знамение ионы пророка что это

Православная Жизнь

Беседа о пророке Ионе с библеистом, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным.

знамение ионы пророка что это. знамение ионы пророка что это фото. картинка знамение ионы пророка что это. смотреть фото знамение ионы пророка что это. смотреть картинку знамение ионы пророка что это.

Книга пророка Ионы — одна из самых кратких пророческих книг Библии: всего-то четыре главы. История, похожая на притчу — и не похожая притом на истории других пророков Ветхого Завета. Если мы прочитаем эти четыре главы внимательно и грамотно — нам откроется целый пласт важнейших мессианских смыслов.

— Когда жил пророк Иона, что известно о его происхождении и судьбе? Когда и кем была написана книга — им самим или иным автором?

— Пророк Иона, сын Амафии, жил в первой половине VIII века до Р.Х., в период правления царя Иеровоама II Израильского, в Северном царстве. Об эпохе Иеровоама II и его предшественников рассказывает Четвертая книга Царств. Пророк Иона упоминается в главе 14 — как предрекший Иеровоаму, сыну Иоаса, восстановление пределов Израиля от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева (25). Там же сообщается, что Иона происходил из Гефхефера — видимо, небольшого селения, о котором больше ничего не известно.

Когда и кем была написана книга Ионы? Здесь есть разные точки зрения. Вполне возможно, что автор этой книги — сам пророк Иона; в том, что он говорит о себе в третьем лице, нет ничего необычного. Но есть и другая версия: что книга была написана спустя три века после Ионы, после возвращения евреев из вавилонского плена, поскольку главное в ней — идея универсализма: Господь заботится о всех народах, а не об одном только избранном; язычники, иноплеменники (такие, как описанные в книге Ионы ниневитяне) для Него ничуть не хуже, ничуть не меньше значат, чем Израиль. Именно эта идея характерна для второй части книги Исаии — Второисаии.

— В библеистике есть разные версии относительно историчности событий, описанных в книге Ионы: многие видят в ней лишь притчу или аллегорию. Какой версии здесь следует придерживаться, на Ваш взгляд?

— Православная библеистика предполагает консервативный подход к Священному Писанию: события, отраженные в канонических книгах Библии, мы рассматриваем как реальные. Другое дело — что некоторые детали этой истории можно рассматривать как добавленные автором книги, если автор не сам пророк. Претензии тех, кто настаивает на неисторичности книги Ионы, связаны главным образом с описанными в ней чудесами: проглотившим Иону китом и растением, которое за один день выросло до размеров большого дерева, а затем мгновенно иссохло. Но чудеса ведь доказать невозможно, в чудо можно только либо верить, либо не верить. И если человек отвергает происходившие с Ионой чудеса, то ему не остается ничего, кроме как признать историю пророка притчей.

У тех, кто отвергает историчность книги Ионы, есть и иные аргументы, например: не могли все жители погрязшей в грехах Ниневии, включая самого царя, разом раскаяться и обратиться к Богу от проповеди какого-то совершенно незнакомого им чужеземца. Почему они вдруг ему поверили? Но если это, действительно, первая половина VIII века, то Ассирия переживает тяжелые времена: времена междоусобных войн, борьбы за власть, а еще как раз тогда (763-762 годы до Р.Х.) случилось землетрясение и солнечное затмение. Перепуганные люди, видевшие в этих природных явлениях страшные знаки, вполне могли поверить, что еще сорок дней и Ниневия будет разрушена (Иона 3, 4). Другое дело — если бы Иона появился в Ниневии в период могущества Ассирийской державы: тогда в столь быстрое обращение горожан поверить труднее.

Полагаю, мы должны считать историю Ионы реальной, а те моменты, которые заставляют в этом усомниться, объяснять тем, что она была записана более поздним автором. В пользу этого утверждения говорит, например, то, что в начале четвертой главы автор как бы иронизирует над Ионой. Мог ли он сам так иронизировать над собой? А другой человек вполне мог. Кроме того, в книге упоминается живущий в Ниневии царь (см.: Иона 3, 6) — но в первой половине восьмого века она не была еще столицей. Более поздний автор мог этого не знать и включить в историю царя. И знойный восточный ветер, который палил голову Ионы, когда червь подточил растение (см.: Иона 4, 8), более характерен для Палестины, нежели для Ассирии. Все это заставляет предполагать, что автор книги — палестинский еврей, обработавший изустно известную ему историю пророка Ионы.

В пользу подлинности истории пророка Ионы говорит также и то, что к ней обращается в Своей проповеди Спаситель, но об этом мы поговорим чуть ниже.

— Сюжет книги Ионы совсем не так прост, он вызывает вопросы. Например: почему пророк, услышавший веление Господа — идти в погибающую от грехов Ниневию — пытается убежать, уплыть на корабле в Фарсис? Неужели он не знает, что от Всевышнего убежать невозможно? Странно и то объяснение бегству, которое мы читаем в 4-й главе: Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии (2). Как это понимать: «. потому что я знал, что Ты все равно их пожалеешь»? И почему помилование Богом раскаявшейся Ниневии так огорчает Иону, что он просит смерти? Казалось бы, наоборот, должен радоваться…

— Есть два объяснения поступку Ионы. Первое: Иона как иудей не хотел, чтобы Господь миловал язычников — врагов Израиля, неоднократно уже с ним воевавших. Он отказывается призывать их к раскаянию — чтоб они получили заслуженную кару.

Второе объяснение предлагает нам преподобный Андрей Критский в Великом Каноне: «Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися» («Иона побежал в Фарсис, предвидя обращение ниневитян, ибо он, как пророк, знал милосердие Божие и вместе ревновал, чтобы пророчество не оказалось ложным»). Это толкование поступка Ионы подтверждается иудейским преданием о том, что Иона ранее пророчествовал жителям Иерусалима, и Господь точно так же помиловал раскаявшийся Иерусалим. И вот, Иона боялся еще раз оказаться лжепророком, он ревновал и о собственном имени, и об авторитете пророческого слова.

— Но эта концепция непонятна. Ведь Господь послал пророка к ниневийцам — не для того только, что он сообщил им о неизбежном скором конце (какой смысл в таком сообщении?), а чтобы он призвал их к раскаянию.

— Это уже дополнительный смысл — в тексте мы этого не читаем, в нем лишь сказано: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня (Иона 1, 2). И в Ниневии Иона просто ходит и говорит, что она будет разрушена. Он не обещает ниневитянам спасения при условии, что они покаются. Раскаяние — их собственный шаг.

— Почему Иона — беглец от Божией воли — спокойно спускается в трюм погибающего корабля и засыпает (см.: Иона 1, 5), когда все вокруг мечутся, ища спасения? А будучи разбужен, честно исповедует перед погибающими из-за него людьми свою вину (см.: Иона 1, 10) и сам просит выбросить его за борт?

— Что касается спокойствия Ионы среди бури — на тогдашнем корабле, то есть на скорлупке — возможно, это литературное преувеличение. И вместе с тем, мы можем предположить, что Иона в эти минуты просто понял, что от Бога никуда не убежишь, и впал в такое отчаяние, что ему стала безразлична его собственная судьба. Однако, увидев, что из-за него погибают другие люди, он понимает, что в его силах сейчас им помочь, и приносит себя в жертву ради них.

— Как надлежит воспринимать проглотившего Иону кита? Это биологически реальное животное или некая мистическая сущность? Даже аллегория, может быть?

— Кит — это в греческом, а затем в славянском переводе. На самом деле имеется в виду просто большая рыба: такие могли, конечно, водиться в тогдашнем Средиземном море. Рыбы ведь могут достигать гигантских размеров, и случаи, когда рыбина глотала человека, а потом человека спасали — известны. Главное тут не в том, что Иону проглотила рыба, а в том, что Иона во чреве ее молился, и Господь его молитву услышал. И то, что рыба сама его из себя извергла — это именно чудо, здесь больше ничего не скажешь.

— Пронзительная молитва Ионы во чреве кита (см.: Иона 2, 3-10) — она как бы не только к его ситуации имеет отношение; это молитва человека, дошедшего до дна грехопадения и отчаяния, человека, которого один только Бог может оттуда поднять…

— Есть версия, что это не молитва самого Ионы, а некий древний псалом, вложенный автором книги в его уста. Но главное для нас здесь — сравнение чрева китова с преисподней; человек, отвергший волю Божию о себе, сам себя отрезает от Бога и оказывается во тьме кромешной, там, где никто ему не поможет — один только Бог.

— Иона, извергнутый китом на сушу, направляется к ниневитянам. Они раскаялись, они надели вретища, посыпали головы пеплом, объявили общегородской строжайший пост. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (3, 10). Как понимать эту фразу, что значит — Бог пожалел? Разве Всевышний может делать ошибки или не предвидеть каких-либо событий?

— Пожалел — это один из антропоморфизмов, которых немало в Библии: и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). Ветхозаветный человек представлял Бога близким к себе самому, видел в нем свои эмоции: скорбь, гнев или, как в этом случае, жалость. Возможно, таким образом Бог становился человеку понятнее. Евангелие и святоотеческое богословие учат нас воспринимать Бога иначе. Конечно, что Господь знает все заранее, и для того послал Иону с обещанием наказания, чтобы жители Ниневии спаслись. А «пожалел и не навел» — антропоморфизм либо литературный прием, который помогает выразить мысль.

— Мы подошли к важной теме — мессианское значение книги Ионы. В Евангелии от Матфея и от Луки отражен — немного по-разному, но явно один и тот же диалог меж Христом и фарисеями. Фарисеи требуют от Господа знамения, то есть чуда, чудесного знака Его Божественности. Он отвечает: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 39). Значит, пребывание Ионы в чреве рыбы было знамением?

— Да, это прообраз смерти Христа и Его воскресения. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что Христос воскрес в третий день по Писаниям, он имеет в виду два ветхозаветных текста: один — книга пророка Ионы, а другой — книга пророка Осии (6, 1-2): пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.

Но евангелист Лука (см.: 11, 30) передает слова Спасителя чуть иначе: ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Христос тоже призывает людей к покаянию, к изменению жизни, иначе — погибель; но Он несравнимо больше Ионы, Он не просто человек, но Сын Бога Живого. Потому ниневитяне, язычники, которым оказалось достаточно проповеди Иониной (Лк. 11, 32, Мф. 12, 41), поставлены выше обступивших Христа правоверных иудеев, не желающих каяться: язычники получают право суда над ними.

— Но в неканонической книге Товита мы читаем о том, что судьба Ниневии была печальной. Товит перед смертью убеждает своего сына Товию, что из Ниневии, где они жили, лучше выйти: Отправься в Мидию, сын мой, ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона; а в Мидии будет спокойнее до времени… непременно исполнится то, что говорил пророк Иона (Тов. 14, 4, 8). И это пророчество Товита сбылось, оказывается, Ниневию разрушил Навуходоносор, тот самый, который взял Иерусалим и обратил евреев в рабство.

— Войско Навуходоносора разрушило Ниневию в 612 году до Р.Х., и после этого она же не была восстановлена. Но книга Товита — это гораздо более позднее произведение, она написана в послепленный период в III-II веках до Р.Х. И здесь слова Ионы рассматриваются как пророчество дальнего действия: ниневитяне раскаялись, потому исполнение пророчества было отложено, а потом они, возможно, вновь впали в грех, и кара настигла-таки их.

— И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению, — читаем мы в последней, 4-й главе книги Ионы (6). Радость пророка оказывается недолгой: по воле Бога червь подтачивает чудесное растение, и оно иссыхает… Что должен понять Иона, в чем смысл этого Божиего урока?

— Иона испытывает страдания от зноя, возможно, литературно преувеличенные (лучше мне умереть, нежели жить (Иона 4, 8)), и таким образом постигает величайшую ценность Божиего творения. Оказывается, он умел ценить только то, что ему служит: он горюет о растении, над которым не трудился, которое не растил; но в очах Творца бесценно все сотворенное, не только люди, но даже и животные: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? (4, 11)

Беседовала Марина Бирюкова

Источник

Беседа 43. Евангелие от Матфея, глава 12, 38–50. «Знамение Ионы пророка»

Мы продолжаем беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня рассмотрим темы: «Знамение пророка Ионы», «Возвращение нечистого духа» и «Мать и братья Иисуса Христа». Мы будем читать текст 12-й главы, с 38-го по 50-й стих.

И мы читаем 38-й стих:

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Евангелист как бы с удивлением присовокупил – ″тогда″: ибо, когда надлежало покориться вследствие бывших чудес, тогда они просят знамения. Хотят видеть знамение с неба, как говорит другой Евангелист, поскольку им думалось, что земные знамения производит Он силою дьявольскою».

Трудно и представить такое упрямство! Апостол Павел пишет в 1-м Послании к Коринфянам: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:22–23 ).

В явлении Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа на землю, исполнились многие и многие пророчества, относящиеся к Его Первому Пришествию. В наше же время исполняются пророчества относительно Его Второго Пришествия.

Но иудеи по-прежнему ожидают пришествия Мессии, опираясь менее на Закон, пророков и Писания, а более доверяя нелепым предсказаниям из своих талмудических текстов. А действительно, исполнения каких знамений и пророчеств они ожидали?

Следующая раввинская история хорошо показывает, чего иудеи ожидали от Мессии: «Когда ученики спросили одного раввина о времени пришествия Мессии, он ответил: ″Боюсь, что вы еще потребуете, чтобы я указал вам знамение″. Когда ученики обещали, что этого они не сделают, раввин сказал, что врата Рима падут и будут отстроены вновь, и падут вновь, и уже не будет времени на то, чтобы восстановить их, прежде чем придет сын Давидов. Тогда ученики, несмотря на его протест, потребовали, чтобы он назвал им знамение. Он назвал им: вода, вытекающая из пещеры Баниас, обратится в кровь» (Баркли). То есть их отрицание факта Первого Пришествия Христова зиждется не на Танахе (Ветхом Завете), а на полу-шуточных эзотерических намеках их учителей и наставников.

Действительно, не только проповедь о Христе но и Сама Его личность вызывала и вызывает целый ряд вопросов. Критики Евангелия и поныне продолжают спорить с Богом и Словом Его. Но иудеи. Нация, взращенная пророками: неужели они были настолько бесчувственными, чтобы возражать против очевидного? Они видели Его чудеса на земле, и им этого мало: они требуют чудес с Неба.

Может быть, они предполагали, что земля – во власти диавола, а Небо –всецело под контролем Бога? Но в Писании сказано: «Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое [и силу Твою,] и крепкую руку Твою [и высокую мышцу]; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое?» ( Втор.3:24 ); и еще: «Итак, знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» ( Втор.4:39 ). То есть, нет другого такого Бога, как Бог наш. И власть Его распространяется и на небо, и на землю.

Хотя мятежники и пытаются узурпировать власть Бога на Земле, их власть никогда не будет признана народом Божьим легитимной. Вот почему в Социальной концепции РПЦ МП, сказано, что Церковь не может отождествить себя ни с какой человеческой формой правления. Единственное, что абсолютно приемлемо для нас, это теократия – власть Бога. А все остальные формы правления, в той или иной степени, ущербны. Как и сказано в Писании: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» ( Пс.145:3–4 ). То есть в момент физической смерти человека все его претензии на мировое господство, власть и силу, амбиции и фантазии его исчезают. И только Слово Божие остается с ним, как сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» ( Евр.4:12–13 ).

Во время Французской революции Робеспьер, выступая перед толпою революционеров, сказал: «Через сто лет никто не будит читать Библию!» Парадокс заключается в том, что через сто лет в том здании, где произносились эти слова, открылось Французское Библейское Общество! А что стало с идеями самого Робеспьера? Наверное, они превратились в прах, как и человек, их провозгласивший.

Итак, иудеи требуют чудес с Неба и не хотят замечать того, что творится на земле, перед их глазами. Это явный мятеж, бунт и восстание против Бога, Его прав и приоритетов.

Сын Божий отвечает мятежникам. Мы читаем далее:

Вы слышите, братия и сестры, как называются те люди, которые гоняются за чудесами и знамениями: «род лукавый и прелюбодейный». Ибо истинная вера в Бога основывается на любви к Нему и не нуждается ни в каких «чудесных подпорках» (костылях). Сын Божий творил чудеса для неверующих, но в случае с иудеями мы видим, что и это нисколько им не помогало.

Истинная Невеста Христова, Его Церковь, верит в Него, потому что любит Его. А прелюбодейная «невеста» хочет чудес и знамений, ибо сомневается в Женихе. Блаженный Иероним пишет: «Превосходное выражение: ″прелюбодейный″, потому что этот род оставил Мужа и, как говорит Иезекииль, вступил в связь со многими любовниками». Кто-то может удивиться, что Сын Божий употребляет такие резкие слова: «род лукавый и прелюбодейный». Святитель Иоанн Златоуст дает этому такое истолкование: «когда они грубо предлагали Ему вопросы и поносили Его, Он отвечал им кротко; а когда стали льстить Ему, Он обращается к ним со всею строгостью и изрекает против них слова поносные, показывая тем, что Он выше и той, и другой страсти, и что как тогда они не могли рассердить Его, так теперь своею лестью не могут смягчить Его».

«Прелюбодейным» называется этот род Спасителем потому, поскольку в Ветхом Завете уклонение от истинной веры называется «прелюбодеянием». Так, например, пророк Иеремия изрек: «И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» ( Иер.3:8–9 ).

Но какое знамение имеет ввиду Христос, когда говорит: «и знамение не дастся… кроме знамения Ионы пророка»?

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Под тремя днями и ночами разумей неполные дни и ночи. Он умер в пятницу, – вот был первый день; субботу оставался мертв, – вот другой день; ночь на воскресенье застала Его тоже мертвым. Так насчитываются трое суток неполные, как и мы часто имеем обычай считать время».

Ты спросишь: но откуда взялись три ночи? Одна ночь с пятницы на субботу, другая с субботы на воскресение. А первая (третья) ночь наступила сразу, как Он умер на Кресте. Сказано: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Лк.23:44–46 ).

А пророк Иона прообразовал сие событие, на третий день освободившись из чрева кита, как из некоей одушевленной могилы.

Ты спросишь: а как кит, который питается только планктоном, мог проглотить Иону, имея столь узкое горло? Отвечу словами святителя Филарета (Дроздова), который на подобное саркастическое замечание ответил: «Если бы в Писании было сказано, что не кит проглотил Иону, а Иона – кита, я и тому бы поверил, ибо Слово Божие есть Слово Божие!»

Далее Господь говорит о том, что язычники порою оказываются более восприимчивыми к Слову Божию, чем иудеи, и приводит им известные из Писания примеры:

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Ионе, проповедавшему по выходе из кита, говорит, поверили, а Мне, и по воскресении Моем вы не поверите; посему и будете осуждены ниневитянами, которые поверили рабу Моему Ионе, без знамений и чудес, хотя они были варвары… »

И в наше время люди других вер, принимая Православие, становятся ревностными последователями Христа, а рожденные в православных семьях живут хуже язычников.

Я был в Индии и наблюдал тамошних язычников: они почитают своих родителей, ведут трезвый образ жизни, преступность там не такая, как у нас. Так было и в древности, так и сейчас! Сходите в Москве на собрания православных татар: вы будете поражены их ревностью о Боге и о Православии! Так что «пришельцы» в истинную религию могут духовно опередить коренных (по происхождению) верующих.

Блаженный Иероним Стридонский в этом смысле и толкует эти слова: «Царица южная осудит народ иудейский таким же образом, как ниневитяне осудят неверного Израиля. А это есть та царица Саба [Савская], о которой мы читаем в свитке Царств и Паралипоменон; она, несмотря на столь многие трудности, оставив свой народ и царство, пришла в Иудею, чтобы послушать премудрость Соломона и принесла ему многие подарки. Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровенно предпочитается вера язычников вере народа израильского».

Как такое может быть, что образ жизни язычников и их открытость к проповеди единобожия предпочитается вере народа израильского? Им много было дано, но о многом и спросится. Феофилакт пишет об иудеях: «Осуждены будете, потому, что вы выросли с пророками, видели знамения и чудеса и, несмотря на то, не поверили».

Далее мы переходим к теме, обозначенной нами, как «Возвращение нечистого духа».

Сын Божий продолжает Свое наставление верующим. Он говорит:

Блаженный Иероним дает такое истолкование: «Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев, он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу, он, не находя себе места у других народов, сказал: ″Возвращусь в дом мой, откуда я вышел″. – То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил».

«Безводными местами» Сын Божий называет те места, где живут люди, которые не руководствуются Словом Божиим. Ибо воды в Писании часто символизируют собою и Благодать, и Слово Божие. Блаженный Феофилакт видит и другой смысл в этих стихах, он пишет: «А ты разумей еще вот что: посредством крещения нечистый дух изгоняется и бродит по безводным местам и душам некрещеным, но в них не находит покоя». Видим, что одно истолкование дополняет собою другое. Далее сказано:

«семь других духов, злейших» – означает, что дух неверия может притащить за собою и семь смертных грехов: гордыню, жадность, блуд, гнев, чревоугодие, зависть и уныние. Справиться с семью смертными грехами довольно трудно. Гордости необходимо противопоставить смирение; жадности – благотворительность; блуду – целомудрие; гневливости – кротость; чревоугодию – воздержание; зависти – доброжелательность; унынию – упование (надежду).

Итак, неверие – мать всяческому греху. Даже если верующий согрешает, это означает, что он подпал под воздействие сего порока – неверия, и грешит как бы в забытьи, не помня, кто он в глазах Бога. Преподобный Варсонофий Оптинский писал: «Хулой на Духа Святаго, непростительной и ведущей к погибели, называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший, не покаявшись в своем неверии, погиб».

Ты спросишь: а где увидеть явные чудеса? А я отвечу: посмотри на небо, солнце, звезды и луну, посмотри и на себя самого, и вникни, разве не Бог все это создал? Сказано: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» ( Иов.12:7–10 ); и еще: «От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования. Внимай сему… стой и разумевай чудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало? Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить. Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему? Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» ( Иов.37:10–24 ). Поистине, как сказано в богомудрой Псалтири, «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс.18:2 ).

Толкование блаженного Феофилакта на эти стихи туманно и неопределенно. Он пишет: «По-человечески мать хотела показать, что имеет власть над сыном, ибо в то время она еще ничего особенно великого не помышляла о Нем». С таким истолкованием трудно согласиться! Ибо Дева Мария первая была посвящена в тайну Богоявления. И само Евангелие, которое мы изучаем, изошло из сердца Девы Марии! Ибо многие события, описанные Евангелистами, списаны с Ее слов. Сказано: «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» ( Лк.2:18–19 ); и еще: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ).

Здесь более подходит истолкование Блаженного Иеронима. У него сказано: «Господь был занят делом проповедования, учения народов, служения слову, а Матерь и братья Его подходят, стоят у дверей, вне дома, и выражают желание говорить с Ним. Тогда некто извещает Спасителя, что Его Матерь и братья стоят возле дома, спрашивая о Нем. Мне кажется, что этот, возвещающий Господу, делает это не случайно и не просто; но он замышляет козни против Спасителя, чтобы испытать, не предпочтет ли Он плоть и кровь духовному делу. Поэтому Господь отказался выйти, но не потому, что Он отрицал Матерь и братьев, а потому, что давал ответ злокозненному».

Блаженный Феофилакт, толкуя эти стихи, как бы выправляет неясность вышестоящего истолкования. Он пишет: «Не в укор матери говорит это, но для исправления человеческой мысли ее; ибо не сказал: она Мне не Мать, но дал знать, что если она не будет исполнять воли Божией, то ей нисколько не принесет пользы то, что она родила Меня. И так Он не отрекается от естественного родства, но восполняет его родством по добродетели; потому что недостойный человек не получает никакой пользы от плотского родства». Толкование Иеронима Стридонского согласуется здесь с толкованием Феофилакта. Блаженный Иероним пишет: «Те – мать Моя, которые ежедневно порождают Меня в душах верующих; те – братья Мои, которые творят дела Отца Моего. Итак, Он не отрицал Матери Своей, как полагали… (еретики – О.С.) Он только предпочел апостолов Своим единокровным, чтобы и мы в любви своей отдавали сравнительное предпочтение духу перед телом».

Если кто спросит: а кто такие названные здесь «братья Его»? Некоторые отцы говорили, что это дети Иосифа Обручника. Но блаженный Иероним с этим категорически не соглашается. Он пишет: «Некоторые толкователи под братьями Господа разумеют сыновей Иосифа от его второй жены, следуя бредням сокровенных (подложных – О.С.) книг и размышляя некую женщину Мельху или Ельку. Мы же, как говорится в книге, написанной нами против Гельвидия, под братьями Господа разумеем не сыновей Иосифа, а двоюродных братьев Спасителя, сыновей Марии, тетки Господа по Матери Его; она, говорят, была матерью Иакова Младшего, Иосифа и Иуды, которые, как мы читаем в другом Евангелии названы братьями Господа».

Такая неопределенность по данному вопросу промыслительна, ибо Сам Христос учил: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

Этими словами Он не разрушает Свою собственную семью и тем более не нарушает союза любви со Своею Матерью. Напротив! Он приглашает и нас с вами присоединиться к этой семье. Приглашает через Самого Себя усыновить нас, раскрыть в нас сыновство Богу Отцу. Само древнееврейское слово «ах» (брат) может иметь более широкое значение, чем греческое «адельфос» (это слово имеет более узкий смысл). Конечно, то, что евангелист Матфей, точнее, переводчики его Евангелия с арамейского на греческий, могли употребить это слово тоже в широком смысле.

В словах Христа речь идет именно о новом родстве, следовательно, преимущество его действительных сродников могло заключаться только в том, что они раньше других людей вступили в этот новый союз рода человеческого, который позже получит наименование Церкви. Впрочем, в Евангелии от Иоанна есть и такие слова: «Ибо и братья Его не веровали в Него» ( Ин.7:5 ). Возможно, что изначала из его родственников и близких только Дева Мария, Иосиф, Елизавета и Иоанн Креститель веровали в Него, были посвящены в тайну Его Небесного происхождения.

В действительности же мы не знаем, исходя из контекста рассматриваемого евангельского отрывка, зачем родные с Матерью пришли к Нему. Возможно, они опасались за Него, или же этот визит носил более житейский характер. Но несомненно то, что Иисус воспользовался возникшей ситуацией для того, чтобы призвать слушающих вступить в семью принявших евангельскую весть о спасении.

В конце концов его братья уверовали в Него. Сказано: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» ( Деян.1:14 ); и еще апостол Павел писал: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» ( Гал.1:19 ). Апостол Иаков, брат Господень по плоти, не только имел статус апостола, но и возглавлял Иерусалимскую Церковь. В Священном Писании неоднократно упоминается о братьях Иисуса Христа и даже некоторые называются по имени, как то: Иаков, Иосия, Симон и Иуда.

Святая Церковь почитает и чествует их как истинных апостолов Иисуса Христа.

Итак, сегодня мы завершили изучение 12-й главы Евангелия от Матфея. Если будем живы и Господь позволит, то далее начнем изучение 13-й главы Евангелия от Матфея.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *