знак в питоне что означает
Введение в Python
Поиск
Новое на сайте
Основы синтаксиса Python
Синтаксис языка Python во многом похож на синтаксис таких языков, как Perl, C и Java, но вместе с этим имеет ряд отличий от этих языков программирования. В этой статье мы рассмотрим необходимые основы этого языка программирования.
Первая программа на Python:
Во-первых, следует отметить, что на Python вы можете программировать в двух режимах: интерактивном и скриптовом
Интерактивный режим программирования:
Запуск в командной строке python без передачи в качестве аргумента названия файла запустит интерпретатор Python:
Введите следующий текст после строки приглашения Python и нажмите Enter:
Если вы все сделали правильно, то интерпретатор выдаст строку:
Скриптовый режим программирования:
Запуск в командной строке python с названием файла (он еще называется скрипт) в качестве параметра, начнет выполнение кода, записанного в данном файле. После завершения выполнения скрипта, интерпретатор будет снова неактивен.
(Предполагается, что интерпретатор Python у вас задан в переменной PATH, то есть вы находясь в любой директории можете ввести python для запуска интерпретатора)
После этого введите следующую строку в командной строке и нажмите Enter:
Идентификаторы в Python:
Идентификаторы в Python это имена используемые для обозначения переменной, функции, класса, модуля или другого объекта. Идентификатор должен начинаться с буквы (от a до Z) или со знака подчеркивания (_), после которых может идти произвольное количество букв, знаков подчеркивания и чисел (от 0 до 9).
В Python существует следующая договоренность для названия идентификаторов:
Зарезервированые (ключевые) слова в Python:
В данной таблице собраны все ключевые слова Python.
and | elif | if | |
as | else | import | raise |
assert | except | in | return |
break | exec | is | try |
class | finally | lambda | while |
continue | for | not | which |
def | from | or | yield |
del | global | pass |
Эти зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имени переменной или любого другого идентификатора. Все ключевые слова Python состоят только из букв в нижнем регистре. Получить список ключевых слов возможно в интерпретаторе командой
Строки и отступы:
Одна из первых особенностей Python, которая бросается в глаза программистам, начинающим изучать этот язык программирования, это то, что в нем не используются скобки для обозначения отдельных блоков кода. Вместо них в Python используются двоеточия и отступы.
Количество пробелов в отступах произвольно и выбирается каждым на свое усмотрение, однако по договоренности равняется четырем пробелам. При этом отступ всего блока должен быть одинаковым.
Например, этот блок кода будет работать (хотя так писать не стоит):
А этот уже вызовет ошибку:
Таким образом, в Python несколько строк кода с одинаковым отступом будут формировать отдельный блок кода. Благодаря такой системе значительно повышается читаемость кода и прививается привычка писать понятно и структурировано.
Многострочные выражения:
Выражения в Python, как правило, заканчиваются новой строкой. Однако, в этом языке программирования существует специальный символ переноса строки (\), показывающий, что с окончанием строки не заканчивается код. Например:
Выражения, которые находятся внутри скобок: квадратных ( [ ] ), фигурных ( < >) или круглых ( ( ) ) не нуждаются в символе переноса строки. Например:
Кавычки в Python:
В Python можно использовать одинарные ( ‘ ), двойные («) и тройные (»’ или «»») кавычки чтобы обозначить строчный тип данных, при этом начинаться и заканчиваться строка должна одинаковыми кавычками. Строка занимающая несколько строк кода должна быть обрамлена тройными кавычками. Например:
Комментирование в Python:
Символ решетки (#) в Python обозначает начало комментария. Любые символы после решетки и до конца строки считаются комментариями и игнорируются интерпретатором.
Например следующий код:
Выведет только Hello, Python в консоль.
Ввод нескольких инструкций на одной строке:
Точка с запятой ( ; ) позволяет вводить несколько инструкций на одной строке. Например:
Операторы * и ** в Питоне. Что это и как использовать
Операторы (operators) * и ** встречаются в питоне очень часто. Иногда они немного непонятны и новичкам, и опытным ребятам, переходящим на питон с ряда других языков программирования (в которых операторы могут использоваться немного иначе). Статья известного питон-коуча Трея Ханнера (Trey Hunner), который помогает девелоперам расширять свои знания. Дата написания статьи: 10.11.2018.
Функционал операторов * и ** развивается уже много лет. Я хочу рассмотреть все способы их использования по состоянию на текущий момент. Буду указывать, что конкретно работает только в современных версиях питона. Поэтому, если вы изучали операторы * и ** еще во времена питона 2 (Python 2), советую хотя бы проглядеть данную статью, потому что в питоне 3 (Python 3) этим операторам добавили много новых возможностей.
Если вы начали изучать питон недавно и еще не освоили аргументы ключевых слов (keyword arguments; также известные как именованные аргументы, named arguments), предлагаю сперва прочитать мою статью про аргументы ключевых слов в питоне.
Что мы обсуждать не будем
В данной статье, говоря про операторы * и **, я имею в виду операторы-префиксы (prefix operators), а не инфиксы (infix). То есть, функции умножения и возведения в степень не входят в тему статьи.
Тогда про что же мы говорим
Мы говорим про операторы-префиксы * и **, которые используются перед переменной (variable). Например:
В данном коде можно увидеть два способа использования оператора *. Оператор ** отсутствует.
В сферу применения рассматриваемых операторов входит:
1. Операторы * и **: передача аргументов в функцию.
2. Операторы * и **: захват аргументов, переданных в функцию.
3. Оператор *: принятие аргументов, содержащих только ключевые слова.
4. Оператор *: захват элементов во время распаковки кортежа (tuple).
5. Оператор *: распаковка итерируемых объектов в списке или кортеже.
6. Оператор **: + распаковка словарей в других словарях.
Даже если вам кажется, что вы освоили все эти способы, позволяющие использовать операторы * и **, рекомендую посмотреть на все нижеприведенные блоки кода, чтобы убедиться, что они все вам знакомы. Последние несколько лет разработчики ядра питона продолжают добавлять этим операторам новые возможности, поэтому какие-то из новых применений можно проглядеть.
Операторы * и ** при распаковке во время вызова функции
При вызове функции оператор * можно задействовать для распаковки итерируемого объекта в аргументах, введенных для вызова:
В строке print(*fruits) производится вызов всех элементов списка fruits в функции print. Они становятся отдельными аргументами. При этом нам даже не надо знать, сколько всего аргументов окажется в списке.
В данном примере оператор * – не просто синтактический выверт (syntactic sugar). Без * отправить все элементы конкретного итерируемого объекта в качестве отдельных аргументов было бы невозможно (это не касается списков с сфиксированной длиной).
В данном случае мы принимаем список со списками в качестве элементов и возвращаем «преобразованный» список со списками:
Функционал оператора ** примерно такой же, просто он применяется к аргументам ключевых слов. Он позволяет нам взять словарь, содержащий пары из ключей и значений, и распаковать его в аргументы ключевых слов при вызове функции.
Скажу из своего опыта. Оператор ** не часто используется для распаковки аргументов ключевых слов при вызове функции. Чаще всего я вижу такие примеры при работе с наследованием: вызовы super() часто включают в себя оба оператора.
Операторы * и ** можно использовать неоднократно при вызове функции. Данная возможность появилась в питоне 3.5. Иногда это может оказаться очень уместным:
Неоднократное использование ** выглядит примерно так же:
Однако не нужно терять бдительности при неоднократном использовании операторов * и **. Неоднократное указание одного и того же аргумента ключевых слов не допускается в функциях питона. Поэтому, если использовать ** для словарей, то ключи должны быть уникальными. В противном случае возникнет исключение.
Операторы * и ** при упаковке аргументов, переданных функции
При определении тела функции можно использовать оператор *, чтобы захватывать неограниченное количество позиционных аргументов, переданных этой функции. Они оформляются в кортеж.
Данная функция принимает любое количество аргументов.
Функции питона print и zip принимают любое количество позиционных аргументов. Такое использование оператора * при упаковке аргументов позволяет нам создавать свои функции, которые (аналогично print и zip) принимают любое количество аргументов.
Кроме того, для оператора ** в данном вопросе предусмотрена еще одна возможность: его можно использовать при определении тела функции, позволяющей захватить в словарь любые аргументы ключевых слов, переданные этой функции:
В данном месте ** захватывает в словарь аргументы ключевых слов, которые мы передаем данной функции. Впоследствии аргументы атрибутов (attributes) данной функции смогут на него ссылаться.
Позиционные аргументы, содержащие аргументы только из ключевых слов
питон 3 ввел специальный синтаксис для передачи аргументов, содержащих только ключевые слова, в функцию. Они представляют собой такие аргументы функции, которые можно определить только с помощью синтаксиса для ключевых слов. Это означает, что их нельзя определить позиционно.
Чтобы принимать аргументы, содержащие только ключевые слова, мы можем поместить именованные аргументы после оператора * при определении тела функции:
Данную функцию можно использовать так:
Аргументы dictionary и default поставлены после *keys. То есть, их можно только в качестве аргументов ключевых слов. Если мы попытаемся определить их позиционно, то увидим ошибку:
Данное поведение внедрено в питон с помощью предложения PEP 3102.
Аргументы, содержащие только ключевые слова и не содержащие позиционные аргументы
Аргументы, содержащие только ключевые слова, – неплохое средство. Но что если вы хотите требовать ввода аргументов, содержащих только ключевые слова, не захватывая неограниченное количество позиционных аргументов?
питон позволяет сделать это с помощью немного странного синтаксиса, когда оператор * как бы сам по себе:
Данная функция принимает аргумент, содержащий итерируемый объект (iterable). Его можно определить позиционно (то есть, первым) или с помощью названия и аргумента fillvalue, который входит в число аргументов, допускающих только ключевые слова. Это означает, что мы можем вызвать функцию with_previous вот так:
Данная функция принимает два аргумента. Один из них, fillvalue, обязательно определяется как аргумент, содержащий ключевое слово.
Обычно я использую аргументы, допускающие только ключевые слова, при захвате неопределенного количества позиционных аргументов. Но иногда я использую данную возможность оператора *, чтобы форсировать исключительно позиционное определение аргумента.
На самом деле, данный подход используется встроенной функцией питона sorted. Если посмотреть справку для sorted, можно увидеть следующее:
Пример использования оператора * как самого по себе прямо в документации по аргументам функции sorted.
Операторы * и ** при распаковке кортежа
Дополнительно к вышенаписанному, в питоне 3 добавлен новый способ применения *, который некоторым образом связан с вышеописанными возможностями этого оператора при определении тела функции и при вызове функции.
Оператор * теперь можно использовать при распаковке кортежа:
Если вы задаете себе вопрос: как же мне использовать это в своем коде, посмотрите примеры в моей статье про распаковку кортежей в питоне. В этой статье я показал, каким образом такое использование оператора * может, в некоторых случаях, стать альтернативой для срезания последовательностей (sequence slicing).
Обычно во время своих лекций об операторе * я говорю, что можно использовать только одно выражение с ним в отдельном вызове многократного присвоения (multiple assignment). Технически это некорректно, потому что можно его использовать два раза при вложенной распаковке (nested unpacking). Данный вопрос я рассмотрел подробно в статье про распаковку кортежей.
Правда, я никогда не встречал хорошего примера такого использования. Не думаю, что стал бы его рекомендовать, даже если бы удалось найти. Он выглядит немного непонятно.
Данная возможность добавлена в питон на основе предложения PEP 3132. Следует отметить, что оно не относится к очень длинным.
Операторы * и ** в литерале списка
В питоне 3.5 добавлено очень много возможностей, связанных с оператором *, на основе предложения PEP 448. Одной из самых заметных новых возможностей стало использование * для вывода итерируемого объекта в новый список.
Допустим, у вас есть функция, которая принимает любые последовательности и возвращает список, содержащий каскад из последовательности и ее реверсивного варианта:
Данная функция должна пару раз провести конвертацию в список, чтобы объединить списки и вернуть результат. Начиная с питона 3.5, мы можем, вместо вышеприведенного примера, написать следующее:
В данном коде больше нет нескольких ненужных вызовов списков. Поэтому он стал эффективнее и лучше читается.
Данная функция возвращает новый список, в котором первый элемент переданного списка (или другой последовательности) перенесен в конец нового списка.
Это очень удачная возможность, позволяющая с помощью оператора * объединять итерируемые объекты различных типов. Оператор * работает с любыми итерируемыми объектами, а оператор + работает только с определенными последовательностями, при чем все из объединяемых должны быть одного типа.
Отмечу, что данная возможность не ограничивается только созданием списков. Мы можем выводить итерируемые объекты в новые кортежи или множества (set):
Обратите внимание, что последняя строка принимает список и генератор (generator), а потом выводит их в новое множество. Перед появлением этой возможности для оператора * было непросто сделать это в одну строку кода. Разумеется, способ сделать это существовал, но его было непросто вспомнить или обнаружить:
Оператор ** в литерале словаря
Помимо вышеприведенного на основе предложения PEP 448 в функционал ** добавлен вывод пар ключ/значение (key/value) из словаря в новый словарь:
Про это я написал еще одну статью. Сейчас ее можно найти под новым названием про идиоматический способ сливать словари в питоне. Данную возможность можно использовать не только для сливания двух словарей. Например, можно скопировать словарь, параллельно добавляя в него новые значения:
Еще можно скопировать или слить словари, переписывая определенные значения:
Операторы * и ** обладают немалыми возможностями в питоне
В питоне операторы * и ** – не просто синтактический выверт. Некоторые из их возможностей реализуются и другими средствами, но доступные альтернативы обычно более громоздкие и потребляют больше ресурсов. Кроме того, некоторые элементы в функционале этих операторов попросту не доступны без их использования. Например, без помощи * невозможно передать в функцию неопределенное количество позиционных аргументов.
Прочитав обо всех возможностях * и **, вы, возможно, удивитесь названиям, под которыми используются эти странные операторы. К сожалению, для них нет лаконичных названий. Я слышал, как * называли оператором для упаковки и распаковки. Еще слышал, как его называли «splat» (это из мира Руби) и просто звездой.
Чаще всего я называю их звездой (star) и двойной звездой (double star) (или звездой-звездой (star star)). В данном случае разделения с их функциями как инфиксов не проводится (речь идет про операции умножения и возведения в степень). Но обычно из контекста очевидно, о чем идет речь, про префиксы или инфиксы.
Если вы не понимаете операторы * и ** или боитесь не запомнить все их возможности, не нужно беспокоиться. Способов использования много, и запоминать каждую конкретную возможность для каждого из них не так важно. Лучше будет осознать, в каких случаях к ним можно обратиться. Предлагать использовать данную статью как чек-лист или создать свой чек-лист, который поможет вам использовать операторы * и ** в питоне.
Основы языка программирования Python за 10 минут
На сайте Poromenos’ Stuff была
опубликована статья, в которой, в сжатой форме,
рассказывают об основах языка Python. Я предлагаю вам перевод этой статьи. Перевод не дословный. Я постарался подробнее объяснить некоторые моменты, которые могут быть непонятны.
Если вы собрались изучать язык Python, но не можете найти подходящего руководства, то эта
статья вам очень пригодится! За короткое время, вы сможете познакомиться с
основами языка Python. Хотя эта статья часто опирается
на то, что вы уже имеете опыт программирования, но, я надеюсь, даже новичкам
этот материал будет полезен. Внимательно прочитайте каждый параграф. В связи с
сжатостью материала, некоторые темы рассмотрены поверхностно, но содержат весь
необходимый метриал.
Основные свойства
Python не требует явного объявления переменных, является регистро-зависим (переменная var не эквивалентна переменной Var или VAR — это три разные переменные) объектно-ориентированным языком.
Синтаксис
Во первых стоит отметить интересную особенность Python. Он не содержит операторных скобок (begin..end в pascal или <..>в Си), вместо этого блоки выделяются отступами: пробелами или табуляцией, а вход в блок из операторов осуществляется двоеточием. Однострочные комментарии начинаются со знака фунта «#», многострочные — начинаются и заканчиваются тремя двойными кавычками «»»»».
Чтобы присвоить значение пременной используется знак «=», а для сравнения —
«==». Для увеличения значения переменной, или добавления к строке используется оператор «+=», а для уменьшения — «-=». Все эти операции могут взаимодействовать с большинством типов, в том числе со строками. Например
Структуры данных
Вы можете использовать часть массива, задавая первый и последний индекс через двоеточие «:». В таком случае вы получите часть массива, от первого индекса до второго не включительно. Если не указан первый элемент, то отсчет начинается с начала массива, а если не указан последний — то масив считывается до последнего элемента. Отрицательные значения определяют положение элемента с конца. Например:
Строки
Строки в Python обособляются кавычками двойными «»» или одинарными «’». Внутри двойных ковычек могут присутствовать одинарные или наоборот. К примеру строка «Он сказал ‘привет’!» будет выведена на экран как «Он сказал ‘привет’!». Если нужно использовать строку из несколько строчек, то эту строку надо начинать и заканчивать тремя двойными кавычками «»»»». Вы можете подставить в шаблон строки элементы из кортежа или словаря. Знак процента «%» между строкой и кортежем, заменяет в строке символы «%s» на элемент кортежа. Словари позволяют вставлять в строку элемент под заданным индексом. Для этого надо использовать в строке конструкцию «%(индекс)s». В этом случае вместо «%(индекс)s» будет подставлено значение словаря под заданным индексом.
Операторы
Операторы while, if, for составляют операторы перемещения. Здесь нет аналога оператора select, так что придется обходиться if. В операторе for происходит сравнение переменной и списка. Чтобы получить список цифр до числа — используйте функцию range( ). Вот пример использования операторов
if rangelist[ 1 ] == 2 :
print «The second item (lists are 0-based) is 2»
elif rangelist[ 1 ] == 3 :
print «The second item (lists are 0-based) is 3»
else :
print «Dunno»
while rangelist[ 1 ] == 1 :
pass
Функции
# Следующая запись эквивалентна def f(x): return x + 1
functionvar = lambda x: x + 1
>>> print functionvar( 1 )
2
Классы
Язык Python ограничен в множественном наследовании в классах. Внутренние переменные и внутренние методы классов начинаются с двух знаков нижнего подчеркивания «__» (например «__myprivatevar»). Мы можем также присвоить значение переменной класса извне. Пример:
Исключения
Исключения в Python имеют структуру try—except [exceptionname]:
def somefunction():
try :
# Деление на ноль вызывает ошибку
10 / 0
except ZeroDivisionError :
# Но программа не «Выполняет недопустимую операцию»
# А обрабатывает блок исключения соответствующий ошибке «ZeroDivisionError»
print «Oops, invalid.»
Импорт
Внешние библиотеки можно подключить процедурой «import [libname]», где [libname] — название подключаемой библиотеки. Вы так же можете использовать команду «from [libname] import [funcname]», чтобы вы могли использовать функцию [funcname] из библиотеки [libname]
import random #Импортируем библиотеку «random»
from time import clock #И заодно функцию «clock» из библиотеки «time»
Работа с файловой системой
Python имеет много встроенных библиотек. В этом примере мы попробуем сохранить в бинарном файле структуру списка, прочитать ее и сохраним строку в текстовом файле. Для преобразования структуры данных мы будем использовать стандартную библиотеку «pickle»
myfile = file (r «C:\text.txt» )
>>> print myfile.read()
‘This is a sample string’
myfile.close()
Особенности
def myfunc():
# Выводит 5
print number
def anotherfunc():
# Это вызывает исключение, поскольку глобальная апеременная
# не была вызванна из функции. Python в этом случае создает
# одноименную переменную внутри этой функции и доступную
# только для операторов этой функции.
print number
number = 3
def yetanotherfunc():
global number
# И только из этой функции значение переменной изменяется.
number = 3
Эпилог
Разумеется в этой статье не описываются все возможности Python. Я надеюсь что эта статья поможет вам, если вы захотите и в дальнейшем изучать этот язык программирования.
Преимущества Python
Когда и зачем использовать оператор := в Python
Dec 1, 2020 · 5 min read
Эта нотация берёт своё начало в математике. При записи уравнений можно написать что-то вроде a=5, a+b=7. Тогда, используя простую алгебраическую операцию, легко вычислить, что b=2. В этом контексте знак равенства означает тождество. Переменные a и b являются постоянными числами, и, хотя их значение неизвестно при инициализации задачи, они существуют и не изменяются.
С другой стороны, в матема т ике существует другая нотация для обозначения отношения ‘ x определяется как y’. Запись x := y не означает, что x и y равны друг другу. Здесь x определён как любое значение y. Уравнение скорее одностороннее, чем симметричное, что несколько сложно понять. Эта нотация применяется только для длинных списков определений переменных в узкоспециализированных научных статьях.
Однако в самой последней версии Python 3.8 стало общепринятым использование := или оператора “морж” (он действительно похож на голову лежащего моржа). С его помощью можно определить переменную в границах выражения в контексте программирования.
Так разработчики Python обосновали введение оператора “морж”:
Присвоение имени является важной частью программирования, которая позволяет использовать «описательное» имя вместо более длинного выражения, а также упрощает повторное использование значений. В настоящее время это возможно сделать лишь в виде инструкции, что делает эту операцию недоступной при генерации списков, а также в других выражениях.
Это очень технический способ выразить простую идею, которая вскоре станет более понятна. Давайте посмотрим на оператор “морж” в действии.
Будьте осторожны: поскольку версия 3.8 является совсем новой, некоторые не обновлённые среды могут не поддерживать её.
И это неплохое решение — оно делает то, что нужно. Но что, если у вас нет возможности использовать встроенные функции? Не для всех приложений это доступно. Тогда возьмём следующее решение, которое разбивает текст на строки:
Оно тоже работает, но составные функции не настолько просты и понятны, как могли бы быть. Запишем с помощью оператора “морж”:
Здесь мы просто определяем chunk как чтение файла. Просто, коротко и чисто. С другой стороны, запись while chunk = open… была бы неверной, потому что нельзя создавать присвоение переменных при вычислении отдельного выражения.
В качестве следующего примера возьмём заданное выше определение функции f(x), добавлявшей двойку к вводу. Следующая конструкция списка g полностью допустима с использованием оператора “морж”:
Теперь использование оператора морж должно быть довольно ясным.
Оператор := может использоваться для присвоения переменных во время вычисления другого выражения.
Поскольку присвоение переменной в форме var = expr должно записываться в отдельной строке, оператор “морж” позволяет сократить пространство, запуская присвоение переменной с выполнением внутри другого выражения, будь то создание списка или чтение файла.
Конечно, оператор “морж” нельзя использовать везде. Следующее недопустимо:
Со скобками вокруг первого оператора (a := 3) он выполняется корректно, потому что использование скобок помечает всё внутри них как выражение. Операторы “морж” могут использоваться только внутри других выражений.
Давайте немного выйдет за пределы каноничного Python. Здесь мы рассмотрим некоторые полезные способы использования оператора “морж”, которые могут привести в ярость фанатичных последователей Python.
Допустим, нам нужно получить значение четырёх в кубе, сохранив при этом значение степени (3). Воспользуемся оператором “морж”:
Тройка сохраняется в хранилище переменных, функция выполняется нормально, мы сэкономили строку кода и некоторое время выполнения. При широкомасштабном использовании оператора “морж” эта экономия заметно ощутима.
В качестве ещё одного примера кода не в стиле Python, рассмотрим следующую допустимую функцию:
Как бы то ни было, оператор “морж” — это весьма полезная функция.