зеленый цвет чего в психологии
Тоска зеленая
Зеленый — цвет самой жизни, символ природы и экологии, гармонии и равновесия. Этот цвет ассоциируется с возрождением, как весна, когда все оживает и мир преображается. Он успокаивает нас на физическом уровне, так как именно зеленая часть спектра легче всего воспринимается глазом.
В Древнем Египте зеленый цвет был символом воскрешения, победы над смертью. Не зря возрожденный после смерти Осирис изображался с зеленым лицом и руками. “Делать зеленые вещи” в буквальном смысле означало творить добро, а имя богини-покровительницы Нижнего Египта Уаджет переводится как “зеленая”.
В Древней Греции зеленый и синий иногда были взаимозаменяемыми и одно и то же слово порой описывало и цвет моря и цвет деревьев. Зеленый цвет не входил в четверку классических цветов — красный, желтый, черный и белый — и редко использовался в греческом искусстве.
В Древнем Риме зеленый цвет считался исключительно женским, поэтому выражения “зеленый” и “зеленые нравы” относились к представителям нетрадиционной ориентации.
В христианской традиции Средних веков зеленый цвет имеет очень важное значение, он напоминает о земной жизни Христа, о его гуманной миссии. Зеленый служил символом воскресения и весеннего обновления. Но в то же время зеленый имел и негативные значения — коварство, искушение, дьявольский соблазн. Этот цвет считался цветом глаз дьявола и его чешуи.
В XVIII и XIX веках зеленый цвет был тесно связан с романтическим движением в литературе и искусстве. Во второй половине XIX века зеленый был призван создать особые эмоции в искусстве, а не только подражание природе. Также было проведено изучение теории цвета и, в частности, того, как дополнительные цвета — красный и зеленый — усиливают друг друга, находясь рядом.
В 1980-ых годах зеленый цвет стал политическим символом, его приняла Партия зеленых в Германии и других странах Европы. Сегодня он символизирует экологическое движение, а также новую политику левых, отвергающую традиционный социализм и коммунизм.
В психологии цвета зеленый является символом здоровья, свежести, природы, чистоты и роста. Есть и несколько негативных аспектов — скука, заторможенность, жертвенность и слабость.
Основные характеристики зеленого цвета в психологии следующие:
Таким образом, зеленый в психологии считается положительным и даже полезным, но с ним, как и с любым другим активным цветом, нужно знать меру.
Также как с красным и синим давайте начнем с того, что вспомним как можно больше брендов, сервисов и сайтов зеленого цвета. Я, например, сразу вспоминаю 7Up — такой бодрящий и пузырящийся. А еще йогурты вроде Activia, которые активно претендуют на натуральность.
По статистике 14% мужчин и столько же женщин называют зеленый любимым цветом. 2% мужчин и аж 16% женщин его не любят, а 6% людей обоих полов считают его дешевым.
Зеленый цвет обладает успокаивающими свойствами синего и энергией желтого, в дизайне он балансирует и гармонизирует, создает ощущение стабильности.
Давайте рассмотрим несколько примеров использования зеленого цвета в дизайне:
Сайт фермерской компании Bowery использует зеленый очень дозированно на белом фоне, чтобы подчеркнуть природность, экологичность, свежесть и чистоту своей продукции.
На сайте дизайн студии Sequoia используется насыщенный зеленый, который символизирует новизну, готовность предложить своим клиентам что-то эксклюзивное, чего еще не было раньше.
На сайте концептуальной кофейни Cupping Room использован нежный холодный оттенок зеленого, близкий к мятному, что символизирует атмосферу покоя и отдыха, которую можно ощутить в заведении.
Где использовать зеленый цвет:
Зеленый цвет — это мост между теплыми и холодными оттенками, хотя он больше склоняется к последним.
Зеленый + розовый: такое сочетание часто встречается в природе, поэтому кажется приятным глазу. Рядом с зеленым хорошо воспринимаются как нежные пастельные тона розового, так и яркие оттенки вплоть до фуксии.
Зеленый + красный: так как эти цвета являются комплиментарными (дополнительными), они усиливают друг друга.Многие считают такое сочетание вульгарным, режущим глаз. Оно требует правильной пропорции обоих цветов, зачастую один из цветов в паре стараются притушить, сгладить или усложнить. Но вспомните, ведь это самое рождественское сочетание цветов.
Зеленый + оранжевый: создают привлекательную солнечную пару, особенно интересны сочетания с более сложными оттенками оранжевого, например, коралловым и персиковым.
Зеленый + желтый: такое сочетание построено на гармонии родственных оттенков, ведь зеленый состоит из синего и желтого. Оно веселое, радостное, сочное и легко воспринимается.
Зеленый + синий: это гармоничная, спокойная гамма, построенная на легком тепловом контрасте. Синий, также как и желтый, является родственным с зеленым, поэтому такое сочетание приятно глазу.
Зеленый + серый: практически нейтральная комбинация. Однако чтобы глаз не достраивал в таком сочетании красного оттенка, серый должен должен иметь примесь зелени или синевы.
Зеленый + другой зеленый: в сочетании с теплым оттенком зеленого образуется игра света и тени. В таком сочетании все внимание будет сосредоточено на основном цвете, а дополнительный придаст лоска и живого блеска. В паре с холодным оттенком зеленого основной цвет также углубляется, если основной цвет теплый, то на контрасте с холодным он станет еще теплее и наоборот.
Если вам очень хочется зеленого цвета, то знайте, что вам нужно обновление, перемены, возрождение. А, возможно, вы задыхаетесь в каменных джунглях и ваш организм таким образом посылает вам сигнал о том, что нужно срочно окунуть его в природную зелень и свежесть. Зная о психологических аспектах зеленого цвета, вы сможете правильно его интерпретировать и использовать в своей работе.
Зелёный цвет в психологии
Исследования швейцарского учёного Макса Люшера показали, что разные цвета способны влиять на эмоциональное состояние, здоровье, работоспособность человека. К примеру, оранжево-красный цвет действует возбуждающее, а синий напротив — успокаивает. Рассмотрим, какое значение в психологии имеет зелёный цвет, и какие личностные качества присущи людям, предпочитающим его оттенки
Содержание
Истоки
О способности того или иного цвета воздействовать на людей знали ещё в древние времена. Примечательно, что зелёный цвет в разных культурах имел схожее значение. Это объясняется тем, что у большинства людей он ассоциируется с природой, её пробуждением, первыми весенними ростками.
У древних египтян зелёные краски символизировали бога Ориса — покровителя произрастания, роста, а также царства мёртвых. Таким образом, этот цвет ассоциировался у египтян одновременно и с жизнью, и со смертью.
Древние римляне тоже почитали его как символ плодородия, роста, природы. Они считали зелёный цветом богини любви.
В средние века у христиан зелёные оттенки ассоциировались с природой, молодостью и весной, но в то же время означали коварство и соблазн. Именно поэтому средневековые христиане негативно относились к людям с зелёными глазами.
Зелёный состоит из двух основных цветов — жёлтого и синего. Поэтому его значение зависит от того, какие преобладают оттенки — тёплые оттенки солнца или холодные цвета неба
Символика
Д ревняя символика цветов во многом совпадает с их современной интерпретацией. Так, зелёные краски символизируют:
развитие
рост
спокойствие
беззаботность
молодость
счастье
достаток
надежду
равновесие
мудрость
Также они символизируют садоводство, земледелие и урожай.
В современных трактовках зелёный цвет имеет преимущественно положительные значения. Однако много лет назад в некоторых культурах он символизировал нечисть — злых духов, колдунов, демонов.
Читайте также:
Психология цвета
В наши дни о человеке, пристрастившемуся к алкоголю, говорят, что он находится во власти «зелёного змия». Это выражение дошло до нас с тех времён, когда самым распространённым спиртным напитком было вино из светлых сортов винограда. Зеленоватый оттенок напитка вызывал у древних людей ассоциации со злым змеем, который брал в плен душу и разум пьяниц.
Схожее значение имеет и слово «зелье». В переводе со старославянского «зелие» означает «злак», «трава». Зельем называли крепкие спиртные напитки, которые настаивали на травах, а также напитки, используемые колдунами для наведения порчи и приворотов.
Значение в психологии
П сихологи Иоганн Гёте и Макс Люшер в ходе своих наблюдений установили, что различные оттенки имеют тесную взаимосвязь с эмоционально-волевыми состояниями человека и общества в целом. Как показали многочисленные исследования, в стрессовых ситуациях, когда человек испытывает негативные эмоции, происходит повышение его цветочувствительности к зелёному и синему. И напротив — если человек переживает положительные эмоции, чувствительность к этим цветам снижается.
Читайте также:
Красный цвет в психологии
С точки зрения психологии зелёный цвет способен действовать успокаивающе на человеческий организм, понижать кровяное давление, улучшать сон, устранять бессонницу, тревожность и раздражительность. В психотерапии и цветотерапии его часто используют для лечения головных болей, восстановлении эмоционального состояния после сильных стрессов.
Спокойные зелёные оттенки в интерьере рабочего кабинета помогают улучшить концентрацию внимания, предотвратить повышенную утомляемость при продолжительных умственных нагрузках.
Зелёный цвет применяют при борьбе с клаустрофобией — боязнью замкнутого пространства
Чтобы ощутить положительное воздействие зелёного цвета, во время медитации рекомендуется представить себя в зелёном лесу или на поляне, окружённой свежей, яркой растительностью. Зелёная энергетика постепенно наполнит вас уверенностью и спокойствием, поможет достичь душевного равновесия и умиротворённости.
Психология, эмоциональное состояние, мировоззрение и некоторые особенности характера мужчин и женщин имеют существенные отличия. Поэтому зелёный цвет воздействует на мужчин и женщин по-разному. Особенную эмоциональную нагрузку оказывает он и на детей.
Для мужчин
Мужчинам, предпочитающим зелёные оттенки, присущи такие черты характера:
Уравновешенность — такого мужчину крайне сложно вывести из себя. Он практически никогда не злится, достойно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Добродушие — это любящий, добрый и понимающий отец и муж, который никогда не откажет в помощи, даже если имеет свои незаконченные дела.
Читайте также:
Оранжевый цвет в психологии
Общительность — по сравнению с любителями красных и жёлтых оттенков такой мужчина менее разговорчив, и однако умеет быть душой компании. Он любит общаться с друзьями и практически всегда вызывает у собеседников позитивные эмоции.
Стремление к заботе — большинство мужчин, которые любят зелёный цвет, являются прекрасными мужьями и отцами. Они делают всё для того, чтобы их близкие чувствовали себя счастливыми.
Оптимизм — это качество помогает мужчине оставаться уравновешенным и спокойным в сложных ситуациях. К любым проблемам он относится по-философски, и при их появлении никогда не впадает в отчаяние.
Для женщин
Е сли женщина осознанно окружает себя зелёными красками, значит на первое место она ставит близких и семью. К работе и карьере такая личность относится менее щепетильно. Она отличается доброжелательностью и мягким нравом, имеет крепкое физическое и психическое здоровье, отдаёт предпочтение активным видам деятельности.
Такой женщине свойственны следующие черты характера:
Эмпатичность — женщина отличается более развитым эмоциональным интеллектом по сравнению с мужчиной, благодаря чему ей легче оказывать моральную поддержку окружающим. Многие женщины, предпочитающие зелёные оттенки, становятся психологами или психотерапевтами.
Вежливость — такая личность никогда не оскорбит другого человека, даже если он её сильно обидит. На её лице всегда сияет приветливая улыбка, она относится к окружающим с уважением, никогда не отказывает в помощи.
Терпение — умеет сдерживать эмоции, не устраивает скандалы из-за каждого пустяка. Практически никогда не страдает беспричинными перепадами настроения и истериками. Прекрасно развитая эмпатия помогает такой женщине достойно вести себя в конфликтных ситуациях, она умеет поддержать человека нужными словами в трудную минуту.
Рассудительность — любительницы зелёных оттенков умеют быстро принимать правильные решения в сложных ситуациях, умеют чётко высказывать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения.
Для детей
К ак и взрослые, дети-ценители зелёного цвета отличаются уравновешенным характером, общительностью и добродушием. Они умеют рассуждать логически, почти всегда имеют собственную точку зрения о происходящих событиях.
В детских садах психологи и воспитатели нередко используют зелёную гамму для оформления интерьера игровой комнаты, где малыши проводят большую часть времени. Это помогает воспитать в детях такие положительные качества, как оптимизм, уравновешенность, доброта.
Отрицательное воздействие цвета
К аждый человек при созерцании какого-либо цвета испытывает разные эмоции. Одни оттенки могут вызывать у человека раздражение, а другие — улучшать настроение. Люди, которые ощущают негативные эмоции при виде зелёного цвета, отличаются следующими особенностями характера:
повышенная тревожность
неумение преодолевать трудности
стремление выделиться на фоне окружающих
замкнутость
Такие люди предпочитают вести тихий, спокойный образ жизни. Они не любят шумные компании и предпочитают отмечать праздники в кругу семьи.
Читайте также:
Занимательные факты о цвете
Кроме положительного влияния, зелёные тона могут оказывать на людей и негативное воздействие:
чрезмерное стремление к стабильности
эгоизм
консервативные взгляды
ревность
В некоторых случаях стремление достичь душевного равновесия и побороть стресс путём использования чрезмерно большого количества зелёных красок ведёт к развитию безразличия и пассивности.
Зелёный не рекомендуется использовать лицам с сильным эмоциональным истощением, поскольку его успокаивающее действие может привести к полной утрате жизненных сил
Оттенки зелёного
С уществует множество оттенков зелёного цвета, каждый из которых имеет свое отдельное значение. Например, люди, которые любят его тёмные оттенки, больше всего ценят в жизни стабильность. А тот, кто ценит бледные тона, отличается спокойным нравом. Светло-зелёный цвет используется в цветотерапии для улучшения зрения.
Бирюзовый (сине-зелёный)― холодный оттенок, символизирующий свежесть, прохладу, чистоту. Личности, любящие бирюзовые тона, имеют робкий характер.
Тёмный бирюзовый — не рекомендуется лицам с нервным истощением. Ассоциируется с жестокостью, склонностью к изоляции. Люди, которые испытывают тягу к такому оттенку, излишне требовательны к собственной персоне, имеют принципиальный характер и почти всегда добиваются поставленных целей.
Коричнево-зелёный — состоит из четырёх оттенков: жёлтого, чёрного, зелёного и красного. Личности, предпочитающие цвет хаки, придают большое значение наслаждению, любят отдых и развлечения.
Жёлто-зелёный — люди, которым нравится такой оттенок, имеют много друзей, стремятся завести как можно больше знакомств, любят новизну.
Любители зелёного
О собенную любовь к зелёным (и синим) оттенкам испытывают интроверты — личности, предпочитающие тщательно скрывать свои эмоции от окружающих, и отличающихся добрым нравом, приветливостью, готовностью оказывать помощь нуждающимся. Такие люди очень работоспособны, часто добиваются поставленных целей и не испытывают недостатка в деньгах.
Читайте также:
Синий цвет в психологии
«Зелёные» стремятся избегать ссор и конфликтов. Возникающие недоразумения они стремятся разрешать мирным путём. Могут идти на уступки и компромиссы, из-за чего часто страдают, поскольку не могут отстоять собственную точку зрения.
У каждого человека со временем может меняться отношение к тому или иному цвету. Однако оттенок, которому он отдаёт предпочтение в данный момент, может многое рассказать о его эмоциональном состоянии, характере. Психологом М. Люшером был разработан цветовой тест, который сегодня используют профессиональные психологи.
Проверить свои цветовые предпочтения в домашних условиях можно, используя цветной телевизор — для этого нужно использовать его цветовую настройку
Опытный психолог может легко определить характер человека по цвету его автомобиля. Так, владельцы зелёных машин любят природу и являются реалистами, а синих — имеют уравновешенный характер. Собственники белых авто по натуре консерванты, а чёрных — отличаются отличными деловыми качествами. В серебристых автомобилях ездят самолюбивые люди, а в коричневых чаще всего — многодетные родители. Обладатели же жёлтых и красных машин являются большими жизнелюбами и оптимистами.
Использование в одежде
П реобладание одного цвета в одежде много расскажет о человеке. Считается, что таким образом он показывает окружающему миру своё настроение. Если при покупке какого-либо предмета гардероба человек неосознанно выбирает зелёные оттенки, значит, он имеет лёгкий, приятный характер, всегда готов к сотрудничеству и общению.
Нежные и сочные зелёные тона, особенно если они сочетаются с оранжевым или жёлтым, свидетельствуют о жизнерадостности и активности. В свою очередь, ношение одежды таких цветов способствует повышению жизненных сил, энергии своего владельца. Поэтому, если вы ощущаете недостаток энергии, упадок сил, то для активизации внутреннего потенциала можно комбинировать зелёные, оранжевые и жёлтые вещи.
Тёмно-зелёные оттенки в одежде говорят о том, что их обладатель является отстранённой, замкнутой личностью, которая предпочитает жить в уединении и одиночестве. Вещи в тёмно-зелёной гамме действуют успокаивающе, поэтому их можно одевать, когда вы находитесь во взвинченном состоянии.
Использование в интерьере
З елёная гамма в интерьере способствует созданию расслабляющей атмосферы, благодаря чему её часто используют при оформлении комнат для медитации и спален. Однако в последнем случае преобладание зелёных красок может привести к проблемам с пробуждением по утрам.
С точки зрения фен-шуй зелёные краски в интерьере символизируют финансовый достаток, изобилие, надежду, личностное развитие. Они придают дополнительную энергию, внутреннее равновесие. Зелёный цвет способен рассеивать негативную энергетику, поэтому его нередко используют в больницах и общественных заведениях.
Оформление рабочего кабинета или детской комнаты в зелёной гамме поможет повысить концентрацию внимания, улучшить обучаемость ребёнка.
Использование в рекламе
К аждый цвет способен формировать эмоции человека, и эту особенность активно используют в рекламной индустрии. Например, красный привлекает внимание и побуждает к покупке. Оранжевый способствует приливу жизненных сил, повышению оптимистического тонуса, поэтому специалисты рекомендуют использовать его в рекламе лекарственных препаратов.
Жёлтые тона настраивают на коммуникабельность, что позволяет использовать их в рекламе туристических услуг и PR-агентств. Синие детали помогают быстро привлечь внимание покупателя и, в отличие от красного, этот цвет никогда не вызывает отрицательных эмоций.
Что касается зелёной гаммы в рекламе, то она обладает целительным, расслабляющим действием. Реклама в зелёных тонах будет эффективной и уместной для лекарственных препаратов, ветлечебниц, стоматологических клиник, центров здоровья и водоочистительных систем.
Сочетание с другими цветами
Ц ветовая гамма интерьера, одежды и окружающих предметов воздействует на человеческое подсознание, повышая или понижая работоспособность, успокаивая или напротив — вызывая агрессию.
Оказывать влияние на эмоциональное и душевное состояние может и сочетание нескольких цветов
серый и зелёный — подчёркивают самостоятельность, побуждают защищать собственное превосходство
жёлтый и зелёный — указывают на честолюбие, требование признания
оранжевый и зелёный — свидетельствуют об импульсивности
красный и зелёный — контролируют инициативу, целеустремлённость
фиолетовый и зелёный — символ безответственного кокетства (человек добивается расположения, и при этом не чувствует себя связанным обязательствами)
чёрный и зелёный — свидетельствуют о ханжеском ощущении собственной праведности
коричневый и зелёный — недовольство настоящим положением дел, стремление к улучшению ситуации
П рактически все оттенки зелёного оказывают на человека исключительно положительное действие. И только в редких случаях этот цвет может нанести вред.
Правильное использование этого цвета в рекламе, интерьере и одежде поможет добиться гармонии во всех сферах жизни, улучшить материальное положение, наладить отношения с друзьями и семьёй.