здорово живешь что отвечать
Здорово живёшь (живёте)
Смотреть что такое «Здорово живёшь (живёте)» в других словарях:
здорово живёшь — (живёте) … Словарь употребления буквы Ё
здорово живёте — ЗДОРОВЫЙ 1, ая, ое; ов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Здорово живёшь — ЗДОРОВЫЙ 1, ая, ое; ов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Здорово живёшь (живёте)! — Дон. То же, что здорово был!. СДГ 2, 28 … Большой словарь русских поговорок
здорово живёшь живёте — здор ово живёшь (живёте) … Русский орфографический словарь
здорово живёшь — здор ово живёшь (живёте) … Русский орфографический словарь
здорово живёшь — Здоро/во живёшь (живёте) Приветствие при встрече … Словарь многих выражений
ЗА ЗДОРОВО ЖИВЁШЬ — 1. Ни за что, даром. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) делает что л. без должного вознаграждения, отдаёт что л. ценное бесплатно. Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х делает что л. за здорово живёшь. неизм. В роли обст. Порядок слов… … Фразеологический словарь русского языка
за здорово живёшь — 1) Без всякой причины, основания. Обругал за здорово живёшь! 2) Бесплатно, даром. Не буду я работать за здорово живёшь! … Словарь многих выражений
За здорово живёшь — Прост. Ирон. Без всякой причины; неизвестно почему. С своей стороны Карась тоже начал тяготиться присутствием обнищавшего компаньона. Прогнать его так, за здорово живёшь, как будто и совестно, а держать без всякого дела на своей шее начётисто… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Приветствия донских казаков
У казаков жена всегда обращалась к мужу только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свекор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.
Казачка, обращаясь к незнакомому казаку, называла его «мужчина». «Мужик», считалось оскорбительным словом.
На приветствие мужчины казачки отвечали легким поклоном. Между собой у казачек принято было обниматься, с поцелуем и беседовать.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье — «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали — «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».
При исполнении Гимна Войска Донского или России казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.
Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька». К пожилому казаку или казачке обращались «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка».
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Прости ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили, тоже поминая господа: «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
Как коммуницируют казаки
Всегда, оказываясь на казачьих сходах (их называют, как правило, «круг»), я удивлялась обычаю присутствующих кричать «Любо!» в знак одобрения чего-то, при голосовании, и «Нелюбо!», если казакам что-то не нравится и они с чем-то не согласны. Откуда пошел такой обычай?
Все ставропольские казаки, да и не только, наверняка знают этот возглас. «Любо!» – выражение любви и признательности к тому, что очень понравилось. Рассказывают, что зародилась эта традиция на Дону. А, к примеру, краснодарские казаки никогда так не кричали. В Забайкалье казаки на кругах и сходах тоже не кричали «любо», а голосовали снятыми с голов шапками.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.
Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька». К пожилому казаку или казачке обращались «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка».
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Прости ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили, тоже поминая господа: «Храни тебя Господь», «Спаси Христос».
Казачий диктант 2021. Вопросы и ответы
1) Казачий круг – общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. На нём всегда решались вопросы военного, экономического, административного, общественно-политического, юридического, социально-бытового и другого характера (как-то, ведение войны и заключение мира, раздел между куренями угодий и другие. Какой из атаманов избирался на казачьем круге?
2) В развитие медицины и микробиологии внесла значительный вклад донская казачка с хутора Фролов Усть-Медведицкого округа. Занималась научной работой на кафедре микробиологии медицинского факультета Северо-Кавказского университета в Ростове-на-Дону. Первая научная работа называлась «К биологии холерного вибриона». Во время Великой отечественной войны в 1942 году вместе с группой учёных получила первый отечественный пенициллин. В 1963 году стала действительным членом АМН СССР. Назовите имя знаменитой казачки – «госпожи Пенициллин»:
5) Высший государственный совещательный и консультативный орган России по делам казачества, созданный в 2009 году:
6) Старинный возглас, которым казаки выражают одобрение:
7) Казаки по-особому обращались друг к другу и приветствовали. Например, жена обращалась к мужу только по имени и отчеству, тем самым показывая свое глубокое почтение его родителей. К жене казак обращался по-своему, обычно называл её по имени. Однако в старости звал по имени и отчеству или просто «мать». Приветствие казаков обычно выглядело следующим образом: обязательно приподнимался головной убор, затем следовало рукопожатие. Славная традиция приветствия сохранилась и по сей день. Как казак отвечает на приветствие «Здорово ночевали?» (дневали)
8) Литературное произведение XV в. о Куликовской битве, в которой по преданию приняли участие казаки, называется:
9) Жилище строили из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались довольно редко. Простой казак для постройки жилища пользовался глиной, камнем, хворостом и даже мелом. Кирпич же в строительстве использовали только очень зажиточные обитатели станиц. Вот как описал казачье жилище Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон»: «В горнице, кроме деревянной крашеной кровати с точеными шишками по углам, стоит возле дверей окованный уемистый сундук с Аксиньиным приданным и нарядами. Под передним углом – стол, клеенка с генералом Скобелевым, скачущим на склоненные перед ним махровые знамена; два стула, вверху – образа в бумажных ярко-убогих ореолах. Сбоку, на стене – засиженные мухами фотографии».
Как называлось жилище казачьей семьи?
11) Базовые казачьи ценности сформулированы в 10 казачьих заповедях – трудолюбие, любовь к Родине, семья, честь, мужество, уважение и почитание старших, вера. Что согласно первой заповеди, дороже жизни казака?
12) К началу 19-века казачьи войска составляли серьезный резерв для русской армии. Казаки в мирное время занимавшиеся земледелием, рыболовством и охотой, практически жившие за свой счет, в случае начала войны собирались по тревоге в полки и отправлялись в район боевых действий, пополняя русскую кавалерию значительным количеством умелых и отважных бойцов. Казаки принимали участие во всех войнах, которые вела Российская империя. Сыграли большую роль казачьи части и в Отечественной войне 1812 года. В войсках Барклая де Толли числилось 10 полков казаков, в армии Багратиона – 8 полков, а в других русских армиях еще 10 казачьих полков. Всего же в 1812 году выступило 74 воинских формирований казаков против наполеона и его солдат. Переломным моментом войны стало Бородинское сражение, которое считается одним из самых великих и кровопролитных в истории 19 века.
Как проявили себя казаки Матвея Платова в Бородинском сражении?
13) Поэт Цезарь Солодарь вспоминал: «Вдруг послышался цокот копыт, мы увидели приближающуюся конную колонну… Это были казаки из кавалерийской части…»
Всего за один день родилась песня с залихватским припевом:
Едут, едут по Берлину
Песня «Казаки в Берлине» на слова Цезаря Солодаря и музыку композиторов Дмитрия и Даниила Покрассов посвящена:
14) Великий русский художник, «природный» казак, очень любил родные ему земли Сибири. Это послужило причиной к созданию его работ в историческом жанре. Борьба Ермака с татарами была очень интересной темой для живописца. Этюд «Казаки в лодке» был создан в 1892 году в Красноярске. Позже он стал фрагментом, написанной 1895 году, картины «Покорение Сибири Ермаком». На ней художник описал сцену из знаменитого сражения казачьего войска с войском хана Кучума. Назовите имя этого великого русского художника:
15) Какой казачий чин в казачьем войске является наивысшим в современной истории России?
16) Какое знаменательное событие для современной истории России произошло 24 июня 1945 года?
17) Донской казак, землепроходец, первооткрыватель Нижнего и Среднего Амура. Служил правителем канцелярии при якутском воеводе. С отрядом в 130 человек в июле 1643 года отплыл на стругах из Якутска и по Алдану и Учуру к осени добрался до реки Гонам. Здесь он оставил 40 человек с грузами зимовать, а с остальными пустился через Становой хребет. После множества приключений казаки, которых оставалось не более 65 человек, добрались до устьев Амура, где они “объясачили и привели под цареву руку” гиляков. Плавание продолжалось около 12 недель. В устье реки Ульи он построил острожек и снова зазимовал. Весною, оставив 20 человек в острожке для более прочного утверждения здесь русского владычества, землепроходец двинулся сначала по реке Улье, потом волоком перетащил лодки на реку Маю, и в июле 1646 года вернулся в Якутск. Он привёз богатый ясак, заложников и разные трофеи (ясак – дань, налагаемая казаками на народы, признавшие себя подвластными России). Он привез также обстоятельное описание своего пути. Как звали известного казака-землепроходца?
Казаки неоднократно являли примеры высокого героизма, самопожертвования, верности Родине и воинскому долгу. Сколько казаков было удостоено высокого звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны?
19) Этот космонавт летал в космос три раза. Ему дважды присваивали звание Героя Советского Союза. В длинном списке его наград есть три ордена Ленина. На родной кубанской земле, на встрече с земляками председатель крайисполкома С.Ф. Медунов, надел ему на голову папаху, накинул на плечи бурку и сказал: «Наш земляк стал первым космонавтом-казаком!» Назовите имя первого космонавта-казака:
20) Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском казачьем обществе» вступил в силу 4 ноября 2019 года. Согласно указу атаманом Всероссийского казачьего общества может быть гражданин Российской Федерации – член первичного казачьего общества, входящего в состав Всероссийского казачьего общества, не моложе 40 лет, пользующийся доверием и уважением членов Всероссийского казачьего общества, обладающий организаторскими способностями, высокой нравственностью, имеющий опыт управленческой работы.
Атаманом Всероссийского казачьего общества Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 г. №544 назначен Долуда Николай Александрович сроком на 6 лет.
Выберите верные суждения о деятельности Всероссийского казачьего общества (из Устава Всероссийского казачьего общества):
Здорово живем!
«АП» продолжает знакомство с обычаями амурских старообрядцев
При встрече: «Здорово живем!» Расставаясь: «Прости Христа ради!» Эти люди говорят на всем понятном русском языке, но как будто по-другому. От их слов веет певучей стариной и обыденным покоем. При этом они не считают себя представителями нетрадиционной веры. Как раз вера у них одна, не придуманная, а доставшаяся в наследство от предков.
Иван по полгода проводит в тайге и ориентируется во времени по линиям на ладони.
Продолжение. Начало в номере за 17 сентября
Их основные постулаты — не грешить и жить в согласии с окружающими — позволяют мирно делить одно жизненное пространство с рядовыми амурчанами. «АП» продолжает рассказ о старообрядцах из села Грибовка Архаринского района.
— Здорово живем! — такое приветствие вместо привычного «здравствуйте» выглядит, по крайней мере, непривычно. Татьяна Логинова суетливо поправляет цветастый платок, внимательно смотрит в глаза, как бы изучая настрой неожиданного визитера, и, сдавшись, машет рукой: «Ладно, парень ты вроде порядочный. Поэтому тебе расскажу, но не все. Так, кое-что. И не более».
Общаться с Татьяной приходится на ходу, едва поспевая за энергичной женщиной. День с раннего утра выдался беспокойный. Накануне муж до позднего вечера работал в поле, а сегодня пришла очередь пасти сельское стадо. Все приходится делать на ходу, почти бегом. По словам собеседницы, вера и жизнь требуют работать не покладая рук.
— Щас хлеб в магазин привезут, поэтому надо купить свежую буханочку и срочно мужу обед готовить, — увеличивается с каждым шагом поток информации от Татьяны. — Он у меня со вчерашнего дня полуголодный. Мужика нужно в хорошей форме держать, любить. Тогда и в доме порядок будет. Мы с ним все вместе делаем, троих детей вырастили, сейчас в городе учатся. У сыновей все больше к технике привязанность, а дочка медиком решила стать.
Полубегом делать пометки в блокноте нет никакой возможности, поэтому вся надежда на профессиональную память. Даже звонок на мобильном не сбавляет нашего темпа.
— Здорово живем. Спаси Христос, что позвонила, — явно привычно отвечает Татьяна невидимому собеседнику. Дальше следует обычный диалог двух родственников. Ограничиваясь парой- тройкой советов и наставлений, попутчица, наконец, приступает к разъяснению жизненной позиции.
— У нас не говорят «здравствуйте» или «до свидания». Приветствуем друг друга словами «здорово живем», прощаемся фразой «прости Христа ради», на что получаем ответ: «Аминь. Бог простит». Это еще от родителей наших и их родителей повелось.
Такая благодарность, как спасибо, в старообрядчестве и вовсе чужая.
— Бо — это исламский идол, — делится своей версией Татьяна. — Получается, что фразой «спаси Бо» мы просим о спасении чужую святыню. Настоящие же верующие обращаются ко Христу. Так и говорят в благодарность: «Спаси Христос».
На мое недоумение по поводу пользования сотовым телефоном (как уже писала «АП», многие старообрядцы от этой чудо-техники держатся подальше) собеседница со вздохом замечает: «Конечно, это спорный вопрос, но у нас с молоком матери впитывается уважение к родителям. День нужно начинать с их благословения. А как, будучи в Благовещенске, дети у меня благословение получат? Вот каждое утро звонят. У них, конечно, там свои дела, но про нас не забывают. Мы тоже стараемся помогать, чем можем.
На перекрестке у хлебного магазина расстаемся. Следующий собеседник личность во всех отношениях интереснейшая. Иван Вехов — моложавый мужик с традиционной старообрядческой бородой вырос в Советском Союзе и при этом умудрился избежать всеобязательного членства в пионерии, а тем более в комсомоле. Даже испытывая колоссальное идеологическое давление со стороны школы, он и его родители не отказались от веры.
У него семь современных специальностей и при этом Иван по полгода проводит в тайге, ориентируется во времени по линиям на ладони и знает старославянские языки. Рассказ об этом человеке в одном из следующих номеров «Амурской правды».