зима отвечает на вопрос кто или что
Какая часть речи слово «зимой»?
Слово «зимой» — это самостоятельная часть речи имя существительное в падежной форме или наречие в зависимости от смысла контекста.
Разберемся, какая часть речи слово «зимой» в русском языке, выяснив его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
«Зимой» — имя существительное
Чтобы понять, к какой части речи принадлежит слово «зимой», рассмотрим высказывание, в котором оно используется:
Морозной зимой на солнце искрится снег.
В этом предложении это слово обозначает предмет и отвечает на падежный вопрос чем? Его начальная форма именительного падежа единственного числа — слово «зима», которое имеет категорию женского рода:
Для выяснения части речи важно, что это слово имеет определение в виде прилагательного, с которым согласуется в роде, числе и падеже:
зимой (какой?) морозной.
Выявленные грамматические признаки помогут установить, что это существительное женского рода первого склонения. Посмотрим, как оно изменяется по падежам в формах единственного числа:
Слово «зимой», обозначающее предмет, является именем существительным в форме творительного падежа единственного числа.
Это слово может принадлежать к другой самостоятельной части речи.
Слово «зимой» — это наречие
Многие лесные звери спят зимой.
В этом сообщении исследуемое слово примыкает к глаголу, обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственный вопрос:
Это слово не изменяется по падежам и числам. Неизменяемость — один из постоянных грамматических признаков наречия. Оно образовано от однокоренного существительного. В отличие от него наречие не имеет словоизменительной морфемы окончания:
Наречия обозначают качество действия или обстоятельства, при которых оно протекает. Слова этой части речи группируются в разряды по значению:
Слово «зимой» называет время, в течение которого совершается действие. Укажем аналогичные производные наречия от существительных:
Слово «зимой» — это самостоятельная часть речи наречие времени.
В предложении это слово выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
Упражняемся в различении омонимичных слов — однокоренного существительного и созвучного ему наречия.
Примеры
Суровой зимой всем понадобится теплая одежда.
Зимой заяц меняет цвет меха.
Он, оказывается, не любит подолгу гулять зимой.
Зимой дети любят кататься с горки на санках.
Снежной зимой все укрыто толстым белым одеялом.
Какая часть речи слово «зимой»?
Слово «зимой» — это самостоятельная часть речи имя существительное в падежной форме или наречие в зависимости от смысла контекста.
Разберемся, какая часть речи слово «зимой» в русском языке, выяснив его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
«Зимой» — имя существительное
Чтобы понять, к какой части речи принадлежит слово «зимой», рассмотрим высказывание, в котором оно используется:
Морозной зимой на солнце искрится снег.
В этом предложении это слово обозначает предмет и отвечает на падежный вопрос чем? Его начальная форма именительного падежа единственного числа — слово «зима», которое имеет категорию женского рода:
Для выяснения части речи важно, что это слово имеет определение в виде прилагательного, с которым согласуется в роде, числе и падеже:
Выявленные грамматические признаки помогут установить, что это существительное женского рода первого склонения. Посмотрим, как оно изменяется по падежам в формах единственного числа:
Это слово может принадлежать к другой самостоятельной части речи.
Слово «зимой» — это наречие
В этом сообщении исследуемое слово примыкает к глаголу, обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственный вопрос:
Это слово не изменяется по падежам и числам. Неизменяемость — один из постоянных грамматических признаков наречия. Оно образовано от однокоренного существительного. В отличие от него наречие не имеет словоизменительной морфемы окончания:
зим ой — корень/суффикс
Наречия обозначают качество действия или обстоятельства, при которых оно протекает. Слова этой части речи группируются в разряды по значению:
Слово «зимой» называет время, в течение которого совершается действие. Укажем аналогичные производные наречия от существительных:
В предложении это слово выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
Упражняемся в различении омонимичных слов — однокоренного существительного и созвучного ему наречия.
Примеры
Суровой зимой всем понадобится теплая одежда.
Он, оказывается, не любит подолгу гулять зимой.
Зимой дети любят кататься с горки на санках.
Снежной зимой все укрыто толстым белым одеялом.
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?
Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.
Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.
3. Орфографическая минутка.
– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.
Снегирь, завод, холод, город, лошадь.
(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?
– Разделите эти слова на две группы:
Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.
1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)
2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?
(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)
– На какие группы разделили?
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?
2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?
1 ряд | 2 ряд |
щука | ёлка |
медведь | лёд |
пчела | дорога |
– Что обозначают имена существительные?
Имена существительные обозначают:
Учитель: | Ученики: |
1. Конкретные предметы | доска, тетрадь |
2. Живые существа | кошка, белка, мальчик |
3. Явления природы | дождь, снег |
4. Процесс, название действий | рост, стрельба |
5. Абстрактные понятия | верность, дружба, любовь |
“Не ошибись, пожалуйста”
3. Работа по учебнику: упражнение 394.
(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)
Домашние животные: кто? корова, коза,…….
Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………
4. Индивидуальная работа. Тест.
1. Имя существительное – это часть речи, которая…
А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.
2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?
А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.
3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?
А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.
4. Какое слово “лишнее”?
А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок
(На доске прикреплены “рыбки” – слова)
— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?
Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.
6. Картинный диктант.
Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.
IV. Итог урока.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.
Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие – на вопрос «что?»
Цели и задачи урока:
1) Познакомить детей с понятием имя существительное.
2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к словам, умение находить имена существительные в тексте.
3) Развивать речь детей, умение думать, анализировать, высказывать свои мысли и доказывать их примерами.
3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма элементов букв.
4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику.
5) Воспитать умение работать в паре: советоваться с товарищем, уметь выслушать его мнение.
— Какие задачи поставим перед собой?
(Слайд 2, кроме того на партах у каждого ребенка напечатан план урока)
2. Введение в новую тему. Актуализация темы.
На доске перепутаны картинки (девочка, собака, заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с названием предметов на картинке (работа в паре).
Какой вывод вы сделаете?
Д.: Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на вопрос что?
3. Открытие новых знаний:
а) Беседа по новому материалу.
— Ребята, а что означают эти слова?
— Что означают эти слова?
б) Самостоятельное выведение учащимися правила.
Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, называются именами существительными. А как вы думаете, почему их так назвали?
в) Работа со словарными словами.
— Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это за слова?
Известный писатель Максим Горький говорил: “Человек – это звучит гордо”.
— А как вы понимаете эти слова? Что значит быть человеком? Настоящим человеком? А в наше время надо ли накапливать знания? Для чего?
— А какой группе нужно отнести слово Москва? (На доску). Почему?
Что обозначает это слово? Почему оно написано с большой буквы? На что ещё надо обратить внимание при записи этого слова?
— А кто из вас знает, как называется главный город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в переводе означает это слово?
— А к какой группе слов отнесёте слово Сыктывкар? Почему?
— Какие имена существительные ещё вы бы добавили в каждый столбик?
г) Первичное закрепление.
— У вас на партах лежат листочки. Предлагаю поиграть в игру, которая называется “Четвёртый лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать слова-предметы, посоветовавшись со своей парой, найти лишнее слово-предмет и выписать его в тетрадь.
— Объясните, почему вы выделили это слово?
— Какой вывод можно сделать по этому заданию?
4. Практическая часть урока.
а) Задание по выбору.
— Скажите, что вы там увидели?
1 группа заданий – поставить вопросы к именам существительным (слова распределены по группам)
Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
2 группа заданий – выбрать слова и записать по столбикам:
Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета, газета, Света.
3 группа заданий – подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.
Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти слова.
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.
— Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.
— А теперь те, кто не испугался 3-го задания? Прочитаем слова с вопросами.
Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)
Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля, сын)
— Запишите эти слова с вопросом.
Вывод: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, (имена существительные).
5. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие слова мы будем называть именами существительными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Оказывается, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто называют одушевлёнными, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – неодушевлёнными. (Слайд 8). А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.
— Какие упражнения вам понравились? Кому было трудно на уроке?
— Довольны ли вы своей работой на уроке? Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы поставили перед началом вашей работы? Добились ли этого? Оцените свою работу на листочках.
6. Домашнее задание.
— Упр.34 с.18 или составить задание для товарища “Четвертый лишний”.
Приложение
1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.
2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.
3. Работа со словарными словами.
4. Просмотр иллюстраций.
6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.
7. Самостоятельная работа.
8. Игра “ Волшебное превращение”.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.
Маша, огонь, лошадь, корова.
Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.
Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.
Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета, газета, Света.
Подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.
«Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?»
Учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевленные и неодушевленные собственные и нарицательные имена существительные; правильно писать имена существительные с безударными гласными в корне, словарные слова.
Содержимое разработки
Урок по русскому языку в 3 классе
Учитель : Малова Любовь Николаевна
Тема урока: «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?
развивать умение распознавать имена существительные в тексте; учить различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? от имен существительных, отвечающих на вопрос что?; решать проблемные ситуации; развивать умение работать самостоятельно; создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.
учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других
частей речи; различать одушевленные и неодушевленные собственные и
нарицательные имена существительные; правильно писать имена существи-
тельные с безударными гласными в корне, словарные слова.
1. Организационная часть.
-Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас. Урок русского языка сегодня проведу у вас я. Меня зовут Любовь Николаевна.
– Проверьте свою готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка, карандаш).
— На партах лежат смайлики – это смайлики настроения. Если у вас хорошее настроение, то поднимите веселый смайлик, если плохое, то грустный.
— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Мы попытаемся поделиться хорошим настроением со всеми.
1.Актуализация знаний. Наш урок я хочу начать с загадки:
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам» (имя существительное). А что вы знаете об имени существительном? Помогите мне продолжить следующие фразы:
Имя существительное – это …
— Кто из вас мне поможет сделать обобщение? Приведите примеры… Молодцы!
-А теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
Какие это слова?(Словарные, их нужно запомнить)Давайте вспомним как они пишутся, вставим пропущенные буквы. Какая тема объединяет эти слова? (Зима).
4. Минута чистописания.
— А я со словом мороз придумала еще одно предложение: Теплое слово и в мороз согреет. Как вы её понимаете? … Напишите у себя в тетради красивым почерком.
— Давайте вернемся к нашим «зимним» словам. (Слайд 3) На сколько групп мы их можем разделить? Если затрудняетесь, примите мою небольшую подсказку – поставьте вопрос к каждому слову… Почему вы так думаете?
1) Исследовательская работа
2) Минутка для любознательных.
— Ребята, а никто из вас не задумывался, почему слова, обозначающие названия растений отвечают на вопрос что?, ведь растения живые?
— Готовясь к уроку, я тоже задала себе этот вопрос. А ответ нашла в ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БИОЛОГИЯ». Вот что там написано:
— Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным, а значит отвечают на вопрос что?
Зима, охотник, лес, берлога, медведь, снежинка, лыжник, метель, снегурочка, мороз, коньки, лед, дети, заяц, дорога…
— Мы находимся в зимнем лесу. (Слайд 4) А кто это поет на лесной поляне? Да, это птицы. Какие птицы могут петь зимой? А как живется птичкам зимой? Что мы сможем сделать, чтобы легче они могли перенести зимние холода? (Слайд 5)
А вот и красавец-снегирь. Красивая птица, правда?
2) Работа по учебнику.
Давайте откроем учебники на стр. 15, найдем упр. 393. Кто прочитает выразительно четверостишие? Спишите стихотворение, подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто?.
8. Физ.минутка. (Слайд 6)
Зима загадочна и волшебна. Красив русский лес зимой! Представьте, что мы идём по лесной поляне. (дети встали).
— Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу).
— Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
— Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
— Потрогаем белые стволы берез (потираем руки).
9. Продолжение работы по учебнику.
— Продолжим нашу работу. И так, мы в гостях у зимы. А зимой, особенно в новогоднюю ночь, случаются волшебства. Давайте и мы с вами попробуем стать волшебниками. Я предлагаю игру «Волшебные превращения». Найдите упражнение 396. Прочитайте задание. Нам надо образовать однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
Лыжи – (лыжник) строить – (строитель)
Пожар – (пожарник) футбол – (футболист)
Победа – (победитель) баян – (баянист)
— Молодцы ребята. Думаю, что зима довольна вашей работой. В благодарность она дарит нам снежинки. Но как быть, если их всего …, а вас – … Давайте поработаем в парах. (Раздаются снежинки, написать 5 сущ. – кто?, 5 – что?)
11. Задание тестового характера. (Слайд 7)
— Наше путешествие по зимнему лесу продолжается. А вот и белочка встречает нас.
Белка щёлкает орешки
На дубу без всякой спешки.
Чистит десять штук за час,
Будет на зиму запас.
1)5 2)6 3)8 4)10
— Сколько существительных в стихотворении? Какое слово отвечает на вопрос кто?
— Попрощаемся с белочкой. Путешествие наше подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. С каким настроением вы возвращаетесь, покажите? (Смайлики) А в классе нас ждет еще одно задание.
12. Работа по карточкам.
13. Рефлексия. Что вы можете сказать о нашем уроке? (Слайд 8)
“Сегодня на уроке я…”
— поднимите руки те, кто всё понял, может помочь другим …
— Что вы расскажете своим друзьям и родителям о сегодняшнем уроке?
— Ребята, мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, что это взаимно. Спасибо за урок.