звонит сотрудник полиции и говорит что я потенциальная жертва мошенничества
Новый способ обмануть доверчивых. Телефонные мошенники научились прикидываться полицией — им легко противостоять
Телефонные мошенники изобрели очередной метод обмана россиян. Теперь злоумышленники по телефону представляются правоохранителями и предлагают «дать финансовую защиту», но для этого понадобятся сведения о банковских счетах. Объясняем, могут ли так действительно позвонить из полиции и как не попасться на самые популярные уловки.
Звонок из полиции
У телефонных мошенников снова появилась новая схема работы, об этом «360» рассказала москвичка Екатерина, столкнувшаяся со звонками злоумышленников. По ее словам, с городского номера с кодом 495 ей позвонил незнакомый мужчина и представился капитаном МВД, даже назвал имя — Владимир Семин. Причиной своего звонка он назвал необходимость провести дознание.
«Он спросил, известна ли мне некая Валентина. Я сказала, что нет. Мошенник начал рассказывать, что она пришла в Сбербанк с нотариально заверенной доверенностью и пыталась взять кредит на мое имя», — поделилась Екатерина.
В дальнейшем разговоре мошенник пытался выяснить, кому и когда Екатерина могла предоставить личные данные и сведения о банковских счетах, а также когда в последний раз общалась с представителями банка. Следующим его заинтересовал список банков, в которых у Екатерины есть счета.
«Я отказалась говорить, так как считаю это конфиденциальной информацией. Он стал уговаривать, что нет, это открытая информация, конфиденциальная — это паспортные данные. И вообще, якобы лицевой счет для всех банков один, разные только расчетные счета, мол, неужели мне в банке этого не объяснили», — сказала она.
Он сказал, что МВД с Центробанком хотят дать мне финансовую защиту в соответствии с законом
На вопрос Екатерины о том, что за закон собеседник имеет в виду, мошенник сначала замешкался, а потом объявил, что действует в соответствии с Федеральным законом № 114. Екатерина проверила в интернете и зачитала лжекапитану, что это закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Он положил трубку.
Разоблачение схемы
Адвокат Сергей Афанасьев объяснил «360», что в действительности правоохранители в такой ситуации звонить не станут, а закона о «финансовой защите» от подобных махинаций просто нет. К тому же сотрудники полиции или других силовых ведомств не выясняют детали о банковских счетах и мошеннических действиях по телефону — для этого существует установленная процедура. Так что такие вопросы должны сразу насторожить.
Сотрудники правоохранительных органов по телефону такие вопросы выяснять не будут. Они могут выяснять, являетесь ли вы тем, кому они звонят, — уточнять фамилию, имя и отчество и приглашать на допрос или какие-то следственные действия. По телефону они ничего про банковские счета выяснять не будут
Более того, по словам адвоката, все сведения о наличии счетов правоохранителям, скорее всего, уже известны, так как при необходимости они официально получают эту информацию непосредственно в банках.
В пресс-службе Сбербанка объяснили «360», что такой метод мошенничества не является новым, так как принцип действия остается прежним — социальная инженерия.
«Меняются только сценарии, адаптируясь под актуальную новостную повестку и события. Всем клиентам мы рекомендуем быть бдительными и не сообщать никому пароли и коды из СМС», — заявили в пресс-службе, добавив, что клиентам рекомендуют ознакомиться с информацией из разделов «Не дайте себя обмануть» или «Ваша безопасность» в приложении и на сайте банка.
Популярные схемы
Программист Сергей Вакулин заявил в разговоре с «360», что советов по безопасности много, но главный — не сообщать свои информацию (от паспортных данных до данных о наличии счетов в конкретных банках) третьим лицам.
Важно гарантировать безопасность приложений, которыми вы пользуетесь, тщательно выбирать пароли, чтобы их было сложно взломать. Например, если банковское приложение просит установить пароль из нескольких цифр, не стоит пользоваться датой или годом рождения — своего или близкого человека.
«Лучше пользоваться двухфакторной аутентификацией, когда при вводе логина и пароля приходит подтверждение по СМС», — предложил Вакулин.
Он заметил, что до сих пор среди мошенников популярны звонки, в ходе которых жертве сообщают о подозрительных махинациях по карте и предлагают перевести средства на якобы резервный счет.
Основа мошенничества также часто заключается в перепривязке номера телефона: когда клиент привязывает новый номер, владелец этого номера получает неограниченный доступ к приложению. То есть с помощью СМС, например, он сможет осуществлять переводы денежных средств
«Главное — не передавать ни номер карты, ни срок ее действия, ни тем более CVC-код третьим лицам, в том числе код из СМС. Если же, например, этот код действительно нужно сообщить сотруднику банка, в сообщении это прописывается», — заключил эксперт.
Кроме того, по словам Вакулина, сейчас существует много специальных программ, которые помогут определить мошеннические звонки. Если у вас есть такая программа, во время звонка с сомнительного номера на экране появится соответствующее предупреждение.
«Злоумышленники ссылаются на уголовный процесс»: ЦБ и МВД предупредили о новой схеме телефонного мошенничества
В России получила распространение новая схема телефонного мошенничества, при которой злоумышленники, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, запугивают граждан якобы открытым уголовным производством и вымогают у них персональные данные для того, чтобы похитить деньги со счетов жертв. Об этом сообщили пресс-службы Министерства внутренних дел России и Центробанка.
«Регулятор проинформировал банки об увеличении количества случаев телефонного мошенничества с использованием такого сценария и рекомендовал учитывать его при организации работы службы поддержки клиентов, а также предупреждать граждан о рисках разглашения персональных данных и данных платёжных карт», — говорится в сообщении ЦБ.
В пресс-службе регулятора также рассказали, как выявить телефонных мошенников.
«Если во время телефонного разговора незнакомый человек ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс — это злоумышленник», — подчеркнули в Центробанке.
В Банке России напомнили, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать незнакомым людям персональные сведения или данные платёжной карты, кем бы они ни представлялись.
В МВД России призвали россиян к бдительности в связи с активностью телефонных аферистов.
«МВД России разъясняет, что в случае возбуждения уголовного дела в отношении гражданина на почтовый адрес по месту его проживания официально направляется повестка о вызове в отдел полиции к следователю или дознавателю. Повестка может быть направлена как в рамках возбуждённого уголовного дела, так и в рамках доследственной проверки, проведения иных процессуальных действий», — сказала официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Как отметил эксперт в области информационной безопасности, профессор кафедры цифровой криминалистики МГТУ им. Баумана, доктор юридических наук Виталий Вехов, в настоящее время мошенники усовершенствовали схему, которая использовалась ранее.
«Раньше звонили по телефону и говорили, что ваш родственник задержан полицией, в отношении него возбуждено уголовное дело, он находится в таком-то отделении полиции и вам нужно срочно перевести такую-то денежную сумму потерпевшим, чтобы якобы возместить ущерб, а родственник смог вернуться домой. Теперь мы наблюдаем модификацию мошеннической схемы, когда преступник звонит потенциальной жертве и говорит, что в отношении неё уже ведётся производство по уголовному делу. Соответственно, дальше идёт стандартный набор требований о переводе денежных средств, либо о предоставлении каких-то (якобы необходимых следствию) данных для доступа к электронным средствам платежа в целях его последующего незаконного использования», — пояснил эксперт в беседе с RT.
По его словам, для защиты от злоумышленников необходимо использовать стандартный алгоритм защиты, который присутствует на сайтах банковских организаций.
Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина поделилась своим опытом общения с телефонными мошенниками, которых она назвала «продвинутыми», поскольку они задействовали бота, пытающегося внушить доверие собеседнику.
«Я, естественно, положила трубку, что советую всем остальным. Когда вам звонят и представляются из банка, сразу нужно класть трубку. У вас есть номер телефона, который вам дал банк, позвоните и узнайте, есть ли какие-то проблемы. Но никогда не нужно отвечать, тем более передавать какие-то данные», — объяснила она в эфире RTVI.
В конце декабря 2020 года компания BI.Zone, дочернее предприятие Сбербанка в сфере кибербезопасности, опубликовало исследование, согласно которому за прошедший год телефонные мошенники сделали около 15 млн звонков. При этом только Сбербанк за первое полугодие 2020 года обработал более 3,4 млн жалоб пользователей на звонки мошенников.
«87,7% жалоб пришлось на номера с московскими кодами: 74,4% на «+7 (495)» и 13,3% на «+7 (499)». Ни один номер с кодом другого региона не собрал долю жалоб, превышающую 0,7%. Этому способствует несколько факторов. Москвичи — популярная цель мошенников, а московский код вызывает меньше подозрений. Для других регионов номера с таким кодом тоже оптимальны, ведь многие компании, от имени которых идут звонки, имеют головной офис в Москве», — говорится в исследовании.
Наряду с этим опрос компании IDF Eurasia продемонстрировал, что 58% россиян сами переводили денежные средства телефонным мошенникам, в основном злоумышленники получали от жертв суммы в размере от 10 до 15 тыс. рублей. При этом 22% респондентов сталкивались с мошенниками, но денег им не переводили.
Звонят мошенники, представляются сотрудниками полиции или следователем
Телефонные мошенники — «следователи», двухходовочка
В начале 2021 года участились сообщения о новом телефонном разводе. Мошенники звонят по телефону и представляются сотрудником полиции или следователем отдела экономической безопасности ГУ МВД России по г. Москва. Они сообщают, что по вашему счету в банке происходят какие-то мошеннические операции, заведено уголовное дело и идет следствие. С помощью специальных средств IP-телефонии номер злоумышленника может быть подменен и выглядеть как реальный телефонный номер одного из отделений МВД. После этого уже напуганному клиенту звонят якобы из банка и предлагают перевести деньги на «безопасный счет» и т.п. Есть и другие варианты и повороты:
Телефонные мошенники, которые в разговоре с жертвой представляются сотрудниками правоохранительных органов или Центробанка, стали все чаще присылать на телефон жертвам поддельные документы для подтверждения своих «полномочий»
Варианты сюжетов
Фальшивый полицейский может рассказать вам про участившиеся случаи мошенничества или про утечку данных из известных банков и сообщит о риске для денежного счета клиента – вас. При этом он подчеркнет, что саму беседу вы должны держать в секрете от всех членов семьи и знакомых, так как это «следственная тайна». Для убедительности мошенник даже может напомнить о базовых правилах безопасности, что никому нельзя называть код из СМС. После этого лжесотрудник МВД может «переключить» вас уже на известную всем «службу безопасности банка».
В других, более традиционных сценариях, первой звонит «служба безопасности» из банка, и если жертва колеблется и не доверяет «младшему специалисту», то по телефону подключается второе лицо — следователь полиции или оперуполномоченный. Жертву могут попросить зайти в интернет и проверить на сайте МВД их номер телефона — и он окажется верным, благодаря технической подмене номера звонящего. Если клиент все равно не поддается, могут грозить статьей 187 УК РФ (Неправомерный оборот средств платежей), ведь платежи якобы происходят по вашему счету, типа вы — тоже соучастником пойдете по уголовному делу. В другом варианте говорят, что «на вас уже заведено уголовное дело по ст.159 ч.2 УК РФ». Кроме того, «следователь» может спрашивать, какими банками вы пользуетесь, в отделения каких банков ходили за последнее время и есть ли в них счета на сумму более 1 млн. рублей.
Итог и цель всего этого спектакля имеет свое устоявшееся в мире название — «safe account scam». По сюжету сказки, жертве надо срочно переводить все деньги на какой то левый счет, а иногда вдобавок надо набрать кредитов и перевести их жуликам.
Почему всё это развод с самого начала
Полиция и следователь никогда не звонит для таких вопросов, все разговоры проводятся при личной встрече. Следователь может лишь пригласить свидетеля или подозреваемого для дачи показаний.
УПК РФ Статья 188. Порядок вызова на допрос
1. Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.
2. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.
3. Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные статьей 111 настоящего Кодекса.
В МВД подчеркнули, что в случае возбуждения уголовного дела на почтовый адрес гражданина направляется повестка.
Развод: дуэт звонков из полиции и банка
Тинькофф Банк рассказывает о схемах, с помощью которых мошенники чаще всего крадут деньги у его клиентов. Запомните и расскажите знакомым.
Одна из популярных схем выглядит так: жертву уверяют, что ее деньги в опасности, и убеждают переложить их на «безопасный счет». Этот счет, конечно, принадлежит мошенникам. Вариантов у схемы много: иногда звонят «сотрудники банка», иногда доходит и до «майора ФСБ».
Вот что обычно делают мошенники.
Давят авторитетом. Например, звонящий представляется следователем по экономическим делам и сообщает жертве, что ее деньги якобы в опасности. Следователя трудно проигнорировать.
Добиваются реалистичности. «Следователь» говорит, что не имеет права работать с деньгами, поэтому переводит звонок «сотруднику банка». Жертве кажется, что с ней общаются сотрудники настоящих организаций и каждый отвечает за свой участок работы — все как в жизни.
Имитируют заботу о деньгах. «Сотрудник банка» обещает, что поможет защитить деньги от мошенников. Для этого нужно четко следовать его инструкциям и не вешать трубку.
Убеждают «спасти» свои деньги. Когда мошенники чувствуют, что жертва уже им доверяет, ее убеждают перевести деньги на сторонний счет или сообщить персональные данные вроде кода из смс.
Работают с возражениями. Если у жертвы возникают сомнения, ее сначала пытаются убедить различными уловками, а если не помогает — запугивают.
Разберем схему более подробно.
Курс о больших делах
Звонок из правоохранительных органов
Для большей убедительности жертве могут прислать в мессенджер поддельные документы: удостоверение сотрудника, акт от имени банка, ордер или приказ, на основании которого проводится расследование. Обычному человеку распознать подделку сложно: ее создают на основе реальной информации из интернета. Например, могут использовать данные сотрудников полиции.
Все это помогает надавить на жертву авторитетом и завладеть ее вниманием: проигнорировать звонок из полиции непросто.
Чего хотят. Жертву пугают, что ее деньги в опасности. Но сообщают, что правоохранители вовремя все заметили и готовы помочь. Предлог может быть любым: расследование мошеннических действий со счетами клиентов коммерческих банков, сотрудничество со следствием для выявления преступников, предотвращение утечки информации и кражи средств клиента.
При этом создается образ сильного, но заботливого правоохранителя: да, мошенников сейчас вокруг полно, вот даже вас сейчас пытаются обмануть. Но вы не переживайте, я не мошенник, поэтому спрашивать у вас данные не буду, да и не имею права.
Чтобы вызвать еще большее доверие, мошенник говорит, что после него позвонит сотрудник банка — который, в отличие от него, уполномочен работать с деньгами. Это создает иллюзию, что в происходящем участвуют разные организации и каждая отвечает за свой участок работы. Конечно, в действительности эти люди сидят в одном помещении.
Как убеждают. Часто мошенники работают с украденными данными, поэтому им не составит труда назвать жертву реальным именем, продиктовать номер карты и даже какие-то детали, например адрес регистрации. Так они входят в доверие: смотрите, у нас есть вся информация о вас, мы и правда из полиции.
Если жертва сомневается, что ей звонят из полиции или Центрального банка, мошенник предложит зайти на официальный сайт и посмотреть номера телефонов. Чтобы подтвердить, что он действительно сотрудник названной организации, мошенник перезванивает жертве с этого номера.
Обычно это действует: раз звонят с официального номера, значит, все в порядке. На самом деле мошенник может имитировать звонок с любого номера — и даже оператор связи не заметит подмены.
В ход также идут номера законов и приказов, настоящих и выдуманных. Якобы по закону № 2342 вы обязаны сотрудничать с банком и полицией по вопросу защиты денег от мошенников, а если откажетесь, то вы соучастник преступления.
Расчет на то, что жертва не знает содержания законов или не сможет отличить настоящий закон от выдуманного. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.
Звонок из банка
Кем представляются. Мошенники «из банка» чаще всего представляются сотрудниками службы безопасности. Если жертва проговаривается, в каком банке у нее деньги, звонок «переводят» именно в этот банк.
Особо изобретательные мошенники «переводят» звонок в Центральный банк. Это и само по себе способно вызвать доверие, а кроме того, помогает обойти ситуацию, когда жулики не знают, каким именно банком представляться. Конечно, на самом деле Центробанк не работает со счетами физических лиц.
Чего хотят. Главная цель мошенников — убедить жертву перевести деньги на «защищенный счет» через банкомат или мобильный банк. Разумеется, этот счет принадлежит мошенникам. Как только жертва переведет на него деньги, вернуть их будет практически невозможно.
Как убеждают. Вот какие предлоги жулики используют чаще всего:
Как защититься
Возьмите паузу. Все мошенники так или иначе хотят ваших денег. Под каким бы предлогом они ни звонили, их выдают одни и те же признаки. Но чтобы эти признаки разглядеть, нужно отразить психологическую атаку мошенника и получить полный контроль над своими мыслями и решениями.
Именно тут раскрывается сила паузы: убрав тревогу и панику, вы сможете распознать подвох.
Универсального рецепта здесь нет — каждому помогает что-то свое: выпить воды, умыться, медленно посчитать до 10. Подобные ритуалы помогают выиграть время, чтобы снизить уровень адреналина и немного успокоиться. Подумайте, что обычно помогает вам успокоиться.
Задумайтесь, торопят ли вас. Задача банка — защищать ваши деньги. В настоящем банке никогда не будет процедуры, по которой, если вы повесите трубку, все ваши деньги улетят в неизвестном направлении. За такое лишат лицензии и оштрафуют, а из банка уйдут клиенты.
Если вам не дают времени подумать и говорят, что принять решение надо прямо сейчас, а завершить звонок — смерти подобно, вам определенно звонят мошенники. Смело вешайте трубку.
Но не прощайтесь, просто прекращайте разговор. Иначе мошенник попытается найти способ продолжить общение и развеять ваши сомнения — и у него может получиться.
Перезвоните в банк. Если вы пришли к выводу, что общались с мошенником, сразу после звонка позвоните в банк или другую организацию, о которой шла речь, и расскажите о ситуации. Телефон возьмите из независимого источника, например с официального сайта или банковской карты. Звонок поможет организации усилить меры безопасности, а вам — подстраховаться на случай, если вы ошиблись.
Не раскрывайте персональные данные. Никому ничего не сообщайте, особенно если говорят, что им-то довериться можно. Вот что обычно спрашивают мошенники:
Настоящий сотрудник банка и службы безопасности:
Подключите определитель номера. Чтобы проверить, кому принадлежит номер, можно использовать сайты с базами нежелательных звонков: например, кто-звонит.рф, neberitrubku.ru или cheinomer.ru. Или еще проще: в Яндексе или Гугле вбить поисковый запрос «$номер_телефона + кто звонил». А еще можно сразу увидеть, кто звонит, если установить на телефон приложение-определитель.
Это не поможет в ситуации, когда мошенник подменяет номер, но отсеет хотя бы часть паразитов.
очень интересно. но меня смущает в тинькофф:
1. возможность выпуска qr кода для снятия наличных без всяких подтверждающих смс.
2. возможность смены номера телефона или кодового слова просто по звонку и оглашению паспортных данных.
3. уже ставшая еженедельной рубрика на vc о том, что люди просыпаются с утра, а денег нет. и отписки банка в комментариях, что все сами виноваты и все фродеры.
это не означает, что остальные банки лучше. это означает, что я трясусь над своими деньгами, постоянно ставлю лимиты, антивирусы, никогда не беру трубку при звонке из банков, а перезваниваю сама, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не говорить с мошенниками. Но при этом я постоянно в состоянии тревоги из-за того, что в один прекрасный день я увижу пустой счет, а банк мне ответит, что я сама выпустила qr код, сняла нал на другом конце страны, а по историям входа видно, что приложением пользовалась только я.
fluff, я тоже после описанной мной ниже истории стала жутким параноиком. И мне не нравятся все эти способы упрощения доступа к деньгам и личным данным, поэтому все свои основные средства держу в другом банке без подключения дистанционного обслуживания вообще. Никаких личных кабинетов, мобильных банков, снятия по доверенности, только своими ножками в офис банка, только хардкор.
Ну а Тинькофф для расходных средств + галочка на запрет интернет-платежей стоит всегда. Для инета у меня другая карта, денег там не держу.
Может, и в такой схеме есть дыры, кто укажет, буду благодарна. Но пока так.
fluff, тоже постоянно вижу весёлые истории на VC про тинькофф, после которых повышается тревожность и приходится становиться экспертом в информационной безопасности. Уже принял для себя, что банк дырявый, и по-хорошему нужно переходить в другое место частично или полностью (только не в альфу, которая ещё более дырявая и про которую столько же историй).
fluff, добавьте к этому участившееся блокировки и запросы о происхождение средств по 115 фз
fluff, у линька код подтверждения 4х значный, у того же сбера 6ти, с одной стороны удобней, но явно не безопасно.
fluff, у ВТБ тоже есть по куаркоду. до 10 тысяч в сутки.
Уже около пяти лет телефон стоит на беззвучном режиме, и я не принимаю звонки с неизвестных номеров. Вообще. Никак. Совсем.
От банков тоже не принимаю, если им что-то действительно дельное от меня надо, напишут письмо.
Приложение Who calls отсекает большую часть спама, спасибо ему за это.
Сейчас даже телефоны курьеров присылают смской, чтобы я знала, что это курьер, а не очередная медклиника или гербалайф какой. Не хочу тратить свое время и нервы на посторонние звонки.
Я это к тому, что в наш век мессенджеров звонить без предупреждения вообще неприлично, стоит ли удивляться, что за такими звонками часто оказываются мошенники или спамеры. Так что мой лайфхак: максимально не брать трубку, когда звонит не пойми кто. Ну если вы, конечно, не врач неотложки или пожарный.
После блокировки карты и долгих танцев с бубном: (заявление в Сбер, заявление в Яндекс, пары месяцев ожидания итогов, меня везде послали куда подальше), написала в итоге подробный отзыв со всеми скринами и копиями на Банки.ру, уже ни на что не надеясь, так, пар выпустить.
И о чудо, на следующее утро Сбер вернул мне мои 2000! Еще и обзвонился, прислал и смс и письмо, какие они хорошие и все мне вернули (ага, после официального отказа). Так что Банки.ру действенный инструмент, берите на заметку.
С тех пор перешла на Тинькофф, завела отдельную треш-карту для платежей в инете и не люблю ни Сбер, ни Яндекс и максимально обхожу их «сервисы» стороной.
Olga, да это уже сдвиг небольшой, когда человек боится трубку с незнакомыми номерами поднять
Системный, где из всего написанного вы прочитали слово «боится»? Не стоит на посторонних людей проецировать свои комплексы.
Системный, да, иногда бывают жизненные ситуации, крайне редко, когда я потенциально ожидаю звонка от незнакомых номеров. Тогда беру, конечно. Немного погорячилась с «Вообще. Никак.совсем».
А в 99% не беру. До установки антиспамера мне ежедневно звонили по 15-20 незнакомцев: банки, медклиники, мошенники, соцопросы, продавцы бетона и черта в ступе. Никому из них я лично не давала ни своего номера телефон, ни разрешения мне звонить. Воспринимаю всё это как вторжение в личное пространство, не пускаю и считаю это нормальным. Вы в квартиру тоже всех подряд пускаете?
В конце концов я лучше съезжу раз в 10 лет в банк на другой конец города из-за пропущенного важного звонка, чем буду ежедневно общаться с армией отморозков.
SkySatin, антиспамер не помогает? Мне, конечно, столько не звонят, поэтому я без колебаний поднимаю. Из этих только банки и «хотим пригласить вас на» раз в месяц максимум
Системный, это издержки фриланса и телефона в общем доступе. Антиспамер помогает, слава богам, теперь прорываются 1-2 незнакомца в день, а иногда и неделями тишина, но нервный тик остался:)
SkySatin, почему просто второй номер не заведете? У меня второй номер, который знают только приложения банков, родители и жена.
Sergey, как вариант. У некоторых операторов можно завести второй виртуальный номер к основному, чтобы не нужно было две симки использовать
ирина, только хотела об этом сказать. У всех есть функция сообщения, мессенджеры. Мой телефон почти всегда на беззвучном, если кому-то действительно что-то нужно, пишите, я перезвоню. Не сложно же несколько буковок ткнуть на телефоне.
Я включаю режим сна на телефоне в 12 ночи и выключаю в зависимости от дня недели в 9 или в 11 утра, когда встаю. Сплю нормально и никто мне не названивает. Плюс данного режима заключается в том, что если я буду куда-то опаздывать или просплю, до меня хотя бы смогут дозвониться.
ирина, а что, племяннику ночью постоянно звонят и пишут?
SkySatin, сейчас жулики шлют и СМС ки. Например, «сейчас на вашу карту оформляется кредит. Если это были вы, нажмите «1» если нет, нажмите «2». И когда вы жмете, «2» то вам перезванивают и начинают вас разводить. Что мол нужно срочно деньги ложить на запасной счет. Или сообщить код из СМС, что бы отменить кредит. А на самом деле, это и будет код подтверждения на оплату товара или перевод на карту мошенника.
SkySatin, с банками.ру есть нюанс. Они не обосновывают оценки, связанные с действиями банка по 115-ФЗ, могут не обосновать и фродовые списания. А если вы жалуетесь на отказ в кредите или тарифную политику, то сразу же оценку отменят. Но! Если в отзыве есть что-то про косяк чата, колцентра, то могут обосновать. Не всегда это помогает, в общем.
Особенно классно слушать, когда звонят из Сбербанка, а у меня нет карты сбера вообще 🙂
Никита, +1
Нет карты сбера, зато они регулярно фиксируют подозрительную активность в интернет банке.
Никита, моему хорошему другу как-то позвонили из «Сбера» и сказали что сейчас с его счета снимают несколько тысяч. Он посмеялся, послал, на тот момент у него на счёте было ноль. Снимайте, господа!
Очень многие здесь пишут комментарии в стиле «Сразу понял, что это мошенник, но трубку вешать не стал, а решил поразвлекаться с ним». Так вот с такими «развлечениями» есть вероятность, что все ваши слова записываются, а потом из них сделают нарезку нужных фраз и с её помощью получат доступ к. к чему угодно, где используется анализ голоса и/или нужно сказать нужную фразу.
Простой пример: не знаю, как сейчас, а раньше у того же Тинькова, чтобы активировать карту, нужно было позвонить и просто ответить «да» на вопрос робота «Хотите ли вы активировать карту?». Сейчас это стало очень распространенной практикой, и уже почти в каждом банке вас встречает робот со словами «Просто скажите, что вам нужно».
В плохом случае, если вы действительно много наговорите мошеннику, и он это запишет, то можно нарезать фразы, а потом подкорректировать паузы между словами таким образом, что даже оператор-человек не догадается, что ему подсунули запись. И можете быть уверены, что за 7-10 минут разговора с мошенником вы точно несколько раз скажете слова «карта», «кредит», «банковский счет», «получить», «выпустить», додумайте сами.
Из-за этого мне даже пришлось менять привычки: раньше всегда брал трубку и говорил «да». Сейчас переучиваюсь, чтобы говорить «слушаю» или «алло». Также в принципе стараюсь не отвечать положительно на любые вопросы от незнакомых по телефону. Например, часто первым вопросом идёт: «Я звоню Такому-то Такойтовичу. Это вы?». Опять же приучаю себя говорить, например: «Это я» вместо «да» или «верно».
Поэтому совет: если поняли, что вам звонят мошенники, сразу вешайте трубку. Если пока не поняли, старайтесь говорить как можно меньше. Как минимум, не говорить фразы «да», «хорошо», «давайте» и не называйте сами свое имя и фамилию, даже если вам их уже сказали.
Ну и анекдот в тему:
— Это служба безопасности Сбербанка, ваш перевод заблокирован. Чтобы разблокировать его, возьмите карту и прочитайте номер на ней.
— Хорошо, взял. Записываете?
— Да.
— Семь.
— Так, дальше.
— Всё.
— Как всё? Какая у вас карта?
— Семёрка червей.
>> Настоящий сотрудник банка и службы безопасности:
>Знает ваши фамилию, имя и отчество.
>Знает последние 4 цифры номера вашей карты.
>Знает, сколько у вас денег на счете.
У большинства пользователей включен приём платежей через СБП, или внутрибанком, по комбинации того, что разные банки светят в СБП и во внутренние переводы часто можно собрать ФИО по номеру телефона.
Последние 4 цифры «основной» карты также иногда банки вполне светят.
(попросите родственников так вас своего рода «пробить» с использованием имеющихся у них банков, даже попросите кинуть рублик по номеру телефона и посмотрите что будет в уведомлениях, истории и выписке)
Про балансы. Не забывайте что мыж в России, и эти данные вполне покупаются-продаются. Реально ни один банк не может гарантировать, что ни один из его сотрудников/подрядчиков, кто имеет доступ к такой информации, не приторговывает ей.
Шквалы описанных в статье звонков в мой адрес случались довольно оперативно после первого платежа премиальной («лучше» чем у 90% пользователей этого банка) картой банка1, банка2 и банка3 в больших шмоточных.
И шмоточных не только российских. Один звонила вообще признался довольно конкретно откуда дровишки, назвав довольно точно сумму покупки включая биллинг-адрес. По опечатке в адресе я сразу понял из какого большого американского магазина пришла утечка.
Отсюда вывод. Принимайте решения из того, что ни последние 4 цифры, ни баланс, ни по крайней через ФИО не являются секретом для жуликов.
Во многих странах есть YellowPages.. и ничего. живут же люди.