знаешь что общего между тобой и зубной пастой
Зубная паста Marvis: что мы о ней знаем?
Продолжая недавно начатую тему про уход за полостью рта, сегодня я хочу поговорить о зубной пасте Marvis.
Если ты мало-мальски следишь за модой, ты наверняка слышал о зубной пасте «Марвис». Она распространяется в 40 странах и конкретно в Италии продается не только в аптеках, а практически в каждом мужском магазине.
Marvis Classic Strong Mint – Классическая Сильная Мята (фото из интернета)
Ее можно найти даже в крупных мировых мультибрендовых сетевых онлайн-магазинах, например, в Mr. Porter. Основатель J.Crew Фрэнк Муйтьенс и деловой партнер Valentino Джанкарло Джамметти признавались, что пользуются только этой пастой, более того, берут ее с собой в командировки.
Сначала немного истории. Бренд «Марвис» существует с 1958 года, когда граф Франко Селла ди Риварадатес (Franco Cella di Rivaradates) зарегистрировал свою компанию во Флоренции.
Первые зубные пасты выпускались в эпоху повального увлечения курением, разумеется, именно на эту целевую аудиторию и была рассчитана продукция компании. Курильщикам требовалась особая зубная паста, которая помогала бы справляться с налетом и неприятным запахом. И этой пастой стала Marvis с ее отбеливающим эффектом и интенсивным мятным вкусом.
Marvis Jasmin Mint – Жасмин и Мята (фото из интернета)
Я точно не могу сказать, почему было выбрано именно такое имя, но есть предположение, что название сложено из двух слов: «marvel» и «vis», что с латинского, принятого в медицинской среде, языка означает «чудо» и «сила», соответственно.
Кстати, ты знаешь, что общего между зубной пастой Marvis и косметикой для бритья Proraso? «Ничего», – ответишь ты и, конечно, ошибешься. В 1997 году умирающую фирму купила компания Ludovico Martelli Srl, как раз владеющая этим косметическим брендом.
С тех пор «Марвис» обрел новую жизнь. Неизменным для марки остается девиз «Наслаждение ароматом, которое превращает ежедневный ритуал в удовольствие». Используя оригинальные формулы, бренд в настоящее время позиционируется как премиальный продукт в своем секторе. Я бы назвал его доступной роскошью. В самом деле, вряд ли ты можешь позволить себе купить средневековый замок, но чистить зубы поистине королевской пастой тебе точно по силам.
Marvis Whitening Mint – Отбеливающая Мята (фото из интернета)
Сегодня «Марвис» известен не только своим вкусом, но и яркой оберткой. Зубная паста упакована в стильные матовые алюминиевые тюбики с декоративными крышками, которые являются произведением дизайнерского искусства.
Набор традиционных вкусов Marvis (фото из интернета)
Эти пасты выпускаются в тубах по 25 и 85 мл. Были еще тубы на 75 мл, но они постепенно выходят из оборота – их сняли с производства.
Между большими и маленькими тюбиками есть существенное различие. Пасты в больших тубах изготавливают по новой формуле – там присутствует фтор (905 ppm) и ксилит. В 25-миллилитровых тюбиках паста без фтора по старой классической формуле.
Будет ли меняться рецепт в дальнейшем, сказать пока нельзя. Полагаю, компания так и будет выпускать большие пасты со фтором, а маленькие – без.
Недавно была запущена новая лимитированная серия, включающая три оригинальных вкуса: Royal, Karakum и Rambas – эти пасты изготавливаются без фтора.
Marvis Royal Limited Edition – Королевская (фото из интернета)
Все пасты «Марвис» не содержат парабенов, глютен и продукты животного происхождения, то есть абсолютно вегетарианские. Но в них есть SLS, правда опасность этого компонента сильно преувеличена, я бы вообще на него внимания особо не обращал.
А вот что важно – индекс абразивности у большинства паст Marvis составляет 105 пунктов (что довольно-таки много) – этот параметр справедлив для всех вкусов, кроме отбеливающей пасты – у нее индекс 192. Этот фактор недвусмысленно намекает на то, что «Марвисом» нельзя пользоваться каждый день. Да, твои зубки будут, безусловно, светлеть от такого высокого RDA, но ежедневное применение подобных паст попросту опасно для твоей эмали. Как я уже писал, у ежедневной зубной пасты индекс RDA не должен превышать 80 пунктов. Поэтому использовать «Марвис» следует или несколько дней подряд с перерывами, или как это делаю я – три раза в неделю.
Набор традиционных вкусов Marvis (фото из интернета)
Хотя, если быть до конца честным, зубную пасту Marvis лично я обожаю. Я перепробовал все вкусы, даже лакрицу, которую не очень-то люблю. Не довелось только отведать Limited Edition, но тут «доступная роскошь» мне не по карману.
Лабораторные испытания подтвердили эффективность зубных паст Marvis, благодаря их превосходному сочетанию чистящей активности и очень мягкой абразивной способности. Помимо функциональности и эффективности, особое внимание в компании уделяют многолетнему опыту, уникальному вкусу и длительному освежающему эффекту. Хотя понятие «многолетний опыт» и звучит довольно странно, когда речь идет о зубной пасте, ведь мы привыкли, что уход за зубами – это, можно сказать, передовая линия науки и медицины, сфера, где именно новинки получают наибольшее внимание и признание, но к продукции «Марвис» это не относится. В компании не отстают от новых тенденций, но и не забывают о своих традициях.
О чем еще я хотел бы сказать? Особым показателем популярности любого товара можно считать его доступность. Я понимаю, что маркетологи умеют очень настойчиво внушать, что именно их продукт самый-самый. Ты, наверно, думаешь, что и я пишу этот материал исключительно затем, чтобы заставить тебя купить зубную пасту за 500-800 рублей. Совсем нет. Если ты внимательно читаешь мои статьи, то давно заметил, что я всего лишь делюсь впечатлениями, и ни к чему не обязываю.
Набор традиционных вкусов Marvis (фото из интернета)
Так вот. Я был в Италии много раз и могу заверить, что продукты «Марвис» есть в наличии не только в любой аптеке, а даже в супермаркете, например, в сети Esselunga. Поэтому, если я говорю, что зубная паста Marvis № 1 в Италии, то я говорю правду.
Все о прикусе: какой он бывает, почему важно за ним следить и как лечить неправильно выросшие зубы
Прикусом называют способ взаимодействия зубных рядов при полном смыкании верхней и нижней челюсти. Неправильный прикус почти всегда приводит к тому, что эмаль, а за ней и костная ткань резцов, клыков, коренных зубов быстро снашиваются, разрушаются. Именно поэтому правильный прикус зубов у человека так важен.
Если у вас есть какие-то проблемы с зубным рядом, их можно исправить. Но это займет немало времени, т. к. зубы нельзя просто передвинуть, их нужно перемещать постепенно. За время изучения проблемы врачи придумали немало способов борьбы с неверным прикусом.
Разновидности прикуса человека
Выделяют три разновидности прикуса у людей: идеальный, правильный и неправильный. Идеальный встречается очень редко. Чтобы врач сказал, что у ваших челюстей нет дефектов вовсе, они должны соответствовать определенным признакам. Перечислим их:
Идеальную челюсть у пациентов найти очень сложно, потому что какой-нибудь мелкий недостаток все равно есть. Чаще всего это зазоры между зубами или не очень ровная верхняя дуга. Но, если это не мешает жизни и жеванию, врач не будет ничего лечить и менять. Иногда неправильный прикус формируется из-за вредных привычек. Избежать этого помогут трейнер-системы.
Правильный прикус зубов
Правильный прикус – это смыкание зубов без дефектов или с небольшими дефектами, не влияющими негативно на общее состояние ротовой полости. Это означает, что при любом из вариантов у человека нет проблем с жеванием, речью, не видны косметические проблемы и т. д. Четыре фото правильных прикусов у человека представлены ниже.
Рис 1. Четыре вида правильного прикуса
Ортогнатический
Ортогнатический – это наиболее эстетичный прикус. При нем все зубы ровные, щели и промежутки между ними отсутствуют, верхний зубной ряд перекрывает нижний примерно на 30% высоты. Это один из самых популярных вариантов расположения резцов.
Прямой
Прямой тип прикуса у людей встречается довольно часто и определить его легко: зубы в этом случае соприкасаются режущими краями и не закрывают друг друга. Улыбка в таком случае выглядит немного специфично и получается широкой, но сохраняет эстетичность и здоровый внешний вид.
Бипрогнатический
Характеризуется бипрогнатический прикус ровным зубным рядом с отсутствием промежутков, но зубы при этом растут не прямо вниз. Они немного выдвинуты вперед, хоть и незначительно.
Прогенический
Прогенический прикус при нормальном развитии зубов тоже не имеет никаких аномалий вроде промежутков между резцами или коренными элементами. Правильная челюсть такого плана имеет лишь одну особенность: в ней передние нижние зубы немного выдвигаются вперед.
Неправильный прикус зубов
Нарушение правильного прикуса – это большая проблема, которая требует лечения. Наиболее эффективно положение зубного ряда можно скорректировать у детей. В 30-40 лет справиться с проблемой можно, но у взрослых это займет намного больше времени. Ниже на картинке можно увидеть пять популярных патологий прикуса, которые часто влияют не только на челюсти, но даже на то, как выглядит лицо.
Рис 2. Пять видов неправильного прикуса
Дистальный (прогнатический)
От нормального прикуса дистальный отличается сильно развитой верхней челюстью. В итоге она выпирает вперед, что изменяет и черты лица. При сильных проявлениях такого типа нарушений развития зубов может потребоваться хирургическое вмешательство.
Мезиальный (медиальный)
При мезиальной патологии сильнее развита нижняя челюсть, которая может выдвигаться вперед сильно или не очень. От прогенического правильного расположения зубов отличается тем, что нижние зубы не только немного выдвинуты, они практически полностью закрывают верхний ряд. Такой прикус опасен тем, что внешняя эмаль верхних резцов и клыков быстро стачивается, приводя к появлению кариеса.
Перекрестный
Перекресный прикус отличается следующими признаками: между зубами имеется свободное пространство, при этом часть резцов верхней челюсти находится перед нижними зубами, а часть – за ними. Такое расположение еще описывают «пересечением на манер ножниц». Выглядит весьма неэстетично, к тому же почти всегда при перекрестном прикусе зубы растут в разные стороны.
Глубокий
Глубокий прикус отличается от правильной челюсти тем, что верхний ряд зубов при нем перекрывают нижний практически полностью. Также аномалией считается, если резцы закрывают зубной ряд более чем на 30%, хотя иногда нарушений и не видно. Например, обыватель вряд ли отличит перекрытие зуба на 30% и на 40%, т. к. разница между ними небольшая.
Открытый
При открытом виде прикуса верхний и нижний зубной ряд соприкасаются только частью жевательных зубов, а между резцами челюстей (чаще всего) возникают выраженные промежутки. Иногда и вовсе создается ощущение, что рот не закрыт.
Любую патологию зубов необходимо лечить, потому что правильный прикус – это залог здоровья всей ротовой полости и даже вашего желудочно-кишечного тракта. Ведь чем лучше пища обрабатывается зубами при поступлении, тем проще она усваивается.
Прикус при отсутствии зубов
Интересно, но даже если у вас нет зубов вообще, нет гарантии, что при протезировании удастся сделать правильную челюсть. Все зависит от того, насколько была нарушена зубная система до удаления всех ее элементов. Если челюсти находятся относительно друг друга в пределах нормы, врач сможет внести в протез корректировки. Если же с костями тоже проблемы, будут необходимы более сложные способы восстановления зубного ряда.
При отсутствии зубов прикус у людей определяется с помощью специальных восковых валиков, которые укладываются в рот и позволяют провести измерения. В качестве инструментов используются дуга-линейка и внутриротовая пластинка. Далее создается гипсовый, а потом и обычный протез.
Прикус после удаления зуба мудрости
Зубы мудрости у современного человека являются атавизмом, т. е. элементом, который вроде как есть, но в жизни не требуется. Они не влияют на правильное смыкание зубов и никак не вредят зубному ряду, если прорезались корректно. Именно поэтому стоматологи рекомендуют не трогать зубы мудрости и не удалять их без необходимости.
Но если вы решили сформировать правильный прикус зубов во взрослом возрасте, бесполезные «восьмерки» могут сослужить хорошую службу. Дело в том, что после их удаления плотный зубной ряд становится свободнее, благодаря чему остальные зубы смогут расположиться правильно.
Как самостоятельно определить, хороший или нет. Кто сможет проверить
Обычно неправильный прикус видно сразу же, ведь он может негативно повлиять на лицо человека. Если у вас есть хоть один друг или знакомый с некорректным расположением зубов, вы знаете, что таким людям часто тяжело говорить или откусывать пищу, у них появляются разнообразные дефекты речи. Но, увы, очевидны для обывателя только явные нарушения.
Важно понимать, что правильный прикус – это комплекс характеристик вашего зубного ряда. Даже если у вас приятная улыбка и передние зубы располагаются красиво и аккуратно, нет никакой гарантии, что все на самом деле отлично. А между тем, это чревато: пропустите одну проблему, и она приведет к большим тратам на лечение разрушенных зубов.
Вы можете представлять, каким должен быть правильный прикус у взрослого или ребенка, но поставить диагноз сможет только опытный врач.
Важность правильного прикуса для человека
Правильный прикус, своевременное лечение зубов и тщательная гигиена имеют огромное значение в жизни человека. Уже в 19 веке понимали важность корректного расположения зубных рядов и начали исследовать его особенности. Основные плюсы правильного прикуса:
И в детском, и во взрослом возрасте на формирование правильного прикуса потребуется время. Но его стоит потратить, т. к. от верного расположения зубов во многом зависит ваше здоровье. Да и в бизнесе или в жизни красивая улыбка часто помогает завязать крепкие личные или деловые отношения. Поэтому здоровые зубы – это очень важно.
Проблемы, спровоцированные неправильным прикусом
Неправильный прикус у людей практически всегда приводит к достаточно серьезным проблемам, причем не только с ротовой полостью. Среди последствий некорректного смыкания зубных рядов называют:
Помните, что формирование правильного прикуса – это вопрос здоровья, а не просто решение эстетических проблем. Именно поэтому так важно вовремя обращаться к стоматологу.
Важно! Если у ребенка на молочных зубах неправильный прикус, его тоже нужно обязательно лечить! Хотя зубы со временем сменятся, они будут расти на тех же местах, где находились их молочные предшественники. К тому же, в детстве организм быстрее приспосабливается и проще восстанавливается, поэтому лечение пройдет быстрее.
Как эффективно исправить прикус. Методы лечения аномалий
Лечение прикуса зубов начинается с оценки состояния ротовой полости и тщательного изучения проблемы. Далее стоматолог может посоветовать один из популярных способов восстановления правильности зубного ряда:
Современные методы почти всегда безопасны и вызывают лишь небольшой дискомфорт. Зато после курса лечения вы не узнаете себя: вы станете увереннее, смелее, здоровее. А иногда правильный прикус меняет внешность на фото и в реальности, формируя более здоровые и приятные черты лица.
Рис 3. Брекеты и капа для лечения прикуса
Выводы. Советы специалиста
Существует много различных видов прикуса. Правильным называют такое расположение зубов, которое не мешает жеванию, речи. При неправильном смыкании на зубы идет чрезмерная нагрузка, и они быстрее разрушаются. Прикус сохраняется даже при отсутствии зубов. Удаление зуба мудрости не нарушает прикус и не является обязательным, но может быть рекомендовано в случае исправления нарушенного зубного ряда.
Даже если вы знаете, как выглядит правильный прикус, вы не сможете поставить себе корректный диагноз. Зато вы можете оценить важность правильного прикуса и глобальность проблем, которые вызывает его нарушение. Это – хорошая мотивация, чтобы посетить стоматолога. Врач поставит диагноз и предложит современные методы исправления прикуса: установку брекетов, ношение капы или другие способы. В среднем лечение занимает от года до 3 лет – в зависимости от сложности вашего случая.
Живое Предание
Что общего между исповедью и дружбой
Владыка Антоний говорит с ними очень честно и очень глубоко — кажется, в чем-то глубже и откровеннее, чем со взрослыми.
Предлагаем вашему вниманию главу из этой книги — беседу с молодыми людьми, будущими вожатыми лагеря, состоявшуюся 17 мая 1989 года.
Митрополит Антоний Сурожский
Я хотел бы поговорить о том, как можно исследовать себя, что необходимо исповедовать и как исповедь зависит от возраста того, кто в ней участвует.
Во-первых, позвольте заметить, что я бы отделил тех, кто впервые приходит на исповедь, от остальных. Что касается первых, я бы никогда не стал советовать ребенку исповедоваться, если он сам еще не различает добра и зла. Думаю, что не стоит формировать у маленького человека представление о добре и зле, проецируя взгляды его родителей. […] Часто это размывает для него понимание, что по-настоящему дурно, а что хорошо. Ведь сам факт, что родителям что-то не нравится, и они ожидают чего-то другого, еще не доказывает, что это «что-то» — плохо. Неудобства, возникающие у матери, отца или педагога, вовсе не говорят о том, что ребенок поступает дурно.
Приведу пример. Это случилось очень давно, еще в 1948 году. Я был на конференции, где выступала французский детский психолог по имени Франсуаза (имеется в виду Франсуаза Дольто — известный французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа, и детского психоанализа в частности. — Прим. ред.). Она рассказывала о своей четырехлетней дочери. Маленькой девочке очень нравилась молитва, посвященная Богоматери, — в семье было принято читать ее перед сном. Малышка называла ее «la belle» — «прекрасная». Однажды вечером она с грустью призналась матери: «Мы сегодня не сможем произнести прекрасную молитву», и когда та спросила почему, ответила: «Потому что я плохо себя вела». — «Что же плохого ты сделала?» — «Я сделала лужу на ковре, и ты очень рассердилась». Мама была умная. «Ты не виновата, — сказала она, — ты просто не смогла сдержаться. Это моя вина. Я не должна была на тебя сердиться. Мне следовало заранее сводить тебя в туалет, а я этого не сделала. Я была неправа. Надо было просто вытереть ковер». Так что очень важно не навязывать ребенку определенный взгляд на правильное и неправильное, опираясь исключительно на суждения родителей, учителей, старших товарищей. Да, дети могут быть правы или неправы, однако взрослый тоже может ошибаться. Это не вопрос нравственности, а вопрос общественного или житейского порядка. Например, ребенок может быть наказан за нарушение дисциплины или за то, что он проигнорировал правила, установленные дома или в школе. Но при этом его проступки нельзя назвать безнравственными. Нельзя заставлять ребенка идти с этим на исповедь и признавать за грех то, что не вредит его нравственности…
Второе. Исповедь ребенка, впервые приходящего к священнику, не должна походить на исповедь взрослого. Детей не нужно спрашивать, исполняют ли они заповеди Христа, соблюдают ли ветхозаветные десять заповедей. Все это придет, но позже — на втором этапе. Первый вопрос, который я бы задал: «А знаешь ли ты хоть что-то о Христе?» Если он скажет:
«Ничего не знаю», то слова, обычно произносимые перед исповедью: «Христос невидимо присутствует сейчас здесь, перед тобой», ничего не будут для него значить. Можно попробовать расспросить его подробнее, но при этом надо понимать, что ребенок просто не знает о высшем авторитете.
Если ребенок ответит: «Да, я знаю о Нем», то я задам следующий вопрос: «Он тебе нравится? Если бы ты встретился с Ним, ты стал бы Его другом?» Допустим, он скажет: «Да, Христос мне нравится, я хочу быть Его другом». Тогда я бы спросил: «А знаешь ли ты, что Он любит, а что нет? Что одобряет, а что нет?» Когда передо мной дети чуть постарше, я могу даже поинтересоваться, понимают ли они, как и почему убили Христа. Получив ответ о том, что Бог любит и что Он не одобряет, я дальше спрошу: «Ну, а как насчет тебя? Ведешь ли ты себя как верный, надежный друг? Относишься ли к Нему, как относился бы к настоящему школьному товарищу? Предан, верен ли ты Ему, готов ли сделать все, что в твоих силах, чтобы поддержать, быть заодно с Ним? Будешь ли ты бороться со своей ленью, трусостью, страхом перед осуждением окружающих, которые могут посмеяться над тобой, потому что ты дружишь с Тем, кого не очень-то любят?» В общем, можно привести много примеров в том же роде.
Ведь в христианстве главное — это отношения с Богом, со Христом. Держа это в голове, можно пойти дальше и спросить: «Если кого-то из твоих друзей поднимают на смех, хватит ли у тебя мужества заявить: „Я за него, он мой друг“? Не присоединишься ли ты к издевающейся толпе? Когда твоего друга бьют, поспешишь ли ты ему на помощь или переждешь в сторонке?» Не обязательно формулировать эти вопросы так же, как я, но общее направление, думаю, понятно. Тогда человек сможет начать оценивать себя и свои действия в доступных ему категориях.
Дети любого возраста (я, конечно, говорю не о трехлетних малышах, но о том возрасте, когда дети обычно начинают ходить к исповеди) понимают, что такое дружба, что значит любить кого-то, симпатизировать кому-то. Они знают, как быть надежным товарищем, играть честно, по правилам, не предавать и не подводить другого.
На следующем этапе уже можно поставить вопрос так: «Ну, раз ты все это понимаешь, то не кажется ли тебе, что ты совершил что-то недостойное по отношению к своему Другу?
Ты только что сказал, что Христос тебе друг. Есть ли что-то, о чем ты сожалеешь — думаешь: „Зря я так поступил“? Или и того хуже: „Да, я сделал это, но хотел бы, чтобы Он никогда об этом не узнал“. Это худший вариант, потому что тогда между тобой и Христом встает ложь, а этого ты не можешь допустить, если стремишься иметь чистые, честные и прямые отношения».
Исповедь должна быть личной — лично моей, а не общими словами.
Теперь поговорим о тех, кто вполне способен различать добро и зло, понимать, что хорошо, что плохо, где тьма, а где свет, что чисто, а что нечисто. Дети созревают, умственно развиваются, у них накапливается опыт, с годами может меняться точка зрения, подход. Что-то казалось раньше мелким, но вдруг приобретает огромное значение, и наоборот. По сути, вступив в категорию людей, которые в состоянии сказать: да, это правильно, а это дурно, вы входите в широкую общность. Все принадлежащие к ней созревают, меняются, их понимание становится более тонким. Это значит, что каждый из вас, подростков, а также ваши родители и руководители должны прежде всего сами разобраться в себе.
Каким образом мы можем честно взглянуть на себя? На каждом углу вы слышите: «Спросите себя, что с вами не так». Я это в корне не приемлю и абсолютно убежден, что нельзя давать такой совет. Потому что, следуя ему, человек проведет всю свою жизнь, уставившись в зеркало и изучая, в чем его несовершенство и уродство, в то время как ему следовало бы искать в себе образ Божий.
Помню одну нашу пожилую прихожанку (она уже умерла), какое-то время она жила в приходском доме, где жил и я. Эта женщина была чрезвычайно любопытна и страшно любила совать нос в чужие дела. Как-то раз чудесным весенним днем я не нашел ее дома, хотя она была мне нужна. Решив, что она, наверное, ушла в магазин, я все же выглянул в окно кухни и поискал ее взглядом в нашем маленьком дворике. И тут заметил, что она низко склонилась над мусорным баком. Согнувшись почти пополам, она выискивала обрывки чужих писем, чтобы прочитать, что в них написано. Представьте: голубое небо, свежий ветерок, молодая весенняя зелень, поют птицы, а она вся поглощена содержимым зловонного мусорного бака!
Так вот, когда вам говорят, что нужно за- глянуть в себя и отыскать в себе уродливое, неладное, гнилое, вы оказываетесь именно в та- ком положении. Жизнь прекрасна, на небе ни облачка, вокруг весна, а вы созерцаете лишь грязь и отбросы — и ничего больше.
Когда-то один мой друг, намного старше меня, написал книгу или, скорее, брошюрку под названием «Что является грехом с точки зрения Православия». Ее перевели на французский, причем делал это переводчик средней руки. В его передаче заголовок звучал буквально так: «Как грешить по-православному». Кто-то начинает листать Евангелие или готовые списки грехов, выискивая все, что может оказаться греховным, примеряя к себе: не сделал ли я это? Но при этом очень часто, когда вы обращаетесь к Евангелию или к благочестивой литературе, то обнаруживаете там упоминание грехов, о которых раньше ничего не знали.
И тогда вы начинаете думать уже о самом этом грехе: «О, это интересно!» Именно так!
Это то, что мне не нравится в Каноне Андрея Критского. До того, как я впервые прочел его, я не подозревал, что существуют такие грехи, которые он описывает, я никогда их не пробовал, а теперь я о них знаю.
Несколько лет назад в нашем лагере была девочка, во время бесед всегда сидевшая с очень печальным, несчастным лицом. Как-то она сказала: «Отец Антоний, меня погубит тщеславие». «Почему же?» — спросил я. «Когда я смотрю в зеркало, то всякий раз думаю, какая я хорошенькая. Что мне делать?» Я ответил: «Встань перед зеркалом и рассмотри каждую черточку своего лица в отдельности. Перечисли все, что покажется симпатичным. Скажи себе: „Как здорово, что Бог сотворил меня красивой!“ Поблагодари Его за это. А затем скажи: „Господи, прости меня за то, что все, что я смогла добавить к Твоему чудесному творению, к этому красивому лицу, — это его несчастное кислое выражение“».
Я думаю, именно так следует подходить и к вопросу «исследования своих грехов». Сначала спросить себя — прямо и честно — что во мне есть истинного, правильного, прекрасного? Какие есть зачатки доброго и хорошего? Предположим, я правдив, честен, верен и так далее. Составьте по возможности объективный список положительных черт. Впоследствии, возможно, вы пересмотрите его и скажете:
«Я не настолько предан друзьям и близким, насколько предполагал». Или: «Я не так уж и умен»… Но это уже другая история — жизнь внесет свои поправки, личный опыт подтвердит, правы ли вы были. Но, так или иначе, прежде всего нужно отыскать в себе все самое лучшее. А после этого задаться вопросом: насколько я соответствую красоте и правде, которые живут во мне и о которых я знаю? Скажем, я люблю правду — а часто ли я лгу? Как часто я лукавлю? Насколько часто я из трусости не поступаю по правде? Или так: да, в целом я верный, и все же на прошлой неделе я фактически предал одного из своих друзей. Над ним насмехались, а я не пришел ему на помощь, спрятался, поспешил незаметно уйти в тень. Подобные ситуации всем знакомы, их легко представить.
Вы поймете, что было множество моментов, когда вы согрешили против правды и добра, на какие были способны, совершили что-то, что недостойно того лучшего, что есть в вас. Вы скажете себе: «Я испугался и отступился, я обманул, но я не трус и не предатель по природе». Что я должен сделать, что бы бороться с этим? Задайте себе этот вопрос.
Когда вы стоите перед лицом своей совести (я говорю в первую очередь о собственной вашей совести), как вы оцениваете себя? Я неправ здесь, неправ в этом… Таков первый шаг самоиспытания. Начните с красоты, а затем обратитесь к Богу: «Господи, зачем я натянул на свое прекрасное лицо это отвратительное выражение? Ведь я — икона, образ Христа. Ради чего я намалевал поверх него уродливые черты или стер то, что должно было быть видно всему миру?»
В любом случае прежде всего смотрите на прекрасное.
Представьте, что перед вами старинная картина, пострадавшая от рук вандалов, от перепадов температуры, неправильного хранения и прочих внешних воздействий. Вы же не будете сосредотачиваться на повреждениях, а первым делом постараетесь рассмотреть уцелевшую красоту. Далее, конечно, надо будет задуматься о том, как реставрировать оставшееся, вернуть к первоначальному виду то, чему нанесен ущерб. Но никто не начинает воссоздание произведения, вглядываясь в повреждения и выдумывая, как бы это заменить, зарисовать по своему усмотрению. И к себе нужно относиться именно как к произведению искусства. Любой человек — это драгоценное сокровище, прекрасное творение, созданное Богом, пусть и поврежденное. Пусть он посмотрит на то, что составляет эту красоту, а потом подумает, как подправить здесь и там испорченное. И тогда образ будет восстанавливаться, становиться все более цельным.
Однако этого не всегда достаточно, потому что нам не всегда хватает рассудительности и прозорливости. Следующий шаг — спросить себя, чему учит Евангелие.
Возьмите Евангелие и читайте его, читайте — не с благочестивым выражением на лице, не с готовностью сказать «да» каждому слову только на том основании, что это — святая книга, и она не может ошибаться, а можем ошибаться только мы…
Читайте его, как читаете литературу, как слушаете чью-то речь или лекцию. И тогда обязательно найдутся отрывки, которые заставят вас воскликнуть: «О, как это прекрасно и истинно! Просто замечательно!» Такие мгновения (даже если они очень краткие) чрезвычайно важны, потому что эти минуты вы с Богом заодно. Вы — единомышленники. Вы понимаете Его, а Он понимает вас, вы встретились и можете сказать: «Вот лучшее, что есть во мне, я должен постараться это запомнить и быть верным этому, потому что в этом я подобен Богу».
Будут отрывки, ничего не говорящие вам. Обратитесь к Богу: «Прости, я еще не дорос до понимания этого текста». О некоторых отрывках Писания вы скажете: «Спасибо, но это не для меня». Тут остановитесь и подумайте: «Я ведь назвался другом Христа и видел, что нас многое роднит. Но теперь, после того, что мне открылось, я говорю: „Ну уж нет! Если Ты, Господь, таков, я не хочу иметь с Тобой ничего общего“». Дальше придется взвесить все за и против и решить, что же для вас ценнее: то, что Христос ваш друг, или то, что следовать за Ним, жить по Его правилам слишком опасно, сложно, неприятно, непредсказуемо. Это касается любых взаимоотношений. Готов ли я дружить, считаясь с интересами своего друга, а не только со своими? И на что готов мой друг ради меня? Так что вторая стадия — свериться не просто с тем, что вы знаете о самом себе (я благочестив, здравомыслен и надежен), но и с тем, что открывает о Себе Господь в воплотившемся Христе. Он, будучи человеком, при этом так велик, так прекрасен, что способен соединиться с Богом во всей Его полноте, а мы бываем едины с Богом лишь мимолетно, на краткие мгновения.
Есть еще несколько моментов. Стоит задаться вопросом: а что обо мне думают другие, что они могут подсказать мне? Что они говорят за моей спиной? Это единственная ситуация, в которой сплетни бывают полезны. Сплетни — одно из самых уродливых явлений, какое только можно представить, но иногда до вас доходит отзыв, который в лицо никто не решился бы произнести. Со мной такое не раз случалось, особенно в последние пару лет. Люди говорили между собой: «Отцу Антонию надо перестать вести беседы. Он бесконечно повторяется. Его скучно слушать». Никто не решился прямо сказать мне об этом, но слухи о таких разговорах до меня дошли, и я принял их к сведению. Я теперь поступаю по-другому, иначе, чем раньше, потому что это мне не понравилось. Меня огорчила не сама критика в мой адрес, а то, что я не оправдал ожиданий. Ошибся, не справился со своей задачей и обманул надежды многих людей.
Так что можно прислушаться к пересудам, когда они доходят до вас. Важно обратить внимание на мнение близких людей, друзей, готовых честно сказать, что они о вас думают. Я не говорю, что они должны рубить правду без оглядки. Иногда кто-то из них делает вскользь замечание или произносит что-то тихо и тактично, но я не слышу, потому что не желаю слышать. Гораздо приятнее считать себя славным человеком, чем услышать то, что недавно мне сказал один человек по телефону: «Неужели ты не осознаешь, что ты всего лишь беззубый старик?» Тут я призадумался. Конечно, я знаю, что у меня не хватает зубов — три из них я только что сломал… но в остальном… Где кончается моя старческая немощь и начинается лень, насколько я грешу в этом отношении? Мне семьдесят пять лет, и с этим ничего не поделаешь, но лени и равнодушию можно противостоять и в этом возрасте. Все это надо учитывать.
Однако обращать внимание на то, что люди говорят или думают о вас (даже если они только намекают, походя бросают отдельные реплики), надо вдумчиво. Вас могут хвалить за то, что на самом деле недостойно похвалы, или критиковать несправедливо. А могут похвалить или раскритиковать заслуженно. О вас могут отзываться хорошо, потому что с вами легко ладить, но это качество происходит от того, что вы трусливы, мягкотелы, покладисты. Или, напротив, вы — источник вдохновения для окружающих. А это совсем другое дело.
Так что когда слышите критику или похвалу, задайтесь вопросом — сколько в этом истины? Этот человек видит меня таким — но почему? Потому ли, что людям просто удобно, что я такой? Или то, каков я, служит вдохновением? Или наоборот: ему или ей ужасно мешает, что я таков? Или очень хорошо, что я таков, — я как бы служу вызовом? Можно рассматривать себя еще и под таким углом.
Не исключено, что вам доведется помогать детям готовиться к исповеди. И тогда, если они попросят совета, поинтересуйтесь, что им особенно хорошо удается. Допустим, мальчик ответит: «Я хорошо играю в крикет». На это можно сказать: «А ты когда-нибудь жульничаешь в игре?» или «А всегда ли ты рад, когда хвалят другого?». Это просто пример, что можно сказать в подобной ситуации. Или такой вариант: «Ты утром слышал отрывок из Евангелия. В нем говорилось о том-то… Что ты об этом думаешь?» Ответы могут быть разными: «Ну, это все для взрослых». Или: «Христос требует этого, но мне это совершено не нравится, это слишком трудно». Тогда встает вопрос: «Но ты друг Христу? А что ты думаешь о дружеской преданности?» И как следствие: «А насколько ты верен другим мальчикам и девочкам?» Ведь потому что, только уподобляясь Христу, мы можем быть по-настоящему верны друзьям.
Или можно поставить вопрос так: «Как относятся к тебе товарищи, живущие с тобой в одной палатке? Критикуют ли они тебя за что-то? Как думаешь, они правы или ошибаются?» Возможно, ребенок подумает и скажет: вот здесь они правы, а здесь — нет. Вот и нашлось, в чем он согрешил — не против администрации лагеря, не против правил и дисциплины, а против людей, поступив с ними нехорошо. Предал, был нечестен. Если из-за него, скажем, вся палатка получила худшую оценку, значит, он подвел друзей. Это и есть предательство — и это вовсе не шутка. Вот список грехов, которые он может исповедать. И тогда это будет исповедь именно этой девочки или этого мальчика, а не универсальная исповедь, которую можно оттарабанить: «Я со грешил во всем», или: «Я нарушил Десять заповедей», или: «Я не соблюдал заповеди блаженства». Это не имеет никакого смысла ни для взрослого, ни для ребенка. Исповедь должна быть совершенно конкретной.
Если же мальчик или девочка приходит на исповедь и говорит: «Мне не в чем каяться», тогда уже священник должен решать, как быть дальше. Здесь возможны варианты. Он может усомниться: «Что, и правда ничего не было?», а дальше попробовать подтолкнуть собеседника к каким-то размышлениям. Возможна и другая реакция: «Как здорово! Ты исповедовался на прошлой неделе, и за эти дни не произошло ничего дурного, не было ссор и конфликтов с друзьями. Ты не сделал ничего, за что тебе было бы стыдно перед Богом и от чего Богу стало бы стыдно за тебя. Давай порадуемся этому и поблагодарим за это Господа». Такой отклик тоже иногда бывает очень нужным и важным.
И еще — очень важно объяснить, что покаяние лишь кажется обращенным исключительно в прошлое. Да, сначала надо дать оценку тому, что уже совершено. Но затем обязательно нужно создать «программу на будущее». Разбираясь с постыдными поступками, вызывающими отвращение и заставляющими краснеть, я должен постараться что-то изменить в себе. Речь не идет о радикальном преображении.
Абсурдно было бы требовать от кого-то полной перемены. Но небольшие изменения возможны, и здесь детям очень пригодится помощь.
Вам кто-то признался, что обнаружил ту или иную проблему в себе? Допустим, она не решается прямо сейчас в полной мере, но можно подумать, как предпринять первый шаг к ее разрешению. Поддержите человека в его борьбе, и первая победа придаст мужества для дальнейшего продвижения к цели. В чем-то поможете вы, что-то посоветует уже на исповеди священник.
Если при вашей поддержке участники лагеря будут выигрывать одну небольшую битву за другой, то постепенно поймут, как противостоять злу и победить его. А когда они по-настоящему поверят, что способны бороться и побеждать, тогда уже будут в силах дать отпор куда более серьезным трудностям.
Из книги «Бога нельзя выдумать. Беседы с подростками о Христе и Церкви». — М.: Никея, 2021.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания