зеленая нефть что это
Сечин призвал перейти на «зеленую» нефть
Вместо призывов к полному отказу от углеводородов или введению протекционистских мер целесообразно было бы внедрить прозрачную систему оценки и сертификации, принятую всем мировым сообществом, заявил исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин на энергетической панели «Трансформация мировой энергетики» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
По словам Сечина, подобная система позволила бы избежать риска переноса уже существующих и строительства новых экологически вредных производств в развивающихся странах. Кроме того, она помогла бы донести до потребителей информацию об условиях добычи редких полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов. О нерешенных в большинстве стран мира проблемах с утилизацией даже простого бытового мусора потребители также могли бы узнавать с помощью этой системы, полагает глава «Роснефти».
«Американская нефть грязная из-за активного применения ГРП [гидравлический разрыв пласта — РБК] и сжигания газа первые полгода работы скважины, в России 95% попутного нефтяного газа утилизируется, гидроразрыв пласта используется реже. Не пора ли изменить постановку вопроса о будущем нефти. Речь должна идти не об отказе от нефти как таковой, а об отказе от нефти с экологически грязных проектов», — подчеркнул Сечин.
Одним из проектов, который будет способствовать экологической эффективности работы «Роснефти», станет «Восток Ойл», отметил Сечин. Нефть этого проекта, как он утверждает, отличается «уникально низким» содержанием серы в 0,01–0,04%, что сопоставимо с требованием стандарта Евро-3 к дизельному топливу. Такая нефть может существенно разгрузить или вообще исключить потребность в отдельных установках на НПЗ, значительно снизив тем самым парниковые выбросы, добавил он.
Сечин видит «все основания говорить» о производстве на проекте «Восток Ойл» «зеленых баррелей» нефти, поскольку проектные решения предусматривают полную утилизацию попутного нефтяного газа, что обеспечит «углеродный след» на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире.
Проект «Восток Ойл» должен объединить месторождения «Роснефти» (Лодочное, Тагульское и Ванкорское) с месторождением «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова (Пайяхское). Ресурсную базу кластера Сечин в феврале оценивал в 5 млрд т нефти «на данном этапе». Общие запасы и ресурсы «Роснефть» ранее оценивала в 37 млрд барр. нефтяного эквивалента.
По мнению главы «Роснефти», реализация проекта приведет к увеличению ВВП России на 2% ежегодно, а общие инвестиции в него составят более 10 трлн руб.
«Зеленая нефть» сельскохозяйственного происхождения
Но резкий взлет цен на горючее, превысивших планку в 50 долларов за баррель, все меняет. Перспектива переработки биомассы (растений) в более чистое (без выбросов СО2) топливо – растения, превращенные в горючее, выделяют в окружающую среду лишь то количество углекислого газа, которое они поглотили, – воспринимается вполне всерьез. Настолько, что журнал Newsweek, который отнюдь не пользуется репутацией экологического издания, в начале августа прошлого года возвестил о появлении «зеленой нефти».
Журнал настаивал: «До сих пор общественность полагала, что после 50 долларов за баррель зеленое топливо станет рентабельным. Правда состоит в том, что оно было рентабельным еще тогда, когда баррель стоил 25 долларов. Идея о том, что без нефти можно обойтись, уже не возникает: она переросла в уверенность. Так обстоит дело для всех стран, в том числе для США. Абсолютно реально вдвое сократить потребление нефти в США к 2025 году и полностью отказаться от нее к 2050 году без риска для экономического роста страны».
Этот вывод звучит очень смело сегодня, когда лишь 1‑2% горючего, потребляемого на планете, имеет растительное происхождение. Он опровергает самые мрачные прогнозы относительно дефицита горючего, потребление которого в США к 2030 году грозит возрасти на 60%.
Согласно Newsweek, который ссылается на результаты работы одной из научных лабораторий, действующих при американском министерстве энергетики, эта цель вполне достижима при условии уменьшения потребления бензина автомобильными моторами и уменьшения веса автомобилей за счет применения новых композитных материалов.
В техническом плане, учитывая появление автомобилей-гибридов (работающих на бензине и электричестве), в этой идее американской администрации нет ничего футуристического. Швейцарец Пьер Шаллер, возглавляющий Alcosuisse – частный филиал федерального управления спиртовых предприятий, целиком ее разделяет: «Десять лет назад полагали, что производство биоэтанола (этилового спирта, получаемого в результате ферментации сахаров от растительных веществ или отходов. – Le Temps) будет иметь лишь незначительную отдачу. Но исследования показывают, что этот потенциал намного больше. К несчастью, мало кто это еще понимает, особенно среди политиков».
Он знает о чем говорит: уже долгие месяцы он пытается убедить парламент и правительство, что к 2010 году 20% потребляемого в Швейцарии горючего можно будет производить из отходов сельского хозяйства и лесной промышленности. В этом убеждена и сама автомобильная индустрия. Десять лет назад все крупные компании вложили деньги в разработку «водородного» автомобиля. Теперь конструкторы жмут на педаль тормоза и переориентируются на создание автомобиля, который, не подвергаясь серьезной модификации, целиком работал бы на этаноле (сегодняшние нормы допускают содержание в горючем лишь 5‑10% этанола). Именно таковы новые автомашины в Бразилии – стране, которая уже мнит себя новой Саудовской Аравией с зеленой нефтью. Блеф? Едва ли.
Бразилия, осознавшая огромный потенциал нового горючего, требует проведения новых переговоров в рамках ВТО, добиваясь отмены таможенных барьеров на пути импорта биоэтанола. Китай только что построил крупнейший в мире завод по производству биогорючего. Япония подписала с Бразилией контракт по замене 3% ежегодно потребляемого топлива. Австралия хочет превратить часть своих земель в месторождения зеленой нефти, а Европа серьезно задумывается над возможностью уже к 2010 году обеспечивать 5,75% своих потребностей за счет зеленого горючего. Авиастроительная компания Embraer готовится перевести весь свой воздушный парк на этанол…
Впрочем, этот стремительный переход на зеленую нефть имеет свои пределы. Согласно классической технологии, производство биоэтанола из традиционных растений (кукурузы, пшеницы и др.) потребовало бы передачи на энергетические нужды от 40 до 50% сельскохозяйственных площадей. В результате может быть поставлена под угрозу продовольственная безопасность, а стоимость такого горючего многократно возрастет – в отличие от биотоплива, производимого из сахарного тростника, которое уже сейчас рентабельно.
Но то, что долго составляло реальное препятствие, уже таковым перестает быть: новые технологии позволяют извлекать глюкозу практически из любых растительных отходов – из древесины, из соломы и даже из старой бумаги. Эти технологии позволяют снизить себестоимость топлива и утилизировать значительное количество биомассы, которая сегодня никак не используется.
Остается лишь одна проблема: хотя зеленое горючее не выбрасывает в атмосферу углекислого газа, оно выделяет окислы азота, влияние которых на кислотность почвы пока не изучено.
Узнал настоящий цвет нефти. Побывал в химлаборатории на промысле
Все привыкли представлять нефть черного цвета, ее даже называют «черным золотом». На Мессояхе мы попали в химическую лабораторию, где показали настоящие цвета этой жидкости.
Это центральный пункт сбора нефти или сокращенно ЦПС. Сюда со скважин по трубопроводам поступает сырье. Именно сырье, а не нефть, потому что именно на ЦПС происходит очистка и подготовка жидкости, которую потом уже можно будет назвать нефтью.
Состав сырья из разных скважин может значительно отличаться, и от этого зависит дальнейший его путь по переработке. Именно с этой целью и проводятся различные анализы.
Поэтому при ЦПС есть своя химлаборатория, куда несколько раз в день привозят сырье со скважин.
После над сырьем проводят ряд лабораторных исследований, например:
— Определение содержания серы
— Содержание воды
— Содержание хлористых солей
— Фракционный состав
— Содержание механических примесей и еще много чего
Вот в этом приборе нефть разогревают. Он называется АКОВ — Аппарат для Количественного Определения Воды. Содержание воды в нефти — один из важнейших показателей качества подготовленной нефти.
На самом деле нефть бывает разных цветов – не только темная, как мы привыкли представлять, но даже оранжевая и зеленая. Цвет зависит от состава. Также у нее бывает разная вязкость, вплоть до густоты вареной сгущенки. Это пример проб, которые были добыты на Восточной Мессояхе. Чем светлее нефть, тем она легче, соответственно, тем более качественные нефтепродукты из нее можно получить. Тяжелая нефть же действительно выглядит так, как подобает «черному золоту». Красящим веществом являются смолы и асфальтены.
А на этом приборе проверяется плотность нефти. Сначала мы взяли самую черную.
Прибор показал 921.1
Потом прибор автоматически прочищается
И проводим анализ самой светлой пробы
Здесь прибор показал 737.6
Надеюсь, что теперь вы узнали о нефти немного больше.
О моих актуальных поездках и приключениях можно узнать из инстаграма
Все посты из этого путешествия:
Комментарии 85
Повозил её на танкере, ех и вонючая, особенно Мексиканская бренд Майя. Это две недели головная боль от сероводорода.
У нас из земли текла прям черная черная
Это ещё не все цвета, белая бывает, например.
Надо на альтернативные источники энергии переходить. К чему в будущем приведет выкачка нефти не знает ни кто, как в прочем и откуда она взялась.
Верно, давно доказано, что она взялась с вымерших остатков водных животных и растений. Пока есть сахар, муравьи не будут питаться мертвыми насекомыми…
Про остатки животных это лишь теория.
Факт, что это только теория?)
Есть теория, что и эта вселенная тоже симуляция, так что смотря с какой стороны посмотреть, если с точки зрения ибщепринятых постулатов наук на сегодня то это факт, если с точки зрения преверженцев теории заговора и плоской земли, то миф.
Факт, что это только теория?)
Не тратьте время на доказывание этим людям. Тем более что более-менее вменяемым, давно понятно что нефть способна у регенерации, при условии бережной добычи.
Верно, давно доказано, что она взялась с вымерших остатков водных животных и растений. Пока есть сахар, муравьи не будут питаться мертвыми насекомыми…
Муравьи не едят рафинированный сахар как это не странно, а вот мёд это для них хуже наркотика они умудряются в закрытые банки просочится, лично сам это все проверял.
Скажите это нашим черным маленьким муравьям )))
У нас такие же))) но почему то сахар не едят
У нас в Баку есть местечко под названием Сураханы, там вплоть до 90х из некоторых нефтяных скважин шла белая, то есть прозрачная нефть. Во время 2й мировой ее напямую заливали без какойто обработки в баки танков, тракторов и автомобилей. Увы многие скважины исчерпали запасы нефти и газа к концу советского времени, а природные богатства и черную кровь земли теперь добывают в море из глубины аж в 7 километров.
Вообще нефть и газ это не есть хорошо, это тормоз научнотехнического прогресса, это как сахар для муравьев. Матушка природа не просто так спрятала их глубоко под землю, чтобы люди ее добывали, изза нее все беды как планетарного масштаба — глобального изменения климата и ужасающая экология, так и все войны и конфликты, неговоря уже о коррупции. Говорю вам это как нефтяник с 20и летним стажем 😉
Батарея разряжена: уничтожит ли дешевая нефть зеленую энергетику
Обвал цен на нефть из-за срыва сделки ОПЕК+ усилил шоковый эффект на мировых рынках и поставил под угрозу будущее большинства производителей углеводородов. Эксперты могут только гадать, кто сильнее всего пострадает от сверхдешевой нефти — Россия, Саудовская Аравия или США. Главный проигравший, однако, ясен уже сейчас. Индустрия «зеленой» энергетики, которая в последние месяцы демонстрировала одновременно признаки стагнации и фантастические перспективы, оказалась в невероятно сложном положении. При сохранении низких цен на ископаемые виды топлива в обозримом будущем речь может пойти уже не об экспансии, а о выживании отрасли.
В последние месяцы не было недостатка в прогнозах по поводу экономических перспектив возобновляемых источников энергии. «Восстание против вымирания» и Грета Тунберг с одной стороны, европейский Green New Deal c другой резко подстегнули интерес к развитию энергетики солнца, ветра и воды как способа решить проблему глобального потепления, не убив при этом экономический рост. За время этих споров сформировались две основные точки зрения на данный вопрос. Одни впечатлены феноменальным падением себестоимости производства электроэнергии из возобновляемых источников и считают, что к 2050 году они будут обеспечивать добрую половину энергетических потребностей населения Земли. Причем если в Европе считают, что переход может осуществиться только благодаря направляющей роли государства, то многие американские энтузиасты уверены, что всё решит капитализм и рынок.
Шведская экоактивистка Грета Тунберг на демонстрации в британском Бристоле
Тем не менее практически все сходились в том, что возобновляемую энергетику нужно развивать и она в целом может быть конкурентоспособной при ценах на нефть 2019 года. Сейчас, когда цена рухнула почти вдвое по сравнению с прошлогодним уровнем, сама постановка вопроса о какой-либо эффективности возобновляемых источников может оказаться бессмысленной. Нефть оказалась на одном из самых низких показателей в истории (с поправкой на инфляцию), а с учетом крайне агрессивной позиции Саудовской Аравии может просесть еще ниже. Потребителя, как частного, так и корпоративного, нужно будет очень убедительно уговаривать отказаться от халявы, которую ему подарили коронавирус и ОПЕК+.
Причины инвестиционной стагнации лежат на поверхности. Хотя себестоимость производства энергии из возобновляемых источников падала год от года, государства начали сокращать разнообразные программы субсидий, которые стали слишком дорогим удовольствием из-за резкого роста объемов. Инвесторам возобновляемая энергетика без субсидий оказалась куда менее интересна.
Ветряная электростанция в федеральной земле Бранденбург в ФРГ
Прямая зависимость между ценами на нефть и источниками производства электроэнергии не фиксируется. Хотя некоторые продукты переработки используются в генерации, их доля сравнительно невелика. Тем не менее опосредованное влияние является весьма серьезным. Во-первых, цены на нефть и газ довольно тесно связаны — не так, как еще 10 лет назад, но все-таки зависимость есть. А вот газ уже прямой конкурент ветру и солнцу, и снижение цен на голубое топливо (и без того, впрочем, крайне низких) может подорвать позиции альтернативных электростанций. Во-вторых, правительства будут формировать свои энергостратегии исходя из цен на нефть. Дешевые углеводороды могут отбить всякое желание системно развивать «зеленые» технологии. В-третьих, может затормозиться ключевой процесс нынешней энергетической революции — перевод транспорта на электричество. При доступной нефти двигатель внутреннего сгорания продолжает господствовать безраздельно.
Не стоит забывать и о «комбо» с общим экономическим кризисом, который (если эпидемию коронавируса не удастся остановить) ударит по компаниям «зеленой» энергетики значительно сильнее, чем по нефтяной. Последние практически при любых раскладах работают в прибыль и даже отдельные банкротства не отменяют выгодность нефте- и газодобычи даже в условиях низкого спроса и цен. Во время последнего биржевого обвала акции альтернативной энергетики падали даже сильнее среднего по рынку. А, скажем, Tesla за последние две недели подешевела почти вдвое.
Разумеется, нефтяные компании тоже дешевеют, но для большинства из них биржевые котировки не настолько критичны. Фирмы же в области возобновляемой энергетики часто демонстрируют минимальную или даже отрицательную рентабельность, поэтому им жизненно важно демонстрировать хорошую рыночную форму и привлекать инвесторов. Кроме того, вместе с акциями обычно дешевеют и долговые бумаги, что снижает возможность рефинансироваться в долг.
Станок-качалка во французской коммуне Сен-Фиакр недалеко от Парижа
Положительный момент может заключаться в том, что в условиях экономического кризиса правительства собираются предложить планы фискального стимулирования, которые могут включать в себя поддержку в том числе и стратегически важных отраслей альтернативной энергетики. Но на эти деньги наверняка будут и другие претенденты, а популисты, находящиеся у власти во многих странах, могут с прохладцей отнестись к идее поддерживать дорогую возобновляемую энергетику за бюджетные деньги.
Другая выгода может оказаться долгосрочной. В условиях дешевой нефти инвесторы будут с некоторой осторожностью относиться к углеводородным компаниям, особенно в таком секторе, как американский сланцевый, где рентабельность при нынешних ценах в основном отрицательная. Со временем сокращение инвестиций ударит по предложению «черного золота» во всем мире, что даст дополнительные козыри возобновляемым источникам.
В конечном итоге судьба и перспективы возобновляемых источников будут зависеть не только от государственной политики, но и хорошего пиара. Популярность «зеленой» энергетики во многом поддерживается идеей ее «прогрессивности» на фоне экологических вызовов нашего времени. Если свежесть этой темы удастся сохранить и в будущем, то и альтернативная энергетика удержит свои позиции (и может быть, даже усилит их) при любых ценах на нефть. Если же интерес публики начнет пропадать, то демонстрировать отличные показатели привлечения инвестиций этому по-прежнему малорентабельному бизнесу будет исключительно сложно.
«Зеленая» нефть. Какие вызовы бросает компаниям современная энергосистема?
Мировая энергетическая система переживает фундаментальную трансформацию, констатируют эксперты. На первый план выходят экологические проблемы, решение которых бросает новые вызовы компаниям, работающим с традиционными углеводородами. На этом фоне ужесточаются природоохранные требования к бизнесу. Чтобы выжить в этих новых условиях, нефтегазовым компаниям необходима высокая организация бизнес-процессов, передовые технологии и продуманная природоохранная программа. Примером грамотного подхода к организации бизнес-процессов может служить опыт ЛУКОЙЛа. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».
Климатические изменения завладели мировой повесткой. С легкой руки шведской школьницы Греты Тунберг тема снижения уровня парниковых газов стала ключевой на всех отраслевых совещаниях. В конце сентября этого года российское правительство ратифицировало Парижское соглашение по климату, согласно которому России необходимо сократить эмиссии парниковых газов до уровня не более 75 % от их объема в 1990 году. Это нашло отражение в ужесточении природоохранных требований к бизнесу.
Так, в России вступают в силу новые нормы Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», меняющие требования к производственным объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, введены положения о внедрении наилучших доступных технологий. При этом в наиболее уязвимом положении оказались нефтегазовые компании.
Новый экологический маршрут «Тропа к Егошихе» появился в самом сердце Перми
«Эра цивилизованной экологии формирует у бизнеса дополнительную ответственность и осознание своей особой миссии по обеспечению экологически ориентированного низкоэмиссионного развития», – заявил в одном из своих выступлений заместитель председателя правительства РФ Алексей Гордеев.
С ним соглашается научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Гюльмира Рзаева. «Законодательство сегодня все больше нацелено на охрану природы и экологию. Энергокомпаниям приходится с этим считаться и модернизировать свои мощности, чтобы они соответствовали современным нормам», – отмечает она.
ЛУКОЙЛ стремится сохранить окружающую среду в регионах своего присутствия
Модернизация ради будущего
Эксперты уверены, чтобы оставаться успешными, нефтяным компаниям необходима высокая организация бизнес-процессов, использование передовых технологий и продуманная природоохранная программа.
Глава Росприроднадзора: для нас важны диалог с промышленниками и обратная связь от регионов
«Нефтегазовая отрасль отличается высоким уровнем конкуренции. Участники рынка ведут постоянную работу по повышению эффективности деятельности, увеличению производительности труда, сокращению издержек. В отрасли активно идет процесс импортозамещения. Доля отечественного оборудования здесь постепенно увеличивается, что снижает зависимость от зарубежных производителей товаров и услуг, обеспечивает заказами отечественные компании других отраслей», – отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Примером грамотного подхода к организации бизнес-процессов может служить опыт ЛУКОЙЛа. Компания использует передовые технологии обеспечения экологической безопасности, инвестируя в это направление значительные средства. В Группе действует корпоративная интегрированная система управления промышленной, пожарной, радиационной безопасностью, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, гражданской обороной, охраной труда и окружающей среды.
«ЛУКОЙЛ добивается последовательного улучшения показателей воздействия осуществляемой и планируемой деятельности на окружающую среду. В 2018 году организациями существенно сокращены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выполнены планы по утилизации отходов и рекультивации загрязненных земель. Благодаря мероприятиям программ экологической безопасности снижается потребление воды из поверхностных природных источников, улучшается качество сточных вод. Таким образом, ЛУКОЙЛ вносит вклад в сохранение источников свежей воды в регионах присутствия. Мы также продолжаем применять наши передовые технологии, такие как принцип «нулевого сброса», при работе в морских акваториях», – отметил в отчете о деятельности в области устойчивого развития за 2018 год первый исполнительный вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Равиль Маганов.
Восстановление биоразнообразия – важное направление природоохранной деятельности ЛУКОЙЛа
Экологический маршрут будет создан на территории пермского Разгуляя
За последние несколько лет ЛУКОЙЛ добился высоких результатов в сфере снижения выбросов в атмосферу. В 2018 году российские организации компании сократили выбросы, в том числе твердых веществ и оксида азота, на 14 %. По словам начальника отдела охраны окружающей среды ПАО «ЛУКОЙЛ» Марины Чиковани, такой результат достигнут прежде всего за счет снижения объемов сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ). Уровень использования ПНГ в прошлом году составил 97,4 %, и компания планирует действия по поддержанию и дальнейшему росту этого показателя.
«ЛУКОЙЛ постоянно следит за изменениями законодательных требований и правил, касающихся работы организаций ТЭК в каждой стране присутствия. Анализ и прогнозирование ситуации позволяет компании своевременно выявлять предпосылки к возникновению тех или иных регуляторных рисков и предпринимать соответствующие меры. Благодаря масштабной программе модернизации российских НПЗ Группы ЛУКОЙЛ обеспечил готовность своих заводов к новым требованиям. Мы построили новые установки по очистке и утилизации выбросов, обновили очистные сооружения. В итоге, несмотря на значительное усложнение процессов нефтепереработки с целью повышения качества продукции, предприятиям компании удалось стабилизировать, а в некоторых случаях и сократить объемы выбросов загрязняющих веществ в воздух, а также обеспечить очистку сточных вод до нормативных уровней», – рассказала Марина Чиковани.
ЛУКОЙЛ реализует технологические программы, которые включают модернизацию и строительство новых генерирующих мощностей в организациях электроэнергетики с усовершенствованными автоматизированными системами регулировки процессов сжигания топлива, потерь тепла и минимизации выбросов загрязнений; замену или модернизацию с использованием принципа наилучших доступных технологий и оборудования на промышленных объектах; применение систем улавливания и очистки выбросов.
Программа экологической безопасности ЛУКОЙЛа на 2019−2021 годы включает более 900 мероприятий общей стоимостью около 106,5 млрд рублей, а ее участниками являются 45 российских и зарубежных организаций Группы. Общий объем затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и научно-технические работы, связанные с охраной окружающей среды, в прошлом году составили 58 млн рублей. Годом ранее объем средств, выделенных на эти цели, составил 23 млн рублей. Все это позволяет компании быть в тренде вновь вводимых экологических требований, предупреждать и оперативно управлять возможными экологическими рисками и, как следствие, минимизировать финансовые риски, связанные с выплатой штрафов.
Устойчивость энергетических компаний сейчас оценивают и по их готовности к переходу на новые стандарты экологичности
Финансовая подножка
Пермские нефтяники выпустили в Каму почти восемь тысяч мальков стерляди
Эксперты заявляют, что уже сегодня компании, не умеющие работать с экологическими рисками, могут лишиться финансирования. «Когда мы оцениваем кредитные качества той или иной компании, их финансовое состояние, то смотрим на то, насколько устойчив их бизнес с учетом экологических, социальных и управленческих рисков. Мы считаем, что влияние этих рисков с каждым годом растет. И особенно ярко это проявляется в нефтегазовой отрасли и электроэнергетике. Если говорить про мировые компании, у них, как правило, регулярно публикуются отчеты об устойчивом развитии, довольно большие средства инвестируются в «зеленую» энергетику. В России этот процесс только начинается», – рассказала старший аналитический директор S&P Global Ratings Елена Ананькина.
Гюльмира Рзаева считает, что главной головной болью компаний, работающих с традиционными углеводородами, в ближайшем будущем станет поиск инвесторов и рынков сбыта. «По прогнозам ОПЕК, с 2020 года мировой спрос на нефть будет ежегодно снижаться на 1,1 млн баррелей. В следующем году спрос на топливо составит 29,27 млн баррелей в сутки, что на 1,34 млн б/с меньше, чем в 2019 году. Это не может не вызвать неопределенность у инвесторов. Компании должны уже сегодня планировать инвестиции и думать, как они будут работать после 2030 года. Необходимо просчитывать риски, диверсифицировать свой бизнес, расширять линейку продукции», – советует эксперт.
Новая энергосистема не делает поблажек для нефтегазовых компаний. Сегодня они постоянно находятся под пристальным вниманием Росприроднадзора, а правительство обязывает их проводить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), что влечет за собой существенные траты.
В середине августа этого года крупные нефтяные компании обратились в правительство с просьбой продлить переходный период, освобождающий их от проведения ГЭЭ на объекты I класса опасности. Предполагалось, что в этом году будет принят закон об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), предусматривающий сдвиг ГЭЭ на предпроектную стадию, что позволит не проводить ее для каждого возводимого объекта и сократить количество экспертиз. Но работа над законопроектом затянулась, и теперь нефтекомпании считают, что он заработает на два года позже планируемого срока – не ранее 2022 года. В 2020 году переходный период истечет, и нефтяники будут вынуждены проводить ГЭЭ в отношении большинства планируемых к строительству объектов. Это может привести к существенному снижению добычи нефти, резкому падению доходов бюджета и необоснованным административным и финансовым затратам государства и нефтекомпаний, отмечают участники рынка.
Еще одним осложнением для участников рынка может стать введение углеродного налога. По словам замдиректора Института проблем естественных монополий института Александра Григорьева, появление налога оговаривается в законопроекте о государственном регулировании выбросов парниковых газов, который готовится в рамках присоединения России к Парижскому соглашению.
«Кумулятивный эффект от ввода налога и активного развития ВИЭ-генерации может привести к существенному росту цены на электроэнергию. Причем для крупных промышленных потребителей повышение станет очень существенным – вплоть до 40–50 %. Основными объектами рисков станут отрасли с высокой энергоемкостью», – отмечает эксперт.