звезды что это такое простыми словами детям
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звёзды-сёстры Солнца»
Тема: «Звёзды – сёстры Солнца».
Цель: Расширить кругозор детей, представления о Вселенной, дать понятие, что такое звёзды, вызвать интерес и эмоциональный отклик к познанию небесных тел, развивать наблюдательность по отношению к явлениям природы, самостоятельно делать выводы, умозаключения, поощрять возникновение проблемных вопросов. Познакомить с символикой некоторых созвездий.
Предварительная работа: моделирование солнечной системы, просмотр фильма «Наше солнце», чтение «Жизнь звезды», «Большая книга знаний для малышей», рассматривание иллюстраций из книги Е. П. Левитана «Приключение маленьких астронавтов».
Материал: карта звёздного неба, карточки- схемы созвездий, географический атлас «Мир и человек», модель солнца, модели звёзд (красная, белая, голубая).
Ход занятия:
Дети, у нас в гостях Лунтик с загадкой, постарайтесь её отгадать:
«Серебряная лодочка по небу плывёт,
Cеребряная лодочка зёрнышки везёт,
Повернулась лодка, рассыпалось зерно,
Не считано, не меряно, не собрано оно,
Серебряную лодочку тоже он украл,
А зёрнышки – то звёздочки,
А солнце – Петушок.
Серебряная лодочка – месяца рожок»
На нашем занятии мы поговорим о звёздах. Когда я смотрю на звёздное небо, кажется, что это далёкая, волшебная, сказочная страна. В безоблачный ясный вечер можно увидеть, что небо буквально усыпано множеством маленьких сверкающих точек. Эти точки и есть звёзды, просто они кажутся маленькими точками, потому что находятся очень далеко от нас. На самом деле каждая звезда не меньше нашего Солнца, а многие из звёзд гораздо больше его.
Несколько звёзд – это созвездия. Чтобы ориентироваться в мире звёзд, ещё в древности люди стали соединять звёзды в фигуры, которые напоминали им зверей или сказочных персонажей. Так появились созвездия, которым давали имена Пегас, Большая Медведица, Лебедь, Лев, Дракон…
Путешествие с Лунтиком по звёздному небу. (знакомство с созвездиями – Лебедь, Лев, Геркулес, Кассиопея). Рассказ воспитателя о созвездиях Геркулеса,Персея.
Созвездие Геркулеса состоит из множества звёзд. По преданию Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
Будем звёздочки считать,
Эта в облако нырнула,
Эта в тучке утонула,
Эта вовсе не видна,
Ну, а водит та, что всходит,
До рассвета ей сверкать,
И подруг своих искать,
Где же наши звёздочки?
Звёзды – сёстры нашего Солнца.
Солнце – самая близкая к нам звезда, поэтому кажется самой большой.
Предлагаю детям найти сходство и различие между звёздами и солнцем.
Солнце – гигантский шар, состоящий из раскалённых газов.
Звёзды тоже состоят из раскалённых газов.
— Солнце можно увидеть только днём.
— Звёзды можно увидеть на ночном небе.
— Солнце даёт свет, тепло, жизнь всему живому, оно освещает и обогревает землю.
— Звёзды не дают свет и тепло.
— Солнце жёлтого цвета, звёзды – красные, жёлтые, голубые.
Игра «Назови созвездие».
(Схематическое изображение созвездий)
Придумай сказку: «Жила, была звёздная бабушка. Испекла она для звёздного дедушки колобок…»
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию «Наша армия сильна» для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша армия сильна» для детей старшего.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мир ткани» Цель: расширить представления детей о мире предметов и материалов, их преобразовании. Задачи: 1) закрепление знаний детей о различных материалах.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Тишки» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «В поисках Тишки» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель МА.
Конспект НОД по познавательному развитию «Как дикие звери к зиме готовятся» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Как дикие звери к зиме готовятся» (познавательное развитие.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Сладкие опыты» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Защитники Кубани» Цели: Воспитание гражданско-патриотического сознания и развития духовно-нравственного потенциала. Задачи: 1. Познакомить детей с историей.
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Мальвины». Цель: Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиеми, развитие речи, игровых навыков, обогащение.
Исследовательская работа воспитанницы старшей группы «Звезды»
Ольга Медведева
Исследовательская работа воспитанницы старшей группы «Звезды»
Всех привлекает красота звездного неба. Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле! Я захотела узнать, как называется мир звезд, какого размера звезды, сколько их, почему они ночью светят, а днем нет, и могут ли они упасть?
Целью работы является изучение литературы о звездах.
Предмет исследования: звезды.
Гипотеза исследования: если я изучу информацию о звездах, я смогу узнать, что это такое, как называются их скопления и почему они падают.
Методы исследования: беседы со взрослыми, изучение литературы, наблюдения за ночным небом, проведение экспериментов, анализ полученных данных.
После чтения энциклопедий, беседы с родителями, воспитателем, я узнала, что безграничный и необъятный мир неба называется Космосом или Вселенной. Он наполнен бесчисленным множеством звёзд, планет, и других космических тел. У Вселенной нет ни конца, ни края. Там царит холод и мрак, и нет воздуха. Звёзды, планеты во Вселенной двигаются только по своему пути и не сталкиваются. А слово «космос» обозначает порядок.
Папа рассказал мне, что в старину люди думали, что звёзды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но сейчас ученые знают, что звезды – это огненные шары, состоящие из газа и пыли.
Я обратила внимание на широкую светлую полосу на ночном небе. Папа объяснил, что это Млечный путь, который состоит из множества звёзд. Я спросила, почему путь называют млечным? В книге мы прочитали про легенду, в которой говорится, что древние люди думали, что на небе живут боги. У одной богини по имени Гера родился сын Геркулес. Гера кормила его молоком и нечаянно пролила его. Струя молока разлилась по небу и превратилась в Млечный путь. Слово «млечный» значит молочный, белый от множества разных звёзд.
Я заметила, что звёзд на небе много. Папа рассказал, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды линиями и представляли себе различных животных, предметы, людей, мифологических героев. Они объединили их в группы и назвали созвездиями, чтобы разобраться в них. Созвездиям люди дали имена животных, богов и героев, потому что узор из звёзд напоминал им силуэты животных, птиц и людей. Например, есть созвездие Дельфин, Скульптор, Орион, Щит, Пегас и другие. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Так всем известная Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи.
Людям очень хотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы.
В детском саду я рассказала детям о своих наблюдениях, и воспитатель спросила, куда «пропадают» звезды днем? С ней мы провели опыт «Звезды светят постоянно». Воспитатель проколола дыроколом в картоне отверстия, положила ее в конверт, взяла в одну руку конверт с картоном. Мы включили фонарик и на расстоянии 5 см. посветили на обращенную к нам сторону конверта, а потом на другую. Отверстия в картоне были не видны через конверт, когда мы светили фонариком на освещенную к нам сторону конверта, они стали хорошо заметны, когда свет от фонаря был направлен с другой стороны конверта, прямо на нас.
На прогулке овспитатель спросила, как называется звезда, которая светит днем? Мы удивились, а воспитатель сказала, что Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Она дает свет и тепло.
Для того чтобы убедиться, что звезд на небе много, мы взяли 2 ёмкости с крупой, в одной десять крупинок, а в другой много, как звёзд во Вселенной. Мы рассыпали крупу из первого стакана и смогли посчитать крупинки. Потом мы высыпали крупу из второго стакана на поднос и представили, что это звезды на небе. Их оказалось очень много! Мы не смогли их посчитать.
В нашей группе есть игра М. Монтессори «Собери созвездие». Дети по образцу выкладывают из маленьких звездочек свое созвездие.
Детям в группе я предложила нарисовать сове созвездие, под которым они родились. Так мы сделали книжку-самоделку «Мое созвездие».
Иногда можно наблюдать, как с неба падают звезды. Говорят, что когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Звёздный дождь можно наблюдать, когда Земля Солнца пересекает метеорный поток. С папой мы посмотрели в Интернете и выяснили, что в 2016 году такие дожди пройдут в августе и октябре.
Мое предположение подтвердилось – я смогла узнать, что такое «звезда», как называются их скопления, когда они светят и почему иногда падают.
Аппликация с детьми старшей группы «Звезды и кометы» Цель: учить вырезать пятилучевые звезды путем складывания квадрата по схеме, создавать образ кометы, используя различные материалы (мятая.
Детская исследовательская работа Структурное подразделение детский сад «Золотой петушок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней.
Исследовательская работа «Волшебница соль» Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу, надеюсь, что эта информация будет Вам полезна. (С этой исследовательской.
Исследовательская работа «Волшебное пёрышко» Исследовательская работа «Волшебное пёрышко» Участник: Головченко Маша (6 лет) Руководитель: Назаренко Любовь Владимировна (воспитатель).
Исследовательская работа воспитанницы старшей группы «Царство тени» Она нам дана от самого рождения и на всю жизнь! Она таинственная и загадочная! Она – удивительная тень… Вопросом появления тени я заинтересовалась.
Исследовательская работа воспитанницы старшей группы «Необычный кусочек мела» Для каждого из нас Россия начинается с родного края. Белогорье. Здесь мы родились, здесь живут наши родные люди, наши друзья. Этот край.
Исследовательская работа «Свойства воды» Секция: естествознание (неживая природа) Исследовательская работа на тему: «Свойства воды» Автор: Безгодова Виолетта Воспитанница.
Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшей группы «Всё обо всем» Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.
Что ты знаешь о звёздах?
Что такое звёзды?
Звёзды – это огромные пылающие шары раскаленного газа. Тёмной ясной ночью можно увидеть около 2000 звёзд без телескопа, но только 100 из них можно с легкостью разглядеть. Некоторые звёзды действительно являются большими и яркими, другие только кажутся яркими, поскольку находятся ближе к нам.
А знаешь ли ты, что новые звёзды рождаются постоянно? Жизнь звезды начинается в звёздных “яслях” – скоплениях молодых звёзд. Звёзды рождаются из гигантских облаков пыли и газообразного водорода, рассеянных в космическом пространстве в миллионах километрах от нас. Газы и пыль уплотняются во множество шариков, ускоряя своё вращение и разогреваются всё сильнее, становясь новыми молодыми звездами, которые потом станут звёздными скоплениями.
На заметку, наше Солнце родилось 4,6 миллиарда лет назад. Большинство звёзд, как и Солнце, светят ровно и ярко почти всю свою жизнь. Но должно пройти 50 миллионов лет, прежде чем звезда разогреется настолько, чтобы начать излучать свет.
Из чего сделаны звёзды?
Звёзды вовсе не твёрдые, как, скажем, земля у нас под ногами. Эти небесные тела состоящие из газов, в основном из водорода и гелия. То, из чего состоят звёзды, полностью определяет их дальнейшую судьбу — начиная от цвета и яркости, заканчивая сроком жизни. Более того, состав звезды связан с процессом её образования.
У каждой звезды есть раскалённая центральная часть – ядро, где вырабатывается энергия, и один или несколько слоёв газа.
Газ в недрах звезды излучает все длины волн, то есть непрерывный спектр. Анализируя свет звезды с помощью спектографа, можно увидеть уникальный узор и сделать вывод о составе светила.
Спектрограф (происходит от слова “спектр” и греческого слова “пишу”) — прибор, в котором приёмник излучения одновременно регистрирует весь возможный электромагнитный спектр. (Источник: ru.wikipedia.org)
Почему звёзды мерцают?
Звёзды могут раскаляться до такой температуры, что начинают светятся и излучать тепло. Звёзды мерцают, лишь когда мы смотрим на них с Земли. На самом деле они светятся ровным светом. Мы воспринимаем их свет как мерцание из-за слоя воздуха, которым окружена наша планета. Свет, идущий от звёзд к Земле, преломляется и дрожит в потоках горячего и холодного воздуха.
В центре звезды при очень высокой температуре и давлении происходит термоядерный синтез. Ядра атомов водорода сталкиваются, сливаются в ядра гелия – и в процессе этого высвобождается энергия, которая выбрасывается в пространство в виде света, тепла или иных невидимых глазу типов излучения.
Какая форма у звёзд?
Мы привыкли рисовать звёзды в виде остроконечной фигуры с лучами. На самом деле звезды круглые, как шары. Но мы, находясь на Земле, воспринимаем свет звёзд как мерцание, и поэтому пририсовываем им остроконечные лучи.
Какая звезда самая яркая?
Самая яркая звезда, которую мы можем увидеть в ночном небе – это Сириус, главная звезда созвездия Большого Пса.
Она в два раза больше Солнца и её свет в 20 раз ярче! Сириус также называется Собачьей звездой. У него есть меньший по размеру, тусклый спутник, который называют Щенок.
Гигантские звёзды и звёзды карлики
Звёзды очень различаются по своим размерам и температуре. Вот, например, Солнце – это звезда средних размеров имеющая желтый цвет. Большие горячие звезды кажутся голубыми, а маленькие, холодные звезды – красными. В конце жизни звёзды раздуваются в красные гиганты, становясь намного больше и холоднее. Это происходит потому, что свет становится более «слабый», у такого света будет ниже частота, ниже энергия, а, следовательно, они будет краснеть.
Самая большая звезда, найденная астрономами – это R136a1. Считают, что её размеры в 265 раз превышают размеры Солнца и она в миллионы раз ярче!
Что такое красный гигант?
Звезды как люди – они рождаются, живут очень-очень долго, стареют и, затем, умирают. Красный гигант — это огромная старая звезда. Превращаясь в красных гигантов, звёзды становятся почти в 100 раз больше своих первоначальных размеров. Приблизительно через 5 миллиардов лет Солнце тоже станет красным гигантом. Когда запас топлива красного гиганта истощится, он превратится в белого карлика: уменьшится в 10000 раз, но по-прежнему остается очень горячим.
На заметку: на Земле осколок такого белого карлика размером лишь с кусочек сахара будет весить столько же, сколько небольшой автомобиль! А это происходит всё по тому, что ядро звезды, оставшееся после взрыва, сжимается в плотный шар — нейтронную звезду.
Спустя миллиарды лет, когда такая звезда совсем «выгорит», она превратится в черного карлика – в тело, не дающее ни тепла, ни света.
Какие звезды могут взорваться?
Источник фото: en.ppt-online.org
А для того чтобы умирающая звезда стала сверхновой, запас её газового топлива должен быть в восемь раз больше, чем у Солнца!
Поэтому существует такое понятие как звёздное равновесие. Обычные звёзды, такие как Солнце, находятся долгое время в равновесии. Это значит, что их размер, масса и светимость практически не меняются. Когда же равновесие нарушается, звезда превращается в красный гигант или черную дыру.
Не смотря на стремление звёзд к равновесию, размер и светимость их регулярно меняются. Ярче и горячее звёзды становятся при минимальных размерах, а тусклее и холоднее – при максимальных.
Что такое протуберанцы?
Иногда с поверхности звезды срываются гигантские потоки светящегося газа. Это и есть протуберанцы. Они представляют собой корону из языков пламени, вырывающихся из хромосферы.
Ещё в средние века люди замечали протуберанцы. Первые упоминания о них в Древней Руси датируются 1 мая 1185 года. В 1945 году протуберанец был впервые заснят на плёнку. А 17 апреля 2009 года российская космическая станция “Коронас-Фотон” зафиксировала огромный солнечный протуберанец длиной в 50 раз больше Земли!
Что такое звёздные скопления?
Большие по размерам группы звёзд называют звёздными скоплениями, или кластерами. Гигантские группы из тысяч или миллионов старых звёзд называются глобулярными кластерами из-за своей кругловатой формы.
Ещё существуют открытые кластеры – это маленькие группы молодых звёзд, которые образовались близко друг от друга. Некоторые открытые кластеры можно увидеть невооруженным глазом, однако чтобы увидеть глобулярные кластеры, нужен телескоп.
Источник изображения: files.school-collection.edu.ru
Перед вами звёздный кластер Плеяды (Семь сестер), хотя большинство людей смогли разглядеть только несколько звёзд в этом кластере состоявшем из сотен звёзд.
Что называют созвездиями?
Ещё в глубокой древности люди, вглядываясь в звёздное небо, видели, что звёзды на нем образуют четко различимые рисунки. Такие группы звёзд стали называть созвездиями.
Астрономы для ориентирования в ночном небе используют карты, которые называются небесными атласами. На картах изображены скопления звёзд – созвездия, причём большими точками обозначены самые яркие звезды.
Источник иллюстрации: planetarium.ru
А пока на этом всё! До новых встреч, друзья! Пишите нам в комментариях!
Азбука юного звездочета. Изучаем астрономию
Если малыш дорос до возраста «почемучек» и засыпает вас вопросами о том, почему звезды светятся, далеко ли до солнца и что такое комета, самое время познакомить его с азами астрономии, помочь понять устройство окружающего мира, поддержать исследовательский интерес.
Юлия Каспарова писатель
«Если бы на Земле было только одно место, откуда можно было бы видеть звезды, то люди толпами стекались бы туда, чтобы созерцать чудеса неба и любоваться ими». (Сенека, 1 век н.э.) Трудно не согласиться, что в этом смысле за тысячи лет на земле мало что изменилось.
Бездонность и необъятность звездного неба по-прежнему необъяснимым образом притягивает к себе взгляды людей,
завораживает, гипнотизирует, наполняет душу тихой и нежной радостью, ощущением единства со всей Вселенной. И если даже взрослое воображение порой рисует удивительные картины, то что же говорить о наших детях, фантазерах и выдумщиках, которые живут в сказочных мирах, летают во сне и мечтают о космических путешествиях и встречах с инопланетным разумом.
С чего начать?
Знакомство с астрономией не стоит начинать с «теории большого взрыва». Даже взрослому порой тяжело осознать бесконечность Вселенной, а тем более крохе, для которого пока и собственный дом сродни Вселенной. Совсем не обязательно сразу покупать телескоп. Это агрегат для «продвинутых» юных астрономов. К тому же множество интересных наблюдений можно сделать и при помощи бинокля. А начать лучше с покупки хорошей книжки по астрономии для малышей, с посещения детской программы в планетарии, космического музея и, конечно, с интересных и доходчивых рассказов мамы и папы о планетах и звездах.
Расскажите ребенку, что все планеты Солнечной системы очень различаются по размеру. Если представить, что самая большая из них, Юпитер, размером с большой арбуз, то наименьшая планета, Плутон, будет похожа на горошинку. У всех планет Солнечной системы, кроме Меркурия и Венеры, есть спутники. Есть он и у нашей Земли.
Таинственная луна
Даже полуторагодовалый карапуз уже с восторгом рассматривает на небе Луну. А для подросшего малыша этот спутник Земли может стать интересным объектом изучения. Ведь Луна такая разная и постоянно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы. Расскажите малышу, а еще лучше, продемонстрируйте при помощи глобуса, маленького мячика (это будет Луна) и фонарика (это будет Солнце), как Луна вращается вокруг Земли и как освещается Солнцем.
Конечно, малышу будет интересно узнать, что находится на Луне. Расскажите ему, что поверхность Луны покрыта воронками-кратерами, возникшими от столкновения с астероидами. Если рассматривать Луну в бинокль (его лучше установить на фотоштатив), то можно заметить неровности ее рельефа и даже кратеры. На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от астероидов. А вот Земля защищена. Если каменный осколок попадает в ее атмосферу, он тут же сгорает. Хотя иногда астероиды бывают настолько шустрыми, что все-таки успевают долететь до поверхности Земли. Такие астероиды называют метеоритами.
Звездные загадки
Выбираем телескоп
К телескопам прилагается множество полезных аксессуаров. Они могут входить в комплект телескопа или заказываться отдельно. Так, большинство телескопов снабжено видоискателями. Это небольшой телескоп с малым увеличением и большим полем зрения, который облегчает поиск нужных объектов наблюдения. Видоискатель и телескоп направляются параллельно друг другу. Сначала объект определяется в видоискателе, а уже затем в поле основного телескопа. Практически все рефракторы снабжены диагональным зеркалом или призмой. Это устройство облегчает наблюдения, если объект находится прямо над головой астронома. Если кроме небесных объектов вы собираетесь наблюдать и за объектами земными, вам не обойтись без выпрямляющей призмы. Дело в том, что все телескопы получают изображение, перевернутое вверх ногами и отображенное зеркально. При наблюдении небесных тел это не имеет особого значения. А вот видеть объекты земные все-таки лучше в правильном положении.
Как работать
Как известно, смотреть в телескоп лучше в темной башне где-нибудь высоко в горах. Конечно, в горы мы вряд ли поедем. Но, бесспорно, наблюдать за звездами лучше за городом (например, на даче), чем из окна городской квартиры. В городе слишком много лишнего света и тепловых волн, которые будут ухудшать изображение. Чем дальше от городской засветки вы будете проводить наблюдения, тем больше небесных объектов сможете увидеть. Понятно, что небо должно быть максимально чистым.
В зависимости от модели телескопа, в него можно рассмотреть несколько сот различных небесных объектов. Это планеты, звезды, галактики, астероиды, кометы.
Луна. Даже в самый простой телескоп можно хорошо рассмотреть кратеры, расщелины, горные цепи и темные моря. Лучше всего наблюдать за луной не в полнолуние, а в одну из ее фаз. В это время можно рассмотреть гораздо больше деталей, особенно на границе света и тени.
Между орбитами Марса и Юпитера можно наблюдать множество астероидов. Бывает, попадаются и кометы.
Звездные скопления. По всей нашей галактике расположено множество звездных скоплений, которые делят на рассеянные (значительное скопление звезд на некотором участке неба) и шаровые (плотная группа звезд, имеющая форму шара). Например, хорошо видное невооруженным глазом созвездие Плеяд (семь маленьких звездочек, прижавшихся друг к другу) в окуляре даже самого простого телескопа превращается в сверкающее поле из сотни звезд.
Туманности. По всей нашей галактике разбросаны скопления газа. Это и есть туманности. Обычно они подсвечиваются соседними звездами и представляют собой очень красивое зрелище.
Кроме астрономических наблюдений, большинство телескопов позволяет наблюдать и за наземными объектами, что тоже может быть весьма интересно. Но, куда важнее, не столько сами наблюдения, сколько совместное увлечение малыша и родителей, общие интересы, которые делают дружбу ребенка и взрослого крепче, полнее и интереснее.
Чистого вам неба и удивительных астрономических открытий!