зрительный диктант что это такое
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Ссылки
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Оружие психологической войны Слова как снаряды Как выглядит афера COVID-19 если рассмотреть.
Почему не выделяют вирус SARS-CoV-2? Начну с дебильности так называемых «учёных-медиков», которые.
SOS! АВСТРАЛИЯ ПРОСИТ О ПОМОЩИ! Австралия просит помощи! Они продолжают бороться, но у них не.
Обращение в СКР с требованием возбудить уголовное дело в отношении Гинцбурга за публичную ложь «З.
Где самое вакцинированное место на Земле? Фашистам Голиковой, Мурашко и Поповой на заметку: бол.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко
Зрительные диктанты
Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. Например : ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью.
Попробуйте писать с ребёнком не просто диктанты, а зрительные диктанты. Зрительный диктант отличается от привычного диктанта тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самим ребёнком. Но для увеличения скорости чтения, нужно использовать еще и специальную методику, описанную ниже.
Опираясь на свой многолетний личный опыт, могу с уверенностью сказать, что данное упражнение помогает всем, без исключения, детям.
Когда можно начинать писать зрительные диктанты?
Опять же, опираясь на свой практический опыт, могу с уверенностью сказать, что начинать писать зрительные диктанты можно уже во втором полугодии первого класса. Даже скорее нужно, чем можно!
Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко
Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.
Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Обязательно ознакомьтесь с правилами. Только при строгом их выполнении можно получить желаемый результат!
Зрительный диктант
Методика зрительных диктантов была разработана педагогом И. Т. Федоренко. Она успешно используется многими преподавателями русского языка, учителями начальных классов, воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Материал диктантов включает в себя 18 наборов из шести предложений. В некоторых случаях родители используют зрительные диктанты для самостоятельных занятий со своим сыном или дочерью.
Что такое зрительный диктант?
Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв. Ребенок старается запомнить их в течение нескольких секунд, а затем записывает. Предложения становятся длиннее постепенно. Эффективность работы можно усилить, если вставлять в предложения новые, только что изученные словарные слова. Зрительный диктант от обычного отличается тем, что текст для записи дети читают самостоятельно.
При проведении зрительных диктантов важно соблюдать ряд условий:
Главная цель подобных заданий — развитие памяти и элементарных навыков в области грамматики и письма. Зрительный диктант рекомендуется проводить на постоянной основе в течение двух-трех месяцев. Процесс подразумевает регулярное преодоление трудностей, тексты усложняются шаг за шагом. Так, например, если первое предложение состоит из двух слов, последнее в своем составе имеет уже десять.
У И. Т. Федоренко тексты зрительных диктантов составлены с использованием регионального компонента. Это способствует развитию знаний о родном крае, прививанию любви к своей малой Родине.
Для чего используется?
Психологи доказали: развитие техники чтения часто протекает медленно из-за слабой оперативной памяти учащихся. Ребенок не может уловить смысл предложения: пока он дойдет до пятого-седьмого слова, уже забывает о тех, что находятся в начале. Написание зрительных диктантов способствует формированию навыков беглого чтения.
Зрительные диктанты можно использовать как с учениками начальной школы, так и в старшем звене. Уровень сложности, соответственно, будет выше. В сильных классах учитель специально может допустить ошибки в словах. Дети размышляют над написанием каждого предложения, что заметно повышает уровень успеваемости.
СПРАВКА! Важно, чтобы материал, используемый для зрительного диктанта, полностью соответствовал теме, пройденной на уроке. Педагогу лучше подбирать задания самостоятельно, ориентируясь на уровень класса, с которым он работает.
Результативность зрительных диктантов Федоренко уже неоднократно доказана, но сама методика заслуживает, на наш взгляд, куда большей популярности. Регулярное написание таких диктантов положительное сказывается на успеваемости детей, да к тому же, пробуждает в них интерес к предмету. Чем раньше педагоги смогут внедрить данную методику работы в своей поурочный план, тем будет лучше, ведь это напрямую повлияет на показатели успеваемости.
Методика зрительного диктанта
Обычно весь процесс занимает не более десяти минут.
Главная особенность методики — педагогу необходимо систематически демонстрировать одни и те же предложения на нескольких уроках. До тех пор, пока не произойдет запоминание. Однако многие учителя допускают серьезную ошибку: проводят зрительный диктант примерно раз в месяц. О результате с такой периодичностью говорить не приходится.
При первом знакомстве с текстами зрительного диктанта может сложиться впечатление, что они очень сложные. Однако при постоянной работе ученики легко с ними справляются. Педагогу необходимо с терпением относиться к тем детям, которые не могут запомнить предложение. При этом важно приучить их работать далее, пропуская те слова, что не вышло запомнить.
Необходимо следить за тишиной во время запоминания и последующей записи слов, так как любой комментарий переведёт внимание со зрительного на слуховое восприятие. В оформлении слайдов с предложениями не должно быть ничего, что будет отвлекать детей от запоминания слов.
СПРАВКА! В качестве материала для диктанта могут быть использованы не только стандартные предложения, но и пословицы, поговорки, отрывки из сказок.
Зрительный диктант для дошкольников
Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо усвоить последовательность графических знаков и звуковых комплексов. Важно выступить на опережение и скорректировать специфические ошибки, связанные с нарушением пространственных дифференцировок.
Зрительный диктант для малышей подразумевает под собой иную методику. Детям раздают геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги: прямоугольники, овалы, квадраты и другие. Цвет и величина раздаточного материала могут быть любыми. Учитель показывает детям одну карточку с изображением фигур, расположение которых нужно запомнить. Карточка педагога убирается и ребята по памяти раскладывают фигурки, лежащие у них на столах.
Расположение конкретной фигуры ребенок объясняет с помощью слов: дальше, ближе, перед ней, после его и так далее. Если задание выполнено верно с первого раза, малыш получает красную фишку. Если со второго — синюю. Важно отработать навыки со всеми учениками, не переходить к более сложному, пока не усвоено простое. Игру можно усложнить: все фигуры вырезаются из белой бумаги, а фон для их раскладки подбирается цветной.
Другие варианты зрительных диктантов:
Постепенно ребенок научится различать геометрические фигуры на любой таблице, найдет среди них одинаковые по форме или цвету. Он сможет посчитать количество всех фигур. Постепенно задания усложняют, добавляя новые и новые фигурки. Допускается применение десяти фигур за раз.
Учителя стараются внедрять в свои занятия все новые и новые разработки, чтобы сделать процесс обучения по-настоящему увлекательным. Зрительные диктанты в этом смысле уже давно доказали свою эффективность. Однако толк от занятий будет только в том случае, если учитель действует методически грамотно.
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.
Методика проведения зрительных диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.
На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.
После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.
Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.
Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.
Зрительные диктанты
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Двор чист. | 8 | 4 |
2 | Маша шила. | 8 | 4 |
3 | Идёт дождь. | 9 | 4 |
4 | Рома пишет. | 9 | 4 |
5 | Я иду в лес. | 8 | 4 |
6 | Мама мыла. | 8 | 4 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Лето жаркое. | 10 | 5 |
2 | Журчат ручьи. | 11 | 5 |
3 | Блестит роса. | 11 | 5 |
4 | Лес зеленеет. | 11 | 5 |
5 | Сено скошено. | 11 | 5 |
6 | Выпала роса. | 10 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Лиса рыла нору. | 12 | 6 |
2 | Маша была мала. | 12 | 6 |
3 | Мы были в парке. | 12 | 6 |
4 | Там липы и дубы. | 12 | 6 |
5 | Мама мыла раму. | 12 | 6 |
6 | Сова – ночная птица. | 13 | 6 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Солнце светит. | 12 | 6 |
2 | Повеяло весною. | 13 | 6 |
3 | Март – утро года. | 12 | 6 |
4 | Грачи прилетели. | 14 | 6 |
5 | Я пасу козлёнка. | 13 | 6 |
6 | В лесу красиво. | 12 | 6 |
№ | Текст | Количество букв |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Один в поле не воин. | 15 | 8 |
2 | Весна днём красна. | 15 | 8 |
3 | Без труда нет плода. | 16 | 8 |
4 | Дело мастера боится. | 17 | 8 |
5 | Без дела слабеет сила. | 18 | 8 |
6 | Делу – время, потехе – час. | 18 | 8 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Вот деревенский луг. | 17 | 6 |
2 | Мы тут любим гулять. | 16 | 6 |
3 | Здесь растут тополя. | 17 | 6 |
4 | Они стройные и высокие. | 19 | 6 |
5 | На тополях гнёзда грачей. | 21 | 6 |
6 | Осенью грачи улетают на юг. | 22 | 6 |
№ | Текст | Количество букв |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Пчёлы опыляют растения. | 20 | 5 |
2 | Сегодня у пчёл много дел. | 20 | 5 |
3 | Цветы акации богаты мёдом. | 22 | 5 |
4 | Пчёлы торопятся собрать. | 21 | 5 |
5 | Они работают с утра до вечера. | 23 | 5 |
6 | Труд кормит, а лень портит. | 21 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Жизнь дана на добрые дела. | 21 | 4 |
2 | Срубил дерево – посади два. | 21 | 4 |
3 | Каждому мила своя сторона. | 22 | 4 |
4 | Поспешишь – людей насмешишь. | 23 | 5 |
5 | Белые руки любят чужие труды. | 23 | 5 |
6 | Кто спит весною, плачет зимою. | 24 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Всякая работа мастера хвалит. | 23 | 5 |
2 | Всякое дело за себя постоит. | 23 | 5 |
3 | Добрый портной с запасом шьет. | 25 | 5 |
4 | Одна книга тысячи людей учит. | 24 | 5 |
5 | Ученье — свет, а неученье — тьма. | 23 | 5 |
6 | Коли в мае дождь – будет и рожь. | 23 | 5 |
№ | Текст | Количество букв |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Кто в слове скор, тот в деле спор. | 30 | 5 |
2 | Грамоте учиться всегда пригодится. | 30 | 5 |
3 | Ласточки низко летают – дождь обещают. | 31 | 6 |
4 | Не одежда красит человека, а добрые дела. | 33 | 6 |
5 | Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий. | 33 | 6 |
6 | Как в марте зима ни злится, а весне покорится. | 33 | 6 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Полынь – это многолетнее растение. | 28 | 5 |
2 | Серебристый цвет степи придаёт полынь. | 33 | 6 |
3 | В народе говорят: «Горький запах полыни». | 31 | 6 |
4 | На Руси знали о целебных свойствах полыни. | 35 | 6 |
5 | В период цветения полыни собирают листья и корни. | 41 | 7 |
6 | Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый. | 35 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | У постели в колыбели братик маленький лежит. | 37 | 6 |
2 | Он лежит, не кричит, только носиком сопит. | 33 | 5 |
3 | Я его слегка качаю, тихо песню напеваю. | 31 | 5 |
4 | Напеваю «баю-баю» и, бывает, засыпаю. | 27 | 4 |
5 | Входит мама и смеётся: «Кто из вас скорей проснется?» | 41 | 7 |
6 | Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны. | 39 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Золото добывают из земли, а знания из книги. | 35 | 5 |
2 | Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить. | 35 | 5 |
3 | На чужой сторонушке рад и родной воронушке. | 36 | 5 |
4 | Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой. | 38 | 6 |
5 | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. | 44 | 6 |
6 | Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь. | 38 | 6 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Бабочки издавна привлекали внимание человека. | 40 | 6 |
2 | По разнообразию окраски бабочки вне конкурса. | 39 | 6 |
3 | Бабочки олицетворяют собой красоту природы. | 38 | 6 |
4 | Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна. | 39 | 6 |
5 | Живите, радуйтесь и дарите радость другим. | 35 | 5 |
6 | Дневные бабочки активны днём, а ночью они отдыхают. | 42 | 6 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги. | 41 | 5 |
2 | На берегах этой реки стоят замечательные города. | 41 | 5 |
3 | Разнообразен животный и растительный мир России. | 42 | 5 |
4 | Волга одна из самых полноводных и красивых рек России. | 45 | 6 |
5 | Очень важно нам беречь и охранять природу родного края. | 46 | 6 |
6 | Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе. | 45 | 6 |
- зрительный вызванный потенциал что это
- зрительный контакт это что