зеркальные нейроны что это такое
Зеркальные нейроны – что это такое и для чего нужны человеку
Зеркальные нейроны были открыты в 1996 году Джакомо Риццолатти, Леонардо Фогасси и Витторией Галлесего при регистрации активности мозга обезьян, выполняющих определенные действия, направленные на достижение цели.
Зеркальные нейроны – это группа нервных клеток, связанных с определенным эмпатическим, социальным и имитационным поведением. Неправильная работа центров головного мозга, в которых образуются зеркальные нейроны, может быть одной из причин расстройств в спектра аутизма.
Что такое зеркальные нейроны
Зеркальные нейроны – это группа нервных клеток или нейронов, которые становятся активными во время определенной активности, а также во время наблюдения за другим человеком, предпринимающим эту активность.
Наблюдаемые действия стимулируют рефлекторную нервную систему мозга, так же, как если человек сам выполнял эту деятельность. Можно утверждать, что наблюдатель активирует тот же набор нейронов, который становится активным во время собственной работы.
Например, зеркальные нейроны несут прямую ответственность за побуждение к зеву, когда вы видите другого зевающего человека. Кроме того, они предоставляют возможность новорожденным подражать движениям, выполняемым взрослыми воспитателями.
Энтузиасты зеркальных нейронов утверждают, что их тренировка может улучшить образовательные достижения учащихся.
Активация зеркальных нейронов определяется не наблюдением каждого случайного движения, а его целесообразностью. Она начинается, когда вы имеете дело с взаимодействием между действующим исполнителем и его объектом.
Зеркальные нейроны начинают функционировать уже в период внутриутробного развития, и их активность лежит в основе связи между зародышем и матерью. Это тип клеток расположен в двигательной коре, локализующейся в лобной доле мозга, вблизи области, связанной с развитием языка.
Зеркальные нейроны и эмпатия
Зеркальные нейроны связаны не только с имитационным поведением, но и с эмпатическим и социальным поведением. Они позволяют лучше понять собеседника, почувствовать эмоции, которые он испытывает, и даже, по мнению некоторых, предсказывать намерения.
Зеркальные нейроны считаются основой эмпатии. Они формируют образ печали на вашем лице, когда мы видим, как кто-то плачет, или улыбку, когда счастье исходит от другого человека. Они протягивают руку помощи перед лицом проблем других людей. Они позволяют создавать, так называемую, s-идентичность или идентичность с другими.
Благодаря зеркальным нейронам, формируется сочувствие, которое существенным образом влияет на установление и поддержание межличностных отношений, пробуждает уверенность в себе, повышает открытость миру и умение управлять людьми, улучшает качество работы в группе и умение конструктивного разрешения кризисов.
Некоторые ученые называют их «нейронами, которые сформировали цивилизацию».
Зеркальные нейроны и аутизм
Зеркальные нейроны и аутизм – это весьма интригующая зависимость. Часть исследователей неисправностей этих нервных клеток видит в этом причины аутизма и даже шизофрении.
Они утверждают, что из-за сбоя в работе системы зеркальных нейронов человек с расстройствами аутистического спектра проявляет дефицит вербального общения.
Это также может объяснять неспособность больных аутизмом к оценке намерений других людей. Зеркальные нейроны отвечают за социальные навыки, которыми люди с аутизмом не обладают или обладают в ограниченной степени. Это взгляд называется «гипотезой разбитых зеркал».
Что такое миф зеркальных нейронов
Чудесные свойства зеркальных нейронов оказались большим мифом. Много интересной информации на эту тему можно найти в книге под названием «Миф зеркальных нейронов» – Грегори Хикока – специалиста в области неврологии.
Он утверждает, что зеркальные нейроны являются одной из самых перерекламированных идей в психологии. Кроме того, указывает как на недостатки исследований, проводимых в этой сфере, так и на их неправильную интерпретацию. Исследователь не сомневается в существовании зеркальных нейронов, но призывает не преувеличивать их функционального значения.
Хикок критикует классическую теорию зеркальных нейронов, которая связывает их с целенаправленностью действия. Он считает, что только исполнитель действия знает, что какова цель его действий. Кроме того, одно и то же действие может означать нечто совершенно иное в зависимости от ситуации (контекст, в котором оно выполняется) или человека. Например, чашку можно схватить с намерением выпить кофе, дать кому-то другому или плеснуть в лицо.
Затем исследователь указывает на сомнения с точки зрения вовлечения зеркальных нейронов в понимание речи, что основано на способности подражания движениям. Считает, что способность выполнения движений, связанных с речью, не требуется для общения. В подтверждение этого в качестве основного примера дается общение людей с ДЦП с помощью методов альтернативной коммуникации.
Зеркало мозга: что такое зеркальные нейроны или почему они так важны
Знаете то чувство, когда кто-то на ваших глазах сделал глупость, а стыдно за это почему-то вам? Кстати, у этого чувства даже есть название — испанский стыд. Или, например, на видео кто-то ударился, а вы не просто сочувствуете ему, а буквально переживаете эту боль с ним. За это ответственны зеркальные нейроны — особые клетки головного мозга. Они обуславливают нашу способность понимать эмоции других и сопереживать им, т.е. эмпатию.
Впервые зеркальные нейроны были выявлены у приматов, позже ученые обнаружили их наличие еще у некоторых птиц, а также у человека. В 1992 году Джакомо Риццолатти опубликовал исследование, в котором объяснялся феномен: одни и те же клетки мозга обезьян активизируются и при выполнении каких-то действий, движений, прикосновений, и при наблюдении, как кто-то другой их выполняет. Своеобразное отражение в мозгу чьей-то деятельности дало название этим клеткам. Нам же система зеркальных нейронов позволяет наладить общение, считывать собеседника, понимать мимику и даже намерения других людей.
Однако социальное взаимодействие — не единственная, и даже не самая важная роль этих клеток. Зеркальные нейроны помогают нам в обучении, ведь именно на подражании основаны процессы овладения навыками. Дети охотно повторяют за взрослыми, в результате обретая новые навыки. При этом они даже не понимают механизмы этих действий, все происходит автоматически. Это работает и со взрослыми: мы имитируем поведение друзей, коллег, героев кино, звезд спорта. На первый взгляд это может выглядеть абсолютно бессмысленно, но перенимая привычки, мы перенимаем и опыт, используем его и совершенствуемся. Кроме того, благодаря зеркальным нейронам передается культурное наследие, которое дополнительно приобщает нас к той или иной социальной группе.
Открытие системы зеркальных нейронов позволило чуть глубже понять механизм развития аутизма. Расстройство аутистического спектра сопровождается непониманием эмоций других людей, низкой способностью сопереживать. Дефицит зеркальных нейронов не позволяет в полной мере распознавать эмоции окружающих, что в результате приводит к социальной изолированности. Однако многие люди испытывают сложности в общении, которые не связаны с этим заболеванием.
Повысить эмпатию можно при помощи эмоционального интеллекта — EQ. Он отличается от привычного нам понятия умственного интеллекта — IQ — и порой играет даже большую роль в достижении успеха в жизни. Эмоциональный интеллект позволяет не только правильно определять эмоции собеседника и понимать его чувства, но и управлять собственными. Технология распознавания эмоций помогает эффективно выстроить коммуникацию с коллегами, определять ложь на работе и в жизни, выявлять утечки информации, улавливать скрытые эмоции и стать успешнее в личных отношениях.
Как развить эмоциональный интеллект? Для начала нужно познакомиться с теорией, какие базовые эмоции присущи человеку и как они выражаются — у каждой есть свои характерные мимические выражения. Далее останется только отточить навык их распознавания. Проверить свою способность определять эмоции других и повысить свой эмоциональный интеллект вы можете на нашем курсе, который создан совместно с мировыми экспертами в области эмоционального интеллекта.
Повышайте уровень своих навыков для повышения уровня жизни!
Зеркальные нейроны
Посмотрите на папу, попросите его смотреть вам в лицо и начните сладко зевать. Не обязательно зевать по-настоящему. Можно просто начать приговаривать «зевать, зевать, зевать». Эффект будет одинаков: папа тоже зазевает. Почему так происходит? Учёные бы долго ломали голову над этим вопросом, если бы в 1996 году с итальянским учёным Джакомо Ризолатти не произошёл очень занятный случай.
Джакомо исследовал мозг подопытной макаки: он искал такие клетки мозга (нейроны), которые активируются, когда обезьяна ест изюм. Поиски затянулись до вечера. Наконец эти нейроны были обнаружены. Они давали электрические сигналы всякий раз, когда макака подносила изюм ко рту. Время было позднее, Джакомо был усталым, голодным и решил сам съесть пару изюминок. Он взял изюминку и поднёс её к своим губам на глазах у макаки. Вдруг её нейроны дали очень мощный электрический ответ. Они активировались, как если бы это сама макака ела изюм.
Джакомо понял, что нашёл такие особые клетки, которые сигналят в двух случаях: 1) когда сама макака ест изюм, и 2) когда она видит, как кто-то другой ест её изюм. Он назвал эти клетки зеркальными нейронами, потому что они как бы «отражают» чужое поведение у нас в голове. Позже зеркальные нейроны были найдены у других обезьян, у некоторых птиц и, конечно, у людей. Но зачем же нужны эти странные клетки?
Французские учёные решили ответить на этот вопрос. Они поделили испытуемых на две группы. У первой группы вызывали настоящие эмоции при помощи разных запахов (приятных и гадких). При этом фотографировали их. А испытуемым второй группы показывали только фотографии лиц первой группы (без запахов). Что же оказалось? У испытуемых второй группы активировались те же зоны в мозге, что и у испытуемых первой группы. Иными словами, если человек видел фотографию счастливого человека, его мозг «радовался», а если люди видели «кислую мину», то сами чувствовали отвращение.
Поэтому если нас окружают умные и счастливые люди, мы сами тоже будем становиться счастливее и умнее. А если с нами рядом злые, ворчливые, грубые люди, наш характер может здорово испортиться.
Зеркальные нейроны помогают нам определять не только эмоции других людей. Вот как Ризолатти объясняет своё открытие: «Представим, что человек напротив нас подносит ко рту стакан с водой. Как наш мозг понимает, что он делает? Мозг мог бы сопоставить образы человека и стакана с тем, что хранится в памяти, подумать, вспомнить законы физики и сделать какое-нибудь предположение. Но оказывается, нашему мозгу гораздо проще понять, что делает другой человек, мысленно повторив его действие. Этим и занимаются зеркальные нейроны». Получается, что зеркальные нейроны позволяют нам прочувствовать то, что происходит с другими, так, как будто бы мы совершали это действие сами. Поэтому нам так нравится смотреть фильмы, спортивные передачи, балет. Всякий раз, когда мы смотрим кино, какая-то часть мозга заставляет нас чувствовать, что это мы только что 10 раз повернулись на пуантах, это мы прибежали к финишу первыми, это мы победили злодея и спасли красавицу от страшной смерти. Учёные установили это следующим образом. Они повесили на людей, которые смотрели телевизор, специальные датчики. Оказалось, что когда люди смотрели забег лыжников, активировались мышцы на их ногах. Когда смотрели бокс — у них напрягались мускулы рук и сжимались кулаки.
Но и это ещё далеко не всё, что могут наши зеркальные нейроны. Оказывается, они помогают нам быстро обучаться чему-нибудь новому, даже если мы ещё ничего не понимаем. Ведь учиться путём проб и ошибок очень долго и иногда даже опасно. А благодаря зеркальным нейронам нам очень просто подражать: мы это делаем, не задумываясь, как бы автоматически. Поэтому дети обожают повторять за кем-нибудь большим и умным (например, за папой). Можно повторять друг за дружкой. Например, если Петька Иванов вдруг начнёт замачивать хлеб в компоте или размазывать пластилин по обоям, к нему тут же радостно присоединятся его товарищи. Не только дети, но и взрослые постоянно подражают друг другу: например, любимым актёрам кино, начальникам.
Конечно, некоторые животные тоже могут подражать (например, говорящие попугаи или человекообразные обезьяны). Но люди это делают чаще и охотнее. Это подтвердил Дерек Лион в своём замечательном эксперименте. Дерек показал, как открывать ящик с конфетами, шимпанзятам и маленьким детям (3–5 лет). Кроме нужных действий, которые приводят к открытию ящика, Дерек совершал кучу «лишних» действий. Потом Дерек оставлял ящик испытуемым, а сам уходил из комнаты и начинал подглядывать. Оказалось, что шимпанзята постепенно переставали делать «лишние» действия и совершали только то, что нужно для получения конфет. А вот человеческие дети с радостью воспроизводили и нужные, и ненужные действия.
Учёные считают, что наша склонность копировать «бессмысленные» действия не так уж бессмысленна в масштабе истории человечества: благодаря этому люди смогли передать опыт далёких предков последующим поколениям. Так стали передаваться от человека к человеку элементы культуры: праздничные песни и танцы, молитвы, мистические ритуалы, полезные навыки. Поэтому получается, что маленькие зеркальные нейроны — это основа нашей великой культуры!
Зеркальные нейроны
Содержание
Когда людям позволено делать что им вздумается,
они обычно копируют друг друга.
Сегодня я предлагаю поговорить о зеркальных нейронах. Читая курс «Профайлер-Верификатор», мы обучаем наших студентов анализировать язык жестов, распознавать их и верифицировать ложь. И конечно, не обходится без лекционной части. Ведь, чтобы понимать значение жестов, необходимо понимать в целом мотивы этих движений, чем они обусловлены и как мозг транслирует реакции, пройдя все умозаключения. В этой теме мы много говорим о таких авторах как А.Я. Бродецкий, Д.Моррис, об их теориях и книгах. И в частности рассказываем о том, какие виды поведений в принципе бывают. Также мы говорим о том, как, верифицируя ложь, важно научиться подстраиваться под другого человека, как установить раппорт и сделать так, чтобы он начал тебе доверять. Но мы не упоминаем о зеркальных нейронах. А ведь они лежать в основе всех этих принципах поведения.
Я представляю вам краткую выдержку книги Марко Якобони «Отражаясь в людях», в которой он подробно все описывает. Конечно, здесь представлена лишь крайне малая часть, здесь скорее собраны основные выдержки, касающиеся нашей темы для вашего ознакомления. Но как преподаватель академии, безусловно, я рекомендую прочесть ее полностью.
Суть зеркальных нейронов
Представьте ситуацию, вы молодая мама, у вас маленький ребенок и к вам приходит в гости ваша мама. Малыш радуется бабушке и идет на руки. В следующий раз к ребенку подходит свекровь, а ребенок капризничает и отказывается подходить. Знакома ли вам такая ситуация? Интересно ли вам почему так происходит, ведь вторая бабушка говорит, что очень нежно относится к малышу и любит его. Однако ей ребенок не верит, почему?
Причиной такого поведения являются зеркальные нейроны головного мозга самого ребенка, которые отражают истинную реакцию мамы на свою свекровь. Ребенок же просто это считывает и транслирует то, что из-за ряда правил приличий не может показывать мама.
Именно благодаря зеркальным нейронам у нас есть эмпатия, мы можем понимать поведение другого человека, считывать его эмоции и etc.
Когда мы видим чьи-то страдания или чью-то боль, зеркальные нейроны помогают нам «прочесть» лицо этого человека и заставляют нас реально испытать те же чувства. По мнению Марка Якобони, эти моменты и составляют основу сопереживания и даже всей нашей морали, глубоко укорененной в биологии.
Вспомните, как ведут себя болельщики на матче, они волнуются, настораживаются в моменты напряженной игры, замирают в предвкушении и радуются, когда происходит разрядка. Наблюдать за соревнующимися спортсменами – значит соревноваться самим. Некоторые из тех же самых нейронов у нас, что реагируют при виде игрока, ловящего мяч, срабатывают и когда мы ловим мяч сами. Глядя на игру, мы играем.
Зеркальные нейроны, несомненно, дают правдоподобное нейрофизиологическое объяснение сложных форм социального познания и взаимодействия. Помогая нам распознавать действия других людей, зеркальные нейроны также помогают нам различать и понимать глубочайшие мотивы, стоящие за этими действиями, намерения других лиц.
Где они находятся и как о них узнали?
Впервые заговорила о зеркальных нейронах группа Ридзолатти в Парме. Они исследовали в мозге макак так называемую «область F5», расположенную в премоторной коре – обширной зоне, составляющей часть неокортекса и отвечающей за планирование, выбор и совершение действий. Основной исходный пункт для научных построений таков: хотя объем мозга макак составляет примерно четверть от объема нашего мозга и неокортекс у них тоже намного меньше человеческого, нейроанатомы, как правило, согласны с тем, что несмотря на эту разницу, строение неокортекса у макак и людей более или мене сходное. Элементами, обеспечивающими взаимодействие нейронов, являются синапсы, количество которых поразительно. Отличительным признаком мозга млекопитающих является наличие «новой коры» (неокортекса).
Область F5 содержит миллионы нейронов, отвечающих за «кодирование» одного специфического вида моторного поведения – костевых действий руки, включая хватание, удерживание, разрывания, и, что самое главное, поднимание объектов (еды) ко рту.
В первые годы работы с зеркальными нейронами группа Ридзолатти обнаружила в области F5 еще другие клетки, обладающие особым свойством, которому они не могли найти объяснения. Эти клетки разряжались при хватательных движениях и, кроме того, просто при виде объекта, который можно схватить. Позднее такие нейроны были с долей иронии названы «каноническими». Обе эти картины нейронной активности противоречили старой идее о том, что действие и восприятие – совершенно независимы друг от друга процессы, за которые отвечают отдельные части мозга. В реальном мире, как выясняется, ни обезьяна, ни человек не может наблюдать за кем-либо, берущим яблоко, без того, чтобы в мозгу наблюдателя возник моторный план, необходимый, чтобы взять яблоко самому (активация зеркальных нейронов). Сходным образом, ни обезьяна, ни человек, не может даже взглянуть на яблоко без того, чтобы возник моторный план, необходимы для того, чтобы его взять (активация канонических нейронов).
Базовое свойство зеркальных нейронов – а именно срабатывание и при действии (хватании чашки), и при его наблюдении – говорит о том, что они участвуют в распознавании движении других людей. Напрашивается мысль, что этот процесс – своего рода воспроизведение, внутренняя имитация («симуляция») наблюдаемых действий. Но, поскольку наши собственные движения почти всегда связаны с конкретными намерениями, активация в мозгу при виде чужих действий тех же нейронов, что мы используем для выполнения своих собственных действий, позволяет понимать намерения других людей.
Более того, зеркальные нейроны являются предшественниками речевых механизмов: эти клетки, кодируя, как свое собственное, так и твое наблюдение за этим же действием у других, создают, похоже, некий общий код ля тебя и другого индивидуума – и, следовательно, устанавливают некое «соответствие» между вами. За несколько лет до открытия зеркальных нейронов Элвин Либерман высказал предположение, что, поскольку отправка и получение сообщения требуют, соответственно, продуцирования и восприятия, то эти процессы должны каким-то образом быть связаны и иметь на неком уровне один и тот же формат. Именно такой общий формат обеспечивают зеркальные нейроны.
Имитация есть зеркальные нейроны?
В 1970 годах американский психолог Эндрю Мельцофф положил начало радикальным изменениям в психологии развития, показав, что новорожденные инстинктивно имитируют некоторые простейшие гримасы и движения руками. Младшему из детей, изучавшихся Мельцоффом, было сорок одна минута от роду. Каждая секунда жизни младенца была задокументирована, чтобы не возникало подозрений, что он уже видел движения, которые Мельцофф совершал в ходе эксперимента. И тем не менее ребенок подражал этим движениям. Следовательно, утверждал Мельцофф, в мозгу новорожденного изначально присутствует механизм, обеспечивающий рудементарное имитационное поведение.
Поскольку мозг новорожденных не располагает изощренными когнитивными навыками, тот факт, что они способны имитировать, означает, что в основе этой способности должны лежать сравнительно простые нейронные механизмы. В 1970-х, когда Мельцофф сделал свои открытия, зеркальные нейроны еще не были обнаружены в мозгу ни у обезьян, ни у людей – до их открытия оставалось целых 15 лет.
И так год за годом продолжал изучаться мозг, в частности зеркальные нейроны. На сегодняшний день в этом нет волшебства, мы все знаем об их существовании, благодаря ФМРТ, мы знаем, где они находятся и как они работают.
Мнение М.Якобони
Марко Якобони в своей книге пишет о том, что их исследования подтвердили гипотезу о том, что зеркальные нейроны кодируют намерения. Активность в передней области с зеркальными нейронами при наблюдении за хватательными движениями в том и другом окружении была выше, чем при наблюдении за такими же движениями вне всякого окружения. Зафиксирована, кроме того, более высокая активность при наблюдении за хватательными движениями в обстановке, намекающей на уборку. Этот результат также осмыслен, ибо намерение пить гораздо более первично, чем намерение наводить порядок. Эти результаты, безусловно, говорят в пользу симуляционной модели нашей способности понимать чужие намерения.
Но как зеркальные нейроны в реальности прогнозируют действие, которое должно последовать за наблюдаемым? Как они позволяют понять намерение, стоящее за действием? Гипотеза Якобони такова: мы активируем цепь зеркальных нейронов, в результате чего эти клетки «симулируют» целую последовательность простых действий: рука тянется к чашке, берет ее, подносит ко рту. Так происходит «симуляция» в нашем мозгу намерения человека, на которого мы смотрим. Важнейший для этой гипотезы подтип зеркальных нейронов составляют «логически связующие» клетки. Они разряжаются не при выполнении и наблюдении одного и того же, а при действиях логически связанных между собой, – например, при хватании рукой и поднесении ко рту в экспериментах с обезьянами. Вероятно, это ключевые нейронные элементы для понимания намерений, связанных с наблюдаемыми действиям.
Нам людям, свойственно на почти инстинктивном уровне взаимно координировать свои движения. Я складываю руки, вы складываете руки, я смотрю на вас, вы смотрите в сторону, вы оборачиваетесь, я смотрю в сторону, я смотрю на вас, вы начинаете новую фразу. Чем сильнее люд нравятся друг другу, тем больше, как правило, они подражают один другому. Об этом же, кстати, писал Д.Моррис в книге «Библия языка жестов», описывая подражательное поведение. Эта имитация и координация – тот клей, что скрепляет людей. Отсюда с уверенностью можно сделать вывод, что зеркальные нейроны – неотъемлемая часть механизма, обеспечивающего как можно более легкое вхождение человека в окружающую его социальную обстановку. Они нам необходимы как средство распознавать действия других людей, подражать им, понимать их намерения и чувства.
Хочешь интересную статью в продолжение? Узнай как наш мозг принимает решения и что по этому поводу думает Д.Канеман или о том какие эффекты мозга бывают.
Макаки, танцы и искусство имитации
Наименование «зеркальный» было дано данному виду нейронов по той причине, что они срабатывают и в тот момент, когда что-то делаете вы, и тогда, когда вы просто смотрите, как что-то делает кто-то другой. Во втором случае это очень похоже на отражение нейронной активности человека, за которым вы наблюдаете. Впервые этот феномен был обнаружен в начале девяностых у обезьян. Если верить легенде, аспиранты, работавшие с макаками, вставили им в мозг электроды, призванные показывать активность мыслительного аппарата, после чего решили перекусить. И в тот самый момент, когда один из них начал поедать свою пищу, у обезьяны, видевшей это, внезапно проявилась нейронная активность в премоторной области лобной коры мозга.
Выяснилось, что часть зеркальных нейронов действительно подстраивается под действия человека. Например, верхняя височная кора была активнее во время наблюдения за инструктором. Важнее то, что лучшие результаты во время финального танцевального теста показали те участники эксперимента, которые учились не только у компьютерной программы, но ещё и у человека. Это говорит о том, что указанные области действительно помогают обучаться в процессе наблюдения.
К вопросу о сопереживании
Однако несколько других похожих исследований ничего похожего не обнаружили. При этом большинство этих изысканий имели небольшие размеры выборки, и вполне вероятно, что они просто не заметили существующих отношений между зеркальными нейронами и эмпатией. Ещё больше запутывает ситуацию тот факт, что все существующие исследования являются корреляционными. Они могут показать наличие связи, но не могут установить причины и следствия. То есть никто пока точно не знает, необходимы ли зеркальные нейроны для возникновения эмпатии, или они просто реагируют, когда человек испытывает её по какой-то другой причине. В общем, конкретно в этом вопросе нужны дальнейшие, более обстоятельные исследования.