зулму в исламе что такое

Зульм

Зульм (араб. ظلم — гнет, притеснение, тирания, несправедливость). Языковое значение слова «зульм» и его значение в терминологии исламского права близки между собой.

Согласно аятам Священного Корана, Сунне и единому мнению ученых-богословов, совершение зульма в любой его форме проявления — запрещенное греховное деяние. Очень часто совершение одного вида зульма может одновременно содержать в себе сразу два запрещенных деяния: посягательство на права людей и ослушание Всевышнего, запретившего совершение зульма. Это обстоятельство еще больше усугубляет этот вид запрещенного деяния. Один из самых тяжких видов зульма — посягательство на жизнь невинного верующего человека. Кроме этого, к видам зульма можно отнести: незаконное присвоение имущества другого человека и несправедливое распределение имущества между нуждающимися людьми или имеющими на него право, нарушение руководителем прав своих подчиненных и т. д.

В ряде случаев наличие зульма или вероятность его совершения может стать оправданием невыполнения какого-либо обязательного предписания. Так, в случае вероятной угрозы для жизни, ожидающей верующего человека, например, со стороны притаившихся разбойников на пути к мечети, допускается не участвовать в коллективной или пятничной молитвах. То же самое может распространяться и на совершение паломничества (хадж). Однако, конечно, обязанность по выполнению паломничества (хадж) снята не будет. Поэтому при удобном другом случае его нужно будет все равно совершить.

Важно отметить, что Всевышний никогда не совершает зульма в отношении Своих рабов, ведь все Его дела и распоряжения соответствуют определенной мудрости. Поэтому не допускается приписывать Всевышнему зульм, в противном случае это будет приравнено к проявлению неверия (куфр).

Согласно мнению некоторых ученых-богословов, человек, который был подвержен проявлению зульма в отношении себя, имеет право, обратившись с мольбой к Всевышнему, пожелать своему обидчику равнозначной участи, но не более того. Однако некоторые другие ученые-богословы в подобных ситуациях более предпочтительным считают проявить терпение и сдержанность, являющимися признаками богобоязненности.

Следует добавить, что любые виды разбирательств дел, связанных с проявлением зульма одним человеком в отношении другого, должны производиться уполномоченными лицами и в рамках государственного регулирования. В противном случае самосуд, к коему иногда прибегают некоторые люди, в ряде случаев тоже может быть приравнен к совершению зульма. Кроме этого, нужно не забывать о том, что человек, совершающий зульм, не должен получать всяческой поддержки со стороны других людей, они должны проявлять в отношении него свое порицание и неодобрение[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Зульм // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 29. С. 169–177.

Источник

Запретные действия для мусульман: зульм

Одним из запрещённых деяний для мусульман является зульм. Это несправедливое отношение, притеснение, причинение страданий, переход рамок дозволенного на словах или в поступках. Само слово происходит от арабского «темнота». Стать лучом света и вывести людей к истинному пути способен Коран и Сунна Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В Священной Книге о зульме сказано около трёхсот раз.

Аят подчёркивает: «Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведёт их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Cура «аль-Бакара», 2 / 257).

Зульм можно разделить на три вида:

1) Несправедливость по отношению к Аллаху (например, ширк — многобожие).

2) Притеснение других (все грехи человечества).

3) Ущемление прав своей души. Этот вид зульма возникает вследствие первых двух как результат неповиновения Аллаху. Ведь несправедливость по отношению к Всевышнему и людям влечёт такое же отношение к собственной душе. Известно: «тот, кто не повинуется Аллаху, несправедлив сам к себе». Этот вид зульма означает, что человек не выполняет божественных предписаний и заслуживает наказания. Однако Справедливый, Милостивый и Милосердный Всевышний не притесняет Своих рабов.

Человек совершает зульм, если:

1) забывает, что создан для служения Всевышнему, или же начинает поклоняться кому-то или чему-то помимо Аллаха;

2) думает о бесконечности этой жизни и забывает о Судном Дне;

3) верит уловкам шайтана и идёт на поводу собственного нафса;

4) проявляет эгоизм;

5) не извлекает уроков из судеб ранее живших и уничтоженных народов;

6) не раскаивается в своих ошибках;

7) не выполняет свои обязанности перед Аллахом и не следует божественным предписаниям.

Так человек притесняет собственную душу. Чистое сердце (кальб-и салим) — самое большое препятствие на пути зульма, ибо оно не обижает и не обижается.

В 29 аятах Священного Корана содержатся упоминания о причинении человеком вреда самому себе. Шайтан манипулирует нашим нафсом и слабостями, что равносильно несправедливому отношению к собственной личности. Первыми в его ловушку угодили Адам (алейхиссалям) и его супруга Хавва, вкусив от запретных плодов райского дерева. В конце-концов они раскаялись: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон» (Cура «аль-А’раф», 7 / 23).

Поэтому со времён Адама и Хаввы у человека есть выбор: либо следовать повелениям Всевышнего, либо подчиняться нафсу. В первом случае искренние верующие получат весть о спасении, а послушавшие наущений шайтана навредят самим себе. Люди забывают о часе расплаты после смерти, когда он отступится от своих обещаний. Об этом предупреждает Коран: «И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал [данного] вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как звать вас [на путь кривды]. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу прийти вам на помощь, а вы не можете помочь мне» (Cура «Ибрахим», 14 / 22).

Невыполнение обязанностей раба Аллаха и вера в других богов — это высшая степень зульма. Об этом сказано в Коране: «Видел ли ты того, кто сделал своих богов предметом своей прихоти? Разве ты ответчик за него?» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 43).

«Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание; кого Аллах, исходя из Своего знания, сбил с пути, наложил на его уши и сердце печать, а на глаза опустил завесу? Кто же наставит его на прямой путь после того, что сделал с ним Аллах? Неужели же вы не образумитесь?» (Сура «аль-Джасия», 45 / 23).

Человек совершает зульм, если постоянно думает о богатстве, славе и мирских благах. В Коране подробно описано положение людей, которые сбились с истинного пути: «[Вспомните,] как сказал Муса: «О, народ мой! Вы обидели сами себя, поклонившись тельцу. Раскайтесь же перед Творцом, и пусть [благочестивые] убьют [грешников] среди вас. Это самое лучшее для вас пред Творцом. И Он простил вас, воистину, Он — Прощающий, Милосердный»» (Cура «аль-Бакара», 2 / 54).

Люди ущемляют сами себя, если не слышат призыв к Исламу и не выполняют божественные предписания. Но Аллах не наказывает Своих рабов: «Неужели до них не дошли рассказы о тех [народах], которые жили задолго до них, — о народе Нуха, [народах] ад и самуд, народе Ибрахима, жителях Мадьяна и разрушенных [городов]? К ним приходили посланники с ясными знамениями. Аллах вовсе не собирался наказывать их, это они сами наказали себя» (Сура «ат-Тауба», 9 / 70).

Различные неприятности постигли тех, кто не уверовал в посланников Всевышнего. Народ Нуха (алейхиссалям) был уничтожен потопом, народ Худа (алейхиссалям) — сильнейшим ветром, Салиха (алейхиссалям) — землетрясением, Ибрахима (алейхиссалям) — мухами, Шуайба (алейхиссалям) — огнём, а племя Лута (алейхиссалям) было погребено под землёй. В Коране об этом сказано так: «И каждого Мы покарали за его грех: на некоторых из них Мы обрушили каменный дождь, некоторых настиг трубный глас, иных поглотила земля [по Нашему велению], а других Мы потопили. Аллах вовсе не был жесток к ним, это они сами были жестоки к себе» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 40).

Аллах велел мусульманам узнавать о судьбах ранее живших народов и извлекать уроки. Представители тех племён обладали силой и властью, но при этом совершали зульм по отношению к себе. В Коране сказано: «Неужели они не странствовали по земле и не видели, каков был исход тех, кто жил до них? Они превосходили их мощью, они пахали землю и возделывали её лучше, чем это делали [мекканские многобожники]. К ним явились посланники с ясными знамениями. Аллах не собирался поступать с ними несправедливо, это сами они несправедливы по отношению к себе» (Сура «ар-Рум», 30 / 9).

Священный Коран призывает быть осторожными тем людям, которые поддались ширку и куфру и тем самым навредили себе: «Мы не были к ним несправедливы. Это они сами были несправедливы к себе! Когда снизошло веление Господа твоего, не помогли им ни в чём их боги, к которым они взывали с мольбой, минуя Аллаха. [Боги эти] лишь толкали их к гибели» (Сура «Худ», 11 / 101).

«Неужели [неверные] надеются на явление чего-либо [иного], кроме ангелов или веления твоего Господа, [о Мухаммад]? Так же поступали и те, кто жил до них. Аллах не проявил несправедливости к ним, это сами они были несправедливы к себе» (Сура «ан-Нахль», 16 / 33).

Одним из таких народов стало племя Израиля. Эти люди совершили зульм, так как не удовольствовались манной небесной и перепелами и запросили большего. Сказано в Коране: «[Потом] Мы осенили вас облаком и ниспослали вам манну и перепелов с наказом: «Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел». [Но сыны Исраила не послушались Нас] и нанесли этим обиду не Нам, а самим себе» (Суры «аль-Бакара», 2 / 57).

«Мы разделили этих людей на двенадцать колен. Когда народ Мусы попросил у него воды для питья, Мы внушили Мусе: «Ударь своим посохом по скале». И забило из неё двенадцать родников, и все люди знали, из какого родника им пить. Мы укрыли их облаком [от зноя], и ниспослали им манну и перепелов, [и сказали]: «Вкушайте блага, которые Мы дали вам в удел!» Они (т. е. последователи Мусы) не причинили вреда нам [своими грехами], однако сами себе они навредили» (Сура «аль-А’раф», 7 / 160).

«А иудеям Мы запретили то, о чём рассказали тебе раньше. Мы не проявили к ним несправедливости, они сами были несправедливы к себе» (Сура «ан-Нахль», 16 / 118).

Аллах Всевышний показывает нам, насколько ужасно положение притесняющих самих себя: «Подают дурной пример те, которые отвергают Наши аяты. [Этим] они вредят только самим себе» (Сура «аль-А’раф», 7 / 177).

Не менее ужасен удел тех, кто видит это, но не извлекает никаких уроков: «И [вот] вы поселились в жилищах тех, которые наказали сами себя, и вам теперь ясно, как Мы поступили с ними и как Мы приводили вам притчи» (Сура «Ибрахим», 14 / 45).

«О, Пророк! Когда вы (т. е. муслимы) даёте жёнам развод, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведённых жён] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному» (Сура «ат-Талак», 65 / 1).

Зульм по отношению к себе могут вызывать привязанность к богатству и чрезмерная уверенность в том, что оно никуда не исчезнет. Заблуждаются и те, кто полагает — Судный День никогда не настанет. Об таких людях сказано в Коране: «Греша против самого себя [подобными мыслями], он как-то вошёл в свой виноградник и сказал: «Не думаю, чтобы виноградник мог когда-либо сгинуть»» (Сура «аль-Кахф», 18 / 35).

Бессмысленны затраты, которые несут отрицающие будущую жизнь люди. Эти расходы направлены на удовлетворение суетных потребностей. Аллах сравнил такое поведение с безжалостным ветром, который побивает посевы. Ураган срывает колос и опустошает его, так и мирская тщета уничтожает заслуги людей перед Всевышним. На это указывает аят: «То, что они тратят [из тщеславия] в земной жизни, подобно морозному ветру, поразившему ниву людей, которые обидели сами себя, и погубившему её. Не Аллах обидел их, а они сами обидели себя» (Сура «Али Имран», 3 / 117).

В Исламе зульм считается одной из человеческих слабостей. В Коране упоминается просьба о прощении при перечислении качеств тех, кто попадёт в Рай: «Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не собирается умышленно повторять прегрешения, наградой будут прощение от их Господа и райские сады, в которых текут ручьи. Вечно будут они пребывать там. Сколь прекрасно воздаяние тем, кто вершит [добро]!» (Сура «Али Имран», 3 / 135—136).

В Коране сказано о том, что царица Савская спасла себя от зульма, потому что обратилась к Всевышнему с такими словами: «Воистину, я нанесла урон самой себе, [ныне] же вместе с Сулейманом предаюсь Аллаху».

Наивысшая добродетель — не сломиться под грузом обстоятельств, не проявлять несправедливость по отношению к Создателю, не обижать окружающих словом или действием. Такое поведение крайне важно для мусульманина, чтобы воспрепятствовать проявлениям зульма к самому себе.

Источник

Три человека, противником которых в Судный день будет сам Аллах

зулму в исламе что такое. зулму в исламе что такое фото. картинка зулму в исламе что такое. смотреть фото зулму в исламе что такое. смотреть картинку зулму в исламе что такое.

Деяния в Исламе оцениваются по намерениям. Первостепенным для мусульманина является довольство Всевышнего Аллаха. Он должен заниматься своим делом, не переступая границы дозволенного, помня об Аллахе и имея благие намерения, такие, как обеспечение своей семьи, оказание помощи другим.

Ислам запрещает верящему притеснение (зульм) во всех его формах. С точки зрения Ислама притеснение считается одним из скверных дел, потому что это посягательство на права людей. Также в нём имеется нарушение установленных шариатом границ.

Одним из видов притеснения является совершение того, что вредит человеку, попирает его права или ограничивает их, умаляет его достоинство и тому подобное. Обычно в числе притеснённых оказываются слабые люди, которые не могут противостоять притеснителю.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

قَالَ اللَّهُ: ثَلاَثَةٌ أَنَا خَصْمُهُمْ يَوْمَ القِيَامَةِ: رَجُلٌ أَعْطَى بِي ثُمَّ غَدَرَ، وَرَجُلٌ بَاعَ حُرًّا فَأَكَلَ ثَمَنَهُ، وَرَجُلٌ اسْتَأْجَرَ أَجِيرًا فَاسْتَوْفَى مِنْهُ وَلَمْ يُعْطِ أَجْرَهُ

«Всевышний Аллах говорит: «В День воскрешения Я буду противником троих: человека, пообещавшего и поклявшегося Моим именем, а затем поступившего вероломно; человека, продавшего в рабство свободного человека и проевшего полученные за него деньги; и человека, нанявшего работника, потребовав от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему того, что тот заработал»». (Имам Ахмад, 8692; Бухари, 2227; Ибн Маджах, 2442)

Всевышний Аллах запретил все виды и формы зульма, и Он Сам будет в Судный день противником каждого притеснителя. Однако Аллах выделил этих трёх людей, которые перечислены в вышеприведённом хадисе, ибо они совершили преступление, касающееся прав Всевышнего Аллаха.

Тот, кто поклялся именем Аллаха, а потом обманул, не исполнив обещание, нарушив договор и обманув, совершил тяжкое преступление. В словах хадиса: «человека, пообещавшего Моим именем, а затем поступившего вероломно» подразумевается человек, который дал обещание, подкрепив его именем Всевышнего Аллаха, или поклялся Его именем, а потом нарушил это обещание. Также здесь подразумевается человек, который пообещал безопасность именем Всевышнего, а потом не сдержал это обещание.

Обман, вероломство и предательство не могут быть свойственны верующему. Во многих аятах Священного Корана и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ ему велено выполнять договоры и исполнять обещания.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لِكُلِّ غَادِرٍ لِوَاءٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، يُرْفَعُ لَهُ بِقَدْرِ غَدْرِهِ، أَلَا وَلَا غَادِرَ أَعْظَمُ غَدْرًا مِنْ أَمِيرِ عَامَّةٍ

«В день Воскрешения у каждого вероломного окажется знамя, которое поднимут сообразно степени его вероломства, и, поистине, никто не проявляет большего вероломства, чем тот, кто правит людьми». (Имам Ахмад, 11427; Муслим,1738).

Такое порицание для вероломного человека – с демонстрацией его всем людям в Судный день – указывает на мерзость и тяжесть его греха. В этот День он становится униженным и оскорблённым, потому что совершил деяние, которое осуждает любой разумный человек.

Несмотря на всё это, обман и вероломство распространены в нашем обществе даже между членами одной семьи, в то время как Всевышний Аллах повелевает верующим выполнять обещания, данные даже немусульманам.

Тот, кто продал свободного человека, совершил преступление по отношению к поклонению, которое Всевышний Аллах вменил в обязанность этому человеку. Ведь невольник не может совершить поклонение так, как его совершает свободный человек.

Вдобавок к этому некоторые обязанности, которые вменены свободному человеку не вменены невольнику. Поэтому преступление человека, продавшего в рабство свободного человека, является очень тяжким.

В словах из вышеприведённого хадиса: «человека, продавшего в рабство свободного человека…» подразумевается тот, кто продал свободного человека, зная, что он является свободным.

Что касается человека, нанявшего работника и не заплатившего ему того, что он заработал, то он подобен тому, кто продал в рабство свободного человека. Всевышний Аллах запретил нанимать человека для работы и не платить ему, Он посчитал это тяжким грехом.

В словах из вышеприведённого хадиса «человека, нанявшего работника, потребовав от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему того, что тот заработал» подразумевается случай, когда человек, нанявший работника, получил ту услугу, которая ему была нужна от работника, но взамен этого не дал ему ничего или не отдал полную плату, которую тот заработал.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَعْطُوا الْأَجِيرَ أَجْرَهُ، قَبْلَ أَنْ يَجِفَّ عَرَقُهُ

«Расплатитесь с наёмным работником, пока не высохнет его пот». (Ибн Маджах, 2443)

Аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее: «Веление расплатиться, прежде чем высохнет пот работника, дано в образном смысле, и подразумевается, что необходимо расплатиться сразу, как только тот завершит работу, даже если он не вспотеет или если пот уже успел высохнуть».

Ислам заботится о правах наёмного работника и велит нам не обращаться с ним высокомерно, ведь работник перед Всевышним может быть выше в степени, чем человек нанявший его, ибо Всевышний Аллах отдаёт предпочтение людям, не исходя из их имущественного состояния или телосложения, а исходя из уровня их богобоязненности.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

(смысл): «Поистине, самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом] – тот, кто больше всего остерегается грехов и наказания Аллаха. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Худжурат: 13)

Посланник Аллаха ﷺ своим примером показал нам, как следует относиться к работнику по Исламу, и как строить с ним взаимоотношения.

От слуги Пророка ﷺ Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся:

وَاللَّهِ لَقَدْ خَدَمْتُهُ سَبْعَ سِنِينَ، أَوْ تِسْعَ سِنِينَ، مَا عَلِمْتُ قَالَ لِشَىْءٍ صَنَعْتُ: لِمَ فَعَلْتَ كَذَا وَكَذَا، وَلاَ لِشَىْءٍ تَرَكْتُ: هَلاَّ فَعَلْتَ كَذَا وَكَذَا

«Клянусь Аллахом, я прислуживал ему в течение семи (или девяти) лет, и что бы я ни совершил, он ни разу не сказал мне: “Зачем ты сделал то-то и то-то?” И что бы я ни оставил, он ни разу не сказал мне: “Почему ты не сделал так-то и так-то?”» (Муслим, 2309; Абу Дауд 4773)

Посланник Аллаха ﷺ предостерегал своих сахабов (да будет доволен ими всеми Аллах) от причинения зла наёмным рабочим и тем, кто служит им, а также от принуждения их к выполнению работы, которая им не под силу. Он также побуждал помочь работнику, если ему поручили тяжёлую работу. Таким же должно быть отношение начальника (владельца) организации к своим работникам.

Исходя из всего вышеприведённого, мы понимаем, что категорически нельзя нарушать договор и данное обещание, также нельзя нарушать права человека и права нанятых нами работников, нельзя заставлять их работать в плохих условиях и унижать их труд.

Если же кто-то решил нарушить эти предостережения Посланника Аллаха ﷺ и запреты шариата, то пусть знает, что в День воскрешения его противником будет Всевышний Аллах.

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

зулму в исламе что такое. зулму в исламе что такое фото. картинка зулму в исламе что такое. смотреть фото зулму в исламе что такое. смотреть картинку зулму в исламе что такое.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Зулму в исламе что такое

зулму в исламе что такое. зулму в исламе что такое фото. картинка зулму в исламе что такое. смотреть фото зулму в исламе что такое. смотреть картинку зулму в исламе что такое.

зулму в исламе что такое. зулму в исламе что такое фото. картинка зулму в исламе что такое. смотреть фото зулму в исламе что такое. смотреть картинку зулму в исламе что такое.

Зульм

Одним из запрещенных деяний для мусульман является зульм. Это несправедливое отношение, притеснение, причинение страданий, переход рамок дозволенного на словах или в поступках. Само слово происходит от арабского «темнота». Стать лучом света и вывести людей к истинному пути способен Коран и Сунна пророка Мухаммада. В Священной Книге о зульме сказано около трехсот раз. Аят подчеркивает: «Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведет их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Cура «аль-Бакара», 2 / 257).

Три вида зульма

Зульм можно разделить на три вида:

1) Несправедливость по отношению к Аллаху (например, ширк — многобожие).

2) Притеснение других (все грехи человечества).

3) Ущемление прав своей души. Этот вид зульма возникает вследствие первых двух как результат неповиновения Аллаху. Ведь несправедливость по отношению к Всевышнему и людям влечет такое же отношение к собственной душе. Тот, кто не повинуется Аллаху, несправедлив сам к себе. Этот вид зульма означает, что человек не выполняет Божественных предписаний и заслуживает наказания. Однако Справедливый, Милостивый и Милосердный Всевышний не притесняет Своих рабов.

Человек совершает зульм, если:

1) забывает, что создан для служения Всевышнему, или же начинает поклоняться кому-то или чему-то помимо Аллаха;

2) думает о бесконечности этой жизни и забывает о Судном Дне;

3) верит уловкам шайтана и идет на поводу собственного нафса;

4) проявляет эгоизм;

5) не извлекает уроков из судеб ранее живших и уничтоженных народов;

6) не раскаивается в своих ошибках;

7) не выполняет свои обязанности перед Аллахом и не следует божественным предписаниям.

Так человек притесняет собственную душу. Чистое сердце — самое большое препятствие на пути зульма, ибо оно не обижает и не обижается.

Извлекать уроки

В Священном Коране содержатся упоминания о причинении человеком вреда самому себе. Шайтан манипулирует нашим нафсом и слабостями, что равносильно несправедливому отношению к собственной личности.

У человека есть выбор: либо следовать повелениям Всевышнего, либо подчиняться нафсу. В первом случае искренние верующие получат весть о спасении, а послушавшие наущений шайтана навредят самим себе. Люди забывают о часе расплаты после смерти, когда он отступится от своих обещаний.

Человек совершает зульм, если постоянно думает о богатстве, славе и мирских благах. В Коране подробно описано положение людей, которые сбились с истинного пути. Люди ущемляют сами себя, если не слышат призыв к исламу и не выполняют божественные предписания. Различные неприятности постигли тех, кто не уверовал в посланников Всевышнего. Аллах велел мусульманам узнавать о судьбах ранее живших народов и извлекать уроки. Представители тех племен обладали силой и властью, но при этом совершали зульм по отношению к себе. Священный Коран призывает быть осторожными тем людям, которые поддались ширку и куфру и тем самым навредили себе. Всевышний показывает нам, насколько ужасно положение притесняющих самих себя: «Подают дурной пример те, которые отвергают Наши аяты. [Этим] они вредят только самим себе» (Сура «аль-Араф», 7 / 177).

Не менее ужасен удел тех, кто видит это, но не извлекает никаких уроков: «И [вот] вы поселились в жилищах тех, которые наказали сами себя, и вам теперь ясно, как Мы поступили с ними и как Мы приводили вам притчи» (Сура «Ибрахим», 14 / 45).

В Коране сказано о зульме тех, кто рвет связи с Господом, преступает через границы дозволенного, наносит ущерб окружающим и своей семье.

Зульм по отношению к себе могут вызывать привязанность к богатству и чрезмерная уверенность в том, что оно никуда не исчезнет. Заблуждаются и те, кто полагает — Судный День никогда не настанет. Об таких людях сказано в Коране: «Греша против самого себя [подобными мыслями], он как-то вошел в свой виноградник и сказал: «Не думаю, чтобы виноградник мог когда-либо сгинуть»» (Сура «аль-Кахф», 18 / 35).

Бессмысленны затраты, которые несут отрицающие будущую жизнь люди. Эти расходы направлены на удовлетворение суетных потребностей. Аллах сравнил такое поведение с безжалостным ветром, который побивает посевы. Ураган срывает колос и опустошает его, так и мирская тщета уничтожает заслуги людей перед Всевышним. На это указывает аят: «То, что они тратят [из тщеславия] в земной жизни, подобно морозному ветру, поразившему ниву людей, которые обидели сами себя, и погубившему ее. Не Аллах обидел их, а они сами обидели себя» (Сура «Али Имран», 3 / 117).

«…Не сломиться под грузом обстоятельств»

В исламе зульм считается одной из человеческих слабостей. В Коране упоминается просьба о прощении при перечислении качеств тех, кто попадет в Рай: «Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не собирается умышленно повторять прегрешения, наградой будут прощение от их Господа и райские сады, в которых текут ручьи. Вечно будут они пребывать там. Сколь прекрасно воздаяние тем, кто вершит [добро]!» (Сура «Али Имран», 3 / 135-136).

Мусульманин, который осознал зульм по отношению к себе и пошел на поводу собственного нафса, должен устремить свои помыслы к Аллаху.

Наивысшая добродетель — не сломиться под грузом обстоятельств, не проявлять несправедливость по отношению к Создателю, не обижать окружающих словом или действием. Такое поведение крайне важно для мусульманина, чтобы воспрепятствовать проявлениям зульма к самому себе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *