зин что это такое
Кто делает современные фанзины и зачем это нужно
В эпоху интернета такое понятие, как любительский журнал, или попросту зин, казалось бы, должно быть давно забыто. Тем не менее самодельные журналы продолжают активно существовать. Преподаватель Британской высшей школы дизайна и создатель собственной школы Данила Шорох рассказывает, кто делает современные зины и зачем они нужны.
Какие бывают зины
Зины можно поделить на три типа. Первые — иллюстраторские, самые распространённые. Некоторые создаются одним человеком: он и арт-директор, и иллюстратор, и дизайнер, и ко всему инвестор. Второй вид — это плеяда фэшн-зинов. Их делают люди, одержимые стилем, модой или определённым направлением в моде. Третья группа субкультурная и объединяет аудиторию по интересам. Если люди обожают жёлтые передники — они и занимаются журналом обо всех достоинствах и недостатках жёлтых передников. Это типичная для фанзина редакционная модель.
Как создаются зины
Все кустарные вещи были ещё в XVIII веке. Кто-то издавал маленькие книжечки со стихами, кто-то политические памфлеты, стоящие королевской головы. Сейчас процесс коммуникации, конечно, упростился. Какое-нибудь контркультурное онлайн-издание так вообще требует минимум вложений — не нужны услуги типографий и распространителей. Но все равно есть ребята, обладающие обострённым чувством тактильности, они любят и умеют делать уникальные штуки: находить приятную бумагу, прострачивать два листочка на швейной машинке.
Разномастные красивые зины можно подцепить на развалах всяких музыкальных и немузыкальных фестивалей, где грудятся по 50–60 небольших издательств, всегда готовых чем-то удивить. Есть визуальные или чисто шрифтовые издания, есть независимые марки и лейблы, которые сотрудничают с графдизайнерами. Фанзины красиво раскладываются, имеют свои особенности и ноу-хау.
Например, листы могут никак не скрепляться между собой — стильное и экономное решение. Зины производятся ручным трудом, а не полиграфическим машинным, и часто оказывается, что они задействуют качественные технологии, недоступные мейджорам. The New Yorker не может выйти даже с одной полосой, сделанной руками, в типографии попросту нет специалиста, который вытянул бы тираж. А зины — вещь штучная. Один из моих любимых проектов, Shadows, использует специальные «сетки», которые надо накладывать на статичную картинку и, двигая, придавать иллюстрации динамику. По сути, это интерактивный синемоушн-журнал, где читатель выступает «режиссёром картинки».
Shadows, безусловно, сделан фанатами своего дела. Зины используют и массу других красивых бонусов — всякие марочки, наклеечки, открытки. А ещё они сотрудничают с большим количеством независимых иллюстраторов, которые нередко оказываются друзьями создателей, они помогают наполнять зин в обход дорогостоящих фотосъёмок. Да и вообще зины создаются энергичными командами дизайнеров-иллюстраторов-фотографов, с чьей подачи продукт рано или поздно начинает развиваться.
Зины против журналов
Есть грань между фанзином и фанзином, ставшим журналом. К промежуточной стадии «фанзин-журнал» можно отнести Kings. Это альтернативный зин, печатающийся в две краски, чёрную и флуоресцентно-оранжевую, и при этом собирающий какую-никакую рекламу. Но красивый качественный зин не может держать марку, существуя всё время без денег. Если появляется редакционная команда, то зин начинает жить, и рано или поздно приходят серьёзные рекламодатели.
Так зин мутирует в журнал, то есть бизнес, а энтузиасты — в дельцов. 032с образца 2000 года превращается в 032с сегодняшний. Многие зины — если не вымирают — проходят этот путь. Кто-то, конечно, «стареет», становясь истеблишментом, но многие не теряют лица, оставаясь бодрыми, интересными и аутентичными.
Все тот же 032с стал известным журналом с мощными рекламными объёмами и бизнес-планами, но по-прежнему создаётся независимыми дизайнерами и авторами. Хорош и совершенно фантастический с точки зрения полиграфии журнал Paper Planes. Он немассовый и выпускается на дорогой толстой бумаге, с несколькими слоями вкладок, красивой оберткой и светской хроникой, вынесенной в отдельное нечто.
Есть и журналы, удачно маскирующиеся под зины. Их мимикрия решает такую задачу бизнеса, как привлечение целевой аудитории. Журнал House издаётся сетью лондонских пабов, отелей и ресторанов, но выглядит, как зин, по стилю и деталям, с рекламой, собранной в отдельную книжицу.
Зины против интернета
Почему в нашу сверхинтернетизированную эпоху люди начинают заниматься штучными полиграфическими проектами? Потому что только за счёт подобных визуальных и тактильных историй можно зацепиться за читательский интерес, зацепиться на рынке. И я считаю, что в нашу эпоху повсеместного интернета есть место всему сразу.
Почему надо выбирать только целлюлозу или только цифру? К бумаге попросту добавился ряд медиа — интернет, телевидение, соцсети, — и она от этого не перестала существовать. Она существует вместе с остальными. Причём бумага — самый привлекательный для бизнеса носитель. Технология «сделать контент — опубликовать — продать рекламу» работает гораздо лучше в принте, чем в интернете.
Да и люди относятся к журналам с пиететом: ими можно владеть, любоваться и украшать книжный шкаф, и это никуда не денется, несмотря на все возможности сети. Хорошую цитату выдал арт-директор Esquire Джордж Льюис, когда его спросили, так ли велика разница между журналом и его айпэд-ипостасью. «Это всё равно что смотреть на женщину и заниматься с ней сексом», — сказал он.
В эпоху интернета зины находятся в тонусе, адаптируются к повестке дня, обзаводясь цифровыми расширениями и ничем не противоречат принт-версии. Мультимедийность приносит больше дохода, да и аудитория живёт не вчерашним днём.
О русских зинах
Мне нравится следить, как на Западе люди оканчивают престижные графические училища и основывают успешные фанзины космической крутости. Многие же российские студенты, сдав диплом, могут сесть печально ждать, когда же их позовут на работу. Не пытаются сделать ничего сами. То есть в европейской и американской реальности молодые специалисты заточены на работу и создание отличных проектов.
У нас творческие натуры почему-то устроены иначе. Но есть и редкие заряжающие оптимизмом исключения. Например, Большаков, нашедший в себе силы самостоятельно сделать и напечатать отличный фанзин «Москвич». Мои ученики делают журнал фестиваля анимации под названием Mult Kult, журналы эзотерических сообществ, лепят издание для ценителей искусства, чьи страницы разрезаются, как книга из прошлого века, ножом для бумаги. Есть фанзин про архитектуру и урбанистику с буквально «построенной» обложкой, есть хобби-зин по вязанию с отличными обложками и слоганом «Отвязный журнал», есть кейсы про восточные единоборства, стрит-арт, издания для гиков с мозгами Шелдона Купера и фанатов fixed gear. Всё — с отличными макетами, достойным дизайном и выдумкой.
Совсем недавно крутой проект сделал юноша, увлекающийся чикагской мафией и околокультурой — комиксами, играми, фильмами и тому подобным. Помимо пятёрочного макета, у парня была фирменная фишка: в лесу при помощи товарища он каждый журнал простреливал из пистолета.
Но есть ещё один момент, досадно отличающий нашу реальность от западной. Это распространение. Российский читатель отдаёт дистрибьютору 90% стоимости журнала только за то, что его любимое издание лежит на прилавке. Всё остальное — качество печати, стиль колумнистов, уровень съёмки — дельцов не интересует, хотя это основные расходные статьи редакций. Вот эта ситуация с посредниками и мешает интересным нишевым проектам развиваться на территории России.
А если я приду в берлинский магазин, продающий, к примеру, новые марки одежды, то диалог будет примерно следующий: «Ребят, я фанатею от ваших дизайнеров. Кстати, я делаю фанзин и готов выпустить про вас фичу, если мои журнальчики полежат здесь на кассе». — «Чувак, мы тебе только рады».
Такова местная культура, в магазин здесь ходят не только отовариться, но и послушать музыку, почитать качественные журналы, пообщаться (вспомните Urban Outfitters, разросшийся по миру сетью магазинов-клубов). Журналы — неотъемлемая часть этого клубного мира, где коллаборации рождаются без всяких препон.
У парня была фирменная фишка: в лесу при помощи товарища он каждый журнал простреливал из пистолета.
Текст: Анисия Куницына. Фотографии: Настя Пожидаева.
Прелюбодеяние – недозволенная по шариату связь
Люди, считающие себя мусульманами, должны бояться отчета Судного дня, и им не следует ослушаться Всевышнего. Сатана сумел обмануть многих, сделав отношения с чужими женщинами «красивыми и романтичными». Нравы настолько опустились, что прелюбодеяние стали считать «обычным делом». Но нельзя забывать, что Священный Коран и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) всегда запрещали внебрачные отношения мужчины и женщины.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, что наказанием для прелюбодеев, если оба не состоят в браке или ранее не состояли в браке, является сто ударов плетью, а если мужчина и женщина состоят в браке, то обоих следует забивать камнями до смерти. Об этом сообщается в Священном Коране:
الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِئَةَ جَلْدَةٍ
Смысл аята заключается в следующем: «Прелюбодея и прелюбодейку ударьте сто раз плетью, если они не состояли в браке» (сура «Ан-Нур», аят 2).
Мудрость такого наказания на земле заключается в том, чтобы люди искупили грех еще при жизни, чтобы не пришлось на том свете нести суровое наказание и испытывать адские муки. Ведь что такое сто ударов плетью по сравнению с наказаниями Судного дня?! Если прелюбодеи не будут наказаны на этом свете, то в Судный день будут наказаны перед всеми творениями ударами адских плетей, сотворенных из огня.
Из этого аята следует, что если вы верите в единственность Аллаха и в Судный день, то не оставляйте без наказания прелюбодеев.
Остерегайтесь же зина (прелюбодеяние), ведь это очень страшный грех.
Всевышний говорит в Священном Коране:
وَلاَ تَقْرَبُواْ الزِّنَى إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاء سَبِيلا ً
( سورة الإسراء 32 أية )
В другом аяте Всевышний говорит:
وَلاَ تَقْرَبُواْ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ
( سورة الأنعام أية 151 )
Смысл: «Вы не приближайтесь к мерзостям, явными из которых является зина, и к скрытым, которыми являются страстные прикасания и поцелуи» (сура «Аль-Анам», аят 151).
اليدان تزنيان و العينان تزنيان
«Руки прелюбодействуют и глаза прелюбодействуют».
Он повелевает мужчинам и женщинам притуплять взоры от запретного, и сохранять свои половые органы от него.
Прелюбодеяние – грех, который был запрещен во всех Священных писаниях – в Торе, в Евангелии, в Псалтыри.
О некоторых сподвижниках Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передают, что они сказали: «Вы остерегайтесь прелюбодеяния, поистине, в нем есть три убытка на этом свете и три на том».
Что касается трех убытков, которые ожидают на этом свете: уйдет благодать (баракат) с удела (ризк), произойдет лишение всех благ, и на провинившемся будет гнев в сердцах людей. Убытки, которые ожидают его в Судный день – это гнев Всевышнего, страшный и трудный отчет, и вхождение в Ад, названный Аллахом «Кубра».
Однажды некий бедуин подошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: “О Посланник Аллаха, разреши мне совершить прелюбодеяние”. Услышав это, все сподвижники набросились на него, и если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не остановил их,убили бы его. После чего, обратившись к бедуину, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “О человек! Хотел бы ты, чтобы кто-нибудь совершил это с твоей матерью?” Он ответил: “Нет”. “Так ведь и они не хотят”, – сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), указывая на сподвижников, и начал спрашивать о том, хотел бы он, чтобы это произошло с его дочерью, женой и так далее, на что тот, конечно, отвечал отрицательно.
Так огорчался из-за страха ангел, являющийся самым приближенным ко Всевышнему, стоящий на очень высоком уровне перед Ним,сохраненный от грехов. Тогда как же должен плакать прелюбодей, ослушавшийся и не подчиняющийся Аллаху?! Не обманывайтесь вашей жизнью и здоровьем, ведь этот бренный мир скоротечен, а наказание за неправильный образ жизни очень суровое. Остерегайтесь же прелюбодеяния, так как из-за его совершения гневается Всевышний.
Страшная кара Создателя постигает людей, которые погрязли в неверии, пьянстве и распутстве. Примером этому служит народ Содома и Гоморры, которых Аллах покарал за их непокорность, уничтожив всех до единого.
Другой пример, служащий поучительным уроком – это гибель жителей древнеримского города Помпеи. Около двух тысяч лет тому назад Помпеи процветали материально и нищенствовали духовно. Аристократия города, жившая безбедно, преуспевала в организации развлечений и распутстве. Население, в основном, также проводило время в пьянстве и разврате. И Всевышний положил конец этому неповиновению. Археологи также нашли останки жителей Помпеи. Они, погребенные под трехметровым слоем пепла, дошли до нас неизменными через две тысячи лет. Слой пепла как бы законсервировал их, предотвратив гниение. Большинство обнаруженных трупов полностью сохранилось. Перед людьми, проводившими раскопки, открылась ужасная картина: целый город со всем населением, постройками как бы замер в одно мгновенье. Где-то целая семья застигнута за обедом, где-то люди застыли за работой. Но больше всего людей было застигнуто в развратных увеселениях.
Так Всевышний сохранил их останки в назидание следующим поколениям.
По всей видимости, эротика на протяжении тысячелетий оставалась одним из важнейших компонентов культуры Древнего Рима. Ученые, раскопавшие Помпеи и Геркуланум, были удивлены множеству «нескромных» сцен в обыденной жизни римлян. Выходило так, что куда бы римлянин ни взглянул, всюду перед ним открывалась какая-нибудь «обнаженка».
В наше время тоже есть много примеров, как кара Всевышнего настигает тех, кто переходит грани дозволенного. Взять, к примеру, цунами в Юго-Восточной Азии, обрушившийся прямо перед Новым годом. Как известно, в этом регионе широко процветало распутство.
Тысячи людей погибли в результате мощного землетрясения, вызвавшего цунами – огромные приливные волны, которые затопили ряд прибрежных районов. В зоне стихии оказались несколько государств: Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Бангладеш, Индия и Мальдивские острова.
Эти места любители поразвлечься называли «райскими уголками» на Земле, но Всевышний в одно мгновение разрушил их, так как Его кара неизбежно коснется каждого народа, в котором развиваются блуд и распутство.
Грех прелюбодеяния во много раз увеличивается, если упорствовать в нем. К постоянству в грехе прелюбодеяния относится и то, когда муж разводится с женой, но все равно продолжает с ней жить, исполняя супружеские обязанности. Довольно странным кажется и тот момент, что человек боится того, что люди узнают о совершенном грехе, но не стесняется и не боится Всевышнего и Судного дня, когда будут разоблачать его перед всеми творениями. Почему же он не стесняется этого? В Священном Коране есть аят, где говорится, что в Судный день выявятся все тайны.
Так почему же мы не остерегаемся дня разоблачения? Ведь нет силы против наказания Всевышнего.
У многих, наверное, возникал вопрос, почему Всевышний запретил прелюбодеяние? Что такого в том, что люди, как и животные, будут спариваться с кем попало и как попало? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте поразмыслим над следующим примером. Мать гладит одежду, а возле нее маленький ребенок, который хочет поиграть с утюгом, считает, что это игрушка. Все попытки малыша отвергаются матерью словами «нельзя». Но ребенок никак не может понять, почему ему нельзя поиграть с заманчивой «игрушкой». И что вообще означает слово «нельзя»? И уловив момент, когда мать отвлекается, ребенок набрасывается на понравившуюся «игрушку». Итог, наверное, ясен: плач, крики и т. д. После этого ребенок понял, что такое «нельзя», и уже будет остерегаться не только сам, но и будет предостерегать других. Теперь возникает вопрос. Разве мать запрещала малышу трогать утюг, желая плохого для него? Конечно же, нет. Она хотела лишь добра, поэтому и запрещала. А ведь Всевышний является Творцом всего сущего. И мы являемся Его любимыми творениями. А любимому всегда желают только лучшего. И Он лучше знает, что для нас хорошо, а что плохо, подобно тому, как инженер, создавший прибор, лучше знает, что можно делать, а что нет при его использовании. Поэтому Создатель запрещает делать что-то, зная, что это приносит вред самому человеку. Ведь Он Творец и лучше знает, что для нас хорошо, а что плохо.
А какой же вред приносит человеку прелюбодеяние? Есть изречение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором запрещается и распутство, ибо в этом случае среди людей возникнет болезнь, которой не было у наших предков, и она распространится подобно чуме, и нет от нее излечения. Но люди не поняли предупреждения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и игнорировали запрет Всевышнего. Результатом игнорирования этого запрета стало появление СПИДа, который появился в 1985 году, и по данным ВОЗ успел заразить около 50 миллионов человек, из которых 28 миллионов уже умерли. Так кому же вред от прелюбодеяния? Аллаху, Пророку или нам? Неужели люди настолько глупы, что не понимают этого?
От печи исходит такой отвратительный запах, что люди в Аду страдают из-за него. Да убережет нас Аллах от этого греха.
В хадисе от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывается, как шайтан посылает войско для того, чтобы ввести мусульман в заблуждение, и говорит: «Кто сумеет нанести наибольший вред мусульманам, тому надену корону на голову». Приходят шайтаны и докладывают: «Разрушили семью, поссорили мусульман». Иблис не принимает их. Приходит последний и говорит, что сумел толкнуть двоих на прелюбодеяние. И он получает самое большое восхваление и корону.
В хадисе сказано: «В Аду есть ущелье, в котором змеи и скорпионы величиной с лошадь. Они кусают прелюбодеев ядовитыми зубами, боль от этих укусов не проходит тысячу лет. Они разрывают грешников на куски, после чего те воскресают, и все начинается заново».
Для наших предков считалось большим оскорблением задеть платок сестры или дочери, не говоря о посягательстве на их честь. Прежде чем совершить этот грех, пусть человек подумает, на какие муки он себя обрекает и как позорит мужчину из ее рода, ради минутного наслаждения! Пусть поставит себя на их место.
В хадисе сказано: «Вы не совершайте прелюбодеяние с чужими женщинами, и тогда чужие мужчины также не будут совершать прелюбодеяние с вашими женщинами». Был такой случай: пожилой мужчина, решив «вспомнить молодость», пошел искать девушку легкого поведения. Заказав самую молоденькую, ожидал ее. Через некоторое время к нему привели одну девушку… нооказалось, что она была его внучкой. Не зная, что делать,старик на том же месте застрелился.
А ведь в хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждает, что чужие мужчины будут совершать прелюбодеяние с женщинами тех мужчин, которые занимаются прелюбодеянием с другими.
— Почему ты плачешь, юноша?
— О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), я плачу из-за грехов моих, и я боюсь гнева Всевышнего.
— Ты сделал ширк Аллаху?
— Тогда Всевышний прощает твой грех, даже если он подобен семи небесам и семи землям.
— Мой грех больше, о Посланник Аллаха.
— Что больше: твой грех или Курс?
— Что больше: твой грех или Арш?
— Что больше: твой грех или прощение и милость Аллаха?
— Милость Аллаха больше, о Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
— Большой грех не прощает никто, кроме Всевышнего. Расскажи о своем грехе.
— О Посланник Аллаха, я выкапывал могилы людей и забирал одежду и украшения, что были на умерших. И вот однажды умерла молодая девушка, и я как обычно ночью пошел раскапывать ее могилу. Я забрал то, что было на ней, но когда я хотел покинуть это место, меня пленила ее красота, мною овладел дьявол, и я, не выдержав, совершил с ней прелюбодеяние. После этого, когда я уже уходил, вдруг та девушка встала из могилы и обратилась ко мне: «Горе тебе, юноша. Как ты не постеснялся Царя Судного дня, того дня, когда притеснитель будет отвечать перед притесненным? Ты же меня опозорил перед всеми умершими».
После этого рассказа Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выгнал этого юношу прочь, сказав, что нет ему прощения. По истечении сорока дней печали и раскаяния в содеянном, юноша обратился к Всевышнему: «О Господь Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Адама и Хаввы (мир им)! Если Ты простил меня, то дай знать об этом Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), а если нет, то направь огонь с небес, чтобы сжечь меня на этом же месте и этим спасти от мук Ада. Тогда приходит ангел Джабраил и сообщает Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), о том, что тот юноша прощен.
Уважаемые братья, грех прелюбодеяния, совершенный с живой девушкой, еще более страшен и наказуем, нежели с мертвой. Так давайте же покаемся в своих ранее совершенных грехах и попросим прощения у Аллаха, Милостивого и Прощающего, чтобы быть обрадованными прощением грехов, как тот юноша.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.