знак типикона что это
Знаки Типикона
По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжествен-ности богослужения, совершаемого в этот день.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. | |
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла. | |
Великие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание. | |
Средние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и др. | |
Средние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерне появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников. | |
Малые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это такие праздники, как обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. | |
Малые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. | |
Вседневные (совершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова. |
Другие классификации
По дате события классифицируются на подвижные праздники и неподвижные праздники. Подвижность праздника означает, что день его празднования высчитывается и может меняться из года в год.
По месту проведения выделяют общие праздники и местные. Общие праздники одинаковы для любого храма или города.
По типу православные праздники классифицируются на господские праздники, богородичные праздники и праздники святых. Господские праздники – это дни, прославляющие Господа Иисуса и события связанные с Его земной жизнью. Богородичные праздники – это праздники, прославляющие Богородицу. Праздники святых прославляют людей, значимых в православии, и Ангелов.
Знак типикона что это
Месяцеслов Типикона снабжен специальными знаками, которые проставляются обычно на полях около праздничного события или памяти святого. В литургическом смысле эти знаки указывают, с какой торжественностью следует совершать Богослужение данного праздника. В техническо-богослужебном смысле знак содержит информацию о наличии/отсутствии тех или иных корпусов Богослужения (напр.: чтение Евангелия на утрени или пение «Блажен муж»), наличии/отсутствии или кол-ве стихир, седальнов, антифонов, канонов и т.д. Объяснение знаков содержится в 47 главе Типикона «О знамениях праздников великих, и средних, и малых».
Количество знаков, применяемых в Типиконе 5, а количество служб, разделяемых по рангу 6 (самая «непраздничная» служба не обозначается никаким знаком). Для изображения знаков используются два цвета черный и красный (при черно-белой печати те знаки, которые должны быть красными, изображаются как бы двойной черной линией, полой внутри.). Знаки имеют свои названия: «шестерик», «славословие», «полиелей», «бдение», и бдение великих праздников.
В нашем Православном Месяцеслове Online, ввиду отсутствия в шрифте таких специальных знаков, мы использовали обозначения, которые заменяют собой оригинальные знаки Типикона:
«без знака«; самая рядовая поведневная служба святому,
которому положено только три стихиры на «Господи воззвах» и канон на утрени на 4 тропаря. Тропаря святого может не быть.
[.:] «шестерик«, «на шесть» (черный цвет);
святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утреней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть.
[.:] «славословный«, «со славословием» (красный цвет);
такому святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафисмам святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному.
+ «крест«, «полиелей«, «с полиелеем» (красный знак);
полиелейная служба, т.е. такая служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пением псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерни появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафисмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития.
+) «крест полуокружен«, «бдение» (красный знак)
такому святому совершается Всенощное бдение. Уго устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание в конце утрени.
(+) «крест окружен» (красный знак), бдение на великие праздники;
наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику.
Православный календарь на каждый день доступен в виде rss-канала. Подробнее читайте здесь. Также, вы можете установить календарь на Яndex.ru.
Планируются и другие изменения. Следите за обновлениями сайта!
Наши партнеры: Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь www.Toletanus.ru |
Контекстные теги: Православный календарь 2021, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2021, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2021, тропари, кондаки
№ | Что поется / читается | Кто поет / читает | Богослужебные книги | Глава Типикона | Примечания |
1 | Благословен Бог наш. | С | С | ||
2 | Начало обычное | Ч | Ч | ||
3 | Девятый час | Ч С | Ч М | 9 | Читаются тропарь и кондак уходящего дня |
Вечерня | |||||
4 | Благословен Бог наш. | С | С | 23 | Если был пропущен 9-й час, читается начало обычное |
5 | Предначинательный псалом (103-й) | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем |
Светильничные молитвы | С | С | 9 | ||
6 | Великая ектения | Д Л С | С | 9 | |
7 | Рядовая кафизма | Ч | П | 9, 17 | Если накануне служилось бдение, кафизма не читается. В приходских храмах иногда читают псалом за кафизму |
Малая ектения | Д Л С | С | 9 | Опускается, если не было кафизмы | |
8 | Господи, воззвах (псалмы140,141,129 и 116) | Л | Ч | 9, 22 | |
Стихиры наГосподи, воззвах | Л | Ч О М | 9, 48 | Св. без знака:0:3 М:3 Шестеричн.: М2 мал. свв.: 1М:3, 2М:3 Слава: М; И ныне: Б | |
9 | Свете Тихий | Л | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем |
10 | Прокимен дне | Д Л | С Ч | 9 | По указанию Типикона возглашается канонархом |
11 | Сподоби, Господи | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем или чтецом |
12 | Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения | Д Л С С | С С | 9 9 | |
13 | Стихиры на стиховне | Л | О М | 9, 48 | Стихиры Октоиха со своими стихами Слава:М; И ныне: Б |
14 | Ныне отпущаеши | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоят. |
15 | Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш | Ч | Ч | 9 | |
16 | Тропарь | Л | М | 9, 48 | Т: М, Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: |
17 | Сугубая ектения | Д Л С | С | 9 | |
18 | Окончание вечерни | С Л | С | 9 |
Кто поет / читает: С – священник, Д – диакон, Ч – чтец, Л – лик.
Богослужебные книги: С – Служебник, П – Псалтирь, Ч – Часослов, О – Октоих, М – Минея
Примечания: О – Октоих (0:3 – 3 стихиры Октоиха), М – Минея (1М – стихиры 1-го святого Минеи, 2М – 2-го святого), Б – Богородичен, Т – тропарь святого Минеи (2-й Т – тропарь 2-го святого), К – канон.
Сподоби, Господи – по Уставу дан выбор, его может читать предстоятель, а может чтец. Это очень важная вечерняя молитва, ее значение сравнимо со значением великого славословия на утрени. Восхваление Господа сочетается в ней с молитвой о том, чтобы Он помог нам избавиться от грехов; благодарственная и просительная темы переплетаются: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. ». По Уставу эта молитва должна читаться, но читаться очень важным лицом. Устав на протяжении всей службы выделяет определенные тексты, – тексты, отнесенные в ведение предстоятеля.
«Стихиры на стиховне» – это отдельный вид стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени.
Ныне отпущаеши – по Уставу также читает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение он имеет для вечерни. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. » – это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания. Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба), мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых частей службы, тропарь Минеи.
После вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание после повечерия: «Должно есть и сие ведати: по отпущении. не подобает монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне». Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать.
После этого будет полунощница и будничная утреня; именно уставом будничной утрени мы сейчас и займемся.
Утреня имеет своего рода заставку, которая называется «двупсалмие». Из самого этого слова ясно, что эта часть службы образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й. К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Непосредственно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – служба преимущественно мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется эта тема.
Шестопсалмие по Уставу назначено читать предстоятелю, и оно имеет такой подробный комментарий в Типиконе, какого не имеют другие части утрени. Про шестопсалмие сказано, что его надо читать «тихим гласом и легким, косно (т.е. медленно) и во услышание всех». Про шестопсалмие сказаны и другие важные для нас слова: «Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати (т.е. особенно внимательно стараться слушать): покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». Редкая часть в службе имеет подобный комментарий в Типиконе.
Бог Господь со стихами по Уставу должен возглашать не диакон, а канонарх, подобно тому, как и на вечерне прокимен по Уставу возглашает канонарх.
На будничной утрени читаются две или три кафизмы, какие и сколько кафизм в каждый конкретный день, можно узнать из 17-й главы Типикона. После каждой кафизмы читаются (а по Уставу должны петься) седальны из Октоиха.
На будничной утрени читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу – каноны Кресту и Божьей Матери, в четверг – апостолам и свт. Николаю. По Уставу в каждой песни канона должен быть ирмос (ирмос поется только первого канона, остальные пропускаются) и 13 тропарей всего 14 строф, гимнографических единиц; однако на практике каноны сильно сокращаются. Тропари канона должны припеваться (заметим, что Типикон знает только пение канона и никогда не говорит о чтении) к стихам библейских песен. Сейчас почти повсеместно библейские песни употребляются лишь Великим постом, а перед тропарями канона читаются соответствующие его теме припевы (напр., Слава, Господи, Кресту Твоему Честному, Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.). Песни 3-я, 6-я, 8-я и 9-я не только открываются, но и закрываются ирмосами; они берутся из канона Минеи. Малые ектеньи, которые возглашаются по 3-й, 6-й и 9-й песням: делят канон на три части.
После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен.
Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры.
Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель.
С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни.
Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени,
По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий.
1 | Благословен Бог наш. | С | С | 23,9 | В приходских храмах часто опускается | ||
2 | Двупсалмие | Ч С | Ч С | 22,9 | |||
3 | Слава Святей. | С | С | ||||
4 | Шестопсалмие | Ч | Ч | 9,7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
Утренние молитвы | С | С | 9 | ||||
5 | Великая ектения | Д Л С | С | 9 | |||
6 | Бог Господь со стихами | Д | Ч С | 9 | Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом | ||
Тропари на Бог Господь | Л | М | 9, 48 | Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: | |||
7 | Рядовые кафизмы (две или три) | Ч | П | 9,17 | В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. | ||
Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение | Л (Ч) | О | 9,10 | Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. | |||
8 | 50-й псалом | Ч | Ч | 9 | |||
9 | Канон | Л (Ч) Д С | О М И | 11, 18, 20, 48, 16, 9 | Служба без знака: | Шестеричный св.: | Два малых свв.: |
К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 | К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 | К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 | |||||
По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим. ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б. | |||||||
10 | Хвалитные псалмы Л (Ч) (148,149,150) | Л (Ч) | Ч | 9 | Если в Минее есть стихиры на Хвалитех, псалмы поются, если нет– читаются. | ||
Стихиры на Хвалитех | Л | Ч М | 9,48 | Иногда бывают у шестеричных святых. Если стихир нет – вместо них: Слава: И ныне: Тебе слава подобает. | |||
11 | Слава в Вышних. Сподоби, Господи (т.н. вседневное славословие) | Л | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
12 | Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения | Д Л С С | С С | 9 9 | |||
13 | Стихиры на стиховне | Л | О М | 9, 48 | Стихиры Октоиха со своими стихами Слава: М; И ныне: Б | ||
14 | Благо есть | Ч | Ч | 9, 7 | По указанию Типикона читается предстоятелем | ||
15 | Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш | Ч | Ч | 9 | |||
16 | Тропарь | Л | М | 9, 48 | Т: М, Слава:И ныне: Б Если 2 свв., то 2-м Т на Славу: | ||
17 | Сугубая ектения | Д Л С | С | 9 | |||
18 | Окончание утрени | С Л | С | 9 | Без отпуста | ||
1 час | |||||||
19 | Первый час | Ч С | Ч М | 9, 48 | С великим отпустом |
- знак тильда что это такое
- знак тире что обозначает