зебра в фотоаппарате что это
Зебра в видеокамере
Если зебра включена, то элементы изображения, выдающие сигнал выше заданного уровня, будут заменены диагональными полосками. Многие не понимают как пользоваться зеброй в видеокамере. Оператор может прикрывать диафрагму, уменьшая экспозицию, до полного или частичного пропадания этих диагональных полосок.
Функция зебра в цифровой камере
Установки уровня зебра в видеокамере
Рекомендации по выбору уровня зебра в видеокамере
Оператор сам выбирает точку срабатывания зебры, но мы предлагаем некоторые рекомендации на эту тему:
Неправильная установка уровня зебры
Диафрагма и число f
Количество света, проходящего через объектив, регулируется размером апертуры или нейтральным фильтром (ND).
Число f не полностью определяет светотехнические параметры объектива, так как само оно определяется, исходя из предположения, что объектив пропускает все 100% попадающего в него света. Из-за разницы в конструкции, в материале линз объективы имеют разное пропускание, и два объектива, в которых установлены одинаковые значения f, пропустят на призменный блок разное количество света.
Интересная информация по всем вопросам видеопроизводства.
Функция «Зебра», как она работает?
Функция «Зебра» полезна тем что наглядно показывает «пересвеченные» участки, т.е. такие участки, которые на экране будут выглядеть как белые пятна.
Теперь на секунду отклонимся от темы. Человеческий глаз+мозг прекрасно компенсируют различные нюансы в освещенности и выдают нам прекрасную картинку. Глаз прекрасно видит такие уровни контрастности, которых камера записать не может. Сцена, нормальная для глаза, после записи может оказаться передержанной или слишком контрастной, а необходимые детали пропадут. Например, если на площадке, ярко освещенной солнцем, находится какой либо предмет, мы видим все детали этого предмета (конечно если только он не обладает большой отражающей способностью). В противоположность к этому, можно добавить что находясь в комнате с освещением в 300 ватт, Вы будете прекрасно видеть все предметы и даже сможете читать.
Камера все «видит» по другому. Если камера работает в автоматическом режиме, то она будет ориентироваться по объекту который находится на переднем плане. Если при этом, объект освещен ярче чем предметы на заднем фоне, то задний фон будет затемнен, если наоборот, то задний фон буде выбелен. Поэтому в автоматическом режиме камера не всегда может правильно определить экспозицию и конечный результат на экране телевизора может быть довольно плохим. Для того чтобы исправить такое положение дел, в камерах хорошего уровня предусмотрены функции ручной настройки.
Теперь о практическом применении. Если такая функция в камере есть, то лучше её не отключать и научиться ею пользоваться. Например в камерах SONY есть два режима – 100 и 70. Если говорить примитивно то режим 100 показывает на 100% пересвеченные участки, а режим 70 участки которые пока еще не белые, но уже «потенциально опасные».
Первый режим я чаще всего использую при съемках общих и средних планов вне помещения. Например, если Вы снимаете невесту в белом платье в солнечную погоду, то именно в таком режиме Вы быстрее всего настроите правильную экспозицию и цветовой баланс кадра.
Второй режим лучше всего использовать при съемке крупных планов или в помещении, где освещение менее интенсивное чем на улице. Поэтому не забывайте проверять, какой из режимов в данный момент у Вас включен. Потому что если у Вас включен второй режим, а Вы настраиваетесь по первому, то в результате экспозиция получиться совсем не та.
Так, с режимами разобрались, двигаемся дальше. Включаем функцию «Зебра», наводим на какую–нибудь область с преобладанием белого или с максимальной яркостью, открываем диафрагму до тех пор, пока в этой области не появиться четкий рисунок «Зебры». Затем постепенно прикрываем диафрагму, до тех пор пока «Зебра ” не исчезнет. Если после этого еще остаются отдельные яркие пятна (например, блики), выбирете другой ракурс или подстройте освещенность вручную.
Конечно, в идеале, хорошо бы делать так как делают это профессионалы. Они общую освещенность контролируюут по хорошему, отколиброванному монитору и имеют возможность правильно вытсроить освещение снимаемой сцены. Но это все так, лирика.
achorny
Alexander Chorny
freelance editor
Продолжаю серию статей по операторскому мастерству для заинтересованных в постановочной операторской работе для короткого метра. В этот раз мы обсудим базовые оптические законы и техники, которые необходимо понимать каждому оператору. Люди с фотографическим бэкграундом могут мельком пробежать статью об экспозиции, но им будет полезно прочитать про работу выдержки в видео и, пожалуй, о «зебре«.
II. Технические аспекты съемки
Представим, что вы находитесь в комнате, где горит настольная лампа и в окна светит яркий дневной свет. Вы без труда видите все детали, находящиеся в тени, предметы, освещенные лампой, и дерево за окном. Если вы эту картину снимете на видеокамеру, то ее динамического диапазона не хватит, чтобы зафиксировать и предметы, находящиеся в тенях, и детали в ярко освещенных областях комнаты. Будут либо детали в тенях и пересвет в окне и от лампы, либо черные тени и отсутствие в них деталей и хорошо проработанные окно и освещенный стол.
Эта особенность видеокамер приводит к тому, что для того, чтобы получить натурально выглядящую и красивую картинку, приходится искусственным образом понижать контраст изображения, используя постановочный свет. С нашим примером с комнатой, нужно было бы поднять освещенность в тенях до такой интенсивности, чтобы камера “увидела” темные объекты и в то же время не потеряла яркие детали в окне и на столе.
Важность правильного света на вашей съемке трудно переоценить, так как помимо только что описанной чисто технической стороны, существует еще художественная. Снимая, вы буквальным образом рисуете светом, и он создает настроение вашего фильма, расставляет акценты и создает тонкие подсознательные намеки. В дальнейшем мы подробнее коснемся художественных законов работы постановочного света, а сейчас важно, чтобы мы уяснили техническую сторону дела.
B. Экспозиция
1. Суть: диафрагма, выдержка и как они влияют на результат.
Выдержка измеряется в долях секунды (1/2 с, 1/30 с, 1/250 и т. д.) Это количество времени, в течение которого открыт затвор. Все остальное время он закрыт, и свет не попадает на пленку. Если речь идет о цифровых камерах, то физического затвора там нет, а выдержка реализуется электронным способом.
Пример пересвеченного (слева), недосвеченного (посередине) и нормально экспонированного кадра
Как выбирать нужные значения экспозиции? Конечно, вы можете руководствоваться собственным глазом и просто судить по монитору о правильности экспозиции, но у выдержки и диафрагмы есть важные художественные особенности.
Выдержка в 1/500 секунды
Если вы снимете быстро бегущего спортсмена с очень малой выдержкой (допустим, 1/1000), то каждая деталь в кадре будет четкой, вы получите замороженное мгновение реальности, с частичками песка, взлетевшими в воздух от удара кроссовка и т.п. А теперь представьте, что вы поставили фотоаппарат на штатив ночью над загруженным машинами шоссе и открыли объектив на 25 секунд. Машины, светящие фарами, буквальным образом нарисуют светящиеся линии своей траектории в вашем кадре, и вы получите залитую линиями света ночную дорогу.
Выдержка порядка минуты
Выдержка в 1/30с (слева) и в 1/500с (справа)
Что получится, если мы будем производить съемку с очень короткой выдержкой, например, 1/250 или 1/500? Каждый кадр будет практически лишен размытости движения. Если мы работаем со скоростью съемки в 25 прогрессивных кадров в секунду (стандарт, когда мы снимаем в PAL-стране), то получим несколько стробирующее видео при наличии движении камеры либо снимаемых объектов. Этот визуальный строб получается из-за того, что 25 кадров в секунду недостаточно для того, чтобы создать абсолютно плавную иллюзию движения, и теперь нет помощи в виде размытости движущихся объектов от кадра к кадру. Однако это не всегда плохо. В ряде случаев такой эффект может использоваться для художественной задачи. Например, в “Спасении рядового Райана” Стивен Спилберг использовал короткую выдержку для боевых сцен и с помощью едва уловимого строба передал состояние крайней сосредоточенности и молниеносной скорости действия солдат в бою, состояние, в котором человек на адреналине воспринимает все вокруг с повышенной “четкостью”. Другой пример. При съемке для спецэффектов бывает нужно чтобы объекты на каждом кадре были абсолютно четкими, чтобы было возможно их вырезать из фона и использовать отдельно, а размытие движения добавить впоследствии. Тогда также используется короткая выдержка. Но если у вас нет подобной цели, то стоит придерживаться классических величин выдержки при съемке, а при необходимости уменьшить количество света пользоваться нейтральными фильтрами (затемненная пластинка из специального стекла).
2. Чувствительность ISO
DSLR и цифровые кинокамеры имеют возможность выставления чувствительности сенсора в больших пределах, что очень хорошо для работы. Кроме того, из-за большого сенсора шумы даже при очень высокой чувствительности минимальны, что позволяет работать при минимуме света, ценность чего сложно переоценить.
3. Особенности цифрового видео (переэкспозиция)
4. “Зебра”
Во всех профессиональных камерах присутствует инструмент, призванный помочь вам в оценке экспозиции. Да, вы видите результат на мониторе камеры, но где заканчивается просто белый и где начинается переэкспозиция? Как корректно определить правильность экспозиции кадра, если в монитор бьет солнце, например, либо камера позволяет регулировать яркость и контраст монитора и вы получаете абсолютно разные картинки при одной и той же экспозиции? Где правда?
5. Баланс белого
Неправильный (слева) и правильный баланс белого
Обычно это делается так. Под основной источник света (лампа или солнце) ставится лист белой бумаги (либо серая карта). Камера наводится на этот лист таким образом, чтобы белый полностью заполнял собой кадр. Нажимается кнопка, и камера балансируется, а вы получаете правильные цвета.
Средства контроля экспозиции
Проблема многих фотографов в том, что изображения у них получаются то слишком яркими, то слишком тёмными. Как же сделать так, чтобы фотографии были всегда нужной яркости?
Научившись настраивать параметры экспозиции, фотограф всё же не полностью решит вопрос — ему по-прежнему придётся контролировать яркость получаемых изображений. Как именно контролировать? Прежде всего визуально — просто посмотреть отснятое фото на экране фотоаппарата. А современные фотокамеры в режиме Live View или в цифровом видоискателе ещё до съёмки, в момент визирования, показывают картинку той яркости, какой она в итоге получится на фото.
Современные беззеркальные камеры, такие как Nikon Z7 и Nikon Z6, оснащены электронным видоискателем, в котором мы видим картинку той яркости, какой она получится на итоговом снимке.
Но тут есть проблема: наш глаз подстраивается под условия окружающего освещения. Например, при съёмке в темноте изображения на экране камеры будут казаться ярче, чем они есть на самом деле, при съёмке же на свету картинки могут выглядеть темнее.
На мой взгляд, лучшее время для съёмки вечернего города — сумерки, когда небо ещё не совсем чёрное, а городские огни не разгорелись на полную мощность. Сочетая естественный вечерний свет и городскую иллюминацию, можно получить самую живописную, объёмную картинку.
Отсюда и распространённая ошибка начинающих фотографов — слишком тёмные кадры во время ночной съёмки. Пока снимают в темноте, кадры на экране камеры видятся яркими, а в итоге оказываются тёмными.
К тому же, на глазок не всегда можно увидеть потери деталей в светлых или тёмных участках кадра, что зачастую становится серьёзной проблемой. Наверняка у каждого был опыт съёмки заката, когда на фото вместо буйства красок получается лишь белое пятно.
Кадр с «потерянным» небом из-за некорректной экспозиции.
Напомним, что особенно опасна потеря деталей именно на светлых участках — вместо них на фото оказываются белые пятна; в такой ситуации изображение не спасти даже при обработке. Из тёмных участков можно вытянуть детали, если снимать в формате RAW. Фотоаппараты Nikon славятся широким динамическим диапазоном, для них это не проблема.
Кадр с сохранёнными деталями как в светлых, так и в тёмных своих участках.
То есть простая визуальная оценка яркости снимка работает далеко не всегда. А значит, фотографу стоит освоить и другие способы контроля экспозиции, чтобы получать изображения нужной яркости и не допускать потерь в светлых и тёмных участках снимка.
Гистограмма
График гистограммы — главный помощник в настройке яркости. Он поможет оценить распределение тонов на фото. По горизонтали графика показана яркость тонов — от чёрного к белому. По вертикали — количество пикселей данной яркости. На страницах нашего журнала есть урок о том, как читать график гистограммы; здесь же мы отметим основные нюансы.
Гистограмму яркости можно увидеть при просмотре отснятого изображения или же в режиме Live View на экране камеры или в электронном видоискателе прямо во время компоновки будущего кадра.
Включить показ гистограммы на фотоаппаратах Nikon при просмотре изображения можно, меняя режимы просмотра кнопкой «вверх» на мультиселекторе.
Гистограмму можно вывести на экран в режиме Live View с помощью кнопки info.
График гистограммы поможет понять, нет ли на фото потери информации в светлых или тёмных участках.
Пример «правильного» графика гистограммы: все оттенки сосредоточены примерно в середине, ничто не «прилипло» к его границам.
Если весь график «уехал» в левую часть поля, значит перед нами тёмный кадр, в нём преобладают тёмные оттенки. И наоборот, если график «навалился» на правый край поля, то перед нами — слишком яркий кадр.
Всё это — сигнал для фотографа: возможно, что-то пошло не так с настройкой экспозиции и самое время её скорректировать.
Кроме того, если на фото есть отдельные пересвеченные или слишком тёмные участки, мы их тоже увидим на графике в виде отдельных пиков, «прилипших» к правой или левой границе графика. Конечно, отдельных пятен-пересветов тоже допускать не стоит, в особенности на главном объекте съёмки (на лице модели, к примеру).
«Прилипший» к правому краю графика пик сигнализирует о том, что на фото есть потери в светлых участках. В данном случае это небо, важная деталь пейзажного кадра, где такой пересвет недопустим.
Уменьшим экспозицию кадра и этот пик уйдёт; на фото все детали сохранены. А если низ снимка кажется тёмным, то, имея базовые навыки обработки, его можно сделать ярче.
Гистограмма поможет делать кадры без потерь деталей в светлых или тёмных участках, что особенно важно, когда планируется последующая обработка снимков на компьютере, конвертация из RAW.
Однако по графику гистограммы не всегда удобно ориентироваться: не всегда понятно, где именно расположена пересвеченная область. Здесь поможет следующий инструмент нашего списка.
Выделение переэкспонированных зон
Это удобный инструмент, который обязательно должен быть включён на фотоаппарате продвинутого фотографа.
При просмотре на экране камеры пересвеченные области мигают чёрным цветом.
Потеря деталей на небе.
Суть его очень проста: при просмотре отснятого кадра находящиеся на нём пересвеченные области начнут мигать. То есть камера сама их обнаружит и покажет фотографу. При этом, если мигают не важные для сюжета области, например, блик на заднем плане портретного кадра, то эта ситуация вполне приемлема (хоть и не идеальна). А вот если замигал сюжетно важный объект, то необходимо изменить настройки фотоаппарата или вообще выбрать другие условия освещения для съёмки.
Кадр ниже снят в контровом свете напротив окна, и детали за окном оказались потеряны. Но сюжет при этом не пострадал, а значит такой пересвет допустим.
Если пересвеченная область находится не на важном с точки зрения сюжета объекте, то с ней можно смириться.
Выделение пересвеченных зон — удобнейший инструмент, спасший много кадров. Пользуйтесь им и брака по экспозиции у вас станет меньше.
Как же включить эту функцию на фотокамерах Nikon?
Меню режима просмотра — пункт «Настройки просмотра»
Поставьте галочку напротив пункта «Засветка» и не забудьте нажать OK. Теперь с помощью стрелки «вверх» на мультиселекторе можно выбрать режим показа засветки.
«Зебра»
У предыдущего инструмента есть только один недостаток — он работает лишь для уже отснятого кадра. Но как же увидеть потенциально пересвеченные зоны ещё до нажатия на кнопку спуска? Поможет инструмент из мира видеосъёмки, все больше входящий и в обиход фотографов — «зебра». На сегодня среди камер Nikon этот инструмент можно найти в Nikon D850 (в Live View и включённом режиме видеосъёмки) и в новейших беззеркалках — Nikon Z7 и Nikon Z6.
Пересвеченные участки выделены полосатой заливкой. Экран фотоаппарата Nikon D850 в режиме видеозаписи.
При активированной «зебре» уже на этапе компоновки кадра будут выделяться полосатой заливкой пересвеченные участки. Данная функция одинаково удобна как при съёмке фото, так и при видеозаписи.
Чтобы включить «зебру» на Nikon D850, необходимо выбрать режим видеосъёмки, перейти в Live View, нажать на камере кнопку i.
В появившемся меню выбрать пункт «Отображение засветки».
Помните — наши глаза могут нас обмануть! Съёмка в сложных условиях освещения может преподнести неприятные сюрпризы. Чтобы этого избежать, необходимо не только визуально оценивать на экране фотоаппарата получаемые кадры, но и пользоваться «инструментальными» методами контроля экспозиции. Так ваши снимки станут ещё лучше, качественнее!
Полуавтоматические режимы съемки P A S M
Большинство начинающих фотографов при съемке пользуются автоматическим режимом. Он не требует особых знаний фотодела и каких-то дополнительных настроек. Для тех, кто заинтересован в получении более качественных или необычных снимков, были созданы режимы фотоаппарата, которые потребуют вмешательства владельца.
Какие бывают режимы
Режимы съемки в фотоаппарате не ограничены автоматическими программами. Существует четыре полуавтоматических режима, которые открывают для фотографа большое количество настроек. Это позволяет менять время выдержки и размер диафрагмы. Каждый из них имеет свое назначение, но в целом можно отметить, что они призваны сделать правильную экспозицию, более оригинальное фото, исправить те огрехи, которые автоматика устранить не может.
Все полуавтоматические режимы можно включить переключением колесика. Называются они P,S,A,M и обычно отделены чертой от других функций:
Программная съемка
Режим «P» — это гибкий программный режим, который отличается от автоматического только тем, что дает пользователю возможность менять значение выдержки в достаточно ограниченных значениях. Выставление ее параметров осуществляется колесиком управления, при этом камера самостоятельно подстраивает значение диафрагмы под выбранное время выдержки.
Преимуществом такой съемки является то, что камера дает пользователю немного простора для творчества, но при этом сама исправляет многие ошибки. Есть здесь и минус — профессиональные фотографы отмечают, что при каждом новом выборе выдержки камера сбрасывает предыдущие параметры, и их нужно настраивать снова.
Данная функция подходит для большинства видов съемки, но чаще всего используется при переходе от автоматических режимов к полуавтоматическим. С ее помощью можно научиться понимать законы фотографии, и выработать навыки их использования.
Приоритет диафрагмы
Функция А или Av (в зависимости от бренда) позволяет работать с диафрагмой. Пользователь выставляет нужное значение диафрагмы, чтобы изменить глубину резкости. После этого камера меняет время выдержки. На первый взгляд, кажется, что режим не сильно отличается от предыдущего, но здесь есть один нюанс. Приоритет диафрагмы позволяет пользователю менять ее размер, но никак не влияет на время выдержки. Ввиду того, что шаг изменения у выдержки очень маленький, камера может подобрать идеальный вариант под любой размер диафрагмы. В предыдущем режиме при разном времени выдержки диафрагма может вообще никак не меняться, так как шаг у нее не настолько гибкий.
Использовать приоритет диафрагмы можно для любой съемки. Он полезен тем, что позволяет контролировать аберрации и виньетирование (артефакты на фото, возникающие из-за погрешностей при преломлении света на линзах). Помимо прочего диафрагма открывает большой простор для экспериментов с глубиной резкости. Режим незаменим при портретной съемке и для тех людей, которые любят экспериментировать с изображением.
Приоритет выдержки
Приоритет выдержки обозначается на диске режимов буквой S или Tv. Он имеет аналогию с двумя предыдущими, только в данном случае выставляется время выдержки. Отличие от программного режима в том, что на приоритете выдержки пользователю доступно большее количество ее значений. Минус заключается в том, что камера из-за ограниченности шага диафрагмы не всегда может выставить подходящий вариант. В таком случае на дисплее появится надпись High или Low.
Функция полезна для съемки с рук, а также для получения эффекта остановленного движения. Отлично подойдет для съемки спортивных мероприятий или объектов, которые быстро двигаются. В таком случае выставлять нужно короткую выдержку. Удобнее всего использовать приоритет выдержки с автоматическим выставлением светочувствительности.
Ручной режим
Ручной режим или мануальный дает пользователю возможность самостоятельно выбирать значение для выдержки и диафрагмы. Режим М на фотоаппарате также можно немного автоматизировать, но профессионалы предпочитают все настройки выставлять самостоятельно.
Применяется он при сложной съемке, когда камера не может в остальных режимах сама подобрать параметры для получения нужной экспозиции. При работе в ручном режиме хорошо помогает шкала экспозиции, которую можно увидеть в видоискателе. Мануальный способ съемки является самым творческим.
Функция зебра
Большинство начинающих фотографов никогда не слышали о функции зебра, но при этом она очень полезна и помогает на начальных этапах обучению фотографии.
Зебра – это функция, при которой камера отмечает черными и белыми полосами пересвеченные участки. Включив в настройках данную функцию, пользователь на экране может увидеть те фрагменты кадра, которые на фото у него получатся слишком светлыми или темными, и подстроить значение диафрагмы таким образом, чтобы они исчезли.
Если немного отвлечься от темы фотографий, то очевидно, что человеческий глаз является более совершенным устройством, чем камера. Соответственно, без использования данной функции пользователь видит картинку реальной, а вот фотоаппарат ее воспринимает иначе. И там, где глаз видит нормальное изображение, камера может увидеть пересвет или затемнение, соответственно, снимок получится не самым удачным. Функция зебра подсвечивает пользователям такие места и помогает их исправить.
Зебра пришла в фотографию из видеосъемки и в настоящий момент встречается очень редко, преимущественно в не зеркальных фотоаппаратах.
Заключение
Независимо от бренда производителя камер режимы, перечисленные выше, имеют одинаковый принцип работы. У Canon они получили название P,Av,Tv,M, у них Nikon P,A,S,M. Название ничего не меняет, и это лишь желание конкурирующих брендов отличаться друг от друга. Полуавтоматические режимы необходимо знать и уметь использовать любому фотографу, если он хочет выйти за пределы стандартного и скучного фото. Умение применять различные настройки в полуавтоматических режимах позволяют делать фото в сложных условиях экспозиции и там, где автоматика не справится.