данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов

Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. Обычно про таких людей говорят: «У него каша во рту!». Нарушается также темп, ритм и выразительность речи, а при тяжелых патологиях ЦНС человек может вовсе утратить способность к говорению.

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Источник

Данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов

Дизартрия – одно из самых распространенных тяжелых расстройств речи. Иначе ее еще называют «косноязычие» или «каша во рту». Речь нечленораздельна, часто «хлюпающая», произношение звуков мезжубное, отсутствуют шипящие, вибранты и аффрикаты. Искажено произношение звуков раннего онтогенеза: М, П, Б, Д, Т, К, Г, Х. Нарушение произносительной стороны речи у детей обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Работа с такими детьми занимает больше времени и требует огромного труда логопеда и терпения родителей.

Отличительная особенность дизартрии – нарушение просодической и произносительной стороны речи. Страдает артикуляция, интонация, ритм, голосообразование, темп из-за органического поражения центральной и периферической нервной системы.

Причины дизартрии у детей и взрослых
Причины повреждений нервов – различные неблагоприятные факторы или в период внутриутробного развития ребенка, или во время родов или после рождения вследствие заболеваний. Речевые проблемы возникают в результате повреждения тех участков мозга, которые необходимы для управления двигательными механизмами речи. При поражении периферических отделов нервной системы нарушаются структуры двигательных нервов к мышцам челюсти, губ, языка, щек, неба, глотки, гортани, диафрагмы и грудной клетки, а также структура ядер, которые расположены в стволе и в подкорковых отделах мозга, отвечающие за безусловно-рефлекторные эмоциональные речевые реакции, типа смеха, плача.

При поражении отделов центральной нервной системы недостаточно развиты подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса, порядок мышечных сокращений речевой мускулатуры и согласованность в работе артикуляционного, голосового и дыхательных аппаратов. Вследствие этого нарушается просодический компонент речи: громкость, плавность, темп, тембр, эмоциональная выразительность. Если повреждены проводящие системы, направляющие импульсы от коры головного мозга к нижлежащим структурам двигательного аппарата, повышается мышечный тонус в мускулатуре речевого аппарата и усиливаются рефлексы орального автоматизма. При центральном поражении недоразвитыми также оказываются и корковые отделы головного мозга, обеспечивающие формирование речевых способностей.

У взрослых и детей причины дизартрии разные. У взрослых она вызвана нарушением мозгового кровообращения вследствие сосудистых заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит). У детей отмечается внутриутробная патология плода: гипоксия, краснуха, заболевание матери, употребление отдельных лекарств; родовые травмы, неправильное положение плода при родах, асфиксия, крупный плод, конфликт резус-фактора. Группы детей с дизартрией разнородные. Прямой взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью отклонений нет.

Симптомы у детей
Дизартрия может быть как первичным дефектом, так и вторичным на фоне алалии, ринолалии, афазии, заикания, ДЦП, олигофрении, гидроцефалии, ЗПР, нарушения слуха и зрения. Наиболее часто встречается дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Наряду с недостаточно четким произношением и нарушением просодики наблюдаются такие симптомы, как не резко выраженные нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, страдает пальцевая моторика, захватывают мелкие предметы кистью. Может быть замедлено формирование ряда психических функций: некоторые движения сокращаются или могут отсутствовать. Например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, не умеет захватывать мяч, спускаться по лестнице, прыгать. Часто у таких детей отсутствовала или была слабой стадия ползания, благодаря которой работа мозга активно разделяется на правое и левое полушария, образуя речевые зоны.

Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят. Выявляется предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезам, расстройствам ЖКТ, отказываются сосать грудь, наблюдается подтекание молока во время сосания из-под одного или обоих уголков рта, плохо приспосабливаются к изменениям погоды, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте симптомы следующие: дети двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, колебаниям настроения или апатии, в отношениях со взрослыми или сверстниками проявляют грубость, непослушание. При утомлении двигательные беспокойства усиливаются. Склонны к реакции истероидного типа, особенно, если добиваются желаемого. Артикуляционная моторика при всех формах дизартрии нарушается в разной степени, наблюдается обильное слюнотечение (саливация).

Формы дизартрии
Современная классификация болезни основана на принципе локализации нарушения. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, подкорковую или экстрапирамидную, псевдобульбарную и стертую формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия
Бульбарная дизартрия – (от лат. bulbus – луковица, которую по форме напоминает продолговатый мозг) результат заболевания или воспаления продолговатого мозга, вследствие которого происходит одностороннее или двустороннее поражения лицевого нерва. Причиной может стать вирусное заболевание или отит. При одностороннем поражении развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, которые приводят к нечеткой артикуляции губных звуков. При двустороннем повреждении произношение всех губных звуков идет по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному или двугубному звуку (вместо В-Ф). Все смычные согласные сводятся к щелевому переднеязычному глухому звуку (вместо Б-П). Звуки не дифференцируются, характерна дисфония (расстройство голоса) или афония (отсутствие звучности в голосе). Нарушение произношения при бульбарной дизартрии часто сопровождается назализацией, гнусавостью (банка-манка), отсутствием мимики, гиперсаливацией, расстройством сосания и глотания твердой пищи.

Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая дизартрия вызвана поражением мозжечка, при котором нарушаются его связи с другими отделами ЦНС. Речь при этой форме дизартрии замедленная, импульсообразная, скандированная, с нарушениями ударения, громкости, угасанием голоса к концу фразы (напоминает речь пьяного человека). Наблюдается пониженный тонус мышц языка, губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп неспешный, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Ребенок не может удерживать артикуляционную позу, проявляются избыточность или недостаточность объема движений языка. При напряжении и выполнении указанных движений наблюдается тремор языка. В анамнезе больного всегда есть ППЦНС.

Расстроена просодика, выразительность речи, нарушено дыхание. Большинство звуков назализовано, нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. Ребенок с мозжечковой формой дизартрии обычно позже других заговорил. Особенности общей моторики – расстройство движения, ребенок часто падает, много травм. У большинства детей непропорционально большая голова. Из-за низкого мышечного тонуса ребенок имеет нарушение осанки (возможно остатки ДЦП), складывается пополам, укладывается на стол. У большинства мозжечковых дизартриков интеллект сохранен.

Корковая дизартрия
Корковая дизартрия проявляется как моторное расстройство речи разного патогенеза. Существует несколько вариантов корковой дизартрии:

1. Дизартрия обусловленная односторонним, но чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. Выборочное центральное повреждение мышц артикуляционного аппарата затрагивает чаще всего язык, что приводит к снижению объема тонких целенаправленных движений. Обычно поражен кончик языка, поэтому нарушается произношение переднеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л), при тяжелых формах эти звуки в речи отсутствуют, в легких – заменяются мягкими или твердыми свистящими или переднеязычными (вместо Т –Ть, вместо Д-Дь). Возникает трудность в постановке Л-Ль, может нарушаться темп и плавность речи.

2. Дизартрия связана с двусторонним поражением коры доминантного полушария в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Затруднено произношение шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции имеют непостоянный и неоднозначный характер. Ребенок в одних случаях говорит, в других – сказать не может, поскольку долго идет поиск нужного уклада, поэтому замедляется темп и плавность речи. Наблюдается недостаточная чувствительность лица. Ребенок затрудняется в точечной локализации прикосновения.

3. Дизартрия вызвана односторонним поражением коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей. Наблюдается недостаточность динамического праксиса, неспособность переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Затруднено производство аффрикатов (распадаются на составные части). Замена щелевых звуков на смычные (З на Д, С на Т). Пропуски звуков при стечении согласных, избирательное оглушение звонких смычных согласных. Речь замедленная, неестественная.

Подкорковая, или экстрапирамидная
Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Основная особенность – появление принудительных движений в мышцах не только речевого аппарата, но и во всем туловище. Нарушение звукопроизношения определяется изменением мышечного тонуса в лицевой мускулатуре во время речи, гиперкинезом, расстройством импульсов отречевой мускулатуры и эмоционально-двигательной сферы.

Ребенок, страдающий подкорковой (экстрапирамидной) дизартрией, испытывает трудности в удержании артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом. В расслабленном состоянии мышечный тонус снижен, в состоянии усталости, эмоционального напряжения происходит резкое повышение мышечного тонуса, появляются насильственные движения (например, шевелит пальцами рук во время речи). Язык резко напрягается, группируется в комок, подтягиваясь к корню. Напряжение передается на голосовой аппарат и дыхательную мускулатуру. При выраженных нарушениях речь смазанная, невнятная, с носовым оттенком, с угасанием голоса к концу фразы, переход его в неясное бормотание. Эта форма дизартрии совмещается с нарушением слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Псевдобульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия встречается в 96% случаев. Обусловлена двусторонним поражением двигательных корко-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. При псевдобульбарной дизартрии отмечается высокий мышечный тонус в артикуляторной мускулатуре по типу спазма в мышцах, вследствие которого ограничиваются активные движения артикуляционного аппарата, в тяжелых формах – полное их отсутствие.

В то же время сохраняются рефлекторные автоматические движения: глотание, дыхание и т.п. При произнесении звуков П, Б, Д язык напряжен и оттянут кзади, спинка закруглена, закрывает проход в глотку, кончик языка не выражен, объем произвольных движений небольшой. Ребенок, страдающей псевдобульбарной дизартрией, может высунуть язык изо рта, но амплитуда этих движений ограничена, с трудом удерживает широкий язык по средней линии, он отклоняется в сторону, опускается за нижнюю губу или загибается к подбородку. При выполнении упражнения «Часики» язык колеблется в малой амплитуде, медленно «бороздит» по губе. Ребенок не может поднять язычок к верхней губе при выполнении упражнения «Вкусное варенье» или достает кончиком языка нос, помогая нижней губой.

Нарушены сложные, произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные сохранены. Произнесение звонких звуков затруднено, но их можно услышать в кашле, плаче, смехе, чихании. Свистящие звуки могут быть сохранны, нарушения начинаются с шипящих Ш, Ж, Щ, Ч. Звук Р может быть одноударным, но чаще заменяется щелевыми Т или Д. Звук Л искажается. Нарушение звукопроизношения при псевдобульбарной дазартрии находится в варианте искажения.

Скрытая форма
Скрытая форма дизартрии (СФД) – один из вариантов псевдобульбарной дизартрии, которая выявляется при тщательном обследовании. При небольших дизартрических расстройствах наблюдается малоподвижность мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка) вследствие повреждений некоторых отделов ЦНС. Признаками СФД являются:
Саливация при напряжении языка.
Девиация – отклонение языка от средней линии в положении «Лопаточка».
Асимметрия языка.
Тремор языка.
Могут быть нарушения общей моторики. Ребенок не вписывается в темп на музыкальных занятиях, основные движения выполняет некачественно, заметна плохая координация. Например, долго не может стоять на одной ноге.
Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Ребенок медленно овладевает навыками самообслуживания, держит вилку и ложку в кулаке, плохо переодевается, не умеет вырезать.
Нарушены пространственные ориентировки: лево-право, на листе бумаги не может найти центр.
В артикуляционной моторике заметны нарушения как при статических упражнениях, так и в динамике. Страдает мышечная сила фиксации артикуляционных поз языка, ребенок быстро утомляется.
Нарушена координация движений, их объем и амплитуда.
Нарушено звукопроизношение как при дислалии, но при автоматизации звуков работа тормозится.
Страдает просодическая сторона речи: темп замедленный, когда ребенок пытается говорить быстрее, проглатывает окончания и слоги. Дыхание аритмичное, пытается говорить на вдохе. Речь смазанная, нарушена дикция.

Источник

Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 4 года.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Определение болезни. Причины заболевания

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение «Лошадка») и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение «каши во рту» у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Классификация и стадии развития дизартрии

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов фото. картинка данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть фото данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. смотреть картинку данная форма дизартрии обусловлена поражением периферических двигательных нейронов.

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *