зеленые стекла что за метафора
Метафора. Примеры и отличия от других тропов
Мы с вами уже изучили такие художественные элементы как гипербола, аллегория, олицетворение, антитеза. Благодаря им текст становится экспрессивным, выразительным и ярким. И поняли, что знание основных правил в русском языке — это хороший жест владения как языком, так и культурой России.
В сегодняшнем уроке я вас ознакомлю с метафорой. Разберёмся с терминологией, ролью в литературе, рекламе и в речи. Проведем параллели между другими художественными тропами. И рассмотрим много интересных примеров с пояснениями.
Определение термина
Метафора — это литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой. Что такое метафора простыми словами? Это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.
Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.
Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
каменное лицо => лицо, как камень;
золотые руки => руки, как золото;
смеется небо => ребенок смеется;
непогода злится => человек злится;
Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой!
Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев),
Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Как найти метафору в тексте
Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:
Например: Пригоршнями водяных горошин плещет черноморская Волна
Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.
Разновидности метафор на примерах
В русском языке следует выделять подобные разновидности:
Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Примеры литературных метафор
Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.
“Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит”. ( С. Есенин)
“Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох”. (И. Бродский)
«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времен. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей». (Б. Окуджава)
“Луна будет улыбаться весь вечер”. (А. Чехов)
“И женский смех вокруг, веселый и игристый”. ( Щеглов)
Метафоры в киноиндустрии
Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.
Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.
Метафоры в рекламной индустрии
Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.
Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:
“Революция цвета для губ” (компания Ревлон)
“На своей волне удовольствия” (Coca — Cola)
Сайт Михаила Кожаева
Одна жизнь — тысяча возможностей
Å #103. С той стороны зеркального стекла
Но кажется, что это лишь игра
С той стороны зеркального стекла.
Стоило мне оговориться, что за первые 100 статей в цитатнике «Аквариума» не было разобрано ни одной «доисторической» песни, как судьба подсказала трек «С той стороны зеркального стекла». Да, эта песня известна нам по «Акустике» (1982), но написана она была в середине 70-х. И более того – дала имя сольному альбому БГ «С той стороны зеркального стекла» (1976).
На обложке пластинки указан 1975-й год, но на самом деле запись происходила весной и летом 76-го в домашней студии Якова Певзнера – друга Всеволода Гаккеля. Собственно, «студия» представляла собой квартиру со звукоизоляцией и переделанный магнитофон «Тембра», который, по воспоминаниям Гребенщикова, «то ли на всю ширину плёнки писал, то ли какой-то имел сквозной канал». На такую аппаратуру и были записаны 18 композиций, последней из которых и стала – «С той стороны зеркального стекла».
Образы зеркала, стекла, переходов на другую сторону изобилуют в творчестве БГ. Вспомните первые напрашивающиеся примеры:
🔹Между нами нет стекла – и нечего бить («Очарованный тобой»)
🔹Но её сестра за зеркальным стеклом с него не спускает глаз («Сельские леди и джентльмены»)
🔹Что там внизу – это лишь стекло + Невечерний свет в окне на твою сторону («Удивительный мастер Лукьянов»)
🔹По другую сторону дня мы уйдём («Апокриф»)
И дело не столько в политике или окружающей обстановке, а в принципиально ином отношении к жизни. Вот вдохновлённый поэт, который сочиняет произведение, – по другую сторону стекла. Но чтобы там жить, нужно разбить стекло, которое отделяет один мир от другого. Именно поэтому «в лучших книгах всегда нет имён, а в лучших картинах нет лиц». Мне кажется, это довольно очевидный мотив стекла в песнях БГ, в противном случае – поправьте меня в комментариях. А теперь вернёмся к выражению «с той стороны зеркального стекла».
Это словосочетание, оказывается, заимствовано Гребенщиковым. Источник – стихотворение Арсения Тарковского (1907–1989), отца всемирно известного режиссёра Андрея Тарковского (1932–1986), который снял такие фильмы, как «Андрей Рублёв», «Сталкер» и «Солярис». Интересно, что многие мотивы у отца и сына переплетаются: например, картина Тарковского-младшего «Зеркало» обыгрывает использование этого образа в лирике старшего.
В 1962 году Арсений Тарковский написал стихотворение «Первые свидания», которое начинается следующим образом:
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как Богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Интересно, что в «Первых свиданиях» у Тарковского встречаются образы, которыми активно пользуется и Гребенщиков: вода, хрусталь, птицы и рыбы. Послушайте стихотворение, и я думаю, вы ощутите близость имажинистских рядов. И в то же время из подсознанья поднимается вопрос: а может быть, дословное повторение выражения «с той стороны зеркального стекла» – просто совпадение? Напишите в комментариях, что думаете вы?
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума