знание емиас что это
Расшифровка аббревиатуры ЕМИАС
В системе здравоохранения давно пора было пробовать внедрение инновационных технологий. И операционная системе ЕМИАС стала одной из первых серьезных программ, способных изменить ход событий. Она продемонстрировала высокие положительные результаты, показала себя функциональной и отлаженной. В этой статье мы ответим на вопрос, что такое ЕМИАС.
Расшифровка
Название часто произносят, но, как расшифровывается аббревиатура ЕМИАС, знают не все — Единая медицинская информационно-аналитическая система. Она предполагает информативную функцию среди медицинского персонала и пациентов, а также анализирует полученные, сохраненные данные. Это помогает постоянно оптимизировать рабочий процесс в лечебно-профилактических учреждениях.
Эта система захватывает довольно широкий круг вопросов, часть из них сразу решает, некоторые варианты меняются постепенно. Ощутимым для пациентов плюсом стала оптимизация процесса записи к доктору, возможность получить квалифицированную помощь, когда необходима диагностическая процедура. Теперь в очереди приходится находиться максимум 20 минут, это в случае экстренных ситуаций с предыдущими посетителями.
Врачи, попавшие в систему EMIAS Московской области, должны пройти соответствующую подготовку по работе с алгоритмами, электронными записями и прочими нюансами. Практикующие работники проходят повышение квалификации, а поступающие на работу должны иметь соответствующую подготовку. В целом, система стала налаженной, упорядочены документы, а принимают исключительно квалифицированные специалисты.
История
Изначально программа создавалась как способ управления потоком пациентов в медицинских учреждениях в Москве в 2011 году. Уже через год ее работа была проверена и испробована 10 учреждениями города. На следующий год система получила большое распространение, и было решено внедрить ее в остальных медучреждениях с добавлением службы поддержки.
В течение последующих лет были разработаны проекты по созданию электронных медицинских карт и рецептов. Постепенно к 2016 году программа стала лидирующим порталом по управлению городскими поликлиниками с основной системой ЕМИАС. Исследования, анализ показали функциональность и продуманность EMIAS до мелочей, ведь до этого производилось множество профилактических работ и укрепление защиты данных. Теперь ЕМИАС – это операционная система поликлиник, вошедших в коалицию данной программы.
Информация
EMIAS выполняет ряд основных обширных функций:
Это не конечный вариант программы, одно из ее свойств – постоянное совершенствование. В ближайшем будущем планируется налаживать функциональность сервиса обеспечения лекарственными средствами и оптимизация системы, служащей для преемственности сведений между медорганизациями.
Итак, ЕМИАС — расшифровка ее представляет собой информационно-аналитическую систему, охватывающую, если не все учреждения, то большинство лечебно-профилактических организаций. Это предполагает наведение порядка в системе здравоохранения и вывод ее на новый уровень функционирования.
Что такое ЕМИАС?
У
нашего города были «плохие привычки»: стоять в очередях в поликлиниках,
записываться к врачу только в регистратуре, заполнять кучу документов, подолгу
и с трудом искать информацию, необходимую для пациентов. Перемены были просто необходимы.
Проанализировав
зарубежный опыт, специалисты московского здравоохранения и сферы информационных
технологий создали свою, уникальную единую медицинскую информационно-аналитическую
систему (ЕМИАС), решающую целый комплекс перечисленных проблем.
На
момент внедрения проекта ни одна столичная поликлиника не была готова к работе
в этой системе. Была проделана огромная работа по модернизации инфраструктуры
поликлиник. На данный момент практически все лечебно-профилактические
учреждения столицы подключены к данной системе.
Что
же дала ЕМИАС врачам и пациентам? Благодаря нововведению врач избавлен от
бумажной рутины и заполнения документов от руки, увеличилось время для работы с
пациентом. Пациент может, минуя регистратуру самостоятельно записаться к врачу,
даже не выходя из дома, пользуясь сервисами дистанционной записи: сайтом,
мобильным приложением. Обладая доступом к информации о расписании и свободных
часах специалистов, пациенты сами выбирают время визита к врачу.
Система
позволяет оперативно собирать и грамотно обрабатывать информацию. Анализ
статистики дает возможность донести до руководства городом реальные потребности
конкретных медицинских учреждений и помогает контролировать работу столичного
здравоохранения.
Введение новой технологии напрямую
трансформируется в качество медицинской помощи. Именно это и является главной
задачей создания ЕМИАС. На сегодняшний день к системе подключено около 660
поликлиник Москвы.
Для оперативного сопровождения
работы системы создан ситуационный центр, который дает возможность Департаменту
здравоохранения Москвы в режиме онлайн оценивать доступностью медпомощи
для пациентов и какова в данный
момент ситуация с нагрузкой на врачей в конкретном медицинском
учреждении. Получаемая информация позволяет оперативно принимать необходимые
решения. И это еще не все возможности системы.
Подсчитан и экономический эффект от
внедрения системы — в год это 600 тыс. человеко-часов рабочего времени врачей,
что эквивалентно работе шести поликлиник!
В 2015 г. начнется тиражирование
электронной медицинской карты (ЭМК), интегрированной с ЕМИАС и социальной карта
москвича. ЭМК – это преемственность и консолидация информации о пациенте,
сокращение времени на ее поиск, упрощение формирования необходимых документов.
Развитие этой функции лежит в
использовании социальной карты москвича для получения скидки в аптеках города и
использования для трансляции рецептов в электронном виде.
По данным ЕМИАС, пациентами
государственных поликлиник являются около 7 миллионов пациентов, это почти
половина жителей столицы и больше половины застрахованных в системе ОМС и это
исключая пациентов ведомственных клиник!
Таким
образом, ЕМИАС — это новый инструмент, позволяющий постоянно контролировать
работу медучреждений Москвы и регулировать качество оказываемой медицинской
помощи москвичам.
Недавно
прозвучала неприятная новость – в Москве были уволены пять главврачей
поликлиник. Претензии к ним, в частности, возникли из-за жалоб пациентов на
большие очереди, а также из-за фальсификации данных электронной записи к
врачам— нашлись любители улучшить на бумаге показатели своей работы. Данная система
электронной записи предусмотрена и против таких «специалистов» по припискам и
искажению. К сожалению не все современные врачи такие же альтруисты, как герой
Булгакова профессор Преображенский, но, будем надеяться, что увольнение
фальсификаторов станет другим наукой.
ЕМИАС: столичное здравоохранение в электронном формате
Проект Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) был запущен в 2011 году Департаментом информационных технологий и Департаментом здравоохранения. Сегодня работающий в Москве сервис — один из самых масштабных примеров внедрения информационных технологий в здравоохранение. Руководство других мировых столиц пока только обсуждает подобные идеи.
Доступнее, удобнее и комфортнее: что такое ЕМИАС
В ЕМИАС хранятся медицинские карты москвичей, она позволяет управлять потоками пациентов, вести персонифицированный учёт медицинской помощи. Пользователи системы могут найти ближайшую к дому поликлинику, записаться на приём онлайн, перенести его без отмены, получить справки и льготные рецепты. В системе собирают и анализируют данные о посещении пациентами медицинских учреждений города, включая спрос на тех или иных врачей, их загруженность и длительность очередей.
Система делает медицинские услуги доступнее, удобнее и комфортнее. Медики теперь не только избавлены от ненужной бумажной рутины, но и имеют простой и удобный доступ к необходимой информации для оказания помощи. А руководство медицинских учреждений получает достоверный и оперативный инструмент эффективного управления всей системой городского здравоохранения.
Сейчас система работает в 660 детских и взрослых поликлиниках, диспансерах и диагностических центрах Москвы. Она объединяет более 23,6 тысячи врачей и 8,9 миллиона пациентов. Ежедневно в ЕМИАС, содержащей более 243 миллионов записей к врачам, происходит около 500 тысяч транзакций. Над проектом работают порядка 4500 специалистов из более чем 30 российских IT-компаний.
Электронный больничный и запись к врачам онлайн
Получить рецепт на лекарства можно с помощью сервиса льготного лекарственного обеспечения, который уже работает в 437 медучреждениях. Благодаря ему врачи могут видеть текущий ассортимент и наличие лекарств, выписывать электронные рецепты и получать актуальную информацию о том, обладает ли пациент правом на льготы. С начала работы сервиса было выписано более 22,38 миллиона рецептов. Врачи, используя сервис, экономят на выписке одного рецепта в среднем три минуты.
Упростить «бумажные» операции медикам также позволяют сервисы выдачи больничного листа и направлений на анализы. Во втором случае данные заполняются автоматически в соответствии с диагнозом пациента. Врач уже на приёме может создать запись и распечатать для пациента памятку с правилами сдачи анализов. В централизованном лабораторном сервисе ЕМИАС уже выдали более двух миллионов электронных направлений на различные исследования.
Узнать всю информацию об истории болезни пациента, диагнозах, назначениях и получить доступ к другим важным сведениям, которые могут повысить качество лечения, позволяют электронные медицинские карты. Их протестировали, а теперь повсеместно внедряют. С февраля 2015 года в 150 поликлиниках уже создано более 1,1 миллиона электронных карт.
Подать заявление на прикрепление к поликлинике можно онлайн на московском портале госуслуг, в больницу при этом идти не обязательно. Уже через три дня пациент получит доступ к дистанционной записи на сайте ЕМИАС. Помимо записи на приём к нужному врачу, здесь есть услуга, которая позволяет перенести визит на другое время.
Отменить приём пациенты могут с помощью любого удобного канала: портала госуслуг pgu.mos.ru, сайта emias.mos.ru, мобильного приложения и инфомата, телефона службы записи, регистратуры или сайта emias.info. Главное достоинство онлайн-переноса — возможность выбрать более удобное время, не боясь потерять существующую запись. Еженедельно пациенты московских поликлиник отменяют около 45 тысяч записей на приём. Этим они ежемесячно экономят более 40 тысяч часов рабочего времени медиков.
Центр ситуационного мониторинга
Через центр мониторинга ЕМИАС, который работает с января 2015 года, руководство поликлиник Москвы может контролировать ситуацию в режиме онлайн. Можно оценить спрос на того или иного специалиста, его загруженность и длительность очередей. Полученная информация помогает равномерно распределять нагрузку на медперсонал и принимать решения об изменении штата сотрудников там, где это необходимо.
Доступность медицинской помощи по каждой больнице и по каждому врачу ежедневно анализируют в ситуационном центре ЕМИАС. В его команде не только медики, но и специалисты с техническим и юридическим образованием. Обнаруживая типовые ошибки в организации приёма пациентов, они готовят рекомендации по оперативному исправлению сложных ситуаций. В результате работы ситуационного центра сегодня лишь в семи поликлиниках Москвы есть некоторые проблемы с доступностью медицинской помощи.
Как развивается ЕМИАС
До 2018 года в ЕМИАС планируют не только развивать уже работающие направления, но и создавать новые сервисы. Например, будет персонифицирован учёт оказанных медицинских услуг, автоматизирована работа городских стоматологических клиник, травматологических пунктов и участковой медицинской службы. Будет развиваться и сервис «Дежурный врач» — помощь пациентам непосредственно в день обращения. Одно из приоритетных направлений — стабильность работы ЕМИАС во время сезонных пиков заболеваемости. Также в планах внедрение облачной бухгалтерии, комплексное управление плановой госпитализацией и интеграция в систему городской неотложной медицинской помощи. Уже в этом году бригады скорой помощи оснастят планшетами, которые будут подключены к ЕМИАС. Это позволит сотрудникам скорой быстро получать доступ к электронным картам больных. Уже в пути медики будут знать об аллергии, хронических и других заболеваниях пациента.
Образование edu.emias.mosreg.ru
Система здравоохранения показала многолетний опыт работы, когда одни сферы успешно развивались, а другие не выдавали положительных показателей. Функция информирования население и медперсонала не выполнялась в должном объеме, что создавало ряд проблем.
Но, когда появилась программа ЕМИАС в медицинской области, часть вопросов решилась автоматически, другие были затронуты, при этом общие показатели ощутимо возросли.
Что это
Единая медицинская информационно-аналитическая система, внедренная в систему здравоохранения в Москве с 2012 года. Это постепенный переход на цифровое ведение дел, учет, расчет, статистика и анализ, но основные цели таких изменений и пояления сайта заключаются в:
Это проект, затрагивающий разные аспекты взаимоотношений медицины и пациента, здесь оказывают помощь в порядке остроты нужды, сохраняют архивы, анализируют и улучшают систему, исходя из реальных данных.
Регистрация
Использование программы бесплатно, и это считается государственной услугой. Чтобы зайти в личный кабинет на главную страницу http edu emias mosreg ru, нужно зарегистрироваться в режиме онлайн, придумать login. Для этого придется указать некоторые персональные данные, чтобы создать учетную запись, куда сохранится вся история.
Если использовать мобильное приложение ЕМИАС в целях записи с помощью Андроида, то регистрация на сайте «ЕДУ»может не понадобиться. Но требования о наличии страхования и прописки в Москве или Московской области, остаются в силе. Иначе это противоречит принципам системы.
Возможности
Данная информационно-аналитическая программа обеспечивает:
Это означает более высокие требования к отбору работников в сфере медицины, анализ результатов.
Обучающие программы
ЕМИАС включает в себя и обучение, обучающие программы для медицинского персонала, повышенный уровень требований позволяет отобрать лучших и квалифицированных специалистов. В колледжах внедрена эта система, демонстрирующая положительную динамику и на практике.
Работники, практикующие навыки в работе, должны в установленный срок пройти повышение квалификации по известной программе. Она включается как наглядный материал, так и для прослушивания, затем обязательны тесты на усвоение информации. Предоставляется учебно-методическое пособие с обширным материалом, там доступно изложено, как работать с алгоритмами ЕМИАС, есть база упражнений на закрепление знаний.
Итак, EMIAS – стремительно развивающаяся система, охватывающая большинство сфер здравоохранения Москвы. Она предполагает функциональность, удобство использования портала пациентами и высокое качество услуг.
«Четверть записавшихся к врачу москвичей не приходят на прием»
По данным Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (ЕМИАС), благодаря ее внедрению удалось обеспечить очень высокую доступность самых востребованных врачей первичного звена. Доступность терапевтов сейчас составляет 98%, педиатров — 98,5%. Для сравнения, число пациентов, находящихся в «красной зоне» (четыре и более дня ожидания) при записи к врачу-терапевту с 2014 года уменьшилось в 16 раз — с 32 до 2%.
Стабильно уменьшается и доля пациентов, ожидающих приема врача недопустимое время (свыше 40 минут). Доля таких пациентов, ожидавших терапевта, в среднем составила: в 2014 году — 21,8%, 2015-м — 10%, за II квартал 2016 года — 4,5%. Доля пациентов, ожидавших начало приема педиатра более 40 минут в среднем составила: в 2014 году — 15,5%, 2015-м — 6,8%, за II квартал 2016 года — 4,6%.
Заместитель руководителя департамента информационных технологий города Москвы Владимир Макаров, курирующий разработку и внедрение ЕМИАС, рассказал корреспонденту «Известий» Кириллу Кудрину о том, как именно работает система, кому она облегчает жизнь и сколько людей «прогуливают» посещение врача, несмотря на все удобства электронной записи.
— Есть ли аналоги ЕМИАС за рубежом?
— Разработка и внедрение Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы начались в 2011 году в рамках государственной программы «Информационный город» на 2012–2018 годы. Это государственный проект: система создается департаментом информационных технологий города Москвы по заказу столичного департамента здравоохранения.
ЕМИАС разработана специально для Москвы с учетом потребностей и специфики работы поликлинического звена. Для работы над системой привлечено более 30 отечественных IT-компаний. По масштабам и срокам внедрения ЕМИАС не имеет аналогов в России и в мире. Уже за первые три года система охватила все государственные поликлиники. Москва по сути — единственный мегаполис, в котором все поликлиники объединены в единую систему, в отличие от Нью-Йорка, Лондона, Барселоны, Сиднея и т.д., где пока только рассматривают такую возможность. По данным недавнего рейтинга PricewaterhouseCoopers, столица России находится на первом месте среди других городов по информатизации здравоохранения.
— Каковы задачи ЕМИАС?
— Главные задачи системы — сделать бесплатную медицину более комфортной и доступной для москвичей, освободить врачей от бумажной рутины и дать городу актуальную информацию по загруженности поликлиник, чтобы на ее основе принимать взвешенные управленческие решения для повышения качества и доступности медицинской помощи.
ЕМИАС объединяет все 660 городских поликлиник, в системе работают более 23 тыс. врачей. «Уникальных» пациентов — тех, кто хотя бы раз пользовался сервисами ЕМИАС, — у нас уже порядка 9 млн, а это 75% жителей столицы.
— Каким же образом система облегчает жизнь пациентов поликлиник?
— Процедура записи на прием к врачу значительно изменилась с внедрением электронной регистратуры. Если раньше записаться на прием можно было только лично в регистратуре, то с внедрением ЕМИАС у москвичей появилось множество других вариантов, и самые удобные из них — дистанционные, которыми активно пользуются уже 30% пациентов: это интернет, мобильные приложения, телефон единой службы записи. Также можно записаться через информационный киоск (инфомат) в поликлинике.
Но ЕМИАС — это гораздо больше, чем просто электронная регистратура, в системе также разработаны электронные сервисы, облегчающие ежедневный труд врачей. Например, это электронные рецепты и листки нетрудоспособности. На сегодняшний день выписано более 23 млн электронных рецептов и порядка 2 млн листков нетрудоспособности. Электронная форма позволяет автоматически заполнять ряд полей, например ФИО и возраст пациента, номер полиса ОМС и другие обязательные данные, и таким образом существенно освобождает время врача.
— Возможно ли полностью перевести документооборот в столичных поликлиниках в электронный вид?
— Федеральный закон определяет рецепт как «письменное назначение лекарственного средства», поэтому пока врачу приходится распечатывать электронный рецепт на бумаге. Сейчас ведется работа над поправкой в федеральное законодательство для того, чтобы электронный рецепт не нужно было печатать, что приведет к дополнительной финансовой экономии для Москвы.
— Какие еще сервисы стали доступны посетителям столичных поликлиник за последние годы?
— Ведется активное внедрение лабораторного сервиса, который позволяет оформлять направления на анализы и исследования и получать их результаты в электронном виде, что значительно ускоряет процесс обработки и обеспечивает сохранность данных.
Но, пожалуй, главный сервис, которого ждали и врачи, и сами пациенты, — это электронная медицинская карта, которая обеспечит хранение и преемственность всей медицинской информации о пациенте. Свою электронную медкарту уже получили более 1,5 млн москвичей, и сейчас продолжается ее активное внедрение.
Кроме того, есть ряд сервисов для профессионалов. О существовании этих сервисов обычные пациенты даже не догадываются, а тем временем они приносят пользу городу — «облачная» бухгалтерия, персонифицированный учет оказанной медицинской помощи, центр мониторинга и др.
— Как работает Центр мониторинга ЕМИАС?
— Центр мониторинга ЕМИАС позволяет в режиме реального времени наглядно оценить загруженность поликлиник, вплоть до каждого врача. Важно, что мы можем выбрать временной диапазон, врачей конкретных специальностей, а также уровень анализа: город, округ, амбулаторный центр, поликлиника, участок и т.д. Зеленый цвет на карте говорит о том, сколько пациентов могут записаться на прием в комфортном диапазоне. Для терапевтов и педиатров это диапазон «сегодня-завтра», для специалистов (окулистов, отоларингологов, хирургов и т.д.) этот показатель составляет до пяти дней. Желтый цвет показывает допустимое ожидание: 2–3 дня у терапевтов и педиатров, 6–7 — у специалистов. Красный информер — доля пациентов, которые ждут записи на прием к терапевту или педиатру более четырех дней или к специалисту более восьми дней. Как мы видим, доступность большинства врачей сегодня составляет более 90%.
Центр мониторинга показывает также время ожидания приема «под дверью». Зеленым отмечается комфортное ожидание, которое не должно превышать 20 минут. Желтым — допустимое, то есть 40–60 минут, красным критичное — более 60 минут. В «зеленом коридоре» у терапевтов на сегодня 89% пациентов.
— Куда дальше стекается эта информация?
— Ежедневно эти показатели контролируют специалисты ситуационного центра департамента здравоохранения города Москвы, и в случае необходимости они выезжают и помогают наладить работу поликлиник на местах.
— Существует ли проблема, когда люди записываются на прием, но не приходят?
— Поскольку в поликлиниках удалось достичь очень высоких показателей доступности врачей первого звена, то ценность приема в глазах пациентов снижается. Примерно 23–24% пациентов, записавшихся к врачу, не приходят на прием, часть из них отменяет запись. Но вводить какие-то санкции в адрес «прогульщиков» — незаконно и недопустимо. Есть другой выход — менять параметры доступности в зависимости от цели визита, и мы работаем над этим алгоритмом.