зубчатый упор для бензопилы для чего нужен
Секреты обращения с бензопилой
По крайней мере, пилы в руках любителей всегда работают более натужно и менее споро. Оказалось, что секрет не только в правильной заточке зубьев цепи, чего добиться умеют не все, но и в общих принципах работы.
Наблюдение и беседы с профессионалами убедили меня в том, что для комфортной работы пилой необходим комплекс навыков, причем некоторые из них достигаются только с большим опытом. Но даже то, что доступно неискушенному пользователю, может значительно облегчить расчистку тропы от поваленных деревьев или заготовку дров для костра.
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫСОТОЙ ВЫСТУПОВ
Но бывает и так: заточены зубья вроде как надо, но пила все равно не пилит. Оказывается, следить нужно и за правильной настройкой ограничительных выступов. Если они слишком высоки, то режущие кромки зубьев просто не смогут добраться до древесины. Подравниваются ограничители легко и быстро с помощью еще одного шаблона.
НИКАКИХ КОНТАКТОВ С ЗЕМЛЕЙ
Сохранить заточку – тоже дело непростое. Непрофессионалы, обрезая низко расположенные ветки или расчищая территорию от кустов, нередко задевают грунт, но не придают этому значения, считая, что металл тверже. На самом деле земля действует на зубья обычной цепи как отличный абразив. Поэтому специалисты рекомендуют приобретать цепь с твердосплавными зубьями. Она раза в три-четыре дороже, зато несколько касаний земли способна выдержать без видимых и ощутимых последствий.
КОНТРОЛЬ ЗА НАТЯЖЕНИЕМ ЦЕПИ
Натяжение цепи напрямую на скорость работы не влияет, но неправильный натяг может привести либо к усиленному износу шины (она не слишком дорогая, но тем не менее), либо к соскакиванию цепи во время работы (потери времени гарантированы). Напомним, что правильный натяг – это когда цепь тянешь рукой в центральной части шины и она слегка отходит, но направляющие остаются в прорези шины. Между прочим, во время работы цепь из-за нагрева удлиняется. Любая, не только новая. Так что контролировать натяг нужно периодически с интервалом минут десять.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ
Сложность замены и регулировки цепи зависит от конструкции пилы. Для непрофессионалов лучше выбирать модели с облегченной схемой этих работ, не требующей инструмента и особых навыков. Такие изделия дороже, но удобство того стоит, можете поверить.
Еще любителям должна понравиться система «легкий старт». У разных производителей она именуется по-своему, но суть одна: меньшее усилие на тросике стартера и подкачной топливный насос сильно облегчают запуск даже в неудобных положениях.
ПРОДУВКА ПРИ ЗАПУСКЕ
Запуск пилы, если она исправна, особых сложностей вызывать не должен, но бывает так, что свечу заливает топливом. В этом случае требуется продувка, так как лишняя настойчивость приведет только к еще большему «затоплению» электродов. Поэтому свечной ключ держите при себе: свечку придется выкручивать. После этого пилу надо перевернуть свечным колодцем вниз и несколько раз энергично дернуть тросик стартера. Обычно лишнее топливо выходит в виде пара, а в особо запущенных случаях даже выливается. А свечу надо как минимум протереть, а лучше прокалить.
ПЕРЕД ЗАПУСКОМ ЗАТОРМОЗИТЕ ЦЕПЬ
Особое внимание при запуске надо обратить на торможение цепи. Независимо от способа запуска (с земли или на весу) включите инерционный тормоз. Иначе цепь начнет двигаться и может соприкоснуться либо с почвой, либо с телом лесоруба. Первое не пойдет на пользу пиле,
второе – ее хозяину.
ПРАВИЛЬНАЯ ОБРЕЗКА ВЕТОК
Теперь перейдем к собственно работе. Валкой крупных деревьев мы не рекомендуем заниматься без спецподготовки, да и чаще всего нам приходится пилить бревна, уже лежащие на земле, так что на этом и остановимся.
Идеальная высота для работы бензопилой – уровень бедра или ниже. Если есть устойчивое положение, можно работать на уровне груди. А вот задирать пилу выше не стоит: инструмент контролировать сложно, то есть работа становится небезопасной.
Еще одна вроде бы очевидная вещь, но не все ее учитывают. Направление распила должно идти сверху вниз, если ветка нетолстая и висит горизонтально. А если вертикально – то пилить надо в сторону ее наклона.
Нижние ветки специалисты предлагают опиливать, перевернув дерево. Но это возможно не всегда, да и приходится работать около земли. Осторожнее: избегайте контакта с почвой и контролируйте возможный отскок шины.
ЧТОБЫ ШИНУ НЕ ЗАЖАЛО
Перед расчленением бревна удалите опиленные ветки и растущие рядом кусты, обеспечив себе свободу движений. Начинать разделку следует с вспомогательного пропила, который позволит избежать зажатия шины. Если нужно отсечь висящий конец бревна, то вспомогательный пропил делаем снизу примерно на треть диаметра, а уж потом допиливаем сверху. Когда бревно обоими краями лежит на опоре, а пилить надо посередине, первый пропил делается сверху.
Если же шину таки зажало, не стоит нервно дергать пилу. Только цепь повредите или шину погнете. Остановите вращение цепи и пошатайте бревно в направлении, параллельном направлению пиления. Шина освободится сама.
СЕКРЕТЫ ТОПЛИВА
Топливная смесь для пил состоит из бензина и масла, смешанных в определенной пропорции. Ее нарушение ведет к проблемам со здоровьем инструмента: при недостатке масла ускоряется износ двигателя, при его избытке уменьшается мощность и усложняется запуск.
Пропорции «бензин – масло» есть в инструкции к каждой пиле, а также на упаковке масла. Почти каждый производитель пил имеет также линейку масел собственного бренда, именно их рекомендуя к применению. Обычно фирменное масло заливается в меньшей пропорции, но стоит больше обычного, так что ни выгоды, ни проигрыша не будет. Но в любом случае надо следить за возрастом смеси: та, что старше месяца, топливом уже не является.
Вопросы и ответы по бензопилам
Я хочу заменить шину, как мне найти подходящую?
Шины продаются там же, где и бензопилы: в интернет-магазинах или любых торговых точках инструмента в вашем городе. Обычно выбирают шину того же производства, что и сам инструмент. Иногда ее заменяют на другую, более лучшего качества. Шина маркируется следующим образом: указывается ее длина, шаг цепи и размер паза. Ориентируйтесь на эти показатели. Учтите, что в некоторых случаях меняя шину, например, на более узкую, нужно будет купить не только новую цепь, но и звездочку.
Как часто требуется точить цепь?
Для того, чтобы бензиновая цепная пила в эксплуатации показывала хорошие результаты, ее цепь всегда должна быть острой. Затачивайте цепь, как только почувствуете, что пила стала работать медленнее. Обращайте внимание на стружку. Если много пыли, или стружка стала тоньше, это так же свидетельствует о том, что цепь затупилась. Время, в течение которого цепь остается острой, зависит от интенсивности работы. Вполне возможно, что при использовании в быту вы будете точить цепь один раз в месяц. Но если за день перепилить более трех кубометров дров, то обязательно придется воспользоваться напильником. Кроме того, цепь быстро тупится, если приходиться работать с твердой древесиной, или на нее попадает земля.
Бензопила требуется только два раза в году, необходимо ли в остальное время соблюдать особые условия хранения?
Как долго можно работать на одной заправке?
Какое масло можно использовать для смазки цепи?
Масла для смазки цепей можно купить в любом магазине, где осуществляется продажа бензопил. С точки зрения экологической безопасности, для бытовых бензопил можно порекомендовать биоразлагаемое масло. В продаже есть универсальные марки, рассчитанные на работу при любой температуре. Используя различные масла, важно следить, что бы топливная смесь заканчивалась раньше, чем масло для цепи.
Нужна ли обкатка инструмента и как правильно её производить?
Считается, что в обкатке нуждается любая бензомоторная цепная пила. Она производится следующим образом. Инструмент заправляют топливной смесью из высококачественного бензина и масла. Затем, пока топливо не кончится, двигатель должен работать с частой сменой числа оборотов. После с бензопилой можно работать, но нагрузка должна быть незначительной. В течение первых 10 часов пилят только тонкий материал. Последнюю процедуру можно выполнить в сервисном центре. Нужно проверить число оборотов с помощью электронного тахометра и произвести необходимую регулировку.
С другой стороны, многие производители указывают на то, что их бензопилы не нуждаются в обкатке. Если вы получили именно такой инструмент, то в инструкции будет указано, что в течение нескольких часов не следует работать на максимальных оборотах.
Для чего требуется зубчатый упор?
Как правильно приготовить и хранить топливную смесь?
Сколько должна храниться топливная смесь и почему нельзя использовать старую?
Топливную смесь нельзя хранить более трех месяцев. Лучше, если вновь приготовленная смесь будет использована в течение 2-х недель. Смесь бензина и масла, даже при хранении в плотно закрытой таре, со временем изменяет свои свойства. Бензин окисляется, уменьшается количество масла. Если использовать такую смесь двигатель быстро изнашивается, могут засориться детали. Хуже всего переносят некачественное топливо лучшие зарубежные бензопилы профессионального класса. Недорогие бытовые инструменты в этом отношении оказываются более стойкими, так как их детали изготавливаются с большими допусками.
На бензопиле постоянно то натягивается, то ослабляется цепь, это является дефектом?
Если установлена новая шина, возможно, причина этого явления объясняется способом ее крепления. Проверьте, не наклонена ли шина вниз или вверх. Если вы начинаете пилить нижним краем шины, а она задрана вниз, то цепь натягивается. Если бы шина была задрана немного вверх, вы бы не заметили изменений. Поэтому обратите внимание на то, как закреплена шина. Так же старайтесь натягивать цепь, держа шину горизонтально.
Какое масло нужно выбирать и что будет, если использовать не фирменное?
Как правильно запустить бензопилу?
Все ведущие производители бензопил внедряют особые технологии для быстрого запуска. Поэтому их инструменты обычно заводятся с одного раза. После того, как вы нажмете на рычаг газа, комбинированный рычаг займет позицию холостого хода. Отпускайте цепной тормоз. Проверив смазку цепи, можете приступать к работе.
Я заводил пилу по инструкции, но ничего не вышло, что делать?
В большинстве случаев бензопила не заводится из-за заливания свечи или двигателя. Происходит это при холодном запуске. Даже действуя по инструкции, все равно можно допустить ошибку. Возможно, вы тянули тросик чересчур плавно. Когда пропускается искра и при многократных попытках завести инструмент, свеча заливается топливной смесью. Учитывая, что причиной может служить и неисправность инструмента, например, поломка системы зажигания, мы советует обратиться в сервисный центр. Если вы сделали покупку у нас, в наших магазинах всегда помогут в решении проблем, возникающих в процессе эксплуатации инструмента.
Как правильно ухаживать за инструментом?
Обычно пользователи знают, что нужно ежедневно осматривать воздушный фильтр и мыть его водой или мыльным раствором. Не меньшего внимания требует и свеча зажигания. Ее нужно очищать и заменять по необходимости. Необходимо удалять от загрязнения с отверстий стартера и ребер цилиндра с помощью кисточки или сжатого воздуха.
Каждый раз после работы снимайте с шины прилипшую грязь и опилки. Не допускайте загрязнения направляющего паза смолой. Для очистки шины можно использовать керосин. Обращайте внимание на работу тормоза цепи. При малейшем нарушении, проверьте, не загрязнились ли его детали. Изношенные детали требуют немедленной замены. Приобретение запасных деталей для любой модели не вызывает затруднений. Воспользуйтесь услугами интернет-магазинов.
Где можно посмотреть какой ресурс у бензопилы?
Чем отличаются две бензопилы с равными характеристиками, если разница в цене более чем в два раза?
Какая модель имеет более быстрый распил?
Чем выше мощность бензопилы, тем быстрее она продвигает цепь и, соответственно, выполняет распил. Но не меньшее влияние на скорость пиления оказывает цепь. Значение имеет шаг цепи. Более производительными являются цепи с шагом 3/8 или 0,404 дюйма. Именно такие цепи устанавливают на самые мощные модели. Но вы не сможете воспользоваться преимуществом этих бензопил, если будете работать тупой цепью. Таким образом, вам нужна надежная профессиональная бензопила с высокой мощностью, комплект запасных цепей и инструменты для их заточки.
Я завёл бензопилу, но цепь не двигается и запах гари, куда мне обращаться?
Нужна ли антивибрационная система, можно ли сэкономить на ней?
Вибрация относится к факторам, оказывающим негативное влияние на здоровье человека. При работе с ручным инструментом она действует локально, приводя к спазму кровеносных сосудов кисти и предплечья. Нарушение кровоснабжения снижает кожную чувствительность. Воздействие вибрации так же приводит к повреждению суставов. Антивибрационная система снижает влияние этих негативных факторов и обеспечивает не только безопасную, но и комфортную работу. Степень проявление влияния вредных факторов зависит от интенсивности и длительности их воздействия. Пренебречь антивибрационной защитой можно, только если вам нужна компактная бензопила сучкорез для редких работ в саду.
Зачем нужен тормоз цепи и как он работает?
Можно ли с помощью бензопилы распускать бревно на доски?
Как таковая бензопила не предназначена для продольной распиловки. Но существуют специальные приспособления, которые позволяют распускать бревно на доски с помощью бензопилы. Такие приспособления промышленного производства получили широкое распространение в Европе. Наибольшую сложность в такой работе представляет установка и закрепление бревна, именно, для этого и необходимо приспособление. Кроме того желательно оснастить бензопилу специальной шиной и цепью для поперечной распиловки. Такая цепь будет отличаться от обычной углом заточки. Для такой сложной работы выбирайте лучшие бензиновые цепные пилы высокой мощности.
Можно ли установить цепь с другим шагом?
Устанавливая на шину цепь с другим шагом, придется поменять ведущую звездочку. Учитывайте, что оснащая различные бензопилы цепью с определенным шагом, производитель учитывает мощность двигателя. Обычно пользователь, желая увеличить производительность, ставит на свою бензопилу цепь с более широким шагом. Если мощность двигателя недостаточная, как правило, именно так и бывает, эффект получается обратным. Инструменту не хватает мощности, что бы протаскивать через древесину цепь.
У меня на холостых оборотах прокручивает цепь, как это исправить?
В норме на холостом ходу цепь должна быть неподвижна. Вы можете обратиться в сервисный центр. В большинстве случаев прокручивание цепи устраняется снижением числа оборотов, т. е. потребуется регулировка карбюратора. Обороты регулируются поворотом винта. Что бы уменьшить ход, нужно повернуть винт против часовой стрелки. Изменение числа оборотов в процессе пользования бензопилой является нормальным явлением. Качественные бензопилы предлагает наш интернет магазин.
У меня при работе пилы из-под шины проскакивают искры, есть ли смысл беспокоиться?
Сколько масла надо лить в бензопилу?
В инструкции к вашей бензопиле указано соотношение масла к бензину, например, 1:50 для фирменных масел означает, что с 1 л масла нужно смешать 50 л бензина. Нужную пропорцию вы получите, если добавите 20 г масла к 1 л бензина. Если используется обычное масло для двухтаткных двигателей, смесь готовится в пропорции 1:25, т. е. масла потребуется в два раза больше: 40 г масла на 1 л бензина. Для смазки цепи заливайте полный бачек масла.
Что такое цепеуловитель?
Из какого материала сделана передняя рукоятка?
В зависимости от модели, передняя рукоятка может быть выполнена целиком из пластика, либо из алюминия с пластиковым покрытием. Различия в использованном материале не влияют на вес инструмента. Но ломается чаще во время работы, конечно, ручка из пластика. Не редко такое происходит во время заклинивания бензопилы. В этот момент оператор пытается выдернуть инструмент, и передняя ручка испытывает большую нагрузку, что приводит к ее поломке.
Решая вопрос о том, как выгодно купить бензопилу, не забывайте, что дешевле стоят, как раз инструменты с пластиковыми деталями. Поломка таких деталей во время работы будет опасной не только для вашего кошелька, но и здоровья.
Чем отличаются компактные модели от обычных?
К компактным относятся небольшие пилы сучкорезы. Эти одноручные пилы удобны для работы в саду, идеально подходят для ухода за деревьями. Кроме них существует еще одна группа компактных бензопил. Предназначены они для строителей, в первую очередь для тех, кто делает срубы. Инструменты отличаются высокой мощностью, но при этом более удобны в работе, чем обычные пилы. Все компактные пилы имеют одно общее свойство, их цилиндр располагается горизонтально. Тем не менее, такие бензопилы, все-таки уступают инструментам с вертикальной компоновкой. Они не так быстро набирают обороты и менее устойчиво работают на холостом ходу. Они хороши только в специально отведенной для них области применения.
Какие существуют рекомендации по работе инструментом зимой?
Работа при низких температурах имеет свои особенности. Неизбежно усложняется запуск бензопилы. На холоде бензин плохо испаряется. Поэтому при запуске мотор часто глохнет. Приходится прогревать двигатель на подсосе, а это может привести к заливанию свечи, что усложняет дальнейший запуск. Поэтому рекомендуется хранить топливную смесь и по возможности саму бензопилу в теплом помещении. Зимой внимательно отнеситесь к выбору масла для смазки цепи. Используйте специальное зимнее масло или смешивайте обычное с дизельным топливом. Если вы работаете зимой, в Москве продаются модели с переключателем забора воздуха «зима-лето» и механизмом подогрева карбюратора и рукояток.
Как проверить, правильно ли натянута цепь бензопилы?
Как проверить тормоз цепи?
Сначала проверяют исправность механического тормоза. Поставьте бензопилу с запущенным двигателем на ровную поверхность. Удерживая ее обычным способом, выдайте газ на полную. Не снимая руки с передней рукоятки, запястьем сдвиньте щиток вперед. Цепь должна моментально остановиться.
Работу инерционного тормоза проверяют при остановленном двигателе. Держа бензопилу горизонтально над бревном, отпускаем переднюю рукоятку. Продолжая удерживать заднюю рукоятку, позвольте инструменту удариться шиной о бревно. В конце падания пила должна находиться под углом 45 град. В этот момент исправный инерционный тормоз срабатывает. Проверять тормоз цепи должен каждый пользователь. Если у вас новая бензопила, продажа в розницу или оптом обязывает покупателя производить такую проверку самостоятельно.
Как затачивать цепь?
Какие бензопилы легче заводятся?
Лучше всего заводятся самые легкие бензопилы с двигателем небольшого объема. Когда дергается трос стартера, преодолевается сопротивление воздуха. Чем больше объем двигателя, тем труднее это сопротивление преодолеть. Но даже легкие бензопилы часто оснащаются специальными устройствами, облегчающими их запуск. Праймер подкачивает топливо. Декомпрессионный клапан снижает давление в цилиндре, что позволяет легче раскрутить двигатель. Особое устройство имеет и стартер. Пока вы медленно вытягивает трос, взводится специальная пружина, именно, она в определенный момент проворачивает коленвал.
Чем двухтактный двигатель отличается от четырехтактного?
Как устроена цепь бензопилы?
Какую пильную гарнитуру лучше использовать на бытовых и полупрофессиональных пилах?
Часто выезжаю на природу, какую модель мне лучше купить, чтобы она занимала мало места?
Как долго может прослужить шина бензопилы?
Срок службы шины, а так же ведущей звездочки зависит от условий эксплуатации. Если вы редко пользуетесь бензопилой, вероятно, заменять шину и звездочку придется лишь спустя много лет. При таких условиях работы даже цепь может служить несколько лет. Но многое завит от того, правильно ли закрепляется цепь. Даже новая пильная гарнитура быстро сломается при неправильной установке. В этом случае часто ломаются прижимные шпильки и винт натяжения. Нужно следить, что бы зубец натяжения попадал в отверстия на шине. Проверяйте натяжение цепи. При недостаточном натяжении быстро изнашивается ведущая звездочка.
Что делать, если на цепь попала земля?
Грязь и песок, попадая на пильную гарнитуру, приводят к затуплению цепи и резко снижают скорость распиловки бензопилами. Избежать контакта с песком не возможно, если дерево лежало на земле. Но бывают ситуации, когда шина на бензопиле непосредственно коснулась земли. В этом случае нужно снять цепь, промыть ее и высушить. Ведущую звездочку можно обработать с помощью шприца, заправленного литолом.
Как часто нужно чистить воздушный фильтр?
Соблюдайте сроки проведения очистки фильтра, указанные в инструкции к бензопиле. Производители стараются упростить эту задачу, делая фильтр легкодоступным. При этом используемые капроновые фильтры хорошо чистятся, долго служат. Очищать фильтр придется значительно реже, если выбрать бензопилу, оснащенную компенсатором. Это устройство позволяет увеличить интервалы между чистками. Он обеспечивает необходимое соотношение бензина и воздуха для работы, что не допускает падения мощности даже, если фильтр загрязнен на 90%.
Как избежать обратного удара?
Можно ли с помощью бензопилы аккуратно подрезать сучья в саду?
Какие инструменты мне понадобится для ухода за инструментом?
Стоит ли наливать в топливную смесь чуть побольше масла, чем указано в инструкции?
Используя масло для приготовления топливной смеси важно соблюдать пропорцию, указанную производителем. Действительно, недостаточное количество масла быстро приводит к износу двигателя. На внутренних поверхностях появляются задиры, детали перегреваются. Такой режим работы не выдержит ни какая надежная бензопила, на выбор масла так же нужно обращать внимание, как и на его количество. Зная о негативных последствиях недостаточного количества масла, многие специалисты рекомендуют немного увеличивать количество заливаемого масла, даже если используется фирменное. Но излишек тоже вреден. Задиров, конечно не будет, но двигатель изнутри может забиться продуктами сгорания масла. В таких условиях детали двигателя не могут полноценно работать и постепенно изнашиваются.
Какой должна быть профессиональная бензопила?
Поработав некоторое время, после перерыва, не могу снова завести двигатель. Почему это происходит только зимой?
Возможно, причина в том, что воздушный фильтр покрывается замерзшим конденсатом. В бензопилах отсыревший фильтр часто является причиной того, что при низких температурах двигатель перестает заводиться. Попробуйте взять с собой запасной фильтр и замените им старый, если снова появится такая проблема.
Можно ли при небольшом бюджете подобрать хорошую универсальную бензопилу для дачи?
Для заготовки дров и валки деревьев на участке вы найдете массу вариантов. Если вы ищите недорогие бензопилы, на выбор обычно предлагают инструменты Partner, Patriot. Так же обратите внимание на бензопилы Homelite и продукцию отечественной промышленно-производственной компании Калибр. В доступных по цене бензопилах Калибр используются комплектующие от ведущих производителей, например, пильная гарнитура Oregon. Недорогие бензопилы Калибр обладают высокой мощностью и небольшим весом. При этом для валки может использоваться даже модель начального уровня.
Безопасная и эргономичная работа с бензиномоторными пилами (бензопилами)
Среди технических характеристик бензиномоторного инструмента важнейшими, наряду с мощностью двигателя, моторесурсом, расходом ГСМ, производительностью пиления и общими массогабаритными характеристиками, являются характеристики, относящиеся к сфере эргономики и безопасности. Эргономика, согласно ГОСТ Р ИСО 26800-2013, рассматривает взаимодействие между человеком и другими компонентами системы, например инструментом и оборудованием, и включает в себя цели облегчения выполнения работы, сохранения и повышения безопасности и здоровья работника, оптимизации производительности системы «человек — машина».
Рассмотрим основные подходы и решения, позволяющие повысить эргономичность и безопасность современного бензиномоторного инструмента и улучшить условия труда оператора, а также сохранить здоровье работника.
1. Вибрация бензиномоторных пил
При работе машин и механизмов возникают механические колебания. Упругие механические колебания высокой частоты и малой амплитуды называются вибрацией. Источником вибраций являются неуравновешенные силы, возникающие при возвратнопоступательном или вращательном движении деталей. Основной вклад в возникновение вибраций в бензиномоторном инструменте вносят работающий двигатель и вращающаяся с высокой скоростью пильная цепь.
По воздействию на организм человека различают общую и локальную вибрацию. Общая вибрация — это приложение колебаний от рабочего места на все тело человека. Локальная вибрация (местная вибрация) — это приложение колебаний только к части тела, в основном к рукам.
В процессе работы с бензопилой вибрации передаются на кисти, локтевой и плечевой суставы. Долговременное воздействие локальной вибрации, при работе с бензиномоторным инструментом, может вызывать целый букет профессиональных заболеваний, часто объединяемых общим понятием «вибрационная болезнь».
Таблица 1. Уровень вибрации ряда бензопил*
Модель пилы | Класс** | Средний уровень вибраций (ускорений) на рукоятках, м/с 2 |
STIHL MS 201 | П | 2,6/2,7 |
Husqvarna Т435 | П | 3,9/4,1 |
STIHL MS 180 | Б | 6,6/7,8 |
Hitachi CS33EB 350 | Б | 6,7/9,2 |
STIHL MS 261 | П | 3,5/3,5 |
Husqvarna 357XP | П | 3,2/4,7 |
STIHL MS 230 | Б | 6,5/8,9 |
Husqvarna 236 | Б | 2,1/2,7 |
Partner P340S | Б | 15 |
Oleo-MacGS35-14 | Б | 6/6,7 |
STIHL MS 461 | П | 4/3,8 |
Husqvarna 365H | П | 3,5/3,6 |
Husqvarna 576XP | П | 2,9/3,6 |
AL-КО BKS 45/40 | Б | 8,9/10,7 |
STIHL MS 661 | П | 6,9/5,6 |
Husqvarna 395XP | П | 6,5/10,2 |
STIHL MS 880 | П | 8,9/8,9 |
* Информация с каталогов и сайтов производителей
**Б — бытового назначения, П — профессионального назначения
Необходимо констатировать, что любые бензопилы следует относить к виброопасным инструментам (табл. 1), а профессии, связанные с работой бензопилой, — к виброопасным профессиям, при которых может возникать потенциальная опасность для здоровья оператора, связанная с локальной вибрацией. Согласно имеющейся статистике, для профессии вальщик леса средние значения латентного (скрытого) периода развития вибрационной болезни составляют 14,4 +0,4 года, а коэффициент заболеваемости — 4 человека на 1000 работников в год.
Вибрационная болезнь связана с пагубным воздействием вибраций на кровеносные сосуды, суставы и кости, мышцы и соединительную ткань кисти и предплечья, нервную систему человека.
У операторов бензопил, долго работающих на производстве, может эпизодически наблюдаться побеление пальцев, обычно возникающее под действием холода, называемое «синдром белых пальцев», или «феномен Мориса Рейно». Причиной этой болезни является нарушение вибрацией кровообращения в сосудах пальцев, что особенно часто проявляется на холоде.
Первоначально эта болезнь наблюдается на кончиках одного или нескольких пальцев, но если воздействие вибрацией продолжается, то болезнь захватывает всю область пальцев. Проявляется синдром в виде приступов, в ходе которых меняется окраска пальцев, ухудшаются манипуляционные способности и чувствительность.
Сильные вибрации серьезно поражают также нервную систему человека.
Согласно ГОСТ 1.012-90 «Вибрационная безопасность», методы защиты от вибраций можно разделить на организационные и технические. В целях профилактики развития вибрационной болезни требуется регламентировать режим работы оператора: продолжительность рабочей смены, обязательные перерывы не менее 10—15 минут на час работы. Суммарное время работы оператора с вибрирующим инструментом не должно превышать 2/3 от длительности смены, а проведение сверхурочных работ должно быть запрещено.
Но наиболее эффективной защитой от вибраций являются технические методы, которые можно разделить на две большие группы: уменьшение вибрации в источнике ее возбуждения и защита от вибрации на путях ее распространения. Производители бензиномоторных пил применяют конструкторские решения, позволяющие снизить уровень вибраций. Учитывая опасность вибрационной болезни для здоровья оператора, необходимо использовать бензопилы, оснащенные современными антивибрационными системами.
Первые бензиномоторные пилы не обладали антивибрационной защитой, их рукоятки были жестко присоединены непосредственно к корпусу бензопилы. Вибрации от двигателя в полной мере передавались на руки оператора. Бензиномоторные пилы совершенствовались, появились пилы для управления одним оператором, мощность и число оборотов двигателей пил росла, масса уменьшалась, но никакой защиты оператора от вибраций не применялось. Только в начале 60-х годов стали появляться первые технические решения по антивибрационной защите.
Основной идеей решений, уменьшающих уровень вибраций на рукоятках инструмента, было введение упругой связи между ними и двигателем бензопилы. Такими первыми решениями стали резиновые изоляционные элементы, отделяющие рукоятки от корпуса с двигателем и тем самым снижающие вибрации. В настоящее время такие системы антивибрационной защиты являются явно недостаточными, хотя до сих пор в эксплуатации можно встретить пилы с такими решениями.
Вследствие ужесточения требований к допустимым уровням вибраций бензопил, производители стали применять более совершенные решения при защите от вибраций в виде стальных пружин. Пружинные демпферы по сравнению с резиновыми имеют ряд преимуществ: дольше сохраняют постоянство упругих свойств, хорошо противостоят воздействию внешних факторов (главным из которых является перепад температуры). Современные профессиональные бензопилы имеют комбинированную антивибрационную систему, которая включает как пружинные элементы, так и резиновые (рис. 1).
Рис. 1. Элементы антивибрационной защиты современных бензиномоторных пил
На профессиональных пилах STIHL вместе с пружиной, расположенной в передней части корпуса (именно это место подвергается основной нагрузке), используется дополнительная вставка из очень технологичного материала Cellasto, который сохраняет свои свойства в течение всего срока службы — таким образом удается добиться стабильности работы антивибрационной системы при различных условиях и независимо от нагрузок.
На бензиномоторных пилах передняя и задняя рукоятки объединены между собой в единую конструкцию — раму пилы, которая соединяется с корпусом двигателя пилы в нескольких точках через виброизоляторы.
Наиболее предпочтительными материалами с точки зрения снижения вибраций являются современные полимеры. Их использование позволяет дополнительно ослабить воздействие вибраций на руки операторов.
Антивибрационная система STIHL в бензопилах
Наличие антивибрационной системы уже является стандартом для современной бензопилы (рис. 2). Но так было не всегда. В не таком уж далеком прошлом рукоятка бензопилы крепились напрямую к двигателю, и это означало, что пользователь ощущал все вибрации работающего агрегата на себе. Та самая бензопила Contra, которая явилась революцией в технике для лесозаготовок в 1959 году, позволила лесорубам впервые по-настоящему использовать для валки машину вместо топора, но это и означало, что работники стали подвергаться гораздо большим вибрациям.
Рис. 2. Одно из самых последних решений исполнения антивибрационной системы на примере профессиональной пилы STIHL MS 661
Запатентованная система
В очередной раз STIHL проявил свой инновационный подход: патент на антивибрационную систему был оформлен уже в 1964 году. Основными компонентами данной системы были резиновые детали, отделяющие рукоятку от двигателя.
Это позволило уменьшить уровень вибраций на рукоятке в 2 раза. В 1965 году началось серийное производство пил Contra, оснащенных антивибрационной системой (рис. 3). Если на пиле Contra антивибрационная система была усовершенствованием, и это было заметно, то у модели 041 AV в 1967 году она была предусмотрена изначально конструкцией. Особенностью конструктивного решения было то, что задняя ручка являлась частью магниевого компонента, который закрывал также карбюратор и воздушный фильтр.
Рис. 3. Эскиз патентного решения по антивибрационной системе пилы Contra
Когда в 1970 году во многих странах стали вводиться нормативные границы по значениям вибраций для бензопил, инженеры STIHL вернулись к чертежным доскам, чтобы разработать следующий концепт антивибрационной системы для дальнейшего снижения значений вибраций. Для модели 042 компания разработала цельный корпус ручки со встроенным топливным баком (это решение используется до сих пор).
В 1976 году в качестве материала еще применялся магний, полимерная версия появилась в 1982 году у новой пилы 024. Снова задуматься о снижении вибраций пришлось в конце 90-х годов, после очередного ужесточения норм. С помощью применяемых резиновых элементов достичь этого оказалось невозможно. Хотя резина как материал не чувствительна к большим нагрузкам, но она не в состоянии гасить вибрации так же эффективно, как стальные пружины, даже при одинаковых показателях упругости. Как итог, современные бензопилы STIHL оснащаются элементами из стальных пружин в сочетании со сложной системой поглощения ударов, которая имеет резиновые и твердополимерные буферы.
Кроме двигателя бензиномоторной пилы, источником вибрации выступают режущие звенья пильной цепи. Когда режущая кромка встречается с древесиной, то в результате столкновения часть энергии передается через пильную цепь и ведущую звездочку, а также через шину на корпус двигателя пилы, а далее через рукоятки на руки оператора.
Уровень вибраций от столкновения режущих звеньев пильной цепи с древесиной в значительной мере зависит от шага цепи: чем больше шаг, тем больше вибрации. Как было рассмотрено выше, форма звеньев также влияет на уровень вибраций. Ограничитель глубины и приподнятая задняя часть режущего звена (рис. 4) могут заметно снижать вибрации при пилении за счет того, что во время удара режущее звено цепи слегка проседает и тем самым гасится часть удара, чем обеспечивается комфортная работа с меньшим уровнем вибраций. Кроме того, это позволяет продлить срок службы пильной цепи и уменьшить износ шины.
Рис. 4. Демпфирующая конструкция режущего звена цепной пилы
Пагубное воздействие высокочастотных вибраций может быть снижено правильным подбором рабочих перчаток или рукавиц.
Согласно ГОСТ 31742, исследованиям на вибрацию подвергают бензиномоторные пилы серийного производства со стандартными пильными шиной и цепью, рекомендованными изготовителем.
Бензиномоторная пила испытывается в трех режимах:
Производится в каждом режиме по пять измерений длительностью не менее 2 с и рассчитывается их среднее значение. Сила сжатия рукояток пилы должна быть достаточной для управления в нормальных условиях эксплуатации.
2. Эргономика использования бензиномоторных пил
Повысить производительность работы вальщика леса может мощная бензиномоторная пила, однако увеличение мощности приводит и к увеличению веса инструмента. Профессиональные бензопилы могут применяться в различных природно-производственных условиях и для выполнения различных работ (обрезка сучьев или заготовка древесины от рубок ухода и заготовка толстомерной мерзлой древесины при сплошной рубке в зимний период), что объясняет большой диапазон по мощностным показателям. Высокий показатель энергонасыщенности (удельной мощности) отличает профессиональные пилы от бытовых моделей и косвенно позволяет оценить удобство и эффективность бензопил (табл. 2).
Таблица 2. Ущельная мощность некоторых бензопил разных классов*
Модель пилы | Класс** | Мощность, л. с. | Масса, кг | Удельная мощность***, л. с./кг |
STIHL MS 201 | П | 2,4 | 3,9 | 0,62 |
Husqvarna Т435 | П | 2 | 3,4 | 0,6 |
STIHL MS 180 | Б | 2 | 3,9 | 0,51 |
Echo CS-270 | Б | 1,2 | 3,1 | 0,39 |
STIHL MS 261 | П | 3,8 | 5,2 | 0,73 |
Husqvarna 357XP | П | 4,4 | 5,5 | 0,8 |
STIHL MS 230 | Б | 2,7 | 4,6 | 0,56 |
Husqvarna 236 | Б | 1,9 | 4,7 | 0,4 |
Partner P340S | Б | 2 | 4,5 | 0,44 |
Oleo-MacGS35-14 | Б | 2 | 4,4 | 0,45 |
STIHL MS 461 | П | 6 | 6,7 | 0,9 |
Husqvarna 365H | П | 4,6 | 6 | 0,77 |
Husqvarna 576XP | П | 5,7 | 6,6 | 0,87 |
STIHL MS 661 | П | 7,3 | 7,4 | 0,99 |
Husqvarna 395XP | П | 6,7 | 7,9 | 0,85 |
STIHLMS880 | П | 8,7 | 10 | 0,87 |
* Информация с каталогов и сайтов производителей
**Б — бытового назначения, П — профессионального назначения
*** Без пильной гарнитуры и с пустыми баками
Конструкция рукояток современных бензиномоторных пил обеспечивает надежность захвата и контроль работающей пилы в перчатках или рукавицах. Рукоятки пил имеют нескользящее покрытие. Пилу необходимо удерживать двумя руками, при этом большие пальцы рук должны обхватывать рукоятки, что позволит удержать пилу при отскоке или другом опасном инциденте (рис. 5).
Рис. 5. Правильный хват руками
При правильном хвате бензиномоторной пилы запястье должно быть продолжением предплечья — это позволит меньше нагружать мышцы рук.
Сбалансированный вес бензиномоторной пилы позволяет значительно увеличить удобство работы с пилой и снизить усталость оператора, так как ему придется тратить значительно меньше усилий на удержание инструмента во время работы. Кроме того, эргономичное расположение ручек позволяет оператору работать в более удобных положенияхтела (рис. 6).
Рис. 6. Сбалансированный вес бензопилы позволяет удобно работать
3. Приспособления для эргономики бензиномоторных пил
Рукоятки сбалансированной бензиномоторной пилы позволяют легко позиционировать инструмент для реза под углом 90°, 45° и 0° к горизонту. Согласно ГОСТ Р 50634-93 «Пилы бензиномоторные цепные. Определение равновесия», бензиномоторная пила проверяется на поперечное и на продольное равновесие: пила должна удерживать поперечное равновесие при удерживании за переднюю рукоятку и ось рукоятки не должна отклоняться от горизонтали, а отклонение шины от горизонтали при продольном равновесии не должно быть более 30°.
Захват правой рукой задней рукоятки при переходе к операциям, выполняемым в горизонтальной плоскости (например, выполнение валочного пропила), требует провернуть рукоятку в ладони. В таких случаях удобно нажимать на клавишу подачи топлива не указательным, а большим пальцем правой руки.
Работа бензопилой, особенно при валке деревьев, сопровождается сильной нагрузкой на позвоночник и мышцы спины (рис. 7). Для уменьшения нагрузки на спину, вместо работы в наклон можно встать на одно или оба колена. Для снижения нагрузки на руки рекомендуется опираться локтями на колени, перенося часть нагрузки на ноги.
Рис. 7. Выбор положения тела при работе с бензопилой
Зубчатый упор (рис. 8), не относящийся непосредственно к рукояткам, защищает корпус пилы от контакта с деревом, а также позволяет более безопасно работать с пилой и тратить оператору меньше усилий.
Рис. 8. Зубчатый упор бензопилы
При пилении крупномерных бревен упор зубьями врезается в древесину и выступает в виде шарнира, вокруг которого вращается пила, при этом упор забирает на себя значительную часть веса пилы. При нештатной ситуации зубья упора возьмут на себя часть сил и оператору будет легче контролировать инструмент. На тяжелых профессиональных моделях бензиномоторных пил может устанавливаться двойной зубчатый упор, а на легких моделях бензиномоторных пил зубчатый упор может вообще отсутствовать.
4. Шум бензиномоторных пил
Актуальной проблемой, стоящей перед конструкторами современного бензиномоторного инструмента, является уменьшение шумового загрязнения, которое отрицательно влияет на здоровье оператора и окружающих людей. Звук — это механические колебания в газообразных, твердых и жидких упругих средах. Звуковая волна, которая характеризуется определенной частотой, проходя через упругую среду, создает переменное избыточное давление, называемое звуковым давлением.
Громкость звука, воспринимаемого человеком, в основном обусловливается звуковым давлением и частотой. Звуковое давление измеряется в паскалях (Па). Звук при частоте 1000 Гц и звуковом давлении 2-10 5 Па практически не различим человеческим ухом (порог слышимости), а звук при частоте 1000 Гц и звуковом давлении 2-10 2 Па уже не воспринимается как звук, так как вызывает в органах слуха болевые ощущения (порог болевого ощущения).
Поскольку восприятие звука человеком пропорционально логарифму количества энергии раздражителя, то для оценки шума на практике применяют не абсолютные значения звукового давления, а относительный уровень звукового давления, взятый к пороговому значению и измеряемый в белах (Б):
L = 2-lg(P/P0), где Р — действующее звуковое давление, Па; Ро — пороговое значение звукового давления, 2-10 5 Па.
Так как человеческое ухо способно различить уровни силы звука в одну десятую бела (0,1 Б), то на практике удобнее пользоваться децибелом (дБ). Использование логарифмической шкалы для измерения уровня шума удобно еще и потому, что позволяет применять сравнительно небольшой интервал логарифмических величин от 0 до 140 дБ. Однако следует помнить логарифмическую природу уровней звукового давления, так как изменение всего на несколько десятков децибел ведет к существенному увеличению уровня шума. Так, между тихим (30 дБ) и громким разговором (50 дБ) разница всего в 20 дБ.
Сильный шум оказывает на человека вредное физиологическое действие, и не только на органы слуха. Шум с уровнем звукового давления до 30—35 дБ привычен для человека и не беспокоит его, но уже повышение уровня до 70 дБ создает значительную нагрузку на нервную систему человека, вызывая ухудшение самочувствия.
Уровень звукового давления свыше 120 дБ для большинства людей является порогом болевого ощущения, свыше 140 дБ может вызвать разрыв барабанной перепонки и контузию, а свыше 160 дБ даже привести к смерти. Долговременное воздействие интенсивного шума уровнем свыше 75 дБ может привести к постепенной потере слуха — профессиональной тугоухости, которая в большинстве случаев является необратимой.
Вероятность развития профессиональной тугоухости в результате воздействия производственного шума зависит от продолжительности работы и от эквивалентного уровня звука. Так, при воздействии в течение 5 лет на незащищенные органы слуха эквивалентного уровня звука в 105 дБ, нарушение слуха будет наблюдаться у 18 % работников, а при воздействии этого же уровня в течение 15 лет — уже у 53 % работников.
В структуре профессиональных заболеваний в России примерно 17 % приходится на заболевания органов слуха. Именно поэтому ГОСТ 1.003-83 предписывает снабжать работников, работающих в зонах с уровнем звука выше 80 дБ, средствами индивидуальной защиты для органов слуха.
Кроме того, шум отрицательно воздействует на нервную систему, вызывая замедление психологической реакции и утомляемость, что ведет к значительному снижению производительности труда (в ряде случаев до 60 %), увеличивается производственный брак, растет вероятность травматизма из-за того, что человек не может сконцентрироваться или может не услышать предупреждающий сигнал. Также под влиянием производственного шума нарушается ритм сердечной деятельности, изменяется кровяное давление, ухудшается деятельность органов дыхания.
Из-за длительного воздействия шума высокой интенсивности могут развиться язвенная болезнь и кишечные заболевания, заболевания кожи, притупляется острота зрения, появляется бессонница.
Шум, производимый при работе бензиномоторного инструмента, складывается из шума аэродинамического и механического происхождения, а основной вклад вносит работа двигателя внутреннего сгорания, поэтому одним из важных элементов современной бензиномоторной пилы, с точки зрения борьбы с излишним шумом, является правильно сконструированный глушитель двигателя.
Производители бензиномоторных пил указывают в паспортных данных на инструмент два основных параметра, касающихся производимого инструментом шума — уровень звукового давления и уровень звуковой мощности, измеряемые в акустических децибелах (дБ(А)). Показатели ряда бензиномоторных пил приведены в табл. 3. ГОСТ 31742-2012 предписывает, что уровень звукового давления у бензиномоторных пил на всех режимах работы не должен превышать 105 дБ(А), а для пил с рабочим объемом двигателя до 40 см 3 — 102 дБ(А).
Таблица 3. Уровень звуковой мощности и уровень звукового давления ряда бензопил*
Модель пилы | Класс** | Звуковая мощность, дБ(А) | Звуковое давление, дБ(А) |
STIHL MS 201 | П | 112 | 98 |
Husqvarna Т435 | П | 114 | 103 |
STIHL MS 180 | Б | 110 | 97 |
STIHL MS 261 | П | 114 | 102 |
Husqvarna 357XP | П | 114 | 101 |
STIHL MS 230 | Б | 113 | 101 |
Husqvarna 236 | Б | 113 | 101 |
Oleo-MacGS35-14 | Б | 110 | 100 |
STIHL MS 461 | П | 117 | 105 |
Husqvarna 365H | П | 114 | — |
Husqvarna 576XP | П | 116 | 105 |
STIHL MS 661 | П | 118 | 105 |
Husqvarna 395XP | П | 115 | 102 |
STIHL MS 880 | П | 116 | 103 |
* Информация с каталогов и сайтов производителей бензопил
**Б — бытового назначения, П — профессионального назначения
Акустический децибел дБ(А) — это скорректированная величина, учитывающая нелинейность частотной характеристики человеческого уха, позволяющая получать адекватные оценки громкости с учетом снижения чувствительности на низких и высоких частотах.
Параметр «уровень звуковой мощности» характеризует уровень шума самого инструмента и является постоянной для данного оборудования величиной. Данный параметр определяется по специальной строгой методике с помощью датчиков-шумомеров, размещенных вокруг инструмента. Этот параметр важен с точки зрения шумового загрязнения окружающей среды.
Параметр «уровень звукового давления» характеризует уровень шума, который непосредственно воздействует на органы слуха оператора бензиномоторной пилы при работе с инструментом. Этот параметр также определяется по специальной методике, зависит от расстояния между органами слуха оператора и источником шума и важен непосредственно с точки зрения здоровья оператора.
Данные табл. 3 показывают, что даже при работе современных бензиномоторных пил уровень шума слишком велик, и продолжительная работа без защиты органов слуха может привести к снижению слуха у оператора. Поэтому оператор при работе должен обязательно использовать наушники, а также режим работы оператора с пилой должен предусматривать перерывы между пилением древесины для отдыха органов слуха.
На рис. 9 представлены микрофоны по периметру — они относятся к «звуковой мощности» и микрофон по центру на расстоянии от агрегата — он замеряет «звуковое давление».
Рис. 9. Измерение уровней шума — звуковой мощности и звукового давления
5. Выхлопные газы
Другой актуальной проблемой при работе бензиномоторного инструмента является снижение выбросов в атмосферу вредных веществ с выхлопными газами. Отвод выхлопных газов у всех бензиномоторных пил сделан таким образом, чтобы при работе оператор не попадал в их струю. Однако по сегодняшним меркам этого явно не достаточно.
Производители бензиномоторных 2-тактных двигателей постоянно работают над совершенствованием конструкции и увеличением экономичности и экологичности, в частности процесса продувки, для того чтобы, с одной стороны, как можно более эффективно удалить из цилиндра выхлопные газы, а с другой стороны, свежая топливная смесь, вытесняющая выхлопные газы, не попадала в выпускную систему.
Ведущими производителями бензиномоторного инструмента предложено несколько решений данной задачи, основной идеей которых является использование чистого воздуха как прослойки между выхлопными газами и свежей топливной смесью. Чистый воздух вытесняет выхлопные газы и выходит вместе с ними в выпускную систему, хорошо продувая камеру сгорания, а уже следом подается воздушно-топливная смесь, которая не успевает попасть в выпускную систему.
В борьбе за экологичность производители устанавливают на ряд моделей бензиномоторного инструмента каталитические преобразователи (катализаторы). Процесс сжигания топлива в двигателе не совершенен, в выхлопных газах содержатся такие вредные вещества, как ядовитый монооксид углерода (угарный газ), несожженные углеводороды и оксиды азота.
Катализатор позволяет с помощью химических реакций окислять вредные углеводороды, снижая их выброс на 70 %, преобразовывать угарный газ в углекислый, а также восстанавливать оксиды азота в азот. В катализаторах используются благородные металлы, при работе катализатора температура поднимается почти до 1000 0 С.
Современные конструкции 2-тактных двигателей позволяют снизить потребление топлива до 20 % и повысить экологичностьдо 70 % (данные показатели относятся к двигателям STIHL 2-MIX, у которых есть промежуточная продувка — причем в некоторых исполнениях двигателей она может состоять не только из воздуха, но и из выхлопных газов).
6. Органы управления и запуск бензиномоторных пил
Некоторые современные бензиномоторные пилы предусматривают возможность комплектации специальными рукоятками, обеспечивающими подогрев рук и предотвращающими обледенение при работе с пилой в холодное время года. Такие конструкции не позволяют замерзнуть рукам и тем самым создают более комфортные и безопасные условия работы оператору. Кроме того, подогрев пальцев рук снижает вероятность проявления «вибрационной болезни». Рукоятки обогреваются пленочными электрическими нагревательными элементами (рис. 10).
Рис. 10. Обогрев рукояток бензопилы
Электричество вырабатывается специальным генератором при работе двигателя пилы. При необходимости оператор может с помощью выключателя активировать подогрев. Конструкция обогрева рукояток надежна, неприхотлива и не требует обслуживания.
Современные бензиномоторные пилы имеют удобное размещение элементов управления запуском, работой и остановкой двигателя пилы. Классическая система управления раздельная (рис. 11, а)’, отдельно рычаг управления заслонкой и выключатель зажигания. Но в конструкциях современных бензиномоторных пил STIHL применяется более удобная система управления с комбинированным рычагом — когда за холодный и горячий запуск, прогрев и за остановку двигателя пилы отвечает один рычаг (рис. 11, б).
Для решения задачи холодного пуска двигателя, особенно в зимнее время года, многие современные бензиномоторные пилы используют в своей конструкции специальные приспособления или дополнительные технические решения, которые позволяют упростить запуск.
Рис. 11. Элементы управления запуском и остановкой бензопилы
На многих бензиномоторных инструментах для облегчения запуска холодного двигателя установлен ручной топливный насос (праймер) (рис. 12).
Рис. 12. Ручной топливный насос
В моделях без ручного топливного насоса заполнение камеры карбюратора топливом происходит насосом карбюратора при прокручивании двигателя стартером.
Для облегчения прокручивания двигателя при запуске на ряде моделей мощных бензиномоторных пил устанавливают декомпрессионный клапан (рис. 13).
Рис. 13. Декомпрессионный клапан и его расположение
Благодаря декомпрессионному клапану оператор затрачивает значительно меньше усилий на прокручивание коленчатого вала и, кроме того, заметно снижаются нагрузки на детали стартера и более равномерно раскручивается сам коленчатый вал. Декомпрессионный клапан автоматически закрывается, когда в цилиндре двигателя повышается давление при первых вспышках топливной смеси.
Ранее в бензиномоторном инструменте использовались контактные системы зажигания, приносившие операторам много хлопот с регулировкой и чисткой механических контактов. Кроме того, контактные системы не отличались безотказностью и боялись влаги и пыли.
Первые модели бензиномоторных пил с электронными системами зажигания появились 1960-х годах, и уже к началу 80-х все ведущие производители бензиномоторного инструмента перешли на электронные бесконтактные системы зажигания.
Бесконтактные электронные системы отличаются надежностью и долговечностью, лучше защищены от влаги и пыли, нетребуют технического обслуживания и настройки. А современная микропроцессорная система зажигания обеспечивает эффективную работу при разных оборотах двигателя за счет автоматического изменения угла опережения зажигания. Она также облегчает пуск двигателя и имеет функцию ограничителя оборотов, которая позволяет сделать более комфортной работу и ограничивает максимальные обороты двигателя. А раньше система зажигания начинала работать сразу после начала вытягивания шнура стартера, что вызывало болезненные удары на руки оператора.
Все больше появляется бензопил, оснащенных не только микропроцессорной системой зажигания, но и интеллектуальной системой управления. У STIHL такая система носит название M-Tronic (рис. 14).
Рис. 14. Бензопила с системой управления двигателем STIHL M-Tronic
Она дает пользователю ряд неоспоримых преимуществ: простой запуск с одного положения воздушной заслонки (нет уже разницы между «холодным» и «теплым» пуском), карбюратор не имеет винтов регулировки — теперь электроника сама находит оптимальную подачу топлива при любых условиях, лучше динамика перехода на рабочие обороты, оптимальная мощность.
Управляющее устройство получает сигналы от датчиков оборотов (им является магнит маховика) и температуры, далее он обрабатывает их по заложенному в нем алгоритму, и выдается команда на время открытия магнитного клапана, от которого зависит подача топлива. Также имеется диагностический разъем, благодаря которому можно протестировать пилу, настроить и считать всю необходимую информацию.
Управляющее устройство имеет энергонезависимую память, в которую им вносится информация о последних настройках системы, и при следующем запуске эта информация позволяет быстрее отрегулировать карбюратор для вывода двигателя на оптимальный режим работы. Программа управляющего устройства, получая информацию от датчиков, может приспособиться к изменениям характеристик топлива, атмосферного давления (например, из-за работы на другой высоте относительно уровня моря), к степени загрязненности воздушного фильтра и т. д. Это позволяет в том числе снизить расход топлива.
В конструкциях современных бензиномоторных пил используются удобные ручки пускового устройства (рис. 15), сдостаточным для плотной фиксации в руке даже в зимних перчатках размером.
Рис. 15. Современная ручка пускового устройства с встроенным демпфером
Ряд моделей современных бензиномоторных пил имеет в ручке пускового устройства специальный демпфирующий элемент (рис. 16), который заметно снижает ударные нагрузки на суставы и мышцы во время пуска двигателя, а также делает процесс запуска двигателя бензиномоторной пилы более равномерным и плавным.
Рис. 16. Дополнительный пружинный механизм между коленвалом и пусковой рукояткой для комфортного запуска двигателя
Еще одним интересным конструкторским решением, заметно упрощающим пуск бензиномоторной пилы, является использование дополнительной пружины между коленчатым валом двигателя и катушкой тросика пускового устройства. Если в классической конструкции пускового устройства оператору надо, выбрав слабину тросика, резким и мощным рывком дернуть за ручку пускового устройства, что требует больших физических усилий и нагружает суставы и мышцы, в этом случае можно завести двигатель более комфортно: оператор не прокручивает коленчатый вал напрямую, а при вытягивании тросика взводит пружину, которая после отдает накопленную энергию при раскручивании коленчатого вала.
В связи с тем, что бензиномоторная пила является источником повышенной опасности, при запуске пилы оператор должен выполнять требования безопасности. Перед запуском необходимо активировать цепной тормоз. При наличии ручного топливного насоса — заполнить карбюратор свежим топливом. При наличии декомпрессионного клапана на двигателе пилы — не забывать нажимать на него. Перевести элементы управления запуском пилы в положение «холодного» или «теплого» пуска согласно инструкции.
Существует два рекомендованных способа запуска бензиномоторной пилы (рис. 17). Самым безопасным способом является запуск бензопилы на земле. Для этого пила устанавливается на плотную и ровную поверхность. Перед запуском обязательно контролируется, что пильная гарнитура пилы не касается никаких предметов на земле. Левая рука прижимает пилу к земле. Далее, прижав также заднюю рукоятку ногой, производится запуск пилы, потянув быстрым и резким движением правой руки ручку пускового устройства вверх. После рывка не бросайте ручку пускового устройства, а отпускайте, контролируя процесс втягивания шнура.
Рис. 17. Безопасные способы запуска
Вторым разрешенным способом является запуск с плотной фиксацией задней рукоятки между ногами. Для этого необходимо пилу левой рукой держать за переднюю рукоятку, а заднюю рукоятку плотно зажать между бедрами. Правая рука вытягивает ручку пускового устройства.
После запуска необходимо, левой рукой прочно удерживая инструмент за переднюю рукоятку, правой быстро перевести пилу, в режим холостого хода, предварительно деактивировав цепной тормоз.
Техника безопасности категорически запрещает запуск бензиномоторной пилы на весу при удержании только одной левой рукой или иными неразрешенными способами — это может привести к серьезным травмам.
7. Устройства для безопасной работы с бензиномоторными пилами
Конструкция современных бензиномоторных пил (рис. 18) позволяет оградить оператора от случайного прикосновения человека к нагретым деталям — цилиндру и глушителю (температура глушителя при работе бензопилы достигает прим. 200 градусов). Цилиндр двигателя закрыт кожухом корпуса, а глушитель отделен от передней рукоятки. Также полностью изолированы высоковольтные элементы системы зажигания.
Рис. 18. Самые горячиедетали бензопилы — цилиндр и глушитель
Профессия вальщика леса является одной из самых опасных профессий; если рассматривать все производственные травмы на лесосеке, то большая их часть приходится на повреждения ног и рук, полученные пильной цепью. Применение современного (более безопасного и эргономичного) бензиномоторного инструмента и специальной экипировки снижает вероятность серьезных травм.
Все современные бензиномоторные пилы оснащаются стопором курка газа. Таким образом, невозможно случайно нажать на курок газа — цепь остается неподвижной, а значит безопасной.
Все современные бензиномоторные пилы оборудованы тормозом цепи, скорость срабатывания которого составляет десятые доли секунды.
Срабатывания тормоза цепи может быть контактным и инерционным.
Контактное срабатывание происходит от активации цепного тормоза запястьем руки, когда пила начинает от обратного удара двигаться вверх.
Цепной тормоз — это основа безопасности бензопилы. Именно поэтому все пилы STIHL оснащаются цепным тормозом STIHL QuickStop. Нажимая на передний щиток защиты руки, оператор активирует цепной тормоз вручную, и цепь останавливается. Сильная обратная отдача обеспечивает автоматическое срабатывание тормоза независимо от его положения — в этом случае срабатывание происходит без контакта с рукой. За доли секунды цепь останавливается полностью (рис. 19).
Рис. 19. Цепной тормоз
Ряд моделей бензиномоторных пил для большей безопасности комплектуются дополнительной системой включения цепного тормоза при отпускании рычага газа — STIHL QuickStop Super (рис. 20). Это позволяет обезопасить оператора при работах, когда необходимо часто прерываться и переносить пилу с места на место или откладывать в сторону.
Рис. 20. Бензопилы с функцией QuickStop Super обозначаются буквой «Q» в названии модели
Эта система делает возможным активацию тормоза сразу после освобождения задней рукоятки (рис. 21). То есть цепь останавливается не только после сильной отдачи или активации переднего щитка, но и когда с задней ручки убирается рука.
Рис. 21. Ступор рычага газа
Какое это дает основное преимущество? QuickStop Superpa6oTaет в любом положении, без дополнительных рычагов и рукояток.
Когда условия требуют быстрых движений работающей пилой, например при обрезке сучьев, эта опция может быть очень кстати. При этом, не требуется что-либо специально контролировать — стопор рычага газа является одновременно и рычагом активации тормоза цепи.
Цепной тормоз активируется сам автоматически и во время транспортировки — не требуется никаких дополнительных манипуляций.
Освобождение тормоза: нажатие на стопор рычага газа освобождает барабан сцепления, и цепь может вращаться.
Активация тормоза: надо только отпустить заднюю рукоятку, и тормозная лента автоматически сжимает барабан сцепления, цепь останавливается менее чем за секунду.
При подготовке бензиномоторной пилы к работе, а также при проверке пилы после обслуживания и ремонта, необходимо проводить контрольные испытания работы тормоза пилы. Если тормоз оказывается нерабочим, то такой пилой пользоваться категорически запрещается.
Инерционное включение тормоза цепи происходит за счет инерционных сил, возникающих при резком отскоке инструмента назад — под действием сил инерции срабатывает механизм тормоза, который затягивает тормозную ленту на барабане муфты сцепления и останавливает цепь.
Кроме того, есть и ряд конструктивных решений, позволяющих снизить вероятность обратного удара. Например, пильные цепи с уменьшенной склонностью к отскоку, которые отличаются низким профилем и специальной геометрией звеньев. Другой пример — геометрия конца шины: чем меньше его радиус, тем меньше склонность к отдаче.
При зажиме движущейся цепи может произойти затягивание пилы (рис. 23). Если зажим происходит при работе верхней стороной шины, направленность движения пилы — к оператору, если нижней — в обратную сторону. В любом случае может произойти потеря контроля над инструментом и серьезное травмирование оператора.
Рис. 23. Затягивание пилы
Оборвавшаяся цепь может нанести оператору серьезные травмы. Для защиты кисти правой руки задняя рукоятка пилы оснащается специальным щитком. Для того чтобы цепь при обрыве или соскакивании не перехлестнулась через заднюю рукоятку или не вылетела из инструмента, предусмотрен цепеуловитель.
Рис. 24. Правильная работа с бензопилой
8. Защитная экипировка
При работе с бензиномоторным инструментом работник должен быть правильно экипирован. Специальная одежда и средства индивидуальной защиты (рис. 25) позволяют снизить травматизм при работе с бензиномоторной пилой.
Рис. 25. Современная экипировка оператора бензопилы и элементы индивидуальной защиты
При работе на лесосеке вальщик обязательно должен работать в защитном шлеме (рис. 26).
Рис. 26. Варианты конструкции
Современные конструкции шлемов надежно защищают от травм голову, лицо, а также органы слуха и зрения. Шлем яркого цвета выполняется из ударопрочного пластика. Созащитныхшлемовдлявальщиков временные шлемы имеют удобную систему фиксации на голове и обеспечивают воздухопроницаемость. Часто шлемы имеют сетчатый щиток из полимера для защиты лица от опилок. Шлемы имеют также прикрепленные наушники.
Современные наушники хорошо подавляют шум, при этом пропуская частоту крика — в случае опасности оператор услышит подаваемый ему сигнал. При необходимости оператор может поднять наушники и отвести их назад или в сторону. Производители средств индивидуальной защиты для работы с бензиномоторным инструментом выпускают разнообразные защитные очки. Очки могут иметь разный цвет линз для работы при ярком солнце или быть прозрачными. Линзы покрываются антизапотевающим покрытием. Существуют закрытые модели очков с вентиляционными отверстиями, а также специальные очки для ношения с обычными очками.
При работе с бензиномоторным инструментом необходимо применять закрытую и устойчивую обувь с нескользящей подошвой (рис. 27). Так как при работе с бензиномоторной пилой работники часто травмируют пильной цепью именно ноги, то необходимо применять специальную рабочую обувь с защитой от прорезания (со стальным носком и дополнительными вставками в области голеностопного сустава).
Рис. 27. Специальная обувь
Одежда для работы в лесу должна включать большие вставки ярких цветов, так как заметность работника на лесосеке позволяет предотвратить несчастные случаи. При работе с бензиномоторной пилой одежда должна быть прочной, прилегающей к телу, не сковывать движения. Ткань одежды должна быть стойкой к бензину и маслу. Особенностью специальной защитной одежды является защита от пропила — вставка из специального синтетического волокна у брюк или куртки (рис. 28).
Рис. 28. Защита от пропила
При контакте такой вставки с вращающейся пильной цепью волокна за доли секунды наматываются на цепь и ведущую звездочку и останавливают движение цепи. В зависимости от толщины слоев защитных вставок такая одежда обеспечивает разные уровни защиты от прорезания. В качестве альтернативы полному профессиональному комплекту одежды с защитой от пропила есть отдельные накладки для ног.
Тканевые волокна имеют набор специальных свойств: они очень длинные, тонкие и, что особенно важно, имеют сопротивляемость к разрезанию. Защитная одежда STIHL имеет несколько слоев из таких волокон. Когда бензопила соприкасается с брюками с защитой от прорезания, режущее звено цепи вырывает длинные, прочные волокна, которые и наматываются вокруг ведущей цепной звездочки в течение считанных миллисекунд до полной ее остановки. STIHL тестирует множество разных вариантов и моделей в реальных условиях прежде допуска на рынок.
Специальная графика позволяет легко сориентироваться в защитных свойствах одежды — на рис. 29, например, обозначены различные варианты по защитным областям одежды.
Рис. 29. Современная одежда с защитой от пропила
Не менее важно, с точки зрения безопасности, использование при работе с бензиномоторной пилой специальных рабочих перчаток, позволяющих прочно фиксировать инструмент в руках (рис. 30).
Рис. 30. Перчатки фирмы STIHL с защитой от пропила
Некоторые перчатки могут обеспечить и защиту от прорезания. Выпускаются рабочие перчатки для разных сезонов. Есть перчатки, защищающие от ветра и низких температур и в то же время обеспечивающие вентиляцию и отвод влаги. Современные перчатки хорошо фиксируются на руке, но не препятствуют кровоснабжению ладони, что особенно важно при долговременной работе с виброопасным инструментом. Материалы рабочих перчаток разные — кожа, хлопок и синтетические ткани.
Конечно, нельзя рассматривать факт наличия у оператора специальной одежды и средств защиты как основную и единственную составляющую безопасной работы с бензиномоторной пилой — это только важное дополнение к безоговорочному соблюдению техники безопасности и к знанию безопасных методов работы с пилой и умению их использовать.
Организационные меры по технике безопасности при валке деревьев
Валка деревьев на стену леса не разрешается. При начале разработки лесосек, прорубки просек, трасс лесовозных дорог и усов, трелевочных волоков валка деревьев должна выполняться в просветы между соседними деревьями.
Просвет между деревьями — это расстояние между кронами деревьев, растущих перед спиливаемым деревом. Просвет должен быть не менее ширины той части кроны, которая при приземлении спиленного дерева будет падать в этот просвет.
При выборочных, постепенных, выборочно-санитарных рубках и рубках ухода за лесом валку необходимо выполнять в просветы между деревьями. Деревья, мешающие валке клейменных деревьев, а также их трелевке, следует вырубать для обеспечения безопасности работников, занятых на лесосечных работах.
Валка деревьев и их очистка от сучьев бензиномоторной пилой в темное время суток не разрешается.
Не допускается оставлять недопиленные, подрубленные или зависшие в процессе валки деревья.
На каменистых и лавиноопасных склонах валка деревьев запрещается.
Не допускается сбивание одного или нескольких подпиленных деревьев другим деревом (групповая валка деревьев).
Руководство по эксплуатации бензиномоторного инструмента должно быть изложено на русском языке, соответствовать требованиям ГОСТ 31742-2012 и включать следующие обязательные разделы, касающиеся вопросов эргономики и безопасности работы с бензопилой:
Бензиномоторные пилы комплектуются пластмассовым защитным кожухом шины (рис. 31), чтобы защитить человека от острой цепи, а шину и цепь от ударов при переносе пилы на небольшие расстояния. Существуют мягкие и жесткие футляры для бензопил, которые полностью закрывают инструмент и защищают его от ударов, пыли, осадков, а людей и другие предметы — от пильной гарнитуры и металлических элементов бензопилы.
Рис. 31. Защитный кожух цепи и футляр для транспортировки
Для простоты освоения вальщиком новой модели пилы на корпуса бензопил наносят пиктограммы, важную информацию и требования безопасности, которые позволяют запомнить порядок действий оператора, особенности конструкции конкретной модели, назначение положений органов управления, основные правила безопасной работы и т. д. Например, возле бачка для топливной смеси располагают пиктограмму бензоколонки, а возле бачка для масла — пиктограмму звена цепи и капельки масла.
Кроме пиктограмм и надписей, могут использоваться и разные цвета у элементов бензиномоторных пил.
Корпуса бензиномоторных пил у большинства производителей имеют яркий цвет, что не только необходимо с точки зрения обозначения инструмента повышенной опасности, но и полезно при работе в лесу: яркий корпус пилы хорошо заметен и инструмент сложно потерять в любое время года даже в вечерних сумерках.