знаки на цистернах что означают
Знаки на опасные грузы ДОПОГ новые стандарты
Новая редакция приложений А и В ДОПОГ вступил в силу с 1 января 2013г. Вариант ДОПОГ 2011 года может использоваться до 30 июня 2013г. Опасные грузы автотранспортом в России можно перевозить только в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Наша организация занимается изготовлением информационных таблиц опасного груза и знаки опасности опасных грузов в соответствии со всеми требованиями. Звоните, либо присылайте запрос на электронную почту наши специалисты ответят на все ваши вопросы, координаты внизу страницы. Отправляем в другие регионы.
Транспортные средства (ТС), перевозящие опасные грузы, должны иметь две информационные таблицы опасного груза (рис.1).
| |
рис 1. | Фото готовых информационных таблиц опасного груза. |
Одна из этих таблиц должна крепиться спереди, а другая — сзади ТС. На автоцистернах, транспортных средствах-батареях или транспортных единицах с одной или несколькими цистернами, в которых перевозятся опасные грузы, должны дополнительно устанавливаться на боковых сторонах каждой цистерны, каждого отсека цистерны или каждого элемента транспортных средств-батарей. Таблички оранжевого цвета (рис.1) опасного груза могут не устанавливаться на боковых поверхностях ТС если:
1. в ТС перевозится только один опасный груз;
2. в автоцистерне или транспортной единице с одной или несколькими цистернами перевозятся вещества с № ООН 1202, 1203 или 1223 или авиационное топливо, отнесенное к № ООН 1268 или 1863, но не перевозится никакое другое опасное вещество.
Выделяются 2 вида табличек оранжевого цвета :
Технические требования к информационным таблицам опасного груза
Технические требования к знакам опасности
Знаки опасности (ромбы) размещаются на :
— обеих боковых сторонах и сзади ТС
— обеих боковых сторонах и к каждой торцевой стороне контейнера, многоэлементного газового контейнера, контейнера-цистерны или переносной цистерны. Когда контейнер-цистерна или переносная цистерна имеют несколько отсеков и в них перевозятся два или более опасных грузов, надлежащие знаки опасности должны быть размещены на каждой боковой стороне в месте расположения соответствующих отсеков и один знак опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, должен быть размещен на обеих торцевых сторонах.
Знаки опасности должны:
— иметь размеры не менее 250 х 250 мм (рис.4), соответствовать знаку опасности, требуемому для данного опасного груза;
— на цистернах вместимостью не более 3 м3, малых контейнерах, могут использоваться знаки опасности размером 100 х 100 мм (рис.5).
В случае классов 1 и 7, если размеры и конструкция транспортного средства таковы, что имеющаяся поверхность не позволяет прикрепить предписанные знаки опасности, их размеры могут быть уменьшены до 100 х 100 мм.
Знак вещества, опасного для окружающей среды
Знак вещества, опасного для окружающей среды, наносится на упаковки, содержащие опасные для окружающей среды вещества, когда в одиночной таре или внутренней таре комбинированной тары содержится:
– масса нетто 5 кг или менее в случае твердых веществ
– количество нетто 5 л или менее в случае жидкостей
Маркировочный знак для веществ, перевозимых при повышенной температуре
В соответствии со специальным положением 580 требуется маркировочный знак для перевозки веществ при повышенной температуре, должны иметь на обеих боковых сторонах и сзади (в случае транспортных средств), и на обеих боковых сторонах и на каждой торцевой стороне (в случае контейнеров, контейнеров-цистерн и переносных цистерн). Маркировочный знак треугольной формы со сторонами не менее 250 мм, красного цвета.
Опасные грузы, упакованные в ограниченных количествах
За исключением воздушных перевозок, упаковки, содержащие опасные грузы в ограниченных количествах, должны иметь маркировочный знак, изображенный ниже. Минимальные размеры знака 250х250 мм.
Транспортные средства, перевозящие опасные грузы в количествах, превышающих максимальные значения, и опасные грузы, упакованные в ограниченных количествах, масса брутто которых превышает 8 т, могут маркироваться любым из показанных способов. |
Транспортным средствам, обозначенным маркировочным знаком в виде ромба с закрашенными верхними и нижними углами, запрещается проезд через тоннели категории Е.
Также запрещен провоз контейнеров обозначенных данным маркировочным знаком.
Упаковки, содержащие хладогент или кондиционирующий реагент
Введен новый предупредительный знак, которым должен маркироваться транспортные средства и контейнеры, требующие охлаждения или кондиционирования. Предупредительный знак должен иметь прямоугольную форму не менее 150х250 мм, надпись «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» высотой букв не менее 25 мм
Предупредительный знак должен быть резмещен быть размещен в каждой точке входа в месте, в котором он будет хорошо виден для лиц, открывающих транспортное средство или контейнер или входящих в него.
КЛАССЫ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
1 КЛАСС
ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИЗДЕЛИЯ
Маркировка опасных грузов и знаки опасности
Постановлением правительства РФ №272 от 15 апреля 2011 г. утверждены правила, согласно которым с 25 апреля 2012 г. опасные грузы автотранспортом в России можно перевозить только в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Возможны два варианта таблички ДОПОГ:
КЭМ (код экстренных мер) состоит из цифр, обозначающих необходимые действия при тушении пожара (аварии) и букв, обозначающих меры защиты необходимые для людей.
Информационные таблицы опасного груза и знаки опасности
Различают информационные таблицы опасного груза и знаки опасности.
Таблички оранжевого цвета опасного груза должны быть светоотражающими 400×300 мм и иметь черную окантовку шириной 15 мм. Таблички могут быть разделены посередине горизонтальной линией черного цвета шириной 15 мм. Номер ООН указывается в нижней части таблички, а идентификационный номер опасности (КЭМ) — в верхней. КЭМ и номер ООН должны состоять из цифр черного цвета высотой 100 мм и толщиной линий 15 мм. Допускается уменьшение таблички до 300×120 мм, а ширины черной окантовки — до 10 мм.
Знаки опасности опасных грузов (ромбы) размещаются на:
Знаки маркировки опасных грузов должны:
Маркировка грузов опасных для внешней среды не используется в тех случаях, когда количество вещества не больше 5 литров у жидкости и 5 килограмм у твердых веществ.
Маркировка и знаки опасности
КЛАСС 1
Взрывчатые вещества и изделия
(№ 1)
Подклассы 1.1, 1.2 и 1.3
Символ (взрывающаяся бомба): черный; фон: оранжевый; цифра «1» в нижнем углу.
(№ 2.1)
Легковоспламеняющиеся газы
Символ (пламя): черный или белый
[кроме случаев, предусмотренных пункте 5.2.2.2.1.6 с)];
фон: красный; цифра «2» в нижнем углу.
(№ 2.2)
Невоспламеняющиеся, нетоксичные газы
Символ (газовый баллон): черный или белый;
фон: зеленый; цифра «2» в нижнем углу.
(№ 2.3)
Токсичные газы
Символ (череп и скрещенные кости): черный;
фон: белый; цифра «2» в нижнем углу.
КЛАСС 3
Легковоспламеняющиеся жидкости
(№ 3)
Символ (пламя): черный или белый;
фон: красный; цифра»3″ в нижнем углу.
КЛАСС 4
подкласс 4.1
Легковоспламеняющиеся твердые вещества,самореактивные вещества и десенсибилизированные взрывчатые вещества.
(№ 4.1)
Символ (пламя): черный;
фон: белый с семью вертикальными красными полосами;
цифра «4» в нижнем углу
подкласс 4.2
Вещества, способные к самовозгоранию
(№ 4.2)
Символ (пламя): черный;
фон: верхняя половина белая, нижняя – красная;
цифра «4» в нижнем углу.
подкласс 4.3
Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
(№ 4.3)
Символ (пламя): черный или белый;
фон: синий; цифра «4» в нижнем углу.
КЛАСС 5
подкласс 5.1
Окисляющие вещества
(№ 5.1)
Символ (пламя над окружностью): черный;
фон: желтый;
цифры «5.1» в нижнем углу.
подкласс 5.2
Органические пероксиды
(№ 5.2)
Символ (пламя над окружностью): черный;
фон: желтый;
цифры «5.2» в нижнем углу.
КЛАСС 6
подкласс 6.1
Токсичные вещества
(№ 6.1)
Символ (череп и скрещенные кости): черный;
фон: белый;
цифра «6» в нижнем углу.
подкласс 6.2
Инфекционные вещества
(№ 6.2)
В нижней половине знака могут иметься надписи «ИНФЕКЦИОННОЕ ВЕЩЕСТВО» и «в случае повреждения или утечки немедленно уведомить органы здравоохранения»
Символ (три полумесяца, наложенные на окружность) и надписи: черные;
фон: белый;
цифра «6» в нижнем углу.
КЛАСС 7
Радиоактивные материалы
(№ 7A) Категория I – Белая
Символ (трилистник): черный;
фон: белый;
Текст (обязательный): черный в нижней половине знака: «РАДИОАКТИВНО», «СОДЕРЖИМОЕ…», «АКТИВНОСТЬ…». За словом «РАДИОАКТИВНО» должна следовать одна красная вертикальная полоса;
цифра «7» в нижнем углу.
(№ 7B) Категория II – Желтая
Символ (трилистник): черный;
фон: верхняя половина – желтая с белой каймой;нижняя – белая
Текст (обязательный): черный в нижней половине знака: «РАДИОАКТИВНО», «СОДЕРЖИМОЕ…», «АКТИВНОСТЬ…». В черном прямоугольнике: «ТРАНСПОРТНЫЙ ИНДЕКС».
За словом «РАДИОАКТИВНО» должны следовать две красные вертикальные полосы;
цифра «7» в нижнем углу.
(№ 7С) категория III – Желтая
Символ (трилистник): черный;
фон: верхняя половина – желтая с белой каймой;нижняя – белая
Текст (обязательный): черный в нижней половине знака: «РАДИОАКТИВНО», «СОДЕРЖИМОЕ…», «АКТИВНОСТЬ…». В черном прямоугольнике: «ТРАНСПОРТНЫЙ ИНДЕКС».
За словом «РАДИОАКТИВНО» должны следовать три красные вертикальные полосы;
цифра «7» в нижнем углу.
(№ 7Е)
Делящийся материал класса 7
Фон: белый
Текст (обязательный): черный в верхней половине знака – «ДЕЛЯЩИЙСЯ МАТЕРИАЛ». В черном прямоугольнике в нижней половине знака: «ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ ПО КРИТИЧНОСТИ»;
цифра «7» в нижнем углу.
КЛАСС 8
Коррозионные вещества
(№ 8)
Символ (жидкости, выливающиеся из двух пробирок и поражающие руку или металл): черный;
фон: верхняя половина белая, нижняя – черная с белой каймой;
цифра «8» белая в нижнем углу.
КЛАСС 9
Прочие опасные вещества и изделия
(№ 9)
Символ (семь вертикальных полос в верхней половине): черный;
фон: белый;
подчеркнутая цифра «9» в нижнем углу.
Маркировка транспортных средств, контейнеров и цистерн
Маркировка транспортных средств, контейнеров и цистерн
Общие сведения о маркировке транспортных средств, контейнеров и цистерн при перевозке опасных грузов
Основными задачами маркировки при перевозке опасных грузов являются:
• информирование о перевозке опасных грузов других участников дорожного движения;
• информирование о видах и степени опасности груза (в некоторых случаях о том, что груз вступает в бурную реакцию с водой);
• обеспечение возможности идентификации опасного груза;
• обеспечение распознаваемости транспортных средств с опасными грузами при проведении контрольных проверок на дорогах.
Маркировка зависит от:
• перевозимого опасного груза;
• количества перевозимого груза (при перевозке в упаковках);
• типа средства удержания груза.
Элементами маркировки транспортных средств (контейнеров, автоцистерн, контейнеров-цистерн и т. д.), являются:
Заказать информационные таблицы опасного груза и знаки-табло опасности
Определение требований маркировке транспортных средств, контейнеров и цистерн в которых перевозятся опасные грузы при помощи нашего сайта
Маркировка транспортных средств, контейнеров и цистерн информационными таблицами опасного груза
На автоцистернах, транспортных средствах-батареях или транспортных единицах с одной или несколькими цистернами, в которых перевозятся опасные грузы, должны дополнительно устанавливаться на боковых сторонах каждой цистерны, каждого отсека цистерны или каждого элемента транспортных средств-батарей расположенные параллельно продольной оси транспортного средства информационные таблицы опасного груза. На этих информационных таблицах опасного груза должны быть указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для каждого из веществ, перевозимых в цистерне, в отсеке цистерны или в элементе транспортного средства-батареи. Эти информационные таблицы опасного груза должны быть хорошо видны.
На боковых поверхностях транспортных средств и контейнеров в которых перевозятся опасные грузы навалом(насыпью) должны дополнительно устанавливаться расположенные параллельно продольной оси транспортного средства информационные таблицы опасного груза. На этих информационных таблицах опасного груза должны быть указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для каждого из опасных веществ, перевозимых навалом/насыпью в транспортной единице или в контейнере. Эти информационные таблицы опасного груза должны быть хорошо видны.
Информационные таблицы опасного груза могут не устанавливаться на боковых поверхностях транспортного средства, контейнера, цистерны, отсека цистерны или элемента транспортного средства-батареи если:
1. В транспортной единице перевозится только один опасный груз. При этом на информационных таблицах опасного груза, прикрепленных спереди и сзади транспортной единицы, должны быть указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные ДОПОГ / ADR для перевозимого опасного груза.
2. В автоцистерне или транспортной единице с одной или несколькими цистернами перевозятся вещества с № ООН 1202, 1203 или 1223 или авиационное топливо, отнесенное к № ООН 1268 или 1863, но не перевозится никакое другое опасное вещество. При этом информационных таблицах опасного груза, прикрепленных спереди и сзади транспортной единицы, должны быть указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные ДОПОГ / ADR для наиболее опасного из перевозимых веществ, т. е. для вещества с самой низкой температурой вспышки.
Информационные таблицы опасного груза не устанавливаются на боковых поверхностях транспортного средства, контейнера, цистерны, отсека цистерны или элемента транспортного средства-батареи если для перевозимого опасного груза в колонке 20 перечня опасных грузов (таблица А главы 3.2 ДОПОГ / ADR) не указан идентификационный номер опасности.
Идентификационный номер опасности
Идентификационный номер опасности указан в колонке 20 перечня опасных грузов (таблица А главы 3.2 ДОПОГ / ADR).
Идентификационный номер опасности, если такое применяется, проставляется в верхней части информационной таблицы опасного груза и указывает на опасные свойства перевозимого опасного груза.
Идентификационный номер опасности состоит из двух или трех цифр, которому в некоторых случаях предшествует буква «Х».
Как правило, цифры обозначают следующие виды опасности:
ПРИМЕЧАНИЕ: Опасность самопроизвольной бурной реакции по смыслу цифры 9 включает обусловленную свойствами вещества возможную опасность реакции взрыва, распада и полимеризации, сопровождающейся высвобождением значительного количества тепла и легковоспламеняющихся и/или токсичных газов.
Удвоение цифры обозначает усиление соответствующего вида опасности.
Если для указания опасности, свойственной веществу, достаточно одной цифры, после этой цифры ставится ноль.
Если перед идентификационным номером опасности стоит буква «Х», то это означает, что данное вещество вступает в опасную реакцию с водой. В случае этих веществ вода может использоваться лишь с одобрения экспертов.
Первая цифра идентификационного номера опасности зачастую совпадает с номером класса опасного груза.
Технические требования к информационным таблицам опасного груза
Информационные таблицы опасного груза должны быть светоотражающими и должны иметь 40 см в основании, а их высота должна составлять 30 см ; они должны иметь черную окантовку шириной 15 мм.
Идентификационный номер опасности и номер ООН должны быть нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания в огне в течение 15 минут.
Информационные таблицы опасного груза, которые прикрепляются к контейнерам-цистернам, многоэлементным газовым контейнерам и переносным цистернам, а также контейнерам, в которых перевозятся навалом/насыпью опасные твердые вещества, не обязательно должны отвечать требованиям огнестойкости.
Маркировка транспортных средств, контейнеров, и цистерн знаками опасности
Знаки опасности размещаются на:
• обеих боковых сторонах и к каждой торцевой стороне контейнера, многоэлементного газового контейнера, контейнера-цистерны или переносной цистерны. Когда контейнер-цистерна или переносная цистерна имеют несколько отсеков и в них перевозятся два или более опасных грузов, надлежащие знаки опасности должны быть размещены на каждой боковой стороне в месте расположения соответствующих отсеков и один знак опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, должен быть размещен на обеих торцевых сторонах;
• обеих боковых сторонах и сзади автоцистерн, транспортных средств со съемными цистернами, транспортных средств батарей и транспортных средств, перевозящих опасные грузы навалом(насыпью). Когда автоцистерна или съемная цистерна, перевозимая на транспортном средстве, имеют несколько отсеков и в них перевозятся два или более опасных грузов, надлежащие знаки опасности должны быть размещены на каждой боковой стороне в месте расположения соответствующих отсеков и один знак опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, должен быть размещен на задней стороне транспортного средства. Однако в том случае, если для всех отсеков требуются одни и те же знаки опасности, эти знаки опасности должны быть размещены по одному на каждой боковой стороне и на задней стороне транспортного средства.
Если для одного и того же отсека требуется более одного информационного табло, эти информационные табло должны быть размещены рядом друг с другом;
• обеих боковых сторонах и сзади транспортных средств, перевозящих упаковки с веществами или изделиями класса 1 (за исключением подкласса 1.4, группа совместимости S).
Транспортные средства или контейнеры, в которых перевозятся взрывчатые вещества или изделия (класс 1) различных подклассов, должны иметь лишь знаки опасности, соответствующие образцу знака опасности для наиболее опасного подкласса в следующем порядке:
При перевозке веществ подкласса 1.5 D вместе с веществами или изделиями подкласса 1.2 на транспортной единице или контейнере должны быть установлены знаки опасности, соответствующие подклассу 1.1.
Знаки опасности не требуются для перевозки взрывчатых веществ или изделий подкласса 1.4, группа совместимости S.
В случае грузов класса 1 группы совместимости не должны указываться на знаках опасности, если на транспортном средстве или в контейнере перевозятся вещества или изделия, относящиеся к двум или более группам совместимости.
Если знаки опасности, прикрепленные к контейнерам, многоэлементным газовым контейнерам, контейнерам-цистернам или переносным цистернам, не видны снаружи перевозящих их транспортных средств, то такие же знаки опасности должны также прикрепляться к обеим боковым сторонам и сзади транспортного средства. В противном случае размещать знаки опасности на транспортном средстве не требуется.
На порожних автоцистернах, транспортных средствах со съемными цистернами, транспортных средствах-батареях, МЭГК, контейнерах-цистернах и переносных цистернах, не прошедших очистку и дегазацию, а также на порожних транспортных средствах и контейнерах для перевозки грузов навалом/насыпью, не прошедших очистку, должны по-прежнему иметься информационные табло, требовавшиеся для ранее перевозившегося груза.
Знаки опасности, не относящиеся к перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть удалены или закрыты.
Определение образцов знаков опасности для маркировки транспортных средств, контейнеров, и цистерн
Образцы знаков опасности приведены в приложении 2 к Правилам дорожной перевозки опасных грузов (подразделе 5.2.2.2 ДОПОГ / ADR)
Каждому образцу знака опасности присвоен свой номер, который зачастую совпадает с номером класса опасного груза.
Для каждой позиции перечня опасных грузов в колонке 5 указанны номера образцов знаков опасности, которые должны размещаться на транспортном средстве, цистерне или контейнере с опасным грузом, относящимся к данной позиции.
Если в колонке 5 перечня опасных грузов указан один номер образца знака опасности, то на транспортном средстве (цистерне, контейнере) должен размещаться только один знак, отвечающий указанному образцу.
Если для перевозимого опасного груза в колонке 5 проставлена надпись «None», то при дорожной перевозке знак опасности на транспортном средстве, контейнере не размещается.
Технические требования к знакам опасности, которыми маркируются транспортные средства, контейнеры и цистерны
Знаки опасности должны:
• иметь размеры не менее 250 х 250 мм, с линией того же цвета, что и символ, проходящей с внутренней стороны параллельно кромке знака опасности на расстоянии 12,5 мм от нее;
• соответствовать образцу знака опасности, требуемому для данного опасного груза, в отношении цвета и символа.
На цистернах вместимостью не более 3 м. куб., малых контейнерах, могут использоваться знаки опасности размером 100 х 100 мм.
Если размеры и конструкция транспортного средства, перевозящего опасные грузы класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) таковы, что имеющаяся поверхность не позволяет прикрепить предписанные знаки опасности, их размеры могут быть уменьшены до 100 х 100 мм.
Маркировка автоцистерн для опасных грузов
Маркировка автоцистерн при перевозке опасных грузов
При ликвидации последствий аварий с транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, очень важную роль играет наличие точной и достоверной информации. Эта информация позволяющей определить, каким опасным грузом загружено транспортное средство, и опасные свойства этого груза.
Для обеспечения наличия указанной информации при перевозке опасных грузов, эта информация должна указываться на каждом средстве удержания опасного груза (в том числе и цистернах) и дублироваться в сопроводительных, перевозочных документах. Требования к маркировке транспортных средств, перевозящих опасные грузы, определенны в правилах дорожной перевозки опасных грузов и главе 5.3 – ДОПОГ.
Основными факторами, определяющими требования к маркировке цистерн, являются количество опасных грузов в цистерне, виды опасности грузов, тип цистерны и их количество на транспортной единице. Нужно понимать, что цистерна, является средством удержания груза, и при отсутствии перевозочных документов, которые, например, могут быть недоступными в случае аварийной ситуации, необходимую для ликвидации аварии информацию можно получить только из маркировки цистерны.
Для указания необходимой информации используются информационные таблицы опасного груза (в ДОПОГ – таблички оранжевого цвета). Эти информационные таблицы имеют оранжевую, светоотражающую поверхность. Какой бы опасный груз не перевозился, информационные таблицы, должны всегда крепиться как минимум спереди и сзади транспортной единицы. Эти таблицы специально предусмотрены для индикации наличия опасных грузов в транспортной единице.
Идентификатором перевозимого опасного груза является номер ООН опасного груза. По этому номеру, используя Перечень опасных грузов, можно быстро определить требования к перевозке опасного груза и другую необходимую информацию. Для указания на опасные свойства груза используются пиктограммы (знаки-табло опасности), имеющие целью передать конкретную информацию об опасных свойствах груза. Знаки-табло опасности представляют собой знаки опасности, увеличенный до размера 250 х 250 мм. Знаки-табло опасности указывают только на вид опасности груза, но зачастую, не характеризуют степень его опасности.
Подобное утверждение является справедливым и для многих номеров ООН опасных грузов. Для указания на опасные свойства груза и его степень опасности, используется номер опасности, иногда называемый кодом Кемлера (КЭМ). Идея этого номера такова, что он состоит из цифр, каждая из которых указывает на определенное опасное свойство. Первая цифра номера опасности зачастую совпадает с номером класса опасного груза. Удвоение же цифр указывает на то, что опасный груз характеризуется высокой степенью опасности. В коде также может использоваться буква «Х», указывающая на то, что вещество вступает в опасную реакцию с водой.
Идентификационный номер ООН, номер опасности и номер образца знака опасности определяются для перевозимого опасного груза по Перечню опасных грузов, приведенному в главе 3.2 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Знаки-табло опасности выполняются зачастую краской или на самоклеящейся пленке.
Оба этих способа являются допустимыми так, как обеспечивают долговечность маркировки. Однако в случае пожара, эта информация утрачивается буквально в первые минуты, после возгорания. И возникает потребность обеспечения сохранности необходимой информации хотя бы некоторый промежуток времени, необходимый аварийным службам для прибытия к месту аварии. За такой промежуток времени принят временной интервал продолжительностью в 15 минут.
Обеспечение сохранности знаков опасности в условиях пожара на протяжении такого промежутка времени довольно проблематично, да и разборчивость знаков-табло опасности после их пребывания в огне вызывает определенные сомнения. Обеспечить разборчивость цифр, в этих условиях гораздо легче, например путем применения штамповки или накладных металлических цифр. В связи с чем, и Правилами и ДОПОГ, установлены требования к огнестойкости информационных таблиц опасного груза, а точнее идентификационного номера ООН и номера опасности.
При перевозке одного опасного груза в автоцистерне существует два равнозначных варианта маркировки, наиболее экономный из которых следующий. К автоцистерне, загруженной одним опасным грузом (бензином, дизельным топливом, маслом моторным и пр.) прикрепляются две информационные таблицы опасного груза и три знака-табло опасности.
Таким образом, если в цистерне перевозится один опасный груз (например, дизельное топливо), то в информационных таблицах опасного груза указываются идентификационный номер ООН и номер опасности для этого груза (номер ООН 1202, номер опасности 30). Если после разгрузки дизельного топлива цистерна будет наполнена другим опасным грузом (например, бензином), то информационные таблицы опасного груза необходимо заменить информационными таблицами для бензина (номер ООН 1203, номер опасности 33).
Для облегчения этих операций обычно используются информационные таблицы со сменными цифрами. Кроме этого, в случае необходимости, надо заменить и знаки-табло опасности. Требования к маркировке многосекционных цистерн, в которых одновременно перевозится несколько опасных грузов, отличается от маркировки цистерн, загруженных одним опасным грузом. Так, в случае одновременной перевозки нескольких опасных грузов в многосекционной цистерне информационные таблицы опасного груза крепятся к боковым поверхностям каждого отсека цистерны.
В этих информационных таблицах опасного груза должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН соответственно для каждого из веществ, перевозимых в отсеке цистерны. На информационных таблицах опасного груза, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы идентификационный номер ООН и номер опасности не указываются.
Знаки-табло опасности должны размещаться по бокам автоцистерны, в месте размещения соответствующих отсеков, а также по одному знаку-табло опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, размещается сзади автоцистерны. Однако, если для всех отсеков, требуются одинаковые знаки-табло опасности, эти знаки-табло опасности должны размещаться по одному на каждой боковой поверхности цистерны.
Законодатель предусматривает упрощенные требования к маркировке многосекционных цистерн, в которых одновременно перевозятся вещества с номерами ООН 1202 (дизельное топливо), 1203 (бензин моторный), 1223 (керосин) или авиационное топливо, отнесенное к номерам ООН 1268 или 1863, и не перевозятся другие опасные вещества.
В этом случае на информационных таблицах опасного груза, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы, должен указываться идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для наиболее опасного вещества, т.е. для вещества с наиболее низкой температурой вспышки. К боковым поверхностям цистерн (отсеков цистерн) информационные таблицы опасного груза в этом случае прикреплять необязательно.
Если в многосекционной цистерне одновременно перевозятся опасные грузы, такие как дизельное топливо и моторное масло (упрощенные требования не применяются), то информационные таблицы опасного груза крепятся на боковых поверхностях каждого отсека цистерны. В этих информационных таблицах опасного груза должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН соответственно для каждого из веществ, перевозимого в отсеке цистерны (для дизельного топлива: № ООН 1202, номер опасности 33, для масла моторного: № ООН 3082, номер опасности 90).
Спереди и сзади транспортной единицы закрепляются по одной информационной таблице опасного груза без указанных на них идентификационного номера ООН и номера опасности. Знаки-табло опасности размещаются на боковых поверхностях автоцистерны, в месте размещения соответствующих отсеков (для дизельного топлива знак опасности № 3, для масла моторного – № 9), а также сзади автоцистерны должны размещаться знаки-табло опасности № 3 и № 9.
Маркировка автоцистерн по ДОПОГ при перевозке нефти, нефтепродуктов и жидких углеводородов
№ ООН | Номер опасности | Наименование | Табличка | Информационные табло | | |
---|---|---|---|---|---|---|
1202 | 30 | Газойль, дизельное топливо, топливо печное легкое | | | + | — |
1203 | 33 | Бензин моторный, газолин, петрол | | | + | — |
1206 | 33 | Гептаны | | | — | — |
1208 | 33 | Гексаны | | | — | — |
1223 | 30 | Керосин | | | + | — |
1262 | 33 | Октаны | | | — | — |
1265 | 33 | Пентаны жидкие | | | — | — |
1267 | 33 | Нефть сырая | | | + | — |
1267 | 30 | Нефть сырая | | | + | — |
1268 | 33 | Нефти дистилляты и нефтепродукты, не указанные конкретно | | | + | — |
1268 | 30 | Нефти дистилляты и нефтепродукты, не указанные конкретно | | | + | — |
1300 | 33 | Скипидара заменитель | | | — | — |
1300 | 30 | Скипидара заменитель | | | — | — |
1863 | 33 | Топливо авиационное для турбинных двигателей | | | + | — |
1863 | 30 | Топливо авиационное для турбинных двигателей | | | + | — |
1920 | 30 | Нонаны | | | — | — |
1999 | 33 | Гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте | | | + | — |
1999 | 30 | Гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте | | | + | — |
3082 | 90 | Вещество жидкое опасное для окружающей среды, не указанное конкретно | | | + | — |
3256 | 30 | Жидкость при повышенной температуре, легковоспламеняющаяся, не указанная конкретно | | | +/- | + |
3257 | 99 | Жидкость при повышенной температуре, не указанная конкретно | | | +/- | + |
3295 | 33 | Углеводороды жидкие, не указанные конкретно | | | +/- | — |
3295 | 30 | Углеводороды жидкие, не указанные конкретно | | | +/- | — |
3494 | 336 | Нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная | | +/- | — | |
3494 | 36 | Нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная | | +/- | — |
Категории транспорта по перевозке опасных грузов
Согласно части 9 ДОПОГ выделен ряд категорий транспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, к которым применяются особые требования в части конструкции, официального утверждения типа, допуска к перевозке и проведению ежегодного технического осмотра. Состав таких транспортных средств приведен в таблице:
Обозначение | Критерии отнесения | Грузы |
EX / II | Транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий | класс 1 |
EX / III | Транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий | класс 1 |
FL | — Транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60°С (за исключением №ООН 1202) во встроенных цистернах или съёмных цистернах вместимостью более 1 м³ либо в контейнерах цистернах, переносных цистернах индивидуальной вместимостью более 3 м³ | класс 3, 4.3, 8 |
— Транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов во встроенных цистернах или съемных цистернах, вместимостью более 1м³ либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах или многоэлементных газовых контейнерах (МЭГК) индивидуальной вместимостью более 3 м³ | класс 2 | |
— Транспортное средство-батарея общей вместимостью 1 м³, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов | класс 2 | |
OX | ||
— Транспортное средство-батарея общей вместимостью более 1 м³, кроме транспортного средства FL | ||
MEMU | Машина или транспортное средство с установленной на нём машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов, не являющихся взрывчатыми и их заряжания |
Требования по оснащению и необходимому оборудованию данных категорий указаны в главе 9.2 ДОПОГ. Согласно требований раздела 9.1.3 ДОПОГ, на указанные транспортные средства оформляется свидетельство о допущении к перевозке некоторых опасных грузов.