земский учитель на что можно тратить миллион
Как воспользоваться программой «Земский учитель»
Основной целью программы «Земский учитель» является помощь молодым специалистам при трудоустройстве в сельские школы. Программа действует с начала 2020 года и позволяет учителям получить до 1 миллиона рублей (2 миллиона рублей для дальневосточных регионов) при переезде в сельскую местность.
Кто может стать участником программы «Земский учитель»?
Участник программы «Земский учитель» должен соответствовать следующим требованиям:
Каковы основные условия программы?
Специалисты, которые соответствуют всем критериям программы и прошли конкурсный отбор, получают выплату в размере 1 млн рублей (2 млн рублей для Дальнего Востока). Денежные средства могут быть потрачены по усмотрению учителя на любые цели.
Участники программы принимают на себя обязательство проработать в должности учителя не менее 5 лет. При этом учебная нагрузка должна составлять не менее 18 часов в неделю. Также некоторые регионы устанавливают требования к удаленности от изначального места проживания и предыдущего места работы.
Где нужно работать, чтобы получить компенсацию?
Образовательная организация должна находиться в сельском населенном пункте, рабочем поселке, поселке городского типа или городе (с численностью населения до 50 тыс. человек).
Как стать участником программы?
Для того, чтобы стать участником программы необходимо пройти несколько этапов отбора:
1 этап: Прием документов и регистрация претендентов
Проходит в начале года (как правило, с 1 января по 15 апреля). На официальном сайте программы каждый регион размещает список актуальных вакансий. При выборе своего региона можно увидеть перечень вакантных должностей, требования к претенденту по каждой из них, а также информацию о сроках приема документов. Претендент может выбрать вакансию, регион, район и школу, в которой хотел бы работать.
2 этап: Экспертная оценка документов
На этом этапе происходит проверка документов, выставление баллов претендентам и формирование рейтинга (примерно с 16 по 30 апреля).
При выставлении баллов учитываются различные достижения в научной и профессиональной сфере. Например, уровень квалификации, учительский стаж, наличие ученой степени, участие в научных конференциях федерального уровня, опыт работы, срок окончания учебного заведения.
3 этап: Определение победителей
Обычно данный этап происходит в мае. Если на одну вакансию несколько претендентов, то место получает тот, кто набрал больше баллов по итогам экспертной оценки.
По итогам отбора на официальном сайте программы размещаются списки победителей. Кроме того, списки отдельно публикуются в регионах. Например, в Пермском крае подобный список оформляется в виде приказа Министерства образования и науки Пермского края и размещается на официальном сайте ведомства.
4 этап: Подписание документов, выезд в школу
Победители конкурсного отбора подписывают трехсторонний договор (победитель, правительство региона и школа), по которому берут на себя обязательство проработать не менее 5 лет в должности учителя выбранной школы.
После подписания документа учитель может подавать заявку на выплату денежных средств в региональный департамент образования.
Компенсация будет выплачена до 1 декабря этого же года на расчетный счет учителя, банковские реквизиты которого он подавал вместе с пакетом документов.
На что можно потратить компенсацию?
Как правило законодательно не установлены направления расходования средств учитель самостоятельно определяет, на что он потратит выплату. К числу наиболее популярных целей относятся:
Строительство жилого дома;
Какие нужны документы для того чтобы подать заявление?
Каждый регион устанавливает собственный перечень необходимых документов.
копия паспорта (со страницей, где указано место жительства);
копия документа об образовании;
копия справки о периоде обучения и копия характеристики (для обучающихся по программам высшего образования);
копия трудовой книжки;
согласие на обработку персональных данных;
согласие на переезд в сельские населенные пункты;
справка о наличии (об отсутствии) судимости;
реквизиты банковского счета.
Сколько продлится программа?
Программа действует с 1 января 2020 года. Конечных сроков пока не установлено.
Нужно ли иметь постоянную регистрацию на территории населенного пункта, где предстоит работать?
Нет, такого требования не установлено.
Кому могут отказать в участии в программе «Земский учитель»?
Уполномоченный орган может отказать претенденту в участии в конкурсном отборе по следующим основаниям:
Нужно ли платить налог с 1 миллиона рублей?
Нет, согласно налоговому законодательству единовременная компенсационная выплата по программе программы «Земский учитель» освобождается от налога на доходы физических лиц.
Если разорвал трудовой договор до истечения 5 лет, нужно отдать миллион?
Да, в случае невыполнения данного условия, выплату придется вернуть в полном объеме.
Однако есть исключения. Не нужно возвращать выплату в случае ухода в отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком. Некоторыми регионами такие случаи зачитываются в пятилетний срок, однако это оставлено на усмотрение регионов.
Также не нужно возвращать выплату в ряде случаев:
Предоставляется ли жилье на новом месте работы?
Данный вопрос не регулируется программой, однако местные власти, как правило, идут навстречу и предоставляют жилье учителям – участникам программы.
Программа «Земский учитель»: что это?
Школьные учебные заведения сел, поселков, станиц и маленьких городов имеют один объединяющий фактор, который звучит, как острая нехватка квалифицированных учителей. Так, по статистическим данным, учителя в каждой второй сельской школе работают на полторы или две ставки. Однако не только заработная плата вынуждает их это делать, но и полное отсутствие преподавателей того или иного предмета.
Данная ситуация приводит к тому, что общий уровень образования значительно падает, ведь предметы читают неквалифицированные работники, которые не имеют требуемого образования. Так, учитель математики, окончивший ВУЗ по соответствующему направлению, может преподавать астрономию или географию. Что в конечном итоге приводит к тому, что дети, окончившие школы, которые нуждаются в кадрах, являются неконкурентоспособными в борьбе за место абитуриента в высших учебных заведениях.
«Земский учитель»: как это будет действовать в России
Идею стимулирования переезда учителей в небольшие поселения предложил Президент Российской Федерации на ежегодном обращении к депутатам Госдумы еще в прошлом году. Однако из-за несоответствия законодательства и отсутствия детальной проработки, законопроект будет запущен в действие только в нынешнем. Финансироваться «Земский учитель» будет на федеральном уровне, а сама программа будет нацелена на села и небольшие муниципальные образования, населения которых не превышает 50 тысяч человек.
Заработная плата учителей сельской местности не превышает 15 тысяч рублей, соответственно занимать должность могут лишь те, кто непосредственно живет в этом месте. Так как за такую зарплату не купишь жилье, а тем более не переедешь из города в небольшой поселок. Ко всему этому среди местного населения сложно собрать полный штат высококвалифицированных учителей разных направлений: математики, биологии, физики, истории и т.д. Благодаря чему многим учителям приходится вычитывать по тридцать уроков в неделю и вести совмещенные занятия. Ко всему прочему, средний возраст кадров превышает отметку 50 лет, что отпугивает молодых потенциальных учителей, которые хотят преподавать в современной среде. Таким образом, сдерживающими факторами для переезда учителей в села являются:
Требования от учителей по программе
Участниками программы могут стать учителя возрастом от 18 до 55 лет. Однако возрастные ограничения в различных регионах разнятся, те села, которые не так остро нуждаются в преподавателях, выдвигают параметр до 35-40, а города, где ситуация критическая, принимают на работу специалистов до 55 лет. Приоритет же при найме отдается молодым специалистам.
Главное требование, выдвигаемое для трудоустройства, наличие среднего специального или высшего образования по соответствующему направлению. Образовательный уровень должен соответствовать квалификационным требованиям и профстандартам. Второе, но не менее важное требование, учитель должен занимать должность и преподавать 5 лет с момента подписания бумаг в поселке, селе или муниципальном образовании, населением до 50 тыс. человек. Там же он и обязан проживать. Контракт непосредственно заключается с учебным заведением, а еженедельная трудовая нагрузка должна превышать 18 часов.
Достоинства программы «Земский учитель» для педагогов
Помимо выплаты в один миллион рублей, учителя ждет:
Педагоги, получившие государственную помощь в размере миллиона рублей, могут потратить деньги на:
Какие регионы участвуют в программе и как стать её частью
Участниками программы выступают все города, села, станицы и поселки, население которых не превышает 50 тысяч человек, а местные школы остро нуждаются в квалифицированных педагогах. Так, на специализированном сайте можно найти все открытые вакансии и подать заявку.
Если вы попадаете под все выдвигаемые требования, то вам необходимо подать копии документов и заполненное заявление. В пакет документов входят:
Претенденты проходят конкурс, после чего победители заключают договор с образовательным учреждением и открывают счет в банке.
Земский учитель на что можно тратить миллион
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Программа «Земский учитель»: год спустя
Программа «Земский учитель», инициированная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в феврале 2019 года в рамках ежегодного Послания Федеральному Собранию, является одним из действенных механизмов поддержки педагогического сообщества. И буквально с января 2020 года в стране началась реализация Федеральной программы «Земский учитель», направленная на решение кадровых вопросов в школах сельской местности и малых городов.
Благодаря данной Программе все педагоги, подавшие заявки, смогут получить по 1 млн. рублей для покупки жилья, погашения ипотеки или оплаты курсов повышения квалификации, либо на другие траты по своему усмотрению. Если учитель переезжает на Дальний Восток, размер выплат возрастает до 2 млн. рублей. Напомним, обязательное условие для участников Программы согласно Трудовому договору – дальнейшая работа в выбранной школе 5 лет с учётом нагрузки не менее 18 часов.
Всего за период реализации программы с 2020 по 2022 годы в нашей республике предусмотрено 50 квот, в том числе в 2020 году было19 на сумму 38 млн. рублей, в 2021 году – 16 на сумму 32 млн. рублей, в 2022 году – 15 на сумму 30 млн. рублей. В 2023 году по дополнительному соглашению будет выделено 22 квоты на сумму 44 млн. рублей.
А теперь почитаем отзывы прошлогодних участников Программы, где и как они устроились, работают сегодня, т.е. год спустя:
Антипина Майя Дмитриевна, учитель английского языка МБОУ «Саскылахская СОШ» Анабарского национального (долгано-эвенкийского) района:
«Приехала в августе 2020 года в село Саскылах Анабарского района со своей семьей из Якутска по Федеральной программе «Земский учитель» на вакансию учителя английского языка в Саскылахскую СОШ. Саскылах расположен на берегу прекрасной реки Анабар. Нас тепло и добродушно встретила Августина Васильевна Свешникова, директор школы. Нам предоставили квартиру в двухквартирном доме с центральным отоплением, обставленную необходимыми бытовыми предметами. Проезд на авиабилеты школа оплатила.
Сын Дьулустан учится в 3 классе, дочь Вероника ходит в детский сад «Чуораанчык» в подготовительную группу.
Школа двухэтажная, каменная, построена в 2011 году, в которой обучаются более 260 учащихся. Есть все условия для работы. Адаптацию на новом месте прошли успешно.
До этого я никогда не бывала в северных районах нашей республики. Было интересно увидеть природу и ознакомиться с бытом жителей арктических районов, узнать культуру и обычаи народов крайнего Севера. Впервые попробовала блюда и деликатесы из оленины, увидела своими глазами куропатку, природу тундры, северное сияние, солнцестояние и полярные ночи.
Очень рада и горда, что мне представилась такая прекрасная возможность благодаря программе «Земский учитель». Выражаю благодарность нашим ответственным кураторам по программе Ушницкой Сардаане Егоровне и Даниловой Сардане Эркинбековне. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
Гареева Розалия Фаиловна, МАОУ СОШ №24, учитель биологии г.Удачный Мирнинского района:
«По приезду предоставили комнату в общежитии со всеми условиями, интернет есть, можно подключить телевидение. Нагрузка составляет 24 часа, есть внеурочная деятельность. Предоставили кабинет, в котором проведен ремонт, есть лаборатория, много наглядности, таблиц. Коллектив принял доброжелательно, при обращении всегда подсказывают и помогают».
Сыромятникова Анна Прокопьевна, учитель математики «Кобяконской СОШ» Намского улуса:
Адаптацию прошла успешно, если бы не пандемия, то было бы еще быстрее. Коллектив хороший, дружный. Как бывает в деревнях, относятся настороженно, но уважительно. Пока привыкают. Мне нравится еще, что администрация школы и профком поддерживают во всем и помогают в работе.
В классах очень мало детей. У меня и репетиторского опыта тоже немало, но это другое. Поняла, что обучить одного немотивированного ученика в классе чему-либо очень сложно, нежели 30 детей. За один год высоких показателей не получится, но над проблемой работаю. Радует, что есть сдвиги.
Герасимова Татьяна Сергеевна, учитель биологии и химии Чокурдахской СОШ им. А.Г.Чикачева: «Хочу поблагодарить Министерство образования и науки РС (Я) в лице министра М.П.Сивцева, I-го заместителя министра М.Ю.Присяжного, Институт развития образования и повышения квалификации в лице Г.И.Алексеевой, администрацию Аллаиховского улуса ( Забара Е.В.) Управление образования (Ахновская О.Н.) и администрацию своей школы ( Стручкова В.В.). Все условия проживания, прописанные в Договоре, выполняются: выделена благоустроенная квартира, проезд до места работы оплачен, установлены теплые отношения. Никаких проблем и трудностей не испытала почти за год работы».
Такие же отзывы прислали нам Лиана Геннадиевна Никитина из Колымской школы Нижнеколымского района, Тамдын Салбакмаа Севооновна из Жиганской школы, Власта Михайловна Тысова из Сюлинской СОШ имени С.С.Сюльского Нюрбинского района и др. Всё это говорит о том, что Программа «Земский учитель» начала успешную реализацию в Республике Саха (Якутия).
Что ж, пожелаем нынешним победителям Программы «Земский учитель» таких же доброжелательных встреч и адаптации на новом месте работы! Ждём прекрасных отзывов!
Как учителю получить миллион по программе «Земский учитель»
И сколько лет нужно отработать за эти деньги
С 2020 года в России работает программа «Земский учитель».
Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.
Законодательная база
На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.
Как победить выгорание
Условия предоставления выплаты
Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.
Чтобы получить выплату, учитель должен:
Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.
Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.
Где придется работать
Список вакансий в школах регионы формируют до конца года, предшествующего году отбора, и отправляют данные на официальный сайт программы «Земский учитель».
В разделе «Банк вакансий» нужно выбрать регион, школу и предмет, который готовы вести.
Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.
Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.
Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.
Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.
Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.
При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.
Как и куда подать документы
Нужно зарегистрироваться на федеральном портале «Земский учитель» и подать электронную заявку.
Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.
Например, Омской области в 2021 году выделены 10 млн рублей, следовательно, число вакансий с правом на выплату — 10. Но количество вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.
Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения
Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и сейчас работаю учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.
К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.
Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.
Участники программы создали паблик во «Вконтакте», где делятся впечатлениями и консультируют новичков. Это очень полезная группа, там обсуждают условия, зарплаты, инфраструктуру, проблемы с жильем. Я сама там отвечаю на вопросы, если есть время.
Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.
Документы на конкурс подаются в структуру власти или учреждение, которое отвечает за сферу образования в регионе. Например, в Омской области это казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Республике Карелии — государственное учреждение «Карельский институт развития образования».
Обычно у кандидатов просят такие документы:
Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.
Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.
Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.
При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.
Как проходит конкурсный отбор
Конкурс проводится в четыре этапа.
Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.
Второй этап: экспертная оценка документов, выставление баллов претендентам, формирование рейтинга. Этап проходит примерно с 16 по 30 апреля. На основании документов эксперты выставляют баллы, а по ним выстраивается рейтинг.
Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.
Критерии оценки в Новосибирской областиPDF, 115 КБ
Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.
Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.
Если на вакансию несколько кандидатов, ее отдают тому, кто набрал больше баллов. Важный нюанс: вакансии не перераспределяются по рейтингу в зависимости от баллов и может получиться, что при отсутствии конкуренции места в программе получат учителя с относительно небольшим количеством баллов.