земля горшечника что это
Акелдама
Акелдама (сирийское слово, означающее поле или село крови) ( Деян. I, 19 ) – встречается только в указанной цитате, как название части земли, купленной за 30 сребреников, полученных Иудой за предание Спасителя и возвращенных им снова иудейским первосвященникам, которые, впрочем, считая непозволительным вложить оные в сокровищницу церковную, потому что это цена крови, купили на них землю горшечника для погребения странников ( Мф. XXVII, 6–8 ). Отсюда произошло и название оной: Акелдама. Означенное место находилось на ю.-в. долины Гионской, на ю. от Сиона и называлось первоначально, как сказано выше, землей горшечника, так как доставляло известный род глины, годный для горшечного производства. Акелдама продолжала служить местом погребения до сравнительно новейшего времени. Еще в VII столетии здесь погребались армянские христиане, жившие в Иерусалиме.
В средние века обычно верили, что земля, взятая с этого поля, владела особенным свойством разлагать тела покойников в несколько дней; потому-то в означенное время привозились целые корабли акелдамской земли для кладбищ г. Пизы в Италии. В Акелдаме доселе еще существует каменное, в настоящее время полуразрушенное здание с дугообразной кровлей, глубоко вросшее в землю, но без всякого выхода. По мнению Д. Стэнли, оно в древности служило усыпальницей для погребения странных. Этот памятник древности виден издалека, и, как кажется, частью древней, а частью новой постройки.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Земля Горшечника
Давит родился в Хевроне в христианской семье. Он старший, а младше его было два брата и три сестры. Выучился у отца обувному делу и помогал тому, пока не женился. Потом завёл семью, открыл свою лавку. Двоих своих сыновей тоже обучил обувному делу. Дед их хвалил: способные. Жена Давита умерла при третьих родах, и дочь с собой увела… Так и остался вдовцом, не женился. Был по натуре общительным и весёлым, женщин любил, за что косо на него смотрели сыновья после смерти их матери, осуждали за слишком вольный нрав. Может, так и дожил бы до старости, окруженный всегда липнувшими к нему женщинами, а потом и внуками, но решил пойти странствовать, ни от кого не желал зависеть. Много хотел пройти пешком и увидеть мир своими глазами, знать обо всём не понаслышке. Был в Назарете, в Кесарии, в Самарии…
Мать ему рассказывала святые истории про Спасителя. Ещё она говорила, что в их родном Хевроне в незапамятные времена обитали Рефаимы, великаны, что рождались от них особенные люди, что мир был раньше другим… Мальчика это впечатляло, он всё ярко себе представлял и немного боялся, что увидит выжившего огромного Рефаима.
Любил он свой Хеврон. Иногда садился под древний дуб Авраама, как делали паломники, и представлял, как три ангела явились здесь Аврааму, и он так вот просто, видя в них обычных путников, предложил отдохнуть под дубом. Это и была Святая Троица. Он вспоминал, как мать водила его и братьев к пещере недалеко от Хеврона, где, по преданию, жили Адам и Ева, там будто и были похоронены, там же и останки святых Праотцов. Давит тогда ярко видел все эти картины древности, словно был им свидетелем, – так на него влияли правдоподобные рассказы матери.
Повзрослев, он часто знакомился с паломниками, молился с ними, приглашал их в дом. От них узнавал удивительные истории, о которых много думал. Презирал однообразие, всегда куда-то стремился, хотел всё узнать. Научился читать. Один из странников возвращался домой из паломничества в Хеврон, а путь его далёк был. Заболел, лежал два или три дня под старой оливой, где и нашёл его Давит. Обессиленный, исхудавший, он не мог сам идти, по настоянию отца сыновья принесли его в дом. Вот и прожил с ними месяца два старец Савва из монастыря в Вифании. Выздоравливал медленно, а в благодарность за гостеприимство обучал Давита грамоте. И по сей день с горячей признательностью вспоминает о нём в молитвах Давит.
Давит сорвал пальмовую ветвь и продолжил свой путь. Настроение поднялось, и давно утраченную бодрость ощутил: есть цель. А пальмовую ветвь взял, потому что давно заметил этот обычай у паломников, их легко было узнать по веткам в руках. Уставшие, а не бросали, несли, иногда прикрывались от солнца. И смысл был в этой ветке: будто встречали так самого Иисуса Христа при входе его в Иерусалим. Давит шёл и думал о том времени, представлял себе жизнь Христа, Апостолов.
Теперь он бредёт один, временами думает, что счастье-то рядом с ним, просто не видно его за плечами. Вот опять мысли серые одолевают, гонит он их, как учил старец, а заменить на светлые не получается, тоска в душе, одиноким себя чувствует последнее время, о смерти думает, когда один идёт. Так и шагает с мешком, посохом и пальмовой ветвью. И вспоминает слова Евсевия, как душу слушать надо, и прислушивается. А душа говорит: иди в Акелдаму, иди…
Ночи стали холодными, Давит простудился, кашлял, хрипел, но шёл, не останавливался. Теперь холод и мрак ощущал на душе и в теле – беспросветно всё от болезни и одиночества. Озноб, какие-то странные видения перед глазами. Слышал, что в пустыне бывают миражи, может, и ему привиделись миражи. Болен – теперь уже ясно. Один, никто не встречался ему уже несколько дней, будто не стало странников, караванов не видно. От помощи не отказался бы сейчас, совсем тяжело идти. А думал, что уже позади сильные хвори, даст ему Господь спокойно дойти до Земли Крови, нет, видно, не отпустят его болезни. Ещё немного пройти, и будет в Иерихоне, а там уж и Иерусалим недалеко, дня три идти. Сейчас вот сядет под деревом, хлеб ещё остался и немного воды есть. А дальше… Спать хочется, устал. И провалился в беспамятство или в беспокойный сон. Будит его кто-то. Открывает глаза: три путника над ним склонились, думали он умер. Вот радость, теперь хоть не один. Напоили, накормили, дали какое-то снадобье, растёрли мазью спину и пошли все вместе. Уже второй раз за недолгое время он так болел, что терял сознание. Выжил в этот раз тоже. Если Бог будет добр к нему, найдётся и для него гробница в Акелдаме, негоже так вот в пустыне умереть.
Наконец пришли с добрыми попутчиками в Иерусалим. Давно здесь не был. Поклонился городу, помолился, входя в него, возблагодарил Искупителя, что привёл его в святой город. Успокоение пришло. Обошел Храм потихоньку, с остановками, и то не весь пока, лишь поклонился Гробу Господнему. Все святыни – потом, когда силы накопит, сейчас слаб ещё. Постоит у Голгофы. Теперь сел на ступени передохнуть и задумался.
Он вспомнил мать и жену. Их любил он по-настоящему, глубоко. И след они оставили в его душе. Может, тогда и был счастлив. Заплакал. Наверное, место здесь особое, что так пробрало его, для души это встряска. А она, душа, гнала его зачем-то сюда…
Кто-то тронул его за плечо, назвал по имени. Это был Иосиф, сосед-ремесленник из Хеврона. Оба обрадовались такой нечаянной встрече, поговорили. Иосиф рассказал, что семьи сыновей потеряли надежду получить вести от Давита, думали, что его уже и не увидят, переживали, сыновья многое поняли за прошедшие годы, стали мудрее, говорили, что зря отпустили отца, очень горевали и мечтали его вновь увидеть дома. Теперь Иосиф передаст им добрую весть, что Давит жив. Потом стал уговаривать приятеля идти с ним обратно в Хеврон. Вдвоём веселее, и помогут друг другу в долгом пути. А какой радостной будет встреча с родными, только представить себе можно. Давит не мог оправиться от случившегося, сказал, что не готов он к жизни, пришёл в Акелдаму за смертью. Теперь же ему нужно время всё осмыслить. Иосиф и не спешил, у него было пристанище для паломников здесь, он предложил вместе пожить какое-то время в Иерусалиме, а там уж всё решится само, как Бог даст. Ведь никто не знает своего часа…
Пожил в Иерусалиме, молился много у святых мест, думал. Казалось, что окреп и душой, и телом. На Акелдаму издали смотрел и слёзы текли, и текли. Все последние дни ему надо было быть одному, и Иосиф понимал это, не мешал. Поборовшись с собой, поразмыслив, принял Давит решение вернуться к сыновьям, уж больно сердце его потянуло в родные места к своим кровным. И простил, и в мыслях попросил прощения. Легче стало. Чувствовал, что переполнен жизнью, есть о чём ему подумать и рассказать. Пора делиться накопленным, иначе зачем оно…
Небо какое высокое, чистое – на нём можно жизнь писать.
Земля горшечника
Тем временем Иуда Искариот ужаснулся последствий своего предательства:
Мф., 27: 3. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам…
К сожалению, правдоподобие драматического рассказа Матфея о конце Иуды вызывает подозрение в том, что евангелист просто пытался представить еще одну цитату из Ветхого Завета.
В отношении тридцати серебряных монет, которые Иуда отверг, Матфей объясняет, что священники посчитали, что деньги, которые были платой за предательство, не могут быть положены в сокровищницу. На них была кровь человека.
Мф., 27: 7—10. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника»…
Земля горшечника была, возможно, местом, где можно было добывать глину такого вида, которая подходит для изготовления глиняной посуды. В только что приведенных стихах фраза «земля горшечника» означала любое общественное место погребения для преступников, бездомных, нищих — всех, кому не могли предоставить (или они не заслуживали) лучшего места.
Однако в этом случае это цитирование Матфеем Ветхого Завета является более чем просто неуместным. С одной стороны, эта цитата взята не из Книги пророка Иеремии, а из загадочного рассказа Захарии о пастухах. (Возможно, ошибка возникла потому, что Иеремия в одном месте говорит о покупке земли, а в другом месте рассказывает притчу о гончарах, но все равно это — ошибка.)
В Книге пророка Захарии пастух, который уходит на покой, получал в качестве платы тридцать серебряных монет:
Зах., 11: 13. …И взял Я тридцать сребреников и бросал их в Дом Господень для горшечника.
Но «горшечник в Доме Господнем» — это ни в коем случае не то же самое, что «земля горшечника». В действительности само слово «горшечник» — это неправильный перевод, и оно могло появиться в стихе Ветхого Завета в результате неправильного использования этого отрывка Матфеем и его влияния на набожных переводчиков, которые работали с Библией короля Якова. В Исправленном стандартном переводе эта фраза читается как «в сокровищницу Дома Господнего».
Другими словами, в Книге пророка Захарии деньги были внесены в храмовую казну, именно поэтому священники отказались связываться с деньгами Иуды. Следовательно, эти два отрывка не параллельны, как, очевидно, считал Матфей, а, напротив, противоположны.
Существует альтернативная традиция трактования смерти Иуды, данная в Деяниях апостолов:
Деян., 1: 18–19. …но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.
Согласно этой альтернативной традиции, в которой не используются никакие пророчества из Ветхого Завета, Иуда не испытывал никакого раскаяния и не совершал самоубийства. Он жил достаточно долго, чтобы осуществить эту сделку, предназначенную для того, чтобы он мог стать землевладельцем, и позже умер от какого-то удара.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Б. Земля
Б. Земля Человеческие существа зависимы от природы, но в настоящее время планета стенает от варварского обращения со стороны человека. Из–за своей алчности и расточительности, которые зачастую прикрываются передовыми технологиями, люди смертельно ранили планету Земля.
Земля
Земля Бог особым образом явил Себя людям в создании ЗемлиЕсли есть что-либо во всей Вселенной, что должно было бы привести нас, людей, к мысли о Боге Творце, – это планета, на которой мы живем.Что такое Земля?По сравнению с Космосом, – это только незначительная пылинка,
В доме горшечника
В доме горшечника 1 Вот слово, которое было к Иеремии от Вечного:2 — Пойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе Мои слова.3 Я пошёл в мастерскую горшечника и увидел там, как он работает за гончарным кругом. 4 Сосуд, который он делал из глины, развалился у него в руках, и
16. Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! 17. благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят во время, для подкрепления, а не для пресыщения!
16. Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! 17. благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят во время, для подкрепления, а не для пресыщения! Особенно велико несчастье от глупых людей, когда они оказываются царями и
7. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;
7. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его; Увлечение внешним блеском государства было заранее осуждено еще Моисеем. И пророк Исаия обличает здесь евреев за то, что они из-за денег
3. Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. 4. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли.
3. Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. 4. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. Изрек слово сие — т.е. так решил, повелел.Возвышавшиеся над народом земли — возможно правильнее, по
19. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; 20. шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет.
19. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; 20. шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет. Как колыбель, т.е. детская колыбель или висячая постель для взрослого человека, которую на
15. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» 16. Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня?» и скажет
15. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» 16. Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он
15. земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
15. земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Речь в стихах 15 и 16 (на греч.) отличается необыкновенной красотой, почти ритмическая,
7. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
В доме горшечника
В доме горшечника 1 Вот слово, которое было к Иеремии от Господа:2 — Пойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе Мои слова.3 Я пошел в мастерскую горшечника и увидел там, как он работает за гончарным кругом. 4 Сосуд, который он делал из глины, развалился у него в руках, и
10. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. 11. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12. И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. 13. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мо
10. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. 11. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12. И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. 13. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти
13. И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. 14. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. 15. И серебро истощило
13. И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. 14. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. 15.
Земля Горшечная
Название ’Akeldamá по-гречески зачастую пишется ’Akeldamách, обозначая сочетанием букв ch гортанное звучание заключительного алефа.
Содержание
Местоположение
Акелдама расположена в Иерусалиме (точнее сказать, в южной части Восточного Иерусалима), на узкой террасе в юго-восточной части долины Гинном, примерно в 150 метрах от того места, где эта долина примыкает к долине Кедрон, на северо-восточном склоне горы Злого Совещания.
В библейские времена
Почва на этом участке насыщена жирной глиной которая в прошлом использовалась гончарами. Поэтому раньше это место называлось землей Горшечника. Некоторые предполагают что ярко-красный цвет здешней глины дал современное название участку. Также здесь находится множество древних еврейских погребальных пещер и гробниц, в основном относящихся к периоду Второго Храма.
По другой версии, изложенной в Деяниях апостолов, Иуда «приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови» (Деян 1:18-19).
Позднее
Свидетельство игумена Даниила
Игумен Даниил, первый русский паломник который описал свое путешествие в Святую Землю, совершенное примерно в 1104-1106 годах, сообщает:
И тут, под той же горой Сионской, находится село Скудельничье, которое купили на полученные за Христа деньги для погребения странников. Оно по ту сторону ущелья, под Сионской горой, на юг от Сиона. И много пещер высечено на склоне горы в камне, и в тех пещерах теперь гробы устроены, в камне высечены удивительно и чудесно: тут погребаются пришлые странники бесплатно, так; ничего ведь не дают за то святое место, ибо оно выкуплено кровью Христа.
Усыпальница (некрополь) христианских паломников
В настоящее время от нее остались руины, которые находятся немного выше по склону горы и чуть западнее монастыря, примерно в 20 метрах от его ограды.
Акелдама́ (поле крови; также земля Горшечника) — участок земли в Иерусалиме, купленный на сребренники, полученные Иудой Искариотом за предательство Иисуса Христа первосвященникам.
С тех пор вплоть до начала XIX века здесь бесплатно погребали странников.
Это место начиная с первых веков христианства многократно упоминается в описаниях Святой Земли.
В IV веке здесь жил и молился святой преподобный Онуфрий Великий. В настоящее время на участке расположен православный греческий женский монастырь Онуфрия Великого.
Акелдама расположена в Иерусалиме, на узкой террасе в юго-восточной части долины Гинном, примерно в 150 метрах от того места, где эта долина примыкает к долине Кедрон.
Почва на этом участке насыщена жирной глиной, которая в прошлом использовалась гончарами. Поэтому в библейские времена это место называлось землей Горшечника.
В христианстве это место традиционно связывается с предательством которое совершил Иуда Искариот. Согласно Евангелию от Матфея, после того, как Иуда вернул первосвященникам полученные за предательство деньги, те « сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня » (Мф 27:6-8).
При этом исполнились слова пророка Захарии, который говорит о Мессии следующее: « и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника » (Зах 11:12-13).
По изложению в Деяниях апостолов, Иуда « приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови » (Деян 1:18-19).
В Иерусалимской Православной Церкви сохраняется предание, которое говорит, что в IV веке сюда пришел, поселился и провел несколько лет в посте и молитве святой преподобный Онуфрий Великий.
Суть его подвига различные источники поясняют несколько по разному. Одни кратко сообщают что он «отмолил Акелдаму у Бога», другие говорят что он «вымолил у Бога всех погребенных в Акелдаме».
Так или иначе, но молитвенный подвиг знаменитого египетского отшельника не был забыт, впоследствии здесь был основан и действует в настоящее время православный греческий монастырь Онуфрия Великого.
Ону́фрий Великий — раннехристианский святой, египетский пустынник IV века. Жизнь святого Онуфрия известна со слов преподобного Пафнутия, который встретил его в пустыне перед его кончиной и похоронил его. К моменту встречи с Пафнутием Онуфрий прожил в пустыне в полном одиночестве 60 лет.
Некоторые версии жития сообщают, что Онуфрий Великий родился около 320 года в Персии и был сыном персидского царя, который по внушению ангела отдал его в младенческом возрасте в монастырь. Воспитание он получил в Фиваидском монастыре Эрити близ Гермиполя, где узнал от старцев о пустынниках и захотел подражать им. Он тайно ушёл из монастыря и пришёл в Фиваидскую пустыню (Египет), где встретил пустынника, ставшего его учителем.
В монастыре (в Акелдаме) сохранилась пещера, в которой он жил и молился.
Другая пещера называется пещерой Апостолов, где, по преданию, скрывались апостолы во время страданий и крестной смерти Иисуса Христа.
Монастырский храм во имя святого Онуфрия Великого существует с давних времен и занимает высеченную в скале древнееврейскую пещеру с погребальными нишами.
Отсюда берет начало православная традиция освящения кладбищенских церквей в честь преподобного Онуфрия Великого.
Святой источник, воду из которого набирают, открыв крышку в полу храма.
Впоследствии к этой пещере пристоили надземную часть и храм был таким образом расширен, упомянутая пещера сейчас является частью церкви.
Нынешние монастырские постройки возведены во второй половине XIX века. **