зощенко елка про что рассказ
Название произведения | Ёлка |
---|---|
Автор | Михаил Зощенко |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1932 |
Главные герои
Сюжет произведения
Мальчик Минька и его старшая сестра Леля, пока их мама ушла на кухню, пробрались в комнату, где стояла елка, чтобы посмотреть на украшения, сладости и подарки. Леля решила съесть пастилку, висящую на ветке елки, и тем самым раззадорила брата, который откусил яблоко, что висело ниже. Затем сестра съела еще несколько пастилок, однако Минька смог дотянутся только до яблока. Он разозлился, хотел встать на стул, чтобы добраться до сладостей, однако сломал один из подарков – фарфоровую куклу.
Когда пришли гости, мама начала раздавать маленьким детям подарки и угощения, снимая их с елки. Вдруг она увидела надкушенное яблоко. Мама сразу поняла, кто это сделал, и решила проучить непослушных детей. Она отдала другому мальчику паровозик, который предназначался для Миньки. Минька расстроился, увидев это, и ударил мальчика по руке. После этого мама мальчика назвала Миньку разбойником и сказала, что больше никогда не придет к ним в гости. Мама другого ребенка возмутилась, что у фарфоровой куклы отбита ручка. Леля сказала, что она тоже больше может не приходить к ним в гости. Праздник был испорчен. Гости обиделись и ушли. Папа строго сказал, что теперь подарков не будет никому, потушил елку и велел детям идти спать.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Зощенко М.М. “Елка” Читательский дневник, краткое содержание
Зощенко М.М. “Елка” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Зощенко Михаил Михайлович
Название: “Елка”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
Минька, мальчик пяти лет. Маленький, глупый, наивный. Жадный, эгоистичный, несдержанный. Капризный и самовольный.
Леля, девочка семи лет. Хитрая, умная, расторопная. Любит быть в центре внимания. Жадная и невоспитанная.
Мама. Любящая, добрая, обидчивая, справедливая.
Папа. Очень умный, мудрый и спокойный человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Леля и Минька плохо себя вели с гостями, и мама их поддержала. Но папа восстановил справедливость, объяснив, в чем дети ошибались.
Сюжет — краткое содержание
Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.
Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.
Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.
Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.
Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.
Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.
Понравившийся эпизод
Мне понравились заключительные слова папы, когда он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими нельзя, иначе дети останутся в одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить
План произведения для пересказа
Главная мысль
Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Чему учит эта книга
Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным, не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть щедрым и добрым.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои — совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают, как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих детей поступать правильно и расти хорошими людьми.
Новые слова и выражения
Золотушный ребенок — больной, истощенный.
Пословицы к произведению
Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
Позвал гостей, а накупил костей.
Берут завидки на чужие пожитки.
В одну лапу всего не соберешь.
На чужую кучу нечего глаза пучить.
Зощенко Михаил рассказ «Ёлка»
Читательский дневник по рассказу «Ёлка» Михаила Зощенко
Автор: Зощенко, Михаил Михайлович
Название произведения: «Ёлка»
Главные герои: Минька, Леля, папа, мама.
Золотушный мальчик, его мама.
Характеристика главных героев:
Минька — маленький и любознательный.
Доверчивый. Хотел быть лучше сестры. Глупый и невоспитанный.
Леля — дерзкая, ловкая.
Находчивая. Специально дразнила брата. Болтливая, язвительная.
Мама — добрая, открытая, гостеприимная, также справедливая.
Защищает своих детей, несмотря на их отвратительное поведение.
Папа — строгий, справедливый, умный. Умеет настоять на своём.
Характеристика второстепенных героев:
Золотушный мальчик — слабый, обиженный.
Его мама — недовольная, любит ругаться.
Краткое содержание рассказа «Ёлка»
Минька и его старшая сестра Лелька в канун Нового года пробрались в комнату.
Там стояла наряженная ель и лежали подарки.
Лёля съела вкусную пастилку, которую легко сорвала с высокой ветки.
А маленький Минька сумел достать только одно яблоко.
Он обиделся на сестру и полез на стул.
Стул упал и разбил куклу.
Дети испугались и убежали.
Мама раздавала детям гостей подарки.
Внезапно она обнаружила надкусанное яблоко.
Конечно, сразу поняла, кто это натворил.
Она придумала, как наказать сына: отдала паровозик, который ему предназначался, другому мальчику.
Минька с досады ударил незнакомого мальчика по руке.
Тогда мама того мальчика назвала Миньку разбойником.
Мама стала заступаться за сына.
А мама золотушного мальчика сказала, что больше не придёт в этот дом.
Другая мама возмутилась, что у куклы отбита ручка, а Леля посоветовала ей также не приходить к ним в дом.
Все гости обиделись и разошлись, а папа суровым голосом сказал, что тогда подарков не будет никому.
Затем погасил новогоднюю ёлку.
План рассказа
Детский рисунок-иллюстрация
Главная мысль рассказа «Ёлка»
Основная мысль рассказа в том, что нельзя быть жадным и обижать маленьких.
Главная идея произведения в том, что если пригласил людей, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым, обходительным, никому не грубить, потому что иначе можно остаться одиноким.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки, хорошее настроение, чтобы иногда получать ответные дары.
Учит не жадничать и не пытаться забрать всё себе. Учит уметь уступить, проявить терпение и тактичность.
Ведь как ты относишься к людям, так и они станут относиться к тебе.
Краткий отзыв к рассказу «Ёлка» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я поняла, как много значит доброжелательность и умение делиться.
Это смешное, увлекательное произведение, но также оно очень поучительное.
Начинается всё с обычной жадности, а заканчивается важным выводом о том, что можно остаться одиноким, если плохо относиться к людям.
Рассказ мне понравился тем, что автор не старается выгородить самого себя в детстве.
Он честно рассказывает о своих ошибках и это говорит о том, что автор их полностью признал и исправился.
Больше всего в этом рассказе мне понравился папа главных героев.
Он оказался человеком честным и принципиальным, может быть даже слишком суровым.
Но он хотел воспитать детей настоящими людьми.
Рассказ заставляет задуматься о своём отношении к другим людям, о недостатках, которых никто не лишён.
Я рекомендую всем прочитать эту замечательную историю, чтобы на чужих ошибках понять, как можно себя вести, а как нельзя.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Тогда я чуть не заревел, потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул.
Но стул упал на меня.
Я хотел поднять стул.
И прямо на подарки.
Читательские дневники по другим произведениям Михаила Зощенко:
Библиотека произведений автора пополняется.
Зощенко елка про что рассказ
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
— Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
— Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
— Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи.
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
«Елка» — рассказ Михаила Зощенко для читательского дневника
Сюжет — краткое содержание
Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.
Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.
Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.
Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.
Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.
Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.
Анализ произведения
В произведении родители по-разному отнеслись к поступку детей. Только благодаря папе ребята получили ценный урок.
Краткое содержание
В доме стояла наряженная елка, а под ней лежали подарки. Дети разглядывали зеленую красавицу, одетую в красивые бусы, разные игрушки и фонарики. Кроме этого, на ней были вкусные угощения, которые не давали покоя Миньке и Лёле.
Девочка предупредила брата, что им не стоит брать подарки, так как они приготовлены для гостей. В итоге дети не выдержали и решили подкрепиться сладостями, которые висели на елке. Леля была повыше, поэтому ей досталась пастила, а ее брат взял яблоко. После этого девочка добралась до конфеты, потом еще до одной пастилы, а после этого — до орешка и хлопушки.
Минька считал это несправедливым, было обидно до слез, так как ему досталось лишь яблоко. Но он решил достать вкусности с помощью стула. Мальчик приставил его к елке, потянулся и упал. Стул перевернулся прямо на подарки и разбил руку фарфоровой кукле. В этот момент послышались шаги, и дети спрятались.
Вскоре пришли гости, мама позвала их к елке, чтобы вручить гостинцы. Она увидела надкушенное яблоко, позвала детей, чтобы выяснить, в чем дело. Ребята стали перекладывать вину друг на друга. Тогда мама сообщила, что дочку поставит в угол, а подарок, предназначавшийся сыну, подарит другому мальчику.
Когда Минька увидел, что с его паровозиком играет другой ребенок, он подошел к нему и ударил. Малыш расплакался от обиды и боли. В этот момент гости стали возмущаться, что им достались поломанные подарки. Им показалось, что хозяева оказались негостеприимными. Мамы разругались, после чего все гости разошлись.
Минька с Лелей были этому рады, ведь все теперь достанется только им. Глава семьи был недоволен этим. Он сказал, что если со всеми ругаться и выгонять, можно остаться в одиночестве. Папа собирался утром раздать подарки их владельцам.
Дети запомнили его слова на всю жизнь. Больше они никогда никого не обижали и не брали чужого.
План пересказа
По краткому содержанию «Елки» Зощенко для читательского дневника можно составить план пересказа.
Он включает в себя следующие пункты:
Основная мысль и характеристика персонажей
Главные герои произведения — семья, которая ожидает прихода гостей. Отец справедливый, принципиальный, строгий и практичный человек. Мама гораздо мягче его, всегда жалеет своих чад. Она добрая, заботливая и любящая. Минька и Леля — дети.
Они имеют следующие качества:
Писатель показал, что эгоистичным и жадным людям будет очень тяжело жить в обществе, ведь с ними никто не захочет общаться, а значит, они останутся в одиночестве.
Основная мысль заключается в том, что нужно быть вежливым человеком, относиться к окружающим, как к самому себе.
Рассказ учит:
Следует быть добрым и приветливым человеком, радовать других людей и никогда не жадничать.
Основная мысль рассказа
Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.
Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.
Валентина Ивановна, учитель
Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.
Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.
Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.
Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.
Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.
Отзывы читателей
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Автор здорово описал жадность детей, что является проблемой во многих семьях. Думаю, книга легко научит любого ребенка, как нужно вести себя в обществе. Персонажи запомнят свой некрасивый поступок, им будет стыдно. Я обожаю Зощенко, это мой любимый писатель. Он всегда с юмором подходит к важным проблемам, пишет интересные произведения, которые можно читать детям вместо сказок.
Жанр этого произведения — поучительный рассказ, а значит, в нем есть чему научиться. Писатель показал на примере героев, как себя нельзя вести. Эта книга будет интересна даже взрослым, ведь в ней есть ответ на вопрос, как научить детей вести себя в обществе.
Рассказ «Елка» меня впечатлил. Дети устроили гостям настоящий «сюрприз». У меня до сих пор при виде елки возникает картинка с братом и сестрой, которые испортили всем праздник. Я брала сборник рассказов Зощенко в библиотеке, книжка была с иллюстрациями. Все произведения этого автора достойны прочтения. Из них можно многому научиться. Я читала книгу давно, но ценные уроки мне запомнились до сих пор.
Ирина
О чем сказка «Елка»?
Главная мысль сказки: Жадность – главный враг дружбы.
Чему учит: Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.
Вывод: Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться. Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.
Главные герои
Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:
Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.
Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.
Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.
Чему учит рассказ
Сам Зощенко называет это произведение «поучительной сказкой». Чему же учит эта сказка?
Родителей она учит воспитывать своих детей великодушными и добрыми к другим, а детей – никогда не брать того, что тебе не принадлежит, и всегда думать о последствиях своих поступков.
Основная мысль Зощенко «Елка»: какая бы фантазия не толкала вас на авантюры, разум должен преобладать, ведь за свои поступки придется держать ответ.
Прочитав этот рассказ, каждый вспомнит запах новогодней елки, и сердце наполнится атмосферой предпраздничной суеты. В памяти человека на всю жизнь остаются такие поучительные моменты – когда родитель выступает в роли мудрого учителя и преподносит жизненный урок своему чаду.
Михаил Зощенко, ставший великим советским писателем-сатириком и драматургом, научился всегда быть честным и смотреть на жизнь с иронией.
Важно! Читать рассказ Зощенко «Елка» необходимо детям любого возраста. Доступный стиль изложения и четко прослеживаемая поучительная нить этой сказки поможет понять даже ребенку, о чем рассказ Зощенко, и самостоятельно сделать краткий пересказ.
Михаил Зощенко рассказ «Елка», так же, как и другие автобиографичные рассказы для детей, писал не только с поучительной целью, но и просто чтобы разбудить фантазию и повеселить. Анализировать детские воспоминания, всегда перемешанные с неудержимыми фантазиями, – интересно и весело.
Автор на своем примере показывает ценность семейных традиций и то, как важно прививать детям принципы с самого раннего детства.
Это интересно! Александр Грин Бегущая по волнам: читаем краткое содержание
План пересказа рассказа ‘Елка’ Михаила Зощенко
Действующие лица
Главными героями «Елки» Зощенко являются брат и сестра — Минька и Лелька. Девочка была старше, и в период описываемых событий ей было 7 лет. По своему характеру она была весьма энергичной девочкой. А брат Минька был ее младше, и он стремился все повторять за своей взрослой сестрой. Кстати, рассказ «Елка» Зощенко — автобиографичный, это вызывает еще больший интерес к произведению, потому что позволяет узнать автора лучше.