звезда символ чего в литературе
Происхождение и мотивы использования образа звезды в литературе. Символика образа звезды в произведе.
Список использованной литературы. Баркашов А. Азбука русского националиста. Москва, 1994. Булгаков М. А. Белая гвардия / Жизнь господина де Мольера /
Происхождение и мотивы использования образа звезды в литературе. Символика образа звезды в произведе.
Другие контрольные работы по предмету
Министерство высшего и среднего образования
МОУ «Общеобразовательная средняя школа №22
с углублённым изучением иностранных языков»
Происхождение и мотивы использования образа звезды в литературе.
Символика образа звезды
в произведениях русской литературы XIX-XX веков.
ученица 11 Г класса
учитель русского языка и литературы
1. Образ Вифлеемской звезды как основополагающий образ звезды в русской литературе……………………………………………………………. 4
2. Образ звезды в русской литературе……………………………………… 11 Звезда Иннокентия Анненского………………………………………… 11
3. Звезда как образ свободы в русской литературе………………………. 21
Список использованной литературы……………………………………… 31
Заёзды над нами сияют одни и те же, но видим мы их все по-разному. Для каждого небесное светило обретает свой глубоко субъективный, сокровенный смысл. Образ этот, как правило, является одним из самых таинственных и неоднозначных: согласитесь, не сравнить звезду как символ, скажем, с жёлтой розой, ассоциируемой у нас зачастую только с изменой. Именно своей многозначностью образ звезды вызвал во мне интерес, ибо многозначность единого символа является, как правило, лишь разветвлением от основного, первичного, значения символа.
Исследуя звёзды в русской литературе, мы постараемся выявить у них так называемый «общий стержень», т.е. сходные черты в основе данных образов в произведениях разных авторов, а они есть несомненно. Звёзды это общеизвестный символ, а у всего символического неизбежно есть первично-общее, т. к. истоки символики лежат в первобытном обществе. Появление словесного выражения абстрактных понятий в русском, к примеру, языке относится к эпохе IIVII в н. э (11, 435). До этого же все отвлечённые существительные изображались посредством визуальных символов. Из сознания людей античности в современность перекочевало огромное число так называемых «типичных, или типических, символов» (например, водоём как утроба (10, 147)). На их основе даже была построена теория толкования сновидений (10, 144) в рамках психоанализа (согласно которой, например, выход из воды или заход в неё символ рождения).
Таким образом, цель работы выявить мотивы обращения прозаиков и поэтов к образу звезды, обнаружить основное значение этого символа.
В связи с этим сформулируем следующие задачи:
В основном мы, конечно, будем обсуждать произведения поэтические просто потому, что именно для поэзии характерно образное, символическое изображение реалий мироздания. XIX-XX века я беру для рассмотрения потому, чтобы рассмотреть как «Золотой», так и «Серебряный века» русской литературы, определить, есть ли в этой связи принципиальные различия в изучаемом нами образе.
1. Образ Вифлеемской звезды как основополагающий образ звезды в русской литературе.
С древних времен люди пытались объяснить существование этих маленьких точек в темном необъятном небе; нет образа более таинственного и многозначного в литературе как древней, так и современной, чем образ звезды.
Наверняка каждый слышал такие выражения, как «под своей звездой» или «звезда его погасла»: появление их относится еще к древнему тексту Ветхого Завета. Согласно библейскому мифу, нет в мире человека, которому не сопутствует свет одного из небесных светил. В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы.
Итак, разговор мы начнем с образа той звезды, чьим светом было озарено начало Новой эры, чьему появлению и по сей день пытаются найти объяснение как учёные-мифологи, так и некоторые астрономы, называя её то кометой, то ярчайшей вспышкой света в месте совпадения в одной точке относительно Земли света наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса. Имя ей Вифлеемская звезда.
Я предполагаю, что Вифлеемская звезда является прообразом звезды в русской литературе и литературе вообще, поскольку именно в ней воплощены во всей полноте те символические значения, что мы по сей день придаём небесным светилам в своём сознании. Следует отметить, что неслучайно то, что истоки образа звезды относятся к теме христианства.
Миф о Вифлеемской звезде мы встречаем в начале Нового Завета, в главе «Поклонение волхвов» (8, 230-235).
До появления на свет Божьего сына по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время, причем именно в Иудее, должен родиться Спаситель мира, Которому будут поклоняться все народы. Об этом напряженном ожидании Царя Иудейского свидетельствуют в своих произведениях историки Корнелий Тацит («Истории»), Светоний Транквилл («Жизнь Веспасиана») и Иосиф Флавий («Иудейская война»). Вергилий в своей поэме «Буколики» за 40 лет до Рождения Иисуса Христа писал: «грядет новое время, грядет событие, к которому давно стремится история космического, вселенского масштаба, дающее времени новый отсчет». Именно за это пророчество Вергилия изобразили на стенах притвора Благовещенского храма в Московском Кремле (12).
Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей ему звезде говорится и в Книге чисел (глава 24, стих 17) Ветхого Завета: «Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Иакова».
«Ещё Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставалась в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии, или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.
Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собирались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.
В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.
ТРОПИКА И СИМВОЛИКА ОБРАЗА ЗВЕЗДЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX-XX ВЕКОВ
Главным источником заимствования образа звезды для поэтов разных эпох была, конечно, Библия. Это отражено в стихотворениях В. Жуковского («Утренняя звезда»), К. Батюшкова («Освобождённый Иерусалим»), П. Вяземского («Весеннее утро»), А. Майкова («Из Апокалипсиса»), А. Блока («Я не предал белое знамя»).
Эпитеты образа звезды можно разделить на несколько групп. Во-первых, эпитеты темпоральные: «вечерняя», «ночная», «утренняя», «рассветная». Во-вторых, живописные: «золотая», «синяя»,< «зелёная», «белая», «прозрачная ». В-третьих, пространственные: «дальняя», «далёкая», «отдалённая». В-четвертых, оценочные эпитеты как с положительной оценкой («милая», «отрадная», «печальная», «мирная», чистая», «одинокая»), так и с отрицательной («грешная», «поддельная», «роковая», «кровавая»). При этом заметна тенденция к увеличению в поэзии XX века доли оценочных эпитетов.
Часто встречаются олицетворения образа звезды. Например, у В. Жуковского и А. Пушкина «звезда играет », у М. Лермонтова и О. Мандельштама «звезда с звездою говорит», у Ф. Тютчева «звезда ныряет », у А. Фета — дышит, дрожит, говорит ; у А. Ахматовой «гибелью грозит огромная звезда », у К. Бальмонта «звезду любит звезда».
Интересна метафорика образа звезды. Наиболее часто звездой называется женщина. Это мы видим у Ф. Тютчева («Нет, не могу я видеть вас»), А.Фета («Светил нам день. »), К.Бальмонта («Чем яыше образ твой. »), А. Белого («Первое свидание»). Часто под обра зом звезды подразумевается понятие судьбы («Стансы» М. Лермонтова, «Песня» Е.Баратынского, «Серебристая дорога» С. Есенина). За образом звезды может скрываться и понятие славы (и там, где парил орёл двуглавый» Е. Баратынского, «Звезда звезде» К. Бальмонта).
Альманах педагога
Автор: Дементьева Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ «Христианская гимназия»
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: проектная деятельность по литературе
Тема: образ звезды в литературе
Раздел: полное образование
звезды обретают свой, глубоко субъективный, сокровенный смысл. Этот
образ обычно является одним из самых таинственных и неоднозначных:
согласитесь, не сравнить звезду как символ, скажем, с желтой розой,
ассоциируемой у нас, чаще всего, только с изменой.
Звёзды – это общеизвестный символ, а у всего символического неизбежно
есть первично-общее, т. к. истоки символики лежат в первобытном
обществе. Появление словесного выражения абстрактных понятий в
русском, к примеру, языке относится к эпохе II–VII в н. э (11, 435). До
этого же все отвлечённые существительные изображались посредством
Вифлеемская звезда является прообразом звезды в русской литературе и
литературе вообще, поскольку именно в ней воплощены во всей полноте
те символические значения, что мы по сей день придаём небесным
светилам в своём сознании.
Повествование о Вифлеемской звезде мы встречаем в начале Нового
Завета, в главе «Поклонение волхвов»
Именно с появления Вифлеемской звезды, озарившей рождение Иисуса,
начался свет Любви в человеческом мире. Любви бескорыстнейшей и
бескрайней, Божественной любви. Именно в день рождения Христа,
Любовь пришла к людям, воплотившись в конкретный образ пророка
Иисуса и его Звезды
Что же касается звезды как символа чьей-то жизни, то этот образ
перекликается с образом нити мойр еще из древнегреческой мифологии
Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос
И если нить судьбы принадлежит в древнегреческой и древнеримской
мифологии трем печальным или злобным старухам, то звезда-
покровительница является проявлением Божьей воли.
Итак, каким же значением наделяют образ звезды русские писатели и
поэты? Мы не будем затрагивать большого количества произведений, лишь
приведем несколько примеров, чтобы показать, что, несмотря на
индивидуальные особенности творчества каждого прозаика и каждого
поэта, в основном, их ощущения, впечатления от таинственных светил
имели общее направление в передаче образа звезды.
Звезда Владимира Маяковского.
Одним из наиболее сложных, размытых, и при этом, наверное, самым
ярким нам представляется образ звезды у Владимира Маяковского:
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
в метелях полуденной пыли,
боится, что опоздал,
целует ему жилистую руку,
чтоб обязательно была звезда! —
не перенесет эту беззвездную муку!
но спокойный наружно.
«Ведь теперь тебе ничего?
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
загоралась хоть одна звезда?!
Это трогательное стихотворение бунтаря и нигилиста, как ни одно
другое показывает грандиозность и незаменяемость образа звезды. Оно не
похоже ни на одно другое его произведение. Оно заставляет нас
задуматься: разве можно себе представить абсолютно пустое, бескрайне
черное ночное небо? Есть ли что-либо страшнее? Звезды здесь – это то,
без чего невозможно выжить. Это опять же проявление Божьей силы, Его
милосердия. Правда, религиозный сюжет в «Послушайте!» повернут как
никогда своеобразно. Поэт в свойственном ему стиле поднимает
лирического героя (иначе говоря, себя) к Богу. Он не опускает Бога на
землю, к себе. Маяковский не считает Бога равным себе, он считает себя
равным Богу: Бог может его понять, а лирический герой вправе прийти к
нему с просьбой, вправе коснуться его, недосягаемого. Но это не значит,
что Маяковский не уважает Всевышнего. Напротив, он с ним словно с
родным: он целует его руку и не стремится скрыть слез; всецело
искренний с Ним, поэт не боится казаться слабым, несмотря на
пройденный им сквозь «метели полуденной пыли» путь.
Звезда Максима Горького.
Коротким, но оттого не менее важным, является четверостишие, автор
которого Максим Горький. Одной из основных тем произведений
Горького была судьба людей, выброшенных за борт жизни. Любопытно то,
как с помощью образа
звезды писатель показывает, что и Россия давно отделилась от общего хода
Сквозь железные решётки
С неба в окна смотрят звёзды…
Ах! В России даже звёзды
Смотрят с неба сквозь решётки…
Горький использует один из наиболее интересных в плане
образности приемов – хиазм, один из разновидностей инверсии. Суть его в
том, что посредством нарушения синтаксического покоя слов изменяется и
структура абстрактного изображения картины. Сначала вместе с
лирическим героем мы вглядываемся в темное небо сквозь окна темницы,
лирический герой – пленник, а звезды, которые он видит, уже не предмет
изучения, каким мы привыкли видеть его в литературе. Горький
одухотворяет эти маленькие небесные точечки посредством приема
олицетворения: он вселяет в них душу, одаряет божественной силой
А затем, хотя происходит всего лишь перестановка слов
в предложении, совсем иной становится картина, и мы наблюдаем явный
свободы, заточены в темницу.
Звезда Михаила Лермонтова
Лермонтова. Писатель использует этот образ в поэзии и прозе, начиная с
детских лет, постоянно обращался Лермонтов, чувствуя их какую-то
особенную значимость, начиная с детских лет.
Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой
писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские
мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы
невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила
Юрьевича. Лермонтов в поэме обращает внимание на образ Люцифера –
падающей звезды, о падении которой говорит Библия в книге пророка
Ты, лучший, но тебе захотелось стать «первым» среди «Первых», выше
Бога. Ты переоценил себя и поэтому утратил то, что тебя делало лучшим.
Ты решил, что это и есть свобода, но, на самом деле, это «падение»,
падение, которое лишило тебя всего. Ты утратил все то, что и являлось
лучшим в тебе и для тебя. И как «падающая звезда» в конце концов
«гаснет», так угас и ты, потеряв свой свет. Именно он и был твоей
отличительной чертой. А вместе с ним ты утратил красоту, и стал ужасен,
хотя внешне ты все ещё сохраняешь «привлекательность», а мудрость твоя
стала хитростью, изворотливостью и заносчивостью. Одним словом, ты
стал «лучшим тщеславцем».
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый.
И много, много. и всего
Припомнить не имел он силы!
Итак, мы проследили образ звезды в художественных произведениях со
времен древнегреческой мифологии до трудов писателей Серебряного
века. Таким образом, можно сказать, что образ звезды в русской и мировой
литературах является ключевым и одним из самых завораживающих.
Звезда
Звезда как геометрический символ является знаком божественной идеи и воли, согласно которой появился и начал вращаться в пространстве наш мир. С самой глубокой древности эта фигура символизировала небесные звезды, которые почитались как разумные существа, постоянно оказывающие влияние на наш мир, отчего они стали синонимом мудрости. Считается, что фигура звезды точно повторяла траекторию движения Венеры. Именно поэтому она и стала шумерским и египетским знаком звезд.
Древние верили, что у каждого человека есть своя собственная звезда, возникающая при его рождении и потухающая в момент смерти. В наши дни отголоски этих верований нашли свое отражение в таких, казалось бы, обыденных фразах, как «моя звезда еще не взошла» или «его звезда угасла».
Всем древнейшим цивилизациям было известно изображение пятилучевой звезды, называемой также Звездой магов или пентаграммой. В Древней Месопотамии пятиконечная звезда была символом царской власти, а также амулетом, способным защитить от всех болезней. Начертив ее над входной дверью, можно было преградить злым силам доступ в жилище.
В иудаизме пентаграмма является символом Пятикнижия Моисеева. Древние греки отождествляли ее с буквой альфа. Пифагорейцы считали пятиконечную звезду символом телесно-духовной гармонии, знаком здоровья, пяти чувств и пяти лет молчания ученика перед посвящением в тайны учения.
У масонов пентаграмма — это солярный знак, который называют «пламенеющая звезда». Иногда в центре ее помещают букву G, что толкуется как гнозис, или познание.
Шестиконечная обычная звезда являлась олицетворением вавилонской богини Иштар. Гексаграмма, тоже шестиконечная звезда, но составленная из двух треугольников — звезда Давида, или Соломона,— была мощным охранительным талисманом. Арабы верили, что этот символ имеет власть над джиннами. В арабском сборнике сказок «Тысяча и одна ночь» этот могущественный дух был обязан выполнить три желания человека, преломившего эту печать и освободившего его.
Гексаграмма является основой действия и неподвижности, олицетворяя собой единство противоположностей. В алхимии она носит название печать Соломона и включает в себя семь частей или семь металлов, в центре которых находится золото, а также четыре элемента: землю, воздух, огонь и воду. Эта эмблема является гербом Израиля и носит название Щит Давида, а также считается атрибутом многих богинь-матерей и богинь моря, например Изиды.
Звезду вышивали на парусах моряки, которые таким образом выражали свое почитание Афродиты, рожденной из морской пены. Эта геометрическая фигура часто использовалась для гадания, а также с ней был связан ряд примет. Жители Спарты считали, что если упала звезда, то это является знаком того, что царь совершил какой-то грех, в котором он должен покаяться и оправдаться.
В Древнем Риме верили, что это Юпитер таким образом дает людям знать о надвигающейся буре или же что родился ребенок. В католической традиции падение звезды толковали как знак того, что чья-то душа покинула чистилище. Мусульмане верят, что это камни, которые бросают ангелы, отпугивая от неба злых джиннов. Поскольку у многих языческих народов существовал культ звезд, то христианство всячески пыталось бороться с ним, предостерегая от идолопоклонства. Так, например, падение Израиля и захват его ассирийцами трактуется в Библии идолопоклонством иудеев, которые начали почитать звезды. Однако христианство все-таки вынуждено было, хоть и чисто символически, принять культ звезд: например, Дева Мария в образе Непорочного Зачатия, окруженная короной звезд, сделалась очень похожей на музу астрономии Уранию. Следуя за звездой, нашли путь через пустыню волхвы, чтобы поклониться и принести дары новорожденному Иисусу Христу.
9. В каких лирических произведениях используются образы звёзд и чем они перекликаются с пушкинским образом? 9. В каких стихотворениях отечественных авторов затронута тема тоски по идеалу и в чем их можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)
К образу звезд обращались многие русские поэты, в том числе и А. С. Пушкин стихотворении «К Чаадаеву».
Так, В. В. Маяковский в произведении «Послушайте!» пишет: «Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». В этих строках звучит надежа лирического героя на лучшее будущее, небесное тело олицетворяет собой сокровенную мечту. Этим стихотворение сопоставимо с произведением А.
С. Пушкина «К Чаадаеву», лирический герой которого также надеется, что «взойдёт она, звезда. «, ожидает светлое будущее страны.
В произведении С. А. Есенина «Звезды» лирический субъект обращается к небесным светилам: «Что вы храните в себе? Что скрываете?». Звезды являются чем-то невероятно далеким и непостижимым, именно поэтому они кажутся столь красивыми и совершенными. Лирический герой стихотворения А. С. Пушкина также восхищается звездами, видит в них «пленительное счастье», считает их идеалом.
Таким образом, В. В. Маяковский, С. А. Есенин и А. С. Пушкин обращались в произведениях к образу звезд, описывая их непостижимую красоту, считали небесные светила символами надежды.
Рассмотрим, в каких стихотворениях отечественных поэтов затронута тема тоски по идеалу и в чём их можно сопоставить с произведением Лермонтова.
В произведении Жуковского «Море» небо представляется идеалом лирического героя, к которому стремится море: «Иль тянет тебя из земныя неволи/Далёкое, светлое небо к себе. ». Тот же образ выси есть в стихотворении Лермонтова, описанный в риторическом восклицании: «В небесах торжественно и чудно!». Однако в произведении Лермонтова рассматривается тема одиночества и прошлого, в то время как стихотворение Жуковского ограничивается романтизмом моря и неба.
В стихотворении Лермонтова «Парус» одинокий парус не чувствует умиротворения: «А он, мятежный, просит бури,/Как будто в бурях есть покой!». Это отличает его от лирического героя стихотворения «Выхожу один я на дорогу», который без ярких эмоций анализирует свой жизненный путь. Однако они оба тоскуют по недостижимому образу будущего или прошлого, испытывая из-за этого неудовлетворение настоящим.
Таким образом, данная тема присутствует во многих стихотворениях, но раскрывается по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.