зеркалка или беззеркалка что лучше для профессионала
Зеркалки vs беззеркалки
Дисклеймер 1: всё нижеизложенное является личным мнением и не претендует на истину в последней инстанции.
Дисклеймер 2: чтобы вникнуть в нижеизложенное надо хотя бы на базовом уровне понимать конструктивные отличия одного от другого (и это не только наличие/отсутствие зеркала).
Итак давайте по пунктам:
Разумеется, удаление части механизмов приводит к облегчению и уменьшению конструкции. И да, беззеркалки легче и меньше. Но стоит ли оно того?
Не будем забывать, что хорошая картинка это не только камера но и оптика, а хорошая оптика была и остается большой и тяжелой. Выиграете ли вы от перехода на беззеркалку в плане экономии веса и пространства? Выиграете. Рюкзак станет легче грамм на триста и места станет больше на пару пачек сигарет. Стоит игра свеч? По мне так нет.
Компактный корпус приводит к уменьшению размеров аккумулятора, а учитывая, что энергопотребление беззеркалок существенно выше, чем у зеркалок… Я, например, знаю человека с беззеркалкой, у которого семь запасных аккумов (семь, Карл). На зеркалке на весь день хватает двух.
Я в курсе что есть системы стабилизации. Но при прочих равных крепко держать в руках «кирпич» проще чем «мыльницу». Тряски рук будет меньше, выдержку можно покороче. Плюс с мелких камер еще и вечно сваливается мизинец. Да, руки разные у всех, но в большинстве случаев — сваливается. Да, можно прикрутить батблок и мизинец сваливаться перестанет. Но, мы же боролись за вес и габариты?
Для кого-то неважно, кому-то неудобно. Тяжелая зеркалка с нашейным ремнем, висящая на пузе, почти всегда висит объективом вперед. Легкая беззеркалка в аналогичной ситуации висит объективом вниз.
2. Электронный видоискатель
То, что можно видеть готовую экспозицию сразу в видоискателе для меня ценность сомнительная. Для новичков, наверно, это очень удобно. Но, если с экспозицией «на ты», то не особо оно и надо.
Лаг («черный экран») электронного видоискателя по прежнему не побежден. Да, с каждым поколением он короче и короче, но беззеркалки по прежнему не для спорта, не для съемки детей и т д. Там где надо «ловить» у них пока что беда. Для медленных постановочных съемок — всё хорошо. Возможно, в обозримом будущем технологии пойдут дальше. Пока — нет. Футбол по прежнему снимают на «зеркальные кирпичи».
Лично у меня (возможно, я такой один в мире) от электронного видоискателя устают и слезятся глаза. Мне не комфортно. Думаю, это и не удивительно, если, например, уткнуться в монитор с расстояния в один сантиметр, глазам будет тоже весьма не хорошо. Однако, знаю живых людей, у которых всё ок, ничего не болит, никаких проблем. И да, вариант снимать фото, глядя на большой экран, держа камеру в вытянутых руках — не предлагать. По мне это убожество.
У последних беззеркалок он лучше, здесь крыть нечем. И бэк/фронт отсутствует. И фокусировка по глазам есть. Если в плохих условиях по свету еще можно чего-то куда-то посравнивать (с плохим светом всё снимает плохо), то с хорошим светом беззеркалки просто лучше фокусируются. Это не значит, что на зеркалку нельзя снять резкий кадр. Вполне можно, но на беззеркалку проще.
Еще важно понимать, что зеркалки в режиме liveview (то есть по сути в «беззеркальном» режиме) при съемке видео фокусируются плохо. Дергаются туда сюда, поскольку фазовые датчики в этом режиме не работают, только контрастные. У беззеркалок тут ситуация сильно лучше. Не у всех но у многих.
4. Матричная стабилизация
Лично мне она не нужна, даже для видео, поскольку я сторонник стабилизаторов внешних. А если камера стоит на внешнем стабе, внутренний всё равно рекомендовано отключать. Но, для кого-то наличие стабилизации на матрице вполне себе может быть аргументом.
1. Если вам нужна камера только для фото и вы любитель — вполне можно снимать на зеркалки и не переплачивать. Маркетинговым уловкам поддаваться не обязательно.
2. Если вам нужна камера для фото и видео (50 на 50) и вам не нужно снимать дикую природу, спорт или детей — есть смысл задуматься о беззеркальных технологиях.
3. Если камера в основном под видео — нужна беззеркалка. Да, она дороже, да, таскать кучу аккумов, да, оптика тоже дороже, да, мизинец сваливается, но рабочая система фокусировки в видео это всё перебьет.
Вопросы, ваш личный опыт и дополнения приветствуются.
Спасибо за внимание!
Nikon 2021, битва-сравнение: зеркалка vs беззеркалка
Каждый год многие фотографы задаются вопросом, что лучше: зеркальная камера или беззеркальная. Удивительно, но каждый год ответ будет разным. Сегодня зеркальные фотоаппараты становятся все более и более элитным сегментом, фокусируясь на своих сильных сторонах, а беззеркалки завоевывают широкий рынок и народную любовь. Давайте посмотрим на камерах Nikon, какой выбор будет самым актуальным в 2021 году.
Размер
Зеркалки обычно значительно больше, чем беззеркалки. Виной тому конструкция камер с использованием зеркала, с которого изображение попадает на матрицу устройства. Плюс такого формата в том, что зеркальные камеры удобнее в работе с крупными телеобъективами. Кроме того, как правило, у них более удобная эргономика — в них более комфортный хват.
Беззеркальные фотоаппараты работают по иному принципу, и поэтому они более компактные. Их удобно брать с собой в поездки и на выездные съёмки. Обратная сторона медали в том, что лёгкий корпус не поддержит большой объектив без качественного штатива.
При этом нельзя сказать, что абсолютно все беззеркалки компактные, а зеркалки — громоздкие. Nikon D3500 — удачный пример небольшой зеркальной камеры, которая подходит для начинающих фотографов и отличается малым размером. Камера весит 415 г. Правда, камера заточена на фото, в ней нет съёмки 4К и тачскрина. Но есть APS-C матрица с разрешением 24.2 Мп.
Беззеркальная камера с аналогичной по размеру матрицей Nikon Z50 стоит почти в два раза больше, хотя предлагает съёмку 4К и тачскрин.
Победитель: Беззеркальные камеры
Выбор объективов
Мы привыкли считать, что у беззеркальных камер меньше выбор объективов, но за последние годы этот отрыв сократился. Для зеркалок всё ещё разработано больше разных стёкол от оригинальных и сторонних производителей, но с ростом популярности беззеркальных камер у компаний появился повод и стимул создавать для них аксессуары. Если пропустили, почитайте наш обзор на компактный широкоугольник для беззеркалок Nikon Z 14-24mm f/2.8 S.
Кроме того, объективы для зеркальных камер можно использовать и с беззеркалками — нужен только адаптер.
Но если выбирать фотоаппарат по доступности линейки объективов, лучшим выбором станет зеркальный фотоаппарат от Nikon. Помимо стёкол разного оптического и ценового диапазона от производителя, можно найти альтернативные варианты от Sigma и Tamron, которые, кстати, стоят на порядок дешевле.
Nikon D7500 — это быстрая и точная камера. Её размер позволяет использовать как крупные, так и небольшие объективы.
Победитель: Зеркальные камеры
Батарея
У зеркальных камер есть одно существенное преимущество, которое пока точно недостижимо для беззеркалок — это выносливость батареи. В среднем батареи зеркальной камеры хватает на 600-800 кадров, а у флагманских профессиональных камер эта цифра может достигать 1000-2000 на одном заряде.
Компактные беззеркалки оснащены менее мощными аккумуляторами, кроме того, энергия расходуется на экран Live View и электронный видоискатель. Заряда обычно хватает на 300-400 кадров. Для долгих фотосессий потребуется либо подзарядка, либо дополнительный батарейный блок.
Впрочем, разработчики работают над этим параметром, и производительность продвинутых моделей достигает 600-700 кадров.
Наш фаворит — батарея камеры Nikon D850, которая способна обеспечить 3300 кадров. Это один из самых высоких показателей среди зеркалок. Это премиальная камера с мощной полнокадровой матрицей на 45.7 Мп и записью 4К.
Победитель: Зеркальные камеры
Видоискатель
Зеркальные камеры оснащены оптическим видоискателем. Многие фотографы предпочитают оптику за естественность передачи света и цвета. К тому же оптический видоискатель не может заглючить, как электроника, и лучше при съёмке в темноте. Но оптический видоискатель сложнее адаптировать под слабое зрение. Если у вас минус, то нередко настраивать фокус приходится почти вслепую, особенно на старых камерах.
Современные электронные видоискатели заметно преуспели, они не менее естественно передают сцену и анализируют параметры, выводя данные на дисплей. С электронными видоискателями легче работать и настраивать камеру. Но они есть не на всех беззеркальных камерах, а на многих использован просто Live-View — цифровой экран. Он отлично подходит для фокусировки и съёмки видео, не требуя постоянного заглядывания в окошко видоискателя.
Nikon Z5 — это беззеркальная камера топ-класса со сменным объективом и электронным видоискателем. В серии Z видоискатель захватывает почти 100% сцены примерно с 37-градусным углом обзора. Видоискатель выводит данные на экран для упрощения процесса съёмки.
Победитель: Беззеркальные камеры
Автофокус
В 2021 году ситуация сильно отличается от того, что было на рынке несколько лет назад. Раньше у зеркалок было существенное преимущество, и они считались более подходящими для съёмки объектов в движении.
Сейчас большинство беззеркальных фотоаппаратов оснащены гибридными и фазовыми системами автофокуса, что делает их лучше и совершеннее для съёмки движущихся объектов. Кроме того, режим серийной съёмки, который используется, например, для съёмки спортивных событий, на беззеркальных камерах тоже работает быстрее.
У Nikon Z6 II гибридный автофокус с 273 точками фокусировки, подсветкой, распознаванием лиц и дальномером. Это современная система, которая определяет сцену съёмки и подстраивает фокус для фото или видео.
Победитель: Беззеркальные камеры
Видео
В съёмке видео беззеркалки однозначно дают фору своим зеркальным коллегам. Во-первых, производители намеренно делали упор на видеовозможности этих фотоаппаратов. У беззеркалок удобный режим автофокуса, они лёгкие — их можно брать с собой для съёмки влогов, автофокус быстрый и шустро ловит перемещения в кадре. Почти все беззеркалки снимают видео в высоком разрешении и с хорошей частотой кадров в секунду.
У зеркалок есть несколько недостатков, касающихся видео. Стартовые камеры для новичков не могут предложить достаточно высокого разрешения, а видео снимается с кроп-фактором. Если на камере нет режима Live View или экран камеры не откидной, то для съёмки влога понадобится оператор. Большинство зеркалок снимают только Full HD, в то время как стандартным форматом уже считается 4К.
Почти любая беззеркалка Nikon сейчас снимает в 4К формате с минимальной частотой 30 кадров в секунду. Флагманы, например, Nikon Z7, которые снимают плавные видео до 120 кадров в секунду.
Победитель: Беззеркальные камеры
Что же из камер Nikon лучше выбрать в 2021 году? В большинстве из категорий, которые мы рассматривали, победили беззеркалки. Но значит ли это, что выбор очевиден? Не совсем.
Перед тем, как окончательно принимать решение, обязательно определите свою цель. Для профессионалов фотографии лучше подойдёт зеркальная камера. Зеркалка с кроп-фактором станет хорошим стартовым вариантом для новичка.
Если же вы снимаете видео или динамичные кадры, много путешествуете и ищете современное многофункциональное устройство, то беззеркалка — идеальное решение ваших проблем.
Беззеркалки vs зеркалки или Почему зеркальные фотоаппараты обречены
Системные фотокамеры со сменной оптикой, вышедшие в широкие массы всего десятилетие тому назад, откусили лакомый кусок пирога у, казалось бы, бессменных лидеров на фотографической арене в лице зеркальных фотоаппаратов. Будущее — именно за беззеркалками. И вот почему.
Сперва немного о подноготной зеркалок. Такое негласное прозвище «приклеилось» к ним ввиду особенностей строения — одним из главных действующих лиц в конструкции фотоаппаратов подобного рода выступает механизм подвижного зеркала. Он применяется для обеспечения видимости поля будущего кадра в окошке оптического видоискателя. Отражаясь от зеркала, свет еще два раза переотражается через грани пентапризмы и только затем попадает непосредственно в видоискатель. При нажатии кнопки спуска затвора зеркало убирается с пути светового потока, дабы он мог беспрепятственно проникнуть на матрицу фотоаппарата. Притом сам момент съемки остается в видоискателе невиден, поскольку поднятое зеркало закрывает собой матовый фокусировочный экран. По сути, зеркальный механизм является лишь вспомогательным элементом в процессе создания фотографии. Из-за его громоздких размеров зеркальные фотоаппараты обречены быть большими и тяжелыми. Со становлением на ноги беззеркалок без данного механизма можно смело обойтись.
Наглядная разница между принципами работы зеркалок и беззеркалок. |
Беззеркальные камеры хороши тем, что световой поток у них направляется прямиком на сенсор изображения, минуя все промежуточные звенья цепочки. Соответственно, у них проще конструкция, меньше хрупких элементов в ней и, что немаловажно, более привлекательные массогабаритные показатели. Один из главных козырей в рукаве у беззеркалок:
Компактные размеры
При схожих технических данных зеркалку аналогичных размеров системной фотокамере со сменной оптикой попросту не найти. Что говорить, младшие из отряда беззеркалок практически неотличимы по габаритам от среднестатистических «цифромыльниц», особенно вкупе с каким-либо из объективов-«блинчиков». К тому же за счет короткого рабочего отрезка беззеркальные камеры зачастую используют более компактную оптику, что избавляет от необходимости таскать с собой на съемки целый чемодан фотоаппаратуры.
Одни из наиболее компактных беззеркалок на рынке причислены к серии Olympus PEN. |
Небольшая камера в связке с компактным объективом привлекает меньше внимания к собственной персоне, что актуально в жанре стрит-фотографии, и занимает минимум места. Правда, в угоду компактности многие из беззеркалок начального и среднего сегмента лишены удобного хвата в руку. У зеркалок с эргономикой дела обстоят чуточку лучше, поскольку на их более массивном корпусе остается достаточно места и для рукояти, и под дополнительные кнопки быстрого доступа наряду с колесами управления.
Электронный видоискатель
Через окошко видоискателя на борту беззеркальных фотокамер можно увидеть кадр таким, каким он получится в итоге. Картинка на экранчик видоискателя выводится с матрицы уже с учетом настроек выдержки и диафрагмы, светочувствительности, баланса белого и коррекции экспозиции. В довесок на нем можно отобразить массу сопутствующих съемочных параметров в помощь фотографу, к примеру, гистограмму. Визироваться также предлагается по основному экрану — различий в этом деле нет.
У зеркалок с режимом отображения поля будущего кадра на дисплее все обстоит гораздо сложнее. Виной тому особенности фокусировки — при использовании автоматической системы наводки на резкость в режиме Live View камера работает с поднятым зеркалом, пользуясь менее расторопной контрастной фокусировкой. Т.е. зеркальный фотоаппарат в таком виде является аналогом беззеркалки, причем не самой шустрой и отзывчивой.
На первых порах многие экземпляры беззеркальных фотокамер преследовала проблема инерционности картинки в видоискателе и на экране, что делало их малоподходящими для съемки высокодинамичных сюжетов (репортажей со спортивных мероприятий, съемки объектов в движении и т.п.). Однако нынче у львиной доли актуальных моделей частота обновления существенно подросла и задержка в передаче изображения на дисплей фотоаппарата ничтожно мала — разглядеть ее невооруженным взглядом не представляется возможным.
Матричная стабилизация
Матричный стаб в арсенале беззеркальных камер заметно упрощает съемку с рук на критических выдержках и содействует в получении плавного видеоряда при записи видео. |
У отряда зеркальных фотокамер подобная система встречается только на борту моделей от Sony и Pentax, которые «чистокровными» зеркалками и не назовешь. Виной тому использование в их конструкции полупрозрачного зеркала и электронного видоискателя.
10 отличий зеркалок от беззеркалок
Профессиональные камеры со сменными объективами, но как выбрать?
Итак, получив сотни лайков в инстаграме, наигравшись с мыльницами и простыми камерами, вы решили наконец купить серьезный, профессиональный фотоаппарат. Такой, который позволит не просто создавать красивые фото, но и возможно, построить бизнес.
Как и DSLR-фотоаппараты (зеркальные), беззеркалки (или CSC) позволяют менять объективы, но не включают той самой пресловутой системы с зеркалами, которая есть на DSLR.
Проще говоря, это означает, что они могут быть меньше, легче по весу и проще по механике. По управлению же, они не сильно отличаются от компактных камер.
И любители, и профессионалы в области фотографии, однако, не сразу приняли на вооружение новый тип камер. Без зеркала нет и оптического видоискателя, то есть камера полностью полагается в этом плане на дисплей или электронный видоискатель. Поэтому сразу возникли сомнения по поводу качества, функций и прочего.
Когда речь заходит о беззеркалках с APS-C матрицей, это может создать проблемы, если использовать их с тяжелым объективом.
Компании Panasonic и Olympus разрабатывают беззеркалки с матрицей микро 4/3. Они меньше, но и объективы к ним меньше, поэтому весь комплект, вся камера получается гармонично компактной.
Тем не менее, многие беззеркалки становятся больше по размеру, поскольку производители охотно расширяют количество функций, отвечая запросам пользователей. А зеркалки, особенно для начинающих, напротив имеют тенденцию к уменьшению.
Такие легендарные производители как Canon и Nikon имеют огромный список объективов для зеркальных камер на все случаи жизни, в то время, как Sony и Pentax стараются не отставать. Беззеркалки в этом плане не могут похвастаться аналогичным выбором.
Ряд беззеркалок, из тех, что подороже, имеют видоискатели и те электронные. Они отображают изображение непосредственно с матрицы, а не через зеркальную систему.
Электронные видоискатели, разумеется, быстро развиваются и самые поздние могут похвастаться невероятным качеством. Но пока что, они не идеальны, и при быстром движении, все равно будет заметно отставание.
И все же, профессионалы всегда выберут классику и доверятся собственному глазу. Хотя, в конечном счете, все сводится к личным предпочтениям.
AF на зеркальных камерах по-прежнему побеждает, когда дело касается быстро движущихся объектов. А вот в режиме live view он уступает беззеркалкам.
Зеркальные камеры используют быстрый и надежный фазовый автофокус, модули которого находятся под зеркалом. Сама фокусировка происходит, пока зеркало опущено, в видоискателе же она отмечается только при поднятом зеркале и срабатывании затвора. При использовании автофокуса в режиме live view, зеркало должно быть поднято, и камера переключается на менее расторопную контрастную автофокусировку и использует изображение, полученное матрицей.
Ряд камер (Canon EOS80D, Canon EOS 7D Mark II и др.) используют гибридную систему автофокуса, в которой элементы фазового автофокуса встроены прямо в матрицу. Благодаря этому автофокус в live view режиме функционирует гораздо быстрее. Однако, ограниченное количество камер использует эту систему и большинство по-прежнему применяет фазовую.
Среди продвинутых беззеркалок тоже есть такие, которые совмещают контрастный автофокус с элементами фазового на матрице, что дает им как точность при фокусировке, так и скорость. Поэтому эти камеры отлично справляются со слежением за объектом съемки.
Panasonic же разрабатывает использование 4K видео для создания 8-мегапиксельных фото на 30fps.
Зеркалки пока еще невероятно популярны для съемки видео, но нельзя с уверенностью сказать, что это продлится долго.
Зеркальные камеры, разумеется, первыми предоставили возможность снимать HD и Full HD и количество опций с различными объективами и функциями только прибавило им популярности. Так что многие профессионалы и youtube блоггеры выбирают именно зеркалки.
Беззеркалки же отчаянно наступают на пятки DSLR камерам, развивая возможности 4К, что принципиально важно для многих и далеко не все зеркалки могут похвастаться этой функцией. Кроме того, возможности live view, фокусировки и обработки на беззеркальках значительно шире. Для видео они пока значительно удобнее.
Panasonic и Sony предложили пользователям сответственно, GH4 и Alpha A7S II, камеры, которые предлагают гибридные возможности для фото и видео. Эти камеры по достоинству оценены любителями и профессионалами.
Даже зеркальные камеры, рассчитанные на новичков имеют серьезные ручные настройки и в умелых руках способны на многое. Беззеркалки стараются не отставать и иногда даже обгонять.
Зеркалки используют последние изобретения, APS-C или полнокадровые матрицы. Так же делают и беззеркалки, но в меньших форматах.
Правда, не все ограничивается количеством мегапикселей, поскольку размер матрицы остается важнейшим в этом плане фактором. Полнокадровые матрицы больше и, как правило, готовы предложить лучшее качество. APS-C обойдутся дешевле, хотя нельзя сказать, что они хуже. Оба типа матрицы можно найти на обоих типах камер.
Большинство зеркальных камер способно снять в среднем 600-800 кадров без подзарядки. Топ камеры могут выдержать более 1000 кадров (понятно, что они будут дороже). Беззеркалки в этом плане слабее и способны снять за зарядку 300-400 кадров. Если от камеры требуется больше кадров, придется запастись дополнительными батареями.
Почему именно это происходит, сказать сложно, возможно, дело в механике, размере батареи и эксплуатации дисплея.
Аналогичная по цене беззеркальная Sony Alpha A6000 оснащена почти такой же 24Мп APS-C матрицей, видоискатель у нее электронный. А вот батарея понадобится запасная.
На любительском и профессиональном уровне различия менее заметны. Меньше и легче не всегда будет равняться дешевле, но стоит помнить, что видоискатель будет только на более дорогих беззеркалках.
Зеркальные фотоаппараты против беззеркальных: что лучше?
Содержание
Содержание
Фотоаппараты со сменной оптикой все больше завоевывают рынок. Что это за зверь, и стоит ли менять свою старую добрую «зеркалку» на новую технику?
Появление зеркального фотоаппарата — это вполне закономерное развитие технологий в попытке облегчить жизнь фотографам. Если взглянуть на фотокамеры далекого прошлого, то можно увидеть как огромные камеры большого формата, так и среднеформатные двухобъективные фотоаппараты. Они пытались решить проблему визирования разными способами, пока их не потеснили компактные однообъективные зеркальные фотоаппараты, и это стало огромным прорывом в развитии фототехники. При создании первых цифровых фотоаппаратов производители по сути просто заменили пленку на цифровой задник.
Зеркальные фотоаппараты
В зеркальном фотоаппарате видоискатель основан на зеркале, которое расположено за объективом под углом 45°. Визироваться — выстраивать границы кадра — можно, глядя в видоискатель. Но задача зеркала — не только визирование, но и фокусировка. Часть светового потока зеркало отражает на датчики фокусировки, благодаря чему и работает фазовый автофокус в зеркальных камерах.
При съемке зеркало поднимается с характерным шлепком, который также может давать небольшую вибрацию, хотя обычно она не сказывается на итоговом кадре. Для исключения влияния вибрации при подъеме зеркала во многих камерах предусмотрена специальная функция — предподъем зеркала.
Важно помнить, что зеркало — это механический элемент, и чем выше скорострельность камеры, тем большим нагрузкам оно подвергается. Поломка зеркала — одна из причин выхода из строя зеркальных камер, но случается это только на больших пробегах.
Плюсы
Стоимость. Стоимость системы (камера + объективы) может оказаться ниже, чем стоимость беззеркальной системы. За долгие годы производства зеркалок все существующие технологии отбили затраты на разработку, а, значит, меньше издержки. Огромное количество объективов, в том числе еще с пленочных времен, также значительно снижают цену системы.
Высокая скорость автофокусировки. Фазовый метод автофокусировки позволяет практически моментально определить направление и величину сдвига блока линз для фокусировки на заданную область.
Минусы
Плавающее качество объективов. Большое количество объективов просто перекочевало на цифровые зеркалки с пленочных времен. Но требования к качеству объективов для цифровых матриц выше, чем для пленки. Есть множество нюансов, из-за которых качество картинки подобных объективов может не удовлетворять требовательных клиентов.
Точность фокусировки. Фазовый автофокус не может похвастаться стабильной и высокой точностью. Любому зеркальщику известны такие понятия, как фронт-фокус и бэк-фокус. Причем подобные проблемы могут проявляться только на отдельных объективах, а с остальными камера работает нормально. Некоторые современные зеркалки способны вводить индивидуальные поправки для определенных объективов, устраняя этот недостаток. Кроме того, при использовании сверхсветосильных объективов вы неизбежно столкнетесь с высоким процентом брака фокусировки как раз из-за низкой точности автофокуса.
Отсутствие современных функций. Производители зеркальных фотоаппаратов неохотно внедряют новые технологии и функции в свою продукцию, а некоторые опции не могут реализованы в принципе. Например, фокусировка по лицу или глазам невозможна при использовании фазового автофокуса. Да, можно включить режим «live view», и в этом случае фокусировка по лицу доступна, но ее скорость для комфортной съемки слишком низкая.
Также можно привести в пример электронный затвор, который появился в последних моделях зеркальных камер, например, в Nikon D850. Но его использование также несет ограничения и дискомфорт — задержки в съемке и невозможность использовать его со вспышками. В то время как беззеркальные камеры, например, Olympus OM-D E-M10 MarkIII, подобными недостатками не обладают.
Ограниченное количество датчиков фокусировки. Кроме этого, существуют еще и разные типы датчиков/групп датчиков фокусировки. А, значит, вы не сможете выбрать нужную вам область для фокусировки, и придётся перестраивать кадр. Это занимает время, иногда драгоценное. Пока вы настраиваетесь, объекта съемки может уже запросто выйти из области резкости. Например, модель среднего ценового сегмента Canon EOS 800D оснащена 49 точками фокусировки, причем разной чувствительности.
Беззеркальные камеры
Беззеркальные камеры, как не сложно догадаться, это цифровые фотоаппараты, у которых блок с зеркалом был удален. А функции, которые раньше возлагались на зеркало, теперь выполняют другие элементы. Так, например, визирование осуществляется либо по дисплею камеры, либо с использованием цифрового видоискателя, информация на который подается напрямую с матрицы.
Изначально фокусировка в беззеркальных камерах производилась исключительно контрастным методом, который в большинстве моделей до сих пор остается единственным возможным. Он основан на анализе картинки, получаемой с матрицы, и поиске контрастного изображения. Так полностью уходят ошибки системы автофокусировки наподобие бэк-фокуса и фронт-фокуса.
Но развитие технологий позволило встроить датчики фазовой фокусировки в матрицу фотоаппарата, и мы получили новый вид фокусировки — гибридная. Подобная система применяется в фотоаппаратах FujiFilm X-T30, Sony Alpha ILCE-7M3K.
При гибридной фокусировке фазовые датчики быстро ориентируют направление движения блока линз, а финишная точная наводка на зону фокусировки производится контрастным методом. Тем самым мы получаем плюсы от каждого из способов и практически полностью устраняем минусы каждого из них. Справедливости ради стоит отметь, что некоторые современные зеркалки также оснащены гибридным методом фокусировки.
Новые объективы
Практически все производители беззеркалок оснастили свои системы новым байонетом, попутно уменьшив рабочий отрезок оптики. С одной стороны, возросло качество объективов, разрабатываемых без оглядки на пленочное прошлое, а уменьшение рабочего отрезка позволило создать более компактные экземпляры. Но при этом весь парк оптики создается с нуля, а, значит, разнообразие доступных объективов намного ниже. На цифру можно навесить объектив от зеркальной системы через соответствующий переходник, но вот практически все плюсы беззеркальных систем в части скорости и компактности тут же теряются.
Справедливости ради, нужно отметить, что производители фототехники, вышедшие на беззеркальный рынок раньше остальных, все-таки уже успели выпустить немало разнообразных объективов на любой вкус.
Плюсы
Фокусировка. Зоной фокусировки может сталь любая область кадра, также можно изменять размер, объединять несколько зон вместе и многое другое. А гибридный метод все это делает еще и быстро. Тут же и все прелести продвинутых функций фокусировки — автоматическое определение лиц и глаз, интеллектуальный выбор объектов для фокусировки.
Современные опции
В беззеркалках больше возможностей построения кадра с нестандартными ракурсами. В зеркалках вы привязаны к видоискателю, и сделать кадр от земли или с верхнего ракурса хоть и возможно, но трудно. Беззеркалки с откидными экранами в этом плане дают значительно больше свободы действий. А если сюда добавить комфортную съемку с управлением через Wi-Fi, то даже в привычных сценариях съемки можно делать новые и интересные кадры. Примеры подобных камер: Panasonic Lumix DMC- G80, FujiFilm X-T30. Да, и среди зеркалок есть камеры с откидными экранами, но фокусировка в режиме LiveView в этом случае будет некомфортной.
Если съемка таймлапса не является чем-то необычным и была доступна в том числе и на зеркалках, то функции вроде LiveComposite в камерах Olympus являются эксклюзивными. Она незаменима при съемке фризлайта, треков звезд и много другого. Также стоит отметить съемку в высоком разрешении, которая значительно повышает детализацию кадра. Она основана на съемке нескольких кадров со смещением матрицы и последующей склейке в один кадр. Подобная опция появилась, например, в Olympus OM-D E-M5 MarkII и Sony Alpha a7R IV.
Фокус-брекетинг (автоматическое смещение точки фокусировки) и фокус-стекинг (автоматическое склеивание итогового кадра из множества кадров после фокус-брекетинга) значительно облегчают предметную съемку и макро.
Габариты
Беззеркальные камеры намного легче и компактнее своих оппонентов. В части объективов, конечно, не все так просто, но даже тут сравнение будет в пользу беззеркальных систем.
Минусы
Стоимость. Если рассматривать стоимость новых объективов, то тут примерный паритет, но при этом качество сопоставимых объективов у беззеркальных камер выше. Но, как мы уже говорили, объективы для зеркалок выпускаются давно, есть большой рынок б/у техники, и зеркальная система может стоить намного ниже, чем цифровая.
Скорость автофокуса в сложных условиях у камер первых поколений оставляет желать лучшего. Зачастую ими бывает проблематично снять быстро двигающиеся объекты. Но развитие технологий и увеличение производительности процессоров камер свели данный минус практически на нет, и актуальные модели беззеркальных камер обладают высокой скоростью автофокуса.
Выводы
Беззеркальные камеры идут на смену любительским зеркалкам и уже завоевали значительную часть рынка. В профессиональном сегменте не все так однозначно — тут позиции зеркалок сильны, а оппоненты только-только начинают выпускать цифру, ориентированную на профессионалов: Olympus E-M1x, Sony Alpha A9, Fujifilm X-H1.
Что выбрать — решать только вам. На стороне зеркалок будет огромный штат объективов, что в среднем позволяет сэкономить на покупке всей системы. Но беззеркальные камеры способны предоставить высокое качество картинки и продвинутые программные функции, которые сильно упрощают процесс съемки и сокращают время на получение идеального кадра. Также не стоит забывать о габаритах и весе камер. Причем в данном случае меньше не всегда лучше — придите в магазин и подержите камеру в руках, проверьте, удобно ли вам нажимать кнопки и изменять настройки. Например, обладателям больших кистей маленькие цифровые камеры могут оказаться неудобны.