данная стратегия управления конфликтом применяется по отношению к конфликтам в необратимо
Занятие №9.
Стратегии управления конфликтом. Тактики разрешения конфликта.
Рассмотрим схему »Стратегия поведения в ситуации конфликта» :
Приспособление (позиция жертвы),
Компромисс (не полностью удовлетворяются интересы обоих участников),
Сотрудничество (поиск общих интересов),
Соперничество (свои интересы удовлетворяются в ущерб другим людям),
Стратегия поведения меняется в зависимости от близости участников, обоснованности требований, зависимости друг от друга и т. д.
Схема возникновения конфликта :
А пути предотвращения конфликта видны из этой схемы, если ее читать наоборот:
Не употреблять конфликтогенов.
Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно больше благожелательных посылов по отношению к нему.
Можно рассмотреть влияние конфликтогенов на примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера.
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка»
Вынул Славочка карандашише,
Написал в тетрадь: «Ты- дурачище!»
Борище взял тетрадище,
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеище,
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Примечание: одновременно с чтением строк стихотворения показывать рисунки к ним
незаслуженные и унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!», «Что это за гадость ты приготовила на обед?» и т. п.);
негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»)
настойчивые советы оводу того, как другому человеку следует себя вести («Не смей улыбаться этой девушке, она — моя!»);
указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — алкоголик!»);
решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);
неуместная ирония, сарказм («А ты видела кино, где лопнул самый толстый на Земле человек?»);
ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар» (примеры здесь чаще нелитературные)
Примечание: одновременно с объяснением показывать схему:
В ситуации, когда невозможно изменить течение конфликта, когда с вами агрессивно общаются при помощи конфликтогенов, то можно применять
принцип амортизации:
Объяснение: не вступать в пререкания и не оправдываться, а создать иллюзию общего согласия. Получается как будто бьют в резиновую стену: сумма ударов гасится, а стена стоит.
Стили входа в конфликт разные, рассмотрим их:
Рефлексия: подумайте, какой стиль для Вас более привычен?
Уменьшают остроту конфликта следующие методики и техники (схема):
Объяснение:
Обесценивание проблемы («неужели наша дружба этого стоит?»),
Снижение эмоционального накала (дыхание, счет до 10 и т. д.),
Перенос разговора («Прости, я сейчас не готова разговаривать»),
Умение слушать и слышать другого человека.
Схема на доске и карточки на партах:
Схема «Я-высказывания»:
1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда ты вчера опоздал…),
2. Называние чувства в тот момент («. я почувствовала беспокойство. »),
3. Называние причин («. наверное, это произошло потому, что. »).
Если Вы хотите понять другого и быть услышанным, то важно отделять Позицию человека от Интереса . Позиция отвечает на вопрос: что? А Интерес на вопрос: почему? После втягивания в конфликтную ситуацию каждый заявляет свой интерес и показывает свою Позицию. Они могут совпадать. При конфликте не нужно повторять свою Позицию! Важно заявить свой Интерес и показать, что мы слышим Позицию другого.
Приведите пример конфликтной ситуации, где бы Вы смогли отделить Позицию от Интереса…
Бывают конфликты ради разрушения, например, если такой конфликт затевает человек ради какой-либо выгоды. В такой ситуации нужно постараться перевести в другое русло, переключить, а если не получается, то прекратить конфликт. Рассмотрим алгоритм, при котором выигрывают оба участника конфликта:
1. Узнать желания друг друга («Почему ты этого хочешь?»).
2. Обсудить какое решение будет справедливым.
3. Договориться о взаимных уступках.
Рефлексия: что общего Вы заметили при рассмотрении разных методик и техник?
Конечно же важно терпение, положительный эмоциональный настрой, умение выслушать противоположное мнение при общении с другим человеком.. Часто конфликт нужен для разрешения какой-либо ситуации. Я надеюсь этот материал и рекомендации помогут вам в дальнейшем.
Управление конфликтами: основные методы и варианты действий
Конфликт — это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях либо появились какие-то существенные разногласия. Практика показывает, что существуют три направления (способа) управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов. Рассмотрим некоторые из них, а также общий алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию и рекомендации относительно поведения в конфликтных условиях.
Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:
Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.
Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодой и более образованной части персонала.
Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремится добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.
Переговоры, как метод решения конфликтов, представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
Практика показывает, что существуют три направления (способа) управления конфликтами :
Подавление конфликта в свою очередь предполагает использование различных методов. Например, метод скрытых действий применяется в случаях, когда:
Общий алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию могут быть сведены к следующему.
3. Согласовать процедуру переговоров : определить где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместного обсуждения.
В порядке основных рекомендаций относительно поведения в конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Управление конфликтами. Конфликтный PR.
Далеко не все конфликты можно предотвратить. Потому очень важно уметь выходить из конфликта. Существует несколько эффективных способов управления конфликтами. Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:
Стратегия предотвращения конфликта заключается в устранении реального предмета конфликта, привлечении в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению. В итоге один из конфликтующих должен отказаться от предмета конфликта в пользу другого.
Второй вариант — подавление конфликта применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать систему правил, норм, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтующими; создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.
Стратегия варианта управления конфликтной ситуацией — отсрочка — это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:
1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому.
2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним).
3. Изменить значимость объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным.
Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Конфликтный PR является видом антикризисного PR. Ведь конфликт — частный, локальный вид кризиса. Это, в первую очередь, кризис взаимного доверия между сторонами, вовлечёнными в столкновение интересов; период, когда согласие не удаётся достигнуть путём переговоров. Конфликт — острая форма конкурентной борьбы (и в бизнесе, и в политике, и даже в личных отношениях).
В конфликтной ситуации в ещё большей степени, чем в просто кризисной, осуществляется апелляция к внешним арбитрам: потребителям, чиновникам, правоохранительным органам, судебной системе, СМИ, общественности, и т.д. Цель — получить «решение» извне, но в своих интересах. Действия профессионалов, специализирующихся на конфликтном pr, сродни работе адвокатов в рамках юридической системы. Позитивный итог их деятельности — разрешение конфликта в Вашу пользу, Ваша победа.
Важное значение в рамках конфликтного pr имеет информационное противодействие возможным попыткам противоположной стороны конфликта дать Вашим действиям негативные трактовки. Нужна как коррекция искажений Вашего медиаобраза, так и в контрпропагандистские мерах в отношении противоположной стороны конфликта, противодействие нанятым ею «информационным киллерам». Необходимым условием конфликтного PR является конфиденциальность.
Существуют следующие приемы PR управления конфликтами:
1. Устранение нежелательной оппозиции. Наилучший эффект дает приобщение оппозиционера к каким-либо руководящим должностям в критикуемой им структуре. Оппозиционные проявления при этом, как правило, все более и более ослабляются.
2. Использование механизма позитивной компенсации. Например, выпуск табачных изделий, вредных для здоровья, можно компенсировать спонсирование классического искусства.
3. Перевод «стрелки» конфликта в другую сторону. Например, если возник конфликт на тему невыплаты гражданам зарплаты, можно перевести стрелки на богатых людей, уклоняющихся от налогов, в результате чего бюджет недополучает средства для выплаты зарплаты.
4. Использование механизма «псевдоконфликта». Например, в начале 90-х годов, когда раскручивался имидж певицы Валерии, одна из популярных газет получила коммерческий заказ хвалить исполнительницу, другая — коммерческий заказ ругать. Итогом стал повышенный интерес слушателей к Валерии, высокий уровень продаж ее дисков.
Стратегии управления конфликтами
Вы будете перенаправлены на Автор24
Управление конфликтом
Управление конфликтом представляет собой действия по предотвращению его расширения, созданию системы и условий для реализации продуктивного последствия конфликтной ситуации.
Стратегия управления конфликтной ситуацией включает набор определенных действий, среди которых может быть:
Игнорирование конфликта
Для управления конфликтной ситуацией и выбора стратегий необходимо выявление развития конфликта, уровня его возможностей, места в совокупности противоречий. Часто незначительные противоречия могут оказаться решающими и не подлежат определению.
Последствия можно заметить в виде постоянных конфликтов, но их причины видимо себя не проявляют, они остаются скрытыми. В некоторых случаях скрытые противоречия не оформлены, поэтому не проявлены в виде конфликта, что является опасной ситуацией, так как возможно ошибочное применение стратегии игнорирования.
Если не учесть скрытые противоречия, то это может повести за собой неожиданные последствия.
Устранение конфликта
Эта стратегия проводится с помощью изменений в окружающей среде конфликта, когда участники прекращают конфликтовать. Существует множество стратегий устранения или изоляции одного из участников конфликта.
При этом если сила применяется одной из сторон конфликта (например, при увольнении или переводе в другое подразделение), то также появляется возможность разрешения конфликта.
Разрешение конфликта
Разрешение конфликтной ситуации связано с изменениями в поведении и свойствах сторон, при этом они не конфликтуют.
Например, если участники конфликта стоят на разных ступенях иерархии и им принадлежит неравный объем властного ресурса, то те, кто обладает большими полномочиями, могут принимать решения об изменении формальной структуры в свою пользу.
Одним из примеров разрешения конфликтов может быть осуществление переговоров. При этом важно учитывать важное условие, что это может происходить лишь при участии сторон, которые уполномочены принимать решения об изменениях. Переговоры без участия ответственных руководителей, могут убрать противоречия сторон, враждебность в отношениях, но основные интересы останутся не решенными.
Готовые работы на аналогичную тему
Использование конфликта для своих целей
При выборе субъектами конфликта данной стратегии поведения, она будет выгодна лишь одной стороне в данной конфликтной ситуации. Например, если конфликт происходит внутри компании в формальных структурах, при котором субъектами конфликта являются рабочие места в качестве формальных ячеек (они ограничены в свободе действий, но в дивизиональных системах могут стать самостоятельными).
Эскалация конфликта
Эта стратегия предполагает не игнорирование конфликта, а управление в процессе его нарастания или разрешения. Управляющий сам может выбрать данную стратегию, как меньшую из двух зол. Помимо этого она применяется в тех случаях, когда нужно закрепить внутреннюю структуру группы или сформировать условия внутриорганизационной конкуренции рабочих мест или в процессе изменений в организационной структуре (переход к ее проектному типу).
Стратегия эскалации может использоваться посредством проведения диагностики. При этом обострение конфликта в некоторых ситуациях дает возможность выявления всех заинтересованных в объекте конфликта сторон, которые в другом случае могли бы остаться в тени, а важнейшие аспекты могли пройти мимо исследовательского внимания. Самым решающим фактором применения стратегии эскалации считается стагнация предприятия. Для выведения компании из застойного состояния иногда нужно нарушить установившееся равновесие, мешающее ее последующему развитию.
Урок 3. Предотвращение и управление конфликтами
Третий урок нашего тренинга по конфликтологии посвящён очень важной и, не будет преувеличением сказать, злободневной теме – предупреждению конфликтов и управлению ими.
В отличие от по большей части теоретизированного материала первых двух уроков, информация, представленная ниже, будет полезна не только для прочтения и осмысления, но и для непосредственного применения на практике.
Содержание:
Использовать полученные знания не составит для вас никакого труда, т.к. все они представлены с расчётом на применение в повседневной жизни.
Предотвращение конфликтов
Предотвращение (или предупреждение) конфликтов – это деятельность, направленная на создание и укрепление особых условий жизнедеятельности, способствующих исключению возможности самого возникновения конфликтов.
Меры по предупреждению конфликтов могут предпринимать:
✔ | Люди, которые хотят обезопасить себя и свои интересы от участия в конфликте, а также избежать роли пособника конфликтной ситуации. |
✔ | Люди, которые хотят помочь другим людям и предотвратить возникновение конфликтной ситуации, будучи уверенными в том, что им не придётся принимать непосредственное участие в ней. |
То, насколько эффективными окажутся действия по предупреждению конфликтов, зависит от ряда факторов и возникающих на этом пути препятствий. Как правило, в жизни не всегда удаётся достичь требуемого результата, что обусловлено причинами, имеющими как субъективный, так и объективный характер.
Субъективные причины, препятствующие предупреждению конфликтов, зависят, главным образом, от личностных особенностей человека и его способностей к прогнозированию вероятных результатов своих действий.
Объективные причины, препятствующие предупреждению конфликтов, характеризуются вмешательством в ситуацию посторонних людей и могут быть очень разнообразны. К таким препятствиям относятся:
Любое вмешательство в конфликт со стороны может происходить и возможно лишь в том случае, когда ситуация усугубляется, выходит за рамки личностного или группового взаимодействия и трансформируется в социально-опасное или социально-значимое явление. В тех же случаях, когда конфликт возможно предупредить, следует воспользоваться технологией предупреждения конфликтов.
Технология предупреждения конфликтов
Технология предупреждения конфликтов является совокупностью специальных приёмов, а также средств и методов, оказывающих воздействие как на предконфликтную ситуацию, так и на участвующих в ней субъектов.
Воздействовать на ситуацию, которая может окончиться возникновением конфликта, возможно по следующим направлениям:
Трансформировать реальность согласно ожиданиям заинтересованных субъектов, нейтрализовав тем самым предмет потенциального конфликта.
Наиболее эффективным методом, направленным на трансформацию реальности согласно ожиданиям субъектов и предупреждение конфликтной ситуации, можно назвать поддержание сотруднических отношений, т.к. во многих случаях предконфликтное взаимодействие субъектов является нейтральным и иногда возможно их сотрудничество. По этой причине особое внимание следует уделить тому, чтобы не разрушить имеющиеся взаимоотношения, а также оказать поддержку их конструктивности и усилить её.
Способы развития и поддержания сотрудничества
Среди способов развития и поддержания сотрудничества выделяют несколько основных:
Вышеназванные способы идеально подходят для применения на практике и активно используются как обычными людьми, так и специалистами в области общения и конфликтологии. Применять их можно абсолютно в любой сфере жизни и деятельности, начиная от семейной жизни и отношений с друзьями, и заканчивая профессиональной деятельностью и отношениями партнёрами по бизнесу.
В дополнение к первой части также следует упомянуть и о нормативных процедурах разрешения конфликтных ситуаций.
Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций
Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций подразумевают под собой особые механизмы, направленные на регулирование конфликтов и предконфликтных ситуаций при содействии политических, религиозных, нравственных, правовых и иных видов норм.
Эффективность таких процедур предупреждения конфликтов находится в зависимости от отношения социума и различных государственных инстанций к имеющимся нормам и последовательности их исполнения.
Отличие нормативного регулирования конфликтов от подобных институтов, действующих временно, заключается в том, что они делают систему более стабильной и определяют порядок развития и разрешения конфликтных ситуаций в его долгосрочном аспекте.
Но какими бы ни были перспективы, какие бы способы предупреждения конфликтов ни применялись вовлечёнными во взаимодействие людьми, вероятность возникновения конфликтной ситуации очень высока, о чём можно судить хотя бы по новостным сводкам, обострёнными отношениям между государствами, да и просто по картинам из нашей реальной жизни. И в случаях, когда предупредить конфликт уже не представляется возможным, на помощь приходят методы управления конфликтами.
На этой ноте мы, собственно, и переходим ко второй части нашего урока.
Методы управления конфликтами
В этой части мы детально рассмотрим девять наиболее эффективных методов управления конфликтами: уход от конфликта, бездействие, уступки и приспособление, сглаживание, скрытые действия, быстрое решение, компромисс, сотрудничество и применение силы.
Уход от конфликта
Уход от конфликта является самым популярным методом управления конфликтами. Смысл метода заключается в том, что субъект всеми силами стремится избежать конфликтной ситуации, устраняясь со «сцены» психологически, физически или экономически. Плюсом данного метода считается то, что решение о своём устранении принимается субъектом в рекордно короткие сроки. Сам же метод применяется тогда, когда конфликт не подходит к ситуации и является ненужным для одного из субъектов. Уходить от конфликта рекомендуется, если велика цена потерь в случае неуспеха.
Стимулы к применению данного метода:
Как вести себя, согласно данному методу:
Когда не следует применять данный метод:
Специалисты считают, что уход от конфликта позволяет разрешить конфликт по схеме «победа-поражение».
Бездействие
Бездействие считается особым видом ухода от конфликта. Смысл метода заключается в том, что субъект не производит абсолютно никаких расчётов и действий. Применимым бездействие считается только тогда, когда наблюдается полная неопределённость ситуации и невозможно сделать никаких прогнозов. Важно понимать, что результаты этого метода непредсказуемы, однако в некоторых случаях ситуация может разрешиться для субъекта благоприятным образом.
Уступки и приспособление
Смысл метода заключается в том, что субъект идёт на уступки, посредством уменьшения своих притязаний.
Стимулы к применению данного метода:
Наиболее вероятным вариантом исхода конфликта при применении данного метода является схема «поражение-победа».
Сглаживание
Сглаживание как метод управления конфликтом применяется тогда, когда субъект ориентирован на коллективные методы взаимодействия с противниками. Смысл метода заключается в том, что подчёркиваются общие интересы оппонентов и отрицательное воздействие конфликта на ситуацию в целом.
Стимулы к применению данного метода:
Результат разрешения конфликта может быть различным, т.е. присутствуют два варианта: «победа-победа» и «победа-поражение».
Скрытые действия
Скрытые действия применяется в случаях, когда субъект приходит к выводу, что для разрешения конфликта необходимо использовать скрытые средства.
Стимулы к применению данного метода:
Как вести себя, согласно данному методу:
Отрицательные последствия данного метода:
Результат использования скрытых действий напрямую зависит от потенциала и опыта оппонента и может быть нескольких вариантов, от варианта «победа-победа» до варианта «поражение-поражение».
Быстрое решение
Смысл метода заключается в том, что решение по поводу причины конфликта принимается в максимальное короткие сроки, можно даже сказать, мгновенно.
Стимулы к применению данного метода:
Преимущества данного метода:
Наиболее вероятным результатом применения быстрого решения является схема «победа-победа», однако для этого между оппонентами должно быть максимально полное согласие.
Компромисс
Компромисс является видом соглашения, при котором оба субъекта занимают в границах существующей конфликтной ситуации средние позиции. Метод считается классическим. Смысл метода заключается в том, что соглашение субъектов достигается благодаря их непосредственным переговорам.
Стимулы к применению данного метода:
Как вести себя, согласно данному методу:
Когда не следует применять данный метод:
Преимущества данного метода:
В результате применения компромисса оба субъекта остаются удовлетворены, но явного победителя нет.
Сотрудничество
Смысл метода заключается в том, что противостоящие субъекты действуют с целью поиска наиболее приемлемого способа разрешить конфликтную ситуацию.
Стимулы к применению данного метода:
Особая специфика данного метода:
Здесь же следует сказать об очень эффективной методике управления конфликтом посредством решения проблемы, предложенной известным американским конфликтологом Аланом Филли. Суть её сводится к следующему:
Когда не следует применять данный метод:
В большинстве случаев результатом применения сотрудничества становится схема «победа-победа».
Применение силы
Под применением силы подразумевается стремление одного из оппонентов навязать другому своё решение проблемы. Большую эффективность метод приобретает в ситуациях, когда один из субъектов обладает существенным преимуществом над другим.
Стимулы к применению данного метода:
Результатом применения силы практически всегда является схема «победа-поражение».
Как мы видим, способы управлять конфликтами весьма эффективны. Наравне с методами предупреждения конфликтов, использовать их может абсолютно любой человек и в абсолютно любой сфере жизнедеятельности. Но, кроме этого, очень важно грамотно и умело подбирать подходящий для каждой конкретной ситуации вариант управления. Старайтесь учитывать представленные особенности каждого метода – только так вы сможете получить от любого из них максимальный результат.
И напоследок ещё немного очень интересной практической информации. Чтобы вы могли более грамотно управлять конфликтами, вам следует воспользоваться разработанными специально для этого психологами рекомендациями.
Рекомендации по управлению конфликтами
Во-первых. учитывайте специфику развития конфликта. Как правило, все конфликты проходят в своём развитии следующие этапы:
Если в процессе конфликтного взаимодействия участники ведут себя адекватно и рационально, поочерёдно проходя все его стадии, то на конфликт можно повлиять. Чтобы разрешить конфликт, необходимо устранить его причину и восстановить нормальные отношения.
Поэтому:
1 | Определяйте скрытые и явные причины конфликтного взаимодействия. Важно определить их максимально чётко. |
2 | Анализируйте не только сами позиции, но и те интересы, которые за ними кроются. |
3 | Концентрируйте внимание не на позициях, а на интересах. |
4 | Разграничивайте субъектов конфликта и возникшие проблемы. |
5 | Относитесь к инициатору конфликта непредвзято и справедливо. Имейте в виду, что за претензиями и недовольством может стоять серьёзная проблема, беспокоящая человека. |
6 | Старайтесь сократить число претензий, сужая предмет конфликта. Помните, что сразу решить все проблемы невозможно. |
7 | Будьте эмоционально стабильны. Осознавайте и контролируйте свои проявления. Учитывайте личностные особенности и эмоциональное состояние всех участников конфликтного взаимодействия. |
Подходя к окончанию данного урока, можно заметить, что на предупреждение конфликтов и управлением ими направлено множество техник. Те же, о которых мы поговорили сегодня, берут за основу принципы самоуважения и осознания собственных желаний, позиций и потребностей. Но нужно стремиться уважать не только то, что касается лично вас, но и то, что касается окружающих вас людей. Только так мы сможем сделать нашу жизнь менее конфликтной и более гармоничной.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Из нашего следующего урока вы узнаете о том, какие существуют методы разрешения и урегулирования конфликтов, а также о наиболее эффективном среди них методе – методе переговоров.