знания что делают глаголы
Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки
Самостоятельная часть речи. Обозначает действие.
Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.
Глаголы обозначают действия в широком смысле.
Постоянные морфологические признаки глаголов
Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.
А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.
Как быстро запомнить
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.
Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:
К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:
Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.
Непостоянные признаки
Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.
Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.
Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.
Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.
Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.
Про синтаксическое и морфологическое время
В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.
Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.
Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.
Лицо. Лиц три:
Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.
Про безличные глаголы
Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.
Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.
Чем глагол является в предложении
Может быть очень разными членами предложения:
Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.
Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.
Глагол – это второй по важности после существительного член предложения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Уверен, о том, что такое ГЛАГОЛ, знают все! Ну, или хотя бы имеют представление и могут объяснить своими словами.
Но в этой статье мы расскажем о многочисленных нюансах, связанных с этим понятием.
О том, что все без исключения проходят в школе, но могли уже и подзабыть.
Что такое глагол
Глагол – это часть речи, которая в первую очередь обозначает действие, совершенное кем-то или чем-то, а также над кем-то или над чем-то. Также это процесс, отношение и состояние любых одушевленных лиц, предметов или явлений.
По частоте употребления в нашей речи глагол занимает почетное второе место после существительного. Распознать его очень просто.
Он отвечает всего на два вопроса – «Что делать?» и «Что сделать?», а также их различные формы.
(что делает?) парус одинокий. (М.Лермонтов)
Итак, она (что делала?) Татьяной. (А.Пушкин)
(что делаю?) грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)
Все теперь (что сделано?) без возврата. (С.Есенин)
Как уже было сказано, глаголы обозначают:
Глагол относится к так называемым самостоятельным частям речи. Это те, которые могут существовать сами по себе. К ним же относятся существительные, прилагательные, местоимения, наречия и причастия.
А вот предлоги, союзы и частицы – это зависимые части речи, потому что сами по себе они не имеют смысл и употребляются только вместе с другими словами.
История глагола
Слово «глагол» имеет древнеславянские корни, и тогда говорили с мягким знаком на конце – «глаголь». А славяне полностью заимствовали его из древнегреческого и латыни, где оно произносится точно также.
Но вот что интересно! Изначально «глаголь» обозначал вовсе не действие. Его дословный перевод был «слово, речь». Соответственно, глаголить – разговаривать, произносить. Глаголевый – многословный, разговорчивый.
Более того, азбука древних славян называлась «Глаголица». А четвертая буква в ней, как и сейчас это «Г», называлась «глагол» и означала все то же «слово».
Или вспомните знаменитые строчки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк»:
Глаголом жги сердца людей.
В этом контексте имеется в виду именно старое значение слова. То есть Пушкин хотел сказать, чтобы пророк шел и словами (глагол) будил (жги) что-то хорошее в людях или доносил до них какие-то истины.
Но кстати, и сегодня мы иногда употребляем слово глагол в значении «слово, речь». Когда мы говорим «разглагольствует», подразумеваем «много говорит, болтает».
Начальная форма глагола
Начальную форму глагола называют ИНФИНИТИВ от латинского слова «infinitivus», что означает «неопределенный». Ее так иногда и называют неопределенной формой глагола.
Инфинитив отвечает на вопрос «Что делать?» и бывает нескольких видов:
Морфологические признаки глагола
У глаголов есть следующие признаки:
Интересный факт! В древние времена у глаголов было четыре времени. Было еще дополнительное «прошлое», которое после того, как произошло еще какое-то действие. Например, он сел читать, когда пришел домой.
У большинства глаголов возможны оба вида, но есть и такие, которые употребляются только в одном.
Спряжение глаголов
Еще один признак глаголов, о котором стоит поговорить отдельно. Это целая система изменений слов в настоящем и будущем времени (изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам).
Спряжения бывают двух видов – первое и второе, и обозначаются они римскими цифрами I и II. Чтобы определить спряжение глагола, нужно смотреть на окончание. Какое оно – ударное или безударное.
Если окончание ударное
Для определения спряжения надо просто запомнить:
Глагол с приставкой спрягается точно так же, как и без нее. И для простоты эту приставку можно просто не замечать. Например: закричать – кричать, переспать – спать, дописать – писать.
Если окончание безударное
В этом случае все несколько сложнее. И какой бы глагол нам ни попался, надо будет переводить его в инфинитив.
И если начальная форма глагола имеет окончание «ить», то это второе спряжение. Например: спорить, помнить, верить. Но в данном случае есть исключения, которые надо просто запомнить – слова зыбиться, зиждиться и брить относятся к первому спряжению.
А вот к первому спряжению относятся все остальные глаголы, у которых окончания заканчиваются не на «ить», а на любые другие буквы. Хотя и здесь есть исключения – зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, видеть, слышать, держать, дышать, гнать.
Вместо заключения
Многие писатели и лингвисты очень тепло отзывались всегда о глаголах. Они считали эту часть весьма сложной, но способной оживить любой текст. Вот вам только несколько подобных примеров:
Найти нужный глагол для фразы, означает дать движение этой фразе (А.Толстой)
Глагол придает предложению жизнь. И оживляет некоторые слова рядом с собой. (Н.Грач)
Глаголы оживляют все, к чему приложены. (А.Пешковский)
Вот и все, что мы хотели рассказать о глаголах.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Оживить текст — это мягко сказано, без глагола я себе не представляю выражение хоть какой-нибудь здравой мысли, а в английском языке вообще не может быть предложений без глагола.
Сразу вспомнила нашу любимую учительницу русского языка Людмилу Георгиевну и ее уроки. Как она учила нас запомнить глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению. Это было почти стихотворение:
гнать, держать, смотреть и видеть, ненавидеть и обидеть, дышать, слышать и вертеть и зависеть и терпеть.
Зато запомнили на всю жизнь это правило и уроки.
наестся, бывало, сорочонок, встряхнётся, посмотрит хитрым чырным глазком на тарелку, да и взлетит на перкладину под самый потолок или полетит в сад.
Знания что делают глаголы
Автор: Портнова Маргарита Германовна
Организация: МБОУ СОШ № 30 г. Химки
Населенный пункт: Московская область, г. Химки
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы ведения урока: деятельностный,
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактическая цель: Познакомить с частью речи-глаголом, его отличительными признаками
Предметные задачи урока:
Метапредметные задачи урока:
Личностные задачи урока:
Планируемые результаты
Дети учатся:
— понимать и принимать учебную задачу;
— определять глаголы в речи;
— составлять предложения с глаголами;
— выяснять значение глаголов в речи;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Оборудование:
Компьютер, проектор, карточки для работы в группах и парах, рефлексивные карточки
Хронометраж урока.
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
4. Работа по теме урока –26 мин.
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
б ) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи– 4мин.
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
г) Включение в систему знаний и повторение – 6мин
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
5. Подведение итогов-5 мин
6. Рефлексия – 3 мин.
7. Домашнее задание – 2 мин.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
1.Организационный момент.
-Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.
«Если порядок на столе – то порядок в голове».
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и гостям. Пусть ваше хорошее настроение будет вам помощником на уроке.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
—Приветствуют учителя.
2. Актуализация опорных знаний
(на доске и на слайде)
Работая в паре, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Чайка, руч.и, д.рить, птич.ка, яго.ка, снеж.нка.
Запишите слова самостоятельно, подчеркните орфограмму
Проверьте свою работу и оцените её.
-Разделите слова на 2 группы.(сорока, ворона, шел, снегирь). Какое слово здесь 1? Составьте предложение с этим словом и подчеркните главные члены (основу) предложения
Нр/ По дороге шел мальчик.
Ребята, мы продолжаем путешествие по стране Части речи. С первым жителем мы знакомы-это существительное, а с его соседом- мы знакомимся на этом уроке.
-Найдите в учебнике и прочитайте название нового раздела(стр.68)
-Прочитайте проблемный вопрос-тему урока
Проверяют и оценивают работу.
Распределяют слова на 2 группы. Определяют тему урока.
Читают действия дядюшки Глагола, отвечают на проблемный вопрос, ставят учебную задачу
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности
Ребята, начиная знакомство с глаголом, какие задачи мы ставим перед собой
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Развивать свою речь, грамотность. Научимся распознавать глаголы, подбирать слова близкие и противоположные по значению.
Перечисляют вопросы, на которые считают важным получить ответы:
Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Как узнать глаголы в тексте? И т.д.
4. Работа по теме урока
а) Первичное усвоение материала
Карточки для вывода правила
б ) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
рисунок глагола
в) Самостоятельная работа с самопроверкой
Посмотрите на рисунки в упр.116,
Кто изображён на картинке?
На какой вопрос отвечают эти слова?
Запишем предложения по 2 картинкам.
В записанных вами предложениях выделим главные члены.
-Какой частью речи выражено подлежащее?
-Предположите, какой частью речи выражено сказуемое?
-Сделайте вывод о сказуемом.
Подумайте, с какой частью речи может употребляться глагол?
-Работая в парах попробуйте сами дать определение новой части речи
2.А теперь прочитаем сведения от тетушки Совы.
Прочитайте правило. Сравните ваш вывод с правилом. Верно ли вы дали определение глагола?
-Что обозначает глагол?
-На какие ещё вопросы может отвечать глагол?
Чтобы вы лучше запомнили правило. Послушайте сообщение о глаголе
3. А наш новый знакомый Глагол, как и обещал, направился в зоопарк. Мы отправляемся вместе с ним. Но для этого мы должны вспомнить правила поведения в зоопарке.(Слайд7). Эти правила вы должны соблюдать всегда. А на тех, кто эти правила нарушает глагол сердится, негодует, злится.
-Что же он там увидел? Там творилось что- то невероятное. О них написано в упр. 118. Давайте прочитаем об этом.
Кто написал это произведение? Как оно называется? Все ли действия животных названы правильно. Помогите распутать эту путаницу.
1 ряд списывает первый столбик 2ряд второй столбик.
Птицы зачирикали. Лягушата квакают.
Лошади заржали. А утята крякают.
Мухи зажужжали. Поросята хрюкают
Первый вариант записывает первую строчку первого столбика, второй вариант первую строчку второго столбика.
— Подчеркните основу предложения.
— Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?
Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями проверьте и оцените работу товарища)
У кого всё верно встаньте, поднимите руку, кто допустил ошибку.
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают? (Крякают, квакают, хрюкают.)
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что сделали? (Зажужжали, заржал, зачирикали).
Вывод: чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.
Глаголы- это действия предметов. Запомните, какие действия будете выполнять вы делая физкультминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
И работать начинаем.
Рассматривают рисунки. Называют слова, которые обозначают действия. Задают вопросы к выбранным словам. Предполагают, что эти слова называются глаголами.
Составляют предложения, выделяют главные члены предложения. Делают вывод, что сказуемое выражено глаголом.
Работая в парах, самостоятельно составляют определение глагола по опоре.
Сравнивают вывод с правилом. Отвечают на вопросы по правилу. Называют глаголы. Определяют, все ли действия животных названы правильно. Выполняют задание по вариантам.
Находят слова, отвечающие на вопросы: что делают? что сделали? Доказывают, что это глаголы
Утверждают, что сказуемое выражено глаголом.
Выполняют физкультминутку.
г) Включение в систему знаний и повторение
Карточки группам, магниты, линейки, фломастеры на столах
Продолжаем нашу работу по новому материалу. Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет выполнять своё задание.
Послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, подаёт сигнал.
Подойдите ко мне по одному человеку от группы и получите карточки с заданием.
Задание: Составить из слов предложения. Записать их.
Задание: Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать глаголы.
На деревьях набухли почки.(дополнительно)
Задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.
Выполняют задания в группах. По окончанию работы, каждое задание комментируется, доказывается правильность выполнения задания
5. Подведение итогов урока.
Глаголик хочет проверить, хорошо ли вы усвоили тему урока.
Тест
4.Подчеркни глаголы.
Заяц, речка, бежать, льдинка.
5. Допиши глагол к предмету.
Молодцы! Правило о глаголе вы усвоили.
-Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?
-Сможем теперь решить проблему, поставленную в начале урока? (Да)
-С какой частью речи познакомились на уроке?
-Что такое глагол?
6. Рефлексия
Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте вы сами оценить свою работу на уроке.
-если новый материал понятен, и вы, можете о нём рассказать другим, покажите 1 смайлик
а если вам было трудно и вы не уверены, что поняли тему урока, нарисуйте третий смайлик.
Оценивают свою деятельность.
7.Домашнее задание.
Учебник с. 68 правило.
Выполнить упражнение 120.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Записывают домашнее задание
Урок-открытия новых знаний «Глагол, как часть речи» 2 класс
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Открытый урок 17.03.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 11 ИМЕНИ АНДРЕЯ СТЕНИНА ГОРОДА СНЕЖНОЕ»
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПО РУССКОМУ ЯЫКУ НА ТЕМУ:
учитель начальных классов
Урок русского языка
Тема: Понятие о глаголе как части речи.
Цель: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
углубить представления учащихся о роли слов в нашем языке, обозначающих действия предметов;
научить учащихся находить глаголы в тексте;
повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
закрепить умения правильно ставить вопросы к словам-глаголам;
закрепить знания о главных членах предложения.
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
умение распределять роли в общем деле, оценивать уровень усвоения нового материала и собственный результат.
учащиеся смогут: находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
ставить вопросы к глаголам;
повторить сведения об имени существительном.
понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
составлять словосочетания и предложения с глаголами;
пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
развивать речевые навыки.
использовать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.
Оборудование: кластер, цветные картинки с животными, тучки для рефлексии, образцы для самопроверки, индивидуальные карточки для с.р.
Тип урока : открытие новых знаний.
1. Организационный момент. Мотивирование на учебную деятельность.
Приветствие: Здравствуйте – это значит, здоровья желаем мы Вам,
Мы Вам пожелаем здоровья, оно возвратится и к нам!
Вспомним наш девиз, с которым мы работаем на уроках:
Мы пришли сюда … учиться,
Не лениться, а … трудиться.
Работаем, как. старательно,
Слушаем, как. внимательно,
Если спросят, … надо встать, громко, чётко отвечать.
Подарите мне свои драгоценные улыбки. Глазки на меня.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно, но для этого вам необходимо быть очень внимательными. Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними!
2. Актуализация знаний.
2.1. Минутка чистописания.
— Открываем свои тетради:
Я тетрадь свою открою,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
Потому что не ленюсь.
— Что было задано домой? (составить рассказ по картине)
— Хорошо, ребята, я увидела, что вы все готовы к уроку, а правильность выполнения я проверю, когда соберу тетради на проверку.
— Посмотрите на доску, что написано? (слоги). Прописываем слоги в тетрадях.
(слежу за осанкой, соблюдением каллиграфических норм написания)
— Ребята, какое слово мы можем составить из этих слов? (сорока)
— А кто такая сорока?
— Сорока – это перелётная птица или зимующая? (изображение сороки)
— Что значит зимующие птицы? Перелётные?
— Кто помогает зимующим птицам выжить в зимний голод?
— А теперь вернёмся к слову сорока.
— Откройте словарики и запишите в них слово «с оро ка».
— Если мы записываем в словари слово, значит оно какое? (словарное)
— Запомните его написание.
— Теперь мы с вами выполним словарный диктант, записав слова под диктовку.
Девочка, ветер, мороз, ученик, шёл, завод, метель.
— А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на образце. Делают самопроверку карандашом.
У кого нет ни одной ошибки – молодцы, поднимите руки у кого одна-две ошибки – тоже хорошо потрудились, три и более – нужно ещё раз повторить написание словарных слов.
2.3. Создание проблемной ситуации.
— Посмотрите на слова, которые мы записали. Найдите лишнее. (Шёл)
— Почему оно лишнее? (обозначает действие)
— Какой частью речи являются остальные слова? (сущ.)
— Как определили, что эти слова – существительные?
— Сейчас повторим, что вы знаете об имени существительном? (составление кластера)
— Что оно обозначает?
— На какие вопросы отвечает?
— Какие бывают существительные?
— Назовите одушевлённые имена существительные.
— Неодушевленные. Собственные. Нарицательные.
— Имена существительные изменяются по… (числам)
— Мы с вами повторили, что такое имя существительное.
— Предлагаю вам разгадать филворд и определить тему сегодняшнего урока. Вспомните, как могут читаться слова в филвордах (вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться).
— Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
каждый в условном месте стоит,
И называется всё … (Алфавит)
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. Она бывает письменная и устная. (Речь).
— Ребята, вопросы у меня закончились, а буквы ещё остались, давайте попробуем сложить из них слово.
— Кто уже догадался, что это за слово? (Глагол)
3. Открытие нового знания.
— Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?
— Чему будем сегодня учиться на уроке?
— Мы с вами знакомились с этой частью речи?
— Вспомните, какое слово в задании было лишним? (Шёл).
— Шёл – это и есть глагол, а почему, вы узнаете, прослушав небольшую историю.
Как глагол обиделся
Жил был глагол. Он любил всё время что-то делать . А больше всего любил он вместе с именем существительным в предложения попадать. Особенно в те, в которых говорится про разную работу.
Однажды девочке по имени Маша задали домашнее задание: придумать одно или два предложение на тему «Работа человека». Она придумала и стала записывать. «Моя мама рабатает поваром».
— Правильно Маша написала? Какую ошибку она допустила?
Глагол сразу обиделся за то, что его неправильно написали. И решил он убежать из этого неправильного предложения.
— Что осталось от предложения? (Моя мама поваром).
Так вот, приходит Маша радостная в класс на урок русского языка и показывает тетрадку. А учитель проверил и сказал, что здесь нет важного слова.
— Какого слова не хватает? Почему предложение непонятное?
— Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.
-Итак, делаем вывод, что такое глагол? (глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что сделал? что делал? и др.)
— Можно без глаголов обойтись в речи? (не можем).
— Почему? (Речь будет непонятной и не красивой).
— Понятно ли нам о чём идёт речь? Каких слов не хватает? Назовите их.
— Чем глагол помогает в предложениях? (определить действие)
Я говорю слово, если оно обозначает предмет – вы хлопаете, если действие – топаете.
5. Первичное закрепление
— Ребята, что мы сейчас делали?
( Мы выполняли действия.)
— Как называются слова, обозначающие действия? (Глаголы)
— Откройте учебники на странице 68, упражнение 116.
(Выполняется упражнение в соответствии с заданиями учебника.)
— Назовите, что делает мальчик, одним словом. (моет, поливает, стирает, читает)
— На какой вопрос отвечают эти слова?
— К какой части речи они относятся?
— Составьте предложение. Запишем: Вова поливает цветок. (Осанка)
— Определите основу предложения. Подчеркните подл. и сказуемое.
— Какое слово обозначает действие предмета?
— Сверьте ваши записи в тетрадях с образцом. (распечатка)
У кого так? У кого не так исправьте аккуратно.
— Проверим, правильно ли мы определяем глагол, давайте прочитаем правило на стр. 68
— Мы с вами пришли к таким выводам? (да)
— А как связаны между собой гл. и имя сущ.?
— Молодцы! Значит, глагол помогают сущ-му выполнять какие-либо действия.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Выполняем упражнение 118. Прочитайте отрывок К. И. Чуковского самостоятельно.
— Что неправильно записал автор?
— А кто помнит, как называется это стихотворение?
— Помогите распутать эту путаницу.
— Запишите: Упражнение 118. Иван идет к доске, все остальные выполняют работу в тетрадях.
— Я вам буду показывать карточки с животными, а вы напишите, кто какие действия должен делать. (Птицы, лошади, мухи, лягушата, утята, поросята)
Самостоятельная работа. (+ один у доски, сверяются с доской)
— Какие слова отвечают на вопрос что делают? что сделали? (крякают, жужжат)
— Какой частью речи они являются?
7. Включение в систему знаний.
А теперь давайте потренируемся определять и находить глаголы.
— Выполним упр.119 устно.
Вам надо найди глаголы, которые отвечают на вопрос что сделала?
— Как мы их найдём? (Зададим вопросы к словам)
— Я предлагаю вам самостоятельно потренироваться определять и находить глаголы.
У вас на партах карточки со словами, вам необходимо определить глагол и подчеркнуть его в карточке двумя линиями.
— Как вы будете определять глагол это или нет? (Что обозначает слово. На какой вопрос отвечает.)
— Сколько глаголов вы нашли? (7) Прочитаем их.
— Кто нашёл все глаголы? Кому было легко выполнять это задание? Кто столкнулся с трудностями?
8. Итог урока.
Учитель: С какой частью речи мы работали на уроке? (глагол)
— Что обозначает глагол?
— На какие вопросы отвечает?
— Для чего нужны глаголы в речи?
9. Рефлексия.
— Ребята, у вас на партах лежат тучки грустная и радостная.
1.Если вы сегодня на уроке полностью достигли поставленных перед собой целей, поднимите веселую, а если некоторых целей не достигли – поднимите грустную.
2.Если вы гордитесь своей работой на уроке …, если не всё понравилось в вашей работе…
3. Если вам приятно было сотрудничать на уроке с одноклассниками…, если вас какой-то момент сотрудничества не устроил…
— Молодцы все!
10. Инструктаж по домашнему заданию.
Упражнение 119 (спишите глаголы, отвечающие на вопрос что сделала, поставив возле каждого глагола вопрос, и составьте предложение с любым из глаголов)
— А наш урок я бы хотела закончить таким стихотворением:
Под корягой гриб стоял,
На ветру листок плясал.
На цветке пчела сидела,
А на ветке птица пела.
Лопотал ручей в корнях,
Спали бабочки на пнях.
Пил жучок с листа росу
Жарким днём в густом лесу.
Всё летало, спало, пело
И по делу, и без дела.
Птица, бабочки, листок –
Каждый действовал, как мог.
В этом действии весёлом
Помогали им … (глаголы)
— Спасибо за хорошую работу на уроке!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.