расскажите по схеме о каждой части речи.

Можно сделать вывод: все слова обозначают предметы и являются именами существительными.

Запишите слова так:

Сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что?

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называют именами существительными.

Я слово удивительное,-

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

Пропишите букву о и буквосочетания

При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.

На следующей строчке запишите словарное слово отец и слово отчество.

Можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца?

3. Актуализация знаний.

Имена существительные получили такое название потому,

что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.

Лексические значения имён существительных разнообразны.

Имена существительные обозначают:

Предметы и вещи.

Явления природы: гроза, метель.

Людей, животных и так далее: мальчик, белка, слон.

События: праздник, олимпиада.

Чувства и качества людей:

Например, радость, скромность.

На какие вопросы отвечают слова?

(Кто?) Спортсмен, врач, заяц.

(Что?) Утюг, шары, розы, радуга.

Наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает. А растения стоят на месте, не передвигаются. Поэтому мы все предметы растительного мира называем неодушевлёнными именами существительными и ставим к ним вопрос (что?) розы.

Запишите слова по образцу.

Приведите свои примеры.

Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают людей, животных, называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы, называются неодушевлёнными.

Распределите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.

Одушевлённые:

Неодушевлённые:

Запишите 3 одушевлённых существительных и 3 неодушевлённых.

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек – это собственные имена существительные.

Например, Саша, Дмитрий, Иванов, Алексей Петрович, Новгород, Тверь, Волга.

Например, город, петух, иней, доброта.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Например, Россия, Ростовская, Неклиновский, Покровское.

Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Например, страна, область, район, село.

Подберите к нарицательным существительным собственные имена. Запишите их.

Никогда не забывайте-

Имя буквой выделяйте. Например, мальчик Петя

Все клички до одной

Пишут с буквы прописной. Например, хомяк Хомка

Страны, города и реки –

Посмотри и не спеши,

С большой буквы их пиши. Например, река Енисей

Обратите внимание!

Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.

Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:

Музыку к балету «Щелкунчик» написал Пётр Ильич Чайковский.

Картину «Богатыри» написал Виктор Михайлович Васнецов.

Запишите одно предложение на выбор.

Физкультминутка

Хомячок Хомка приглашает нас отдохнуть.

Хомка, Хомка, хомячок,

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, лапки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка хочет сильным стать!

Объяснение материала (2)

Сколько предметов может обозначать имя существительное?

Имена существительные изменяются по числам.

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе.

Например, щенок, картина.

Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

Например, щенки, картины.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Раздели слова на группы:

Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.

Запишите слова в два столбика. По какому признаку их распределяли по столбикам?

В единственном числе употреблены существительные:

Имена существительные травы, корзины, города, сороки, деревни – употреблены во множественном числе.

Измени число каждого имени существительного:

Туфля – туфли

Простыни – простыня

При изменении числа имени существительного меняется его форма.

Запишите пары слов.

Над каждым словом укажите его число.

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе:

Например, только в единственном числе употребляются имена существительные:

Только во множественном числе употребляются имена существительные:

Брюки, качели, шахматы, ножницы, санки.

Некоторые имена существительные надо правильно употреблять во множественном числе. Говорите правильно!

Нет чулок, сапог, ботинок.

Много мест, яблок, дел, сапог. Но:

Много мандаринов, апельсинов, килограммов, помидоров.

Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы.

Например, (чего?) зимы, весны;

(кого?) зайца, лётчика

(чему?) зиме, весне;

(о чём?) о зиме, о весне;

(о ком?) о зайце, о лётчике.

Посмотрите на экран.

В стихотворении не хватает слов.

Вставьте подходящие по смыслу слова, изменяя их форму.

Подсказка находится справа.

Запишите стихотворение. Подчеркните имена существительные.

У _________ высокий рост,

У _________ пушистый хвост,

У _________ крепки рожки,

У _________ тонки ножки.

У _________ толсты губы,

А у _______ остры зубы.

Сам придумай про ежа,

Про ужа и про чижа!

Проверьте себя!

У слона высокий рост,

У лисы пушистый хвост,

У козлёнка крепки рожки,

У цыплёнка тонки ножки.

У мартышки толсты губы,

А у волка остры зубы.

Сам придумай про ежа,

Про ужа и про чижа!

В каком ряду слова отвечают на вопрос «что?»

В каком ряду все слова отвечают на вопрос «кто?»

ИТОГ УРОКА

Игра «Договори словечко»

Слова, отвечающие на вопрос кто? или что? …

Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются…

Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются…

Какие ещё бывают имена существительные?…

Имена существительные изменяются…

Могут ли знания, которые мы получили на уроке, пригодится нам в жизни?

Почему?
Когда?
Зачем?

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны

Источник

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.

Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.

3. Орфографическая минутка.

– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.

Снегирь, завод, холод, город, лошадь.

(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?

– Разделите эти слова на две группы:

Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.

1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)

2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?

(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)

– На какие группы разделили?

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?

2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?

1 ряд2 ряд
щукаёлка
медведьлёд
пчеладорога

– Что обозначают имена существительные?

Имена существительные обозначают:

Учитель:Ученики:
1. Конкретные предметыдоска, тетрадь
2. Живые существакошка, белка, мальчик
3. Явления природыдождь, снег
4. Процесс, название действийрост, стрельба
5. Абстрактные понятияверность, дружба, любовь

“Не ошибись, пожалуйста”

3. Работа по учебнику: упражнение 394.

(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)

Домашние животные: кто? корова, коза,…….

Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………

4. Индивидуальная работа. Тест.

1. Имя существительное – это часть речи, которая…

А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.

2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?

А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.

3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?

А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.

4. Какое слово “лишнее”?

А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок

(На доске прикреплены “рыбки” – слова)

— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.

6. Картинный диктант.

Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.

IV. Итог урока.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *