зерновой бизнес с чего начать как преуспеть
Как начать зарабатывать, продавая зерновой кофе
Эта статья для тех, кто хочет зарабатывать на кофе в зёрнах. Ниже главные практические советы: как избежать недоброкачественных обжарщиков, как красиво оформить упаковку и как выбрать зерно, которое понравится покупателям.
Выберите зерно, которое всем понравится
Если вы только начинаете продавать зерновой кофе, выбирайте арабику. Больше всего в мире продают и покупают именно её. Робуста на втором месте.
Остальные виды кофе продают и покупают редко — они на любителя. Например, либерика — третий по распространенности вид кофе — имеет низкое содержание кофеина и сильную горечь во вкусе.
Подберите сорт арабики под своих клиентов
У арабики множество разновидностей: бурбон, типика, каффа. Все они разные на вкус. Чтобы продажи хорошо шли, выбирайте ту разновидность, что любит аудитория. Об этом она сама расскажет. Создайте опрос в Google Forms и попросите потенциальных клиентов заполнить его через соцсети.
Мы создали опросник, который поможет определить кофейные предпочтения. Пользуйтесь нашим или подготовьте свой — как удобно.
Когда придут результаты такого опроса, нужно понять по ним, как минимум, какой класс кофе брать. Рассмотрим две ситуации:
Клиенты в основном профи. Если ваши потенциальные клиенты по запаху кофе могут определить высоту произрастания, попробуйте продавать высококлассное зерно арабики: «speciality» или «микролоты». Такое зерно можно найти у некоторых обжарщиков, например у Tasty Сoffee, Sweet Beans, Torrefacto, Double-b, «Сварщицы Екатерины».
Клиенты в основном новички. Если окажется, что потенциальные клиенты новички в кофеварении, попробуйте продавать смесь арабики с робустой или коммерческие сорты арабики. И то и другое проще всего приготовить новичку. Робуста помогает замаскировать косяки в готовке. А в коммерческих сортах нет изысков, которые трудно раскрыть.
Выберите доброкачественного обжарщика
Когда вы выбрали зерно, нужно определиться с обжарщиком. Вот пять критериев, которые помогут выбрать обжарщика.
1. По наличию отсрочки. Поставки кофе должны быть регулярными. Но вдруг не хватит нужной суммы для оплаты следующей партии? Обжарщик подходит бизнесу, если с ним можно договориться об отсрочке.
2. По готовности разгрузить. Иногда бывает, что поставщик приезжает с партией кофе, а времени и людей, чтобы её выгрузить, нет. Тогда курьеры могут взять деньги за ожидание. Если бизнес чувствителен к таким ситуациям, выбирайте обжарщика, который сам все разгрузит.
3. По готовности помочь. Обжарщик — кладезь опыта и знаний. Он поможет найти новую или подержанную кофемашину в хорошем состоянии, расскажет об уходе за ней, подскажет мастеров по её починке, научит готовить вкусный кофе. Если хоть что-нибудь из этого обжарщик готов сделать бесплатно, то он подойдёт бизнесу.
4. По отзывам клиентов. Если обжарщик не первый год на рынке, у него было, как минимум, несколько клиентов. Они могут предупредить вас, если поставщик недоброкачественный. Например:
Попросите обжарщика номера телефонов клиентов. После разговора с ними узнаете, каково с ним работать: с чем он плошает, а с чем никогда не подводит. Если обжарщик откажется давать номера, возможно, ему есть что скрывать.
5. По качеству зерна. Одно дефектное зернышко способно испортить чашку кофе.
Иногда обжарщики держат в штате сертифицированного Q-грейдера, это такой оценщик качества. Такой специалист умеет оценивать зерно по системе американского института качества кофе (CQI): по вкусу, аромату, послевкусию, дефектам и общим впечатленям. Это одна из самых объективных систем оценки кофе. Если в штате есть Q-грейдер, то некоторые сорта он проверил и готов дать им оценку и характеристику. Расспросите его о качестве местного зерна.
Обжарщики по-разному следят за качеством кофе. Спросите, как они это делают. Если получится примерно такой диалог, кофе у такого обжарщика, скорее всего, качественный.
— Как вы храните и перевозите зеленое зерно?
— Нам привозят кофе в мешках Грейн-про. Внутри них — герметичные полиэтиленовые пакеты на молнии. Они помогают дольше сохранить влагу и обезопасить кофе от грибка и плесени. Чтобы зерно не испортилось, мы храним его на складе с влажностью в пределах 60% и температурой 16—18°C.
— Как проверяете, что зеленое зерно обработали и перевезли без ошибок?
— Мы измеряем его влажность влагомером Sinar, а водную активность — анализатором Pawkit. Пойдемте я вам покажу, какие данные выдают приборы и как по ним понять, что зерно годится.
— Как вы обжариваете зерно, чтобы избежать дефектов?
— Мы отслеживаем процесс обжарки с помощью программы Cropster. Она записывает всё, что происходит внутри обжарочного аппарата, и показывает на графике. Если что-то пойдет не так, мы сразу увидим причину и устраним её.
— А по каким данным вы делаете вывод, что зерно обжарилось хорошо?
— По семи вещам: время обжарки и развития, приросту градуса после крэка, градусу выгрузки, проценту ужарки, цвету по колориметру и общему попаданию в график. Через час будем обжаривать новую партию. Хотите сходить и посмотреть? Расскажем и покажем, что из себя представляют эти данные.
— Как вы отбираете зерна после обжарки?
— Мы очищаем зерно от дефектов колорсортером Sovda и замеряем цвет обжарки колориметром Colortrack. Давайте покажу, как это работает.
— Приготовите мне чашку фильтр-кофе, чтобы я мог удостовериться в качестве зерна?
— Без проблем. Завтра будет каппинг. Приходите!
Если у обжарщика есть награды и сертификаты, пробейте их в поисковиках и узнайте, что значит каждая. Например, первые места в конкурсе «обжарщик года» означают, что компания разбирается в том, как обжарить зерно без дефектов. А вот первые места в конкурсе «бариста года» с этим не связаны. Их наличие не говорит о том, что обжарка хорошая, значит, что они умеют варить хороший кофе.
Когда вы выберете подходящее зерно, для начала возьмите небольшую партию — в зависимости от того, сколько человек интересовались им. Попросите обжарить только часть партии. Даже если кофе будет медленно продаваться, зёрен будет не много и вы не будете беспокоиться, что кофе вот-вот испортится.
Упакуйте кофе так, чтобы он долго хранился
Зерно портится от воздуха, света, влаги и посторонних запахов. Чтобы его обезопасить, придумали герметичные пакеты. Вот как они работают.
Обычно герметичные пакеты есть у обжарщиков. Убедитесь перед закупкой, что ваши поставщики фасуют именно в такие
Опишите вкус кофе на упаковке
Чтобы помочь клиенту выбрать именно ваш кофе, напишите на упаковке девять вещей.
1. Вид и разновидность. Как вы знаете из раздела о выборе зерна, они определяют вкус кофе. Если вы закупились бурбоном арабики, достаточно будет так и написать.
2. Вкусовые дескрипторы. Это единицы вкуса, присущие месту произрастания. Так уж повелось, что в Бразилии выращивают арабику так, что в ней читаются орехи, шоколад и карамель, в Эфиопии — цветочные ноты и тропические фрукты, в Азии — табачные ноты и шоколад.
3. Условия произрастания и сбора. Вкус кофе зависит от того, где и как его выращивают. Например, высота произрастания говорит о яркости вкуса.
Если бурбон арабики выращивают на высоте 1200 метров, он получается сладким, объемным и кислотным. На такой высоте утром одна температура, вечером другая: кофе медленно созревает и впитывает питательные соединения, которые делают его вкусным.
Если тот же кофе выращивают на равнине, то он получается горьким, плоским и пустым. Нет высоты — нет перепадов температуры — нет долгого созревания — нет интересного вкуса.
Чтобы клиент сразу понял, что за продукт перед ним, расскажите о месте произрастания и условиях сбора. Можно так:
Если на упаковке хватает места, опишите еще несколько вещей: какая температура стояла на плантации, с какой стороны светило солнце на неё, сколько выпало осадков. Кофеманы оценят.
Если поставщик не знает всех данных о кофе, спросите у него номер производителя или поищите информацию в интернете.
4. Дата обжарки. Кофе остается вкусным не больше двух месяцев со дня обжарки. Укажите дату обжарки, чтобы клиенты знали, сколько его можно хранить.
5. Степень обжарки. Чем темнее обжарен кофе, тем он менее кислый. Укажите, какая у вас степень: светлая, средняя или тёмная.
6. Вес. 250 грамм подойдет на месяц тому, кто живёт один. А для большой семьи нужен килограмм. Укажите вес пачки, чтобы клиент разобрался, на сколько хватит кофе.
7. Особенности вкуса. Некоторые люди не знают, что типика арабики фруктовая на вкус. Чтобы это изменить, расскажите о вкусовых особенностях на этикетке самым доступным языком.
8. Способ приготовления. Указывайте для какого способа приготовления сделан ваш кофе. Спросите у обжарщика или его поставщика, для чего подойдет кофе: для альтернативы или классики. Для первой хватит турки и кофемолки. Для второй нужно спецоборудование.
9. Рецепт. Некоторые люди хотят варить кофе самостоятельно, но не знают, с чего начать. Им все кажется сложным и непонятным. Чтобы показать им, что всё просто, расскажите, как готовить ваш кофе. Так можно убедить сомневающихся.
Внушайте доверие через упаковку
Упаковка — первое, что видит покупатель. Сделайте её привлекательной, информативной и брендированной. Это вызывет доверие: ноунеймам никто не верит.
Если дизайнера нет, воспользуйтесь онлайн-сервисами вроде Canva. Там можно быстро и бесплатно создать наклейку для упаковки в шаблоне. Если дизайнер есть, попросите его о шести вещах.
1. Ваш логотип. Нарисуйте его на упаковке. Так клиенты будут связывать кофе с вашим бизнесом, а не с производителем или обжарщиком.
2. Фирменные цвета и стиль. Если у вас есть логотип, значит есть фирменное сочетание. Не надо изобретать велосипед: раскрасьте упаковку в ваши цвета.
3. Четкий шрифт. Часто люди делают покупки впопыхах. Четкий шрифт поможет быстро прочесть все, что изложено на упаковке. Если выберите рукописный шрифт, покупателям будет сложно прочесть упаковку.
4. Главное — выделяется. Людям проще принять решение, когда все факты и объяснения, которые доказывают, что кофе хорош, сразу бросаются в глаза.
5. Мелованная бумага. Это подходящий материал для наклейки на упаковку. Она яркая: её используют, когда нужно привлечь максимум внимания.
6. Простота изложения. Слова, логотип и цвет должны так лежать на упаковке, чтобы каждый человек легко мог разобраться, что перед ним и зачем это ему. Вот здесь трудно разобраться:
Если не объяснять неподготовленному клиенту, какой у вас кофе, то он уйдёт.
А вот здесь неподготовленный клиент с лёгкостью разберётся:
Неподготовленные клиенты не понимают, как вулканическая почва влияет на вкус. Поэтому всю подобную информацию лучше откладывать в самый низ для тех, кому это важно. Для остальных важнее вкусовые дескрипторы и обозначение «арабика» — про неё все знают. Поэтому такую информацию стоит написать в первую очередь.
Вся статья в пяти пунктах
1. Выбирайте зерно, которое захочет ваша аудитория. Для этого изучите её ценности, опыт кофеварения и самые популярные сорта.
2. Выбирайте обжарщика по качеству зерна, отзывам клиентам, впечатлению от общения и наличию отсрочки.
3. Фасуйте кофе в упаковки с дегазационными клапанами и зип-локом. Так он долго будет оставаться вкусным.
4. Расскажите на упаковке, где и как растили и обжаривали кофе, чтобы помочь клиентам определиться с выбором.
5. Брендируйте упаковку и клиент будет доверять бренду больше и связывать его с кофе.
Эту статью подготовили для вас специалисты ДелоБанка.
Наш банк создает сервисы, которые позволяют малому бизнесу легко работать и развиваться.
Если вы хотите узнать, как освободиться от рутинных задач и какие сервисы банка помогут эффективнее решать ваши текущие задачи, оставьте контакты и наши специалисты свяжутся с вами:
Как зарабатывать на «безжалостном» рынке зерновых культур
В 2017 году был собран рекордный урожай зерна – порядка 128 млн тонн. В планах аграриев в ближайшем будущем довести показатель до 150-160 млн, что сделает нашу страну безусловным мировым лидером по производству этой культуры. Названные объемы подразумевают рост продаж за границу и появление новых игроков, специализирующих на зарубежных поставках.
Условия для организации бизнеса по экспорту зерновых сейчас замечательные. Однако данное предпринимательство является более сложным, чем кажется. Тем, кто планирует стать международным зернотрейдером, точно будет полезна наша статья.
Только солдаты становятся генералами
Зернотрейдер Артур Колосков из Ростова-на-Дону советует начать с изучения регионального рынка и только после этого принимать решение о запуске своего бизнеса. «Попробуйте найти уже состоявшихся богатых экспортеров-перекупщиков и заключить с ними агентские договора, — говорит он. — Во-первых, вы наработаете необходимый опыт, во-вторых, сформируете собственную, пусть и небольшую клиентскую базу». По словам Колоскова, внутренний зерновой рынок поделен между крупными компаниями. Им принадлежат линейные элеваторы, портовые терминалы и ключевые перевозчики зерна.
С одной стороны, это усложняет правила игры — однако бывалые зернотрейдеры уверены, что при текущей благоприятной конъюнктуре у расторопных новичков имеются хорошие шансы на успех. Можно не только заработать агентское вознаграждение, но и получить приличную маржу за счет разницы между фермерской и биржевой ценами. Стоимость зерновых культур на региональных рынках (особенно в глубинке) при условии мгновенного расчета отличается на 5–15 % от фьючерсных котировок.
Как уйти от всесильного посредника
Чтобы иметь более высокую прибыль, разумно зарегистрировать свою фирму в одной из стран Причерноморья. Сделать это можно, к примеру, в Румынии в городах Брэила и Галаце, где формируется местная зерновая биржа. Компания должна иметь форму собственности SRL – российский аналог ООО, а также название и логотип, зарегистрированные в национальном Управлении по товарным знакам. Кстати, в Румынии началась масштабная реконструкция портовой инфраструктуры Дуная специально для приема и перегрузки зерна, что говорит о стремлении Бухареста стать европейским зерновым хабом. Эксперты утверждают, что открыть свое представительство в Турции или Египте будет сложнее.
Ответственная торговля
Приобретение зерна для последующего экспорта подразумевает заключение договора купли-продажи с российскими фермерами. Однако не факт, что такой контракт будет добросовестно исполнен. Форумы наполнены гневными отзывами обманутых зернотрейдеров. Чаще всего «кидают» небольшие компании. Чтобы избежать обмана, нужно придерживаться ряда правил.
«Откройте на продавца аккредитив против предоставления им товаросопроводительных документов, начиная с коносамента и заканчивая фитосанитарным сертификатом, — советует Артур Колосков. — В договоре пропишите график поставок, предварительно согласовав его с сюрвейерской компанией. Последняя должна появиться при погрузке по первому вашему зову. Продавец не несет ответственность за срыв поставки, если несвоевременно подали судно или вагоны. Его обязательства считаются исполненным с момента передачи зерна перевозчику».
Данный комментарий показывает, что торговля зерном требует от бизнесмена предельной ответственности, а от его команды – слаженной работы. Ошибка, допущенная крупной компанией, окажется компенсирована за счет других договоров. А вот новичку придётся быть предельно аккуратным и внимательным – у него нет таких обширных возможностей.
Как хеджировать риски
Экспортер зерна должен разбираться в хеджировании. Если бизнесмен держит в элеваторе купленное им осенью зерно, которое планирует продать зимой или ранней весной по более высокой цене, это называется «длинной позицией». Открытие «длинной позиции» — большой риск; цены на рынке могут упасть в любой момент.
«Проще всего продать 20-30 % объема с тем, чтобы выкупить весной. Это и называется хеджированием риска, — советует биржевой брокер Илья Бородавников. — Если к вам приходит фермер и просит денег, обещая с дисконтом отгрузить осенью энный объем зерна нового урожая, то, соглашаясь, вы открываете ему позицию по срочному фьючерсу. Другими словами, зернотрейдер может сначала купить будущий урожай дешево, а затем в пик спроса продать его дорого. Либо сначала продать еще не собранное зерно и только потом выкупить его у фермера, манипулируя «длинными» и «короткими» позиции. Нужно внимательно смотреть за котировками на зерновых биржах (в том числе на виртуальных площадках), где идет торговля по объявлениям».
Как стать зернотрейдером
Организация экспорта зерна подразумевает активную деятельность на внутреннем рынке — как в спекулятивных целях, так и для продаж за рубеж. Для подобного бизнеса нужно не так уж много места – 2-3 комнаты по 10-15 кв. метров. Важнее расположение: офис желательно разместить в центре региональной столицы. Так будет проще взаимодействовать с другими компаниями по документообороту и логистическим операциям.
«Бизнес по экспорту зерна по итогам сельскохозяйственного года обеспечивает от 40 процентов рентабельности, — поясняет Илья Бородавников, — значит, при займах на уровне 10 процентов годовых можно смело использовать банковские деньги. Я знаю людей (настоящих «акул» рынка), которые получали свыше 70 % прибыли при более высоких кредитных ставках, делая упор на коротких и безжалостных спекуляциях. Но новичкам лучше так не рисковать».
Артур Колосков призывает работать только со своими финансами. «Если денег нет, станьте агентом, — советуют зернотрейдер. – на этом рынке правят жесткие неписанные законы, да и банки не пойдут навстречу без двукратного залога. Если же есть лишние 5-7 млн рублей или состоятельный партнер, почему бы не попробовать?». Опытный предприниматель уверен, что инвестиции в зерновой бизнес окупаются за 2 года упорного труда.
Заключение
В России есть широкие возможности для экспорта зерна, но воспользоваться ими проще опытным и авторитетным торговцам, работающим с мелкими фермерами. Новичкам лучше обрести опыт в качестве агентов крупных зернотрейдеров – и уже после этого задумываться о выходе на внешний рынок.
Открытие собственного бизнеса по обработке зерна
В настоящее время на агропромышленном рынке, особенно в сегменте зерновых культур сложилась весьма невыгодная для производителей ситуация. Дело в том, что до 3/4 всех безвозвратных потерь зерна связано с низким качеством его обработки после уборки, а зачастую – полным ее отсутствием. Оборудование для первичной переработки зерна присутствует далеко не во всех даже крупных организациях по его выращиванию, а уж среди индивидуальных фермеров таких машин буквально единицы.
Это относится, в частности, к таким процессам, как сушка зерна и его очистка. Производители в большинстве случаев просто не могут себе позволить достаточно дорогостоящее оборудование, а бывает и так, что просто не хотят усложнять процесс производства и добавлять в него лишние этапы.
Между тем, если зерно вовремя и качественно не просушить, оно квалифицируется не как продовольственное, а как фуражное, и при этом его стоимость на рынке зерновых падает как минимум на 600 руб.за одну тонну. Это приводит к существенным убыткам у производителей, поэтому многие предприятия фермеры теряют интерес к выращиванию, например, пшеницы и уходят с рынка, что в свою очередь приводит к дальнейшему удорожанию зерновой продукции и ее производных, в том числе хлеба.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Поэтому организация предприятия по сбору и первичной обработке зерна станет не только выгодным, но и полезным с точки зрения уровня жизни и благополучия граждан бизнесом.
Свой зерновой бизнес: Организация пункта сбора обработки зерна
На самом деле, обладая относительно небольшими капиталовложениями и грамотно их инвестировав в обработку зерна, можно получить достаточно высокий доход практически ничего не производя (кроме, собственно, услуги по сушке зерна и его очистке).
Во многих городах нашей страны до сих пор простаивают ставшие ненужными элеваторы и т.п. предприятия, арендовать, а то и выкупить которые – дело не таких уж больших денег. Разумеется, подобное приобретение потребует дополнительных вложений в ремонт, однако не стоит забывать, что зерновой, а практически хлебный бизнес является одним из наиболее рентабельных в пищевой сфере, а если учесть, что речь идет не о производстве, а лишь о переработке сырья, то прибыльность такого предприятия даже выше, чем у любого хлебозавода и даже выше, чем в сфере торговли зерном.
Итак, будем считать, что подходящее помещение, соответствующим образом отремонтированное и подготовленное к работе уже имеется. Какое же оборудование следует приобрести?
Свой зерновой бизнес: Оборудование для первичной обработки зерна
Основной операцией по первичной обработке зерна являются его просушка. Она производится на стационарной секционной сушилке. Такое оборудование обычно является универсальным, то есть подходит не только для зерновых и зернобобовых культур, но и но для и трав. Стоимость универсально сушилки – от 950 до 1000 тыс. руб., а в плане вида применяемого топлива она также является универсальной – подойдет как газ, так и жидкое топливо, электричество, твердое топливо (дрова, торф, и т.д.).
Производительность сушилки (при начальной влажности до 26% – она считается нормальной) – 40 тонн зерна в сутки. Открывая собственное предприятие, следует позаботиться не только о том, чтобы просчитать, сколько таких сушилок потребуется сообразно с ожидаемыми объемами поступлений, но и предусмотреть место для установки дополнительных сушилок, которые обладают весьма полезным свойством: количество линий в комплексе – не ограничено, поэтому проблем с подключением и стыкованием не возникнет – главное, чтобы было достаточно места.
Дальнейшее оборудование для обработки зерна состоит из очистного комплекса, представленного двумя агрегатами: машиной предварительной очистки зерна и машиной вторичной очистки зерна. Сухое зерно, пройдя через очистные машины, очищается от посторонних примесей и как вариант – калибруется, что позволяет получить не только сортовое зерно, но и качественный семенной материал – как известно, на семена оставляют самые крупные зерна.
Но даже не калиброванное, но очищенное от примесей зерно считается выше классом и оценивается намного дороже неочищенного. Производительность машин для очистки зерна – от 30 до 60 т в час, цена, как и следует, ожидать, напрямую зависит от мощности: если машина очистки зерна первого типа стоят порядка 550-650 тыс. руб., то машины второго – уже 900-950 тыс. руб.
Как видно, одной машины предварительной очистки с легкостью хватит как минимум на полтора-два десятка сушилок. Машины же вторичной очистки зерна стоят немного дороже вышеописанных, причем несколько уступают им в производительности: например, машина мощностью 8-10 тонн в час обойдется не менее, чем в 700 тыс. руб., а машина мощностью 16-20 тонн в час – в 1050-1100 тыс.руб., причем в режиме фракционирования, т.е., по сути, калибровки зерен производительность упадет примерно на 20%. Поэтому следует тщательно просчитывать количество используемых машин вторичной очистки зерна во избежание перебоев и «хромающей», т.е. несинхронной работы линии в целом.
Если, например, у вас много заказов на фракционирование для получения семенного материала – рациональней будет выделить для этой цели отдельную машину, в то время как другие будут работать в обычном режиме.
Кроме перечисленных машин, включенных в линию, следует сразу или постепенно, с развитием бизнеса, приобрести дополнительное оборудование: пневматический сепаратор для очистки семян основных культур от трудноотделимых примесей, отличающихся по аэродинамическим свойствам (от 140 до 450-460 тыс.руб., в зависимости от производительности – 2-15 тонн в час), плющилку для зерна (примерно 250-325 тыс.руб., в зависимости от производительности – 3-7 тонн в час) и клеверовертку – машину для вытирания семян из пыжины клевера и других бобовых и злаковых трав (порядка 120-130 тыс.руб.). Эти агрегаты востребованы в сельском хозяйстве, поэтому они послужат вам источником дополнительного, но отнюдь не малого дохода.
Кроме прочего, для того, чтобы не приходилось загружать поступившую на обработку продукцию вручную, как связующее звено между сушилкой и цехом очистки следует установить приемное устройство с вентилятором и системой удаления пыли. Разгрузка сушильных машин будет производиться непосредственно в него, подача же на очистку осуществляется в автоматическом режиме. Стоит такое приспособление около 420 тыс. руб.
Перспективы развития бизнеса по обработке зерна
Наиболее яркой и привлекательной перспективой является поддержка вашего предприятия на государственном уровне. Как известно, сейчас правительство Российской Федерации как на центральном, так и на местном уровнях реализует множество программ поддержки агробизнеса. Возможно, ваше предприятие станет получателем гранта, например, на расширение материально-технической базы или льготные условия по лизингу оборудования.
Кроме того, существует серьезная перспектива начать широкомасштабную торговлю семенным материалом: скорей всего, услуги, оказываемые вашим предприятием производителям будет не слишком выгодно оплачивать сразу: ведь зерно еще нужно продать. Поэтому можно изымать у них часть зерна, или семенного материала, по согласованию.